Рыбный Мурман. 1989 г. Август.

I /о К 45'Летию победы на Севере т..-Когда корабль прошел станови­ ще Шойна, Илья Дугладзе приказал опустить шпирон и поставить змей- ковый трал. До конца сентября 1943 года ТЩ -32 выполнял свою опасную работу. Морякам запомнился такой случай. 29 сентября перед носом тральщи­ ка внезапно вырос особо высокий столб воды. В основании столба мель- кнуло оранжевое пламя. Сильный взрыв ошеломил всех. Вахтенный офицер лейтенант Андрей Захарович Маклаков закричал: — Смотрите! Алюминий догорает! Это самая мощная акустическая ми­ на! Илья Дугладзе застопорил маши­ ну. Но он колебался не более ми­ нуты. Снова перевел ручку машин­ ного телеграфа на положение «сред­ ний вперед».- — Мы пойдем вперед, — сказал он, — другого курса у нас нет. Б о к т я б р я 1943 года ком а нд и р ТЩ -32 Получил по радио п р и к а з следовать в И о ка н ь гу . На след ующ ий день корабль бросил я к о р ь на и о к а н ь г с к ом рейде. В штабе базы н а пр яж е н н о работали оф ице ры -о пера торы . Сообщения из А р к ­ т и к и были не у теш и тел ьны . К он тр -а дм и ­ рал Н и колай О сипович Абрамов пояс* Нил боевую зада ч у ТЩ -32 : — Ваш ем у т р а л ьщ и к у снова предсто- Ит т я ж е л ы й поход в А р к т и к у . Опера­ ти в н а я об с тано в ка в К а р с ком море ос­ л ож н ил а сь . Там д е й с тв ую т немец кие подводные лод ки . Они по топили т р а н ­ спо р ты «А р х а н ге л ь с к» и « К и р ов с к» . Т р а л ьщ и к № 42 по пы тал ся о ка за ть им помощ ь , но и его торпедировали . К ом а н ­ д ир т р а л ьщ и к а ка п и та н -л е й те н а н т Голу­ бец и весь э к и п а ж по гибли . Командир ко н в о я ка п и т а н 3 -го р а н га Похмельное не о б н а р уж и л вовремя подводные лод ­ к и . Он передал по радио , что т р а н с п о р ­ ты подорвались на м ина х . Но это была iro не по пр авим а я ош и б ка , за ко т о р ую ы те пер ь р асплачиваем ся . Желаю . тО- >арищ ка п и та н -л е й те н а н т , ваш ем у э ки - |а ж у у с п еш н о вы п о л н и ть боевое зада- йие командования ! 10 октября ТЩ-32 вошел в про­ лив Югорский Шар. Через час по­ казалось становище Хабарово. — Отдать якорь! —- приказал Илья Иванович Дугладзе. На рейде стояли сторожевые ко- ? абли и тральщики. На СКР-28 «Р у ­ ин» развевался флаг начальника штаба Беломорской флотилии капи­ тана первого ранга Боголепова. На флагмане заработал ратьер. Началь­ ник штаба флотилии приказывал ко­ мандиру ТЩ-32 прибыть на борт СКР-28. Илья Иванович подошел к борту Сторожевого корабля на шлюпке. Бо­ голепов встретил его на палубе и крепко пожал руку. Во время корот­ кой беседы в каюте капитан 1-го ран­ га сказал: — В Арктике скопилось много транспортов с народно-хозяйственны­ ми грузами. Ваш тральщик войдет в состав отряда кораблей охранения. Й тоже буду в Диксоне. Наша глав­ ная задача — провести суда в Ар­ хангельск без потерь. Ледоколы «И. Сталин», «Сибирь» и «В. Л е ­ нин» принимают все меры, чтобы провести суда через пролив Вилькиц- кого. Командующий Беломорской фло­ тилией находится сейчас в Тикси и руководит проводкой конвоя «АБ-55». Будьте внимательны в Карском мо­ ре. Береговые посты па островах з а ­ секли фашистские подводные лодки. После инструктажа в походном штабе Илья Иванович Дугладзе убыл на свой тральщик. 1 1 октября ТЩ-32 снялся с якоря и направился на восток. Илья Ива­ нович Дугладзе получил приказ от капитана первого ранга Николая Пет­ ровича Аннина: вести четыре тран­ спорта в бухту Варнек на острове Вайгач. В конвой вошли также ТЩ-40 и ТЩ-60. 17 о к т я б р я корабли взяли к у р с двести девяносто град усо в , пы та я сь п р и б л и зи т ь ­ ся к ю ж н о й к р о м к е льдов, чтобы избе­ ж а ть встречи с ф аш и с т с ким и подвод ­ ным и лод ками . Когда ко н во й прош ел остров Белый, номандир ТЩ -32 получил р ад и о грам м у от ком а н д ующ е го Северным флотом , в ко тор о й сообщалось , что в проливе К а р ­ с ки е Ворота немецкое ком андование р а з ­ вернуло завесу из подводны х лодо к и поэтом у навс тречу ко н в ою «АБ-55» го ­ тови тся вы й ти гр у п п а кораблей в со с та ­ ве пяти э с ка д р е н ны х м иноно сцев и че­ ты р е х тр а л ьщ и ко в , об ор уд о в а н ны х г и д ­ р о а к у с т и ч е с к и м и с та нци ям и «Дра кон» и «Асдин» . Прочитав радиограмму на мостике, Илья Иванович огорченно произнес: — Жаль, что у нас нету акустики. Идем, как глухие. Одному морскому богу известно, что там в толще во­ ды делается. Одна надежда на на­ блюдателей. Конвой по верн ул на к у р с двести два ­ д ц а ть пя ть град усо в . 19 о к т я б р я над го ­ ри зо н том по ка зало сь солнце . Л у ч и уда ­ рили в с винц овы е волны К а р с ко го мо­ ря. М ор я ки на м ос ти ке ТЩ -32 усил или наблюдение . На правом кры л е стоял на ­ блюдатель номендор Иван Зиновьев . Илья Иванович смотрел в сторо­ ну транспортов, которые растянулись одной колонной с левого борта. Ти­ шину нарушил тревожный доклад Ивана Зиновьева: — Торпеда с правого борта! Илья Иванович бросился на правое крыло мостика. К носу корабля стре­ мительно приближалась светлая до­ рожка. — Право на борт! — подал он команду. Рулевой Иван Ш ейн полож ил руль на рабля CKP-80, на ко тор ом был ком а н д и р Новоземельсной военно -м ор с кой базы к а п и т а н перво го р ан га А л е кс а нд р Ива­ нович Дианов . Вечером он прибы л на борт ТЩ -32 . М о р я ки т р а л ьщ и к а вы с т р о ­ ились на палубе для вс тречи с тарш е го ф ла гмана . Александр Иванович сначала обо­ шел строй старшин и матросов, а по­ том произнес краткую речь: — Товарищи, я помню нашу пер­ вую встречу в Иоканьге летом 1942 года. Вы хорошо защищаете Родину. На вас равняются все беломорцы. Ва­ ша опасная работа на минных заграж ­ дениях спасла жизнь многим моря* кам Северного флота. От имени командования благодарю за спасение так необходимого кораблям топлива. Моряки дружно ответили: — Служим Советскому Союзу! Транспорты, собранные в проливе Югорский Шар, несколько раз пы­ тались пробиться через льды на з а ­ пад, но безуспешно. Тогда капитан А. КРИВЕНКО ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ. ГАЗЕТНЫЙ ВАРИАНТ (Окончани е . Нач. в 10, 21, 22, 23. ) борт. Нос корабля п о сл уш н о понатилсл вправо . Через не с кол ь ко се ку н д т о р п е ­ да прош ла в д в у х метрах с левого бор ­ та т р а л ьщ и ка и у с тр ем ил а с ь к т р а н с ­ п о р т у . На тран спор те тож е вовремя за ­ метили торпед у . Ка пи тан дал маш ине «полны й назад» и переложил р уль в п р а ­ во. Торпеда прош ла перед носом т р а н ­ спорта . В кубриках тральщика призывно звенели колокола громкого боя. Моря­ ки стремительно занимали свои ме­ ста у орудий и бомбометов.- Илья Иванович подал команду: — Самый полный вперед! Начать бомбометание! Заработали бомбометы. Глубинные бомбы с треском выстреливались и падали в воду. Поверхность моря вспучилась от подводных взрывов. Ко­ рабль описывал большую циркуля­ цию, склоняясь к северо-востоку. Тральщик сбросил шестнадцать глу­ бинных бомб, но поверхность моря бы­ ла чистой. j Илья Иванович обратился к сиг­ нальщику Ивану Ракииу: — Передайте: «Всем судам следо­ вать в пролив Югорский Шар». 21 октября тральщики и транспор­ ты благополучно прошли пролив Югорский Шар с востока на запад и бросили якоря в бухте Варнек. 'Моря­ ки ТЩ-32 увидели на рейде несколь­ ко кораблей, ждавших улучшения ле­ довой обстановки. Западный вход про­ лива был полностью забит толстым льдом, который несло из Карского моря. Температура воздуха продол­ жала понижаться, и лед начал смер­ заться. 23 он тября северо -восточны й ветер у с и ­ лился до девяти -десяти баллов. Я кор ны е цепи кораблей на тя н ул и с ь , к а к с тр у ны . В д ру г сорвало с я ко р я б а рж у N* 102 С топливом и понесло ее на мели Ю гор ­ с ко го полуострова . М ор я ки на б ор ту ТЩ -32 с тр е в о гой наблюдали за о па с ­ ным дрейфом б а рж и . Командир т р а л ьщ и к а реш ил спасать ее. Он снялся с я ко р я и пошел полным ходом к б арж е . Суда сбли зили сь . С т р у ­ дом удалось завести на б а р ж у б у к с и р . Но л иш ь т р а л ьщ и к попы тал ся вести ее. к а к б у к с и р порвался . Боцман А л е к ­ сандр Ко зле н ко , комендор Василий Те­ рен тьев и п л о т н и к Владимир Н и к и т и н снова завели б у к с и р . Работа м ор я ко в была о па сной . Мешало обледенение к о ­ рабля. Б у к с и р рвался н е с ко л ь ко раз. Илья И ванович Д у глад зе разворачивал т р а л ьщ и к и у п о р н о пы тал ся спа с ти бар ­ ж у с топливом . Более восемнадцати ча ­ сов шла борьба с м о р с ко й с ти хи е й . Т оль ко 24 о к тя б р я после обеда удалось веести б а р ж у на рейд б у х ты В арне к. ТЩ -32 прош ел мимо ф л а гм а н с ко го ко - первого ранга Дианов попросил коман­ дующего Беломорской флотилией, ко­ торый шел с конвоем «АБ-55» на л е ­ доколе «И, Сталин», прислать ледо­ рез «Ф. Литке», В начале ноября 1943 года боевые корабли и транспорты перешли з становище Хабарово, где расположил­ ся походный щтаб Беломорской фло­ тилии. Постепенно формировался конвой в Архангельск. Командиром конвоя был назначен капитан первого ранга Боголепов, который по-преж­ нему держал свой флаг на СКР-28 « Рубин», Приближалась 26-я годовщина Ве­ ликой Октябрьской социалистической революции. Утром 7 ноября ТЩ-32 поднял флаги расцвечивания. Илья Иванович Дугладзе поздравил эки­ паж с праздником. Замполит старший лейтенант И еэн Михайлович Быков произнес краткую речь. Он сообщил морякам об освобождении Киева, 9 ноября караван транспортов в сопровождении кораблей охранения пробился через Югорский Шар на во­ сток в Карское море, затем конвой повернул к проливу Карские Ворота. ТЩ-32 шел мористей. Наблюдате­ ли па мостике корабля комендор Ми­ хаил Волков и минер Михаил Иванов не спускали глаз с поверхности моря. Слишком велика была опасность. Ка­ питаны транспортов часто передавали ложные сигналы, что видят периско­ пы подводных лодок. Когда показался мыс Рогатый, к конвою присоединились эскадренный миноносец «Разъяренный» , тральщи­ ки «АМ-116» и «АМ -114». Настрое­ ние у моряков каравана поднялось. Конвой повернул на курс двести пятьдесят пять градусов, чтобы прой­ ти севернее острова Колгуев. Эскад­ ренный миноносец «Разъяренный» , используя свое преимущество в ско­ рости, шел впереди конвоя, делая большие зигзаги от линии генераль­ ного курса. Тральщики «АМ-116» и «АМ-114» охраняли транспорты с се­ веро-запада. На их палубах стояли го­ товые к бою двадцатпчетырехстволь- ные реактивные бомбометы. У тром 10 ноября ко н во й атаковала «волчья стая» — г р у п п а ф аш и с т с к и х подводны х лодо к. «Р а зъ яренны й» пер ­ вым ус та новил к о н т а к т с подводной лод­ к о й и развил с ко р о с т ь до тр ид ца ти у з ­ лов. В течение часа эсм инец сбрасывал гл у б и н ны е бомбы . В это время к ко н вою подирали сь еще две подводные лодки и у спели сделать залп из т о р п е д ны х а п ­ паратов по т р а н с п о р там . н о наблюдатели вовремя заме тили следы торпед и к а п и т а н ы тр а н с п о р то в сумели о т в е р н у т ь в с то р о н у . Торпеды прош ли мимо. Т р ал ьщ и ки «АМ-116»- и «АМ -114» о б н а р уж и л и приборам и «Ас- д и к» ф аш и с т с ки е с убм арины , о т к ры л и Огонь и з р е а к т и в н ы х бомбометов. По­ вер хно с ть моря всп учил а сь от м ощ ны х подводны х в зры вов . Командир «Р а зъяренно го» передал по радио , что в сплы вающ ая ф аш и с тс ка я субм арина задела пе ри с копом днищ е эс ­ м инца и снова по гр у зи л а с ь . ТЩ -32 шел ю го -восточнее ка ра ва на . Илья И ванович Д углад зе пол учил п р и к а з от ком а нд ира ко н в о я п р ои зве с ти п р оф ил а кти ч е с ко е бомбометание . М оряни т р а л ьщ и к а сб ро ­ сили восемнадца ть г л у б и н н ы х бомб. «Волчья стая» преследовала ко н во й до о строва Кол гуев , а потом о тстала . 12 ноября показался мыс Канин Нос. Эскадренный миноносец « Р а зъ ­ яренный» и тральщики «АМ-116» и «АМ -114» повернули в Иоканьгу, где сосредоточилась группа эсминцев для прикрытия конвоя «АБ-55». Ка­ раван судов вошел в горло Белого моря. Транспорты благополучно про­ шли Терско-Орловский маяк, остров Сосновец ц 13 ноября вошли в устье Северной Двины. В тот же день ТЩ -32 стал к при­ чалу судоремонтного завода «Красная кузница», Тяжелый арктический бое­ вой поход завершен успешно.- Начал­ ся ремонт корпуса корабля, глав­ ной машины и котла, вспомогатель­ ных механизмов и оружия. * * + 5 февраля 1944 года И. И. Дуглад­ зе получил назначение на минзаг «Мурман». ТЩ-32 нес боевую служ ­ бу и после 9 мая 1945 года — тре­ бовалось ликвидировать минную опас­ ность для плавания судов в мирное время. И «Лосось» снова шел на ми­ ны! Наконец он вернулся в строй рыболовных траулеров. Но об этом — особый рассказ. В р а с п о р яж е н и и автора есть не с кол ь ­ к о с н и м ко в м ор я ко в ТЩ -32 , в том числе — гр у п п о в ы х . Правда, время не пощ а ­ дило и х . Х уж е то го — неи зве с тны фами ­ лии м н о ги х матросов , с та рш и н , оф ице ­ ров И на п уб л и куем ом се годня снимне достоверно известен тольно один у ч а с т ­ н и к боевых походов тр а л ьщ и ка . Это ш т у рм а н К и п р и я н Добродеев (в первом ряду второй справа ). Он впоследствии командовал ТЩ -32 . Если кт о -то и з читателей см ож е т на ­ зва ть д р у г и х морянов , просим сообщ и ть в р е д а кц ию еж ен е д ел ьн и ка или а в тор у (в м узей КСФ). II августа Ш9 года рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz