Рыбный Мурман. 1989 г. Август.

4 Экономическая политика: человек 25 августа 1189 года а Правофланговые Международное сотрудничество Н ЕДАВНО в конференц-зале НПО «Севрыбсистемотех- -ника» проходил отраслевой семинар, на котором рас­ сматривались возможности закупки автоматических ярусных линий норвежской фирмы «Мустад и сын». Этот семинар был организован по инициативе Беломорской базы гослова. Ярусный лов р е а л ь н о с т ь Я РУСНЫИ ЛОВ — эко­ логически наиболее чистый вид промысла. И это пе единственное его преиму­ щество. В несколько раз со­ кращается расход топлива, а вылавливается наиболее крупная рыба. Кроме того, для дооборудования судна ярусной линией не требует­ ся демонтаж траловой схе­ мы, поскольку есть возмож­ ность сочетать оба вида про­ мысла — ярусный и трало­ вый — в зависимости от со­ стояния сырьевой базы. Фирма «Мустад и сын» — пионер в области авто­ матизации ярусного лова. Она существует уже более 150 лет. На 400 судах ми­ ра установлены линии этой фирмы. В это число входят шесть линий, оснастившие суда Мурманского и Архан­ гельского рыбакколхозсою- зов, и шесть — траулеры Беломорской базы гослова. По расчетам фирмы, линия окупается за три года. И вот тому доказательст­ во: двухлетний опыт работы судов ББГЛ показал, что вместо плановых пяти тонн среднесуточный вылов клы- кача составил семь тонн. Причем ярусные линии ока­ зались высоконадежными в эксплуатации. Хотя есть и проблемы в работе с ярусом: обеспече­ ние устойчивой сырьевой ба­ зой, выделение специальных плавбаз для сбора и обра­ ботки улова (ведь районы ярусного промысла отдале­ ны или обособлены от пром- районов), организация базы для ремонта в Южной Ат­ лантике, замена ярусных ли­ ний, получение запчастей. По мнению директора ББГЛ В. Б. Баркана, эти пробле­ мы могут быть решены толь­ ко вместе с другими бассей­ нами. Но сначала надо ус­ тановить оборудование. Директор сектора автома­ тических линий фирмы Фре­ де Педерсен, предлагая ши­ рокий ассортимент продук­ ции фирмы, линий по час­ тям и в комплексе, сообщил, что закупку этого оборудо­ вания можно произвести на льготных для рыбаков усло­ виях: за счет кредитов нор­ вежско-советского банка или в обмен на рыбопродукцию, пользующуюся спросом на мировом рынке (треску, оку­ ня, клыкача, рыбий жир и т. д.) В текущей пятилетке зна­ чительную часть своей про­ дукции фирма «Мустад и сын» будет поставлять для советского рыбопромысло­ вого флота. В связи с тем, что в бли­ жайшее время часть райо­ нов промысла, в том числе и Баренцево море, могут быть закрыты для тралового ло­ ва, необходимо подумать о внедрении ярусного лова и нашим крупным промысло­ вым флотам. Так, например, ярусные автоматические ли­ нии устанавливаются фирмой на судах длиной 10 и более метров, причем возможно, что это будет судно, спуска­ емое с борта БМРТ, ППР, БАТ, плавбазы, для работы на котором требуется всего три человека. Такие суда мо­ гут быть построены па на­ шем бассейне — па Петро­ заводской или Соломбаль- ской судоверфях. Приятная особенность ми­ нувшего семинара в том, что он прошел впервые без уча­ стия Миирыбхоза СССР — на основе прямых связей с фирмой. Просто собрались заинтересованные судовла­ дельцы и наметили с пред­ ставителем фирмы дальней­ шие шаги совместного дело­ вого сотрудничества на вза­ имовыгодной основе. Н. ЗАВГСРОДКИЙ, заведующий сектором тех­ нической информации НПО «Севрыбскстемотехника». (Окончани е . Начало на 1-й стр.) И, наконец, еще один саж ­ ный фактор: естественно, в такую маленькую баночку рыбу придется укладывать вручную (во всех странах так делается), и руководство и цеха, и завода дума­ ет, что с этой р а ­ ботой лучше всего справятся школьники-подростки, для них будет решена проблема трудоустройства (кто нынче возьмет на работу 15-летне­ го?), п заработок/ да и проф­ ориентация. Но это в перспективе. Правда, и сейчас мно­ гое делается. На коп­ тильном № 2 сделано все, Будут перемены! что было в силах руковод­ ства, механизировано все, что можно. Что касается эс­ тетики, так в этом вопросе коптильный цех, наверное, самый красивый: очень мно­ го зелени, светло, чисто, да­ же окраска стен радует глаз. И названия смен радуют слух: «Северяночка», «Ритм», «Надежда»*! К этому всему *да автоматические линии бы! Что ж, в очередной раз восхитимся золотыми рука­ ми рыбообработчиц, их та­ лантом, их мужеством. По­ желаем крепкого здоровья и скорейшей механизации це­ ха! И. БЕРЕЗЮК. На снимках: рыбообработ- чицы из смены «Северяночка» — Александра Николаевна Никитинская, лучшая по про ­ фессии, Вера Николаевна Ша­ талова — отличник качества и выпускница ГПТУ-16 Наташа Прокопенко ; секретарь ком ­ сомольской организации це­ ха Татьяна Вишемирская, сту­ дентка четвертого курса тех­ нологического/ факультета МВИМУ. Фото В. Проблемы твенныи В п е р в ы е ж е л а н и е написать о месте и ро­ ли арбитража в работе пред­ приятий рыбной отрасли во­ зникло у пас еще в начале прошлого года. Тогда адми­ нистративно-командные ме­ тоды, вседозволенность и безнаказанность вышестоя­ щего органа — ВРПО «Сев- рыба», опека им отдельных организаций-любнмчиков и необъективность в отноше­ нии других привели Мурман­ ский траловый флот на грань банкротства, чему в немалой степени способствовал и ве­ домственный арбитраж. Н ов тот период разрабатывалась новая структура бассейна и не известный в дальнейшем статус флота останавливал нас. Что же в итоге вышло? До 1 февраля 1989 года предприятия, входящие в «Севрыбу», были самостоя­ тельными юридическими ли­ цами. Вышестоящий орган — ВРПО — содержался за счет отчислений от предприя­ тий, в его состав входил ве­ домственный арбитраж. Те­ перь же ВРПО стало имено­ ваться БПО п слилось с уп­ равлением «Севрыбхолод- флот» — единственным пе­ ревозчиком грузов рыбной промышленности на бассей­ не. По-прежнему в составе БПО — ведомственный ар­ битраж. Таким образом, про­ изошло полное слияние вла­ сти, перевозчика и «органа справедливости». Арбитраж, призванный з а ­ щищать права и охраняемые законом интересы «самостоя­ тельных» предприятий и осуществлять функции, свя­ занные с обеспечением со­ циалистической законности и государственной дисциплины, входит в состав монополисти­ ческой организации, вдобавок являющейся высшей властью на бассейне. К сожалению, ведомствен­ ный арбитраж не отличается объективностью и справедли­ востью принимаемых реше­ ний. Нередко в качестве экс­ пертов для дачи заключений приглашаются работники БПО. Вот и случается, что ущерб предприятию нанесен указаниями или действиями должностных лиц БПО, а ар ­ битр, обосновывая свое ре­ шение, ссылается па сделан­ ное ими же заключение. Приведем лишь несколько примеров необоснованных ре­ шений арбитража, вмеша­ тельства должностных лиц БПО в арбитражные дела, ненадлежащего исполнения своих обязанностей вышесто­ ящим органом н желания найти «крайнего», который покрыл бы убытки.- С СЕНТЯБРЯ 1987 ГО­ ДА «Севрыбхолод- флот» стал при расчетах за погрузку и доставку картон­ ной тары для мороженой ры­ бы искусственно завышать вес одного комплекта с одно­ го килограмма до двух, в результате чего только с тралфлота за период с сен­ тября 1987 года по апрель 1988 перевозчик незаконно получил более 714 тысяч рублей. Мурманский траловый флот забил тревогу: о б р а т> ^ ся в «Севрыбхолодфлот», ВРПО «Севрыба», были про­ ведены контрольные взвеши­ вания тары с участием пред­ ставителей других флотов, сделаны запросы в Миирыб- хоз СССР и отраслевой ин­ ститут «Гнпрорыбфлот>. Пришли ответы: — от заместителя началь­ ника ВРПО Э. К. Наумова: действия перевозчика право­ мерны, так как на основе приказа Минрыбхоза СССР № 158 вес одного комплекта тары установлен в 2 кило­ грамма; — от заместителя мини­ стра рыбного хозяйства СССР А. Н. Гульченко: вза­ иморасчеты по допоставке тары необходимо производить исходя из фактической мас­ сы одного комплекта тары; — из «Гипрорыбфлота»:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz