Рыбный Мурман. 1989 г. Август.

6 Эхо Фестиваля мира народов Севера Рассказывают , пишут, делятся своими е печатейиями гости из соседних стран ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ В Никеле, куда приехали после перехода через границу участники Марша мира, мне удалось познако­ миться с членами экологической ор­ ганизации «Природа и молодежь». Возраст «зеленых» (как мы их на­ зывали) в основном до двадцати пя­ ти. Но есть среди них и совсем еще дети. И вот здесь-то самое удиви­ тельное: какие же серьезные вещи волнуют этих детей! Со знанием де­ ла обсуждали они проблемы з а г р я з ­ нения окружающей среды, с болыо говорили об огромном количестве вы­ бросов на нашем комбинате «Печен- ганикель». Один из журналистов, ак­ кредитованных па фестивале, пора­ жался: «В пашей стране ваши ровес­ ники предпочитают в футбол гонять!» Но ребята ничуть не смутились и от­ ветили пе по-детски мудро: именно им придется жить в будущем, и ес­ ли они сами, сейчас, пе будут бо­ роться за спасение нашей Земли, она погибнет. Быть может, именно из-за этого так пе спешили они уезжать из Никеля в Мурманск и все пыта­ лись устроить там митинг. С зелены­ ми флагами в руках они уселись пря­ мо на асфальте, на открыто»! площад­ ке, с которой хорошо были видны комбинат «во всей его красе» и по­ крытая дымом долина. Правда, обла­ ко было скромное, совсем не то, не­ проницаемо-черное, как до приезда иностранцев и после их отъезда в Мурманск, — трубы дымили помень­ ше. Но зато окрестности говорили з? себя сами: насколько хватало глаз, видны погибший лес и мертвая пус­ тыня. II дотошные «зеленые» все з а ­ давали и задавали вопросы: как час­ то болеют здесь люди и как рано они умирают; могут ли уехать отсюда и как вообще соглашаются работать? Но самое главное — какие меры при­ нимаются для спасения природы? Я говорила с ними и все время ду­ мала: почему же у пас так зачастую безответственно инфантильны не толь­ ко подростки, но и многие взрослые? Л. КУЗГИНОВА, студентка МГЛИ. «Пермобил» из Швеции Привет. Меня зовут Свен Ларссон, мне 37 лет. Живу в трехкомнатной квар ­ тире недалеко от центра Стокгольма. Несмотря на мою инвалидность — нев­ рологический паралич мозга при р о ж ­ дении, — в повседневной жизни сравни­ тельно легко справляюсь со всем, что необходимо для самостоятельного су ­ ществования. Общественный строй в Швеции раз ­ решает многим инвалидам покидать приюты (учреждения специального при ­ зора) и селиться в районах обычного общежития. В 70-х и 80-х годах управле­ ния общин построили так называемые «дома обслуживания» для людей, н уж ­ дающихся в практической помощи, т. е. квартиры в этих районах подключены к центрам социальной помощи: на­ жмешь кнопку — и кто-нибудь придет по ­ мочь тебе, например, умыться, принять душ, приготовить обед, завязать шнурок ботинка и т. п. В настоящее время идет дискуссия о целесообразности их даль­ нейшего существования. Многие, в том числе я сам, живущий в подобном о б ­ щежитии, — считают, что эта система делает существование инвалида пассив­ ным как в физическом, так и в духов­ ном отношении. В противовес ей воз­ никла оппозиционная к обычным ор га ­ низациям инвалидов группа числен­ ностью около двадцати пяти человек. Члены этой группировки, которая в с о ­ кращении называется «СТИЛ», сами на­ нимают, оплачивают и организуют дея ­ тельность обслуживающих их помощни­ ков. Стокгольмская группа является ча­ стью международного объединения, имеющего характер гражданского дви­ жения. Я сам шесть лет работал в админист­ рации и с начала 80-х годов получаю инзалидную пенсию. Для меня это означало, что я мог посвятить себя раз ­ ным идейным проектам. Я участвовал в шести встречах за мир на Севере, на которых продал около 3000 значков мира. Два года я был секретарем Стокгольмского комитета мира и счи­ таю теперь работу в пользу мира важ­ нейшей задачей. У меня собственная автомашина с домом -прицепом , в кото ­ рой я при необходимости перевожу на большие расстояния мой «Пермобил» (инвалидную коляску с электрическим аккумулятором). Очень люблю приво ­ ду, рыбалку, фотографирование и на­ стольный теннис. * у Вот несколько строчек о моем житьа- бытье в Швеции. Хотелось бы поддер­ живать контакты со всеми, кто напишет мне домой. Sven Larsson Skytteliolmsvagen 19/И S-171 44 Solna SWEDEN .................■' ' ' . часты такие праздники. А отку ­ да средства? Нам объяснили: у них, оказывается, фонд какой-то есть, куда люди свои деньги вно ­ сят. Я думаю, у нас каждый бы вложил... А встречи нужны. По­ сле них мы себя стали сознавать народностью, стали своей куль ­ турой интересоваться. У траченная нул ь тура , у т р а ч е н ­ ны й я зы к — что м ож е т бы ть го р ­ ше для любого народа, п у с ть да ­ же очень малочисленного? И по ­ ка сегодня еще заметен са ам с кий след на нашей Кольсной земле, н уж н о сделать все во змож но ^ , чтобы он не потерялся . Одна H i вели колепны х во зможностей — т а ­ кие встречи саамов С кандинавии , $ далеком прош лом не им евш их т е р р и то р и а л ьны х гр а н и ц . Особен» но в Ловозере остро чув с тв уеш ь , к а к он нам н уж е н : мир без гр а ­ н иц Доброта, красо та , человече­ ское общение не долж ны иметь запретов , барьеров, о гр а н и ч е н и й — то л ь ко то гда появи тся доверие. ф ЕСТИВАЛЬ МИРА в М урм анске , состоявш ийся в конце июля , сделал во змож ным то , что для малочисленной гр у п пы саамов, п р ож и в аю щ и х на Кольском полуострове , было давно ж еланным , но всегда казалось неосущ ествимым : смогли собраться вместе пред ­ ставители народности , ко торая прож ивае т сегодня на те р р и то р и и че тырех стран мира , — Норве гии , Ф и нлянди и , Советского Союза, Ш вец ии . Давайте запомним эту дату : 27 июля 1989 года, ко гда впер ­ вые в маленькой с та ри нно й саам ской столице — Ловозере за зв у ч а ­ ли саам ские песни че ты рех государс тв . Это была очень я р ка я с тр а ­ ница фестиваля, и если представить себе, что Дни мира вообще бы не проходили в М урм анс ке , ловозерская встреча должна бы была состояться сама по себе. Встреча саамов ИДЕАЛ СААМСКОЙ КРАСОТЫ Я не знала, что он существует. Знакомлюсь g женщиной, костюм которой мне очень нравится. Рой- мниль Нисто была учительницей, « настоящее время она — пре ­ зидент представителей народно­ сти саамы на территории Норве­ гии. Она и объяснила, что ее на­ циональный костюм новый, в ос­ нове его старинная модель, но пошитая современными моделье­ рами. У присутствующих гостей- саамов различные одежды. Но есть в костюмах много общего. Зато существенно различаются головные уборы. У финнов-муж- чин, например, как бы четыре тряпичных рога на голове, что символизирует стороны света (снимок слева). Роймниль особен­ но нравится головной убор на­ ших саамов — шамшура. «А это чья страна? Кажется, ваша саам­ ская женщина, но какой-то не­ обычный на ней костюм». Вношу Ясность: в Ловозере проживает еще одна этническая группа — коми-ижемцы. И эта великолеп» ная женщина в кокошнике —- ижемка. Вот так взаимно просве­ щаем друг друга. Вместе слушаем и ловозерскую работницу районного отдела ста­ тистики Л. А. Ватониму. — У нас в семье все саамы. Моя бабушка Анна Николаевна Данилоаа, когда молоденькой была, даже в хор ходила церков ­ ный, очень петь любила. А вот эта шамшура у меня на голове бабушке досталась от ее мате­ ри... Хотела ее обновить, но б о ­ юсь, что рассыплется, по ней со­ бираюсь сшить другую , но похо­ жую . А от этой просто глаз не от­ вести: самобытность узора, вели­ кое терпение мастерицы, искус­ но владеющей шитьем бисером по сукну, пожалуй, начало девят­ надцатого века. Удивляюсь, по ­ чему маленькая шамшура, ведь сукно — не кожа, не сжимается сильно? И слышу удивительный рассказ. — Раньше маленькие гол о в ки у са ам с ки х ж е нщ и н счи тались идеа­ лом кр а со ты , для этого в детстве малышам ч е п ч и к и старались одеть п о туж е , по крепче , чтобы доби ть ­ ся это го идеала. Сейчас я очень сожалею , что мало слуш ала ба ­ б уш к у , не расспраш ивала , саам ­ с кие с к а з к и п р о п у с ка л а мимо уш ей , да и я зы к а не знаю , то л ь ­ ко понимаю . В нашем детстве п о ­ ощ рялось не у ч и ть сйам с ки й , ч то ­ бы, мол, л учш е зна ть р у с с к и й . Спрашиваю у Любови Анатоль­ евны о празднике: есть ли Смысл проводить! Хлрпот сколько, да и денег стоит. В чем смысл этих встреч? — Нас так мало; и там немнож ­ ко, и там немножко , глядишь, и побольше станет. Конечно, Сто- * •бы иг, чтоо такие встречи прохо ­ дили.., Мы были в Эстонии, у них ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ ' ИЗ НИДЕРЛАНДОВ Он так о себе и говорит: «Я очень любопытный и любозна­ тельный человек». Адриан Брейт- фелд — представитель общества художников из Нидерландов, обойму своих вопросов «выпус­ кает» на ловозерца Ивана Галки­ на, художника-любителя. Потом пошел у н и х тво р ч е с ки й разговор в стенах лово зерско го музея, где э кспо ни ро в ал и сь рабо ­ ты Гал кина . Они-то и заинтересо ­ вали зарубеж но го граф и ка : он долго, внимательно и х рассм а три ­ вал — нравились , и очень . «Пре­ кр а сны е полотна : м естны й коло ­ ри т очень ч ув с тв уе тся в н и х . Но меня поразило , что у тано го х у ­ д ож н и ка д в ухном на тная кв а р ти р а , где он и занимается ж и в о п и с ью , п о с к о л ь к у не имеет мастерской» . БЕЗ ЯЗЫКОВЫХ БАРЬЕРОВ Тем и отличалась ловозерская встреча: всех объединял саам­ ский язык, барьеров не возни­ кало. Л. П. Авдеева, научный со ­ трудник Ловозерского музея, прекрасно знает родной язык. Спрашиваю: как общается? О ка ­ зывается, с финнами понимают друг друга отлично. Со шведами — труднее, надо вслушиваться, но их свободно переводят нор- веги, которых неплохо понимают ловозерцы. Именно саамский язык позво ­ лил мне подробно порасспраши- вать Роймниль Нисто, уже пред ­ ставленную читателю. Интересу­ юсь! как сохраняется саамский язык? в - Наши дети им ею т во зм ож ­ ность посещ ать ш ко лы с саам ­ с ким я зы ком . Я зы к у нас с о хр а ­ няется и даж е сущ е с твуе т н е с ко л ь ­ ко его разновидностей , в за в и с и ­ мости o t то го , где п р ож и в аю т са- *м ы ; на ю ге или севере го с уд а р ­ ства , н& западе или на востоке . Нам понятен я з ы к ваш их саамов. Я счи таю , что основная цель фе­ стиваля : подтвердить стремление даже т а к и х м алень ки х народнос ­ тей к борьбе за мир . Наши м ир ­ ные разговоры — лучшее том у подтверждение . ПРИВЕТ ЛОВОЗЕРСКИМ МАЛЬЧИШКАМ Хочу пожать руку каждому мальчишке Ловозера. Это серь­ езное испытание — приезд в ма­ ленькое село огромного количе­ ства народа. Мальчишки же бы ­ ли на высоте, держались с д о ­ стоинством, вежливо отвечали на вопросы, не вымогали жева­ тельную резинку и подарки. Мне нравилось их здоровое любопыт­ ство: пришли на праздник и ж и ­ во интересовались всем происхо­ дящим, участвовали в событиях. А их было множество: саамский футбол, саамские игры, где по программе стреляли из лука в нарисованного волка, ставили на скорость чум, перепрыгивали че­ рез сани... К а к ни болели м ал ьч иш ки за сво ­ и х оленеводов, вы и грали н о р в еж ­ с ки е ребята . Я спросила у одно ­ го м ал ьчу гана : хотел бы он стать оленеводом? В спы хн ул и глаза : «Конечно , но мама не велит». А х , мама ! На пр а зд н и ке его мамы не было. А жаль ... ПРЕДЛОЖЕНИЯ НОРВЕЖСКОГО РЕДАКТОРА Я еще не знаю, что он редак­ тор саамской газеты, которая из­ дается в Норвегии для саамов Скандинавии, — мы просто си­ дим вместе в автобусе, едущем в Ловозеро. Что иностранец — понятно: по-русски не говорит, да и одет в сшитый явно не у нас национальный костюм. Д о ­ стал паспорт. Я — свой. О каза ­ лись ровесниками. Биарне Стуру Джекопсон очень любит детей, II августа I989 года j своих у него четверо. Показыва­ ет, что младший — маленький: нежно сложил руки, будто дер ­ жит его и покачивает мягко, лас­ ково. И ничего удивительного, что из всех ловозерских сувени­ ров он купил себе красивую к у к ­ лу (на снимке справа). Поразило другое : как он, очень статный, с великолепной осанкой, спо кой ­ ный, уравновешенный, вмиг пре ­ вратился в озорного мальчишку, когда начались саамские игры. И даже занял второе место. Как ребенок, радовался огромным стенным часам, которые ему вр у ­ чили за победу. Мы беседовали в кафе «Чум». — Что бы вы хотели изменить в фестивале? — Нужно поконкретнее о б ­ суждать вопросы экономического сотрудничества между предста­ вителями саамского населения Советского Союза и стран верного Калотта. И — более а к ­ тивно. Хотелось бы услышать конкретные предложения саам­ ского населения по проблемам борьбы за мир. Но более а ктуал ьной мне п о к а ­ залась д р у га я его мысль. Он о б ъ ­ яснил , что в сентябре это го года саамы Норве гии , Ф и нл янди и , Ш ве ­ ции встретя тся вновь — на к о н ­ грессе , посвящ енном и збранию представителей от и х народнос ­ ти . Будет создан и н те рн а ц ио на л ь ­ ны й парламент саамов. Д ж е ко п со н выразил желание своих земляное : чтобы в этом парламенте у ч а с т ­ вовали саамы , п р ож и вающ и е на терр и то р ии К ол ь с ко го по л уо с тро ­ ва. Думаю , мы непременно дож и ­ вем до того дня, когда предста­ витель саамской народности С о ­ ветского Союза станет членом интернационального парламента. В этом есть глубокий общечело­ веческий смысл. О. КОНДРАШИИНА, преподаватель Мурманского педучилища. Фото автора. х . РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz