Рыбный Мурман. 1989 г. Август.

1 Q Милосердие Э ТУ СТАРУШКУ я приметила дапио в магази­ не «Маяк». Взгляд у нее настолько не из этого мира, что сразу сжалось сердце.: Все, что окружало ее, уже давно стало ирреальным: продук­ ты. лежащие па прилавках, красиво одетые люди, спешащие мимо, и все, что принадлежит к нашему привычному, хотя и такому неустроенному, обыден* ному миру, где есть работа, отдых, развлечения. Однажды, когда мне понадобилось увидеть эту старушку, ее в магазине не оказалось, и я спросила о ней у работницы. —* Да вы зайдите, если хотите, к ней домой, она рядом и{ивет. — сказала словоохотливая женщина,: И я зашла... УЛ меня не было идеализированного представле­ ния о том, в какой обстановке может жить эта жен­ щина, но увиденное меня поразило: квартира с под­ селением, рядом — молодые мать и сын, жилище их ухожено, свидетельствует о достатке. А в ма­ ленькой комнатке все кричит о разруше­ нии не только вещей, но и самой жизни, которая пока еще теплится в обносках, рухляди, каких-то склянках.; Все это называется уже не мебель, не одежда, не обстановка — это скарб: слово, созвуч­ ное слову «скорбь». • Марии Парфеновне Разговоровой за 80. Рассудок не затуманен ни возрастом, ни несправедливостями судьбы, и крест свой — крест отверженной, отторг­ нутой — она несет с кротостью, смирением и тер­ пением. И даже если что-то не правится ей в отношениях с сосе­ дями, детьми. она не выражает громкого протеста, и даже сетова­ ния ее — тихие, полушепотом: «Да разве что я могу?.. Пойди скажи! Терпеть надо...» ’Два мира разделены тонкой перегородкой квар­ тиры, два мира, разделенные социальной неспра­ ведливостью; человек всю жизнь отработал в госу­ дарстве, но это государство не дало ему возможно­ сти Заработать па старость — па тог «черный день»,- который всех нас поджидает. В старости ничего, кроме пенсии... Ничего. Пенсия? У Марии Парфеновны она 60 рублей. За квартиру — 6 рублей, за свет — 5... Холодиль­ ник «Морозко» отключен: где взять деньги, чтобы дотянуть от пенсии до пенсии на остающиеся 49 рублей? Вот поэтому и звучат так для меня бес­ пощадно ее слова: «Рука болит, надо бы к врачу съездить, пешком не могу уже далеко ходить, а ведь и на талоны надо деньги тратить, да где не их взять? Мне только второго пенсию принесут». Вдумайтесь: человек шагнул в старость с гаран­ тированной пенсией, по она такова, что он отказы­ вает себе в поездке к врачу, ибо 6 копеек* па талон — для негр ДЕНЬГИ! Деньги, которые он должен принимать в расчет, потому что от траты этих ше­ сти копеек — зависит его хлеб насущный. — Да я уже и ем-то мало. — шелестящим голо­ сом рассказывает Мария Парфеновиа, — варить не варю: продукты покупать надо* а мясо дорого, не для меня. Да и руки плохо слушаются, пролыо — соседка ругает. Так я схожу в магазин, там в буфе­ те возьму себе чайку на 5 копеек, да хлебца — вот и попыо" сладенького, или в баночку себе иалыо, домой принесу». Г ОРЬКО БЫЛО после этого посещения. Горько вдвойне потому, что никого Мария Парфенов- на не винит, ничего не требует, будто так и надо. Угасает медленно, среди всеобщей: суеты, человече­ ская жизнь, обреченная на угасание без протеста всей пашей системой. Ведь мы до сих пор пытаем­ ся вдолбить (кому?!), что в нашем обществе «черта бедности» — 75 рублей. Да, возможно, что на 75 рублей и можно просуществовать па скудном панке, чтобы не умереть с голоду, да и то, думаю, не здесь, на Севере. Но сегодня эта цифра ни в коей мере пе обеспечивает скромного, но достойного че­ ловека существования, чтобы он не экономил на куске мыла, на визите к врачу, па самом элемен­ тарном. А виновата ли сама Мария Парфеновна в том. что, проработав всю жизнь, не «сколотила > на безбедную старость? Оглянемся на свою жизнь, подсчитаем, сколько стоят вещи, окружающие нас, сколько они нам еще прослужат, с чем, -какими запасами мы выйдем на пенсию, сколько составит наша пенсия? Хватит ли нам нашей северной пенсии на человеческое суще­ ствование за этим рубежом, для многих ставшим действительно роковым? Не ждет ли и нас такое же положение? Признаюсь, я пришла к Марии Парфеновне пе с пустыми руками. Но то. что я увидела и услышала, заставило понять, что это отнюдь не спасение. Да й как не задуматься. Это паше будущее, и будем ли мы в старости защищены от социальной несправед­ ливости, уже сегодня зависит от нас. К ОГДА ЗАБАСТОВАЛИ работники парикмахер­ ских, я знаю, что многие люди приходили в парикмахерские и предлагали им с готовностью, добровольно, без каких-либо расписок свои деньги: в фонд забастовки. Но почему же слишком мало тех, кто готов вот так же просто отдать какую-то сумму в помощь старикам через фонд общества «Милосердие»? От черствости душевной? А может, от инстинктивного страха соприкоснуться с ненор­ мальностью нашего существования? В чем причи­ на? Я думаю, что повинна в этом вся система нашего СТАРИКИ. Фото В. Басоза. Перед зеркалом будущего воспитания, в которой слишком малое место з а ­ нимают доброта, снисхождение, сострадание к сла­ бым мира сего. Не находится места милосердию. Слишком мало еще люди, к сожалению, информи­ рованы и об истинном положении наших стариков. Надо, чтобы люди хорошо знали, сколько человек у нас получают мизерные пенсии (и какие), пепсин по инвалидности. На примере Марии Парфеновны я убедилась, что для нее главное уже не только «подаренный» кусок мяса или деньги сами по себе — ей нужно, чтобы каждый День ей кто-то налил тарелку горячего су­ па, положил несколько ложек каши, чтобы без з а ­ труднений она могла выпить стакан молока или чая.; В таком возрасте тяготит уже необходимость что- то готовить, ибо в руках-то силы пет, движения даются с трудом. Сегодня у меня возникает сомнение и в том, имеется ли у только родившегося общества «Мило­ сердие» полная картина настоящего существования наших стариков: как они обеспечены жильем, как к ним относятся соседи в квартирах с подселением, как их здоровье? жим людям? Чтобы такое соседство не становилось в тягость и не озлобляло их против стариков, мало одних призывов и слов о морали, когда у нас поч­ ти совершенно разрушены и сами основы нравст­ венности, не говоря о морали. Поэтому я считаю, что было бы, с одной стороны, справедливо, если бы молодым соседям доплачивали, скажем, за уборку мест общего пользования. Это не ставило бы в зави­ симое положение и самих стариков, которые, естест­ венно, могут что-то пролить, уронить и даже не заметить. И если в квартире вместе проживаю? старики и более молодые люди, то, может, моло­ дым доплачивать и за то, что они возьмутся при­ готовить ту самую тарелку супа. Да. варианты могут быть разные. Но главное,- чтобы была служба, которая взяла бы па себя за­ боту и старш&х, инвалидах. утопия? Jag, и информа- Я ПРЕДЛАГАЮ (хотя, вероятно, уже многое делается, по я об этом, к сожалению, пе знаю) именно с этого начать составление программы ио оказанию реальной помощи нашим старикам и инвалидам. Думаю, что фонд помощи должен формироваться из индивидуальных пожертвований, отчислений предприятий, организаций и от отчислений проф­ союзных организаций. Но этот фонд, как мне пред­ ставляется, надо расходовать па реальные дела ■— не выдавать деньги, а обеспечивать из фонда опла­ ту услуг, необходимых каждому человеку: жилье, свет, газ, питание стариков в столовых (диетпита­ ние) по талонам, а если человек болен или настоль­ ко стар, что пе может ходить в столовую, оплачи­ вать и доставку питания па дом. Конечно, это хло- потно. Но это необходимо: человек- должен иметь горячее питание. Опыт такой деятельности уже есть в Москве и Ленин граде. Из фонда необходимо оплачивать и медицинское обслуживание стариков на дому: организации, в ко­ торых они работали, могут заключить договор и оплатить по перечислению конкретные услуги уча­ сткового врача. Из фонда должно оплачиваться и санитарное обслуживание стариков, чтобы они жи­ ли в чистоте, а не в заросших грязыо квартирах. Надо, чтобы общество знало конкретно: сколько и куда денег потрачено. Я думаю, что надо создавать систему, которая бы связывала стариков и друг с другом. Ведь не все они беспомощны. Многие могут помочь друг другу. Правда, могут быть и такие нежелательные явления, как вымогательство, воровство — бывает, такие случаи известны, закрывать на них глаза и идеализировать жизнь пе стоит. Но чтобы этого пе случилось, должна быть служба опеки — может, из нештатных, а может быть, и из штатных работ­ ников, которые бы руководили пе из кабинетов, а инспектировали бы дела постоянно и систематиче­ ски. Может быть, вы скажете: очередная возможно, сегодня и денег пе хватает, ции нет, и службы такой нет, и инвалидам помощи не хватает. Ио если сегодня в области вести — я это подчеркиваю — серьезную работу, — не фраг­ ментарную, а планомерную, с программой и перс­ пективой, то не только в деревне, но и в городе можно создать в ближайшее время средства, спо­ собные материально и морально защитить слабых людей. Если же мы сегодня будем экономить на этом, мы и через десять лет не изменим ситуации, и вновь у нас будут неухоженные, необласканные старики, заброшенные в нищете инвалиды, беспри­ ютные бомжи — отверженные. уВ Е Р Е Н А , ЧТО ПРОГРАММА эта должна нщ- ^ роко обсуждаться в нашей области, ведь ста­ риков здесь все больше, инвалидов — тоже, бомжи уже перестали быть мифическими персонажами — все это реальность. Программа социальной защиты слабых должна быть рассмотрена в областном Со­ вете, должна стать одной из составных программ тех кандидатов в депутаты, которые на альтерна­ тивной основе вступят в предвыборную кампанию, когда мы начнем формировать состав местных Со­ ветов. Мы должны смелее внедрять то повое, что обращено к* человеку, и в первую очередь к сла­ бым: старикам, инвалидам, детям, женщинам, особая боль — старики. - Мюя Лично я готова работать безвозмездно в числе тех активистов, которые возьмут на себя опреде­ ленные обязанности, выполнять которые смогу без отрыва от основной работы, совмещая. Думаю, най­ дутся и другие, готовые сделать это.; ‘АЗЕТА. КАК ОРГАНИЗАТОР, пропагандист, 1 агитатор, уже начала делать доброе дело, но. продолжая разговор, она должна вести его плано­ мерно, целенаправленно, и этим помочь объедине­ нию созидательных сил общества, сформировать мнение, атмосферу нетерпимости к социальной не­ справедливости: сегодня — к чужим старикам, а завтра — к себе самим. Х ОЧУ ОБРАТИТЬ старики разные: ВНИМАНИЕ и на то, что иные с возрастом становят­ ся вредными, капризными, но где гарантия, что мы не станем такими же, если не хуже? Надо войти в положение и тех, кто живет рядом с беспомощными стариками, которые волей обстоятельств опускают­ ся, зарастают грязыо, становятся неряшливыми. Все это терпят с трудом далее родные, а каково чу­ ОГДА Я УХОДИЛА в последний Г Марин Парфеновны, она суетнлас] _ __ —____ ____ раз от ь и все приговаривала*. «Спасибо вам, спасибо вам... Что же вам дать-то?» Я поспешила уйти, потому что на глаза наворачивались слезы: ее душа, пе избалован­ ная вниманием, тосковала оттого, что она за добро не может отплатить. Н. САРСАКОВА, член Союза журналистов ССС$.. II августа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz