Рыбный Мурман. 1989 г. Август.
6 Эхо Фестиваля мира народов Севера Рассказывают , пишут, делятся своими е печатейиями гости из соседних стран ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ В Никеле, куда приехали после перехода через границу участники Марша мира, мне удалось познако миться с членами экологической ор ганизации «Природа и молодежь». Возраст «зеленых» (как мы их на зывали) в основном до двадцати пя ти. Но есть среди них и совсем еще дети. И вот здесь-то самое удиви тельное: какие же серьезные вещи волнуют этих детей! Со знанием де ла обсуждали они проблемы з а г р я з нения окружающей среды, с болыо говорили об огромном количестве вы бросов на нашем комбинате «Печен- ганикель». Один из журналистов, ак кредитованных па фестивале, пора жался: «В пашей стране ваши ровес ники предпочитают в футбол гонять!» Но ребята ничуть не смутились и от ветили пе по-детски мудро: именно им придется жить в будущем, и ес ли они сами, сейчас, пе будут бо роться за спасение нашей Земли, она погибнет. Быть может, именно из-за этого так пе спешили они уезжать из Никеля в Мурманск и все пыта лись устроить там митинг. С зелены ми флагами в руках они уселись пря мо на асфальте, на открыто»! площад ке, с которой хорошо были видны комбинат «во всей его красе» и по крытая дымом долина. Правда, обла ко было скромное, совсем не то, не проницаемо-черное, как до приезда иностранцев и после их отъезда в Мурманск, — трубы дымили помень ше. Но зато окрестности говорили з? себя сами: насколько хватало глаз, видны погибший лес и мертвая пус тыня. II дотошные «зеленые» все з а давали и задавали вопросы: как час то болеют здесь люди и как рано они умирают; могут ли уехать отсюда и как вообще соглашаются работать? Но самое главное — какие меры при нимаются для спасения природы? Я говорила с ними и все время ду мала: почему же у пас так зачастую безответственно инфантильны не толь ко подростки, но и многие взрослые? Л. КУЗГИНОВА, студентка МГЛИ. «Пермобил» из Швеции Привет. Меня зовут Свен Ларссон, мне 37 лет. Живу в трехкомнатной квар тире недалеко от центра Стокгольма. Несмотря на мою инвалидность — нев рологический паралич мозга при р о ж дении, — в повседневной жизни сравни тельно легко справляюсь со всем, что необходимо для самостоятельного су ществования. Общественный строй в Швеции раз решает многим инвалидам покидать приюты (учреждения специального при зора) и селиться в районах обычного общежития. В 70-х и 80-х годах управле ния общин построили так называемые «дома обслуживания» для людей, н уж дающихся в практической помощи, т. е. квартиры в этих районах подключены к центрам социальной помощи: на жмешь кнопку — и кто-нибудь придет по мочь тебе, например, умыться, принять душ, приготовить обед, завязать шнурок ботинка и т. п. В настоящее время идет дискуссия о целесообразности их даль нейшего существования. Многие, в том числе я сам, живущий в подобном о б щежитии, — считают, что эта система делает существование инвалида пассив ным как в физическом, так и в духов ном отношении. В противовес ей воз никла оппозиционная к обычным ор га низациям инвалидов группа числен ностью около двадцати пяти человек. Члены этой группировки, которая в с о кращении называется «СТИЛ», сами на нимают, оплачивают и организуют дея тельность обслуживающих их помощни ков. Стокгольмская группа является ча стью международного объединения, имеющего характер гражданского дви жения. Я сам шесть лет работал в админист рации и с начала 80-х годов получаю инзалидную пенсию. Для меня это означало, что я мог посвятить себя раз ным идейным проектам. Я участвовал в шести встречах за мир на Севере, на которых продал около 3000 значков мира. Два года я был секретарем Стокгольмского комитета мира и счи таю теперь работу в пользу мира важ нейшей задачей. У меня собственная автомашина с домом -прицепом , в кото рой я при необходимости перевожу на большие расстояния мой «Пермобил» (инвалидную коляску с электрическим аккумулятором). Очень люблю приво ду, рыбалку, фотографирование и на стольный теннис. * у Вот несколько строчек о моем житьа- бытье в Швеции. Хотелось бы поддер живать контакты со всеми, кто напишет мне домой. Sven Larsson Skytteliolmsvagen 19/И S-171 44 Solna SWEDEN .................■' ' ' . часты такие праздники. А отку да средства? Нам объяснили: у них, оказывается, фонд какой-то есть, куда люди свои деньги вно сят. Я думаю, у нас каждый бы вложил... А встречи нужны. По сле них мы себя стали сознавать народностью, стали своей куль турой интересоваться. У траченная нул ь тура , у т р а ч е н ны й я зы к — что м ож е т бы ть го р ше для любого народа, п у с ть да же очень малочисленного? И по ка сегодня еще заметен са ам с кий след на нашей Кольсной земле, н уж н о сделать все во змож но ^ , чтобы он не потерялся . Одна H i вели колепны х во зможностей — т а кие встречи саамов С кандинавии , $ далеком прош лом не им евш их т е р р и то р и а л ьны х гр а н и ц . Особен» но в Ловозере остро чув с тв уеш ь , к а к он нам н уж е н : мир без гр а н иц Доброта, красо та , человече ское общение не долж ны иметь запретов , барьеров, о гр а н и ч е н и й — то л ь ко то гда появи тся доверие. ф ЕСТИВАЛЬ МИРА в М урм анске , состоявш ийся в конце июля , сделал во змож ным то , что для малочисленной гр у п пы саамов, п р ож и в аю щ и х на Кольском полуострове , было давно ж еланным , но всегда казалось неосущ ествимым : смогли собраться вместе пред ставители народности , ко торая прож ивае т сегодня на те р р и то р и и че тырех стран мира , — Норве гии , Ф и нлянди и , Советского Союза, Ш вец ии . Давайте запомним эту дату : 27 июля 1989 года, ко гда впер вые в маленькой с та ри нно й саам ской столице — Ловозере за зв у ч а ли саам ские песни че ты рех государс тв . Это была очень я р ка я с тр а ница фестиваля, и если представить себе, что Дни мира вообще бы не проходили в М урм анс ке , ловозерская встреча должна бы была состояться сама по себе. Встреча саамов ИДЕАЛ СААМСКОЙ КРАСОТЫ Я не знала, что он существует. Знакомлюсь g женщиной, костюм которой мне очень нравится. Рой- мниль Нисто была учительницей, « настоящее время она — пре зидент представителей народно сти саамы на территории Норве гии. Она и объяснила, что ее на циональный костюм новый, в ос нове его старинная модель, но пошитая современными моделье рами. У присутствующих гостей- саамов различные одежды. Но есть в костюмах много общего. Зато существенно различаются головные уборы. У финнов-муж- чин, например, как бы четыре тряпичных рога на голове, что символизирует стороны света (снимок слева). Роймниль особен но нравится головной убор на ших саамов — шамшура. «А это чья страна? Кажется, ваша саам ская женщина, но какой-то не обычный на ней костюм». Вношу Ясность: в Ловозере проживает еще одна этническая группа — коми-ижемцы. И эта великолеп» ная женщина в кокошнике —- ижемка. Вот так взаимно просве щаем друг друга. Вместе слушаем и ловозерскую работницу районного отдела ста тистики Л. А. Ватониму. — У нас в семье все саамы. Моя бабушка Анна Николаевна Данилоаа, когда молоденькой была, даже в хор ходила церков ный, очень петь любила. А вот эта шамшура у меня на голове бабушке досталась от ее мате ри... Хотела ее обновить, но б о юсь, что рассыплется, по ней со бираюсь сшить другую , но похо жую . А от этой просто глаз не от вести: самобытность узора, вели кое терпение мастерицы, искус но владеющей шитьем бисером по сукну, пожалуй, начало девят надцатого века. Удивляюсь, по чему маленькая шамшура, ведь сукно — не кожа, не сжимается сильно? И слышу удивительный рассказ. — Раньше маленькие гол о в ки у са ам с ки х ж е нщ и н счи тались идеа лом кр а со ты , для этого в детстве малышам ч е п ч и к и старались одеть п о туж е , по крепче , чтобы доби ть ся это го идеала. Сейчас я очень сожалею , что мало слуш ала ба б уш к у , не расспраш ивала , саам с кие с к а з к и п р о п у с ка л а мимо уш ей , да и я зы к а не знаю , то л ь ко понимаю . В нашем детстве п о ощ рялось не у ч и ть сйам с ки й , ч то бы, мол, л учш е зна ть р у с с к и й . Спрашиваю у Любови Анатоль евны о празднике: есть ли Смысл проводить! Хлрпот сколько, да и денег стоит. В чем смысл этих встреч? — Нас так мало; и там немнож ко, и там немножко , глядишь, и побольше станет. Конечно, Сто- * •бы иг, чтоо такие встречи прохо дили.., Мы были в Эстонии, у них ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ ' ИЗ НИДЕРЛАНДОВ Он так о себе и говорит: «Я очень любопытный и любозна тельный человек». Адриан Брейт- фелд — представитель общества художников из Нидерландов, обойму своих вопросов «выпус кает» на ловозерца Ивана Галки на, художника-любителя. Потом пошел у н и х тво р ч е с ки й разговор в стенах лово зерско го музея, где э кспо ни ро в ал и сь рабо ты Гал кина . Они-то и заинтересо вали зарубеж но го граф и ка : он долго, внимательно и х рассм а три вал — нравились , и очень . «Пре кр а сны е полотна : м естны й коло ри т очень ч ув с тв уе тся в н и х . Но меня поразило , что у тано го х у д ож н и ка д в ухном на тная кв а р ти р а , где он и занимается ж и в о п и с ью , п о с к о л ь к у не имеет мастерской» . БЕЗ ЯЗЫКОВЫХ БАРЬЕРОВ Тем и отличалась ловозерская встреча: всех объединял саам ский язык, барьеров не возни кало. Л. П. Авдеева, научный со трудник Ловозерского музея, прекрасно знает родной язык. Спрашиваю: как общается? О ка зывается, с финнами понимают друг друга отлично. Со шведами — труднее, надо вслушиваться, но их свободно переводят нор- веги, которых неплохо понимают ловозерцы. Именно саамский язык позво лил мне подробно порасспраши- вать Роймниль Нисто, уже пред ставленную читателю. Интересу юсь! как сохраняется саамский язык? в - Наши дети им ею т во зм ож ность посещ ать ш ко лы с саам с ким я зы ком . Я зы к у нас с о хр а няется и даж е сущ е с твуе т н е с ко л ь ко его разновидностей , в за в и с и мости o t то го , где п р ож и в аю т са- *м ы ; на ю ге или севере го с уд а р ства , н& западе или на востоке . Нам понятен я з ы к ваш их саамов. Я счи таю , что основная цель фе стиваля : подтвердить стремление даже т а к и х м алень ки х народнос тей к борьбе за мир . Наши м ир ные разговоры — лучшее том у подтверждение . ПРИВЕТ ЛОВОЗЕРСКИМ МАЛЬЧИШКАМ Хочу пожать руку каждому мальчишке Ловозера. Это серь езное испытание — приезд в ма ленькое село огромного количе ства народа. Мальчишки же бы ли на высоте, держались с д о стоинством, вежливо отвечали на вопросы, не вымогали жева тельную резинку и подарки. Мне нравилось их здоровое любопыт ство: пришли на праздник и ж и во интересовались всем происхо дящим, участвовали в событиях. А их было множество: саамский футбол, саамские игры, где по программе стреляли из лука в нарисованного волка, ставили на скорость чум, перепрыгивали че рез сани... К а к ни болели м ал ьч иш ки за сво и х оленеводов, вы и грали н о р в еж с ки е ребята . Я спросила у одно го м ал ьчу гана : хотел бы он стать оленеводом? В спы хн ул и глаза : «Конечно , но мама не велит». А х , мама ! На пр а зд н и ке его мамы не было. А жаль ... ПРЕДЛОЖЕНИЯ НОРВЕЖСКОГО РЕДАКТОРА Я еще не знаю, что он редак тор саамской газеты, которая из дается в Норвегии для саамов Скандинавии, — мы просто си дим вместе в автобусе, едущем в Ловозеро. Что иностранец — понятно: по-русски не говорит, да и одет в сшитый явно не у нас национальный костюм. Д о стал паспорт. Я — свой. О каза лись ровесниками. Биарне Стуру Джекопсон очень любит детей, II августа I989 года j своих у него четверо. Показыва ет, что младший — маленький: нежно сложил руки, будто дер жит его и покачивает мягко, лас ково. И ничего удивительного, что из всех ловозерских сувени ров он купил себе красивую к у к лу (на снимке справа). Поразило другое : как он, очень статный, с великолепной осанкой, спо кой ный, уравновешенный, вмиг пре вратился в озорного мальчишку, когда начались саамские игры. И даже занял второе место. Как ребенок, радовался огромным стенным часам, которые ему вр у чили за победу. Мы беседовали в кафе «Чум». — Что бы вы хотели изменить в фестивале? — Нужно поконкретнее о б суждать вопросы экономического сотрудничества между предста вителями саамского населения Советского Союза и стран верного Калотта. И — более а к тивно. Хотелось бы услышать конкретные предложения саам ского населения по проблемам борьбы за мир. Но более а ктуал ьной мне п о к а залась д р у га я его мысль. Он о б ъ яснил , что в сентябре это го года саамы Норве гии , Ф и нл янди и , Ш ве ции встретя тся вновь — на к о н грессе , посвящ енном и збранию представителей от и х народнос ти . Будет создан и н те рн а ц ио на л ь ны й парламент саамов. Д ж е ко п со н выразил желание своих земляное : чтобы в этом парламенте у ч а с т вовали саамы , п р ож и вающ и е на терр и то р ии К ол ь с ко го по л уо с тро ва. Думаю , мы непременно дож и вем до того дня, когда предста витель саамской народности С о ветского Союза станет членом интернационального парламента. В этом есть глубокий общечело веческий смысл. О. КОНДРАШИИНА, преподаватель Мурманского педучилища. Фото автора. х . РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz