Рыбный Мурман. 1989 г. Апрель.
4 Ml! и J и экономика: Пятидневка.* «за» и «против» ЖЕ НЕ ПЕРВЫЙ ГОД Первое. Для оплаты вто- ** стоит вопрос о пяти дневной рабочей неделе для плавсостава. Казалось бы, что здесь думать. Ведь нет, наверное, в стране других специалистов, которые бы, как моряки рыбопромысло вого флота, работали в таких архисложных условиях: по пять месяцев 12 часов в день, без выходных и празд ников, без возможности хотя бы шесть часов в сутки спать без перерыва. При двухсменной работе продол жительность рабочей недели составляет 84 часа, за месяц — 360, рого выходного дня иеоохо- димо иметь сумму в преде лах 25 тысяч рублей. Вот и пусть экипаж сам себе ее за рабатывает. То ли это бу дет сверхплановая прибыль, то ли экономия материаль ных ресурсов, расход кото рых зависит от экипажа. В этом случае отдыхать больше будут те, кто больше и лучше работает. Справед ливо? Несомненно. А тем, кто работал в течение рейса плохо (я имею в виду весь экипаж), второй выходной день не предоставлять. Этим самым будет обеспечено не- Резервы-в простоях В соответствии с сПоло жением об оплате труда эки пажей промысловых судов на 1988— 1990 годы» эки пажам выплачивается над бавка за работу сверх нор мального рабочего времени в размере 45 процентов долж ностного оклада. Однако это только на бумаге. Фактиче ски при определении сдель ных расценок па один коэф фициент расчетной (приве денной) продукции размер доплат составляет 37,8 про цента. И вот когда встал воп рос о пятидневке, то сразу же было заявлено, что про цент переработки будет снн- жен или количество членов экипажа будет сокращено (при сокращенных уже эки пажах).; Пока эти два момен та взяты за основу в «Мур- манрыбпроме». Позиция профсоюзного комитета объединения вызы вает, по меньшей мере, удив ление. Он даже не хочет со общить условия перехода на пятидневку, которые приво дятся в письме ЦК профсою за рыбаков по этому вопро су.; Более того, даже инфор мация о существовании та кого письма не доведена до плавсостава. Может быть, профком ре шил поступить так же, как в феврале 1988 года, когда на профсоюзной конферен ции включили в колдоговор положение о том, что при заходе в инпорт выплачива ется 50 процентов причи тающейся валюты. Уж такая «забота» была проявлена об экипажах, что, как говорит ся, дальше некуда. Вот и сейчас есть опасения, что внесут в колдоговор такое положение о пятидневке, что захочется перейти на семи дневку.- А ведь есть несколько простых решений. обходимое превышение тем пов роста производительно сти над заработной платой. Второе. Предоставлять второй выходной день чле нам экипажа без дополни тельной оплаты. Работают же береговые работники по пять дней в педелю, а два отдыхают. При сдельной си стеме заработной платы по лучают то, что заработали, и не просят дополнительной оплаты за выходные. Я думаю, что меня под держат многие — второй выходной в неделю плавсо ставу нужен обязательно, особенно тем, для кого рабо та в море — профессия. Введение пятидневной ра бочей недели для плавсоста ва — вопрос больше поли тический, социальный, чем экономический. И если под ходить с этих позиций, то ни каких снижений заработка у плавсостава произойти не должно. А те деньги, что пойдут на оплату второго выходного дня, составят для нашего экипажа всего-навсе го не более 10 процентов сверхплановой прибыли. Или еще пример. Про стояли мы в последнем рей се в ожидании выгрузки 2,2 суток. А каждые сутки мы выпускали продукции на сумму свыше тридцати ты сяч рублей, т. е потери толь ко от простоя превышают необходимую сумму для оплаты второго выходного дня всему экипажу в течение всего года. И не мы одни простояли в ожидании вы грузки. Может быть, здесь стоит поискать резервы для оплаты второго выходного дня плавсоставу? В. ТАГИНЦЕВ, первый помощник капита на БМРТ «Константин Фо- мченко» объединения «Мурманрыбг.ром». Пришли ответы «Листок гласности... для служебного пользования» В ОТ УЖЕ БОЛЕЕ ГОДА в Мурманском траловом флоте выходит «Листок глас ности», издаваемый профсо юзным комитетом. Однако не всем руководителям нравится критика, которая звучит с его страниц. Об этом и шла речь в заметке «Листок гласности... для служебного пользования» («РМ» № 3, 20 января). «Бюро парткома, одобрив работу профкома по расши рению гласности, информиро ванности моряков о событиях, происходящих на флоте и в профсоюзной жизни, обратило внимание начальника отдела коммуниста А. А. Пономарева на недопустимость проставле ния грифа «Для служебного пользования» на «Листке глас ности». Начальнику флота Г. В. Тиш- кову рекомендовано обеспе чить регулярное информиро вание работников о хозяйст венной деятельности предпри ятия и мерах по раззитию со циальной сферы. Бюро парткома поручило председателю профкома Б. А. Алексееву усилить контроль ча качеством подготовки «Лист ков гласности». Н. ТРОПИН, секретарь парткома М ур манского тралового флота». На эту корреспонденцию получен также ответ от пер вого секретаря Октябрьского райкома КПСС А. Н. Кравчен ко. О наболевшем «Берегите капитанов» П О Д ТАКИМ ЗАГОЛОВКОМ несколько лет назад в пе- Л чати появилась статья и развернулась широкая дискус сия. Обсуждались несоразмерность физических возможно стей и должностных обязанностей руководителей судовых экипажей. Ответом на публикации явилось решение отрасле вого ЦК профсоюза и Министерства рыбного хозяйства СССР о назначении капитанам пенсии по возрасту в 55 лет. То есть условия их работы признаны экстремальными. Но, когда па очередном совещании по безопасности мореплава ния у нас в Мурманске представитель министерства упомя нул об этом, как об очередной заботе аппарата управления о плавсоставе, он не нашел поддержки. «Это нас не касает ся!» — прозвучала реплика из зала. Дело в том, что для се верян вышеупомянутое решение действительно ничего не из менило. Волее 20 лёт, уже пользуясь северной льготой, они при желании могут уйти на отдых в возрасте 55 лет. Теперь же произошла как бы нивелировка в оценке труда всех капи танов, уравниловка. Ч ЕМ ЭТО ОБЪЯСНИТЬ? Неужели тем, что пе рестали сказываться на орга низм человека условия жиз ни на Севере, или труд капи тана, работающего за Поляр ным кругом, не отличается экстремальностью? Однако вряд ли кто возьмется ут верждать подобное. Льготы, как известно, никто не отме нял, а условия работы в се верных широтах безопасны ми не назовешь. Не улучши лись они и по сравнению с другими бассейнами. Флот «Севрыбы» послед ние 10 лет можно встретить практически в любом про мысловом районе, но случаи гибели судов наблюдались только в районах Крайнего Севера (БМРТ «Северомор ский комсомолец», РТ «Мет- рострой», СРТ «Печорец», «Саку»). Впрочем, перечень их невелик, и поэтому для убедительности наших аргу ментов воспользуемся архи вом данных автоматизирован ных систем управления (АСУ) Северного бассейна. Численный состав капита нов составляет 22,7 процен та от общего числа судово дителей па бассейне. v При чем принято считать их на иболее защищен™ми от профессиональных ошибок. Тем не менее па капитанах лежит бремя ответственности за 66,2 процента аварийных случаев. связанных с дея тельностью судоводителей. В то же время младшие по мощники капитанов в возра сте до 40 лет, согласно ста тистике, обладают завидной надежностью в работе. Со ставляют они примерно по ловину всех судоводителей па бассейне и признаны ви новными только в 14,8 про цента аварийных случаев. Налицо парадокс: опыт не защищает от профессиональ ных ошибок. Данный фено мен объясняется существую щей практикой определения основного виновника по ре зультатам расследования.; «Крайним» в подавляющем* большинстве случаев назы вают капитана, обеспечиваю щего контроль за безопас ностью плавания. «Мальчик для битья» — такая злая шутка ходит среди специали стов флота о предназначении капитана. Вполне естествен но, что тот, не доверяя сво им помощникам, вынужден по 18 часов в сутки не поки дать мостик. Спрашивается, может ли человек продолжительное время выдержать подобную работу на износ? Пока мо лод, оказывается, может. Примерно до 45-летнего воз раста за счет накопления знаний и опыта надежность капитанов в предупреждении аварийных ситуаций возра стает. Затем количество оши бок увеличивается. Так, на бассейне ежегодно допускает аварийность каждый сорок седьмой капитан в возрасте от 40 до 50 лет. К 55 годам количество аварийщиков среди них увеличивается на 10,5 процента.; Знания и опыт уже не способны ком пенсировать снижение физи ческих возможностей чело века. Впрочем, некоторые таких нагрузок просто не выдерживают.; Летом прошлого года по делам зашел как-то я в службу мореплавания «Сев рыбхолодфлота», Там гото* . вили людей и посыльный катер. У входа в Кольский залив предстояло снять с транспорта тело капитана Л. Он ушел из жизни в воз расте 52 лет. «При исполне нии служебного долга», — позже прочитал я в некроло ге. Единичный ли этот слу чай? Отнюдь. Только в про шлом году в Мурманском траловом флоте в возрасте до 55 лет ушли из жизни три капитана. В санитарном паспорте каждого из них имелось заключение врачеб ной комиссии: «Для работы в качестве судоводителя го ден». По-видимому, из этого пора делать соответствую щие выводы. Тем более что за примером далеко ходить не надо. На рудниках комби ната «Апатит» рабочим ус тановлен пенсионный воз раст — 50 лет. В отличие от рыбаков у горняков при няты во внимание и экстрен мальность работы по специ альности, и разрушительное влияние на организм чело века сурового климата Се вера. Хотелось бы надеяться, что народные депутаты по заботятся и о наших капита нах. Пусть примут это как наказ. В. миколюк, наш внешт. корр. Будни ская Ч [ТОБЫ НЕ СГЛАЗИТЬ, слова эти вслух не по вторяю п не говорю, а толь ко отстукиваю па бумаге. (Она ведь терпеть может луч ше человека.) Но это сказа но капитаном Владимиром Сергеевичем Хромылевым ' в несколько иной интерпрета ции: «Демидовская меня никогда не подводила...; Сколько на ней ни рабо таю...». — Наверное, ее изучил, как дом родной? — В общем-то, да! II по чему я сюда сразу не по шел, а подался на Рыбачью? (Демидовская и Рыбачья — это банки, знакомые рыба кам.) — И вслух рассужда ет: — Да потому, что всем судам сказали идти туда. Вот и залезли в долг за пер вую декаду! Какое место у пас будет по группе? Навер ное, последнее... — Тринадцатое! — отве чаю ему. — Правильно! А в группе ПСТ всего тринадцать еди ниц, — и хмурится. 11 января 1989 года. С мостика звонит старпом Д. М. Горецкий: . — Идите посмотрите, ка кие показатели пишет наш прибор. «Наш прибор» — это по исковая аппаратура фирмы «Симрад», или, как его штурманы называют, «цвет ник», потому что изображе ние цветное, как на экране телевизора, только более контрастное и четко сфоку сированное. На нем вместо штрихов и спичек, которые отмечались на Рыбачьей, — сплошная гряда красных штрихов и светло-желтых. Показания хорошие. Капитан прикидывает из опыта: — При таких показаниях за траление набирается цент ральный отсек рыбы. — Сколько это? — Считается, четыре тон ны. Работая первую декаду, мы, в общем-то, за сутки на бирали около трех, а быва ло и поменьше (если в тон нах, конечно). Подняли трал. Все совпа дает. Мастер обработки Н. Смирнов докладывает: — Полный отсек получил ся, 97 процентов трески. Подъем — около трех-че- тырех тонн трески. Моряки, обработчики судна, опре;% 1 я- ют улов слэигом: «Около де ла». По моему мнению, он не только «около дела», а самое настоящее «нормаль ное дело», и в пятом рейсе это был первый хороший улов, да и вообще перв_ый хороший улов в 1989 году, потому что работаем с нача ла нового года. Но как бы его ни оценивать, расписание подвахт необходимо напеча тать сразу, что и сделали с технологом. Расписание про стое, подписанное капитаном и согласованное с предсудко- ма А. Ф . Зенкииым: не не сущие вахту выходят на под- вахты по два раза, все несу щие вахту — один раз. На вечернем совете капи тан сообщает об улове и о том, что обнаружены пока зания, имеющие промысло вое значение. Руководителем нашего отрядного совета В. М . Каменевым информа ция принята, как шок — он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz