Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.
10 Жизнь сердце Первый капитан первого атомохода 5 ДЕКАБРЯ 1957 года. 12.00. Бой курантов, разносив шихся по причалу из динамиков, сливается с коман дами инженера А . Горбушки- Hai Носовые стрела долой! Кормовые стрела долой! *—Отдать курки! Последний удар курантов... Громогласное «ура» шквалом Пронеслось вдоль верфи, пло щадок стапелей, палуб рядом стоящих недостроенных судов. Первенец надводного атомо- строения медленно, как бы Нехотя, пополз по стапелю, раздвигая невидимую завесу ровой эры ледокольного фло та. Звездный час советской на уки, атомной энергетики, ин женерной мысли. А впереди Ьвездный час человека, стоя щего на причале в числе тех, Которым судьба подарила эти прекрасные мгновения. К не- f iy он шел всю жизнь, отыски вая на тернистом пути ту един ственную тропинку, которая ёедет от заветной детской меч ты К сознательному подчине нию своих поступков в дости жении цели. Он будет первым капитаном первого атомного Ледокола в мире. Позже в интервью Павел Акимович Пономарев скажет: нЯ плавал на парусных и паро вых судах, но никогда не ду- лвл, что доведется когда-ни будь вести атомный корабль, акове наша социалистическая действительность. Она обго- £Ябт даже мечту. Жизнь моя Тринедлежит морю, сердце — одине, мечта — вот здесь, на iлостике», О КАПИТАНСКОМ МОСТИ КЕ мечтают многие мальчишки. Но мог ли подумать о мостике первого ^томного вихрастый крестьян ский сын Павлуша из села Ни- Менга Архангельской губер нии? Первопроходцам всегда трудно. И неважно где. За Обычным кабинетным микро скопом или при подходе к по крытой мраком неизвестности Земле. Но есть путь по терни ям с особым случаем риска. Риска не только аа свою Жизнь, но и за жизнь сотен тысяч, миллионов людей. Атомная энергия укротима, управляема, но в любой мо мент может преподнести не поправимый «сюрприз». На ручке телеграфа лежит рука человека. Он управляет суд ном и той гигантской, не под дающейся воображению си лой, традиционно называемой Лошадиной, исчисляемой в со рок четыре тысячи. Да и эки паж — более двухсот человек. Ими уже не управлять надо, а руководить, создавать тот особый морально-психологиче ский климат, который позво лит надежно, круглосуточно работать, круша льды, прово дя караваны по самой труд ной трассе, которую могла создать природа на фасаде нашей страны. Не Мурманский берег Пашка Пономарев впервые ступил в Г0АУ' матросом парохода «Василий Великий». С интере сом поглядывали обветренные парни на единственную рыбац- «ую избушку, весело таская бревна, паклю, смолу, не пред полагая, что большинство из Них свяжет свою судьбу имен но с этим пустынным бере гом, густо усеянным бычьими i декабря 1989 года ♦Могучий ледокол спло ченности народной. Рас топит айсберги и льды воины холодной». (Из стенгазеты атомо хода «Ленин». 1957 год). лбами валунов в ковре беле сых с подпалинами лишайни ков вперемежку с разноцветь ем пушицы и иван-чая под чи стым, промытым дождями не бом. Лишь редкие березки ти хим перешептыванием нару шали тишину. Еще несколько раз приходил на Мурман ма трос Пономарев, поражаясь красоте этого края. В 1913 году Павел поступа ет в Кемскую мореходную школу, а в 1915 году призы вается на флот. Будучи на во енной службе, учится в Архан гельском мореходном учили ще и после демобилизации в 1918 году из Беломорской флотилии становится штурма ном дальнего плавания. Поз же, выполнив плавательный ценз, получил диплом капита не. В жизни Певле Акимовиче Пономарева было много жиз ненных перипетий. Работал на пароходах «Красный рыбак» («Вельмоте») и «Новая Земля» уже помощником капитана. Хорошо изучил и досконально знал Норвежский берег, гото вился занять место у телегра фа, кек ...опять стал матро сом. Будучи в загренплевении в Англии, вместе с экипажем был уволен вследствие прода жи судна архенгельскими ак- ционереми, подвластных бело- гвердейскому режиму. В мае 1921 года нанялся на норвеж ский частный пароход матро сом. А в 1922 году по прибы тии на Родину его напревляют помощником капитана на ле докол «Ленин» («Владимир Ильич»). На нем проработел до 1928 годе. Символично, что не цел путь ледокольщике не «Ле нине», тогде еще перовом, а зекончил не «Ленине» етом- ном. Молодой штурмен охотно изучеет и совершенствует не только премудрости своей профессии, но и с увлечени ем зенимеется водолезным де лом. В те времене быле созде- не оргенизеция ЭПРОН — экс педиция подводно-технических ребот особого незнечения, прообрез нынешней службы аверийно-спесетельных и под водно-технических ребот (АЭСПТР), которея все больше завоевывале авторитет и по пулярность среди молодежи. Первея крупная удече эпро- новцев — подъем 15 октября 1933 годе ледокольного паро хода «Садко», затонувшего у острове Богомолихе близ Кен- далакши. Опыт — это багеж, который не давит, и он приго дился. Однежды в Арктике судно сломало лопасть. Необ ходимо было выяснить причи ну и состояние всей винтору левой группы. Спустились во долазы, но дали оценку, не удовлетворившую капитене. Тогда Павел Акимович надел скафандр и ушел под лед че рез майну, вырубленную во льду под кормой ледокола. Когда осмотр был закончен и он подал сигнал, чтобы его поднимали, начелись сжатие и подвижка льда. Как только он оказелся в шлюпке, двухмет ровые льды сомкнулись над прорубью. Осмотр подводной части ледокола был произве ден квалифицировенно. Риск, но на грани разумного, в ин тересах дела. Арктика полна неожиданно стей. И только самой дорогой ценой — ценой человеческих жизней — ее можно познать, понять, почувствовать. Без риске, этой особой привилегии северян, нельзя. Он кек сим вол и кек плете зе то пре- кресное и удивительное дело, которым люди, избревшие профессию моряке, посвяти ли жизнь. Зе то прекресное видение, которым природа щедро нагреждеет умеющего видеть. П ЕРСПЕКТИВНОГО МОРЯ КА рекомендовели не ледокол «Кресин» в кече- стве стершего 'помощнике ка питене, а через четыре меся це — он кепитен «Ермеке». Семь лет Певел Акимович ре- ботел не «Ермеке» и «Креси- не» кепитеном, учествуя в проводках судов по Севмор- пути. Были и трудности, но бы ли и радости от необычных рейсов, ставших теперь до стоянием истории. Это участие в спасении экипажа с дири жабля «Италия», за что полу чил первую правительственную награду — орден Трудового Красного Знамени. Это и спа сение немецкого пассажирско го парохода «Монте-Сер вантес». Это и помощь заже- тому во льдах и оставшемуся на зимовку своему первому ледоколу «Ленин» («Владимир Ильич»). Но, пожалуй, одним из сложных и напряженных рейсов того периода для Пав ла Акимовича, по его собст венному мнению, была экспе диция по спасению челюскин цев. * Ледокол «Красин» 23 марте 1934 годе вышел из Ленингре- де и должен был через Па намский канал пройти в Чукот ское море. Для ледокола пла- вение в открытом океане — поистине испытание. Имея яй цеобразную форму корпуса, наиболее оптимальную для работы во льдах, он словно ванька-встеньке качелся даже при небольшом шторме, а тут несколько тысяч штормовых миль через два океане. По пу ти необходимо было бункеро ваться, пополнить запасы прес ной воды, продовольствия. Од ним из заходов был порт Ванкувер. Фарветер проходил через узкость Сеймур, овеян ную мрачной славой кладбище кораблей. Приливы и отливы дважды в сутки создавели мощные, до двенадцати узлов, течения, и сотни кораблей, раз бившись о крутые скалы, нахо дили свой конец не дне. Пев- лу Акимовичу семи кенадцы в порту Унион-Бей рекомендо вали взять лоцмане. Но капи тана «Красина» толкнули на риск не азарт и желание пока- зеть свое мастерство судово дителя. Море лихости не про щает, оно боготворит смелость и трезвый расчет. За лоцман скую проводку надо было пла тить золотом. В стране каж дый валютный рубль был на учете. Только-только начели выкарабкиваться из разрухи и голода. Поэтому риск был подчинен здравому рассудку. Даже видавшие виды канед- ские моряки с восторгом при ветствовали советского капи тене, прошедшего узкость и с ювелирной точностью ошвер- товавшего судно у причалов Ванкувера. В челюскинской эпопее «Красин» хотя и не ус пел к «лагерю Шмидта», но сыграл свою роль при провод ке судов, на которых были члены экипаже, доставленные со льдины летчиками, снял с острова Врангеля группу зи мовщиков, проживавших там уже пять лет. Ненизывелись на ниточку времени вереницы дней, про летели годы. Не несколько лет, после длительного переходе через две океене, Пономереве непревляют реботеть не тренс- портные суде зегренплевения. В 1938 году Певел Акимович просится опять не ледоколы. Опыт реботы есть, душе и сердце требовели настоящего деле. Его просьбу удовлетво рили, и до нечеле войны он — кепитан флегмене ледокольно го флоте того времени «И. Стелине». Не этом ледоколе он и встретил грозный сорок пер вый. С 1942 годе и до конце войны зещищел Родину не ле доколе «Л. Кегенович». Период войны у кеждого ка питене несыщен большими и яркими событиями. Проявились воля, херектер, мужество и у Павле Акимовиче. И опять риск. Он постоянный спутник Пономереве, видимо, потому, что мысль всегде быле подчи- нене поиску оптимельного пути из, кезелось бы, безвы ходных ситуеций. Тек было и в невигецию 1942 годе, ксгде многолетние пековые льды зе- блокировели традиционные курсы. Но фронт не мог ждеть улучшения ледовой об- стеновки, керевены с военны ми грузами должны идти. Уже не капитан, а командир воен ного ледокола «Адмирал Ла зарев», Пономарев принимает решение проводить конвои не изведанным фарватером по цепочке 9— 10 -метровых глубин от мыса Челюскина на полу остров Таймыр до Берингова пролива. Дважды караваны под проводкой ледокола под непрерывными атаками само летов противника пересекали восточную часть Севморпути. Более двух десятков судов с военными грузами прибыли в порт назначения... О ТГРЕМЕЛИ ЗАЛПЫ второй мировой войны. На груди у Павле Акимовиче ря дом с орденеми Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и «Знака Почета» за сверкали орден Ленина и ор ден Отечественной войны вто рой степени. Это награда за те бессонные военные навигеции, после которых и в мирное время нет-нет да и кольнет в сердце, напомня б о й враже ских налетов, грохот глубин ных бомб, зловещий отблеск перископа фашистской субма- рины. Начались опять обычные трудовые будни. Обычные с виду, но по-прежнему напря женные, трудные, проверяю щие и металл, и людей на прочность. Пономарев работал капитеном на ледоколах «В. Молотов», «Капитан Белоусов», позже капитаном-наставником и наблюдателем во Франции за постройкой очередного ле докола- по закезу нашей стра ны. И вот 1957 год. Год, к ко торому готовился всю жизнь. Раскачивается корпус буду щего «монстра» Арктики, только спущенного на воду. Впереди два достроечных го да. И только 3 декабря 1959 года рука человека, который в особой и обостренной степени обладел чувством цели, легла на ручку телеграфе. Первая швартовка у священного ме ста в Ленинграде. Отсюда «Ав рора» дале с б о й исторический залп, а теперь весь Ленинград любовался прекрасными ли- ^ ниями нового судна, символи зирующего преемственность поколений, эстафету славных дел от первого выстрела и до нынешнего достижения социа листического строя. Вот он, звездный час капитене Павла Акимовича Пономареве. Н е м н о г о довелось проре- ботеть Павлу Акимовичу на атомоходе. Но и за это короткое время он успел подготовить достойных преем ников, воспитеть целую плеяду будущих известных кепитенов. Один из них Б. М. Соколов. * Кек принял в 1961 году он ето- моход, тек с тех пор не поки- деет кепитенский мостик, став зе это время Героем Социе- листического Труде, вписев не одну яркую стреницу в освое ние Севморпути. А у Пономе реве пошетнулось здоровье, и он ушел на зеслуженный от дых. Уходят кепитены от дел, уходят из жизни. Но деле их живут в преемникех, в имени ^ не борту судов. Дизель-электроход «Певел Пономерев» — современное судно ледового клессе, кото рое тоже имеет в своей био- грефии зеветное слово «впер вые». Впервые тренспорт 1 мая 1978 годе под проводкой ле доколе «Кепитен Сорокин» (ка- питен В. С. Векуле) пришел в порт Дудинке и теким обра зом невигация стеле круглого дичной. Как сказел тогда в интервью капитен дизель- электрохода «Павел Понома рев» В. Н. Галкин, «это истори ческое достижение мы посвя- щеем человеку, чье имя носит судно и чье 82-летие со дня рождения мы скоро будем от- мечеть». Моряки помнят человека, который свою жизнь посвятил морю, Арктике, Северу. В. ПРОСТИХИН, член Союза журналистов СССР. рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz