Рыбный Мурман. 1989 г. Август.

8 Моральный аспект и ....... .. «Совесть и деньги» — под этой рубрикой в еженедель­ нике была опубликована статья председателя комитета на­ родного контроля БПО «Севрыба» И. Вишняка («РМ», 1989, № 17). Она называлась «Бьем челом» и рассказывала о не­ этичном, на взгляд автора, поведении некоторых работников управления, которые, имея немалый достаток, обращаются за материальной помощью. Причем им, богатым, крупные суммы выдаются немедленно, а рядовым морякам и денег дают меньше, и оформление документов затягивают. Деньги в чужом к а р м а н е п УБЛ ИНАЦИЯ вызвала немало откликов. Вот два из них. Начальник р а ­ диостанции БПО «Севрыба» Г. Г. Кузнецов пишет: «С огромным удивлением .про­ читал статью «Бьем челом» о растаскивании фонда ма­ териальной помощи частью руководящих работников БПО «Севрыба» и некото­ рыми ^командирами плавсос- тава^ Это свидетельствует об укоренившейся безнрав­ ственности в руководящем эшелоне флота». Инженер коммерческого отдела Мурманского рыбно­ го порта В. М. Кайченов об­ ратил особое внимание на комментарий к статье И. Вишняка, где говорилось о фактах приписок на флоте. «Приписки и фальсификация статотчетиости происходят от несовершенства нашей экономики и избавиться от них можно только экономи­ ческим путем. Это, конеч­ но же, не снимает ответст­ венности с руководителя предприятия. Считаю, что если бы зарплата работни­ ков управления зависела от реализации продукции, оп­ лаченной потребителем, при­ писок не было бы. Припис­ ки характерны не только для «Севрыбхолодфлота», они имеют место и в рыбном пор­ ту, и па судоверфи, и в строительстве и т. д.». Далее Вячеслав Михайло­ вич высказывает предполо­ жение, что статья появилась с целью дискредитации од­ ного из кандидатов на пост руководителя повой струк­ туры управления бассейном Щ. Ф. Корельского. Не знаю, возможно, что и была у ав ­ тора такая тайная мысль, хотя и не очень в это ве­ рится. Да и зачем дискреди­ тировать авторитетного ру ­ ководителя? Цель-то •какая? Однако вернемся к пись­ мам. Первый заместитель ге­ нерального директора БПО Э. К. Наумов и заместитель председателя профкома А. П. Новицкий сообщили редак­ ции, что «статья рассмотре­ на на совете трудового кол­ лектива, на заседании пре­ зидиума профсоюзного ко­ митета, в коллективах от­ делов. Установлено, что со­ стояние дел с оказанием ма­ териальной помощи работни­ кам бывшего управления «Севрыбхолодфлот» осве­ щено предвзято. Приведен­ ные в доказательство приме­ ры изложены без всесторон­ него анализа и учета собы- . тпй, которые послужили ос­ нованием для обращения ра­ ботников за материальной помощью». Два часа продолжалось •обсуждение статьи па сове­ те трудового коллектива ф ло ­ та. Были оправдания, слезы - незаслуженной обиды, были •объективные выступления. Например, член комитета народного контроля флота Л , С. Фомина сказала, что И. Вишняк, вопреки поло­ жениям. проводил проверку один. Более того, в состав­ ленном по результатам про­ верки протоколе написано, что- протокол этот утверж­ ден па заседании комитета народного контроля. А засе­ дания такого вообще не бы­ ло, А самое главное в том, что автор не выяснил об­ стоятельств, вызвавших просьбы людей. Так, А. Я. Костянииковой действитель­ но не раз оказывали мате­ риальную помощь, только далеко не всегда деньги шли лично ей. Дело в том, что Александра Яковлевна — завхоз. Думаю, не открою великого секрета, если ска­ жу, что плачевное состоя­ ние дел со снабжением не только у моряков. Так что завхозу не раз и не два при­ ходится доставать и нани­ мать отнюдь не по государ­ ственным расценкам. Вспомнили на совете и о том, что Е. С. Ладиова не единожды покупала в Ленин­ граде и других городах юри­ дическую литературу для капитанов всего флота. Го­ ворили о том, что у семьи Ковалевых на иждивении обе мамы плюс семья сына (оба студенты), так что и здесь можно попять людей. А. М. Зимовейскову дей­ ствительно выплатили день­ ги из того же фонда мате­ риального поощрения. Но ведь Анатолий Михайлович отдал флоту не один деся­ ток лет, и в это время ухо­ дил на пенсию. Так вроде и в других организациях так же провожают- на пенсию. Есть и документ, разрешаю­ щий эго. Начальник отдела судоре­ монта Виктор Васильевич Балалайкин был отозван из отпуска: срочно потребовал­ ся его отъезд в Гданьск (ПНР), где ремонтировались суда «Севрыбхолодфлота ». За сутки, естественно, коман­ дировочные оформить и по­ лучить невозможно. И най­ денный управлением выход в виде материальной помо­ щи позволил не только ре­ шить проблему, но сэконо­ мить флоту 1700 рублей. Причем впервые за 23 го­ да фамилия Балалайкина фи­ гурировала в списках «про­ сящих». Какая нее тут ко­ рысть. какой меркантильный интерес у начальника отде­ ла н в чем та безнравствен­ ность. о которой с таким ехидством пишет автор? Нет, никто не собирается перечеркивать статыо И. Вишняка. Конечно, разные люди работают везде: и в управлении, и в море. Есть высоконравственные и не очень. Речь идет о том, что хлесткость автора, не потру­ дившегося выяснить все до конца, оказалась неоправдан­ но жестокой но отношению к некоторым, обидела хо­ роших людей. Обоснованно возмущен бывший начальник флота В. П. Журавлев. Вот что он пишет: «Крайне огорчен, у з ­ нав о публикации в газете, где каким-то образом фигу­ рирует моя фамилия. Тамо­ женный сбор за посылки в сумме 280 рублей был не­ медленно возвращен моим сыном капитану «Белолуц- ка» II. М, Гаврилову, 80 рублей — непосредственно инспектору таможенного контроля Цареву. Прошу вас разъяснить тов. Вишняку, что подобная публикация, без проверки фактов, глубо­ ко.оскорбила меня. Надеюсь, что при публикации ответа газета «Рыбный Мурман» разъяснит мою непричаст­ ность к каким-то сомнитель­ ным, незаконным, темным делам». Думаю, что подробных разъяснений не требуется, и так все ясно. И еще. Наверное, многие из вас знают о том, что на флот приезжает немало р а з ­ личных делегаций. Часто оп­ лата расходов на встречи- проводы (транспорт, обеды, проживание) не покрывается выделяемыми суммами. И управленцам приходится ид­ ти па «хитрость». Вот обо всем этом и го­ ворилось во время обсужде­ ния статьи. И кроме нрав­ ственных рассматривались и другие аспекты. Например, предвзятость автора вырази­ лась в том, что ои проводил проверку на основании ста­ рого положения об оказании материальной помощи, хотя с марта нынешнего года дей­ ствует повое. Кроме того, И. Вишняк обязан был вынести результаты проверки па рас­ ширенное заседание профко­ ма, а он даже не поставил в известность профсоюзный комитет о том, чем он зани­ мается/ Может быть, у кого-то из читателей возникнет вопрос: почему же редакция не про­ верила факты? Ответ прост: если автор статьи приносит с собой копии документов, подтверждающих его точку зрения, что же тут прове­ рять? Тем более И. Виш­ няк — коммунист, первый помощник капитана, и нам даже не приходила в голову мысль, что он может быть необъективным, предвзятым, не удосужится заглянуть «по t v сторону» документа. По­ верили. И очень удивились, когда люди стали звонить и писать в редакцию, требуя опровержения статьи. Хотя, думаю, здесь нужно не оп­ ровержение, а разъяснение. * * * Можно бы здесь поставить точку. Но не дает покоя фра­ за из письма В. М. Кайче- иова: «Где взять такого ру ­ ководителя, чтобы он был и скромным, п порядочным, и внимательным к людям, и прекрасным специалистом?» Конечно, абсолютно иде­ альных людей нет. Нет сре­ ди руководителей, пет сре­ ди рядовых тружеников. Дру­ гой вопрос, с кого больше спрашивают, кого, так ска­ зать, пристальней рассмат­ ривают. И то, что не заме­ чается у одного, не проща­ ется другому. В этом, по- моему, заключалась «злость» автора статьи: «Вон они, ру­ ководители, что делают, ка ­ кие деньжищи получают, да еще и просят денег». Да, в чужом кармане, как и в чужом огороде, все на­ много* крупней и слаще. А приглядишься — те же яб ­ локи. что и в своем!.. И. БЕРЕЗЮК. W m M m m w ' i "< -/•у \ ьШ Ш v " . H i К >. . Л ' ’■ : • (у. V»; у - ж < » t :• * . . г*-'/:, лт щ ф ш _ ,'"**■ ,y.XiS> ЪЩ ПА РЕЙДЕ. Ф ото В. Корециого. Имя на борту «Олыка», «Опон» что это?.. И Д ЕШ Ь ПО ПРИЧАЛУ, ** читаешь названия судов и диву даешься: ну откуда появилось такое название? Я не говорю уж о старых кораблях, бог с ними. Как зовут недавно пришедшие? Вот, например, объедине­ ние «Мурманрыбпром» по­ лучило новые траулеры, два из которых «кличут» «Кли­ мовна» и «Комарно». Где эти населенные пункты и за чтб удостоены такого поче­ та? То ли дело — пришел в Мурманск траулер, на бор­ ту которого красуется имя «Александр Косарев». И объяснять никому не надо, все ясно. Или БМРТ «К а­ питан Ардеев» — кто не знает имени капитана Ге­ роя Социалистического Тру­ да. отдавшего всю жизнь рыбацкому делу Северного бассейна! К сожалению, такие име­ на нынче не часто встретишь: почитайте названия СТМ в Мурманском траловом фло­ те: «Озерница», «Оленица», «Одоевск», «Семеновск»... А ведь это новые суда. Или в Беломорской базе гослова те же СТМ: «Олыка», «.Опон», «Олема» и так да­ лее. Создается впечатление, что там, «наверху», где занима­ ются присвоением названий строящимся траулерам, р а ­ ботают бездушные люди, не знавшие трудных морских дорог, не падавшие с ног после тяжелого труда и про­ клятой качки. Так*, посмот­ рел на каргу Советского Со­ юза, ткнул пальцем — по­ явилось название корабля! А с какими трудностями приходится сталкиваться коллективу, «вздумавшему» выйти с ходатайством о при­ своении судну имени почет­ ного работника отрасли, сколько бумаг надо испи­ сать, сколько эти бумаги должны пройти инстанций! Наверное, пора кончать такую практику. Пусть тру ­ довой коллектив решает, как назвать будущее судно. Ду­ маю, что многие моряки со­ гласятся со мной. Ведь да ­ леко не одинаковые чувст­ ва испытывает человек, ког­ да он работает па ТР «Изум­ рудный берег» (где он?), или на ТР «Капитан Чурилов». зная, что это имя человека, более 20 лет возглавлявше­ го экипаж плавбазы «Поляр­ ная звезда». Но когда кол ­ лектив флота принял такое решение, сколько препон встало па пути. Пришлось, как в старые времена, соби­ рать подписи, умолять... Считаю, надо дать полную самостоятельность в этом вопросе самим коллективам. Это — во-первых. А во-вто­ рых, давайте подумаем и вот над чем: разве не достойны чести моряки других про­ фессий? Кто мне назовет хоть одно судно на бассей­ не, которое бы несло па бор­ ту имя заслуженного добыт­ чика. механика или рыбооб­ работчика? Они — помощ­ ники капитана, и без них он — никто. И разве их ма­ ло у пас? Товарищи руко­ водители, займитесь этим. Потомки будут благодарны вам за такое патриотическое, гуманное дело, И в-третьих. В начале XIII пятилетки в «Мурман­ рыбпром» поступит новый траулер. Хотелось бы, чтобы на его борту было имя знат­ ного человека у нас на бас­ сейне Тимофея Георгиевича Зеляпукина. Его заслуги в становлении флота от «Мур- маисельди» до «Мурманрыб- прома» бесценны: 30 лет в одном флоте — не шутка! Освоение промысла в откры­ той части Мирового океана, районов Юго-Западной А т­ лантики. Антарктической ее части, Юго-Восточной и Юго- Западной частей Тихого оке­ ана, работа в экономических зонах иностранных госу­ дарств — все это шло под руководством начальника от­ дела добычи флота Т. Г. Зе- ляпукина при его непосредст­ венном участии. А как он помогал людям! Как он хва­ тался за все повое, как стре­ мился внедрить это новое на судах! т Не случайно сейчас в «Мурмаирыбпроме» стало .таким престижным соревно­ вание мастеров добычи ры ­ бы на приз имени Тимофеи Георгиевича Зеляпукина. Я сам -очень хорошо знал этого человека, 10 лет про­ работал с ним плечом к пле ­ чу в отделе добычи (был з а ­ местителем Т. Г. Зеляпуки­ на). И память о его поря­ дочности, доброжелательно­ сти. высочайшей квалифика­ ции — осталась у меня на всю жизнь. Думаю, что и у всех, кто знал Тимофея Ге­ оргиевича. Как было бы прекрасно, чтобы шел по мо­ рям и океанам траулер «Ти­ мофей Зеляпукин»! Р. МИХАЙЛОВ, мастер производственного обучения УТС «Самшит» объединения «Мурманрыб­ пром». 4 августа 1989 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz