Рыбный Мурман. 1989 г. Апрель.

4 Ml! и J и экономика: Пятидневка.* «за» и «против» ЖЕ НЕ ПЕРВЫЙ ГОД Первое. Для оплаты вто- ** стоит вопрос о пяти­ дневной рабочей неделе для плавсостава. Казалось бы, что здесь думать. Ведь нет, наверное, в стране других специалистов, которые бы, как моряки рыбопромысло­ вого флота, работали в таких архисложных условиях: по пять месяцев 12 часов в день, без выходных и празд­ ников, без возможности хотя бы шесть часов в сутки спать без перерыва. При двухсменной работе продол­ жительность рабочей недели составляет 84 часа, за месяц — 360, рого выходного дня иеоохо- димо иметь сумму в преде­ лах 25 тысяч рублей. Вот и пусть экипаж сам себе ее за­ рабатывает. То ли это бу­ дет сверхплановая прибыль, то ли экономия материаль­ ных ресурсов, расход кото­ рых зависит от экипажа. В этом случае отдыхать больше будут те, кто больше и лучше работает. Справед­ ливо? Несомненно. А тем, кто работал в течение рейса плохо (я имею в виду весь экипаж), второй выходной день не предоставлять. Этим самым будет обеспечено не- Резервы-в простоях В соответствии с сПоло­ жением об оплате труда эки­ пажей промысловых судов на 1988— 1990 годы» эки­ пажам выплачивается над­ бавка за работу сверх нор­ мального рабочего времени в размере 45 процентов долж­ ностного оклада. Однако это только на бумаге. Фактиче­ ски при определении сдель­ ных расценок па один коэф­ фициент расчетной (приве­ денной) продукции размер доплат составляет 37,8 про­ цента. И вот когда встал воп­ рос о пятидневке, то сразу же было заявлено, что про­ цент переработки будет снн- жен или количество членов экипажа будет сокращено (при сокращенных уже эки­ пажах).; Пока эти два момен­ та взяты за основу в «Мур- манрыбпроме». Позиция профсоюзного комитета объединения вызы­ вает, по меньшей мере, удив­ ление. Он даже не хочет со­ общить условия перехода на пятидневку, которые приво­ дятся в письме ЦК профсою­ за рыбаков по этому вопро­ су.; Более того, даже инфор­ мация о существовании та­ кого письма не доведена до плавсостава. Может быть, профком ре­ шил поступить так же, как в феврале 1988 года, когда на профсоюзной конферен­ ции включили в колдоговор положение о том, что при заходе в инпорт выплачива­ ется 50 процентов причи­ тающейся валюты. Уж такая «забота» была проявлена об экипажах, что, как говорит­ ся, дальше некуда. Вот и сейчас есть опасения, что внесут в колдоговор такое положение о пятидневке, что захочется перейти на семи­ дневку.- А ведь есть несколько простых решений. обходимое превышение тем­ пов роста производительно­ сти над заработной платой. Второе. Предоставлять второй выходной день чле­ нам экипажа без дополни­ тельной оплаты. Работают же береговые работники по пять дней в педелю, а два отдыхают. При сдельной си­ стеме заработной платы по­ лучают то, что заработали, и не просят дополнительной оплаты за выходные. Я думаю, что меня под­ держат многие — второй выходной в неделю плавсо­ ставу нужен обязательно, особенно тем, для кого рабо­ та в море — профессия. Введение пятидневной ра­ бочей недели для плавсоста­ ва — вопрос больше поли­ тический, социальный, чем экономический. И если под­ ходить с этих позиций, то ни­ каких снижений заработка у плавсостава произойти не должно. А те деньги, что пойдут на оплату второго выходного дня, составят для нашего экипажа всего-навсе­ го не более 10 процентов сверхплановой прибыли. Или еще пример. Про­ стояли мы в последнем рей­ се в ожидании выгрузки 2,2 суток. А каждые сутки мы выпускали продукции на сумму свыше тридцати ты­ сяч рублей, т. е потери толь­ ко от простоя превышают необходимую сумму для оплаты второго выходного дня всему экипажу в течение всего года. И не мы одни простояли в ожидании вы­ грузки. Может быть, здесь стоит поискать резервы для оплаты второго выходного дня плавсоставу? В. ТАГИНЦЕВ, первый помощник капита­ на БМРТ «Константин Фо- мченко» объединения «Мурманрыбг.ром». Пришли ответы «Листок гласности... для служебного пользования» В ОТ УЖЕ БОЛЕЕ ГОДА в Мурманском траловом флоте выходит «Листок глас­ ности», издаваемый профсо­ юзным комитетом. Однако не всем руководителям нравится критика, которая звучит с его страниц. Об этом и шла речь в заметке «Листок гласности... для служебного пользования» («РМ» № 3, 20 января). «Бюро парткома, одобрив работу профкома по расши­ рению гласности, информиро­ ванности моряков о событиях, происходящих на флоте и в профсоюзной жизни, обратило внимание начальника отдела коммуниста А. А. Пономарева на недопустимость проставле­ ния грифа «Для служебного пользования» на «Листке глас­ ности». Начальнику флота Г. В. Тиш- кову рекомендовано обеспе­ чить регулярное информиро­ вание работников о хозяйст­ венной деятельности предпри­ ятия и мерах по раззитию со­ циальной сферы. Бюро парткома поручило председателю профкома Б. А. Алексееву усилить контроль ча качеством подготовки «Лист­ ков гласности». Н. ТРОПИН, секретарь парткома М ур ­ манского тралового флота». На эту корреспонденцию получен также ответ от пер­ вого секретаря Октябрьского райкома КПСС А. Н. Кравчен­ ко. О наболевшем «Берегите капитанов» П О Д ТАКИМ ЗАГОЛОВКОМ несколько лет назад в пе- Л чати появилась статья и развернулась широкая дискус­ сия. Обсуждались несоразмерность физических возможно­ стей и должностных обязанностей руководителей судовых экипажей. Ответом на публикации явилось решение отрасле­ вого ЦК профсоюза и Министерства рыбного хозяйства СССР о назначении капитанам пенсии по возрасту в 55 лет. То есть условия их работы признаны экстремальными. Но, когда па очередном совещании по безопасности мореплава­ ния у нас в Мурманске представитель министерства упомя­ нул об этом, как об очередной заботе аппарата управления о плавсоставе, он не нашел поддержки. «Это нас не касает­ ся!» — прозвучала реплика из зала. Дело в том, что для се­ верян вышеупомянутое решение действительно ничего не из­ менило. Волее 20 лёт, уже пользуясь северной льготой, они при желании могут уйти на отдых в возрасте 55 лет. Теперь же произошла как бы нивелировка в оценке труда всех капи­ танов, уравниловка. Ч ЕМ ЭТО ОБЪЯСНИТЬ? Неужели тем, что пе­ рестали сказываться на орга­ низм человека условия жиз­ ни на Севере, или труд капи­ тана, работающего за Поляр­ ным кругом, не отличается экстремальностью? Однако вряд ли кто возьмется ут­ верждать подобное. Льготы, как известно, никто не отме­ нял, а условия работы в се­ верных широтах безопасны­ ми не назовешь. Не улучши­ лись они и по сравнению с другими бассейнами. Флот «Севрыбы» послед­ ние 10 лет можно встретить практически в любом про­ мысловом районе, но случаи гибели судов наблюдались только в районах Крайнего Севера (БМРТ «Северомор­ ский комсомолец», РТ «Мет- рострой», СРТ «Печорец», «Саку»). Впрочем, перечень их невелик, и поэтому для убедительности наших аргу­ ментов воспользуемся архи­ вом данных автоматизирован­ ных систем управления (АСУ) Северного бассейна. Численный состав капита­ нов составляет 22,7 процен­ та от общего числа судово­ дителей па бассейне. v При­ чем принято считать их на­ иболее защищен™ми от профессиональных ошибок. Тем не менее па капитанах лежит бремя ответственности за 66,2 процента аварийных случаев. связанных с дея­ тельностью судоводителей. В то же время младшие по­ мощники капитанов в возра­ сте до 40 лет, согласно ста­ тистике, обладают завидной надежностью в работе. Со­ ставляют они примерно по­ ловину всех судоводителей па бассейне и признаны ви­ новными только в 14,8 про­ цента аварийных случаев. Налицо парадокс: опыт не защищает от профессиональ­ ных ошибок. Данный фено­ мен объясняется существую­ щей практикой определения основного виновника по ре­ зультатам расследования.; «Крайним» в подавляющем* большинстве случаев назы­ вают капитана, обеспечиваю­ щего контроль за безопас­ ностью плавания. «Мальчик для битья» — такая злая шутка ходит среди специали­ стов флота о предназначении капитана. Вполне естествен­ но, что тот, не доверяя сво­ им помощникам, вынужден по 18 часов в сутки не поки­ дать мостик. Спрашивается, может ли человек продолжительное время выдержать подобную работу на износ? Пока мо­ лод, оказывается, может. Примерно до 45-летнего воз­ раста за счет накопления знаний и опыта надежность капитанов в предупреждении аварийных ситуаций возра­ стает. Затем количество оши­ бок увеличивается. Так, на бассейне ежегодно допускает аварийность каждый сорок седьмой капитан в возрасте от 40 до 50 лет. К 55 годам количество аварийщиков среди них увеличивается на 10,5 процента.; Знания и опыт уже не способны ком­ пенсировать снижение физи­ ческих возможностей чело­ века. Впрочем, некоторые таких нагрузок просто не выдерживают.; Летом прошлого года по делам зашел как-то я в службу мореплавания «Сев­ рыбхолодфлота», Там гото* . вили людей и посыльный катер. У входа в Кольский залив предстояло снять с транспорта тело капитана Л. Он ушел из жизни в воз­ расте 52 лет. «При исполне­ нии служебного долга», — позже прочитал я в некроло­ ге. Единичный ли этот слу­ чай? Отнюдь. Только в про­ шлом году в Мурманском траловом флоте в возрасте до 55 лет ушли из жизни три капитана. В санитарном паспорте каждого из них имелось заключение врачеб­ ной комиссии: «Для работы в качестве судоводителя го­ ден». По-видимому, из этого пора делать соответствую­ щие выводы. Тем более что за примером далеко ходить не надо. На рудниках комби­ ната «Апатит» рабочим ус­ тановлен пенсионный воз­ раст — 50 лет. В отличие от рыбаков у горняков при­ няты во внимание и экстрен мальность работы по специ­ альности, и разрушительное влияние на организм чело­ века сурового климата Се­ вера. Хотелось бы надеяться, что народные депутаты по­ заботятся и о наших капита­ нах. Пусть примут это как наказ. В. миколюк, наш внешт. корр. Будни ская Ч [ТОБЫ НЕ СГЛАЗИТЬ, слова эти вслух не по­ вторяю п не говорю, а толь­ ко отстукиваю па бумаге. (Она ведь терпеть может луч­ ше человека.) Но это сказа­ но капитаном Владимиром Сергеевичем Хромылевым ' в несколько иной интерпрета­ ции: «Демидовская меня никогда не подводила...; Сколько на ней ни рабо­ таю...». — Наверное, ее изучил, как дом родной? — В общем-то, да! II по­ чему я сюда сразу не по­ шел, а подался на Рыбачью? (Демидовская и Рыбачья — это банки, знакомые рыба­ кам.) — И вслух рассужда­ ет: — Да потому, что всем судам сказали идти туда. Вот и залезли в долг за пер­ вую декаду! Какое место у пас будет по группе? Навер­ ное, последнее... — Тринадцатое! — отве­ чаю ему. — Правильно! А в группе ПСТ всего тринадцать еди­ ниц, — и хмурится. 11 января 1989 года. С мостика звонит старпом Д. М. Горецкий: . — Идите посмотрите, ка­ кие показатели пишет наш прибор. «Наш прибор» — это по­ исковая аппаратура фирмы «Симрад», или, как его штурманы называют, «цвет­ ник», потому что изображе­ ние цветное, как на экране телевизора, только более контрастное и четко сфоку­ сированное. На нем вместо штрихов и спичек, которые отмечались на Рыбачьей, — сплошная гряда красных штрихов и светло-желтых. Показания хорошие. Капитан прикидывает из опыта: — При таких показаниях за траление набирается цент­ ральный отсек рыбы. — Сколько это? — Считается, четыре тон­ ны. Работая первую декаду, мы, в общем-то, за сутки на­ бирали около трех, а быва­ ло и поменьше (если в тон­ нах, конечно). Подняли трал. Все совпа­ дает. Мастер обработки Н. Смирнов докладывает: — Полный отсек получил­ ся, 97 процентов трески. Подъем — около трех-че- тырех тонн трески. Моряки, обработчики судна, опре;% 1 я- ют улов слэигом: «Около де­ ла». По моему мнению, он не только «около дела», а самое настоящее «нормаль­ ное дело», и в пятом рейсе это был первый хороший улов, да и вообще перв_ый хороший улов в 1989 году, потому что работаем с нача­ ла нового года. Но как бы его ни оценивать, расписание подвахт необходимо напеча­ тать сразу, что и сделали с технологом. Расписание про­ стое, подписанное капитаном и согласованное с предсудко- ма А. Ф . Зенкииым: не не­ сущие вахту выходят на под- вахты по два раза, все несу­ щие вахту — один раз. На вечернем совете капи­ тан сообщает об улове и о том, что обнаружены пока­ зания, имеющие промысло­ вое значение. Руководителем нашего отрядного совета В. М . Каменевым информа­ ция принята, как шок — он

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz