Рыбный Мурман. 1989 г. Август.

Из писем в редакцию «Не смогли бы вы рассказать в газете об Александре Розенбауме? Это — один из са- ^ мых любимых певцов всех моряков... Н. НЕСТЕРОВ, Мурманск». В гостях у .муз 13 По просьбе читателей Л Н САМОЛЮБИВ, ПОРОЙ НЕСДЕРЖАН, НО ВСЕГДА ИСК- РЕНЕН И ЧЕСТЕН. Это звучит в его песнях, это и привле­ кает к нему внимание. Неравнодушие к тому, что происходи­ ло и происходит вокруг, душевное неистовство — таковы пер­ вые впечатления от его концертов. Он не считает себя бардом, доказывает всем, что он продолжает песенные традиции Вер­ тинского . Увлекается боксом и лошадьми. Он — капитан меди­ цинской службы ВМФ (в запасе), с 1980 года на профессиональ­ ной сцене. Категоричен в своих суждениях и отстаивает свое право на категоричность, пусть это и не всем нравится. Не лю ­ бит журналистов и тем не менее наша беседа растянулась на полтора часа. Итак, Александр Яковлевич Розенбаум отвечает на наши вопросы. — Восемь лет вы — про- ^фессиональный певец. Что это Т а л я вас значит! — Я — артист песни, так бу­ дет точнее. А что это значит? Да только одно — это работа, которую я должен делать че­ стно, как и любой человек на своем месте. Если ты водо­ проводчик, так сделай свое дело так, чтобы мне не крас­ неть за тебя через три дня. Если ты певец, то работай так, чтобы люди на твоих концер ­ тах становились хоть чуточку добрее и человечнее, а не зе­ вали и не грызли шоколад. Я — свободный художник в творчестве, пишу не по зака­ зу, а только о том, что меня волнует. И если людей затра­ гивает моя боль, значит, я за­ дел и их боль собственную, значит, я работаю (штамп!) в правильном направлении. — А что вы ощущаете по­ сле концерта ! — Усталость и удовлетво­ ренность. Или неудовлетворен- .ность. Оценку подсказывает С о б с тве н н а я интуиция, чувст­ во какое-то , что ли. Либо не все сказал, либо сказал не так, как хотел... . — Какие чувства вы цени­ те в людях! — Гражданское мужество. Не бояться говорить то, что думаешь. Отсутствие зависти. Умение делать свое дело че­ стно, как я уже говорил. Если певец — пой своим голосом, а не под фонограмму. В ж ен ­ щинах ценю их слабость и женственность. И еще — ин­ теллигентность. У всех людей, без исключения. — Что вы подразумеваете под словом «интеллигент­ ность»! — Во всяком случае, мень­ ше всего — образование. Ин­ теллигентность воспитывается с детства. Высоковоспитанный человек всегда интеллигентен и никогда не выставляет напо­ каз свои качества. Так ж е фи­ зически сильный человек ни- ^Л когда не будет бравировать силой, он и так знает, что си­ лен. И себя я тоже ощущаю сильным. Морально . Потому и не обращаю внимания на зло­ пыхательство в газетах по мо ­ ему адресу, ибо знаю — я сильнее. Это, если хотите, уве­ ренность (не самоуверенность) в себе самом. — Вам не мешает популяр­ ность! — Когда я выхожу на сцену (то есть на работу), не думаю ни о какой популярности. Ее нет. Есть только люди, кото ­ рые пришли меня слушать. Популярность мешает в бы­ ту. Каждые три минуты теле­ фон звонит. Ресторанов Еооб- ще избегаю. Представьте себе, подходит к тебе полупьяный парень, хлопает по плечу: «Санек, сбряцай». (Кстати, тер­ петь не мо гу фамильярности). Откажешь, тот сразу в позу, мол, брезгуешь простым че­ ловеком. Кому это приятно? — Расскажите о своих друзьях. Много их у вас! — Нет, друзей как раз ма­ ло. На то они и друзья. Это знакомых бывает много. А друзей у меня четверо: Лео­ нид Филатов, думаю, пред­ ставлять его не надо. Влади­ мир Кауфман, врач скорой по­ мощи в Ленинграде, Сергей Воробьев, инженер, ныне ра­ ботает в одной из пустынь, Константин Белов, полковник, афганец. Редчайший случай — друзьями с ним мы стали в А л е к с а н д р Ро з е н б а ум « Я АРТИСТ ПЕСНИ» 36 лет. Такое возможно толь­ ко на войне, — Вы были в Афганистане. Какие чувства вы оттуда вы­ несли! — Веру в ребят. Какие же они все-таки у нас... Поразила война, ее бессмысленность. Я думаю, и пусть это не вычер­ кивают редакторы, что Афга­ нистан — это не ошибка, как сейчас говорят. Это — пре­ ступление, за которое нужно отвечать по самому высокому счету. Сотни искалеченных, ты­ сячи погибших ребят, только- только ставших познавать жизнь, научившихся убивать раньше, чем любить, — разве такое м ож но простить? — Вы, безусловно, не сто­ ронний наблюдатель процес­ сов, происходящих в нашей жизни. Естественно, имеете свое мнение о политике глас­ ности. Что здесь вас волнует больше всего как человека и как поэта-певца! — То, что начались все эти преобразования, — хорошо. Надоело жить как в болоте. Я бы лично поклонился Горба­ чеву за четыре вещи: он раз ­ решил иметь и высказывать свое мнение, не боясь послед­ ствий; дал возможность лю ­ дям начать чувствовать себя людьми (посмотрите, как ме ­ няется сейчас отношение к советской интеллигенции, ко ­ торая десятилетияд\и была чем-то Броде козла отпуще­ ния, к тем, кто наконец-то начинает получать за труд, — зарабатывайте, это не зазор­ но, потому что за РАБОТУ); он урегулировал вопрос по Афга­ нистану; повел правильную, смелую, разумную политику в мире и заставил мир повер­ нуться к нам лицом. Это до­ казывает помощь всей плане­ ты Армении . Скептиков у пе­ рестройки достаточно. Однако два года назад я вряд ли мо г бы поверить, что сейчас то ж е «Собачье сердце» ста­ нет украшать репертуары чуть ли не всех театров... — Вы лично верите в пере­ стройку ! — Верю. Перестройка сего­ дня не может ни с того ни с сего завершиться насильст­ венным путем. Нет, мы все живем в огромной коммуналь­ ной квартире и зависим друг от друга. С другой стороны, видно, что есть еще силы, тормозящие этот процесс де­ мократизации, гласности. Вот сейчас вовсю культивируется сталинская тема. Но простите, когда А. Рыбаков говорит от имени Кирова, Жданова, Ста­ лина — это одно, а когда мы прочтем засекреченные до ку ­ менты той эпохи, свидетель» ствующие об ужасах сталиниз­ ма, — это другое. — Сами что-нибудь пише­ те помимо стихов! — Пытаюсь. Начал писать публицистические автобиогра­ фические заметки. 38 лет подходящий возраст, чтобы стать начинающим писателем. — Хочу вернуться к вопросу о демократизации нашего об ­ щества, Мы все tonbKO учим ­ ся, естественно, существует много Шероховатостей, а то и теневых сторон. Например, рост всяких самодеятельных организаций, из которых две привлекают самое пристальное внимание, — ДС и «Память». Как вы к ним относитесь! — О ДС, честно говоря, я знаю очень мало, поэтому ни­ чего здесь сказать не могу. А «Память».,. Если она ратует за сохранение русской нацио­ нальной культуры, я первый в нее запишусь. Пусть это не­ скромно, но русскую культу­ ру я знаю лучше, чем Василь­ ев (один из руководителей «Памяти». *— А. М.). И если стать нам двоим на берегу Дона и свистнуть, то к нему и придут, может быть, тысяча казаков, а ко мне — десять тысяч. Потому что я люблю казачий быт, культуру, их пес­ ни, а не разглагольствую об этой любви. Когда же мне приходится слышать бредни «Памяти» о масонстве и кое- что другое , несовместимое с понятиями об элементарном приличии... Когда я впервые увидел по финскому телеви­ дению интервью Васильева, сзади которо го стояли три громилы-телохранителя в чер­ ных футболках, то вспомнил о ■том, как в свое время проис­ ходила военизация Германии в тридцатых. Д что, даже весьма похоже. Я за плюрализм мнений, но кто и почему раз­ решает безнаказанно ходить по земле доморощенным на­ ционалистам и фашистам? Я бы (пусть это грубо звучит) морды бы бил за бравирова­ ние свастикой. Почему та же милиция не привлекает к от­ ветственности за пропаганду национальной розни или фа­ шистских идей? Нет такой статьи в Уголовном кодексе? Или легче бороться с алкаша­ ми? В ЛГУ, несмотря на все просьбы студентов, мне до сих пор не дали возможности вы­ ступить, а вот «Памяти» — дали. Нет, таких вещей нельзя недооценивать... — Вы считаете себя идеоло­ гом ! — Да. Но скорее всего — общественным деятелем. Моя работа общественна сама по себе. Я ведь тоже вещаю со сцены на аудиторию. Кстати, среди студентов, солдат, мо ­ ряков, детей, сотрудников ми­ лиции, а также людей, отбы­ вающих наказание в колони­ ях, я выступаю бесплатно. — И несколько коротких за­ ключительных вопросов. Что вы скажете по поводу разрек­ ламированной на Ленинград­ ском телевидении вашей встречи на «Музыкальном рин­ ге» с Вилли Токаревым! — Только одно, что это для меня явилось откровением. Такой встречи не будет. Со мной это даже не обговарива­ лось. — Банальный вопрос —- ва­ ши творческие планы! — Впереди у меня длитель­ ное зарубежное турне в Из­ раиль, ФРГ, затем в США , по­ том собираюсь в Непал, к на­ шим альпинистам, поддержать их во время предстоящей экс­ педиции в горы. Интервью взял А. МАРКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz