Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.
ца репортера Играйте с нами! Счастливая облигация Поистине счастливым оказался 62-й тираж Государственного внутреннего зыигрышного займа 1982 года для реф- механика тралового флота Владимира Кузьмина. На одну из облигаций номер 262895 серии 079 он выиграл 5000 руб лей и право на первоочередную по купку, по его желанию, автомобиля «Нива» ВАЗ-2121. Государственный внутренний выиг рышный заем 1982 года выпущен сро ком на 20 лет с 1 января 1982 года по 1 января 2002 года в облигациях до стоинством 100, 50 и 25 рублей. Тиражи выигрышей проводятся 8 раз в год. А владельцам выигрышей в 10 тысяч рублей предоставляется право на пер воочередную покупку автомобиля «Вол га» или «Жигули». По тиражам текущего года северяне получили более одного миллиона двух сот тысяч рублей. Л. ЖУКОВА, управляющая Первомайским район ным отделением Сбербанка СССР Мурманска. Под светлым крылом «АЛЬБАТРОСА» В минувшее воскресенье во Дворце культуры и техники имени С. М. Кирова состоялось посвящение ребят в курсанты флотилии юных моряков «Альбатрос». * * * Вот и еще двести пятьдесят ребят в но веньких формах стали полноправными чле нами морского братства. И когда завершил ся праздник, посвященный этому событию и я попросила группу мальчишек поделить ся'своими мыслями, они наперебой стали говорить слова, которые нынче принято называть «красивыми». Максим Чуринов, Артем Мацко, Андрей Банадык и четыре Николая: Коробейников, Атмаджев, Пара монов и Гордеев, рассказывали, что пошли по стопам родителей, что гордятся фор мой и именем «моряк», что почузствозали теперь себя намного взрослее, что море — это так романтично! Шумное племя мгновенно притихло, ког да в зал вошли знаменосцы с флагом фло тилии. Не шелохнулись, пока плыл вверх на сцене вымпел с золотой эмблемой «Аль батроса» и алыми цифрами «17». Да, фло тилии нынче 17 лет. Ее выпускникоз сего дня можно встретить на мостиках судов, у пультов ЦПУ, в «высоких» кабинетах. Все эти годы руководители «Альбатроса» не знают покоя, добиваясь хоть мало-мальски сносных условий для занятий своих воспи танников. Похоже, сейчас особенно важный в этом смысле период: вот-вот должен решиться вопрос о расширении помещений. И тогда не надо будет отказывать сотням желаю щих стать членами флотилии, тогда станет реальностью давняя мечта о кабинетах, оборудованных настоящими приборами и механизмами, благо они уже закуплены. А пока двести пятьдесят первокурсников жадно хватаются за изучение азов мор ских профессий, привыкают к довольно же сткой дисциплине в «Альбатросе» и мечта ют о предстоящих морских дорогах. И почетные гости праздника, вручая пачки удостоверений курсанта старшинам смен, желали им хорошей учебы, достой ного мужчины поведения и семь футов под килем. Как бы ни сложились потом судьбы этих ребят, по каким бы жизненным тропам они ни пошли, память об «Альбатросе» и се годняшнем посвящении будут для них всегда светлым лучом... Наш корр. Неформалы о неформалах 2 декабря в областной научной биб лиотеке состоится очередное заседание дискуссионного клуба «Гражданская инициатива». Речь пойдет о неформаль ных объединениях. В работе клуба бу дет участвовать кандидат педагогиче ских наук, старший преподаватель Ле нинградского института культуры А. П. Марков. Члены клуба приглашают зсех желаю щих. Заседание начнется в 11.00 на 4 -м этаже библиотеки. Неделя саамской культуры Неделю длился этот праздник. Каждый день новые гости приезжали в Кольскую школу-пнтерпат. Запом нилась воспитанникам встреча с из вестным поэтом — саамом Аскольдом Бажановым. На импровизированные посиделки собрались деятели саам ской культуры. Девочки и мальчики слушали необычную для слуха речь, рассказы о коренном народе Севера, увидели старинные танцы и игры, живописные национальные одежды. Потом открылся Город мастеров, где можно было купить замысловатые вещицы из меха и бисера, изготовлен ные ребята.ми по саамским мотивам. Здесь же и сами мастера — школь ники — на глазах зрителей расписы вали узорами подносы, сита. Где они этому научились? На уроках труда. Учитель Л. Р. Пискунова провела открытый урок*, показав гостям, на что способны ее ученики. В Городе мастеров можно было по знакомиться, с представителями саам ской интеллигенции, которых образ но и артистично представила Н. Е. Афанасьева — заведующая кабине том национальных школ областного института усовершенствования учите лей, она тоже по национальности саа ми. Вот, например, супруги Конько вы из поселка Пушной — они сохра нили редкостное умение делать кере- жи (сани), младенческие люльки, как их исстари изготовляли саами. Гостили на празднике в интернате и первокурсники педучилища, где то же по традиции приобщаются к куль туре коренного северного народа, чтобы нести ее в саамские школы. Так впервые в древнем городо^Ко- ла прошла Неделя саамской культу ры. Впервые, но не в последний раз. Л А СНИМКЕ: саам сине женщины з нали толк в нарядах : смотрите, капой роскошный убор у //. Е. Афанасьевой , одного из авторов саамского букваря . Ее слушают маленькие хозяева пралд- никп и гости. О. КОНДРАШКИКА, наш «нешт. корр. Фото автозд. НА ясный ОГОНЬ собирает ребят клуб юных журналистов В ноябре в областном Дворце пио неров (на Семеновском озере) вела съемки группа кинематографистов Ле нинградской студии документальных фильмов, которой руководит режис сер Жанна Романова. Этот творче ский коллектив стал известен по пре дыдущей ленте «Белая ворона», ко торая представляла советскую кино документалистику на многих между народных* фестивалях и получила приз одного из самых престижных ки нофорумов в Испании наряду с филь мами «.Город Зеро» и «Власть Соло вецкая». Что же привлекло режиссера Ро манову в пашем Дворце пионеров? Сейчас она снимает фильм о приро де детского творчестца. Это будет не простой рассказ, а поэтическое раз мышление над истоками человеческой культуры, тайнами воображения, художественного мировосприятия. Ре-, жисс^р исходит из известной мысли о той. что все дети изначально та лантливы, но жизнь корректирует природный дар. приводя его в гармо нию или, наоборот, подавляя. В Л е нинграде Жанна Романова услышала много интересного о клубе юных жур налистов и начинающих сочнпителей- фантастов из Мурманского областно го Дворца пионеров. И выбрала его в числе нескольких самых ярких дет ских творческих объединений для съемок. ...Дым заполняет полутьму сцепы. Тяжелые складки занавеса. Сказоч ный фимиам. И на этом фантастиче ском ковчеге, оторванном от реально го мира, — дети. Разных возрастов, разных характеров. Они беседуют между собой, о чем-то спорят, рас суждают... Зачем понадобилось режиссеру по мещать ребят в столь экзотическую обстановку? Они привыкли работать в дворцовском кабинете, размышлять и фантазировать «па ходу» — па ули це, в троллейбусе, в столовой, в гар деробе. Но вот. оказавшись на туман ном островке, вдали от всех. ото всего и в то же время па виду у всех, — какие они?.. Эксперимент полу- шлся сколь неожидаиен. столь инте ресен. Называется эпизод «Тайная ве- 1 еря». Увидим в фильме — поспо рим. До съемок режиссер наблюдала ре бят во время встреч в клубе, беседо вала. читала их рассказы, рассматри вала удивительные, причудливые степные газеты, в которых воплоща лись детская фантазия, шалость и — первые размышления об окружаю щем. Вот, например, па занятии руково- I дитель клуба Татьяна Высоцкая пред лагает всем (а это ребята от 12 до 18 лет) написать коротенький рассказ «Кем я был до своего рождения». Не всякий взрослый отважится фантази ровать на такую тему, а дети... Один рассказал притчу, как он был обык новенной маленькой мушкой и сколь ко страхов пережил, когда из ниотку да вдруг появилась громадная рука со свернутой газетнной и стала на право и налево умерщвлять крошеч ных собратьев. Ребенок, увлекшись, передает ощущения страха, тревоги, желания избежать злой воли, выжить. И из этих переживаний, из борьбы за жизнь и появился он, маленький человечек, Руслан Рыжеиков, теперь уже ученик шестого класса. Другой до появления па свет божий был дере вом. третий — мамонтом в древние времена, четвертый — стареньким, задрипанным кораблем, пятый... всем успел побывать. А один был даже ви русом, п до сих пор ощущает в себе извечную борьбу микроорганизмов. Юмор, воображение и неосознанная глубина шутливых предположений по разили взрослых руководителей педагога Высоцкую и режиссера Ро манову. Начинающие журналисты делают стенные газеты, которые вполне мож но показывать па выставке, настоль ко они необычны, раскованны, ни на что не похожи — настоящие произве дения детского искусства. А молодые фантасты пишут о приключениях в небесах и па земле. И сами делают книжки. Иная книга выполнена так технически тщательно, что от настоя щей не отличишь. Такую вы не купи те нигде. Вот миниатюрный томик* 16- летпего Дмитрия Казнева. спрятавше гося под псевдонимом «Вырлеу Хыых» (а что ж вы думали — ведь инопланетянин!) — «Записки велико го физика». Это глубокомыслеипей- шее внеземное исследование всего и вся (на 15 страничках), явно навеян ное впечатлениями от вполне земного школьного урока. «Вклад в науку Вырлеу Хыыха до безобразия огро мен». — предваряет Kimrv цитата из великого мыслителя Чю-Щю. О даль нейшем содержании все ясно. Человек, затюканный суетой, забо тами и авоськами, в последний раз глядевший на звезды когда-то в дет стве, был бы в недоумении от такой книжки и непременно бы возразил: что за чепуха, разве все так, как опи сывает автор?! И разгорелась бы дис куссия. как эго нередко происходит во время собраний в клубе Высоцкой. Иногда спонтанно разыгранная шут ливая сцена оборачивается настоящим сатирическим спектаклем. Нет. «чи стая» фантастика, конечно же, иевоз можна. Она всегда, тем более в пор\ социальных катаклизмов, отражае земные реалии. Эго чувствуется фантазиях и экспромтах ребят. Так что же именно заинтересовало кинематографистов — объединение фантастов или клуб журналистов? Татьяна Высоцкая пояснила: пет > них деления па тех и других. В к^у бе начинающих журналистов ц е л ь н а пятий — вовсе не узкоспециальные знания (газетные жанры, методы ра боты и т. п.), а формирование лично сти, раскрепощение индивидуальных воззрений па мир. Это главное. Пото му что, подчеркивает руководитель без личности журналистика, как и любое творчество, — несостоятельна. А помогает этому раскрепощению ув лечение фантастикой, естественное для ребят. Известно, как* трудно в наш Beit прагматизма создать сколько-нибудь устойчивое творческое объединение. Это возможно только там, где оно ограждено от «надзирательства», за- оргапнзованностн, формалистского ад министрирования. Там. где приветст вуются самостоятельность и свобода творческого самовыражения. Теперь уже не только Татьяна Вы соцкая считает, что школа в нынеш нем ее состоянии не способна раскры вать индивидуальность ребят, а, нао борот, нивелирует их. Яркой лично сти в школьной атмосфере бывает т у го, «странный» ребенок превращается в «белую ворону», объект пасме*?!*;: сверстников и раздражения учителей. А нереализованная творческая энер гия — опасная штука. Она чрева та неврозами, комплексами, душевны ми травмами, разочарованием в лю дях. И кончается дело плохо. Не от того ли так часты самоубийства сре ди детей и подростков, уходы из до ма. йаркомаиия и токсикомания? И становится понятно, отчего т я нутся ребячьи души на каждый такой творческий огонь, какой зажигается каждый вечер в областном Дворце пионеров. И даже выйдя из пионер ского возраста, даже окончив школу, не расстаются с клубом, с газетой, с друзьями, с незабываемыми вечерни ми спорами первокурсник пединститу та Лев Стеткевнч. Мария Роланова. Сергей Алексее^ и многие другие. Они уже сотрудничают с областными газетами, берутся за серьезные темы, выполняют редакционные задания как внештатные корреспонденты, по при этом остаются верными общему кост ру. когда-то объединившему их. При ятно сознавать, что виден он далеко... С. АРХИПОВ, (Наш кор$£) I декабря 1989 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz