Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.

10 Жизнь сердце Первый капитан первого атомохода 5 ДЕКАБРЯ 1957 года. 12.00. Бой курантов, разносив­ шихся по причалу из динамиков, сливается с коман­ дами инженера А . Горбушки- Hai Носовые стрела долой! Кормовые стрела долой! *—Отдать курки! Последний удар курантов... Громогласное «ура» шквалом Пронеслось вдоль верфи, пло­ щадок стапелей, палуб рядом стоящих недостроенных судов. Первенец надводного атомо- строения медленно, как бы Нехотя, пополз по стапелю, раздвигая невидимую завесу ровой эры ледокольного фло­ та. Звездный час советской на­ уки, атомной энергетики, ин­ женерной мысли. А впереди Ьвездный час человека, стоя­ щего на причале в числе тех, Которым судьба подарила эти прекрасные мгновения. К не- f iy он шел всю жизнь, отыски­ вая на тернистом пути ту един­ ственную тропинку, которая ёедет от заветной детской меч­ ты К сознательному подчине­ нию своих поступков в дости­ жении цели. Он будет первым капитаном первого атомного Ледокола в мире. Позже в интервью Павел Акимович Пономарев скажет: нЯ плавал на парусных и паро­ вых судах, но никогда не ду- лвл, что доведется когда-ни­ будь вести атомный корабль, акове наша социалистическая действительность. Она обго- £Ябт даже мечту. Жизнь моя Тринедлежит морю, сердце — одине, мечта — вот здесь, на iлостике», О КАПИТАНСКОМ МОСТИ­ КЕ мечтают многие мальчишки. Но мог ли подумать о мостике первого ^томного вихрастый крестьян­ ский сын Павлуша из села Ни- Менга Архангельской губер­ нии? Первопроходцам всегда трудно. И неважно где. За Обычным кабинетным микро­ скопом или при подходе к по­ крытой мраком неизвестности Земле. Но есть путь по терни­ ям с особым случаем риска. Риска не только аа свою Жизнь, но и за жизнь сотен тысяч, миллионов людей. Атомная энергия укротима, управляема, но в любой мо­ мент может преподнести не­ поправимый «сюрприз». На ручке телеграфа лежит рука человека. Он управляет суд­ ном и той гигантской, не под­ дающейся воображению си­ лой, традиционно называемой Лошадиной, исчисляемой в со­ рок четыре тысячи. Да и эки­ паж — более двухсот человек. Ими уже не управлять надо, а руководить, создавать тот особый морально-психологиче­ ский климат, который позво­ лит надежно, круглосуточно работать, круша льды, прово­ дя караваны по самой труд­ ной трассе, которую могла создать природа на фасаде нашей страны. Не Мурманский берег Пашка Пономарев впервые ступил в Г0АУ' матросом парохода «Василий Великий». С интере­ сом поглядывали обветренные парни на единственную рыбац- «ую избушку, весело таская бревна, паклю, смолу, не пред­ полагая, что большинство из Них свяжет свою судьбу имен­ но с этим пустынным бере­ гом, густо усеянным бычьими i декабря 1989 года ♦Могучий ледокол спло­ ченности народной. Рас­ топит айсберги и льды воины холодной». (Из стенгазеты атомо­ хода «Ленин». 1957 год). лбами валунов в ковре беле­ сых с подпалинами лишайни­ ков вперемежку с разноцветь­ ем пушицы и иван-чая под чи­ стым, промытым дождями не­ бом. Лишь редкие березки ти­ хим перешептыванием нару­ шали тишину. Еще несколько раз приходил на Мурман ма­ трос Пономарев, поражаясь красоте этого края. В 1913 году Павел поступа­ ет в Кемскую мореходную школу, а в 1915 году призы­ вается на флот. Будучи на во­ енной службе, учится в Архан­ гельском мореходном учили­ ще и после демобилизации в 1918 году из Беломорской флотилии становится штурма­ ном дальнего плавания. Поз­ же, выполнив плавательный ценз, получил диплом капита­ не. В жизни Певле Акимовиче Пономарева было много жиз­ ненных перипетий. Работал на пароходах «Красный рыбак» («Вельмоте») и «Новая Земля» уже помощником капитана. Хорошо изучил и досконально знал Норвежский берег, гото­ вился занять место у телегра­ фа, кек ...опять стал матро­ сом. Будучи в загренплевении в Англии, вместе с экипажем был уволен вследствие прода­ жи судна архенгельскими ак- ционереми, подвластных бело- гвердейскому режиму. В мае 1921 года нанялся на норвеж­ ский частный пароход матро­ сом. А в 1922 году по прибы­ тии на Родину его напревляют помощником капитана на ле­ докол «Ленин» («Владимир Ильич»). На нем проработел до 1928 годе. Символично, что не­ цел путь ледокольщике не «Ле­ нине», тогде еще перовом, а зекончил не «Ленине» етом- ном. Молодой штурмен охотно изучеет и совершенствует не только премудрости своей профессии, но и с увлечени­ ем зенимеется водолезным де­ лом. В те времене быле созде- не оргенизеция ЭПРОН — экс­ педиция подводно-технических ребот особого незнечения, прообрез нынешней службы аверийно-спесетельных и под­ водно-технических ребот (АЭСПТР), которея все больше завоевывале авторитет и по­ пулярность среди молодежи. Первея крупная удече эпро- новцев — подъем 15 октября 1933 годе ледокольного паро­ хода «Садко», затонувшего у острове Богомолихе близ Кен- далакши. Опыт — это багеж, который не давит, и он приго­ дился. Однежды в Арктике судно сломало лопасть. Необ­ ходимо было выяснить причи­ ну и состояние всей винтору­ левой группы. Спустились во­ долазы, но дали оценку, не удовлетворившую капитене. Тогда Павел Акимович надел скафандр и ушел под лед че­ рез майну, вырубленную во льду под кормой ледокола. Когда осмотр был закончен и он подал сигнал, чтобы его поднимали, начелись сжатие и подвижка льда. Как только он оказелся в шлюпке, двухмет­ ровые льды сомкнулись над прорубью. Осмотр подводной части ледокола был произве­ ден квалифицировенно. Риск, но на грани разумного, в ин­ тересах дела. Арктика полна неожиданно­ стей. И только самой дорогой ценой — ценой человеческих жизней — ее можно познать, понять, почувствовать. Без риске, этой особой привилегии северян, нельзя. Он кек сим­ вол и кек плете зе то пре- кресное и удивительное дело, которым люди, избревшие профессию моряке, посвяти­ ли жизнь. Зе то прекресное видение, которым природа щедро нагреждеет умеющего видеть. П ЕРСПЕКТИВНОГО МОРЯ­ КА рекомендовели не ледокол «Кресин» в кече- стве стершего 'помощнике ка­ питене, а через четыре меся­ це — он кепитен «Ермеке». Семь лет Певел Акимович ре- ботел не «Ермеке» и «Креси- не» кепитеном, учествуя в проводках судов по Севмор- пути. Были и трудности, но бы­ ли и радости от необычных рейсов, ставших теперь до­ стоянием истории. Это участие в спасении экипажа с дири­ жабля «Италия», за что полу­ чил первую правительственную награду — орден Трудового Красного Знамени. Это и спа­ сение немецкого пассажирско­ го парохода «Монте-Сер­ вантес». Это и помощь заже- тому во льдах и оставшемуся на зимовку своему первому ледоколу «Ленин» («Владимир Ильич»). Но, пожалуй, одним из сложных и напряженных рейсов того периода для Пав­ ла Акимовича, по его собст­ венному мнению, была экспе­ диция по спасению челюскин­ цев. * Ледокол «Красин» 23 марте 1934 годе вышел из Ленингре- де и должен был через Па­ намский канал пройти в Чукот­ ское море. Для ледокола пла- вение в открытом океане — поистине испытание. Имея яй­ цеобразную форму корпуса, наиболее оптимальную для работы во льдах, он словно ванька-встеньке качелся даже при небольшом шторме, а тут несколько тысяч штормовых миль через два океане. По пу­ ти необходимо было бункеро­ ваться, пополнить запасы прес­ ной воды, продовольствия. Од­ ним из заходов был порт Ванкувер. Фарветер проходил через узкость Сеймур, овеян­ ную мрачной славой кладбище кораблей. Приливы и отливы дважды в сутки создавели мощные, до двенадцати узлов, течения, и сотни кораблей, раз­ бившись о крутые скалы, нахо­ дили свой конец не дне. Пев- лу Акимовичу семи кенадцы в порту Унион-Бей рекомендо­ вали взять лоцмане. Но капи­ тана «Красина» толкнули на риск не азарт и желание пока- зеть свое мастерство судово­ дителя. Море лихости не про­ щает, оно боготворит смелость и трезвый расчет. За лоцман­ скую проводку надо было пла­ тить золотом. В стране каж­ дый валютный рубль был на учете. Только-только начели выкарабкиваться из разрухи и голода. Поэтому риск был подчинен здравому рассудку. Даже видавшие виды канед- ские моряки с восторгом при­ ветствовали советского капи­ тене, прошедшего узкость и с ювелирной точностью ошвер- товавшего судно у причалов Ванкувера. В челюскинской эпопее «Красин» хотя и не ус­ пел к «лагерю Шмидта», но сыграл свою роль при провод­ ке судов, на которых были члены экипаже, доставленные со льдины летчиками, снял с острова Врангеля группу зи­ мовщиков, проживавших там уже пять лет. Ненизывелись на ниточку времени вереницы дней, про­ летели годы. Не несколько лет, после длительного переходе через две океене, Пономереве непревляют реботеть не тренс- портные суде зегренплевения. В 1938 году Певел Акимович просится опять не ледоколы. Опыт реботы есть, душе и сердце требовели настоящего деле. Его просьбу удовлетво­ рили, и до нечеле войны он — кепитан флегмене ледокольно­ го флоте того времени «И. Стелине». Не этом ледоколе он и встретил грозный сорок пер­ вый. С 1942 годе и до конце войны зещищел Родину не ле­ доколе «Л. Кегенович». Период войны у кеждого ка­ питене несыщен большими и яркими событиями. Проявились воля, херектер, мужество и у Павле Акимовиче. И опять риск. Он постоянный спутник Пономереве, видимо, потому, что мысль всегде быле подчи- нене поиску оптимельного пути из, кезелось бы, безвы­ ходных ситуеций. Тек было и в невигецию 1942 годе, ксгде многолетние пековые льды зе- блокировели традиционные курсы. Но фронт не мог ждеть улучшения ледовой об- стеновки, керевены с военны­ ми грузами должны идти. Уже не капитан, а командир воен­ ного ледокола «Адмирал Ла­ зарев», Пономарев принимает решение проводить конвои не­ изведанным фарватером по цепочке 9— 10 -метровых глубин от мыса Челюскина на полу­ остров Таймыр до Берингова пролива. Дважды караваны под проводкой ледокола под непрерывными атаками само­ летов противника пересекали восточную часть Севморпути. Более двух десятков судов с военными грузами прибыли в порт назначения... О ТГРЕМЕЛИ ЗАЛПЫ второй мировой войны. На груди у Павле Акимовиче ря­ дом с орденеми Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и «Знака Почета» за­ сверкали орден Ленина и ор­ ден Отечественной войны вто­ рой степени. Это награда за те бессонные военные навигеции, после которых и в мирное время нет-нет да и кольнет в сердце, напомня б о й враже­ ских налетов, грохот глубин­ ных бомб, зловещий отблеск перископа фашистской субма- рины. Начались опять обычные трудовые будни. Обычные с виду, но по-прежнему напря­ женные, трудные, проверяю­ щие и металл, и людей на прочность. Пономарев работал капитеном на ледоколах «В. Молотов», «Капитан Белоусов», позже капитаном-наставником и наблюдателем во Франции за постройкой очередного ле­ докола- по закезу нашей стра­ ны. И вот 1957 год. Год, к ко­ торому готовился всю жизнь. Раскачивается корпус буду­ щего «монстра» Арктики, только спущенного на воду. Впереди два достроечных го­ да. И только 3 декабря 1959 года рука человека, который в особой и обостренной степени обладел чувством цели, легла на ручку телеграфе. Первая швартовка у священного ме­ ста в Ленинграде. Отсюда «Ав­ рора» дале с б о й исторический залп, а теперь весь Ленинград любовался прекрасными ли- ^ ниями нового судна, символи­ зирующего преемственность поколений, эстафету славных дел от первого выстрела и до нынешнего достижения социа­ листического строя. Вот он, звездный час капитене Павла Акимовича Пономареве. Н е м н о г о довелось проре- ботеть Павлу Акимовичу на атомоходе. Но и за это короткое время он успел подготовить достойных преем­ ников, воспитеть целую плеяду будущих известных кепитенов. Один из них Б. М. Соколов. * Кек принял в 1961 году он ето- моход, тек с тех пор не поки- деет кепитенский мостик, став зе это время Героем Социе- листического Труде, вписев не одну яркую стреницу в освое­ ние Севморпути. А у Пономе­ реве пошетнулось здоровье, и он ушел на зеслуженный от­ дых. Уходят кепитены от дел, уходят из жизни. Но деле их живут в преемникех, в имени ^ не борту судов. Дизель-электроход «Певел Пономерев» — современное судно ледового клессе, кото­ рое тоже имеет в своей био- грефии зеветное слово «впер­ вые». Впервые тренспорт 1 мая 1978 годе под проводкой ле­ доколе «Кепитен Сорокин» (ка- питен В. С. Векуле) пришел в порт Дудинке и теким обра­ зом невигация стеле круглого­ дичной. Как сказел тогда в интервью капитен дизель- электрохода «Павел Понома­ рев» В. Н. Галкин, «это истори­ ческое достижение мы посвя- щеем человеку, чье имя носит судно и чье 82-летие со дня рождения мы скоро будем от- мечеть». Моряки помнят человека, который свою жизнь посвятил морю, Арктике, Северу. В. ПРОСТИХИН, член Союза журналистов СССР. рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz