Рыбный Мурман. 1989 г. Август.
В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ бассейновой конференции в редак цию - поступало множество писем моряков . В них были, и предложения, как улучшить работу и как совершенствовать оп лату труда, многие авторы писем высказывались по поводу создания на бассейне ассоциации свободных предприятий. В частности, ветеран труда, бывший капитан дальнего плава ния В. Кузнецов, ссылаясь на статью М. И. Свиташева, писал о том, что с созданием «(Севрыбхолодфлота» прибыль в «Мур- мгнсельдн» уменьшилась более чем вдвое. И еще тогда, в 1967 году, заместитель начальника «Мурмпнсельди» предсказы вал, что при таких взаимоотношениях его флот может стать убыточным предприятием. В. Кузнецов подчеркивает: М. И. Св.ч- ташев оказался пророком . Поэтому, считает автор письма в редакцию, «Мурманрыб- прому» следует «собрать все суда типа «Союз», ПСТ н м у ко мольные БМРТ, все плавбазы и несколько транспортов. С дру - * гимн флотами работать на условиях договоров или сдачи в аренду транспортов или плавбаз. Для координации всех дей ствий флотов нужен совет директоров». Письмо В. Кузнецова заинтересовало ветерана рыбной про мышленности, бывшего начальника управления «Севрыбхолод флот» Г. М. Бородулина. Вот что он пишет. К а к у ч а с т н и к с о б ы т и и тех лет, хочу внести некоторую ясность в поднятую капитаном проб л е м у . Действительно на тре т ь е м году самостоятельного существования без плавбаз, ушедших в «Севрыбхолод флот», прибыли «Мурман- сельдн» значительно снизи лись.- Но произошло это в основном из-за того, что план вылова атлантической сель ди, которая была высокорен табельным сырьем, в 19G7 году сельдяной флот выпол нил всего лишь наполовину. Правда, общий план рыбо- добычи был даже несколько перевыполнен за счет отлич ной обстановки на промыс ле местной, бареицевомор- ской сельди, которой было выловлено в... десять раз больше запланированного. Рентабельность же этой сель ди ни в какое сравнение не шла с североатлантической. Тем более что добыча ее ве* лась на самом входе в Коль ский залив и почти вся ры ба пахла нефтыо.: Поэтому она реализовывалась на кор- ^ .м о вы е и технические дели, естественно, по более низ кой пене. Тб, что основные доходы Ч е м у * ; <Мурмансельдь» имела от переработки полуфабриката соленой сельди на плавба зах с непосредственной реа лизацией через «Ссврыб- сбыт» этой готовой продук ции, знали на флоте, если и ие все, то очень многие. Было ясно, что торговать сырьем невыгодно, следует самим его перерабатывать на конечный продукт. И раньше всех это поло жение понял Михаил Ива нович Свиташев, но инициа тиве которого на всех плав базах принятый от промыс ловых судов полуфабрикат соленой сельди старались как можно больше перера ботать на готовую продук цию. При этом не ограничи вались только выпуском бо чечной сельди. По его же (М. И. Свнташева) инициа тиве расширяли ассортимент: был освоен выпуск слабосо леной баночной сельди, ящичного посола, пресервов.; Особым спросом у потреби- ------- Резонанс ------- телей пользовалась сельдь ящичного посола. Но и хло пот она нам доставляла из рядно. потому что была очень нежным продуктом, не до пускавшим длительного хра нения. А условий для ее хранения никаких: рефриже раторных плавбаз тогда еще не было, поэтому выработка ящичной сельди велась на паровых плавбазах, рыбные трюмы которых прогрева лись через переборки ма шинно-котельных отделений. Вот и приходилось по ме ре выработки па небольших плавбазах, снимающихся в порт, имеющих неплохой ход, отправлять сельдь в порт. Причем операции по перегрузке, дабы ие сбивать учит темпов промысла, приходи лось осуществлять в откры том море там, где добывали рыбу. И вот здесь-то истин ное мастерство швартовок, подчас в условиях штормо вой погоды, различными спо собами показали многие па ши капитаны. Но особо пре успел в этом капитан-дирек тор сравнительно небольшой плавбазы «Городецкий» Ш, Р. Сойкис, который, пря мо сказать, творил чудеса, швартуясь к другим базам самыми немыслимыми спо собами, как угодно и когда угодно. И, самое главное, всегда безаварийно. Такой высокий профессионализм был у этого мастера своего дела. Так что высокие ди виденды давались «Мурман- сельдн» не так-то легко, как это казалось па первый взгляд.- А потом, во всем этом был и определенный риск, но риск вполне оправ данный. Доведение добытого сырья самим флотом до реализации, естественно, ослабляло мо нополизм, диктат рыбоком бината, который в подобных условиях становился более сговорчивым. Следует под черкнуть, что «Мурман - сельдь» всегда исключитель но добросовестно выполняла свои обязательства по по-’ ставкам рыбокомбинату' пре дусмотренной двухсторон ним договором рыбопродук ции как по количеству, так и по ассортименту,; Для расчетов добывающим флотам за сданный на ры бокомбинат сырец или полу фабрикаты тогда действова ли устанавливаемые главным управлением расчетные це ны. То была полная нреро- опыт гатива главка: какие-либо от клонения, вольности в этой части строго карались. Но несмотря на то, что у нас (имея в виду «Севрыбхолод флот») были повязаны ру ки, все-таки был найден спо соб, как компенсировать «Мурмансельди» финансо вые потери, которые она по несла из-за недолова атлан тической сельди. И в 1967 году сельдяной флот имел хотя и небольшую, но при быль. Сейчас уже не столь важна техническая сторона этой операции. Но наши дей ства тогда предвосхитили в какой-то мере широко при меняемый теперь порядок договорных цен во взаимо отношениях между отдель ными предприятиями. Сейчас, когда наш бассейн готовится к переходу па но вую структуру управления рыбной отраслью ’ путем со здания ассоциации равно правных партнеров МАРС, очень важны четкие, това рищеские отношения, бази рующиеся на экономической основе прочных кооператив ных взаимоотношений смеж ных предприятий без прояв ления какого-либо экономи ческого эгоизма. Последнее особо страшно, тем более что оно уже сейчас нередко проявляется со стороны не которых предприятий в виде сиюминутной выгоды. Следует работать в тес ном взаимопонимании друг с другом, осознавая экономи ческое положение соседа и быть постоянно готовым к возможной корректировке взаимоотношений. Это долж на быть большая дружная семья, сообща решающая об щегосударственные задачи. Для этого от руководителей, составляющих ассоциацию предприятий, требуются оп ределенная зрелость и жи тейская мудрость. Добываю щие флоты, которые созда ют материальные ценности, должны составить основу МАРСа, и все остальные партнеры должны создавать им все необходимые условия для плодотворной работы. И последнее. Следует по желать промысловым фло там всерьез заняться вопро сами переработки рыбы в готовую продукцию на добы вающих судах. Здесь сказывается «мед вежья услуга», которую «под занавес» оказал наш Мин- рыбхоз с его отраслевыми институтами, в командном порядке напроектировав и заказав всякие человекоем- кне суперы и ультрасуда с крайне низким уровнем ме ханизации и автоматизации производственных процес сов. Как все-таки страшно от стала наша отрасль от ми рового уровня! Г. БОРОДУЛИН, ветеран рыбной промыш ленности Северного бас сейна. управления монополия на истину следует ориентироваться на фактическую массу тары.- Контрольные взвешивания тары показали: вес одного комплекта от 750 граммов до килограмма. _ Казалось бы, должны по следовать указания ВРПО о прекращении незаконных действий со стороны пере возчика и возврата излишне полученных средств флотам.- Но все осталось по-прежне му. мая 1988 года тралфлот доШлся решения главного арбитра ВРПО Л. Л. Шам шурина о включении в дого вор с перевозчиком пункта об оплате тары ио фактичес кому весу (арбитражное де ло jvfo 21-045). Но руковод ство ВРПО в лице товарища Наумова радиограммой .\*> 21 /479Д приостанавлива ет действие решения арбитра и, более того, запрещает предъявлять претензии и ис ки по данному основанию. Однако в связи с нашей настойчивостью с 1 августа 1988 года во внутрибассей- иовый прейскурант были вне сены изменения: расчеты за доставку тары должны про изводиться исходя из факти ческой массы. Но несмотря на это день ги флоту возвращены не бы ли. Дела по оплате доставки тары арбитраж отказывается рассматривать, ссылаясь на пеподведомственность. 6 января этого года трал- флот обратился К главному арбитру Мурманской области А. В^ Семенковой с заявле нием о проверке законности и обоснованности решений главного арбитра БПО «Сев-, рыба» по указанным делам. Проведя такую проверку А. В. Семепкова направила предписание Л. Л.; Шамшу рину о принятии исков для рассмотрения по существу — главный арбитр БПО не подчинился. Материалы были направле ны в Государственный арби траж СССР, который пере слал их в апреле 1989 года главному арбитру Минрыб хоза СССР тов. Александро ву и просил рассмотреть спор по существу и указать главному арбитру БПО «Сев- рыба».- До настоящего времени от вета пет. Создалось положе ние, когда Мурманский тра ловый флот нрав, по деньги обратно ие получит. Ведом ственный арбитраж, в обя занности которого входит пресечь незаконное обогаще ние перевозчика, прекращает споры по формальной при чине. Приведем еще один при мер, свидетельствующий об однобоком п местническом подходе ведомственного ар битража к решению спор ных вопросов, стремлении увеличить доход одного пред приятия за счет другого, при этом арбитры отметают сущ ность руководящих докумен тов, обосновывая своп реше ния отдельной фразой, вы рванной из их текста. В течение 1987 года «Сев рыбхолодфлот» списывал со счета тралового флота де нежные средства на оплату перевозок экспортной продук ции из районов промысла в иностранные порты, получив 1 миллион 805 тысяч 289 рублей. Одновременно «Сев рыбхолодфлот» получал пла ту за эти же перевозки от внешнеторгового объедине ния «Соврыбфлот». Таким образом, перевозчик причи нил нашему флоту значитель ный материальный ущерб. 18 марта 1988 года Мур манский траловый флот обра тился в арбитраж ВРПО «Севрыба» с первым иско вым заявлением. Спустя два месяца заявление рассмат ривается старшим арбитром Т. А. Тихомировой. На ос новании рекомендаций пла ново-экономического отдела, отдела внешних сношений, отдела эксплуатации ВРПО «Севрыба» в исковых тре бованиях флоту отказывает ся. 27 июня флот обращает ся к главному арбитру ВРПО с заявлением об отмене ре шения старшего арбитра с напоминанием статей Уго ловного кодекса о приписках, о незаконности действии «Севрыбхолодфлота» — по лучении двойного вознаграж дения за одну перевозку, о необходимости получения консультации у компетент ных специалистов, неправо мерности использования от делов ВРПО, в компетенцию которых не входит решение данного вопроса. Лишь 12 сентября товарищ Шамшурин делает запрос начальнику валютно-финан сового управления Минрыб хоза СССР Н. Е, Гребень, которая разъясняет порядок оплаты фрахта за перевозку экспортных грузов, по сути подтверждает обоснованность наших требовании. Однако главный арбитр ВРПО не спешит восстанав ливать справедливость. А 21 декабря мы получаем по становление с отказом. Обос нование: оплата изготовите лю стоимости экспортной продукции производится но оптовым ценам, в которых учтены транспортные расхо ды. Наш флот считает данный мотив отказа абсурдным, полностью противоречащим нормативным актам Мин- рыбхоза СССР. 29 мая 1989 года нами в Минрыбхоз СССР было на правлено заявление о пере смотре решения главного ар битра БПО «Севрыба». До настоящего времени ответов по указанным делам от ар битража Минрыбхоза СССР нет. Н АС, ПАТРИОТОВ Мур манского тралового флота, возмущает бесправное положение флота и невоз можность добиться справед ливости в системе Минрыб хоза СССР, Надеемся, что письмо ие останется без вни мания и поможет нашему предприятию стать по-насто- ящему самостоятельным и построить взаимоотношения со смежниками на равнопра вных началах с разрешением имущественных споров в не зависимом и объективном ар битраже. Руководство БПО, работ ники приемотранспортного флота и ведомственного ар- оитража получают зарплату из одного «котла», отсюда и вытекает пренебрежение ин тересами добывающих фло тов, обреченность на приня тие арбитражем решений в пользу головного предприя тия БПО.; Сегодня, когда поставлена задача построения правового государства, совершенно оче видной стала необходимость вывести арбитраж из состава БПО, сделать его самостоя тельным, независимым. Р. КАДЫРОВА, О. БЛОХИНА, инженеры коммерческого отдела М урманского тра лового флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz