Рыбный Мурман. 1989 г. Август.
1 0 Морские истории I i Анатолий Иванович Малыгин, бывший капитан М урманского тралового флота, ветеран вой* ны и труда, знаком читателям «Рыбного Мурмана» — он не раз рассказывал о боевых буднях североморцев, о тру жениках тыла. Но ему дове лось работать и в Арктике . Сегодня «го рассказ — об одном из случаев («морских историй») тех лет. 4. Симаков А . С. — т р е т и й п ом ощ ни к ка пи та на . 5. И н ки н Н. А . — с та рш и й м е ха ни к . 6. К у х т и н И. Б. — второй м е х а н и к . 7. См оло куров Федот — тр е ти й м е ха ни к . 8. Т р е ть я ко в Ф . И. — моторист. 9. Зам я тин Н. С. — радист. 10. Молоков Клим — боцман . 11. М алы гин А . И. — матрос. 12. Дорофеев Петр — матрос. 13. Т р е ть я ко в Иван — матрос. 14. Т р е ть я ко в М ихаил — матрос. 15. Голубин Я ко в — матрос. 16. Ш ум ило в Петр — матрос . 17. Ковалев Н и колай — повар . 18. З ад в и н с ки й Павел — ю н га . Начальник экспедиции ЭПРОНа Н. А. Клих, его водолазы и разнора бочие разместились в новом помеще нии, оборудованном в главном трю ме «Леигосторга». Все оборудование и материалы экспедиции ЭПРОНа были погружены на борт судна, за- найтовлены, уложены по штатным местам различные приборы. В половине июня 1937 года «Лен госторг» покинул родной порт Мур манск. Сделали остановку в губе Б. Волоковая, где приняли небольшую партию водолазов во главе со стар шим Василием Ивановичем Ферапон товым. С выходом из Кольского залива взяли курс на Чешскую губу — к мы су Святой Нос. Помню, заступив на вахту, начал брать высоты солнца с помощью угломерного прибора — секстана, чтобы определиться астро номическим путем. Взяв одну высо- ных котла, оставив один под парами для отопления, освещения и радио связи. Начался дрейф во льдах. В марте 1920 года пароход коснулся грунта в районе мыса Святой Нос в Чешской губе. Начался сильный шторм и «Ивана Сусанина» выжало льдом на берег. На запросы по радио никто не отве чал. Кончилось топливо —- пришлось погасить последний вспомогательный котел. Остались без тепла, электри ческого света и радиосвязи. Перешли жить в твиндек. Отапливались печ ками-времянками, изготовленными из железных бочек, кирпича и камня. Появились первые больные. Решено было отправить людей на оленьих упряжках через Мезень в Архан гельск, оставив около 10 человек для охраны судна. Более года пробыл я на аварийном судне, затем меня доставили в Ар хангельск и там лишили диплома на вечные времена, а л/п «Иван Суса нин» был переименован в «Иван Скуратов »£ Я уехал на Волгу и жил там 16 лет — до тех пор, пока не прочитал заметку в «Правде», где сообщалось, что в 1937 году будет снят с берега л/п «И. Скуратов», выжатый льдами в районе мыса Святой Нос в 1920 году. В этой газете сообщалось так же, что для снятия парохода требу ются рабочие различных специально стей. Я поехал в Москву и завербо вался подсобным рабочим. Не смогу А. МАЛЫГИН Гибель „Ленгосторга, , 1. Спасатели Никто из экипажа зверобойного судна «Ленгосторг» не думал, что это будет его последний арктический рейс. А начинался он успешно.. Но — все по порядку... В мае 1937 года «Ленгосторг» вер нулся с промысла гренландского тю леня в Белом море. Начальник зве робойного отдела Главсевморпути Петр Андреевич Кузьмин сообщил капитану Дмитрию Михайловичу Ап полонову, что его судно передается ЭПРОНу Северного флота. (Для мо лодых читателей: ЭПРОН — экспе диция подводных работ особого на значения.) Вскоре начали комплектацию команды и переоборудование главно го трюма под жилое помещение для водолазов и вспомогательных рабо чих. Д. М. Апполонов передал коман дование судном вновь назначенному капитану, многоопытному полярному мореплавателю Андрею Васильевичу Михееву. Начальником экспедиции ЭПРОНа был назначен капитан дальнего пла вания Николай Александрович Клих. Предстояла интересная, еще не зна комая нам работа — поднятие с мор ского дна в Карских Воротах ледо кольного Краснознаменного парохода «А. Сибиряков» и ледокольного па рохода «Иван Сусанин» (он же «Иван Скуратов»), выжатого льдами в Чеш ской губе на мыс Святой Нос в 1920 году. Мне, как второму помощнику на питана, по долгу службы выпала за бота получать котловое довольствие, обмундирование и снаряжение. Зани мался этим тщательно. Память и записи сохранили состав команды. Приведу ее полностью, воз можно, читателям пригодится. 1. Михеев А. В. — напи тан . 2. А н туф ье в И. И. — с та рш и й пом ощ н и к напи тана . 3. М алы гин А . И. — второй п о м ощ н и к ка п и та н а . ту, Е п ж у , ко мне подходит человек лет шестидесяти. Одет в полусукон ную тужурку. Неприглядный вид до полняли поношенная кепка и кирзо вые сапоги. Поздоровавшись со мной, он попросил разрешения...- взять в руки секстан. Я, конечно, секстана не дал, сказав, что это «не прибор для колки сахара». Постояв несколь ко минут на мостике, мужчина ушел. Окончив вахту и поужинав, я со брался отдохнуть. Вдруг — стук в дверь. «Войдите!» в каюту вошел опять тот же пожилой человек, ко торый поднимался на мостик ко мне во время вахты. Предложив гостю кресло, задал ему-вопрос: «Кто вы такой и почему интересуетесь сек станом?» Неожиданный визитер по просил меня никому и никогда не рассказывать о том, что он сейчас поведает. Встав, протянул руку и сказал: «Будем знакомиться! Я быв ший капитан ледокольного парохода «Иван Сусанин» Баранов Михаил Николаевич. Лишен диплома на веч ные времена в 1921 году». Меня это очень удивило. Познако мившись, гость начал свой рассказ. «...В конце ноября 1919 года, ког да Архангельск был еще оккупиро ван английскими войсками, командо вание англичан направило ледоколь ный пароход «Иван Сусанин» в реку Печору за оленьим мясом. Набрав полный груз, «Иван Сусанин» в кон це декабря вышел из Печоры, но вви ду тяжелой ледовой обстановки и ма лых запасов угля лег в дрейф в рай оне острова Колгуев. Наступил но вый 1920 год. Под напором Красной Армии английские войска убрались из Архангельска, генерал Миллер бе жал со своей свитой на ледоколах «Минин» и «Пожарский». Архан гельск стал советским. Командование «Ивана Сусанина» неоднократно делало по радио запрос в Архангельск, информируя о своем бедственном положении, но ответа не было. Решили зайти обратно в лед Чешской губы и погасить два основ- вам передать, как хочется увидеть свой пароход...» Я был тронут до глубины души рассказом Михаила Николаевича. Но как облегчить его судьбу, как помочь? А наш уговор? Решившись, я пошел в кают-компанию, где нахо дились капитан «Леигосторга» и на чальник экспедиции ЭПРОНа, и рас сказал им обо всем, что услышал от бывшего капитана Баранова. Мне не поверили. Михеев и Клих сказали, что прекрасно знают в лицо капитана Баранова, что среди участ ников экспедиции его быть не может. От обиды у меня сжалось сердце. Я спустился в помещение, где распо ложились разнорабочие экспедиции ЭПРОНа, и пригласил М. Н. Барано ва в кают-компанию. Ни капитан А. В. Михеев, ни начальник экспеди ции ЭПРОНа К, А. Клих не призна ли в нем бывшего капитана парохода «Иван Скуратов» они были «на веселе»... Представляю, с какой оби дой ушел Баранов, как провел ночь... Наутро, сидя в кают-компании, я вновь повторил сказанное вчера. Вто рой раз мною был приглашен капи тан Баранов. С трезвыми головами Михеев и Клих «опознали» бывшего коллегу и начались... объятия. Я был рад не меньше их. * Через несколько суток мы пришли на то место, где должен быть «И. Скуратов» и... не обнаружили паро хода. По рассказам начальника экс педиции, Главное управление Севмор- пути получало информацию в тече ние 16 лет о том, что пароход на ходится на берегу, цел и невредим. Во время зимнего зверобойного про мысла в его помещениях проживали промысловики-зверобои. И вот к нашему приходу ледокольного паро хода «Иван Скуратов» на месте не оказалось: его весной 1937 года вме сте с ледовым припаем сняло с грун та и под действием сильного ветра унесло в море, где он затонул. Где затонул — не известно. Наши поиски не привели к желаемым результатам. Бывший капитан л/п «И. Скуратов» М. Н. Баранов поник головой... Начальник экспедиции • ЭПРОНа А. В. Клих принял решение: следо вать в Карские Ворота — к месту аварии ледокольного парохода «А лее^ сандр Сибиряков», который выско чил на камни в ноябре 1936 года. Карские Ворота оказались забитыми сплошным льдом. Пришлось зайти в Югорский Шар — ждать улучшения ледовой обстановки. Экипаж и экс педиция ЭПРОНа начали подготовку к снятию с камней л/п «А. Сибиря ков», проверяя на борту насосы, .мо торы, компрессоры — все, что по требуется для работы на аварийном пароходе. Форсируя ледовые перемычки, ра ботая переменными ходами главной машины, наконец подошли к левому борту «А. Сибирякова». Началась вы грузка необходимых материалов, мо торов, приборов с борта нашего суд на на борт ледокола. Через несколько дней из Мурман ска пришел буксир «Памяти Русла на», который привел металлическую баржу. Он поставил ее к правому борту «А. Сибирякова». С этого мо мента все силы были брошены на разборку главной машины и вспомо гательных механизмов аварийного докола. После разборки, очистки от ржавчины и грязи детали механиз мов смазывались и погружались в баржу, чтобы облегчить корпус «А. Сибирякова». На буксирном пароходе «Памяти Руслана» произошла перестановка командования. По распоряжению на чальника экспедиции ЭПРОНа был назначен старшим помощником капи тана М. Н. Баранов. Я был рад та кому повороту событий. А что уж тут говорить о самом Баранове, дважды пережившем трагедию свое го ледокола. Место начавшихся спасательных работ было окружено сплошными льдами, поэтому волнения моря не ощущалось, стоять у борта «А. Си- бирякова» нашему судну и барже было абсолютно безопасно.; В конце июля 1937 года буксир ный пароход «Памяти Руслана» при буксировал две баржи-понтона, ца которых находилось и 16 ферм- книц. Сделаю некоторые пояснения^ Каждая ферма-кница принимала на себя давление со стороны баржи-пон тона до 32 тонн. Кницы были при креплены к бортам «Сибирякова» (по 8 штук на каждый борт) таким об разом, что нижняя кромка их была расположена параллельно ватерлинии. Баржи-понтоны в полузатопленном состоянии подвели под фермы-кницы. К этому времени камни под главной машиной и под трюмом № 3 были водолазами взорваны, пробоина е трюме временно залатана. Рано утром 1 сентября 1937 года начали "продувать баржи-понтоны с помощью компрессоров системы ХТЗ и ЧТЗ. Около 20 часов л/п «Алек сандр Сибиряков» был снят с кам ней и с помощью «Леигосторга» и «Памяти Руслана» отбуксирован в з а лив Пахтусова. Так закончилась глав ная часть рейса. Со 2 сентября 1937 года по рас поряжению Управления Главсевмор пути «Ленгосторг» был передан в распоряжение островного хозяйства. Доставляли промысловикам п р о д у к ты ^ питания, снаряжение, топливо, одеж ду» получая все это на базах Новой Земли. Увозили также добычу про мысловиков в виде рыбы (гольца) в бочках или сало тюленей. Развозили по становищам Новой Земли новые дома в разобранном ви де, а бригады архангельских плотни ков их собирали. Приходилось до ставлять и авиабензин в бочках на метеорологические станции. Полярная экспедиция по обеспече нию промысловиков Новой Земли з а вершилась. Предпоследняя наша ос тановка была в архипелаге островов Пахтусова, где мы приняли от ры- баков-зверобоев около 10 тонн голь ца в бочках и около 20 тонн сала на шкуре тюленя-белухи. Приняли н а .борт и пассажиров — семью зверобоя-рыбака Александра Васильевича Миллера. Семья состоя ла из 11 человек, из них 9 детей. 25 августа рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz