Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.

ца репортера Играйте с нами! Счастливая облигация Поистине счастливым оказался 62-й тираж Государственного внутреннего зыигрышного займа 1982 года для реф- механика тралового флота Владимира Кузьмина. На одну из облигаций номер 262895 серии 079 он выиграл 5000 руб­ лей и право на первоочередную по­ купку, по его желанию, автомобиля «Нива» ВАЗ-2121. Государственный внутренний выиг­ рышный заем 1982 года выпущен сро­ ком на 20 лет с 1 января 1982 года по 1 января 2002 года в облигациях до­ стоинством 100, 50 и 25 рублей. Тиражи выигрышей проводятся 8 раз в год. А владельцам выигрышей в 10 тысяч рублей предоставляется право на пер­ воочередную покупку автомобиля «Вол­ га» или «Жигули». По тиражам текущего года северяне получили более одного миллиона двух­ сот тысяч рублей. Л. ЖУКОВА, управляющая Первомайским район­ ным отделением Сбербанка СССР Мурманска. Под светлым крылом «АЛЬБАТРОСА» В минувшее воскресенье во Дворце культуры и техники имени С. М. Кирова состоялось посвящение ребят в курсанты флотилии юных моряков «Альбатрос». * * * Вот и еще двести пятьдесят ребят в но­ веньких формах стали полноправными чле­ нами морского братства. И когда завершил­ ся праздник, посвященный этому событию и я попросила группу мальчишек поделить­ ся'своими мыслями, они наперебой стали говорить слова, которые нынче принято называть «красивыми». Максим Чуринов, Артем Мацко, Андрей Банадык и четыре Николая: Коробейников, Атмаджев, Пара­ монов и Гордеев, рассказывали, что пошли по стопам родителей, что гордятся фор­ мой и именем «моряк», что почузствозали теперь себя намного взрослее, что море — это так романтично! Шумное племя мгновенно притихло, ког­ да в зал вошли знаменосцы с флагом фло­ тилии. Не шелохнулись, пока плыл вверх на сцене вымпел с золотой эмблемой «Аль­ батроса» и алыми цифрами «17». Да, фло­ тилии нынче 17 лет. Ее выпускникоз сего­ дня можно встретить на мостиках судов, у пультов ЦПУ, в «высоких» кабинетах. Все эти годы руководители «Альбатроса» не знают покоя, добиваясь хоть мало-мальски сносных условий для занятий своих воспи­ танников. Похоже, сейчас особенно важный в этом смысле период: вот-вот должен решиться вопрос о расширении помещений. И тогда не надо будет отказывать сотням желаю­ щих стать членами флотилии, тогда станет реальностью давняя мечта о кабинетах, оборудованных настоящими приборами и механизмами, благо они уже закуплены. А пока двести пятьдесят первокурсников жадно хватаются за изучение азов мор­ ских профессий, привыкают к довольно же­ сткой дисциплине в «Альбатросе» и мечта­ ют о предстоящих морских дорогах. И почетные гости праздника, вручая пачки удостоверений курсанта старшинам смен, желали им хорошей учебы, достой­ ного мужчины поведения и семь футов под килем. Как бы ни сложились потом судьбы этих ребят, по каким бы жизненным тропам они ни пошли, память об «Альбатросе» и се­ годняшнем посвящении будут для них всегда светлым лучом... Наш корр. Неформалы о неформалах 2 декабря в областной научной биб­ лиотеке состоится очередное заседание дискуссионного клуба «Гражданская инициатива». Речь пойдет о неформаль­ ных объединениях. В работе клуба бу­ дет участвовать кандидат педагогиче­ ских наук, старший преподаватель Ле­ нинградского института культуры А. П. Марков. Члены клуба приглашают зсех желаю­ щих. Заседание начнется в 11.00 на 4 -м этаже библиотеки. Неделя саамской культуры Неделю длился этот праздник. Каждый день новые гости приезжали в Кольскую школу-пнтерпат. Запом­ нилась воспитанникам встреча с из­ вестным поэтом — саамом Аскольдом Бажановым. На импровизированные посиделки собрались деятели саам­ ской культуры. Девочки и мальчики слушали необычную для слуха речь, рассказы о коренном народе Севера, увидели старинные танцы и игры, живописные национальные одежды. Потом открылся Город мастеров, где можно было купить замысловатые вещицы из меха и бисера, изготовлен­ ные ребята.ми по саамским мотивам. Здесь же и сами мастера — школь­ ники — на глазах зрителей расписы­ вали узорами подносы, сита. Где они этому научились? На уроках труда. Учитель Л. Р. Пискунова провела открытый урок*, показав гостям, на что способны ее ученики. В Городе мастеров можно было по­ знакомиться, с представителями саам­ ской интеллигенции, которых образ­ но и артистично представила Н. Е. Афанасьева — заведующая кабине­ том национальных школ областного института усовершенствования учите­ лей, она тоже по национальности саа­ ми. Вот, например, супруги Конько­ вы из поселка Пушной — они сохра­ нили редкостное умение делать кере- жи (сани), младенческие люльки, как их исстари изготовляли саами. Гостили на празднике в интернате и первокурсники педучилища, где то­ же по традиции приобщаются к куль­ туре коренного северного народа, чтобы нести ее в саамские школы. Так впервые в древнем городо^Ко- ла прошла Неделя саамской культу­ ры. Впервые, но не в последний раз. Л А СНИМКЕ: саам сине женщины з нали толк в нарядах : смотрите, капой роскошный убор у //. Е. Афанасьевой , одного из авторов саамского букваря . Ее слушают маленькие хозяева пралд- никп и гости. О. КОНДРАШКИКА, наш «нешт. корр. Фото автозд. НА ясный ОГОНЬ собирает ребят клуб юных журналистов В ноябре в областном Дворце пио­ неров (на Семеновском озере) вела съемки группа кинематографистов Ле­ нинградской студии документальных фильмов, которой руководит режис­ сер Жанна Романова. Этот творче­ ский коллектив стал известен по пре­ дыдущей ленте «Белая ворона», ко­ торая представляла советскую кино­ документалистику на многих между­ народных* фестивалях и получила приз одного из самых престижных ки­ нофорумов в Испании наряду с филь­ мами «.Город Зеро» и «Власть Соло­ вецкая». Что же привлекло режиссера Ро­ манову в пашем Дворце пионеров? Сейчас она снимает фильм о приро­ де детского творчестца. Это будет не простой рассказ, а поэтическое раз­ мышление над истоками человеческой культуры, тайнами воображения, художественного мировосприятия. Ре-, жисс^р исходит из известной мысли о той. что все дети изначально та­ лантливы, но жизнь корректирует природный дар. приводя его в гармо­ нию или, наоборот, подавляя. В Л е­ нинграде Жанна Романова услышала много интересного о клубе юных жур­ налистов и начинающих сочнпителей- фантастов из Мурманского областно­ го Дворца пионеров. И выбрала его в числе нескольких самых ярких дет­ ских творческих объединений для съемок. ...Дым заполняет полутьму сцепы. Тяжелые складки занавеса. Сказоч­ ный фимиам. И на этом фантастиче­ ском ковчеге, оторванном от реально­ го мира, — дети. Разных возрастов, разных характеров. Они беседуют между собой, о чем-то спорят, рас­ суждают... Зачем понадобилось режиссеру по­ мещать ребят в столь экзотическую обстановку? Они привыкли работать в дворцовском кабинете, размышлять и фантазировать «па ходу» — па ули­ це, в троллейбусе, в столовой, в гар­ деробе. Но вот. оказавшись на туман­ ном островке, вдали от всех. ото всего и в то же время па виду у всех, — какие они?.. Эксперимент полу- шлся сколь неожидаиен. столь инте­ ресен. Называется эпизод «Тайная ве- 1 еря». Увидим в фильме — поспо­ рим. До съемок режиссер наблюдала ре­ бят во время встреч в клубе, беседо­ вала. читала их рассказы, рассматри­ вала удивительные, причудливые степные газеты, в которых воплоща­ лись детская фантазия, шалость и — первые размышления об окружаю­ щем. Вот, например, па занятии руково- I дитель клуба Татьяна Высоцкая пред­ лагает всем (а это ребята от 12 до 18 лет) написать коротенький рассказ «Кем я был до своего рождения». Не всякий взрослый отважится фантази­ ровать на такую тему, а дети... Один рассказал притчу, как он был обык­ новенной маленькой мушкой и сколь­ ко страхов пережил, когда из ниотку­ да вдруг появилась громадная рука со свернутой газетнной и стала на­ право и налево умерщвлять крошеч­ ных собратьев. Ребенок, увлекшись, передает ощущения страха, тревоги, желания избежать злой воли, выжить. И из этих переживаний, из борьбы за жизнь и появился он, маленький человечек, Руслан Рыжеиков, теперь уже ученик шестого класса. Другой до появления па свет божий был дере­ вом. третий — мамонтом в древние времена, четвертый — стареньким, задрипанным кораблем, пятый... всем успел побывать. А один был даже ви­ русом, п до сих пор ощущает в себе извечную борьбу микроорганизмов. Юмор, воображение и неосознанная глубина шутливых предположений по­ разили взрослых руководителей педагога Высоцкую и режиссера Ро­ манову. Начинающие журналисты делают стенные газеты, которые вполне мож­ но показывать па выставке, настоль­ ко они необычны, раскованны, ни на что не похожи — настоящие произве­ дения детского искусства. А молодые фантасты пишут о приключениях в небесах и па земле. И сами делают книжки. Иная книга выполнена так технически тщательно, что от настоя­ щей не отличишь. Такую вы не купи­ те нигде. Вот миниатюрный томик* 16- летпего Дмитрия Казнева. спрятавше­ гося под псевдонимом «Вырлеу Хыых» (а что ж вы думали — ведь инопланетянин!) — «Записки велико­ го физика». Это глубокомыслеипей- шее внеземное исследование всего и вся (на 15 страничках), явно навеян­ ное впечатлениями от вполне земного школьного урока. «Вклад в науку Вырлеу Хыыха до безобразия огро­ мен». — предваряет Kimrv цитата из великого мыслителя Чю-Щю. О даль­ нейшем содержании все ясно. Человек, затюканный суетой, забо­ тами и авоськами, в последний раз глядевший на звезды когда-то в дет­ стве, был бы в недоумении от такой книжки и непременно бы возразил: что за чепуха, разве все так, как опи­ сывает автор?! И разгорелась бы дис­ куссия. как эго нередко происходит во время собраний в клубе Высоцкой. Иногда спонтанно разыгранная шут­ ливая сцена оборачивается настоящим сатирическим спектаклем. Нет. «чи­ стая» фантастика, конечно же, иевоз можна. Она всегда, тем более в пор\ социальных катаклизмов, отражае земные реалии. Эго чувствуется фантазиях и экспромтах ребят. Так что же именно заинтересовало кинематографистов — объединение фантастов или клуб журналистов? Татьяна Высоцкая пояснила: пет > них деления па тех и других. В к^у бе начинающих журналистов ц е л ь н а пятий — вовсе не узкоспециальные знания (газетные жанры, методы ра боты и т. п.), а формирование лично сти, раскрепощение индивидуальных воззрений па мир. Это главное. Пото му что, подчеркивает руководитель без личности журналистика, как и любое творчество, — несостоятельна. А помогает этому раскрепощению ув ­ лечение фантастикой, естественное для ребят. Известно, как* трудно в наш Beit прагматизма создать сколько-нибудь устойчивое творческое объединение. Это возможно только там, где оно ограждено от «надзирательства», за- оргапнзованностн, формалистского ад ­ министрирования. Там. где приветст­ вуются самостоятельность и свобода творческого самовыражения. Теперь уже не только Татьяна Вы­ соцкая считает, что школа в нынеш­ нем ее состоянии не способна раскры ­ вать индивидуальность ребят, а, нао­ борот, нивелирует их. Яркой лично­ сти в школьной атмосфере бывает т у ­ го, «странный» ребенок превращается в «белую ворону», объект пасме*?!*;: сверстников и раздражения учителей. А нереализованная творческая энер ­ гия — опасная штука. Она чрева­ та неврозами, комплексами, душевны­ ми травмами, разочарованием в лю ­ дях. И кончается дело плохо. Не от ­ того ли так часты самоубийства сре ­ ди детей и подростков, уходы из до­ ма. йаркомаиия и токсикомания? И становится понятно, отчего т я ­ нутся ребячьи души на каждый такой творческий огонь, какой зажигается каждый вечер в областном Дворце пионеров. И даже выйдя из пионер­ ского возраста, даже окончив школу, не расстаются с клубом, с газетой, с друзьями, с незабываемыми вечерни­ ми спорами первокурсник пединститу­ та Лев Стеткевнч. Мария Роланова. Сергей Алексее^ и многие другие. Они уже сотрудничают с областными газетами, берутся за серьезные темы, выполняют редакционные задания как внештатные корреспонденты, по при этом остаются верными общему кост­ ру. когда-то объединившему их. При­ ятно сознавать, что виден он далеко... С. АРХИПОВ, (Наш кор$£) I декабря 1989 года рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz