Рыбный Мурман. 1989 г. Август.
1 Q Милосердие Э ТУ СТАРУШКУ я приметила дапио в магази не «Маяк». Взгляд у нее настолько не из этого мира, что сразу сжалось сердце.: Все, что окружало ее, уже давно стало ирреальным: продук ты. лежащие па прилавках, красиво одетые люди, спешащие мимо, и все, что принадлежит к нашему привычному, хотя и такому неустроенному, обыден* ному миру, где есть работа, отдых, развлечения. Однажды, когда мне понадобилось увидеть эту старушку, ее в магазине не оказалось, и я спросила о ней у работницы. —* Да вы зайдите, если хотите, к ней домой, она рядом и{ивет. — сказала словоохотливая женщина,: И я зашла... УЛ меня не было идеализированного представле ния о том, в какой обстановке может жить эта жен щина, но увиденное меня поразило: квартира с под селением, рядом — молодые мать и сын, жилище их ухожено, свидетельствует о достатке. А в ма ленькой комнатке все кричит о разруше нии не только вещей, но и самой жизни, которая пока еще теплится в обносках, рухляди, каких-то склянках.; Все это называется уже не мебель, не одежда, не обстановка — это скарб: слово, созвуч ное слову «скорбь». • Марии Парфеновне Разговоровой за 80. Рассудок не затуманен ни возрастом, ни несправедливостями судьбы, и крест свой — крест отверженной, отторг нутой — она несет с кротостью, смирением и тер пением. И даже если что-то не правится ей в отношениях с сосе дями, детьми. она не выражает громкого протеста, и даже сетова ния ее — тихие, полушепотом: «Да разве что я могу?.. Пойди скажи! Терпеть надо...» ’Два мира разделены тонкой перегородкой квар тиры, два мира, разделенные социальной неспра ведливостью; человек всю жизнь отработал в госу дарстве, но это государство не дало ему возможно сти Заработать па старость — па тог «черный день»,- который всех нас поджидает. В старости ничего, кроме пенсии... Ничего. Пенсия? У Марии Парфеновны она 60 рублей. За квартиру — 6 рублей, за свет — 5... Холодиль ник «Морозко» отключен: где взять деньги, чтобы дотянуть от пенсии до пенсии на остающиеся 49 рублей? Вот поэтому и звучат так для меня бес пощадно ее слова: «Рука болит, надо бы к врачу съездить, пешком не могу уже далеко ходить, а ведь и на талоны надо деньги тратить, да где не их взять? Мне только второго пенсию принесут». Вдумайтесь: человек шагнул в старость с гаран тированной пенсией, по она такова, что он отказы вает себе в поездке к врачу, ибо 6 копеек* па талон — для негр ДЕНЬГИ! Деньги, которые он должен принимать в расчет, потому что от траты этих ше сти копеек — зависит его хлеб насущный. — Да я уже и ем-то мало. — шелестящим голо сом рассказывает Мария Парфеновиа, — варить не варю: продукты покупать надо* а мясо дорого, не для меня. Да и руки плохо слушаются, пролыо — соседка ругает. Так я схожу в магазин, там в буфе те возьму себе чайку на 5 копеек, да хлебца — вот и попыо" сладенького, или в баночку себе иалыо, домой принесу». Г ОРЬКО БЫЛО после этого посещения. Горько вдвойне потому, что никого Мария Парфенов- на не винит, ничего не требует, будто так и надо. Угасает медленно, среди всеобщей: суеты, человече ская жизнь, обреченная на угасание без протеста всей пашей системой. Ведь мы до сих пор пытаем ся вдолбить (кому?!), что в нашем обществе «черта бедности» — 75 рублей. Да, возможно, что на 75 рублей и можно просуществовать па скудном панке, чтобы не умереть с голоду, да и то, думаю, не здесь, на Севере. Но сегодня эта цифра ни в коей мере пе обеспечивает скромного, но достойного че ловека существования, чтобы он не экономил на куске мыла, на визите к врачу, па самом элемен тарном. А виновата ли сама Мария Парфеновна в том. что, проработав всю жизнь, не «сколотила > на безбедную старость? Оглянемся на свою жизнь, подсчитаем, сколько стоят вещи, окружающие нас, сколько они нам еще прослужат, с чем, -какими запасами мы выйдем на пенсию, сколько составит наша пенсия? Хватит ли нам нашей северной пенсии на человеческое суще ствование за этим рубежом, для многих ставшим действительно роковым? Не ждет ли и нас такое же положение? Признаюсь, я пришла к Марии Парфеновне пе с пустыми руками. Но то. что я увидела и услышала, заставило понять, что это отнюдь не спасение. Да й как не задуматься. Это паше будущее, и будем ли мы в старости защищены от социальной несправед ливости, уже сегодня зависит от нас. К ОГДА ЗАБАСТОВАЛИ работники парикмахер ских, я знаю, что многие люди приходили в парикмахерские и предлагали им с готовностью, добровольно, без каких-либо расписок свои деньги: в фонд забастовки. Но почему же слишком мало тех, кто готов вот так же просто отдать какую-то сумму в помощь старикам через фонд общества «Милосердие»? От черствости душевной? А может, от инстинктивного страха соприкоснуться с ненор мальностью нашего существования? В чем причи на? Я думаю, что повинна в этом вся система нашего СТАРИКИ. Фото В. Басоза. Перед зеркалом будущего воспитания, в которой слишком малое место з а нимают доброта, снисхождение, сострадание к сла бым мира сего. Не находится места милосердию. Слишком мало еще люди, к сожалению, информи рованы и об истинном положении наших стариков. Надо, чтобы люди хорошо знали, сколько человек у нас получают мизерные пенсии (и какие), пепсин по инвалидности. На примере Марии Парфеновны я убедилась, что для нее главное уже не только «подаренный» кусок мяса или деньги сами по себе — ей нужно, чтобы каждый День ей кто-то налил тарелку горячего су па, положил несколько ложек каши, чтобы без з а труднений она могла выпить стакан молока или чая.; В таком возрасте тяготит уже необходимость что- то готовить, ибо в руках-то силы пет, движения даются с трудом. Сегодня у меня возникает сомнение и в том, имеется ли у только родившегося общества «Мило сердие» полная картина настоящего существования наших стариков: как они обеспечены жильем, как к ним относятся соседи в квартирах с подселением, как их здоровье? жим людям? Чтобы такое соседство не становилось в тягость и не озлобляло их против стариков, мало одних призывов и слов о морали, когда у нас поч ти совершенно разрушены и сами основы нравст венности, не говоря о морали. Поэтому я считаю, что было бы, с одной стороны, справедливо, если бы молодым соседям доплачивали, скажем, за уборку мест общего пользования. Это не ставило бы в зави симое положение и самих стариков, которые, естест венно, могут что-то пролить, уронить и даже не заметить. И если в квартире вместе проживаю? старики и более молодые люди, то, может, моло дым доплачивать и за то, что они возьмутся при готовить ту самую тарелку супа. Да. варианты могут быть разные. Но главное,- чтобы была служба, которая взяла бы па себя за боту и старш&х, инвалидах. утопия? Jag, и информа- Я ПРЕДЛАГАЮ (хотя, вероятно, уже многое делается, по я об этом, к сожалению, пе знаю) именно с этого начать составление программы ио оказанию реальной помощи нашим старикам и инвалидам. Думаю, что фонд помощи должен формироваться из индивидуальных пожертвований, отчислений предприятий, организаций и от отчислений проф союзных организаций. Но этот фонд, как мне пред ставляется, надо расходовать па реальные дела ■— не выдавать деньги, а обеспечивать из фонда опла ту услуг, необходимых каждому человеку: жилье, свет, газ, питание стариков в столовых (диетпита ние) по талонам, а если человек болен или настоль ко стар, что пе может ходить в столовую, оплачи вать и доставку питания па дом. Конечно, это хло- потно. Но это необходимо: человек- должен иметь горячее питание. Опыт такой деятельности уже есть в Москве и Ленин граде. Из фонда необходимо оплачивать и медицинское обслуживание стариков на дому: организации, в ко торых они работали, могут заключить договор и оплатить по перечислению конкретные услуги уча сткового врача. Из фонда должно оплачиваться и санитарное обслуживание стариков, чтобы они жи ли в чистоте, а не в заросших грязыо квартирах. Надо, чтобы общество знало конкретно: сколько и куда денег потрачено. Я думаю, что надо создавать систему, которая бы связывала стариков и друг с другом. Ведь не все они беспомощны. Многие могут помочь друг другу. Правда, могут быть и такие нежелательные явления, как вымогательство, воровство — бывает, такие случаи известны, закрывать на них глаза и идеализировать жизнь пе стоит. Но чтобы этого пе случилось, должна быть служба опеки — может, из нештатных, а может быть, и из штатных работ ников, которые бы руководили пе из кабинетов, а инспектировали бы дела постоянно и систематиче ски. Может быть, вы скажете: очередная возможно, сегодня и денег пе хватает, ции нет, и службы такой нет, и инвалидам помощи не хватает. Ио если сегодня в области вести — я это подчеркиваю — серьезную работу, — не фраг ментарную, а планомерную, с программой и перс пективой, то не только в деревне, но и в городе можно создать в ближайшее время средства, спо собные материально и морально защитить слабых людей. Если же мы сегодня будем экономить на этом, мы и через десять лет не изменим ситуации, и вновь у нас будут неухоженные, необласканные старики, заброшенные в нищете инвалиды, беспри ютные бомжи — отверженные. уВ Е Р Е Н А , ЧТО ПРОГРАММА эта должна нщ- ^ роко обсуждаться в нашей области, ведь ста риков здесь все больше, инвалидов — тоже, бомжи уже перестали быть мифическими персонажами — все это реальность. Программа социальной защиты слабых должна быть рассмотрена в областном Со вете, должна стать одной из составных программ тех кандидатов в депутаты, которые на альтерна тивной основе вступят в предвыборную кампанию, когда мы начнем формировать состав местных Со ветов. Мы должны смелее внедрять то повое, что обращено к* человеку, и в первую очередь к сла бым: старикам, инвалидам, детям, женщинам, особая боль — старики. - Мюя Лично я готова работать безвозмездно в числе тех активистов, которые возьмут на себя опреде ленные обязанности, выполнять которые смогу без отрыва от основной работы, совмещая. Думаю, най дутся и другие, готовые сделать это.; ‘АЗЕТА. КАК ОРГАНИЗАТОР, пропагандист, 1 агитатор, уже начала делать доброе дело, но. продолжая разговор, она должна вести его плано мерно, целенаправленно, и этим помочь объедине нию созидательных сил общества, сформировать мнение, атмосферу нетерпимости к социальной не справедливости: сегодня — к чужим старикам, а завтра — к себе самим. Х ОЧУ ОБРАТИТЬ старики разные: ВНИМАНИЕ и на то, что иные с возрастом становят ся вредными, капризными, но где гарантия, что мы не станем такими же, если не хуже? Надо войти в положение и тех, кто живет рядом с беспомощными стариками, которые волей обстоятельств опускают ся, зарастают грязыо, становятся неряшливыми. Все это терпят с трудом далее родные, а каково чу ОГДА Я УХОДИЛА в последний Г Марин Парфеновны, она суетнлас] _ __ —____ ____ раз от ь и все приговаривала*. «Спасибо вам, спасибо вам... Что же вам дать-то?» Я поспешила уйти, потому что на глаза наворачивались слезы: ее душа, пе избалован ная вниманием, тосковала оттого, что она за добро не может отплатить. Н. САРСАКОВА, член Союза журналистов ССС$.. II августа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz