Рыбный Мурман. 1989 г. Апрель.
Комсомольске'.молодежный выпуск «ПЕЛЕНГ» Выпуск подготовил С. АРХИПОВ 1 7 П ОКА В ПЕЧАТИ И НА СОБРАНИЯХ идут дебаты, каким быть ВЛКСМ, Мурманский комсомол планирует свое бу дущее. Обнародованный проект тезисов политической програм мы комсомола области воспринят как искренняя попытка пре одолеть кризис в союзе молодежи. Кто-то верит в успех его перестройки, иные ...хотели бы верить. Во всяком случае, даже последнему скептику наверняка интересно наблюдать проис ходящие события: чем же все это кончится! А уж тем более не могут оставаться равнодушными те, кто отдал профессио нальной работе в ВЛКСМ не один год. Как они встретили про ект программы на будущее! Известно, что он вызвал бурные дебаты и так и не был утвержден — обсуждение продолжа- m Vauiu вопросы — В А Д И М У В А С И Л Е В И Ч У , 29-летнему сек ретарю комитета комсомола головного предприятия «Мурман ская судоверфь» (в комитете он уже в лет). Что он ожидал от тезисов? пиальные. Подальше от внеш них стереотипов этакого «от ветственного работника», по ближе к сверстникам, рядо вым комсомольцам. — З ач а с тую рядовые ком со мольцы не з н а ю т св о и х лиде ров и з гор ком о в , об ком а . Отче го это, на твой взгляд , — от равнодуш ия? — Люди знают тех, с кем встречаются, познакомились лично. А наши комсо мольцы могут помнить разве что Вадима Белова, после того как в прошлом году он выступил в едком из це хов. может, я и ошибаюсь, но за 6 лет работы убедился: для большинства характерна пози ция: не трогайте меня — и я не трону вас. От чего это идет? Да от того, что не одно уже поколение отучали участвовать в политике — все вершилось и решалось без них — в «верхах», а «низам» предлага лось только голосовать на со браниях. Сейчас вроде бы дали возможность от души высказаться на собрании, сме лую речь руководителя послу шать. Но толку-то? Мало-по малу становится ясно, что аб- — Только не общих • мест, которых так много в этом до кументе. Что означает «откро вение»: «Мы выступаем про тив, бюрократизма, протекцио низма,) волюнтаризма... про тив попыток антиперестроеч- w ных оил увести молодежь в стЬрс>ну от революционного обновления, созидательной работы»? Или: «Мы выступаем за^ углубление перестроечных процессов... на основе ' демо кратизации и гласности». Ин тересно, кто ж сегодня «про тив перестройки» или «за бю рократизм» — тем более на словах? Я ожидал более конкретные на|ф*вления деятельности. На пример, о более четкой орга низации борьбы за природ ную среду или о близкой мне военно-патриотической работе поисковых отрядов. S програм ме об этом — ни слова. Са мым острым проблемам края отводится шестнадцатое место. Но ведь не случайно же имен но сейчас, остерегаясь повто рять, ошибки, общество обра тилось к прошлому: отыскива ем имена, исследуем докумен ты тех, кто по общей вине со отечественников остался без- вестным, затерянным. Это, на мой взгляд, принципиально важно, нужно и, гяавное, инте ресно для молодежи. И тут еще не сказали своего слова ни гласность, ни демократия, за которые мы тек привычно ратуем на словах. Какие еще претензии к про грамме высказывают комсо мольцы на судоверфи? Они считают, что нынешние комсомольские лидеры долж ны быть принципиально други ми: это должны быть моло дью, близкие по возрасту и интересам к молодежи ребя та, свои, всем известные, вы бранные сообща из рабочих рядов, энергичные и принци- Но мне самому хорошо ра боталось, например, с бывшим завом оборонно-спортивным отделом обкома ВЛКСМ Вита лием Бушуевым, инструктором этого отдела Германом Мани- ным, завом таким же отделом в горкоме Володей Федотки- ным. Вот у них налажена креп кая, основательная связь а людьми, их хорошо знают и спортсмены, и поисковики из рядовых комсомольцев и не союзной молодежи. Но справедливости ради скажу, что и сами-то рядовые члены союза не страдают без встреч с областным комсо мольским руководством. Мо жет, и крамольно прозвучит, солютное большинство острых, неотложных проблем не могут быть решены на местном уровне. Начнешь разбираться — и непременно нити ведут в Москву, к министерствам и ведомствам, к родному зако нодательству, инструкциям м положениям. На них, в конце концов, и кивают. Вот почему даже самая смелая речь все чаще встречается апатией и самое бурное собрание не кончается ничем, кроме об щих фраз. Лично я от этого устал. — Тем не менее я знаю , ч то о тебе х о р ош о о т зы в аю т с я мо лодые рабочие судоверфи . Те бя защ ищ аю т , ко гд а с со риш ь ся с начальством , тебе д оверя ю т. К а к добивается нынешний ко м с ом о л ь с ки й вожак уваже ния? — Ну уж не призывами. Де лом, помощью. Когда ты за человека горой перед началь* ством, он за тебя тоже посто ит. Но «стоять горой» за ин тересы молодого рабочего сейчас на производстве — де ло пустое, если нет личных контактов с тем-другим. Руко водство не привыкло опекать молодых, думать об их нуж дах и редко идет навстречу комитету комсомола. Я знаю своих ребят, знаю, чем можно поднять их на хо рошее дело, зажечь. Но от лично знаю и то, как 2-3 че ловека, наделенные властью, могут запросто, по прихоти или из иных соображений, за губить это хорошее дело. И комитет ВЛКСМ от начальст венных настроений пока ничем не защищен. Кстати, «плюс» тезисам — об этой проблеме в них говорится. — ТЫ вериш ь , что обновле ние ВЛКСМ увлече т молоды х , ч то им это н уж но? — Сложный вопрос. Вряд ли я могу ответить однозначно. На мой взгляд, коренная пе рестройка областной комсо мольской организации в тези сах не отражена. А молодежь ждет именно радикальных мер. Увлечат ли их эта про грамма, примут ли ени изло женную позицию комсомоль ских вожвков, пойдут ли зв ними? Трудно сказать. Но то, что молодежь ждет и ей это нужно, я уверен. Да, прагматизм • моем поколении очевиден, Павку Корчагина ждать от него нет смысла. Но у нас есть и свои достоинства. Представится ли возможность раскрыть их? £)ДЕСЬ, В С К Р ОМ Н ОМ К А Ф Е на Театральном бульваре, всегда много молодежи. Причем из вечера в вечер — од ни и те же лица. Смотрят телевизор, болтают о своем, посту кивают ложками в розетках с мороженым. То взрыв смеха , то шумные приветствия через головы. Иногда па улице за углом дерутся. Иногда за столиками хором поют песни. Кто предпо читает деликатесы и электронные забавы, те сюда не ходят. Тут публика проще. Раскованные, все друг друга знают. Что ведет их сюда каждый вечер, чем заняты молодые головы, о чем говорят и спорят без конца и края эти парни и девчонки, которым, кажется, иного дела и нет?.. А есть ли до них ко му-нибудь дело? Ведь если понятия «.молодежь» и «наша сме на» воспринимать не абстрактно, то и вопросы звучат вовсе не риторически. З н а ком им с я с одной и з к о м па ни й . М о тори ст и з «Севрыб- по и с ка » Юра Балы ков , судо р е м о н т н и к с -М у р м а н с к о й судо верфи Олег С арансний , рабо т н и к го р б ы т к о м б и н а т а Саша Ко- стеров , у ч ащ и й с я ГПТУ Ns 6 А н д р е й Странов , о хо тн о в к л ю чи ли сь в р а з го в ор и д р у ги е молодые лю ди . По м а гн и тоф о н ной за п и си д в у х ч а со в о й беседы т р у д н о в о с пр о и зв е с ти , к о м у им е нно н а ка я мы сль принадл е ж и т . Д а и в аж но ли зто? Гораз до сущ е с тве нне е то , что эти ребята , сред ний во зра с т к о т о р ы х 20 лет (к о м у 17, ном у 23), ед и н од уш ны в о ц е н к а х себя, о к р у ж а ю щ е й ж и з н и , свое го ме- £ с та в ней . Т а к что ж е п р и в о д и т и х в «Л ьд ин ку» к а ж д ы й вечер? — А это для нас ч то -то вр о де кл уб а . Или к а к « л е н и н гр а д с к и й телефон», о ко т о р о м п и сали в га зе та х : гово рим о чем х о тим , вы клады ваем новости или ищем подмо ги в тр у д н о й си т у а ц и и , м о ж н о с д е в уш ко й п о зн а ком и ть с я . Короче , общаем ся! Темы? Да лю бые . И о поли т и к е , и о делах, и о любви . Иногда о та ком р а з го в ор иш ь с я , т а к р а с спориш ь ся , что приде т н о в и ч о к — подумает: у э ти х « к р ы ш а поехала» . А ко гд а и пе сни поем. Знаете , к а к это п р и я т н о — вместе петь. А что, н у ж н о ж е чело ве ку ослабить « п о с тр о м ки » , п о го в о р и т ь с нем- то , на ж и з н ь п ож ал о ва ть ся или наоборот... Не в к о м и т е т ж е ком сомола с э тим ид ти . — Бегство от одиночества! — Бывает и так. Конечно. — Это такая болезнь века. Каждый одинок. Почти каждый день ощущаешь себя вне дру гих, сам по себе. — Но ведь вокруг такие же люди, есть же и друзья, род ные. — Людей-то много. И дру зья есть. Но не с каждым поговоришь по душам. Одно му можно рассказать о своих ш проблемах, а с другим лучше не откровенничать. — Бывают счастливые люди, у которых родители — друзья. Не просто хорошие родители, а друзья, можно открыть ду шу — они поймут как надо. А мне с родителями трудно най ти контакт. — У тебя проблемы — жи тейские, психологические! — Проблем много. Вроде бы по мелочам. Но когда це лый рой... Часто все упирает ся во взаимоотношения со взрослыми — с родителями, начальством на работе. Нет взаимопонимания. Твои нуж ды никто всерьез не принима ет, с одной стороны. А с дру гой — нет объективных воз можностей их удовлетворить. Ну, например, пора уже свою семью заводить — а где жить? С родителями тесниться не хочется — себе и им кровь портить. А жилья молодому, конечно, никто не даст. Ответ один: мы в молодости по об щагам мыкались и с вас не убудет. — У меня б р а т ж е н и л с я в 18 лет. Очень лю б я т д р у г д р у га . Сняли к в а р т и р у . Родился ребенок, потом второй . А на прои звод стве — он в Главмур - м анснстрое рабо тает — ем у даж е о бщ е ж и ти е не м о гу т д ать . Он у ж е и в а рм и и о т сл у ж и л и все еще с то и т в оче реди на место в семейное об щ еж и ти е . А т у т хо зяева к в а р т и р ы во звр ащ аю тся , н у ж н о освобож да ть ж и л ь е — куд а идти? К в а р т и р у в М урм а н с ке н а й ти тр у д н о . Т а к вот помо та ет тебя смолоду — розовые о ч к и бы с тр о и с ч е зн у т . Я л и ч но тож е н и н а к о го просвета впереди не в и ж у . V , , Ш И Н К И ” — Заработком доволен! — Пока один, хватает. 150 рублей при семи поляркех, сносно. Но семью при такой зарплате не заведешь. Бот и получается: говоря о женитс- бе, должны бы говорить о любви, о счастье, о добрых чувствах, а вынуждены — о жилье, о деньгах в первую очередь. Так поставлено в сбщестЕе.- — Если вам скажут: в сво ей стране вы не хозяева, от вас ничего не зависит — при мете это как должное! — Как должное? Пока. Но я чувствую, что мы можем стать хозяевами. Можем переделать жизнь так, как считаем нуж ным. Нужно быть дружнее и требовательнее к себе, к ру ководству. Я считаю, что нель зя затягивать с перестройкой: в первую очередь поменять состав руководящих работни ков, ставить на эти посты мо лодых — таких, кого люди хорошо знают, кому доверя ют. — Ну-у, не согласен. Не на всякий пост поставишь моло дого — это раз. И среди мо лодых есть не столько комму нисты, сколько «брежневи- сты» — это два. — Вот «бреж неви стов» , псев- д о ком м у н и с то в . ко то ры е в ц е пи ли сь в свои места и н и к о м у и х у с т у п а т ь не собираю тся и не ж е л аю т по ним а ть , ч то н у ж но п е р е с тр о й ке , — и х н у ж н о о т с тр а н я т ь от власти , иначе о ни всю п е р е с т р о й к у сведут на нет. На словах п р и в е т с т в ую т ее, а на деле боятся . За себя боят ся , за свои пр и в и л е ги и и п е р сональны е пенси и . И уверены , что р у ко в о д я т правил ьно . Они и в застое были в этом увере ны . Менять п о л и т и к у с та р ую на но вую — зн а ч и т м еня ть и те х , к то ее делал. — А вы что, и такое може те напечатать? — Почему бы вам самим не добиваться изменений в сво ей жизни! — Каким это образом? — Ко ведь вы комсомоль цы, вы — организация! (Бурная реакция — насмеш ливая.) — Сейчас в комсомоле нет такой реальной силы, чтобы вела за собой. Формально ут верждается, что ВЛКСМ пере страивается, но кто в это ве рит? Где убедительные факты? Кроме слов — ничего. На комсомол надежды мало. — Что же вы сможете в одиночку, без организации! — Нужна обновленная мо лодежная организация, чтобы в ней все дела решали сами молодые, чтобы сами реша ли, какими им быть и как думать, а не дяди в галстуках и с правильным выражением на лице. — Но вы что-то не спешите расстаться с ВЛКСМ. Верите в его перестройку! — Мне все равно, комсо молец я или нет. Когда-то был комсоргом в группе. Выбрали, меня не спросив. И ничего кроме мороки я не испытал. Возни много, а толку нет. И меня это особо не волновало, и другим было преспокой- ненько. Но я хоть взносы со бирал добросовестно. А сей час и того хуже: я, например, уже забыл, когда последний раз платил взносы. Никому мы не нужны, числимся — и лад но. А что там у нас на душе, у «рядовой массы», никому до того дела нет. — А я ш е с ть лет назад вы был и з ком сом ола — «за амо ральное поведение» . Вы пивали с ребятами . Но сейчас снова в с т у п ил , по том у что реш ил по с т у п а т ь в и н с т и т у т , а там не- ком сом ольцев не б е р у т . И м но гие из моих з н а к о м ы х т а к же . Во флоте, если ты не ком со молец, тебе не о т к р о ю т ви зу . ★ * * Мы еще долго беседовали в маленьком, шумном кафе. Они никуда не спешили. И слишком часто выдаются та кие вечера, когда спешить им некуда. Хотя опустошенными этих ребят не назовешь: до статочно много читают, назва ли среди любимых далеко не пустые кинофильмы, слушают далеко не коммерческую му зыку... Но было грустно все более убеждаться в том, что жизнь их неполна и в чем-то ущербна. Ведь молодые силы и жажду быть в самом крате ре жизни, а не на застывших ее окраинах, нужно тратить тогда, когда они есть. Но мо лодость не бесконечна... Что это — потерянное поколение? Скорее, растерянное. Расте рявшееся. рыбный мурман 7 апреля 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz