Рыбный Мурман. 1989 г. Апрель.

избавиться от застойных 5 Еще раз об оплате труда рыбаков Х О Ч У ЕЩ Е РАЗ ЗАТРО ­ НУТЬ больной вопрос — оо оплате труда рыбаков. Много пишется, но ничего не делается. Ни для кого не секрет, чго зарплата рыбаков на Север­ ном бассейне сравнялась с зарплатой на других бассей­ нах. В Норвежском, Барен­ цевом морях районный коэф­ фициент ограничивается только меридианами: восточ­ нее 20-ти и западнее 45-ти градусов восточной долготы — коэффициент 1,5. Поэто­ му, если я даже доберусь до Северного полюса (а до 80 градуса северной широты я уже добирался). то район- из управленческого аппарата рыбаки стали зарабатывать больше их! II тогда чья-то умная голова нашла выход. Придумали термин «спец- промысел» — п расцепки уменьшили чуть ли не в два раза. Спецпромысел суще­ ствует и существовал всю жизнь. Если в улове 51 про­ цент и более одного вида рыбы, то этот вид и будет объектом спецпромысла. в плановом отделе тогда мне ответили, что, мол, рыбу одного вида легче ловить и обрабатывать. Странный от­ вет... Ассорти ведь редко ловится. Тактика лова не измени- А ведь снег пойдет!. ный коэффициент не изме­ нится и к отпуску дней не добавят. Не пора ли пере­ смотреть это • послевоенное положение и сделать ограни­ чение коэффициента 1,5, к примеру, широтой 71 гра­ дус, а севернее — увели­ чить? Возьмем сдельные расцен­ ки на рыбопродукцию. В них входят: оплата за работу в ночное время, переходы из квадрата в квадрат, выгруз­ ка рыбы на базы, переработ­ ка и т. д. Памятник нужно воздвигать тому человеку, кто одним махом решил про­ блемы оплаты труда. Хотя на протяжении последних лет неоднократно повышали зарплату рыбакам, не забы­ вая громко кричать об этой заботе, она осталась на прежнем уровне. И что я по­ лучал 15 лет назад, будучи матросом, то же получаю и сейчас. Когда ввели плату за пе­ реработку (к примеру, на судах типа ПСТ — 60 про­ центов) в пай каждого чле­ на экипажа, то, естественно, и расценки должны были быть стабильными. Но к ужасу некоторых товарищей лась, обработка рыбы — тем более. Как был с дедов­ ских времен шкерочный нож, которому все равно какую рыбу шкерить, так он и остался. И замены ему в ближайшие десятилетия не предвидится. Про малую ме­ ханизацию и говорить не хо­ чется, хотя во всех газетах поют дифирамбы конструк­ торам оных механизмов. Со­ здаются сложнейшие устрой­ ства, а воз и ныне там. А ведь выход есть: измените ГОСТы на разделку рыбы — и шкерочными машинами за­ валят все флоты. А пока в тралфлоте закупили на ва­ люту (которой и так мало) иностранные машины. Да вот беда — и они не могут шкерить рыбу по нашему ГОСТу.» И стоит такая ма­ шина (i: примеру, на МГ- 1360) мертвым грузом. Да­ лее специалиста выписывали из Гамбурга, но и он не смог настроить под паши ГОСТы в общем-то отлич­ ную машину, рассчитанную на мировой стандарт. Вернемся к оплате. Со­ гласно приказам по флоту, суточный вылов на судах типа ПСТ с сокращенным штатом — 9 тонн. Но если взять в штат слесаря или мастера добычи то план су точного вылова уже будет 12 гони. Возникает вопрос как при помощи слесаря до ловить 3 тонны в сутки? Может, опустить его в воду чтобы он метлой загонял рыбу в трал? Вот сейчас наш ПСТ рабэ тает на норвежскую фирму Весь улов вначале высыпаем па палубу, подрезаем рыбу чтобы стекла кровь, и только потом отправляем для даль­ нейшей обработки на рыбо- фабрику, иначе филе полу­ чится со сгустками крови и на экспорт не потянет... То есть работа двойная, по в увеличении оплаты нам вежливо отказали. Ничего не объяснив. Уходят из жизни старые корабли. На смену им идут новые мощные траулеры. Но так ли они современны? Взять грузовое устройство. Как делали его по проектам пятидесятилетней давности, так и делают. За примером далеко ходить не надо. Ни на одном иностранном трау­ лере нет такого неимоверно­ го количества деталей в гру­ зовом устройстве. Стоят один или несколько кранов, которые в считанные секун­ ды в любой точке судна опу­ стят или поднимут груз. Один портал на промысловой палубе. Насколько бы это упростило грузовые опера­ ции па промысле и даже в порту, где из-за погрузки ка- кого-нибудь электродвигате­ ля бежим кланяться машини­ сту портального крана. И намного меньше пришлось бы платить за услуги порту. Вот и хозрасчет. Так что пе­ рестройка на флоте пока не ощущается, разве что глас­ ность. которой многие маски­ руются, а про себя думают: «Улита едет, а там, глядишь, и снег пойдет». С. НАЗАРОВ, старший помощник капи­ тана ПСТ «Моздок». Норвежское морс. По страницам зарубежной печати Русские в поисках новых запасов Советский Союз вынужден сократить вылов рыбы на Се­ верном бассейне, так как до­ ставлять отсюда рыбу в центр России дороже, чем из Запад­ ного бассейна, Черного и Азовского- морей. Истощение запасов Баренце­ ва моря — одна из дополни­ тельных причин обращения к другим регионам. В БПО «Севрыба» убежде­ ны, что один из основных ре­ зервов — облов новых видов морских организмов, включая анчоус и криль. Их скопления обнаружены южнее 40 граду­ са южной широты, и основ­ ным районом лова для «Сев- рыбы» станет антарктическая часть Атлантики. «Севрыба» намеревается по­ лучить квоты на лов рыбы в экономических зонах Гренлан­ дии, Канады, США, Африки, Латинской Америки посред­ ством организации совместных предприятий и расширения, укрепления связей с иностран­ ными компаниями. Для достижения этого «Сев- рыба» намеревается создать специализированную внешне­ торговую фирму в рамках ор­ ганизации, имеющей право свободной торговли. Планируется также на базе карельских и мурманских ор­ ганизаций увеличить выпуск товарной рыбы: семги, форе­ ли, карпа до 12,7 тысячи тонн в год, нерыбных продуктов, та­ ких, как моллюски и водорос­ ли, до 18 тысяч тонн в год. Для достижения этого нуж­ ны большие капиталовложе­ ния, и ЦК КПСС и Совет Ми­ нистров СССР намереваются разместить на Северном бас­ сейне суда разного класса об­ щим водоизмещением в 1,4 млн. тонн. Это будут суда, способные получить общий улов в 300 тысяч тонн, и тран­ спортные рефрижераторы об­ щим водоизмещением в 230 тысяч тонн. Доля малоценных мелких рыб, таких, как анчоус и крилэ, в общем вылове «Севрыбы» возрастет до 70 процентоз. Планируется увеличить болге чем вдвое выработку рыбной муки в море, а также в 13 раз — выпуск продуктов на основе рыбного колбасного фарша и белка, особенно кол­ бас, имитированной красной и черной икры, суповых кон­ центратов. Уже началась работа по со­ оружению первой очереди предприятия по производству рыбообрабатывающего обо­ рудования. Планируется также построить вторую и третью очереди по производству бел­ ковых продуктов и цех по выпуску имитированной крас­ ной икры. Рыбокомбинат будет пол­ ностью реконструирован, а коптильное производство пол­ ностью переоснащено. Перемены в министерстве Переформирование союзно­ республиканского Министер­ ства рыбного хозяйства СССР в общесоюзное даст большую независимость предприятиям рыбной отрасли на местах, сказал заместитель министра Н. Лысенко. Ежегодно предприятия ми­ нистерства производят более 11 миллионов тонн рыбы и рыбопродукции. Постановле­ ние о реорганизации опубли­ ковано в сентябре прошло-о года. По материалам газеты «Фи­ шинг ньюз интернешнл» (г. Лондон) подготовил С. КОЛОСОВ. промысла банка не подведет! молчит. А его начинают вы­ зывать суда. Придя в себя он продолжает: — Я после такого сообще­ н а не знал, что сказать! Только не знаю, сколько она (треска) продержится на Де­ мидовской? Правда, говорят, что в прошлом году рыбалка там держалась долго. Смот­ рите сами, товарищи капита­ ны! — говорит он. — Пока на Рыбачьей имеем тонну пикши. Выбирайте! Перехода здесь немного. Наверное, есть смысл перейти в район Демидовской! Треска — это ко всему прочему еще и кон­ сервы из печени... Ночной подъем трала — рыбы поменьше да и пока­ зания слабее. Но надежда не покидает. Захожу к стармеху Геннадию Дмитриевичу Ма­ монову, чтобы сказать, что «хотя вы и записаны в рас­ писание подвахт, ио капитал говорит, что при отсутствии четвертого механика (т. е. тогда, когда стармех несет вахту) на подвахты по убор- :е рыбы вас не привлекать». От стармеха и прозвучало первое сомнение: — А может, это случай­ ный вылов? Капитан В. С, Хромылев определяет так: — Будут ветры западных направлений — рыбалка про­ держится! Повернет ветер на восточный или на северо-во­ сточный — и рыба рассеет­ ся, уйдет... К утру ветер юго-западный усиливается, и синоптики со­ общают, что к полудню ожи­ дается ветер до 17 метров в секунду, а затем он слю­ нится на северо-западные in- правления, Смена погоды сказывается и на уловах. Перед сдачей продукции па плавбазу за четыре часа траления подни­ маем не больше шестисот килограммов сырца... Но группа судов на Демидов­ ской уже пополнилась. Самое неожиданное случа­ ется на утреннем промсове- те отряда • судов «Архаи- гельскрыбпрома». Капитан Г1СТ-1309 неолчидаино обви­ няет ПСТ-1342 в запоздалой информации. Психологически это понятно: дело в том, что они работали последние сут­ ки в рейсе, а до планового за­ дания не хватало нескольких тонн (при условии корректи­ ровки). А добыча еле дотя­ гивала до 97 процентов. Но ПСТ-1309 прибыл на Демидовскую одновременно с нами. И каждый из судов занимался самостоятельным поиском, но они ушли даль­ ше на север и рыбы налови­ ли мало. То, что В. С. Хромылев. капитан «Мензелинска», обнаружил скопления трески, это заслуга его как промыс­ ловика, хорошо знающего, интуитивно ориентирующего­ ся в повадках рыбы. Прак­ тически он открыл район Де­ мидовской в 1989 году. Пер­ вый! И за открытие, думаю, необходимо премирование или служебное поощрение, потому "что все суда группы, работающей на пикше, пере- шли на Демидовскую банку и имели успех. ПСТ-1342 ведь не поисковое, а промыс­ ловое судно. За открытия и деловые” предложения, при­ носящие экономический эф­ фект г. условиях хозрасчета, необходимо платить. 14 января 1989 года. Бу­ шует ураган. На Демидов­ ской собралась группа со всех флотов. Все успешно работа­ ли до шторма. Сейчас штор- муются. Вчера и сегодня пе­ ред капитанами выступал ге­ неральный директор «Архан- гельскрыбпрома» И. И. Лу- кичев, доложивший о работе судов объединения за про­ шлый год, убытках, перспек­ тивах по превращению ПСТ из убыточных в рентабель­ ные". Выслушал предложения капитанов. Все выступления были записаны на магнито­ фонную пленку и неодно­ кратно транслировались по судовой сети. Кстати, назва­ ли цифру отчислений на промразведку, которую вы­ плачивает «Архангельскрыб- пром»: в 1988 году — четы­ ре миллиона рублей, на этот год она просит в два раза больше. Предварительно смогли выделить два .мил­ лиона. остальное решит со­ вет трудового коллектива. Напрашивается вопрос: «Если судно любого флота, а не промразведка, нашло рыбу, открыло перспективу работы (успешной) для груп­ пы судов, то не должна ли промразведка из планируе­ мой для них суммы отчисле­ ний часть средств выплачи­ вать капитану судна-откры­ вателя или снимать из от­ числений судовладельца эн­ ную сумму?» Но и опять же не забывать капптана-про- мысловика, открывшего рай­ ей. Поощрять его. Не секрет, что бывают случаи, когда судно-промысловик, найдя скопления, информации об этом не дает и ловит себе спокойно, заботясь только о себе. В данном случае, кото­ рый описывается, капитан дал полную и необходимую информацию. И в целом те­ перь все флоты имеют ус­ пех. Но ни слова признания не сказано в адрес открыва­ теля: молчит флагман отря­ да судов «Архангельскрыб- прома», молчат капитаны и промразведка не говорит ни слова. Э. КИРИЛКИН, персый помощник капита­ на ПСТ «Мензелинск». Баренцево морс. Ветер 29 м /сен . Ж е с то ки й шторгл. изэггЕвэашаззпв

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz