Рыбный Мурман. 1989 г. Август.
I /о К 45'Летию победы на Севере т..-Когда корабль прошел станови ще Шойна, Илья Дугладзе приказал опустить шпирон и поставить змей- ковый трал. До конца сентября 1943 года ТЩ -32 выполнял свою опасную работу. Морякам запомнился такой случай. 29 сентября перед носом тральщи ка внезапно вырос особо высокий столб воды. В основании столба мель- кнуло оранжевое пламя. Сильный взрыв ошеломил всех. Вахтенный офицер лейтенант Андрей Захарович Маклаков закричал: — Смотрите! Алюминий догорает! Это самая мощная акустическая ми на! Илья Дугладзе застопорил маши ну. Но он колебался не более ми нуты. Снова перевел ручку машин ного телеграфа на положение «сред ний вперед».- — Мы пойдем вперед, — сказал он, — другого курса у нас нет. Б о к т я б р я 1943 года ком а нд и р ТЩ -32 Получил по радио п р и к а з следовать в И о ка н ь гу . На след ующ ий день корабль бросил я к о р ь на и о к а н ь г с к ом рейде. В штабе базы н а пр яж е н н о работали оф ице ры -о пера торы . Сообщения из А р к т и к и были не у теш и тел ьны . К он тр -а дм и рал Н и колай О сипович Абрамов пояс* Нил боевую зада ч у ТЩ -32 : — Ваш ем у т р а л ьщ и к у снова предсто- Ит т я ж е л ы й поход в А р к т и к у . Опера ти в н а я об с тано в ка в К а р с ком море ос л ож н ил а сь . Там д е й с тв ую т немец кие подводные лод ки . Они по топили т р а н спо р ты «А р х а н ге л ь с к» и « К и р ов с к» . Т р а л ьщ и к № 42 по пы тал ся о ка за ть им помощ ь , но и его торпедировали . К ом а н д ир т р а л ьщ и к а ка п и та н -л е й те н а н т Голу бец и весь э к и п а ж по гибли . Командир ко н в о я ка п и т а н 3 -го р а н га Похмельное не о б н а р уж и л вовремя подводные лод к и . Он передал по радио , что т р а н с п о р ты подорвались на м ина х . Но это была iro не по пр авим а я ош и б ка , за ко т о р ую ы те пер ь р асплачиваем ся . Желаю . тО- >арищ ка п и та н -л е й те н а н т , ваш ем у э ки - |а ж у у с п еш н о вы п о л н и ть боевое зада- йие командования ! 10 октября ТЩ-32 вошел в про лив Югорский Шар. Через час по казалось становище Хабарово. — Отдать якорь! —- приказал Илья Иванович Дугладзе. На рейде стояли сторожевые ко- ? абли и тральщики. На СКР-28 «Р у ин» развевался флаг начальника штаба Беломорской флотилии капи тана первого ранга Боголепова. На флагмане заработал ратьер. Началь ник штаба флотилии приказывал ко мандиру ТЩ-32 прибыть на борт СКР-28. Илья Иванович подошел к борту Сторожевого корабля на шлюпке. Бо голепов встретил его на палубе и крепко пожал руку. Во время корот кой беседы в каюте капитан 1-го ран га сказал: — В Арктике скопилось много транспортов с народно-хозяйственны ми грузами. Ваш тральщик войдет в состав отряда кораблей охранения. Й тоже буду в Диксоне. Наша глав ная задача — провести суда в Ар хангельск без потерь. Ледоколы «И. Сталин», «Сибирь» и «В. Л е нин» принимают все меры, чтобы провести суда через пролив Вилькиц- кого. Командующий Беломорской фло тилией находится сейчас в Тикси и руководит проводкой конвоя «АБ-55». Будьте внимательны в Карском мо ре. Береговые посты па островах з а секли фашистские подводные лодки. После инструктажа в походном штабе Илья Иванович Дугладзе убыл на свой тральщик. 1 1 октября ТЩ-32 снялся с якоря и направился на восток. Илья Ива нович Дугладзе получил приказ от капитана первого ранга Николая Пет ровича Аннина: вести четыре тран спорта в бухту Варнек на острове Вайгач. В конвой вошли также ТЩ-40 и ТЩ-60. 17 о к т я б р я корабли взяли к у р с двести девяносто град усо в , пы та я сь п р и б л и зи т ь ся к ю ж н о й к р о м к е льдов, чтобы избе ж а ть встречи с ф аш и с т с ким и подвод ным и лод ками . Когда ко н во й прош ел остров Белый, номандир ТЩ -32 получил р ад и о грам м у от ком а н д ующ е го Северным флотом , в ко тор о й сообщалось , что в проливе К а р с ки е Ворота немецкое ком андование р а з вернуло завесу из подводны х лодо к и поэтом у навс тречу ко н в ою «АБ-55» го тови тся вы й ти гр у п п а кораблей в со с та ве пяти э с ка д р е н ны х м иноно сцев и че ты р е х тр а л ьщ и ко в , об ор уд о в а н ны х г и д р о а к у с т и ч е с к и м и с та нци ям и «Дра кон» и «Асдин» . Прочитав радиограмму на мостике, Илья Иванович огорченно произнес: — Жаль, что у нас нету акустики. Идем, как глухие. Одному морскому богу известно, что там в толще во ды делается. Одна надежда на на блюдателей. Конвой по верн ул на к у р с двести два д ц а ть пя ть град усо в . 19 о к т я б р я над го ри зо н том по ка зало сь солнце . Л у ч и уда рили в с винц овы е волны К а р с ко го мо ря. М ор я ки на м ос ти ке ТЩ -32 усил или наблюдение . На правом кры л е стоял на блюдатель номендор Иван Зиновьев . Илья Иванович смотрел в сторо ну транспортов, которые растянулись одной колонной с левого борта. Ти шину нарушил тревожный доклад Ивана Зиновьева: — Торпеда с правого борта! Илья Иванович бросился на правое крыло мостика. К носу корабля стре мительно приближалась светлая до рожка. — Право на борт! — подал он команду. Рулевой Иван Ш ейн полож ил руль на рабля CKP-80, на ко тор ом был ком а н д и р Новоземельсной военно -м ор с кой базы к а п и т а н перво го р ан га А л е кс а нд р Ива нович Дианов . Вечером он прибы л на борт ТЩ -32 . М о р я ки т р а л ьщ и к а вы с т р о ились на палубе для вс тречи с тарш е го ф ла гмана . Александр Иванович сначала обо шел строй старшин и матросов, а по том произнес краткую речь: — Товарищи, я помню нашу пер вую встречу в Иоканьге летом 1942 года. Вы хорошо защищаете Родину. На вас равняются все беломорцы. Ва ша опасная работа на минных заграж дениях спасла жизнь многим моря* кам Северного флота. От имени командования благодарю за спасение так необходимого кораблям топлива. Моряки дружно ответили: — Служим Советскому Союзу! Транспорты, собранные в проливе Югорский Шар, несколько раз пы тались пробиться через льды на з а пад, но безуспешно. Тогда капитан А. КРИВЕНКО ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ. ГАЗЕТНЫЙ ВАРИАНТ (Окончани е . Нач. в 10, 21, 22, 23. ) борт. Нос корабля п о сл уш н о понатилсл вправо . Через не с кол ь ко се ку н д т о р п е да прош ла в д в у х метрах с левого бор та т р а л ьщ и ка и у с тр ем ил а с ь к т р а н с п о р т у . На тран спор те тож е вовремя за метили торпед у . Ка пи тан дал маш ине «полны й назад» и переложил р уль в п р а во. Торпеда прош ла перед носом т р а н спорта . В кубриках тральщика призывно звенели колокола громкого боя. Моря ки стремительно занимали свои ме ста у орудий и бомбометов.- Илья Иванович подал команду: — Самый полный вперед! Начать бомбометание! Заработали бомбометы. Глубинные бомбы с треском выстреливались и падали в воду. Поверхность моря вспучилась от подводных взрывов. Ко рабль описывал большую циркуля цию, склоняясь к северо-востоку. Тральщик сбросил шестнадцать глу бинных бомб, но поверхность моря бы ла чистой. j Илья Иванович обратился к сиг нальщику Ивану Ракииу: — Передайте: «Всем судам следо вать в пролив Югорский Шар». 21 октября тральщики и транспор ты благополучно прошли пролив Югорский Шар с востока на запад и бросили якоря в бухте Варнек. 'Моря ки ТЩ-32 увидели на рейде несколь ко кораблей, ждавших улучшения ле довой обстановки. Западный вход про лива был полностью забит толстым льдом, который несло из Карского моря. Температура воздуха продол жала понижаться, и лед начал смер заться. 23 он тября северо -восточны й ветер у с и лился до девяти -десяти баллов. Я кор ны е цепи кораблей на тя н ул и с ь , к а к с тр у ны . В д ру г сорвало с я ко р я б а рж у N* 102 С топливом и понесло ее на мели Ю гор с ко го полуострова . М ор я ки на б ор ту ТЩ -32 с тр е в о гой наблюдали за о па с ным дрейфом б а рж и . Командир т р а л ьщ и к а реш ил спасать ее. Он снялся с я ко р я и пошел полным ходом к б арж е . Суда сбли зили сь . С т р у дом удалось завести на б а р ж у б у к с и р . Но л иш ь т р а л ьщ и к попы тал ся вести ее. к а к б у к с и р порвался . Боцман А л е к сандр Ко зле н ко , комендор Василий Те рен тьев и п л о т н и к Владимир Н и к и т и н снова завели б у к с и р . Работа м ор я ко в была о па сной . Мешало обледенение к о рабля. Б у к с и р рвался н е с ко л ь ко раз. Илья И ванович Д у глад зе разворачивал т р а л ьщ и к и у п о р н о пы тал ся спа с ти бар ж у с топливом . Более восемнадцати ча сов шла борьба с м о р с ко й с ти хи е й . Т оль ко 24 о к тя б р я после обеда удалось веести б а р ж у на рейд б у х ты В арне к. ТЩ -32 прош ел мимо ф л а гм а н с ко го ко - первого ранга Дианов попросил коман дующего Беломорской флотилией, ко торый шел с конвоем «АБ-55» на л е доколе «И, Сталин», прислать ледо рез «Ф. Литке», В начале ноября 1943 года боевые корабли и транспорты перешли з становище Хабарово, где расположил ся походный щтаб Беломорской фло тилии. Постепенно формировался конвой в Архангельск. Командиром конвоя был назначен капитан первого ранга Боголепов, который по-преж нему держал свой флаг на СКР-28 « Рубин», Приближалась 26-я годовщина Ве ликой Октябрьской социалистической революции. Утром 7 ноября ТЩ-32 поднял флаги расцвечивания. Илья Иванович Дугладзе поздравил эки паж с праздником. Замполит старший лейтенант И еэн Михайлович Быков произнес краткую речь. Он сообщил морякам об освобождении Киева, 9 ноября караван транспортов в сопровождении кораблей охранения пробился через Югорский Шар на во сток в Карское море, затем конвой повернул к проливу Карские Ворота. ТЩ-32 шел мористей. Наблюдате ли па мостике корабля комендор Ми хаил Волков и минер Михаил Иванов не спускали глаз с поверхности моря. Слишком велика была опасность. Ка питаны транспортов часто передавали ложные сигналы, что видят периско пы подводных лодок. Когда показался мыс Рогатый, к конвою присоединились эскадренный миноносец «Разъяренный» , тральщи ки «АМ-116» и «АМ -114». Настрое ние у моряков каравана поднялось. Конвой повернул на курс двести пятьдесят пять градусов, чтобы прой ти севернее острова Колгуев. Эскад ренный миноносец «Разъяренный» , используя свое преимущество в ско рости, шел впереди конвоя, делая большие зигзаги от линии генераль ного курса. Тральщики «АМ-116» и «АМ-114» охраняли транспорты с се веро-запада. На их палубах стояли го товые к бою двадцатпчетырехстволь- ные реактивные бомбометы. У тром 10 ноября ко н во й атаковала «волчья стая» — г р у п п а ф аш и с т с к и х подводны х лодо к. «Р а зъ яренны й» пер вым ус та новил к о н т а к т с подводной лод к о й и развил с ко р о с т ь до тр ид ца ти у з лов. В течение часа эсм инец сбрасывал гл у б и н ны е бомбы . В это время к ко н вою подирали сь еще две подводные лодки и у спели сделать залп из т о р п е д ны х а п паратов по т р а н с п о р там . н о наблюдатели вовремя заме тили следы торпед и к а п и т а н ы тр а н с п о р то в сумели о т в е р н у т ь в с то р о н у . Торпеды прош ли мимо. Т р ал ьщ и ки «АМ-116»- и «АМ -114» о б н а р уж и л и приборам и «Ас- д и к» ф аш и с т с ки е с убм арины , о т к ры л и Огонь и з р е а к т и в н ы х бомбометов. По вер хно с ть моря всп учил а сь от м ощ ны х подводны х в зры вов . Командир «Р а зъяренно го» передал по радио , что в сплы вающ ая ф аш и с тс ка я субм арина задела пе ри с копом днищ е эс м инца и снова по гр у зи л а с ь . ТЩ -32 шел ю го -восточнее ка ра ва на . Илья И ванович Д углад зе пол учил п р и к а з от ком а нд ира ко н в о я п р ои зве с ти п р оф ил а кти ч е с ко е бомбометание . М оряни т р а л ьщ и к а сб ро сили восемнадца ть г л у б и н н ы х бомб. «Волчья стая» преследовала ко н во й до о строва Кол гуев , а потом о тстала . 12 ноября показался мыс Канин Нос. Эскадренный миноносец « Р а зъ яренный» и тральщики «АМ-116» и «АМ -114» повернули в Иоканьгу, где сосредоточилась группа эсминцев для прикрытия конвоя «АБ-55». Ка раван судов вошел в горло Белого моря. Транспорты благополучно про шли Терско-Орловский маяк, остров Сосновец ц 13 ноября вошли в устье Северной Двины. В тот же день ТЩ -32 стал к при чалу судоремонтного завода «Красная кузница», Тяжелый арктический бое вой поход завершен успешно.- Начал ся ремонт корпуса корабля, глав ной машины и котла, вспомогатель ных механизмов и оружия. * * + 5 февраля 1944 года И. И. Дуглад зе получил назначение на минзаг «Мурман». ТЩ-32 нес боевую служ бу и после 9 мая 1945 года — тре бовалось ликвидировать минную опас ность для плавания судов в мирное время. И «Лосось» снова шел на ми ны! Наконец он вернулся в строй рыболовных траулеров. Но об этом — особый рассказ. В р а с п о р яж е н и и автора есть не с кол ь к о с н и м ко в м ор я ко в ТЩ -32 , в том числе — гр у п п о в ы х . Правда, время не пощ а дило и х . Х уж е то го — неи зве с тны фами лии м н о ги х матросов , с та рш и н , оф ице ров И на п уб л и куем ом се годня снимне достоверно известен тольно один у ч а с т н и к боевых походов тр а л ьщ и ка . Это ш т у рм а н К и п р и я н Добродеев (в первом ряду второй справа ). Он впоследствии командовал ТЩ -32 . Если кт о -то и з читателей см ож е т на зва ть д р у г и х морянов , просим сообщ и ть в р е д а кц ию еж ен е д ел ьн и ка или а в тор у (в м узей КСФ). II августа Ш9 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz