Рыбный Мурман. 1989 г. Апрель.

1 рыбный мурман 14 апреля 1989 года -------------------------------- Стоп-кадр ---- М ИНОВАЛИ ВРЕМЕНА, когда мурманским кинозрителям на­ вязывались без разбору фильмы «согласно установленно­ му репертуарному плану». Теперь, с созданием областного ки­ новидеообъединения и Всесоюзного кинорынка, зрительские ин­ тересы ставятся во главу угла при выборе картин для проката. Первый кинорыьок состоялся в ноября-декабре прошлого го­ да, ко нем предлагались кинофильмы для показа во втором квартале 1989 годе. Недавно, в феврале-марте, в столичном кинотеатре «Зарядье» прошел второй кинорынок. Там побыва­ ли генеральный директор Мурманского областного киновидео­ объединения В. Ф. Матвеенков и его заместитель В. М. Леонов. Каким обрезом они выбрали картины для нашей области, ка­ кими критериями руководствовались? На этот вопрос мы попро­ сили ответить Владимира Михайловича. Зритель, на вас смотрят... — Выбор л е н т п р о и с х о д и т ко лл е ги а л ь но . П редварительно , до р ы н к а , р а б о т н и к и объеди ­ нения п р о см а тр и в аю т ф ильмы на и нф о р м а ц и о н ны х в ид е о ка с ­ се тах (п о ка , к сож ал е нию , нам пред о с тавл яю т л иш ь 30 п р о ­ цен тов и т о л ь ко с о в е т с к и х лент). Потом по ре зул ь та там а н к е т и р о в а н и я реш аем , что п о ­ к у п а т ь . В М оскве п р о см а т р и ­ ваем более 50 проц е н то в ф иль ­ мов ; об о с т а л ь ны х судим по о бш и р н о й и нф орм ац ии , о тнли - кам в прессе , ра з го вор ам с ко лл е гам и . Р азумее тся , не п р о ­ ходим мимо з н а ч и т е л ь ны х в х у д ож е с т в е н н ом о тн ош е н и и к и ­ н о к а р т и н , но у чи ты в аем ин те ­ ресы и не столь и с к уш е н н о го массово го зр и те л я — ведь мы за и н тер е сова ны в рентабель ­ ности . Не с к р ою , есть р и с к с к а ­ ти ть с я в к а к и е -т о периоды на ком м е р ч е с ки е рел ьсы . Но на ­ деемся, что нам удастся избе ­ ж а т ь э то го , равно к а к и зба ­ ви ться и о т у бы то ч н о с ти . По­ р у к о й т о м у — д ем о кр а ти ч е ­ с к и й п р и н ц и п р ы н к а и и з у ч е ­ ние зр и т е л ь с к о го спроса . На­ пр им ер . в последнее время в к р у п н ы х гор о д а х , в том числе и в М урм а н с ке , зам е тно упал ин тере с к и н д и й с к и м т р а д и ц и ­ о н ны м ки ноф ил ьм ам . Следова­ тельно , было бы ош и б к о й по ­ к у п а т ь эти ф ильмы в пр еж н ем изобилии (периф ерия п о к а еще не о с ты ла к подобном у нино ). Из к у п л е н н ы х на т е к ущ и й кв а р та л фильмов , бесспорно , опра вд аю т себя, на наш в згляд , проце н тов 90. В том числе за ­ мечательно вы по лн е нн а я и с то ­ р и ч е с ка я к а р т и н а « Аш и к -К е - риб» («Грузия -ф ильм » ), вы ­ д в и н у та я на с о и с ка н и е е в ро ­ п е й с к о го «Оскара» , д о к ум е н ­ та л ь ны й фильм «Власть соло ­ вец кая» об у з н и к а х Соловков , у ж е д ос та то чно н аш ум е вш и й в ц ен тре . На т р е т и й кв а р та л мы з а к у п и л и к а р т и н на 103 т ы с я ­ чи рублей . Мы бы не хо тел и ид ти на поводу у массово го спроса , но нельзя и п р о ти в о р е ч и т ь ему. Остается надея ться , ч то боль­ ше будет т а к и х фильмов , к о ­ то ры е совмещ али бы в себе и г л у б и н у , и за х в а ты в аю щ и й сю ж е т . Т а ки е л е н ты , к а к «Иди и смотри» , «Холодное лето 53-го» , им ею т у с п е х , в том чи с ­ ле и ка с со вы й , не м ен ьш и й , чем а м е р и к а н с к и е супер -бое ­ в и к и . Тр уд но п е реоце ни ть и влияние прессы на в о спи та н и е в к у с а у зр и те л е й . Тема к и н о п о -п р еж н е м у одна и з самы х чи таб е л ь ны х : всегда р а с к у п а ­ ю тся в к и о с к а х и «С ове тский э кр а н » , и «И с к у с с т в о к и н о » , и альм анах « К и н о сц е н а р и и » , и наш « К и н о э к р а н Заполярья» . Записал С. АРХИП08. „ В гостях у муз ------------------- В свете р а м п ы ---------------- Театр из Финляндии О СЕГО ДВА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ дали в АЛурманске артиста драматического театра из города Рованиеми. Однако мож ­ но с уверенностью сказать, что знакомство мурманчан с t g o d - чеством финского коллектива останется памятным. / Спекта.чяь «Большой Белый Олень» был показан на прошлой неделе в Доме культуры моряков, а затем на сцене областно­ го драматического телра . И оба раза зрители принимали его с большим энтузиазмом. И вовсе не потому лишь, что выступали желанные гости. А потому, что мы увидели необычное сцени­ ческие ^еигтво r исполнении великолепного актерского ансамб­ ля и в отличной постановке. Фабула спектакля несложна, ее можно пересказать в не­ скольких словах. К саамской семье приезжает гость из Герма­ нии («немец» •— так значится в программе спектакля этот пер­ сонаж). Приезжает, чтобы добыть шкуру Белого Оленя, о кото­ рой мечтал еще его отец. После длительных споров немец вы­ торговывает у саамов жизнь их самого любимого Большого Бе­ лого Оленя... И тут действие внезапно переносится в семью оленей. Актеры моментально перевоплощаются в увенчанных прекрасными рогами животных. А зрители видят историю Боль­ шого Белого Оленя — с самого дня его рождения. И когда не­ мец погубит его, то погибнет и сам... Мурманчане познакомились со своеобразной притчей, постро­ енной на народных саамских мотивах, образно и поэтично осмысленных в спектакле. Спектакль — это размышление о ду­ ше, об особенностях национальной культуры, которую нельзя приобрести в качестве экзотического сувенира, о единстве все­ го живого на земле и о многом другом. Автор пьесы, она же и художник-постановщик, Марьялеена Вигелиус, в разговоре, состоявшемся после первого представ­ ления, зрителями которого были театральные коллективы наше­ го города, рассказала, как готовился спектакль, как при помо­ щи постоянной импро <изаци :1 постепенно вырисовывалось то, что потом стало «Большим Белым Оленем». Импровизационная, раскованная манера игры отличала всех занятых в пьесе, но особенно, на мой взгляд, выделялись две актерские работы: это Саара Суова, исполняющая роли матери и Оленихи, а также Эско Янхунен, играющий сына, Олененка и Большого Белого Оленя. Любопытная деталь — в небольшой труппе среди актеров нет профессионалов в том понимании, к которому мы привьжли, то есть вузовских выпускников. Профессионалом в Финляндии ча^це становится актер, пришедший из любителей, выдержав­ ший стажировку ь театре и зарекомендовавший себя. Такой путь прошли, кстати, и Саара, и Эско. Между прочим, в спек­ такле занято два самодеятельных актера — саамы по нацио­ нальности. Сейчас театр, по .словам главного директора Ханну Вигелиу- са, находится в поиске своей индивидуальности, своего почер­ ка. Э 1 0 eдинcтвe^ ный драматический коллектив во всей Лап­ ландии, и ему много приходится гастролировать по северу Фин­ ляндии, население которого довольно пестро и разнообразно. Зрительская публика неоднородная, поэтому театру прихо­ дится постоянно обновлять репертуар, в котором значатся Шекспир и Чехов, Брехт и Хорват, музыкальная комедия и поэ­ тическая притча. Постановка «Большого Белого Оленя», осуществленная в этом, сезоне режиссером из Швейцарии Майей Тангеберг-Гри- зин, по мнению финской критики, оказалась значительным со­ бытием театральной жизни страны. А знакомство с нею мур- маьчан, несомненно, обогатило культурную жизнь нашего го- оод 1 . стало еще одним шагом на пути к лучшему пониманию друг друга. В. ЧАЧИНА, зав. отделом культуры Мурманского горисполкома. v?A СНИМКЕ: сцена из спектакля «Большой Белый Олень». Помочь людям р е т ь жет, увидим мы скоро и это полотно. Б о л ьш ую часть свои х 72 лет В алентин И ванович посвя тил т е а т р у , работая в Николаеве , Кривом Роге , Свердловске , М у р м а н с ке , д р у г и х гор од ах . Чем ж е п р и вл е кл а его проф ес­ сия те а тр а л ь но го х у д о ж н и к а ? Ответ — в самом х а р а к т е р е В алентина И вановича , о т к р ы ­ том , и с кр е н н ем : «Мне н у ж н а непо сред ственная . с и ю м и н у т ­ ная свя зь со зрителем . К а р ­ ти н а , к о т о р ую я н а п и ш у в ма­ с те р с ко й , м ож е т и не п о п а с ть на вы с та в к у , ее встреча со зри телем м ож е т и не со с то я ть ­ ся . В теа тр е ж е ка ж д а я пр ем ь ­ ера — это и моя прем ьера . Р еа кц и я зри те ля на спе н та кл ь — о ц е н ка и моего тр уда» . 25 лет тр у д и л с я Ч уд зин в М у рм а н с ком облдрам театре . Не д е ся тни — со тн и с п е к т а к ­ лей оформил он здесь , дав им своеоб ра зн ую п у т е в к у в ж и з н ь , ибо если «театр начинае тся с веш а л ки » , то с п е к т а к л ь -т о у ж то ч н о — с занавеса и д е к о р а ­ ций . Но вот уже восемь лет как Валентин Иванович вышел на пенсию и занимается лишь станковой картиной. В его ар­ сенале — и графика, и живо­ пись. Любимый жанр — порт­ рет. На выставках уже были представлены и «Старый пс- мор», и «Портрет электрика ' ' -----— ---------- Палитра Заполярья - П О С Л Е Д Н И Е ДН И РАБОТАЕТ в областном краеведчё- скс.м музее выставка театральных художников Мур­ манска. Па neii демонстрируются эскизы декораций к спек­ таклям, костюмы, парики у куклы, участвовавшие в пред­ ставлениях. а также самостоятельные живописные работы театрало*-»ых художников. Среди прочих знакомятся на вы­ ставке зрители и с работами заслуженного художника Р С Ф С Р В. И. Чудзина. атомохода «Россиян. А вот интересный по замыслу «Ав­ топортрет» и исторический портрет-картина «Коммунист» еще в процессе работы, зри­ телям лишь предстоит зна­ комство с ними. В м а с те р с ко й — о гром ное количе с тво п е й з а ж н ы х этюдов с н а т у ры . Валентин И ванович по ч ти о три ц а е т раб о ту «по впечатлению » , счи тая , что именно н а т у р ны е э тю ды вос­ п и ты в аю т х у д о ж н и к а , по зволя ­ ю т ему создать ве р ны й , х у д о ­ ж е с тв е н н о цел ьны й образ. Уже на основе э то го п иш у т с я боль ­ ш ие п е й заж ны е полотна . Под­ к у п а ю т по с тоян на я н е у с п о к о ­ е нно с ть х у д о ж н и к а , вечная не ­ удовле творенно с ть своим т р у ­ дом: м но гие п е й заж и вы п о л ­ нены в 2 —3 в а ри а н та х , р а зл и ч ­ н ы х по ц ве ту , р и тм у , деталям . К а к это часто бывает, л у чш и е поло тна на пи са ны «для себя, пр о с то та к» , ко гд а х у д о ж н и к абсолю тно свободен в своем творче с тве , не о гляды вае тся на а в тор и те ты и вы с та в ком ы . Валентина Ивановича Чудзи­ на, я думаю, с полным правом можно назвать художником- гражданином. Его позиция чет­ ко видна и в маленьком по размерам полотне «Сегодня в мире». Автор достаточно подробно изображает обста­ новку мастерской художника •—1 книги, гипсы, картины, д р \- гие непременные атрибуты ремесла. На стуле — чайник, банка, на столе — стакан чая..г А в центре композиции сам хозяин — немолодой, устав­ ший, опирающийся на палку, — перед телевизором. Назва­ ние полотна раскрывает, поче­ му так пристально вглядыва­ ется он в голубой экран, как бы ожидая увидеть ответы на волнующие его вопросы. И сразу раздвигаются рамки ма­ стерской художника, который также пытается осмыслить и отразить на полотнах все, что происходит сегодня в мире. Среди полотен Чудзина — «Устремление в будущее», где аллегорически переданы и беспокойство за судьбу зем­ ли, и необходимость содруже­ ства, взаимопонимания наро­ дов нашей планеты. Сейчас художник работает над боль­ шой картиной, посвященной армянской трагедии декабря 1988 года. Это искренний отк­ лик души — то состояние, когда «чужой беды не быва­ ет». Н. ИЗМАЙЛОВА, искусствовед. D АЛЕНТИН ИВАНОВИЧ Чу^- зин убежден, что «кра­ сота спасет мир». Одна из болевых точек художника — то, что мы называем экологи­ ческой проблемой. Уроженец города Николаева, Валентин Иванович влюблен в природу Кольского края, где живет уже три десятка лет. С го­ речью говорит он о том, как на наших глазах губится его нерукотворная красота, как убивают Имандру, выжигают все живое вокруг Мончегор­ ска... И задача художника, считает Чудзин, — помо-гь людям прозреть, остановить­ ся, спасти все это. «Видели когда-нибудь оскальпированные камни?» — неожиданно спросил он меня при встрече. А затем расска­ зал, как писал на этюдах кра­ сивейшие, поросшие мхом ва­ луны. Придя же через три дня, увидел, что кто-то со­ драл с них мох, и камни бе­ леют «голыми черепами», буд­ то прося о помощи. Все зрг;- ет у Валентина Ивановича композиция этой картины, просится наружу и, быть мо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz