Рыбный Мурман. 1989 г. Апрель.
1 С народным депутатом СССР командиром Мурман ского объединенного авиаотря да Юрием Ивановичем СОЛО- ДИЛОВЫМ беседует наш ко р респондент Сергей Миронов. ПРИЗНАЮСЬ ЧЕСТНО; эт6 * * интервью с пристрастием. И не потому вовсе, что такиб люди всегда интересные со беседники... В прочем , все по п о р я д к у : у меня пона есть время для вос п ом и на н и й . Вчера мы с ним со зв о ни л и сь . Очень р а д уш н о о т к л и к н у л с я : «Мне передали ва ш у просьбу ...» И у ж совсем Неожиданно : «Когда вам удоб ней?» Словом , церем ония до говора и м и н у ты не заняла . Н е пр и вы чн о даж е : б о л ьш и х н а ч а л ь н и ко в ча ще у го в а р и в а т ь п р и х о д и т с я , а т у т не прос то р у ко в о д и те л ь , но еще и д е п у та т вы сш е го о р га н а власти . Хотя ... м о г ли Солодилов о т ве ти ть иначе? П ренрасно по м ню т о т д а л е ки й а п р е л ь , ногда он тольно п о я в и л с я в М у р м а н с к о м авиао тряде . Я зы к а с ты й раб о чий люд м у с сировал это собы тие в к у р и л к а х . Р а с с ка зы в а л и обо всем : о том , что н о вы й н а ч а л ь н и к 37- го года р ож д е н и я ; был воен ным л е т ч и ком ; ч то р у ко в о д ил в свое время П с к о в с к и м о т р я дом ; работал в А р а в и и пило - т о м -и н с т р у к т о р о м . Но больш е все го недо ум енно «обсасывали» два ф а к та : с самым з а ур я д ны м мон тером здоровае тся за р у н у , а еще — о т ка за л с я о т с л уж е б ной «Волги» . Ш ел восемьдесят в то ро й год... Но я п о к а не с к а ж у вам, Ю рий И ванович , что и мне до велось рабо та ть в а э р о п о р т у в т у сам ую по р у , ко гд а р а зв а л и в ш аяся э к о н о м и к а п р е д п р и я ти я вы н уж д а л а к л а с с н ы х с п е ц и а ли с тов б еж а ть на соседний з а вод «за к в а р т и р о й » . Я о ставлю про за па с к а в е р зны е во пр о сы : к а к теперь в с тр е ч аю т у вас в ы с о к и х на чал ьни ко в? — п р и в аш и х п р е дш е с т в е н н и к а х рабо ч ую с толо в ую делили на два зала: один , с о бш а р п а н ны м и столами , для п р о с ты х см е р т н ы х , д р у го й , с к р а с н ы м и с к а те р к а м и и оф и ц и а н т кам и , — для н и х . Слово за вами , д еп у та т . — Если нельзя обойтись без этого интервью, напишите по меньше. А то неловко: рань ше, скажут люди, не высовы вался, а теперь во всех газе тах выступает. Я ведь ни о ка кой политической деятельнос ти не помышлял даже. — Но м еж д у тем ваш а п р о грамм а п р и гл я н у л а с ь и зб и р а телям : ш у т к а ли , з а п о л у ч и т ь на вы бора х свыш е 138 ты с я ч голосов . К аж е т с я , она н а зы в а ется «Человек Севера»? — Да. — Но в ней ведь больше « соц и а л ь ны х на пр а вле ни й ме с т н о го ха р а к т е р а » , нежели за д у м о к н а ро д но го д еп у та та СССР, полном о чи я и к р у г обя за н но с те й но тор о го гораздо ш ире . — Согласен. Программа тре бует дополнений. Но тут, на мой взгляд, наша общая оп лошность: выборы надо было начинать не сверху вниз, а на оборот — с местных Советов. Тогда бы депутаты страны не получали наказов, адресован ных, без сомнения, тем, кого мы будем избирать по осени. Но дело сделано. И сейчас надо думать, как совместить чувство бесполезности и бес помощности угнетало посто янно. Я как-то предлагал й областном Совете создать еди ную диспетчерскую службу в Мурманске, предлагал желез нодорожникам, автотранспорт никам, морякам общую систе му контроля за своевремен ным выходом техники на маршрут. Такая служба позво лила бы оперативно вмеши ваться во всякие сбойные си туации. Допустим, закрыт с утра аэропорт — можно по звонить диспетчеру и преду предить, чтобы не скаплива лись тысячи людей в аэровок зале. Но автобусники заинте ресованы прежде всего в вы ручке, а не в удобствах пасса жиров. Наверное, потому идея, обсуждавшаяся на мно гих уровнях, поддержки не нашла. Но я все равно убежден: сегодня назрела необходи мость создать единое транс портное управление в области. В условиях регионального хоз расчета мысль вполне реаль ная. Сколько мы будем сето вать на узковедомственные ин тересы и притом ничего не предпринимать? Не хочу оправдываться, но Советы и жизнь 3 нас «Ил-86» и «Ту-204». — А ка н и е п е р с п е к т и вы у р ы б а к о в -к о л х о з н и к о в . ж и те л е й Терсно го бере га , до с и х пор л е т аю щ и х на с та ры х « а н н уш - ках»? — К сожалению, «Ан-28», ко торый мы так давно ждем, оказался ненадежным. Я, как депутат, намерен поставить проблему пэред правительст вом и вести речь о создании в стране современных самоле тов для Севера. — Что ж , может, заодно , в ка че с тве на ка за . Вы знаете , к а к о твра ти те л ь но о б с л уж и в а ю т н аш и х м о р я ко в в Ш ере метьево-2 , ко гд а они с у т ка м и вы н уж д е ны ж д а ть вылета? А к а к в и н о с т р а н н ы х пор та х пред с та ви тельс тва А эроф лота обходятся с ры бакам и? А у н и зи те л ь ны й т а м о ж е н ны й до смотр ... Да здесь целы й к л у б о к проблем под общ им на зва нием «перелет». «Ры б ны й М у р ман» у ж е не единож ды в ы с т у пал, а и зм е нений слиш ком ма ло. — Могу пообещать через вас всем морякам: если у ме ня будут на руках конкретные факты и предложения, как и что необходимо улучшить, — а ваша газета может высту- Долги депутатские заботы областного уровня с решением общегосударствен ных проблем. Уверен , в сем у основа —* за конод а тел ьс тво . А оно, к со ж а л е н ию , д але ко не со в е рш е н но . И я не имею в вид у д о к у м ен ты , ко т о р ы е п р и н я ты в с та родавние времена . Возьмите для п р им ер а з а к о н ы , п о я ви в ш иеся сейчас , — о го с у д а р с т венном п р е д п р и я ти и , о ко о п е рации , о защ и те пр ав по треб и телей — н е к о н н р е т ны , м н о го словны , д о п у с к а ю т р а зл и чны е то л ко в а н и я . С та тус н а род но го д еп у та та т о ж е не с л иш ком весом лиш ь по той пр о с то й пр и ч и н е , что н и к а к и х ю р и д и ч е с к и х га р а н ти й нет. Думаю, и пассивность рай онных, городских властей проистекает не потому, что 6 исполкомах «окопались» ис ключительно бюрократы да лентяи, а от бесправия и без денежья. Сегодня лозунг «Вся власть — Советам!» надо бы уточнить: именно — местным. Опять же все это необходимо закрепить законодательно. Иначе дело просто не пойдет: без материально-экономиче ской базы дальше жить невоз можно. — Но о т к у д а ж е в зя ть эти деньги? — Установить систему сбо ров с организацией, располо женных на подведомственной территории. И методом отчис лений от доходов планово прибыльных предприятий — причем для справедливости — пропорционально численно сти работающих, — накапли вать общественные фонды для развития здравоохранения, транспорта, школ и т. д. Второй источник финансов — отдать всю землю, отме нив старые правовые акты, в ведение Советов. Рентой, ко торую будут обязаны выплачи вать арендаторы, тоже можно заметно пополнить местные бюджеты. Есть, как мне думается, еще одна статья дохода. Представ ляете, если мы сократим мно гочисленное племя аппаратчи ков исполкомов. А нужен ли нам такой громоздкий депу татский корпус — количество «урезать» вдвое, а качество повысить. — Мне, к с т а т и , сейчас в спом нилось , что вы были де п у та том обла с тно го р ан га . Са- ми-то м ож ете п о х в а с та ть а к тивно с тью ? Солодилов на мгновение за думывается. Мне кажется, ему неприятен вопрос. Может, it правда, надо быть снисходи тельней: у этого человека по зади два месяца психологиче ского напряжения... Но он столь же ровно и тактично — вот уж выдержка! — отвечает на мой выпад. — К сожалению, вы правы: справедливости ради должен сказать, что свою задачу, бу дучи депутатом областного Со вета, видел в совершенствова нии работы воздушного тран спорта. Все, что намечали мы пять лет назад, выполнено. — Однако , Ю рий И ванович , вы н уж д е н зам е ти ть , что ваше заявление вряд ли «греет» тех , к т о собрался в о т п у с к . Очере ди за билетами не ум е н ьш аю т ся. •— Да, проблема действи тельно до сих пор не решена. Но вина здесь не коллектива авиаотряда. Жаль, нО многие считают; главная беда в недо статочном количестве касс. А ведь истинная проблема кро ется в нехватке кресел. Сего дня мы удовлетворяем спрос только на 50 процентов: 900 тысяч пассажиров отправляем ежегодно. Надо же — вдвое больше. Возможно это лишь за счет применения новых машин с меньшим удельным расходом топлива. Уже создан самолет на 220 пассажиров с расходом горючего 18—20 граммов на пассажиро-к^ло- метр. Я имею в виду «Ту-204». Для сравнения: у «сто пять десят четвертого» этот пока затель в три раза хуже — 60 граммов. А пока мы могли бы перейти на самолеты «Ил- 86», которые немного эконо мичней. Но... нуждается в ско рейшей реконструкции взлет но-посадочная полоса. — Если п р а в ил ьн о поним аю , в б лиж айш ее время у л у чш е н и й не пред вид и тся . Н е уж ели и хваленое оборудование ти п а «Сирена-2» ничем не поможет? — Сейчас подобная аппара тура установлена в нескольких пунктах, вскоре появится еще в пяти. Конечно, это позволит сократить время на операци ях: не будут кассиры выписы вать билеты от руки, с по мощью «Сирены» можно «взять любое кресло» из любого го рода страны. Но вот какая за кавыка: новейшее оборудова ние лишило нас «монополии» на места из Мурманска, по скольку банки памяти нахо дятся теперь в Москве и Ле нинграде. — То есть ниче го у теш и те л ь ного? — Ну зачем же так катего рично. С 1 апреля открыт рейс из Никеля до Ленин града. В этом же году, дума ем, полетит самолет из Ков- дора. В 90-м — «Ан-24» из Ло- возера, а затем «сто пятьде сят четвертый» из Кирозска. В 91-м рассчитываем на рейс Умба — Ленинград. Разве это не разгрузит Мурманский аэ ропорт? Ну а там и 1992—93 годы не за горами. Будут у пить информационным по средником, — я безотлагатель но обращусь к министру. — Обязательно во спол ь зуем ся ваш им предлож ением . В про чем, мы , н аж е тся , у в л е кл и с ь «ведомственным» диало гом . Д а вайте р а сш и р им д иа па зон бе седы , если м ож но т а к вы р а зи ть ся , до го с уд а р с тве нно го ... Несомненно , что ны н еш н я я Избирательная к ам п а н и я — зам е тны й ш а г на п у т и по л и т и ч е с к о й реф ормы . Но досад но, что З а ко н о вы б о ра х тож е не стал э талонным д о кум е н том . К а ки е и зм енения , на ваш взгляд , необходимы? Вот сейчас, когда я поймал на себе этот взгляд, мне вдруг подумалось: наверное, именно такие живые и участливые глаза должны покорять собе седника. —- Да-да, приплюсуйте к тем законам, которые перечислил, еще и о выборах. Ну разве справедливо, что мне, канди дату от территориального ок руга, пришлось встречаться бо лее чем с сотней тысяч чело век и завоевывать симпатии каждого — чтоб поверили и поддержали, а кандидату, ска жем, от профсоюзов, достаточ но убедить в своей правоте участников пленума. Нет, я не против представи тельства общественных орга низаций — пусть выдвигают. Но выборы должны быть пря мыми, как у кандидатов от «территории». А вот окружные собрания считаю ненужными: почему 500—600 представителей реша ют за всех. Это же замаски рованное ущемление демо кратических прав остальных избирателей. Вы, конечно, мо жете возразить: дескать, и так сколько вынуждены повторно голосовать. Ну а зачем, ска жите, устраивать бесконечные перевыборы? Мне кажется, лучше, если оба войдут в вер ховный орган власти на усло виях кандидатов и с правом совещательного голоса. Пусть работают год, выполняют свои программы. А потом избира тели без всякой агитации, а лишь по конкретному вкладу, оценили бы каждого. — Ю рий И ванович , наверное , нет смы сла н а пом и н а ть о том , что для реш ения ж и л ищ н о й проблемы у нас о сталось в за пасе не т а к у ж м но го времени , но о к а к и х - т о зам е тны х изме н е н и я х го в о р и ть п о ка не п р и х о д и тся ... Ко гд а -то я т о ж е работал в А эроф лоте и помню , к а к ра с п и сы в ал и с ь в соб ствен ной бе спом ощ но с ти ваш и пред ш е с т в е н н и к и : н у о т к у д а в зя ть д е н ь ги , ра зводили о ни р у к а ми . Чем ж е о бъ я сн и ть р а с т у щ и е ны н е к а к гр и бы а эро п о р то в с ки е дома? — Секрет очень прост: раз умное хозяйствование. Важно, не заглядывая в карман госу дарства, находить источники финансирования. Стыдно уми рать на богатстве от бесхозяй ственности, как салтыковские генералы, окруженные изоби лием, — от голода. Но раз уж мы о деньгах за говорили, не могу удержаться. Заработная плата с надбавка ми, пенсии северян — стали притчей во языцех. Ну, ска жите, нормально, что нашу с вами зарплату регулируют из Москвы? Ого. публично замахнулся де путат на святая святых, па тот самый хрущевский визит, урезавший мурманчанам «по- лярки». Мы настолько «зацентрали- зовались», что даже районные коэффициенты нам устанавли вают в столице. А ведь мест ным Советам куда видней: в Иоканге — одни климатиче ские условия, на Терском бе регу — другие, а в Мурман ске — третьи. Пора отдавать народу долги. Теперь о жилье. Еще не сколько лет назад на авиа предприятии десятки семей жили в бараках. Строили мы по-разному, иной раз исклю чительно благодаря настойчи вости и даже риску. Сегодня мы даем квартиры очередни кам восемьдесят четвертого года. — М ожет, поделитесь о п ы том — специал ьно для флот с к и х колле ктивов? — Да не опыт здесь нужен, а желание помочь людям. Мы ведь тоже не от мудрости ве ликой предлагаем нашим пен сионерам самые разные ва рианты. Пожалуйста, догова ривайтесь в тех местах, где сохранились какие-то корни. И едут бывшие авиаторы в Слуцк, в Архангельск — пред приятие перечисляет деньги местным Советам, люди полу чают квартиры. Другой путь: в сорока кило метрах от Минска совместно с «Колэнерго» строим дом, первый, но не последний. 20 — 30 семей получат жилье там при условии, что сдадут здесь. Мне ка ж е т с я , подобное р е ш ение проблемы в и н те ре са х всех северян . Наверное , необ ходимо пр од ум а ть ц ел ую с и стем у переселения ветеранов — с к о л ь к о ж е л а ю щ и х ! — а о свобождающ иеся к в а р т и р ы о тдавать молодым о че ред ни кам . И это не у т о п и я : заме тьте , что ж и л ь е на ю ге в два раза де шевле, — это ре а л ь ны й п у ть : ведь там мы мож ем п о с тр о и ть к у д а больш е . Сейчас надо ве сти серь е зны й р а з го в ор об о т воде земель на ю ге П с ко в с ко й , Н о в город с кой , на севере Смо л е н с ко й областей . Зачем боль шие города? Давайте к о м п л е к с но ра звива ть п о сел ки . Ведь вполне по силам к р у п н ы м п р ед п р и я ти ям в о зрод и ть п о л у п у с т ую д е р е в е н ь к у в средней полосе, ра зви ть там , с каж ем , а гр о ком п л е кс ... Но нужны центр единого за казчика и специальное строи тельное управление. — Н аш а беседа подходи т к к о н ц у , а у меня «на з а к у с н у » еще один щ е ко тл и вы й вопрос . Хотелось бы зн а ть мнение н а родно го д еп у та та о соци ал ьной справедливо с ти : ведь, с о гл а с и тесь, п о к а мы не уравняем м и н и с тр а и рабоче го в права х на л ь го ты , наше общество б у дут ра зд ира ть , по см о трим п р а в де в гла за , самые что ни на есть а н т а го н и с т и ч е с ки е п р о т и воречия ... — Как ни горько, людьми сегодня движет зависть. Регу лятором должна быть только заработная плата в зависимос ти от вклада работника. Я про тив всяких «спец». Если бы народные депутаты,- большие руководители ездили по стра не в одном транспорте с ря довыми пассажирами, пита лись в том же самом буфе те, тогда б и авиарейсы по явились дополнительные, и поезда стали чище, комфорт ней, и вокзалы уютней, опрят ней. Что ж, и этот долг необхо димо вернуть народу. * * * Вот и все, п ож ал уй ... В п р о чем , ч у т ь не забыл . К а к и семь лет назад , Ю рий И ванович Со лодилов е зди т на р аб о ту тем ж е те сны м автобусом , что и мы с вами . Черная «Волга» — то л ь ко для сл уж еб н о го поль зо вани я . рыбный мурман 28 апреля 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz