Рыбный Мурман. 1989 г. Август.

4 Экономическая политика: Кредит доверия — «Мурманрыбпром»! взгляд из банка п ЕЧАЛЬНО ЗАКОН­ ЧИЛСЯ прошлый год для объединения «Мурман­ рыбпром»: ни один из основ­ ных показателей работы не был выполнен. Полученной прибыли 5,7 миллиона руб­ лей (при плане 35 ,2 миллио­ на) не хватило па оплату пла­ тежей в бюджет,; Из-за это­ го образовался дефицит соб­ ственных оборотных средств в сумме 7 ,2 миллиона руб­ лей и перерасход фондов эко­ номического стимулирования и социального развития — 5 ,6 миллиона рублей. Причины известные: недо­ статочная сырьевая база, из­ менение видового состава улова, отдаленность районов промысла, из-за чего увели­ чилась себестоимость центне­ ра рыбы. Усугубили тяжелое финансовое состояние убыт­ ки (невыполнение обяза­ тельств по поставкам, превы­ шение уровня запасов мате­ риальных ценностей и т. д.). В начале нынешнего года положение объединения ста­ ло еще более сложным. В феврале, например, флот не смог оплатить счета постав­ щиков за товары и услуги на сумму свыше 20 миллио­ нов рублей. Это вызвало фи­ нансовые затруднения у рыб­ ных и других предприятии города. Дело уже дошло до того, что не было денег на оплату мелких сумм за эти­ кетки’ В этих условиях банку, действуй он в духе прежних традиций, оставалось только ужесточить кредитные санк­ ции, дождаться появления просроченной задолженности по ранее полученным флотом ссудам и объявить его бан­ кротом со всеми вытекаю­ щими отсюда тяжелыми по­ следствиями. На первом эта­ пе все к этому и шло. И ко­ гда объединение обратилось в наш городской операцион­ ный банк за крупной ссудой в связи с недостатком собст­ венных средств на проведе­ ние капитального ремонта су­ дов, ему отказали, т. к. не было никакой уверенности в ее своевременном возврате. Вопрос был перенесен в об­ ластное управление Агро­ промбанка. Трудно нам было принять окончательное реше­ ние. С одной стороны, мы считали, что, помимо несвое­ временного возврата, кредит, как это ни покажется стран­ ным, будет даже во вред фло­ ту, явится только временной заплатой на широкой проре­ хе в его финансово-хозяйст­ венной деятельности, оконча­ тельно расслабит его. Напро­ тив, отказав ему в кредит­ ной помощи, мы бы могли надеяться па поиск и исполь­ зование резервов непосред­ ственно на флоте, на привле­ чение к решению его проблем БПО «Севрыба» и Министер­ ства рыбного хозяйства. Выли проведены неодно­ кратные встречи с руковод­ ством флота. В результате этого появились мероприятия по оздоровлению финансово­ го положения «Мурманрыб- прома» на текущий год.: Взя­ ло на себя определенные обя­ зательства по оказанию по­ мощи БПО «Севрыба». Важ­ ную связующую роль между «Мурманрыбпромом», БПО <Севрыба» и банком сыграл в этот момент горком КПСС в лице второго секретаря В. Ф. Никитина. Здесь воп­ росы рассматривались под углом зрения выполнения программы социально-эконо­ мического развития коллек­ тива, мобилизации внутри­ хозяйственных резервов. Все это убедило нас в необходи­ мости риска, н в марте ны­ нешнего года кредит был вы­ дан в сумме 8,3 млн. рублей. Банк установил жесткий контроль за выполнением программы оздоровления флота, гарантирующей нам своевременный возврат кре­ дита. И вот минуло первое по­ лугодие. Каково же сегод­ няшнее положение дел? Использовав благоприят­ ную стабильную промысло­ вую обстановку в зоне Перу, флот постоянно держал здесь до десяти судов (вместо пя­ ти согласно мероприятиям).; В результате с уверенностью можно надеяться, что годо­ вой экономический эффект в 3 ,3 млн. рублей будет пре­ вышен. Флот начал избав­ ляться от убыточных судов, реализуя их и передавая в аренду" Так, за первое полу­ годие продано три судна об­ щей стоимостью 8,7 млн.: рублей, что позволит сокра­ тить убытки за год не менее чем на 2 млн. рублей, пере­ дано в аренду семь СТР, что также снизит убытки в рас­ чете на год не менее чем на 2,5 млн. рублей. И так скрупулезно «Мур­ манрыбпромом» выполняют­ ся буквально пункт за пунк­ том. За полугодие выполне­ ние плана по объему товар­ ной продукции составило 102,1 процента. План прибы­ ли за этот период перевы­ полнен в 2,4 раза. В настоящее время объе­ динение полностью рассчита­ лось со всеми долгами по­ ставщикам и бюджету. На его расчетном счету имеется свы­ ше 3 миллионов свободных средств. Ну а как же ссуда, о ко­ торой речь шла выше? Объе­ динение погасило ее досроч­ но. Агропромбанк, убедившись что с «Мурманрыбпромом» можно иметь деловые парт­ нерские отношения, будет и в дальнейшем оказывать ему необходимую кредитную по­ мощь. Однако считаем, что «Мур- манрыбпрому» и БПО «Сев- рыба» вновь необходимо по­ ставить перед Министерством рыбного хозяйства следую­ щие вопросы: — о нереальности плана прибыли на 1989 год; — о понижении нормати­ вов отчислений от прибыли в бюджет ввиду того, что сырь­ евая база не позволяет обес­ печить прибыль и отчисле­ ния в фонды экономического стимулирования; — об освобождении объе­ динения от платы за фонды и трудовые ресурсы. В. хохловкин, начальник М урманского об ­ ластного управления А гро - прОА^банка СССР. С НИМОК этот сделан на БМРТ «Больше­ вик». Судно старое — 23 года «отпаха­ ло». И поэтому в последнем рейсе экипаж работал в приемно-добывающем варианте. И добился отличного результата: выработал продукции на 3 миллиона 200 тысяч рублей. Разные по возрасту и трудовому стажу со­ брались моря ки в коллективе. Михаил Дм ит ­ риев, например, проходил практику в каче­ стве матраса-обработчика (учится в СПТУ N9 16]. Это был его первый рейс. А матрос палубной . команды Виталий Кузьмич Еремен­ ко на флоте уже 23 года. И Анатолий Ива­ нович Чернушенко с Виктором Кадыровичем Бакировым — опытные специалисты. «Нович­ ком» был в плавании Игорь Павлович Павлов — старпомом сделал первый рейс. Все они — на этом снимке. j«яви С ОВЕТЫ трудовых кол­ лективов пока не ста­ ли хозяевами, не ощутили и не проявили по-настоящему своей власти. И причин то­ му много.- Нрава конференции тру­ дового коллектива н СТК установлены статьями G и 7 Закона о государственно:.! предприятии (объединении). Об ответственности практиче­ ски ничего. «Не оправдав­ ший доверия коллектива член совета может быть вы­ веден из его состава решени­ ем общего собрания (конфе­ ренции) трудового коллекти­ ва». Вероятно, ответственность определять должен сам кол­ лектив по конечному резуль­ тату. Права же необходимо просто брать н использовать их в соответствии с Законом. Вот взять-то их, оказывается, почти и некому. Тем более что до сих пор еще взгляд на СТК, как на «карманный орган» администрации, не преодолен. Чувствуется, не осознали его значения ни верхи, ни низы флота. Пер­ вые почти не обращаются к его помощи, чтобы выйти на центр с обоснованными тре­ бованиями, скажем, по вопро­ сам планирования, зарплаты, нормирования труда и т. д. «Низы» смотрят на СТК, как iia второй профком и з а ­ щитника интересов трудя­ щихся. Это само собой, но через главную функцию са ­ моуправления: рациональная организация производствен­ но-хозяйственной деятельно­ сти предприятия, через при­ бы л ь А как ей появиться, если основные группы про­ мысловых судов убыточны при запланированных объе­ мах выпуска пищевой про­ дукции и ценах на нее. Уве­ личивая выпуск разделанной рыбы, филе, тушки и те.м са­ мым снижая транспортные расходы, не выполняем объ­ ем выпуска пищевой. Даем мороженую с головой, ме­ лочь III группы — цена по­ рой ниже себестоимости, ра­ стут транспортные расходы, увеличиваются трудности' с рефемкостями, да еще и сбыт ограничен. Поэтому что-ни­ будь одно: или непременное выполнение госзаказа по пи­ щевой, или выход на рента­ бельность (продажа убыточ­ ных судов, сокращение чис­ ленности работающих). А может, третий выход? Потребовать планирования поставки флотом полезного белка (его эквивалента), фак­ тически идущего в пищу. Ведь внутренности и головы хозяйка все равно выбрасы­ вает. Экономическа я служ ба флота должна искать вари­ анты хозяйствования и пос­ ле всестороннего взвешива­ ния предлагать на утвержде­ ние СТК.: А СТК же па первых но­ рах занимался несуществен­ ными для экономики флота вопросами. Перерегистриро­ вать автомашину, рассмот­ реть представления на поощ­ рения... Волною захлестнули вопросы жилья, просьбы о выделении машин. А ведь распределением автомашин занимается специальна;! ко­ миссия при профкоме. На внеочередное выделение жилья СТК может дать сог­ ласие (или не дать его) по представлению администра­ ции п профкома. В конце концов СТК принял решение не подменять собою другие органы флота. Однако от за ­ явлений ведь не уйти. Люди идут, надеясь найти помощь, О с о б ы й и б о л ь н о й ВОПРОС — представи­ тельство плавсостава в СТК, В первоначально избранном совете из 67 человек плавсо­ става было около 50%. На з а ­ седаниях присутствовало, как правило, немногим более 20 человек, а то и меньше. Из плавсостава — единицы. По­ стоянно не обеспечивался кворум. К тому же, как пра­ вило, заседания проводились в кабинете начальника фло­ та, что не привлекало сюда моряков. В январе этого года на Фото в. КОРЕЦКОГО. Эхо конференции СТК конференции трудового кол лектива вернулись к ране* отвергнутому варианту стру ктуры СТК. Утвержден по стоянный состав совета — 41 человека, в т. ч. 8 из плав состава. Экипажи судов^на ходящиеся в порту, надрав ляют в совет по одному пре дставителю с правом решаю щего голоса. Но, к сожале пню, это право плавсостав н« в полную меру использует. Низка и культура. Сказы вается еще неумение, а иног да и нежелание выслушан оппонента, отвлечение от те мы разговора. Заседания за тягиваются, а это не ирибав ляет авторитета СТК.; Председатель профком; Б. А, Алексеев, выступая п.- страницах «РМ» (номер за i июня) пишет: «Не редкость i противоречия между профко мом и советом трудового кол лектива.: Если прибыли in флоте пет, а достичь ее ны таются экстенсивными путя мп (сокращение экипажей увеличение норм выработки невнимание к условиям тру да и быта моряков), то «вы яснення отношений» у нас не избежны». Следует скф ать что ни к сокращению экипа­ жей, ни к изменению иорл выработки СТК траловой флота рук не прикладывал По первому вопросу, как из вестно, есть известное поста­ новление Совмина № 1115 а все изменения норм выра ботки и условий оплаты тру да администрация обязан; согласовать с профкомом. Касательно ситуации с он латой (вернее, неоплатой времени переходов на за ход в инпорт в середине рей са и увеличением неоплаты переходов по районам про­ мысла до 3 суток. Решение было принято на СТК 13 но­ ября прошлого года в комп­ лексе мероприятий по пред­ отвращению перерасхода ФЗП (тогда было 5 млн. руб.). ОТиЗ представил 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz