Рыбный Мурман. 1989 г. Август.

1 0 Морские истории I i Анатолий Иванович Малыгин, бывший капитан М урманского тралового флота, ветеран вой* ны и труда, знаком читателям «Рыбного Мурмана» — он не раз рассказывал о боевых буднях североморцев, о тру­ жениках тыла. Но ему дове­ лось работать и в Арктике . Сегодня «го рассказ — об одном из случаев («морских историй») тех лет. 4. Симаков А . С. — т р е т и й п ом ощ ни к ка пи та на . 5. И н ки н Н. А . — с та рш и й м е ха ни к . 6. К у х т и н И. Б. — второй м е х а н и к . 7. См оло куров Федот — тр е ти й м е ха ни к . 8. Т р е ть я ко в Ф . И. — моторист. 9. Зам я тин Н. С. — радист. 10. Молоков Клим — боцман . 11. М алы гин А . И. — матрос. 12. Дорофеев Петр — матрос. 13. Т р е ть я ко в Иван — матрос. 14. Т р е ть я ко в М ихаил — матрос. 15. Голубин Я ко в — матрос. 16. Ш ум ило в Петр — матрос . 17. Ковалев Н и колай — повар . 18. З ад в и н с ки й Павел — ю н га . Начальник экспедиции ЭПРОНа Н. А. Клих, его водолазы и разнора­ бочие разместились в новом помеще­ нии, оборудованном в главном трю­ ме «Леигосторга». Все оборудование и материалы экспедиции ЭПРОНа были погружены на борт судна, за- найтовлены, уложены по штатным местам различные приборы. В половине июня 1937 года «Лен­ госторг» покинул родной порт Мур­ манск. Сделали остановку в губе Б. Волоковая, где приняли небольшую партию водолазов во главе со стар­ шим Василием Ивановичем Ферапон­ товым. С выходом из Кольского залива взяли курс на Чешскую губу — к мы­ су Святой Нос. Помню, заступив на вахту, начал брать высоты солнца с помощью угломерного прибора — секстана, чтобы определиться астро­ номическим путем. Взяв одну высо- ных котла, оставив один под парами для отопления, освещения и радио­ связи. Начался дрейф во льдах. В марте 1920 года пароход коснулся грунта в районе мыса Святой Нос в Чешской губе. Начался сильный шторм и «Ивана Сусанина» выжало льдом на берег. На запросы по радио никто не отве­ чал. Кончилось топливо —- пришлось погасить последний вспомогательный котел. Остались без тепла, электри­ ческого света и радиосвязи. Перешли жить в твиндек. Отапливались печ­ ками-времянками, изготовленными из железных бочек, кирпича и камня. Появились первые больные. Решено было отправить людей на оленьих упряжках через Мезень в Архан­ гельск, оставив около 10 человек для охраны судна. Более года пробыл я на аварийном судне, затем меня доставили в Ар­ хангельск и там лишили диплома на вечные времена, а л/п «Иван Суса­ нин» был переименован в «Иван Скуратов »£ Я уехал на Волгу и жил там 16 лет — до тех пор, пока не прочитал заметку в «Правде», где сообщалось, что в 1937 году будет снят с берега л/п «И. Скуратов», выжатый льдами в районе мыса Святой Нос в 1920 году. В этой газете сообщалось так­ же, что для снятия парохода требу­ ются рабочие различных специально­ стей. Я поехал в Москву и завербо­ вался подсобным рабочим. Не смогу А. МАЛЫГИН Гибель „Ленгосторга, , 1. Спасатели Никто из экипажа зверобойного судна «Ленгосторг» не думал, что это будет его последний арктический рейс. А начинался он успешно.. Но — все по порядку... В мае 1937 года «Ленгосторг» вер­ нулся с промысла гренландского тю­ леня в Белом море. Начальник зве­ робойного отдела Главсевморпути Петр Андреевич Кузьмин сообщил капитану Дмитрию Михайловичу Ап­ полонову, что его судно передается ЭПРОНу Северного флота. (Для мо­ лодых читателей: ЭПРОН — экспе­ диция подводных работ особого на­ значения.) Вскоре начали комплектацию команды и переоборудование главно­ го трюма под жилое помещение для водолазов и вспомогательных рабо­ чих. Д. М. Апполонов передал коман­ дование судном вновь назначенному капитану, многоопытному полярному мореплавателю Андрею Васильевичу Михееву. Начальником экспедиции ЭПРОНа был назначен капитан дальнего пла­ вания Николай Александрович Клих. Предстояла интересная, еще не зна­ комая нам работа — поднятие с мор­ ского дна в Карских Воротах ледо­ кольного Краснознаменного парохода «А. Сибиряков» и ледокольного па­ рохода «Иван Сусанин» (он же «Иван Скуратов»), выжатого льдами в Чеш­ ской губе на мыс Святой Нос в 1920 году. Мне, как второму помощнику на­ питана, по долгу службы выпала за ­ бота получать котловое довольствие, обмундирование и снаряжение. Зани­ мался этим тщательно. Память и записи сохранили состав команды. Приведу ее полностью, воз­ можно, читателям пригодится. 1. Михеев А. В. — напи тан . 2. А н туф ье в И. И. — с та рш и й пом ощ ­ н и к напи тана . 3. М алы гин А . И. — второй п о м ощ н и к ка п и та н а . ту, Е п ж у , ко мне подходит человек лет шестидесяти. Одет в полусукон­ ную тужурку. Неприглядный вид до­ полняли поношенная кепка и кирзо­ вые сапоги. Поздоровавшись со мной, он попросил разрешения...- взять в руки секстан. Я, конечно, секстана не дал, сказав, что это «не прибор для колки сахара». Постояв несколь­ ко минут на мостике, мужчина ушел. Окончив вахту и поужинав, я со­ брался отдохнуть. Вдруг — стук в дверь. «Войдите!» в каюту вошел опять тот же пожилой человек, ко­ торый поднимался на мостик ко мне во время вахты. Предложив гостю кресло, задал ему-вопрос: «Кто вы такой и почему интересуетесь сек­ станом?» Неожиданный визитер по­ просил меня никому и никогда не рассказывать о том, что он сейчас поведает. Встав, протянул руку и сказал: «Будем знакомиться! Я быв­ ший капитан ледокольного парохода «Иван Сусанин» Баранов Михаил Николаевич. Лишен диплома на веч­ ные времена в 1921 году». Меня это очень удивило. Познако­ мившись, гость начал свой рассказ. «...В конце ноября 1919 года, ког­ да Архангельск был еще оккупиро­ ван английскими войсками, командо­ вание англичан направило ледоколь­ ный пароход «Иван Сусанин» в реку Печору за оленьим мясом. Набрав полный груз, «Иван Сусанин» в кон­ це декабря вышел из Печоры, но вви­ ду тяжелой ледовой обстановки и ма­ лых запасов угля лег в дрейф в рай­ оне острова Колгуев. Наступил но­ вый 1920 год. Под напором Красной Армии английские войска убрались из Архангельска, генерал Миллер бе­ жал со своей свитой на ледоколах «Минин» и «Пожарский». Архан­ гельск стал советским. Командование «Ивана Сусанина» неоднократно делало по радио запрос в Архангельск, информируя о своем бедственном положении, но ответа не было. Решили зайти обратно в лед Чешской губы и погасить два основ- вам передать, как хочется увидеть свой пароход...» Я был тронут до глубины души рассказом Михаила Николаевича. Но как облегчить его судьбу, как помочь? А наш уговор? Решившись, я пошел в кают-компанию, где нахо­ дились капитан «Леигосторга» и на­ чальник экспедиции ЭПРОНа, и рас­ сказал им обо всем, что услышал от бывшего капитана Баранова. Мне не поверили. Михеев и Клих сказали, что прекрасно знают в лицо капитана Баранова, что среди участ­ ников экспедиции его быть не может. От обиды у меня сжалось сердце. Я спустился в помещение, где распо­ ложились разнорабочие экспедиции ЭПРОНа, и пригласил М. Н. Барано­ ва в кают-компанию. Ни капитан А. В. Михеев, ни начальник экспеди­ ции ЭПРОНа К, А. Клих не призна­ ли в нем бывшего капитана парохода «Иван Скуратов» они были «на­ веселе»... Представляю, с какой оби­ дой ушел Баранов, как провел ночь... Наутро, сидя в кают-компании, я вновь повторил сказанное вчера. Вто­ рой раз мною был приглашен капи­ тан Баранов. С трезвыми головами Михеев и Клих «опознали» бывшего коллегу и начались... объятия. Я был рад не меньше их. * Через несколько суток мы пришли на то место, где должен быть «И. Скуратов» и... не обнаружили паро­ хода. По рассказам начальника экс­ педиции, Главное управление Севмор- пути получало информацию в тече­ ние 16 лет о том, что пароход на­ ходится на берегу, цел и невредим. Во время зимнего зверобойного про­ мысла в его помещениях проживали промысловики-зверобои. И вот к нашему приходу ледокольного паро­ хода «Иван Скуратов» на месте не оказалось: его весной 1937 года вме­ сте с ледовым припаем сняло с грун­ та и под действием сильного ветра унесло в море, где он затонул. Где затонул — не известно. Наши поиски не привели к желаемым результатам. Бывший капитан л/п «И. Скуратов» М. Н. Баранов поник головой... Начальник экспедиции • ЭПРОНа А. В. Клих принял решение: следо­ вать в Карские Ворота — к месту аварии ледокольного парохода «А лее^ сандр Сибиряков», который выско­ чил на камни в ноябре 1936 года. Карские Ворота оказались забитыми сплошным льдом. Пришлось зайти в Югорский Шар — ждать улучшения ледовой обстановки. Экипаж и экс­ педиция ЭПРОНа начали подготовку к снятию с камней л/п «А. Сибиря­ ков», проверяя на борту насосы, .мо­ торы, компрессоры — все, что по­ требуется для работы на аварийном пароходе. Форсируя ледовые перемычки, ра­ ботая переменными ходами главной машины, наконец подошли к левому борту «А. Сибирякова». Началась вы­ грузка необходимых материалов, мо­ торов, приборов с борта нашего суд­ на на борт ледокола. Через несколько дней из Мурман­ ска пришел буксир «Памяти Русла­ на», который привел металлическую баржу. Он поставил ее к правому борту «А. Сибирякова». С этого мо­ мента все силы были брошены на разборку главной машины и вспомо­ гательных механизмов аварийного докола. После разборки, очистки от ржавчины и грязи детали механиз­ мов смазывались и погружались в баржу, чтобы облегчить корпус «А. Сибирякова». На буксирном пароходе «Памяти Руслана» произошла перестановка командования. По распоряжению на­ чальника экспедиции ЭПРОНа был назначен старшим помощником капи­ тана М. Н. Баранов. Я был рад та ­ кому повороту событий. А что уж тут говорить о самом Баранове, дважды пережившем трагедию свое­ го ледокола. Место начавшихся спасательных работ было окружено сплошными льдами, поэтому волнения моря не ощущалось, стоять у борта «А. Си- бирякова» нашему судну и барже было абсолютно безопасно.; В конце июля 1937 года буксир­ ный пароход «Памяти Руслана» при­ буксировал две баржи-понтона, ца которых находилось и 16 ферм- книц. Сделаю некоторые пояснения^ Каждая ферма-кница принимала на себя давление со стороны баржи-пон­ тона до 32 тонн. Кницы были при­ креплены к бортам «Сибирякова» (по 8 штук на каждый борт) таким об­ разом, что нижняя кромка их была расположена параллельно ватерлинии. Баржи-понтоны в полузатопленном состоянии подвели под фермы-кницы. К этому времени камни под главной машиной и под трюмом № 3 были водолазами взорваны, пробоина е трюме временно залатана. Рано утром 1 сентября 1937 года начали "продувать баржи-понтоны с помощью компрессоров системы ХТЗ и ЧТЗ. Около 20 часов л/п «Алек­ сандр Сибиряков» был снят с кам ­ ней и с помощью «Леигосторга» и «Памяти Руслана» отбуксирован в з а ­ лив Пахтусова. Так закончилась глав­ ная часть рейса. Со 2 сентября 1937 года по рас­ поряжению Управления Главсевмор­ пути «Ленгосторг» был передан в распоряжение островного хозяйства. Доставляли промысловикам п р о д у к ты ^ питания, снаряжение, топливо, одеж­ ду» получая все это на базах Новой Земли. Увозили также добычу про­ мысловиков в виде рыбы (гольца) в бочках или сало тюленей. Развозили по становищам Новой Земли новые дома в разобранном ви­ де, а бригады архангельских плотни­ ков их собирали. Приходилось до­ ставлять и авиабензин в бочках на метеорологические станции. Полярная экспедиция по обеспече­ нию промысловиков Новой Земли з а ­ вершилась. Предпоследняя наша ос­ тановка была в архипелаге островов Пахтусова, где мы приняли от ры- баков-зверобоев около 10 тонн голь­ ца в бочках и около 20 тонн сала на шкуре тюленя-белухи. Приняли н а .борт и пассажиров — семью зверобоя-рыбака Александра Васильевича Миллера. Семья состоя­ ла из 11 человек, из них 9 детей. 25 августа рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz