Рыбный Мурман. 1989 г. Август.

В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ бассейновой конференции в редак­ цию - поступало множество писем моряков . В них были, и предложения, как улучшить работу и как совершенствовать оп­ лату труда, многие авторы писем высказывались по поводу создания на бассейне ассоциации свободных предприятий. В частности, ветеран труда, бывший капитан дальнего плава­ ния В. Кузнецов, ссылаясь на статью М. И. Свиташева, писал о том, что с созданием «(Севрыбхолодфлота» прибыль в «Мур- мгнсельдн» уменьшилась более чем вдвое. И еще тогда, в 1967 году, заместитель начальника «Мурмпнсельди» предсказы­ вал, что при таких взаимоотношениях его флот может стать убыточным предприятием. В. Кузнецов подчеркивает: М. И. Св.ч- ташев оказался пророком . Поэтому, считает автор письма в редакцию, «Мурманрыб- прому» следует «собрать все суда типа «Союз», ПСТ н м у ко ­ мольные БМРТ, все плавбазы и несколько транспортов. С дру - * гимн флотами работать на условиях договоров или сдачи в аренду транспортов или плавбаз. Для координации всех дей­ ствий флотов нужен совет директоров». Письмо В. Кузнецова заинтересовало ветерана рыбной про ­ мышленности, бывшего начальника управления «Севрыбхолод­ флот» Г. М. Бородулина. Вот что он пишет. К а к у ч а с т н и к с о б ы ­ т и и тех лет, хочу внести некоторую ясность в поднятую капитаном проб­ л е м у . Действительно на тре­ т ь е м году самостоятельного существования без плавбаз, ушедших в «Севрыбхолод­ флот», прибыли «Мурман- сельдн» значительно снизи­ лись.- Но произошло это в основном из-за того, что план вылова атлантической сель­ ди, которая была высокорен­ табельным сырьем, в 19G7 году сельдяной флот выпол­ нил всего лишь наполовину. Правда, общий план рыбо- добычи был даже несколько перевыполнен за счет отлич­ ной обстановки на промыс­ ле местной, бареицевомор- ской сельди, которой было выловлено в... десять раз больше запланированного. Рентабельность же этой сель­ ди ни в какое сравнение не шла с североатлантической. Тем более что добыча ее ве* лась на самом входе в Коль­ ский залив и почти вся ры ­ ба пахла нефтыо.: Поэтому она реализовывалась на кор- ^ .м о вы е и технические дели, естественно, по более низ­ кой пене. Тб, что основные доходы Ч е м у * ; <Мурмансельдь» имела от переработки полуфабриката соленой сельди на плавба­ зах с непосредственной реа­ лизацией через «Ссврыб- сбыт» этой готовой продук­ ции, знали на флоте, если и ие все, то очень многие. Было ясно, что торговать сырьем невыгодно, следует самим его перерабатывать на конечный продукт. И раньше всех это поло­ жение понял Михаил Ива­ нович Свиташев, но инициа­ тиве которого на всех плав­ базах принятый от промыс­ ловых судов полуфабрикат соленой сельди старались как можно больше перера­ ботать на готовую продук­ цию. При этом не ограничи­ вались только выпуском бо­ чечной сельди. По его же (М. И. Свнташева) инициа­ тиве расширяли ассортимент: был освоен выпуск слабосо­ леной баночной сельди, ящичного посола, пресервов.; Особым спросом у потреби- ------- Резонанс ------- телей пользовалась сельдь ящичного посола. Но и хло­ пот она нам доставляла из­ рядно. потому что была очень нежным продуктом, не до­ пускавшим длительного хра­ нения. А условий для ее хранения никаких: рефриже­ раторных плавбаз тогда еще не было, поэтому выработка ящичной сельди велась на паровых плавбазах, рыбные трюмы которых прогрева­ лись через переборки ма­ шинно-котельных отделений. Вот и приходилось по ме­ ре выработки па небольших плавбазах, снимающихся в порт, имеющих неплохой ход, отправлять сельдь в порт. Причем операции по перегрузке, дабы ие сбивать учит темпов промысла, приходи­ лось осуществлять в откры­ том море там, где добывали рыбу. И вот здесь-то истин­ ное мастерство швартовок, подчас в условиях штормо­ вой погоды, различными спо­ собами показали многие па­ ши капитаны. Но особо пре­ успел в этом капитан-дирек­ тор сравнительно небольшой плавбазы «Городецкий» Ш, Р. Сойкис, который, пря­ мо сказать, творил чудеса, швартуясь к другим базам самыми немыслимыми спо­ собами, как угодно и когда угодно. И, самое главное, всегда безаварийно. Такой высокий профессионализм был у этого мастера своего дела. Так что высокие ди­ виденды давались «Мурман- сельдн» не так-то легко, как это казалось па первый взгляд.- А потом, во всем этом был и определенный риск, но риск вполне оправ­ данный. Доведение добытого сырья самим флотом до реализации, естественно, ослабляло мо­ нополизм, диктат рыбоком­ бината, который в подобных условиях становился более сговорчивым. Следует под­ черкнуть, что «Мурман - сельдь» всегда исключитель­ но добросовестно выполняла свои обязательства по по-’ ставкам рыбокомбинату' пре­ дусмотренной двухсторон­ ним договором рыбопродук­ ции как по количеству, так и по ассортименту,; Для расчетов добывающим флотам за сданный на ры ­ бокомбинат сырец или полу­ фабрикаты тогда действова­ ли устанавливаемые главным управлением расчетные це­ ны. То была полная нреро- опыт гатива главка: какие-либо от­ клонения, вольности в этой части строго карались. Но несмотря на то, что у нас (имея в виду «Севрыбхолод­ флот») были повязаны ру ­ ки, все-таки был найден спо­ соб, как компенсировать «Мурмансельди» финансо­ вые потери, которые она по­ несла из-за недолова атлан­ тической сельди. И в 1967 году сельдяной флот имел хотя и небольшую, но при­ быль. Сейчас уже не столь важна техническая сторона этой операции. Но наши дей­ ства тогда предвосхитили в какой-то мере широко при­ меняемый теперь порядок договорных цен во взаимо­ отношениях между отдель­ ными предприятиями. Сейчас, когда наш бассейн готовится к переходу па но­ вую структуру управления рыбной отраслью ’ путем со­ здания ассоциации равно­ правных партнеров МАРС, очень важны четкие, това­ рищеские отношения, бази­ рующиеся на экономической основе прочных кооператив­ ных взаимоотношений смеж­ ных предприятий без прояв­ ления какого-либо экономи­ ческого эгоизма. Последнее особо страшно, тем более что оно уже сейчас нередко проявляется со стороны не­ которых предприятий в виде сиюминутной выгоды. Следует работать в тес­ ном взаимопонимании друг с другом, осознавая экономи­ ческое положение соседа и быть постоянно готовым к возможной корректировке взаимоотношений. Это долж­ на быть большая дружная семья, сообща решающая об­ щегосударственные задачи. Для этого от руководителей, составляющих ассоциацию предприятий, требуются оп­ ределенная зрелость и жи­ тейская мудрость. Добываю­ щие флоты, которые созда­ ют материальные ценности, должны составить основу МАРСа, и все остальные партнеры должны создавать им все необходимые условия для плодотворной работы. И последнее. Следует по­ желать промысловым фло­ там всерьез заняться вопро­ сами переработки рыбы в готовую продукцию на добы­ вающих судах. Здесь сказывается «мед­ вежья услуга», которую «под занавес» оказал наш Мин- рыбхоз с его отраслевыми институтами, в командном порядке напроектировав и заказав всякие человекоем- кне суперы и ультрасуда с крайне низким уровнем ме­ ханизации и автоматизации производственных процес­ сов. Как все-таки страшно от­ стала наша отрасль от ми­ рового уровня! Г. БОРОДУЛИН, ветеран рыбной промыш ­ ленности Северного бас­ сейна. управления монополия на истину следует ориентироваться на фактическую массу тары.- Контрольные взвешивания тары показали: вес одного комплекта от 750 граммов до килограмма. _ Казалось бы, должны по­ следовать указания ВРПО о прекращении незаконных действий со стороны пере­ возчика и возврата излишне полученных средств флотам.- Но все осталось по-прежне­ му. мая 1988 года тралфлот доШлся решения главного арбитра ВРПО Л. Л. Шам­ шурина о включении в дого­ вор с перевозчиком пункта об оплате тары ио фактичес­ кому весу (арбитражное де­ ло jvfo 21-045). Но руковод­ ство ВРПО в лице товарища Наумова радиограммой .\*> 21 /479Д приостанавлива­ ет действие решения арбитра и, более того, запрещает предъявлять претензии и ис­ ки по данному основанию. Однако в связи с нашей настойчивостью с 1 августа 1988 года во внутрибассей- иовый прейскурант были вне­ сены изменения: расчеты за доставку тары должны про­ изводиться исходя из факти­ ческой массы. Но несмотря на это день­ ги флоту возвращены не бы­ ли. Дела по оплате доставки тары арбитраж отказывается рассматривать, ссылаясь на пеподведомственность. 6 января этого года трал- флот обратился К главному арбитру Мурманской области А. В^ Семенковой с заявле­ нием о проверке законности и обоснованности решений главного арбитра БПО «Сев-, рыба» по указанным делам. Проведя такую проверку А. В. Семепкова направила предписание Л. Л.; Шамшу­ рину о принятии исков для рассмотрения по существу — главный арбитр БПО не подчинился. Материалы были направле­ ны в Государственный арби­ траж СССР, который пере­ слал их в апреле 1989 года главному арбитру Минрыб­ хоза СССР тов. Александро­ ву и просил рассмотреть спор по существу и указать главному арбитру БПО «Сев- рыба».- До настоящего времени от­ вета пет. Создалось положе­ ние, когда Мурманский тра­ ловый флот нрав, по деньги обратно ие получит. Ведом­ ственный арбитраж, в обя­ занности которого входит пресечь незаконное обогаще­ ние перевозчика, прекращает споры по формальной при­ чине. Приведем еще один при­ мер, свидетельствующий об однобоком п местническом подходе ведомственного ар­ битража к решению спор­ ных вопросов, стремлении увеличить доход одного пред­ приятия за счет другого, при этом арбитры отметают сущ­ ность руководящих докумен­ тов, обосновывая своп реше­ ния отдельной фразой, вы­ рванной из их текста. В течение 1987 года «Сев­ рыбхолодфлот» списывал со счета тралового флота де­ нежные средства на оплату перевозок экспортной продук­ ции из районов промысла в иностранные порты, получив 1 миллион 805 тысяч 289 рублей. Одновременно «Сев­ рыбхолодфлот» получал пла­ ту за эти же перевозки от внешнеторгового объедине­ ния «Соврыбфлот». Таким образом, перевозчик причи­ нил нашему флоту значитель­ ный материальный ущерб. 18 марта 1988 года Мур­ манский траловый флот обра­ тился в арбитраж ВРПО «Севрыба» с первым иско­ вым заявлением. Спустя два месяца заявление рассмат­ ривается старшим арбитром Т. А. Тихомировой. На ос­ новании рекомендаций пла­ ново-экономического отдела, отдела внешних сношений, отдела эксплуатации ВРПО «Севрыба» в исковых тре­ бованиях флоту отказывает­ ся. 27 июня флот обращает­ ся к главному арбитру ВРПО с заявлением об отмене ре­ шения старшего арбитра с напоминанием статей Уго­ ловного кодекса о приписках, о незаконности действии «Севрыбхолодфлота» — по­ лучении двойного вознаграж­ дения за одну перевозку, о необходимости получения консультации у компетент­ ных специалистов, неправо­ мерности использования от­ делов ВРПО, в компетенцию которых не входит решение данного вопроса. Лишь 12 сентября товарищ Шамшурин делает запрос начальнику валютно-финан­ сового управления Минрыб­ хоза СССР Н. Е, Гребень, которая разъясняет порядок оплаты фрахта за перевозку экспортных грузов, по сути подтверждает обоснованность наших требовании. Однако главный арбитр ВРПО не спешит восстанав­ ливать справедливость. А 21 декабря мы получаем по­ становление с отказом. Обос­ нование: оплата изготовите­ лю стоимости экспортной продукции производится но оптовым ценам, в которых учтены транспортные расхо­ ды. Наш флот считает данный мотив отказа абсурдным, полностью противоречащим нормативным актам Мин- рыбхоза СССР. 29 мая 1989 года нами в Минрыбхоз СССР было на­ правлено заявление о пере­ смотре решения главного ар­ битра БПО «Севрыба». До настоящего времени ответов по указанным делам от ар­ битража Минрыбхоза СССР нет. Н АС, ПАТРИОТОВ Мур­ манского тралового флота, возмущает бесправное положение флота и невоз­ можность добиться справед­ ливости в системе Минрыб­ хоза СССР, Надеемся, что письмо ие останется без вни­ мания и поможет нашему предприятию стать по-насто- ящему самостоятельным и построить взаимоотношения со смежниками на равнопра­ вных началах с разрешением имущественных споров в не­ зависимом и объективном ар­ битраже. Руководство БПО, работ­ ники приемотранспортного флота и ведомственного ар- оитража получают зарплату из одного «котла», отсюда и вытекает пренебрежение ин­ тересами добывающих фло­ тов, обреченность на приня­ тие арбитражем решений в пользу головного предприя­ тия БПО.; Сегодня, когда поставлена задача построения правового государства, совершенно оче­ видной стала необходимость вывести арбитраж из состава БПО, сделать его самостоя­ тельным, независимым. Р. КАДЫРОВА, О. БЛОХИНА, инженеры коммерческого отдела М урманского тра­ лового флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz