Рыбный Мурман. 1989 г. Август.
4 Экономическая политика: человек 25 августа 1189 года а Правофланговые Международное сотрудничество Н ЕДАВНО в конференц-зале НПО «Севрыбсистемотех- -ника» проходил отраслевой семинар, на котором рас сматривались возможности закупки автоматических ярусных линий норвежской фирмы «Мустад и сын». Этот семинар был организован по инициативе Беломорской базы гослова. Ярусный лов р е а л ь н о с т ь Я РУСНЫИ ЛОВ — эко логически наиболее чистый вид промысла. И это пе единственное его преиму щество. В несколько раз со кращается расход топлива, а вылавливается наиболее крупная рыба. Кроме того, для дооборудования судна ярусной линией не требует ся демонтаж траловой схе мы, поскольку есть возмож ность сочетать оба вида про мысла — ярусный и трало вый — в зависимости от со стояния сырьевой базы. Фирма «Мустад и сын» — пионер в области авто матизации ярусного лова. Она существует уже более 150 лет. На 400 судах ми ра установлены линии этой фирмы. В это число входят шесть линий, оснастившие суда Мурманского и Архан гельского рыбакколхозсою- зов, и шесть — траулеры Беломорской базы гослова. По расчетам фирмы, линия окупается за три года. И вот тому доказательст во: двухлетний опыт работы судов ББГЛ показал, что вместо плановых пяти тонн среднесуточный вылов клы- кача составил семь тонн. Причем ярусные линии ока зались высоконадежными в эксплуатации. Хотя есть и проблемы в работе с ярусом: обеспече ние устойчивой сырьевой ба зой, выделение специальных плавбаз для сбора и обра ботки улова (ведь районы ярусного промысла отдале ны или обособлены от пром- районов), организация базы для ремонта в Южной Ат лантике, замена ярусных ли ний, получение запчастей. По мнению директора ББГЛ В. Б. Баркана, эти пробле мы могут быть решены толь ко вместе с другими бассей нами. Но сначала надо ус тановить оборудование. Директор сектора автома тических линий фирмы Фре де Педерсен, предлагая ши рокий ассортимент продук ции фирмы, линий по час тям и в комплексе, сообщил, что закупку этого оборудо вания можно произвести на льготных для рыбаков усло виях: за счет кредитов нор вежско-советского банка или в обмен на рыбопродукцию, пользующуюся спросом на мировом рынке (треску, оку ня, клыкача, рыбий жир и т. д.) В текущей пятилетке зна чительную часть своей про дукции фирма «Мустад и сын» будет поставлять для советского рыбопромысло вого флота. В связи с тем, что в бли жайшее время часть райо нов промысла, в том числе и Баренцево море, могут быть закрыты для тралового ло ва, необходимо подумать о внедрении ярусного лова и нашим крупным промысло вым флотам. Так, например, ярусные автоматические ли нии устанавливаются фирмой на судах длиной 10 и более метров, причем возможно, что это будет судно, спуска емое с борта БМРТ, ППР, БАТ, плавбазы, для работы на котором требуется всего три человека. Такие суда мо гут быть построены па на шем бассейне — па Петро заводской или Соломбаль- ской судоверфях. Приятная особенность ми нувшего семинара в том, что он прошел впервые без уча стия Миирыбхоза СССР — на основе прямых связей с фирмой. Просто собрались заинтересованные судовла дельцы и наметили с пред ставителем фирмы дальней шие шаги совместного дело вого сотрудничества на вза имовыгодной основе. Н. ЗАВГСРОДКИЙ, заведующий сектором тех нической информации НПО «Севрыбскстемотехника». (Окончани е . Начало на 1-й стр.) И, наконец, еще один саж ный фактор: естественно, в такую маленькую баночку рыбу придется укладывать вручную (во всех странах так делается), и руководство и цеха, и завода дума ет, что с этой р а ботой лучше всего справятся школьники-подростки, для них будет решена проблема трудоустройства (кто нынче возьмет на работу 15-летне го?), п заработок/ да и проф ориентация. Но это в перспективе. Правда, и сейчас мно гое делается. На коп тильном № 2 сделано все, Будут перемены! что было в силах руковод ства, механизировано все, что можно. Что касается эс тетики, так в этом вопросе коптильный цех, наверное, самый красивый: очень мно го зелени, светло, чисто, да же окраска стен радует глаз. И названия смен радуют слух: «Северяночка», «Ритм», «Надежда»*! К этому всему *да автоматические линии бы! Что ж, в очередной раз восхитимся золотыми рука ми рыбообработчиц, их та лантом, их мужеством. По желаем крепкого здоровья и скорейшей механизации це ха! И. БЕРЕЗЮК. На снимках: рыбообработ- чицы из смены «Северяночка» — Александра Николаевна Никитинская, лучшая по про фессии, Вера Николаевна Ша талова — отличник качества и выпускница ГПТУ-16 Наташа Прокопенко ; секретарь ком сомольской организации це ха Татьяна Вишемирская, сту дентка четвертого курса тех нологического/ факультета МВИМУ. Фото В. Проблемы твенныи В п е р в ы е ж е л а н и е написать о месте и ро ли арбитража в работе пред приятий рыбной отрасли во зникло у пас еще в начале прошлого года. Тогда адми нистративно-командные ме тоды, вседозволенность и безнаказанность вышестоя щего органа — ВРПО «Сев- рыба», опека им отдельных организаций-любнмчиков и необъективность в отноше нии других привели Мурман ский траловый флот на грань банкротства, чему в немалой степени способствовал и ве домственный арбитраж. Н ов тот период разрабатывалась новая структура бассейна и не известный в дальнейшем статус флота останавливал нас. Что же в итоге вышло? До 1 февраля 1989 года предприятия, входящие в «Севрыбу», были самостоя тельными юридическими ли цами. Вышестоящий орган — ВРПО — содержался за счет отчислений от предприя тий, в его состав входил ве домственный арбитраж. Те перь же ВРПО стало имено ваться БПО п слилось с уп равлением «Севрыбхолод- флот» — единственным пе ревозчиком грузов рыбной промышленности на бассей не. По-прежнему в составе БПО — ведомственный ар битраж. Таким образом, про изошло полное слияние вла сти, перевозчика и «органа справедливости». Арбитраж, призванный з а щищать права и охраняемые законом интересы «самостоя тельных» предприятий и осуществлять функции, свя занные с обеспечением со циалистической законности и государственной дисциплины, входит в состав монополисти ческой организации, вдобавок являющейся высшей властью на бассейне. К сожалению, ведомствен ный арбитраж не отличается объективностью и справедли востью принимаемых реше ний. Нередко в качестве экс пертов для дачи заключений приглашаются работники БПО. Вот и случается, что ущерб предприятию нанесен указаниями или действиями должностных лиц БПО, а ар битр, обосновывая свое ре шение, ссылается па сделан ное ими же заключение. Приведем лишь несколько примеров необоснованных ре шений арбитража, вмеша тельства должностных лиц БПО в арбитражные дела, ненадлежащего исполнения своих обязанностей вышесто ящим органом н желания найти «крайнего», который покрыл бы убытки.- С СЕНТЯБРЯ 1987 ГО ДА «Севрыбхолод- флот» стал при расчетах за погрузку и доставку картон ной тары для мороженой ры бы искусственно завышать вес одного комплекта с одно го килограмма до двух, в результате чего только с тралфлота за период с сен тября 1987 года по апрель 1988 перевозчик незаконно получил более 714 тысяч рублей. Мурманский траловый флот забил тревогу: о б р а т> ^ ся в «Севрыбхолодфлот», ВРПО «Севрыба», были про ведены контрольные взвеши вания тары с участием пред ставителей других флотов, сделаны запросы в Миирыб- хоз СССР и отраслевой ин ститут «Гнпрорыбфлот>. Пришли ответы: — от заместителя началь ника ВРПО Э. К. Наумова: действия перевозчика право мерны, так как на основе приказа Минрыбхоза СССР № 158 вес одного комплекта тары установлен в 2 кило грамма; — от заместителя мини стра рыбного хозяйства СССР А. Н. Гульченко: вза иморасчеты по допоставке тары необходимо производить исходя из фактической мас сы одного комплекта тары; — из «Гипрорыбфлота»:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz