Рыбный Мурман. 1989 г. Апрель.

А Мнение народного депутата СССР 1 v ' т т " ш щ П РАКТИЧЕСКИ СО ВСЕХ Р А Й О Н О В П РОМЫ СЛ А сейчас идет лтасса радиограмм от экипажей судов бас­ сейновых объединений в адрес правительства, министерства. Рыбаки требуют социальной справедливости, они хотят до­ стойной оплаты, условий труда, отдыха как в море, так и на берегу.- Именно об этом шла речь 29 марта па очередном заседа­ нии ЦК отраслевого профсоюза. В нем -приняли участие матросы, капитаны, руководители управлений министерства. Госплана, Госкомтруда СССР. . Обсуждались «Основные положения оплаты труда плав­ состава». но разговор вышел далеко за рамки только зар­ платы. На президиуме представители плавсостава выдвигали вот такие требования. ты штабов промрайонов. Бурный рост количества этих управленцев, а также всевозможных флагманских специалистов происходил во­ преки необходимости, по­ требностям рыбаков, далее вопреки здравому смыслу. Этот процесс шел потому, что длительное время в ми­ нистерстве, главках, ВРПО. теперь БПО. стояли и стоят некомпетентные в вопросах рыболовства руководители. И О Р я к д о с т о и н ЛУЧШЕЙ ю л ЭКОНОМ И ЧЕСКИЕ . Сда­ вать на судоремонтные пред­ приятия только те работы, которые нельзя выполнить силами экипажа; полностью удовлетворять заявки судов на снабжение и топливо; дать возможность экипажам продавать за рубеж 3 0— 40 тонн сверхплановой рыбы на технужды судов; узаконить комплексную обработку су­ дов в море. СОЦИАЛ ЬНЫ Е . Преду­ смотреть наличие не более 120 сверхурочных часов в месяц; размер переработки должен составлять 100 про­ центов (в настоящее время — 45 и 60); ввести класс­ ность старшим мастерам и Атастерам добычи; повысить им оплату на 20 процентов; восстановить оплату рыба­ кам за выслугу лет; оплачи­ вать ночные работы с уче­ том вредных условий труда; во время простоев судна по не зависящим от экипажа причинам доплачивать эки­ пажу до среднего заработка; рыбак, отходивший в море 12,5— 15 лет (по типу суд­ на), на любом отрезке своей жизни, должен иметь право уйти на пенсию и получать ее в максимальном размере; полярные надбавки и район­ ный коэффициент следует исчислять с 450 рублей (сей­ час с 300), а впоследствии снять «потолки». Все эти и другие мнения легли в основу нового поло­ жения. которое предстоит утвердить Совету Министров СССР. Я Д УМ АЮ , ЧТО РЫ БА ­ КИ ПОНИМ АЮ Т : для того, чтобы все наши поже­ лания не остались на бума­ ге, нужны деньги, и нема­ лые. примерно 150 .миллио­ нов. Но. как известно, дефи­ цит государственного бюд­ жета составляет более 100 миллиардов рублей. Откуда н^е взять необходимые суб­ сидии? За счет чего в корне изменить условия труда, бы­ та, отдыха? А то. что моря­ ки заслужили своей отваж­ ной работой лучшей доли, — тут другой точки зрения быть не может. Считаю. можно найти средства. Они есть, лежат, как говорится, на поверхности. Я имею в виду прежде всего низкий уровень управления флотами. Кто бы подсчитал, сколько средств уплыло в никуда по причине простоев судов. Треску раздается мно­ го по поводу комплексной об­ работки судов в море. А где она? Только в отчетах. Бере­ говые службы привыкли мыслить рутинно, с аплом­ бом, мол. рыбак все стер­ пит. Так вот о комплексной обработке. Ни для кого не секрет, что подвыгрузки су­ дов или, как окрестили их, «пайки» выливаются бук­ вально в мытарства для ры­ баков. Они влекут за собой частое открывание трюмов, где резко повышается темпе­ ратура. Продукция не раз перекантовывается экипа­ жем в доступные места на­ верх. дабы не заблокировать ее новой, только что пзготов- лениoii продукцией. От лишней перекантовки ящики рвутся, слипаются, вполне понятно, это ухудша­ ет их товарный вид. Оттай- ки трюмов положены посде каждой выгрузки, но их, как и помывок трюма рыбму- ки, во время рейса почти ни­ когда не бывает. Монолит льда на рефтрубах зачастую такой массивный, что его метлой не сметешь. Разуме­ ется, отдача холода от тру­ бы в трюм через этот моно­ лит самая минимальная. О каком качестве, какой про­ изводительности может идти речь в этих условиях? И так — в течение всего рейса. Возникает вопрос: кто же должен оплачивать перекантовку продукции? Спросить не с кого. Попро­ буйте ие заплатить докеру в поргу — он свое потребу­ ет. А, выходит, моряк — существо бесправное? Уве­ рен, здесь явные крупные просчеты береговых руково­ дителей, которые валят свои промахи на рыбаков. Схожая картина и с му­ кой. Мы вынужденно (вы­ мученно!). чтобы не залечь в дрейф, выдираем ее из трю­ ма на открытую часть палуб, где она по ТОО и более тонн хранится по 3 — 4 месяца. Тара обесцвечивается, эти­ кетки смываются, мука, как ее ни укрывай, втягивает в себя влажность, создается от­ личная среда для разведения мучного жука. Сдать ее не так-то просто, ну а если контролирующие органы про­ явят бумажную принципиаль­ ность. то (конечно же!) на­ кажут изготовителей. Да мы и без инспекции знаем, что это — наруше­ ние. А что делать? Ложить­ ся в дрейф? Ждать милости от береговых служб? Не до­ ждешься. Вот и приходится морякам рисковать. Флоты— изготовнтели про­ дукции. несут колоссальные потери от этих «паек» даже тогда, когда суда не лежат в дрейфе, а обрабатываются «пайками», извечными от­ влечениями то на бункеров­ ку. то на снабжение..;.; В про­ шлом году за превышение сроков реализации тралфлот понес убытки в сумме 500 тысяч рублей. Это — те деньги, которые мы, изыски­ вая на повышение зарплаты, теряем в море. Тщетно ду­ мать об улучшении качества, росте производства, если не сведем к нулю такие цифры. И не рыбаки злостные бра­ коделы, а те, кто в основу своей работы взял выгрузки «пайками», загоняя тем са­ мым рыбаков в угол. Пото­ му-то и участились радио­ граммы с моря, подобные РДО из Ц В А , от 28 марта. Пусть каждый честно за­ нимается своим делом; уп­ равленцы — грамотно уп­ равлять и толково организо­ вывать производство, а ры­ бак — как поймать рыбу и лучше ее обработать, исполь­ зуя силы и ценное время на дело, а не на бессмысленную перекантовку продукции. Вот где нужна настоящая перестройка. И правы рыба­ ки, предъявляя крупный счет министерству, «Севры- бе». Ясно же, что показате­ ли работы как в целом по Минрыбхозу, так и по Север­ ному бассейну снижаются, падает трудовая дисципли­ на, дисциплина исполнения. Но, как мне кажется, это мало заботит руководителей отрасли, которые больше пе­ кутся только о своем благо­ получии. Иначе чем объяс­ нить сокращение штатов на судах, но одновременно раз­ дувание аппарата БПО. Это — далеко не перестроечная организация, скорее, бюро­ кратическая контора с колос­ сальным количеством ни за что не отвечающих людей. Сменили вывеску — ВРПО на БПО, а суть-то — адми­ нистративно-командная — осталась. Об экономических методах управления идут по­ ка только разговоры. И пра­ вильное решение, считаю, принял Минрыбхоз о реорга­ низации в течение этого го­ да бассейновых объедине­ ний. Да и само министерст­ во будет сокращено еще на 40 процентов. Хочется на­ деяться, что так и будет, а высвобожденные деньги пой­ дут рыбакам. Вести политику сокраще­ ния многотысячного в систе­ ме М Р Х управленческого ап­ парата следует, по-моему, радикальнее, не останавлива­ ясь на полпути. Я имею в ви­ ду. к примеру, раздутые шта- Онн не сумели вовремя со­ риентироваться и предусмот­ реть новые условия между­ народного рыболовства, где не бюрократия, а мощь су­ дов. автоматизация обработ­ ки рыбы, привлекательность продукции, комплексная об­ работка и техническое со­ стояние судов определяют прогресс. Вот куда нужно было фокусировать внимание и деньги, а не разбазаривать их на раздувание различных штабов, БПО. Ведь ни одна страна мира не имеет тако­ го обилия чииовников-управ- ляющнх в море. Я постоянно хожу в море вот уже два десятка лет и вижу, знаю: все хорошее, что достигнуто на флоте. — это заслуга экипажей, а не каких-то штабов. Введение этого «института» — глубо­ ко ошибочно. Эта порочная практика разлагает русскую морскую школу, созданную Петром I и адмиралом Ма­ каровым. размывает само­ стоятельность экипажей, ка­ питана. За что отвечают штабники? Ни за что. А ка­ питан? За все и за всех. Чуть что — его снимают, с него спрос в первую очередь. Уверен, количество необхо­ димых специалистов на про­ мысле должен определять флот и платить им разумные деньги за конечный резуль­ тат работы. Сколько таких людей надо? Два — на­ чальника и экономиста, при­ чем начальником следует ставить действующего капи- тана-промысловика. Итак, манна с небес не упадет, надо уже сейчас (луч­ ше было бы, конечно, вче­ ра) резко сократить штаты, простои судов, ускорить ре­ монт кораблей. Вот тогда не придется просить у государст­ ва деньги. Надо их зарабо­ тать самим. И к тому же резко повысить ответствен­ ность каждого — и минист­ ра, и матроса. Здесь не тре­ буются капитальные вложе­ ния. В настоящее время остро стоит вопрос: быть или не быть БПО? Ответ тут одно­ значен: в таком виде, в ка­ ком оно существует пол года, — нет. Оно себя изжило, не успев встать на ноги. Ну а что дальше? Счи­ таю, сейчас каждому моря­ ку надо подать свои предло­ жения в «Рыбный Мурман»: объединяться ли флотам, или все предприятия должны быть самостоятельными, или создать рыбацкую ассоциа­ цию на Северном бассейне, или кооператив... Все это па- г до обсудить как можно бы­ стрее и. перестроившись, на­ конец-то вытащить наши флоты из долговых ям. Вре­ мя ие ждет. И еще о чем бы хотелось сказать особо — * о престиже нашей древней рыбацкой профессии. Согласимся, он упал. Зарплата, социальные условия не отвечают тому великому вкладу, который вносит рыбак в выполнение Продовольственной програм­ мы. Здесь двух мнений быть не может. Но, честно скажу, мы сами потеряли собствен­ ную гордость. Позволили унижать нас, а порой и рас­ таптывать человеческое до­ стоинство. Какими жалкими порой выглядим мы за границей (я уж ие говорю о количестве валюты) из-за различных за­ претов и инструкций, дейст­ вующих еще со времен Бе­ рии. Вот тут-то и должны ^ сказать своё веское словом предотавители Миирыбхоза за рубежом. Увы. они не всегда бывают на высоте.. Нередко искусственно нагне­ тают обстановку, вовремя не обеспечивают авансом, авто­ бусом, заказами, зато утом­ ляют инструкциями, создают государство в государстве. Капитанам предписывается, к примеру, приобретать про­ дукты только через «Совис- пан». Почему? Ведь качество товаров «Совиспана» стало низким, а цены очень высо­ кими. Это ограничение нуж­ но снять. Капитан должен сам выбирать, какой фирме отдать предпочтение. Думаю, что у каждого представителя министерст­ ва должна быть на руках сервисная книжка. Тогда бы экипажи давали им оценку, а ие наоборот, как делается сейчас. Уверен, резко повы­ сится любое обслуживание экипажей в инпортах и огром^ ные инвалютные средства не будут пропадать бесцельно. Д А, РЕЗЕРВОВ В Н АШ Е Й ОТРАСЛИ МНОГО . Надо их переосмыслить, переориентировать. Перестраи­ ваться следует всем — снизу доверху. Подчеркну: рыбак не хочет лишнего, он хочет получить свое, заработанное. И еще мы понимаем: завтра, ни с того ни с сего, благоденст­ вие не наступит, его могут приблизить дело и время. И как никогда, сейчас справедливо звучат для всех без исключения слова: «Бросьте громкие слова, засучите рукава!». Меня могут спросить; а что ты. народный депутат, можешь сделать сейчас для рыбаков? Отвечаю: па пленуме ЦК проф­ союза, о котором сказал выше, я. выдвинув ряд предложе­ ний, поддержал выступающих с их общей концепцией оздо­ ровления экономики, улучшения труда, отдыха рыбаков. И буду настойчиво на всех уровнях добиваться ее реализации. По от жизни отрываться не стану. Мой долг быть в гу­ ще всех событий, быть на промысле, среди рыбаков. Чтобы во время принятия в Верховном Совете или на съезде на­ родных депутатов тех или иных документов иметь на ру­ ках фактический материал и таким образом отстаивать ин­ тересы рыбаков. Народный депутат должен быть среди на­ рода — вот такое мое мнение. Н. ГУЦКАЛОВ, капитан-директор БАТ «Маршал Ере­ менко» Мурманского тралового флота, член президиу­ ма ЦК профсоюза работников рыбного хозяйства, на­ родный депутат СССР. 3? 28 апреля 1989 года рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz