Рыбный Мурман. 1989 г. Апрель.
Д Социальная справедливость: престиж профессии Л*7 МАРТА в еж енед ел ьни ке со ста ть - ■ * ей «Ком у рабо та ть на палубе?» вы с т у п и л с т а рш и й мастер по добыче ры бы И. К у р а м ш и н . П убли куем о т к л и к и на э ту с та тью . Даже каюты отобрали... П ОЛОЖ ЕНИЕ СО СПЕЦИАЛ И СТАМ И по добыче рыбы па флотах сейчас критическое. Объясня ется ото тем, что эта должность ста ла неперспективной.: Упал престиж старшего мастера добычи на судах. Если раньше, года три назад, стар-” шие мастера добычи приравнивались к статусу старшего помощника капи тала, .первого электромеханика, пом- полита, технолога, то сейчас их при равняли к третьим механикам, вто рому помощнику капитана (а на су дах типа «Моонзунд». — к боцма ну). Соответственно дан и оклад. В на- Предлагаю: 1. Поднять вопрос об оплате за эко номию промвооружения. Выплачивать палубной команде 30 процентов, как было раньше в тралфлоте, от общей сэкономленной суммы. 2. Повысить зарплату старшим масте рам добычи. 3. Оплачивать саморемонт орудий ло ва, отработавших свой ресурс. 4. Ввести должность освобожденного от иных работ старшего мастера добы чи, на судах типа СТМ ввести долж ность дублера мастера добычи. 5. Снять «потолок» в 300 рублей для начисления полярок и коэффициента. 6. Оплачивать труд палубной коман ды выше, чем труд на рыбофабрике. 7. Повысить материальную ответст венность штурманского состава за ги бель орудий лова. 8. Увеличить производственную прак тику курсантам ММУ. * Е. ДЕДЮХИЧ, старший мастер добычи ББГЛ. Как научить за неделю?.. Я СМОТРЮ НА ЭТУ ПРОБЛЕМУ че рез судьбы выпускников отделе ния промышленного рыболовства ММУ им. И. И. Месяцева. С 1979 г. здесь начали выпускать спе циалистов и выпустили их около 1000, но работают по специальности — еди ницы. Причин много, их все знают. Эго условия труда: открытая промысло вая палуба, продуваемая всеми ветра ми, сложные орудия лова, высокие требования международного рыболов ства к оснащению орудий лова, недо статочное материальное и моральное вознаграждение за тяжелый труд, осо бенно на тех судах, где после сокра щения остаются в штате старший ма стер и мастер добычи. Сам процесс подготовки и становле ния молодого промрыбака на Север- - РЕЗОНАНС «Рыбный Мурман» № 8, 17.3.89 г. КОМУ РАБОТАТЬ НА ПАЛУБЕ? стоящее время суда ходят па промы сел с сокращенным штатом. Всех ведущих специалистов судна сокра щение не коснулось, кроме, как вы поняли, мастеров добычи. Поэтому старшему мастеру дополнительно пре ходится нести еще и вахту (12 ча сов). Но тех обязанностей, которые были у мастера до сокращения, иикго не снял. Да, оклад повысили. Но сравните его с оплатой других спе циалистов: ст. мастер добычи — 180— 230 руб. II механик — 185— 260 руб. II пом. капитана — 170— 230 руб. механик-наладчик —- 185— 250 руб. технолог — 195— 270 руб. I электромеханик — 1 195— 270 руб. I помощник капитана — 195 — 270 руб, старший помощник капитана — 195— 270 руб. Как известно, старший мастер до бычи па судне является начальником службы. У него в подчинении — двенадцать членов экипажа. И конеч но же, кроме всего прочего, ему при ходится заниматься воспитанием лич ного состава. Необходимо разобраться и с дру гим вопросом. Надо отделить матро сов^ палубной команды от матросов рыбофабрикн, повысив при этом пер вым оклады. Матросы не хотят рабо тать на палубе, это известно. Ма ю того, что работа на промысловой пч- лубе является опасным участком рч- иоты. так там еще и просто очень тяжело! Нагрузки в период рейса па ма тросов палубной команды выпадают IJ - -’5 раза большие, чем матросам рыбофабрикн. А заработки — одни и те же. Ну и в довесок ко всему сказанно му: в приказном порядке каюты у старших мастеров добычи на судах типа «Горизонт» и «Моонзунд» ото браны. Устав флота рыбной* промыш ленности грубо нарушен, по... кого это волнует? В. ИМАЕВ, старший мастер добычи. Надо готовить свои кадры Н У Ж Н О ЛИ ОТДЕЛЕНИЕ (фили- 11 ал) промышленного рыболовст ва при нашей высшей мореходке? Мы ответим однозначно: да, нужно. По чему судоводители, .механики могут совершенствовать выбранную специ альность у себя дома, в. Мурманске, да еще в различных формах — очно, заочно, вечером, а нам, добытчикам, чтобы получить высшее образование, приходится либо менять специаль ность (и здесь флоты теряют отлич ных специалистов), либо только со вершенствовать свои практические знания? Учеба в Калининграде или Астрахани для плавсостава, а особен но для семейных, не очень-то привле кательна, да и не каждый может до вести учебу до конца, У нас в «Мурмапрыбпроме» до бытчиков с высшим образованием не так уж и много, всего десять процен тов от общей численности. Если в 1988 году специалистов с высшим об разованием к нам прибыло семь че ловек, то в том же году уволилось восемь специалистов с высшим обра зованием. Причины самые разные: низкие заработки. непрестижность специальности, по самая главная при чина — отсутствие жилья. Вот и ухо дят люди через три года, по оконча нии трудового договора. Так зачем же нам увеличивать спи ски очередников на жилье за счет привлечения иногородних? Правиль нее было бы растить своп кадры, да- вать им высшее образование. Мы уверены, что можно и нужно создать при высшем мореходном училище или филиал, или отделение для добытчиков. Тут же создать за очное н ускоренное отделения иром- рыболовства. Это и будет шаг к ре шению проблемы. С. СМЕТАНИН, инженер отдела до бычи, Н. МАЛИННИКОВ ст. мастер добычи, А. БАГРОВ ст. мастер добы чи объединения «Мурманрыбпром». ном бассейне усложняется тем, что вы пускники училища имеют низкие прак тические назыки, за что все вокруг критикуют училище. Помочь же учили щу в этом вопросе никто не хочет и не может. На бассейне осталось одно учебное судно, УПС «Профессор Кле нова», где уже около 10 лет курсанты отделения проходят практику. В последние годы продолжительность учебных практик сократилась до 45 с /- ток, но и она не выдерживается. Вы пускники 1989 года, например, были на промысле всего неделю. Курсантам 3-го курса повезло больше: они начали практику на судне 1! апреля, 31 мая ушли в море и пробыли там до 12 ию ля. Вторым больным вопросом в подго товке промрыбака является производ ственная практика, когда курсанты рас пределяются по флотам, и ими распо ряжаются уже отделы кадров... без со гласования с отделами добычи. Отдел кадров, решая свои производственные задачи, направляет на траулер по шесть и более курсантов, лишая их возмож ности работать на палубе с орудиями лова. Конечно, училище пытается что-то сделать своими силами... Решен, напр 1 - мер, вопрос о прохождении четвертые курсом практики на фабрике орудий лова. Во время недели промрыболоа- ства стали проводиться теоретические конференции совместно со специали стами отделов добычи флотов и БПО «Севрыба». Здесь наши выпуск ники честно рассказывают о своей ра боте, о том, что хотели бы учиться дал.,- ше по специальности, но, увы, негде, а это лишает возможности роста ' о службе и заставляет либо переквалифи цироваться, либо уходить с флотов.. Будут ли когда-нибудь решены эти воп росы? М. ЮРЧЕНКО, преподаватель отделения промыш ленного рыболовства ММУ им. И. И. Месяцева. «Сизифов труд»? А ТМ О С Ф Е Р А , царившая на науч но-практической конференции ММ У , которая проходила совместно с добывающими флотами, явилась ни чем иным как логическим заверше нием всей цепи неурядиц, связанных с положением и местом специалиста промрыболовства в рыбной промыш ленности. Несмотря на то, что объемы добы чи увеличиваются из года в год (только с 1981 по 1987 годы вылэз увеличился с 9,6 млн.- тонн до 11,7 млн. тонн), роль и авторитет основ ной профессии промрыбака не только не поднялись, но, напротив, заметно принизились. Болезнь эта д а в н иш н я я . Вопрос о ме сте п р ом ры б а ка в ры бной о тра сли под нимался не р а з и на р а з н ы х у р о в н я х . . Д ол гие спо ры о том , наним ж е бы ть со- Ъ врем е нном у спе ц и ал и с т у по пром ры бо - ловству , т а к и остался о т к р ы т ы м . И н и к а к и е и н с т р у к т и в н ы е письма , н и к а к и е п р и н а зы не помо гли то чн о определить наш и п о зи ц и и . К а к ж е т а к получается? И н те н си в ность промы сл а резно возросла , цен тр « тяж е с ти » промы сл а перем естился в отдаленны е р а й о ны , флот пополнился м ощ ны м и со врем ен ны м и тр а ул ер ам и , а специ ал и с т добы чи из у важ аем ой на флоте ф и гу ры перешел в ра зр яд в то ро с те п е н ны х не то л ь ко в пр оф есси ональ ном смысле , но и в смы сле оплаты? Безусловно, не обошлось здесь и без субъективных причин, но это — не самое главное, видимо, объектив ные причины просто кроются глубже.. Так вот, говоря об этих глубинных корнях, необходимо, на мой взгляд, в первую очередь обратить внимание на неопределенность положения спе циалиста по добыче в общей структу ре отрасли и, во-вторых, па место и функции специалиста по добыче ;:а промысловом судне. Если с этим не будет полной опре деленности, то никакие мероприятия не помогут сдвинуть с места данный вопрос. Подтверждение то.му — про должающийся более десятилетия «си-^, зифов труд» различных обществен ных и прочих организаций в этом на правлении. Как же лично мне видится улучше ние создавшегося положения? Думаю, необходимо прежде всего сократить число курсантов, обучающихся судо вождению. Особенно тех, кто приоб ретает высшее специальное образова ние. А на базе факультетов «Пром- рыболовство» и «Судовождение» го товить людей для промысла по спе циальности «штурман-инженер по промрыболовству». При этом, конечно, можно оставить узкую специализацию по профессии «судоводитель» и «ин женер-механик по промрыболовству>. Причем численность набора по узкий специализации должна регулировать ся непосредственно их заказчиками, то есть флотами. Однако любой спе циалист в качестве непременного ус ловия должен владеть профессией промрыбака. Те же самые методы я бы предложил и для подготовки кур сантов со среднетехническим образо ванием. Обязательным условием повышен престижа профессии я считаю скорее ший пересмотр установленных тариф ных ставок, систему оплаты для про мысловых судов. Кроме того, необхо димо в корне трансформировать штат ные расписания судовых экипажей, ак центировав внимание на роли и месте специалистов добычи па промысловом судне. Пока эти вопросы не найдут реше ния. ожидать перемен просто нере ально. Как их решить? Мне кажется, надо сформировать соответствующее общественное мне ние и, возможно, создать неформаль ную организацию, скажем, ^ ассоциа цию специалистов промрыболовств*), которая взяла бы на себя функции ко постановке этих вопросов перед ком петентными органами — Совмином, ВЦСПС, Госкомитетом по образова нию, Минрыбхозом СССР — и сле дила бы за их решением. Сегодня окончательно ясно: способ админист рирования оказался несостоятельным для разрешения этой сложной проб лемы. Д. СТРАТАНОВИЧ& инженер. 7 апреля 1989 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz