Рыбный Мурман. 1989 г. Апрель.
рыбный мурман 7 апреля 1989 года РЕЗОНАНС «Хочу знать всю правду». Под таким за головком была опубликована заметка Г.. Юдепко («РМ » № 9 за 24.03.89), в кото рой автор заметил: «Не пора ли вообще вывести базу атомного флота за пределы Кольского полуострова? На этот вопрос журналист В. Простихии попросил ответить известного арктического капитана Ю. С. Ку. чиева. Н Е ТРЕБУЮЩАЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИСТИ НА: капитанов атомоходов меньше, чем космонавтов. Она, истина, не умаляет заслуг одних и не возвеличивает на недосягаемую высоту других. И космос, и атомоход — сплошная критическая ситуация, которая у одних длится мгновения, у других — всю жизнь. Сравнение пришло не сразу. Взгляд упал на фотографии. На ней два Юрия, два пер вых в своем деле человека. Улыбки добрые, располагающие — Юрий Алексеевич Гагарин и Юрий Сергеевич Кучиев. Один первым взглянул на макушку Земли из космоса, вто рой первым «ошвартовал» атомоход к земной оси. Оба были одержимы своей мечтой, оба вышли на ее траекторию. Недавно встретил Ю. С. Кучиева в здании управления Мурманского морского пароход ства. Такой же бодрый, энергичный, одним словом, джигит, каким видел его раньше, на мостике «Арктики». Только теперь в новом качестве. Сегодня Юрий Сергеевич — заме ститель начальника спецгруппы технадзора по строительству атомных ледоколов. АТОМ, ФЛОТ — Каковы, Юрий Сергеевич, дальнейшие перспективы раз вития атомного флота! Кучиев: — Прежде чем говорить о перспективах раз витии флота, я хотел бы об ратить внимание на то об стоятельство, что, на мой взгляд, наши наука и сред ства .массовой информации не выполнили своего долга в показе истины, связанной с безопасностью ядерной энер гии на морском транспорте. Уже в течение тридцати лет мы располагаем опытом Строительства ледоколов в самом центре Ленинграда. И не только строительства, но и вывода их на энергетиче скую мощность. Причем ра бочий класс Балтийского за вода, как правило, достраи вает ледоколы уже при дей ствующих реакторах, не ис пытывая при этом никаких неудобств. В течение тридцати лет ядерный флот базируется, эксплуатируется, выводится на энергетическую мощность в Кольском заливе. можно сказать, в самом центре Мурманска, не причиняя ни какого ущерба его населе нию с точки зрения экологии и ядерной опасности. И тем не менее сегодня люди за беспокоились: не опасны ли ядерные ледоколы для здо ровья? В течение тридцати лет Министерство здравоох ранения, и в частности, Ин ститут гигиены морского Транспорта, внимательней шим образом следят за со стоянием здоровья экипажей атомных ледоколов, начиная с первенца — «Ленина», и не зафиксировали ни одного случая профессионального заболевания. Люди физиче ски здоровы, у них прекрас ные дети, кое у кого уже подрастают и внуки. Здоро вые! Может, их надо показать сегодня по телевидению, что бы таким образом успокоить общественное мнение?! Чернобыль, конечно же, оказал влияние на умы и сердца людей. Вследствие чего произошли те страшные события, народ уже знает. Но необходимо всем знать и о том, что на ледоколах та кие случаи вообще исключе ны. Кстати, об этом доста точно подробно рассказала «Полярка» в М 73 за 29.03, 89. Уверен также, что люди должны знать, на что госу дарство тратит огромные деньги, имея в виду строи тельную стоимость атомных ледоколов, их содержание и так далее. И они должны знать, что атомоходы без опасны для населения и, кроме того, не убыточны в эксплуатации, а рентабельны и приносят огромный дохоДс Без атомных ледоколов не возможно было бы, к приме ру. освоить Ямальский неф теносный район. Дальнейшее освоение Северного морско го пути без атомоходов вооб ще исключено. И сейчас мы должны осваивать арктиче ский район все более интен сивно. чтобы получить отту да то. что нужно человечест ву для продления жизни. Но нам нужны уже более мощ ные ледоколы. — Знаю, что среди моряков атомоходы уже не пользуют ся былой популярностью. — Да, чернобыльские со бытия, к сожалению, нанес ли большой удар по пре стижности работы на атом ных судах. Думаю, чтобы из менить это положение, надо использовать неоценимый опыт работы первого в мире атомного ледокола «Ленин». Ведь в годы его «рождения» 'роже был психологический барьер: люди хорошо пом нили Хиросиму и Нагасаки. Но мы преодолели этот барь ер, освоили атомную энерге тику на флоте, извлекли из ее эксплуатации огромный опыт, который был использо ван в дальнейшем при строи тельстве ледрколов второго поколения, *типа «Арктика». Сейчас накоплен еще бо лее широкий и глубокий ма териал, который необходимо использовать при строитель стве атомоходов уже треть его поколения. Согласен с теми, кто счи тает, что нужно снять огра ничения по доступу на атом ные ледоколы членов семей, потому что это действитель но безопасно. Кстати, это од на из причин, по которой ре бята не хотят идти работать на эти суда. — Что вы посоветуете ■ плане повышения престижно сти флота) — Уже многое сделано для 'этого. Например, повы шена зарплата. Но нужно еще более детально проду мать условия работы экипа жей ледоколов таким обра зом. чтобы замена шла пол ностью. от уборщицы до ка питана. Это ликвидирует не которую дискриминацию в отношении части членов экипажа, которая до сих пор существует: После напряженного тру\ да в Арктике надо регуляр но давать отдых морякам. И всем без исключения, потому что все они работают в оди наковых условиях и требуют максимального внимания к себе. Это, в свою очередо, поможет исключить всевоз можные ЧП, которые могут быть вызваны, как и в слу чае на «Сибири», элементар ной человеческой усталостью. — Как вы относитесь к пуб ликациям в газете «Водный транспорт» «Атом на флоте» и «Четыре минуты ядерндй опасности», другим материа лам в центральной прессе о взрыве общественного мне ния на Дальнем Востоке но поводу прихода атомного лих- теровоза «Севморпуть»! — Давайте подумаеде. что люди знают об атомной энер гетике? Об атомных судах? Для мурманчан стоящий на рейде прямо в центре города атомоход — обычное явле ние. Флот пополняется, и это тоже вроде бы нормаль но. Многие мурманчане бы вали на этих судах на экс курсиях или по работе. Но в других регионах у людей, подогретых слухами и до мыслами, вполне могли воз никнуть подозрения: а так ли экологически безопасны эти «плавающие атомные бомбы». *■ Нельзя забывать и то, что вся информация по атомной энергетике у нас «за семью печатями». Асы застоя с ве личайшим упоением в по следние десятилетия прята ли все под заветное «ДСП», «секретно», потворствуя ве домственному произволу и засекречиванию всех сведе ний. В результате всех этих причин произошел взрыв об щественного негодования.; Надо больше и чаще писать о работе атомных судов не тогда, когда создаются чрез вычайные ситуации, а повсе дневно. Выпустив «атомного джина из бутылки», общест венность вместе со специали стами должна контролиро вать его «поведение». в. ПРОСТИХИН, редактор газеты «Арктиче ская звезда». . НА СНИМКАХ: Юрий Алек сеевич Гагарин и Юрий Сер геевич Кучиев во время визи та Космонавта-1 в Заполярье у в 1965 году. Атомоход «Сибирь» на арк тической трассе. Каждый рейс экипажа — экзамен на зре лость! Фоте* из личного ap.ruаа И. Прости хин а.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz