Рыбный Мурман. 1989 г. Апрель.

рыбный мурман 7 апреля 1989 года РЕЗОНАНС «Хочу знать всю правду». Под таким за­ головком была опубликована заметка Г.. Юдепко («РМ » № 9 за 24.03.89), в кото­ рой автор заметил: «Не пора ли вообще вывести базу атомного флота за пределы Кольского полуострова? На этот вопрос журналист В. Простихии попросил ответить известного арктического капитана Ю. С. Ку. чиева. Н Е ТРЕБУЮЩАЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИСТИ­ НА: капитанов атомоходов меньше, чем космонавтов. Она, истина, не умаляет заслуг одних и не возвеличивает на недосягаемую высоту других. И космос, и атомоход — сплошная критическая ситуация, которая у одних длится мгновения, у других — всю жизнь. Сравнение пришло не сразу. Взгляд упал на фотографии. На ней два Юрия, два пер­ вых в своем деле человека. Улыбки добрые, располагающие — Юрий Алексеевич Гагарин и Юрий Сергеевич Кучиев. Один первым взглянул на макушку Земли из космоса, вто­ рой первым «ошвартовал» атомоход к земной оси. Оба были одержимы своей мечтой, оба вышли на ее траекторию. Недавно встретил Ю. С. Кучиева в здании управления Мурманского морского пароход­ ства. Такой же бодрый, энергичный, одним словом, джигит, каким видел его раньше, на мостике «Арктики». Только теперь в новом качестве. Сегодня Юрий Сергеевич — заме­ ститель начальника спецгруппы технадзора по строительству атомных ледоколов. АТОМ, ФЛОТ — Каковы, Юрий Сергеевич, дальнейшие перспективы раз­ вития атомного флота! Кучиев: — Прежде чем говорить о перспективах раз­ витии флота, я хотел бы об­ ратить внимание на то об­ стоятельство, что, на мой взгляд, наши наука и сред­ ства .массовой информации не выполнили своего долга в показе истины, связанной с безопасностью ядерной энер­ гии на морском транспорте. Уже в течение тридцати лет мы располагаем опытом Строительства ледоколов в самом центре Ленинграда. И не только строительства, но и вывода их на энергетиче­ скую мощность. Причем ра­ бочий класс Балтийского за­ вода, как правило, достраи­ вает ледоколы уже при дей­ ствующих реакторах, не ис­ пытывая при этом никаких неудобств. В течение тридцати лет ядерный флот базируется, эксплуатируется, выводится на энергетическую мощность в Кольском заливе. можно сказать, в самом центре Мурманска, не причиняя ни­ какого ущерба его населе­ нию с точки зрения экологии и ядерной опасности. И тем не менее сегодня люди за­ беспокоились: не опасны ли ядерные ледоколы для здо­ ровья? В течение тридцати лет Министерство здравоох­ ранения, и в частности, Ин­ ститут гигиены морского Транспорта, внимательней­ шим образом следят за со­ стоянием здоровья экипажей атомных ледоколов, начиная с первенца — «Ленина», и не зафиксировали ни одного случая профессионального заболевания. Люди физиче­ ски здоровы, у них прекрас­ ные дети, кое у кого уже подрастают и внуки. Здоро­ вые! Может, их надо показать сегодня по телевидению, что­ бы таким образом успокоить общественное мнение?! Чернобыль, конечно же, оказал влияние на умы и сердца людей. Вследствие чего произошли те страшные события, народ уже знает. Но необходимо всем знать и о том, что на ледоколах та­ кие случаи вообще исключе­ ны. Кстати, об этом доста­ точно подробно рассказала «Полярка» в М 73 за 29.03, 89. Уверен также, что люди должны знать, на что госу­ дарство тратит огромные деньги, имея в виду строи­ тельную стоимость атомных ледоколов, их содержание и так далее. И они должны знать, что атомоходы без­ опасны для населения и, кроме того, не убыточны в эксплуатации, а рентабельны и приносят огромный дохоДс Без атомных ледоколов не­ возможно было бы, к приме­ ру. освоить Ямальский неф­ теносный район. Дальнейшее освоение Северного морско­ го пути без атомоходов вооб­ ще исключено. И сейчас мы должны осваивать арктиче­ ский район все более интен­ сивно. чтобы получить отту­ да то. что нужно человечест­ ву для продления жизни. Но нам нужны уже более мощ­ ные ледоколы. — Знаю, что среди моряков атомоходы уже не пользуют­ ся былой популярностью. — Да, чернобыльские со­ бытия, к сожалению, нанес­ ли большой удар по пре­ стижности работы на атом­ ных судах. Думаю, чтобы из­ менить это положение, надо использовать неоценимый опыт работы первого в мире атомного ледокола «Ленин». Ведь в годы его «рождения» 'роже был психологический барьер: люди хорошо пом­ нили Хиросиму и Нагасаки. Но мы преодолели этот барь­ ер, освоили атомную энерге­ тику на флоте, извлекли из ее эксплуатации огромный опыт, который был использо­ ван в дальнейшем при строи­ тельстве ледрколов второго поколения, *типа «Арктика». Сейчас накоплен еще бо­ лее широкий и глубокий ма­ териал, который необходимо использовать при строитель­ стве атомоходов уже треть­ его поколения. Согласен с теми, кто счи­ тает, что нужно снять огра­ ничения по доступу на атом­ ные ледоколы членов семей, потому что это действитель­ но безопасно. Кстати, это од­ на из причин, по которой ре­ бята не хотят идти работать на эти суда. — Что вы посоветуете ■ плане повышения престижно­ сти флота) — Уже многое сделано для 'этого. Например, повы­ шена зарплата. Но нужно еще более детально проду­ мать условия работы экипа­ жей ледоколов таким обра­ зом. чтобы замена шла пол­ ностью. от уборщицы до ка­ питана. Это ликвидирует не­ которую дискриминацию в отношении части членов экипажа, которая до сих пор существует: После напряженного тру\ да в Арктике надо регуляр­ но давать отдых морякам. И всем без исключения, потому что все они работают в оди­ наковых условиях и требуют максимального внимания к себе. Это, в свою очередо, поможет исключить всевоз­ можные ЧП, которые могут быть вызваны, как и в слу­ чае на «Сибири», элементар­ ной человеческой усталостью. — Как вы относитесь к пуб­ ликациям в газете «Водный транспорт» «Атом на флоте» и «Четыре минуты ядерндй опасности», другим материа­ лам в центральной прессе о взрыве общественного мне­ ния на Дальнем Востоке но поводу прихода атомного лих- теровоза «Севморпуть»! — Давайте подумаеде. что люди знают об атомной энер­ гетике? Об атомных судах? Для мурманчан стоящий на рейде прямо в центре города атомоход — обычное явле­ ние. Флот пополняется, и это тоже вроде бы нормаль­ но. Многие мурманчане бы­ вали на этих судах на экс­ курсиях или по работе. Но в других регионах у людей, подогретых слухами и до­ мыслами, вполне могли воз­ никнуть подозрения: а так ли экологически безопасны эти «плавающие атомные бомбы». *■ Нельзя забывать и то, что вся информация по атомной энергетике у нас «за семью печатями». Асы застоя с ве­ личайшим упоением в по­ следние десятилетия прята­ ли все под заветное «ДСП», «секретно», потворствуя ве­ домственному произволу и засекречиванию всех сведе­ ний. В результате всех этих причин произошел взрыв об­ щественного негодования.; Надо больше и чаще писать о работе атомных судов не тогда, когда создаются чрез­ вычайные ситуации, а повсе­ дневно. Выпустив «атомного джина из бутылки», общест­ венность вместе со специали­ стами должна контролиро­ вать его «поведение». в. ПРОСТИХИН, редактор газеты «Арктиче­ ская звезда». . НА СНИМКАХ: Юрий Алек­ сеевич Гагарин и Юрий Сер­ геевич Кучиев во время визи­ та Космонавта-1 в Заполярье у в 1965 году. Атомоход «Сибирь» на арк­ тической трассе. Каждый рейс экипажа — экзамен на зре­ лость! Фоте* из личного ap.ruаа И. Прости хин а.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz