Рыбный Мурман. 1989 г. Апрель.
А Мнение народного депутата СССР 1 v ' т т " ш щ П РАКТИЧЕСКИ СО ВСЕХ Р А Й О Н О В П РОМЫ СЛ А сейчас идет лтасса радиограмм от экипажей судов бас сейновых объединений в адрес правительства, министерства. Рыбаки требуют социальной справедливости, они хотят до стойной оплаты, условий труда, отдыха как в море, так и на берегу.- Именно об этом шла речь 29 марта па очередном заседа нии ЦК отраслевого профсоюза. В нем -приняли участие матросы, капитаны, руководители управлений министерства. Госплана, Госкомтруда СССР. . Обсуждались «Основные положения оплаты труда плав состава». но разговор вышел далеко за рамки только зар платы. На президиуме представители плавсостава выдвигали вот такие требования. ты штабов промрайонов. Бурный рост количества этих управленцев, а также всевозможных флагманских специалистов происходил во преки необходимости, по требностям рыбаков, далее вопреки здравому смыслу. Этот процесс шел потому, что длительное время в ми нистерстве, главках, ВРПО. теперь БПО. стояли и стоят некомпетентные в вопросах рыболовства руководители. И О Р я к д о с т о и н ЛУЧШЕЙ ю л ЭКОНОМ И ЧЕСКИЕ . Сда вать на судоремонтные пред приятия только те работы, которые нельзя выполнить силами экипажа; полностью удовлетворять заявки судов на снабжение и топливо; дать возможность экипажам продавать за рубеж 3 0— 40 тонн сверхплановой рыбы на технужды судов; узаконить комплексную обработку су дов в море. СОЦИАЛ ЬНЫ Е . Преду смотреть наличие не более 120 сверхурочных часов в месяц; размер переработки должен составлять 100 про центов (в настоящее время — 45 и 60); ввести класс ность старшим мастерам и Атастерам добычи; повысить им оплату на 20 процентов; восстановить оплату рыба кам за выслугу лет; оплачи вать ночные работы с уче том вредных условий труда; во время простоев судна по не зависящим от экипажа причинам доплачивать эки пажу до среднего заработка; рыбак, отходивший в море 12,5— 15 лет (по типу суд на), на любом отрезке своей жизни, должен иметь право уйти на пенсию и получать ее в максимальном размере; полярные надбавки и район ный коэффициент следует исчислять с 450 рублей (сей час с 300), а впоследствии снять «потолки». Все эти и другие мнения легли в основу нового поло жения. которое предстоит утвердить Совету Министров СССР. Я Д УМ АЮ , ЧТО РЫ БА КИ ПОНИМ АЮ Т : для того, чтобы все наши поже лания не остались на бума ге, нужны деньги, и нема лые. примерно 150 .миллио нов. Но. как известно, дефи цит государственного бюд жета составляет более 100 миллиардов рублей. Откуда н^е взять необходимые суб сидии? За счет чего в корне изменить условия труда, бы та, отдыха? А то. что моря ки заслужили своей отваж ной работой лучшей доли, — тут другой точки зрения быть не может. Считаю. можно найти средства. Они есть, лежат, как говорится, на поверхности. Я имею в виду прежде всего низкий уровень управления флотами. Кто бы подсчитал, сколько средств уплыло в никуда по причине простоев судов. Треску раздается мно го по поводу комплексной об работки судов в море. А где она? Только в отчетах. Бере говые службы привыкли мыслить рутинно, с аплом бом, мол. рыбак все стер пит. Так вот о комплексной обработке. Ни для кого не секрет, что подвыгрузки су дов или, как окрестили их, «пайки» выливаются бук вально в мытарства для ры баков. Они влекут за собой частое открывание трюмов, где резко повышается темпе ратура. Продукция не раз перекантовывается экипа жем в доступные места на верх. дабы не заблокировать ее новой, только что пзготов- лениoii продукцией. От лишней перекантовки ящики рвутся, слипаются, вполне понятно, это ухудша ет их товарный вид. Оттай- ки трюмов положены посде каждой выгрузки, но их, как и помывок трюма рыбму- ки, во время рейса почти ни когда не бывает. Монолит льда на рефтрубах зачастую такой массивный, что его метлой не сметешь. Разуме ется, отдача холода от тру бы в трюм через этот моно лит самая минимальная. О каком качестве, какой про изводительности может идти речь в этих условиях? И так — в течение всего рейса. Возникает вопрос: кто же должен оплачивать перекантовку продукции? Спросить не с кого. Попро буйте ие заплатить докеру в поргу — он свое потребу ет. А, выходит, моряк — существо бесправное? Уве рен, здесь явные крупные просчеты береговых руково дителей, которые валят свои промахи на рыбаков. Схожая картина и с му кой. Мы вынужденно (вы мученно!). чтобы не залечь в дрейф, выдираем ее из трю ма на открытую часть палуб, где она по ТОО и более тонн хранится по 3 — 4 месяца. Тара обесцвечивается, эти кетки смываются, мука, как ее ни укрывай, втягивает в себя влажность, создается от личная среда для разведения мучного жука. Сдать ее не так-то просто, ну а если контролирующие органы про явят бумажную принципиаль ность. то (конечно же!) на кажут изготовителей. Да мы и без инспекции знаем, что это — наруше ние. А что делать? Ложить ся в дрейф? Ждать милости от береговых служб? Не до ждешься. Вот и приходится морякам рисковать. Флоты— изготовнтели про дукции. несут колоссальные потери от этих «паек» даже тогда, когда суда не лежат в дрейфе, а обрабатываются «пайками», извечными от влечениями то на бункеров ку. то на снабжение..;.; В про шлом году за превышение сроков реализации тралфлот понес убытки в сумме 500 тысяч рублей. Это — те деньги, которые мы, изыски вая на повышение зарплаты, теряем в море. Тщетно ду мать об улучшении качества, росте производства, если не сведем к нулю такие цифры. И не рыбаки злостные бра коделы, а те, кто в основу своей работы взял выгрузки «пайками», загоняя тем са мым рыбаков в угол. Пото му-то и участились радио граммы с моря, подобные РДО из Ц В А , от 28 марта. Пусть каждый честно за нимается своим делом; уп равленцы — грамотно уп равлять и толково организо вывать производство, а ры бак — как поймать рыбу и лучше ее обработать, исполь зуя силы и ценное время на дело, а не на бессмысленную перекантовку продукции. Вот где нужна настоящая перестройка. И правы рыба ки, предъявляя крупный счет министерству, «Севры- бе». Ясно же, что показате ли работы как в целом по Минрыбхозу, так и по Север ному бассейну снижаются, падает трудовая дисципли на, дисциплина исполнения. Но, как мне кажется, это мало заботит руководителей отрасли, которые больше пе кутся только о своем благо получии. Иначе чем объяс нить сокращение штатов на судах, но одновременно раз дувание аппарата БПО. Это — далеко не перестроечная организация, скорее, бюро кратическая контора с колос сальным количеством ни за что не отвечающих людей. Сменили вывеску — ВРПО на БПО, а суть-то — адми нистративно-командная — осталась. Об экономических методах управления идут по ка только разговоры. И пра вильное решение, считаю, принял Минрыбхоз о реорга низации в течение этого го да бассейновых объедине ний. Да и само министерст во будет сокращено еще на 40 процентов. Хочется на деяться, что так и будет, а высвобожденные деньги пой дут рыбакам. Вести политику сокраще ния многотысячного в систе ме М Р Х управленческого ап парата следует, по-моему, радикальнее, не останавлива ясь на полпути. Я имею в ви ду. к примеру, раздутые шта- Онн не сумели вовремя со риентироваться и предусмот реть новые условия между народного рыболовства, где не бюрократия, а мощь су дов. автоматизация обработ ки рыбы, привлекательность продукции, комплексная об работка и техническое со стояние судов определяют прогресс. Вот куда нужно было фокусировать внимание и деньги, а не разбазаривать их на раздувание различных штабов, БПО. Ведь ни одна страна мира не имеет тако го обилия чииовников-управ- ляющнх в море. Я постоянно хожу в море вот уже два десятка лет и вижу, знаю: все хорошее, что достигнуто на флоте. — это заслуга экипажей, а не каких-то штабов. Введение этого «института» — глубо ко ошибочно. Эта порочная практика разлагает русскую морскую школу, созданную Петром I и адмиралом Ма каровым. размывает само стоятельность экипажей, ка питана. За что отвечают штабники? Ни за что. А ка питан? За все и за всех. Чуть что — его снимают, с него спрос в первую очередь. Уверен, количество необхо димых специалистов на про мысле должен определять флот и платить им разумные деньги за конечный резуль тат работы. Сколько таких людей надо? Два — на чальника и экономиста, при чем начальником следует ставить действующего капи- тана-промысловика. Итак, манна с небес не упадет, надо уже сейчас (луч ше было бы, конечно, вче ра) резко сократить штаты, простои судов, ускорить ре монт кораблей. Вот тогда не придется просить у государст ва деньги. Надо их зарабо тать самим. И к тому же резко повысить ответствен ность каждого — и минист ра, и матроса. Здесь не тре буются капитальные вложе ния. В настоящее время остро стоит вопрос: быть или не быть БПО? Ответ тут одно значен: в таком виде, в ка ком оно существует пол года, — нет. Оно себя изжило, не успев встать на ноги. Ну а что дальше? Счи таю, сейчас каждому моря ку надо подать свои предло жения в «Рыбный Мурман»: объединяться ли флотам, или все предприятия должны быть самостоятельными, или создать рыбацкую ассоциа цию на Северном бассейне, или кооператив... Все это па- г до обсудить как можно бы стрее и. перестроившись, на конец-то вытащить наши флоты из долговых ям. Вре мя ие ждет. И еще о чем бы хотелось сказать особо — * о престиже нашей древней рыбацкой профессии. Согласимся, он упал. Зарплата, социальные условия не отвечают тому великому вкладу, который вносит рыбак в выполнение Продовольственной програм мы. Здесь двух мнений быть не может. Но, честно скажу, мы сами потеряли собствен ную гордость. Позволили унижать нас, а порой и рас таптывать человеческое до стоинство. Какими жалкими порой выглядим мы за границей (я уж ие говорю о количестве валюты) из-за различных за претов и инструкций, дейст вующих еще со времен Бе рии. Вот тут-то и должны ^ сказать своё веское словом предотавители Миирыбхоза за рубежом. Увы. они не всегда бывают на высоте.. Нередко искусственно нагне тают обстановку, вовремя не обеспечивают авансом, авто бусом, заказами, зато утом ляют инструкциями, создают государство в государстве. Капитанам предписывается, к примеру, приобретать про дукты только через «Совис- пан». Почему? Ведь качество товаров «Совиспана» стало низким, а цены очень высо кими. Это ограничение нуж но снять. Капитан должен сам выбирать, какой фирме отдать предпочтение. Думаю, что у каждого представителя министерст ва должна быть на руках сервисная книжка. Тогда бы экипажи давали им оценку, а ие наоборот, как делается сейчас. Уверен, резко повы сится любое обслуживание экипажей в инпортах и огром^ ные инвалютные средства не будут пропадать бесцельно. Д А, РЕЗЕРВОВ В Н АШ Е Й ОТРАСЛИ МНОГО . Надо их переосмыслить, переориентировать. Перестраи ваться следует всем — снизу доверху. Подчеркну: рыбак не хочет лишнего, он хочет получить свое, заработанное. И еще мы понимаем: завтра, ни с того ни с сего, благоденст вие не наступит, его могут приблизить дело и время. И как никогда, сейчас справедливо звучат для всех без исключения слова: «Бросьте громкие слова, засучите рукава!». Меня могут спросить; а что ты. народный депутат, можешь сделать сейчас для рыбаков? Отвечаю: па пленуме ЦК проф союза, о котором сказал выше, я. выдвинув ряд предложе ний, поддержал выступающих с их общей концепцией оздо ровления экономики, улучшения труда, отдыха рыбаков. И буду настойчиво на всех уровнях добиваться ее реализации. По от жизни отрываться не стану. Мой долг быть в гу ще всех событий, быть на промысле, среди рыбаков. Чтобы во время принятия в Верховном Совете или на съезде на родных депутатов тех или иных документов иметь на ру ках фактический материал и таким образом отстаивать ин тересы рыбаков. Народный депутат должен быть среди на рода — вот такое мое мнение. Н. ГУЦКАЛОВ, капитан-директор БАТ «Маршал Ере менко» Мурманского тралового флота, член президиу ма ЦК профсоюза работников рыбного хозяйства, на родный депутат СССР. 3? 28 апреля 1989 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz