Рыбный Мурман. 1989 г. Апрель.

1 С народным депутатом СССР командиром Мурман­ ского объединенного авиаотря­ да Юрием Ивановичем СОЛО- ДИЛОВЫМ беседует наш ко р ­ респондент Сергей Миронов. ПРИЗНАЮСЬ ЧЕСТНО; эт6 * * интервью с пристрастием. И не потому вовсе, что такиб люди всегда интересные со­ беседники... В прочем , все по п о р я д к у : у меня пона есть время для вос ­ п ом и на н и й . Вчера мы с ним со ­ зв о ни л и сь . Очень р а д уш н о о т ­ к л и к н у л с я : «Мне передали ва ­ ш у просьбу ...» И у ж совсем Неожиданно : «Когда вам удоб ­ ней?» Словом , церем ония до говора и м и н у ты не заняла . Н е пр и вы чн о даж е : б о л ьш и х н а ч а л ь н и ко в ча ­ ще у го в а р и в а т ь п р и х о д и т с я , а т у т не прос то р у ко в о д и те л ь , но еще и д е п у та т вы сш е го о р га н а власти . Хотя ... м о г ли Солодилов о т ­ ве ти ть иначе? П ренрасно по ­ м ню т о т д а л е ки й а п р е л ь , ногда он тольно п о я в и л с я в М у р м а н ­ с к о м авиао тряде . Я зы к а с ты й раб о чий люд м у с ­ сировал это собы тие в к у р и л ­ к а х . Р а с с ка зы в а л и обо всем : о том , что н о вы й н а ч а л ь н и к 37- го года р ож д е н и я ; был воен ­ ным л е т ч и ком ; ч то р у ко в о д ил в свое время П с к о в с к и м о т р я ­ дом ; работал в А р а в и и пило - т о м -и н с т р у к т о р о м . Но больш е все го недо ум енно «обсасывали» два ф а к та : с самым з а ур я д ны м мон тером здоровае тся за р у н у , а еще — о т ка за л с я о т с л уж е б ­ ной «Волги» . Ш ел восемьдесят в то ро й год... Но я п о к а не с к а ж у вам, Ю рий И ванович , что и мне до ­ велось рабо та ть в а э р о п о р т у в т у сам ую по р у , ко гд а р а зв а л и в ­ ш аяся э к о н о м и к а п р е д п р и я ти я вы н уж д а л а к л а с с н ы х с п е ц и а ­ ли с тов б еж а ть на соседний з а ­ вод «за к в а р т и р о й » . Я о ставлю про за па с к а в е р зны е во пр о сы : к а к теперь в с тр е ч аю т у вас в ы с о к и х на чал ьни ко в? — п р и в аш и х п р е дш е с т в е н н и к а х рабо ­ ч ую с толо в ую делили на два зала: один , с о бш а р п а н ны м и столами , для п р о с ты х см е р т ­ н ы х , д р у го й , с к р а с н ы м и с к а ­ те р к а м и и оф и ц и а н т кам и , — для н и х . Слово за вами , д еп у та т . — Если нельзя обойтись без этого интервью, напишите по­ меньше. А то неловко: рань­ ше, скажут люди, не высовы­ вался, а теперь во всех газе­ тах выступает. Я ведь ни о ка­ кой политической деятельнос­ ти не помышлял даже. — Но м еж д у тем ваш а п р о ­ грамм а п р и гл я н у л а с ь и зб и р а ­ телям : ш у т к а ли , з а п о л у ч и т ь на вы бора х свыш е 138 ты с я ч голосов . К аж е т с я , она н а зы в а ­ ется «Человек Севера»? — Да. — Но в ней ведь больше « соц и а л ь ны х на пр а вле ни й ме­ с т н о го ха р а к т е р а » , нежели за ­ д у м о к н а ро д но го д еп у та та СССР, полном о чи я и к р у г обя ­ за н но с те й но тор о го гораздо ш ире . — Согласен. Программа тре­ бует дополнений. Но тут, на мой взгляд, наша общая оп­ лошность: выборы надо было начинать не сверху вниз, а на­ оборот — с местных Советов. Тогда бы депутаты страны не получали наказов, адресован­ ных, без сомнения, тем, кого мы будем избирать по осени. Но дело сделано. И сейчас надо думать, как совместить чувство бесполезности и бес­ помощности угнетало посто­ янно. Я как-то предлагал й областном Совете создать еди­ ную диспетчерскую службу в Мурманске, предлагал желез­ нодорожникам, автотранспорт­ никам, морякам общую систе­ му контроля за своевремен­ ным выходом техники на маршрут. Такая служба позво­ лила бы оперативно вмеши­ ваться во всякие сбойные си­ туации. Допустим, закрыт с утра аэропорт — можно по­ звонить диспетчеру и преду­ предить, чтобы не скаплива­ лись тысячи людей в аэровок­ зале. Но автобусники заинте­ ресованы прежде всего в вы­ ручке, а не в удобствах пасса­ жиров. Наверное, потому идея, обсуждавшаяся на мно­ гих уровнях, поддержки не нашла. Но я все равно убежден: сегодня назрела необходи­ мость создать единое транс­ портное управление в области. В условиях регионального хоз­ расчета мысль вполне реаль­ ная. Сколько мы будем сето­ вать на узковедомственные ин­ тересы и притом ничего не предпринимать? Не хочу оправдываться, но Советы и жизнь 3 нас «Ил-86» и «Ту-204». — А ка н и е п е р с п е к т и вы у р ы б а к о в -к о л х о з н и к о в . ж и те л е й Терсно го бере га , до с и х пор л е т аю щ и х на с та ры х « а н н уш - ках»? — К сожалению, «Ан-28», ко ­ торый мы так давно ждем, оказался ненадежным. Я, как депутат, намерен поставить проблему пэред правительст­ вом и вести речь о создании в стране современных самоле­ тов для Севера. — Что ж , может, заодно , в ка че с тве на ка за . Вы знаете , к а к о твра ти те л ь но о б с л уж и в а ­ ю т н аш и х м о р я ко в в Ш ере ­ метьево-2 , ко гд а они с у т ка м и вы н уж д е ны ж д а ть вылета? А к а к в и н о с т р а н н ы х пор та х пред с та ви тельс тва А эроф лота обходятся с ры бакам и? А у н и ­ зи те л ь ны й т а м о ж е н ны й до ­ смотр ... Да здесь целы й к л у ­ б о к проблем под общ им на зва ­ нием «перелет». «Ры б ны й М у р ­ ман» у ж е не единож ды в ы с т у ­ пал, а и зм е нений слиш ком ма­ ло. — Могу пообещать через вас всем морякам: если у ме­ ня будут на руках конкретные факты и предложения, как и что необходимо улучшить, — а ваша газета может высту- Долги депутатские заботы областного уровня с решением общегосударствен­ ных проблем. Уверен , в сем у основа —* за ­ конод а тел ьс тво . А оно, к со ­ ж а л е н ию , д але ко не со в е рш е н ­ но . И я не имею в вид у д о к у ­ м ен ты , ко т о р ы е п р и н я ты в с та ­ родавние времена . Возьмите для п р им ер а з а к о н ы , п о я ви в ­ ш иеся сейчас , — о го с у д а р с т ­ венном п р е д п р и я ти и , о ко о п е ­ рации , о защ и те пр ав по треб и ­ телей — н е к о н н р е т ны , м н о го ­ словны , д о п у с к а ю т р а зл и чны е то л ко в а н и я . С та тус н а род но го д еп у та та т о ж е не с л иш ком весом лиш ь по той пр о с то й пр и ч и н е , что н и к а к и х ю р и д и ч е с к и х га р а н ти й нет. Думаю, и пассивность рай­ онных, городских властей проистекает не потому, что 6 исполкомах «окопались» ис­ ключительно бюрократы да лентяи, а от бесправия и без­ денежья. Сегодня лозунг «Вся власть — Советам!» надо бы уточнить: именно — местным. Опять же все это необходимо закрепить законодательно. Иначе дело просто не пойдет: без материально-экономиче­ ской базы дальше жить невоз­ можно. — Но о т к у д а ж е в зя ть эти деньги? — Установить систему сбо­ ров с организацией, располо­ женных на подведомственной территории. И методом отчис­ лений от доходов планово­ прибыльных предприятий — причем для справедливости — пропорционально численно­ сти работающих, — накапли­ вать общественные фонды для развития здравоохранения, транспорта, школ и т. д. Второй источник финансов — отдать всю землю, отме­ нив старые правовые акты, в ведение Советов. Рентой, ко ­ торую будут обязаны выплачи­ вать арендаторы, тоже можно заметно пополнить местные бюджеты. Есть, как мне думается, еще одна статья дохода. Представ­ ляете, если мы сократим мно­ гочисленное племя аппаратчи­ ков исполкомов. А нужен ли нам такой громоздкий депу­ татский корпус — количество «урезать» вдвое, а качество повысить. — Мне, к с т а т и , сейчас в спом нилось , что вы были де ­ п у та том обла с тно го р ан га . Са- ми-то м ож ете п о х в а с та ть а к ­ тивно с тью ? Солодилов на мгновение за­ думывается. Мне кажется, ему неприятен вопрос. Может, it правда, надо быть снисходи­ тельней: у этого человека по­ зади два месяца психологиче­ ского напряжения... Но он столь же ровно и тактично — вот уж выдержка! — отвечает на мой выпад. — К сожалению, вы правы: справедливости ради должен сказать, что свою задачу, бу­ дучи депутатом областного Со­ вета, видел в совершенствова­ нии работы воздушного тран­ спорта. Все, что намечали мы пять лет назад, выполнено. — Однако , Ю рий И ванович , вы н уж д е н зам е ти ть , что ваше заявление вряд ли «греет» тех , к т о собрался в о т п у с к . Очере­ ди за билетами не ум е н ьш аю т ­ ся. •— Да, проблема действи­ тельно до сих пор не решена. Но вина здесь не коллектива авиаотряда. Жаль, нО многие считают; главная беда в недо­ статочном количестве касс. А ведь истинная проблема кро ­ ется в нехватке кресел. Сего­ дня мы удовлетворяем спрос только на 50 процентов: 900 тысяч пассажиров отправляем ежегодно. Надо же — вдвое больше. Возможно это лишь за счет применения новых машин с меньшим удельным расходом топлива. Уже создан самолет на 220 пассажиров с расходом горючего 18—20 граммов на пассажиро-к^ло- метр. Я имею в виду «Ту-204». Для сравнения: у «сто пять­ десят четвертого» этот пока­ затель в три раза хуже — 60 граммов. А пока мы могли бы перейти на самолеты «Ил- 86», которые немного эконо­ мичней. Но... нуждается в ско ­ рейшей реконструкции взлет­ но-посадочная полоса. — Если п р а в ил ьн о поним аю , в б лиж айш ее время у л у чш е н и й не пред вид и тся . Н е уж ели и хваленое оборудование ти п а «Сирена-2» ничем не поможет? — Сейчас подобная аппара­ тура установлена в нескольких пунктах, вскоре появится еще в пяти. Конечно, это позволит сократить время на операци­ ях: не будут кассиры выписы­ вать билеты от руки, с по­ мощью «Сирены» можно «взять любое кресло» из любого го­ рода страны. Но вот какая за­ кавыка: новейшее оборудова­ ние лишило нас «монополии» на места из Мурманска, по­ скольку банки памяти нахо­ дятся теперь в Москве и Ле­ нинграде. — То есть ниче го у теш и те л ь ­ ного? — Ну зачем же так катего­ рично. С 1 апреля открыт рейс из Никеля до Ленин­ града. В этом же году, дума­ ем, полетит самолет из Ков- дора. В 90-м — «Ан-24» из Ло- возера, а затем «сто пятьде­ сят четвертый» из Кирозска. В 91-м рассчитываем на рейс Умба — Ленинград. Разве это не разгрузит Мурманский аэ­ ропорт? Ну а там и 1992—93 годы не за горами. Будут у пить информационным по­ средником, — я безотлагатель­ но обращусь к министру. — Обязательно во спол ь зуем ­ ся ваш им предлож ением . В про ­ чем, мы , н аж е тся , у в л е кл и с ь «ведомственным» диало гом . Д а ­ вайте р а сш и р им д иа па зон бе­ седы , если м ож но т а к вы р а ­ зи ть ся , до го с уд а р с тве нно го ... Несомненно , что ны н еш н я я Избирательная к ам п а н и я — зам е тны й ш а г на п у т и по л и ­ т и ч е с к о й реф ормы . Но досад ­ но, что З а ко н о вы б о ра х тож е не стал э талонным д о кум е н том . К а ки е и зм енения , на ваш взгляд , необходимы? Вот сейчас, когда я поймал на себе этот взгляд, мне вдруг подумалось: наверное, именно такие живые и участливые глаза должны покорять собе­ седника. —- Да-да, приплюсуйте к тем законам, которые перечислил, еще и о выборах. Ну разве справедливо, что мне, канди­ дату от территориального ок­ руга, пришлось встречаться бо­ лее чем с сотней тысяч чело­ век и завоевывать симпатии каждого — чтоб поверили и поддержали, а кандидату, ска­ жем, от профсоюзов, достаточ­ но убедить в своей правоте участников пленума. Нет, я не против представи­ тельства общественных орга­ низаций — пусть выдвигают. Но выборы должны быть пря­ мыми, как у кандидатов от «территории». А вот окружные собрания считаю ненужными: почему 500—600 представителей реша­ ют за всех. Это же замаски­ рованное ущемление демо­ кратических прав остальных избирателей. Вы, конечно, мо­ жете возразить: дескать, и так сколько вынуждены повторно голосовать. Ну а зачем, ска­ жите, устраивать бесконечные перевыборы? Мне кажется, лучше, если оба войдут в вер­ ховный орган власти на усло­ виях кандидатов и с правом совещательного голоса. Пусть работают год, выполняют свои программы. А потом избира­ тели без всякой агитации, а лишь по конкретному вкладу, оценили бы каждого. — Ю рий И ванович , наверное , нет смы сла н а пом и н а ть о том , что для реш ения ж и л ищ н о й проблемы у нас о сталось в за ­ пасе не т а к у ж м но го времени , но о к а к и х - т о зам е тны х изме ­ н е н и я х го в о р и ть п о ка не п р и ­ х о д и тся ... Ко гд а -то я т о ж е работал в А эроф лоте и помню , к а к ра с п и сы в ал и с ь в соб ствен ­ ной бе спом ощ но с ти ваш и пред ­ ш е с т в е н н и к и : н у о т к у д а в зя ть д е н ь ги , ра зводили о ни р у к а ­ ми . Чем ж е о бъ я сн и ть р а с т у ­ щ и е ны н е к а к гр и бы а эро ­ п о р то в с ки е дома? — Секрет очень прост: раз­ умное хозяйствование. Важно, не заглядывая в карман госу­ дарства, находить источники финансирования. Стыдно уми­ рать на богатстве от бесхозяй­ ственности, как салтыковские генералы, окруженные изоби­ лием, — от голода. Но раз уж мы о деньгах за­ говорили, не могу удержаться. Заработная плата с надбавка­ ми, пенсии северян — стали притчей во языцех. Ну, ска­ жите, нормально, что нашу с вами зарплату регулируют из Москвы? Ого. публично замахнулся де­ путат на святая святых, па тот самый хрущевский визит, урезавший мурманчанам «по- лярки». Мы настолько «зацентрали- зовались», что даже районные коэффициенты нам устанавли­ вают в столице. А ведь мест­ ным Советам куда видней: в Иоканге — одни климатиче­ ские условия, на Терском бе­ регу — другие, а в Мурман­ ске — третьи. Пора отдавать народу долги. Теперь о жилье. Еще не­ сколько лет назад на авиа­ предприятии десятки семей жили в бараках. Строили мы по-разному, иной раз исклю­ чительно благодаря настойчи­ вости и даже риску. Сегодня мы даем квартиры очередни­ кам восемьдесят четвертого года. — М ожет, поделитесь о п ы ­ том — специал ьно для флот­ с к и х колле ктивов? — Да не опыт здесь нужен, а желание помочь людям. Мы ведь тоже не от мудрости ве­ ликой предлагаем нашим пен­ сионерам самые разные ва­ рианты. Пожалуйста, догова­ ривайтесь в тех местах, где сохранились какие-то корни. И едут бывшие авиаторы в Слуцк, в Архангельск — пред­ приятие перечисляет деньги местным Советам, люди полу­ чают квартиры. Другой путь: в сорока кило­ метрах от Минска совместно с «Колэнерго» строим дом, первый, но не последний. 20 — 30 семей получат жилье там при условии, что сдадут здесь. Мне ка ж е т с я , подобное р е ­ ш ение проблемы в и н те ре са х всех северян . Наверное , необ ­ ходимо пр од ум а ть ц ел ую с и ­ стем у переселения ветеранов — с к о л ь к о ж е л а ю щ и х ! — а о свобождающ иеся к в а р т и р ы о тдавать молодым о че ред ни кам . И это не у т о п и я : заме тьте , что ж и л ь е на ю ге в два раза де ­ шевле, — это ре а л ь ны й п у ть : ведь там мы мож ем п о с тр о и ть к у д а больш е . Сейчас надо ве ­ сти серь е зны й р а з го в ор об о т ­ воде земель на ю ге П с ко в с ко й , Н о в город с кой , на севере Смо­ л е н с ко й областей . Зачем боль ­ шие города? Давайте к о м п л е к с ­ но ра звива ть п о сел ки . Ведь вполне по силам к р у п н ы м п р ед п р и я ти ям в о зрод и ть п о л у ­ п у с т ую д е р е в е н ь к у в средней полосе, ра зви ть там , с каж ем , а гр о ком п л е кс ... Но нужны центр единого за­ казчика и специальное строи­ тельное управление. — Н аш а беседа подходи т к к о н ц у , а у меня «на з а к у с н у » еще один щ е ко тл и вы й вопрос . Хотелось бы зн а ть мнение н а ­ родно го д еп у та та о соци ал ьной справедливо с ти : ведь, с о гл а с и ­ тесь, п о к а мы не уравняем м и н и с тр а и рабоче го в права х на л ь го ты , наше общество б у ­ дут ра зд ира ть , по см о трим п р а в ­ де в гла за , самые что ни на есть а н т а го н и с т и ч е с ки е п р о т и ­ воречия ... — Как ни горько, людьми сегодня движет зависть. Регу­ лятором должна быть только заработная плата в зависимос­ ти от вклада работника. Я про­ тив всяких «спец». Если бы народные депутаты,- большие руководители ездили по стра­ не в одном транспорте с ря­ довыми пассажирами, пита­ лись в том же самом буфе­ те, тогда б и авиарейсы по ­ явились дополнительные, и поезда стали чище, комфорт­ ней, и вокзалы уютней, опрят­ ней. Что ж, и этот долг необхо­ димо вернуть народу. * * * Вот и все, п ож ал уй ... В п р о ­ чем , ч у т ь не забыл . К а к и семь лет назад , Ю рий И ванович Со­ лодилов е зди т на р аб о ту тем ж е те сны м автобусом , что и мы с вами . Черная «Волга» — то л ь ко для сл уж еб н о го поль зо ­ вани я . рыбный мурман 28 апреля 1989 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz