Рыбный Мурман. 1989 г. Апрель.
н АПОМНИЛЛ: в прошлом году в еженедельнике лубг.икора- лась статья «Как принимают пароходы» («РМ», 1988, № 28, i t зо, 31J. Минрыбхоз СССР рекомендовал советским специали- ” стам, ответственным за приемку из новостроя в г. Штральзунде (ГДР) судов для нашей страны, провести обсуждение публика ции. Но протокол партийного собрания на эту тему, прошедше го в комитете наблюдения, свидетельствует: для представите лей Минрыбхоза и «Судоимпорта» честь мундира и личный по кой дороже истины. Посему редакция вернулась к острой те ме. Появилась статья «А пароходы уплывают...», в которой бы ли сконцентрированы мнения и оценки тружеников Северного бассейна деятельности советских специалистов в Штральзунде. На эту статью пришел ответ из Главного управления флота ААинистерства рыбного хозяйства СССР. Возвращаясь к напечатанному 7 |> ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ хо- ® телось бы сообщит.*, чго направленный в редакцию протокол совещания в Мин- рыбхозе СССР от 29 сентября 1988 года является внутрен ним документом и поручения даны в основном по кр у г / вопросов, касающихся работы группы специалистов Минрыб хоза СССР в ГДР, которэя вопросами приемки судов не занимается. Предложения по улучшению * ■£. работы группы специалистов СССР в ГДР были учтены при подготовке принятого в ок тябре 1988 года коллегией Минрыбхоза СССР и Прези диумом ЦК профсоюза работ ников рыбного хозяйства по становления «Об улучшении организации культурного об служивания моряков флота рыбной промышленности в иностранных портах и созда ния в них баз отдыха». Что касается технических аспектов вопросов, изложен ных в серии статей «Как при нимают пароходы», то дать по ним квалифицированное за ключение довольно сложно, так как в статьях дана в ос новном эмоциональная сто рона вопроса. Это отмеча лось и в выступлениях инспек- торов-приемщиков на партий ном собрании в Штральзунде. В вашем письме отмеча лось, что «критические вы ступления анализируются по каждой позиции, по каж дому выдвинутому тезису, по каждой поставленной проб леме», однако мы лишены возможности это сделать, гак как многие вопросы, постав ленные в статьях, являются риторическими. Вместе с тем, не претендуя на абсолютную полноту отве та, постараемся ответить на те вопросы, которые • явно просматриваются в статьях. 1. Какие меры министерство принимает для того, чтобы суда не строились по устарев шим проектам! Необходимо узаконить порядок, при кото ром проекты новых судов со гласовывались бы с судовла дельцами. В соответствии с «Положе нием о порядке разработки и рассмотрения технической до кументации на строительство судов» создается экспертная группа министерства, в ко- ф. торую входят ведущие спе циалисты министерства, пред ставители проектных органи заций отрасли и специалисты от судовладельцев по пред ставлению бассейнов. Предзт- рительно проектные материа лы рассылаются на бассейны и экспертной группе представ ляется сводка отзывов. Затем на всех стадиях проектирова ния экспертная группа обсуж дает все технические и эконо мические проблемы, связан ные с созданием судна. Кро ме того, по судам зарубеж ной постройки заключение о соответствии судна мировому техническому уровню дает ЦНИИ имени академика А. И. Крылова. В 1986— 1987 годах специ ально созданной комиссией были пересмотрены все про екты строящихся и подлежа щих строительству судов, в том числе и «Атлан тик-488», на соответствие со временным требованиям. РЫБНЫЙМУРМАН Понятно стремление каждо го рыбака знать как можно больше о новом судне По этому, учитывая недостатки в работе бассейновых техниче ских служб, министерство на правило в бассейновые произ водственные объединения письмо (от 22.12.88), которым потребовало установить на бассейнах такой порядок рас смотрения проектов, при ко- стране, прорабатывается воз рос о передаче групп наблю дения в ведение Минрыбхоза СССР. Инспектор-приемщик, кро ме профессиональных зна ний по специальности, дол жен знать Правила Регистра СССР, санитарные правила, международные конвенции, владеть всеми материалами по проекту судна. Экипажи судов не всегда подготовлены к приемке, не знают зачастую судно, кото рое принимают. К сожалению, не всегда обладают необхо димыми профессиональными знаниями. Что касается роли экипажгй в приемке судов, то они яв ляются полноправными члена- задач автоматизации особен но ярко выразилось при при емке Мурманским тралов >:м флотом судов типа «Гори зонт». Не исключены случаи выхо да механизмов и систем и из- за конструктивных недостгт- ков, однако для их устране ния необходимо правильно и в срок информировать наблю дение. Так, по РТМ-к-с «Алек сандр Косарев» за период с начала эксплуатации по фев раль нынешнего года посту пило три рекламации. 6. Почему Мурманскому траловому флоту навязали су да «Атлантик-488»! Строительство серии судзз «Атлантик-488» осуществляет ся в основном для освоения запасов рыбы в Юго-Бостои- шем перед опубликованием подобных материалов редак ция более тщательно, на до кументальной основе подой дет к освещению волнующего Есех рыбаков вопроса — ка кими быть ног.ым судам и что для этого необходимо сде лать? В. Г. РУДНИКОВ. начальник Главного управ ления флота Министерства рыбного хозяйства СССР». О т р е д а кц и и . Нам не хотелось бы ком ментировать этот ответ. Пусть слово скажут сами моряки. Только одно замечание. По поводу финала ответа. На наш взгляд, если проекты «радио навигационного, рыбопоиско вого, а также технологическо- ЕЩЕ РАЗОПАРОХОДАХ тором каждый член экипа ка мог бы внести свое предло жение на обсуждение. 2. Почему механизмы и обо рудование, изготовляемые в СССР и странах — членах СЭВ, сразу не заменяются в про цессе строительства судна, если есть такая возможности! При проектировании судов зарубежной постройки в мак симальной степени предусмат ривается оборудование и ме ханизмы отечественного про изводства, положительно за рекомендовавшие себя в эксл- луации. Вместе с тем не все оборудование, изготавливае мое в СССР, может постав ляться за рубеж. Иногда это связано с ограниченными воз можностями заводов-постаЕ- щиков, иногда — с низким тех ническим уровнем. Если в процессе строитель ства серии судов появляется возможность установить более прогрессивное оборудование, го это всегда осуществляется, исходя из возможностей по ставки и технологических воз можностей верфи. Так, напри мер, предложено заменить устройство синхронизации ASA производства ГДР на синхронизатор УСГ-35 совет ского производства, однако в связи со сроками поставки синхронизаторов из СССР внедрение их возможно толь ко с судна со строительным номером 828. 3. Необходимо, чтобы на блюдение не вмешивалось в приемку, пусть приемку осу ществляет экипаж. В соответствии с условиями контрактов для наблюдения за качеством строительства су дов на зарубежные судостро ительные Берфи направляются инспекторы-приемщики В/О «Судоимпорт». Эти инспекто ры в своей коммерческой деятельности подчиняются В/О «Судоимпорт», а в техни ческих вопросах — Минрыбхо- зу СССР и подбираются по представлению судовладель цев из числа квалифицирован ных специалистов отрасли, имеющих опыт проектирова ния, строительства и эксплуа тации судов. Так, в Штраль зунде Е. П. Кирсанов — глав ный инженер Мортрансфлота, В. С. Балабанов — главный инженер Архангельского тра лового флота. Двойное подчинение ин- спекторов-приемщиков со здает известные трудности в работе групп наблюдения и сейчас с учетом экономиче ской реформы, проходящей в ми приемной комиссии и без их подписи ни один прием ный акт не может быть подпи сан. Инспектор-приемщик, ку рирующий каждое конкретное судно в период его приемки, является связующим звеном между верфью и экипажем судна. 4. Необходимо упорядочить направление экипажей на при емку судов. Сроки пребывания и коли чество членов экипажей судов на приемке определяются «Положением о порядке на правления экипажей на прием ку судов за границей». Первая группа экипажа в составе 6 человек направляет ся на приемку за 45 суток до начала ходовых испытаний, а по головным и уникальным судам — к началу монтажа основных механизмов. Прач- тически это означает, что эки паж находится на приемке от двух до десяти месяцев. Остальные члены экипажа вы зываются капитаном по мере необходимости. Этого време ни достаточно для того, чтобы ознакомиться с судном. Режим работы экипажа на верфи определяется режимом работы предприятия, что ого ворено условиями контракта, и претензии на ночные вызо вы не обоснованы. 5. Почему после приемки выходят из строя механизмы и системы автоматики! Судно является сложным инженерным сооружением, и в процессе его эксплуатации периодически выходят из строя те или иные системы и механизмы. С учетом этою правилами классификацион ных обществ, в том числе и Регистра СССР, предусматри вается резервирование машин, механизмов и систем. В це лях повышения безопасности мореплавания предусматри вается автоматизация меха низмов и машин и, соответтт- венно, автоматический пере ход на резервный механизм. Для выявления скрытых де фектов оборудования и судо вых конструкций на суда уста навливается гарантийный пе риод, в течение которого все дефектные узлы и механизмы подлежат замене. К сожалению, зачастую эки пажами, особенно «Севрыбы», выходы из строя механизмов рассматриваются как неис правность автоматики, хотя именно автоматика отключает эти механизмы и подключает резервные. Такое понимание ной части Тихого океана. С целью повышения технических возможностей судна на нем, наряду с традиционными мо розильной и рыбомучной уста новками, предусмотрено кон сервное производство, расши ряющее районы использова ния судна. Решение о строительстве таких судов было одобрено Всесоюзной технической кон ференцией по развитию фло та, состоявшейся в 1985 году. Обращений с отказами от су дов «Атлантик-488» в мини стерство не поступало ни ст «Севрыбы», ни от Мурманско го тралового флота. Работа головного судне б первый год эксплуатации по казала, что судно может ис пользоваться достаточно эф фективно. Так, вылов составил 15,6 тысячи тонн, выпущено продукции на 8,9 миллиона рублей, прибыль составила 2,1 миллиона рублей. В то же время по судам типа «Горизонт» в 1987 году достигнуты следующие пока затели: вылов — 12,2 тысячи тонн, выпущено продукции на 5,7 миллиона рублей, убыток — 471 тысяча рублей. При этом балансовчая стоимости РТМ-к-с «Моонзунд» составля ет 20 миллионов рублей, а РТМ-с «Горизонт» — 13 мил лионов рублей. 7. Два-три примера по за мечаниям моряков. Для того чтобы проком ментировать замечания моря ков, изложенные в статье с*А пароходы уплывают...», необ ходимо знать все обстоятель ства дела, иначе можно оби деть человека. Что касается капитана т. Письменного, то следует только выразить ем / благодарность за проявлен ные настойчивость и принци пиальность. Заявление «капи- тана-директора одного из судов», пожелавшего остаться неизвестным, страдает теАл, ч<о для такого заявления не обходимо знать суть вопроса, а он, по-видимому, не распо лагает необходимой информа цией. Кроме того, считаем необ ходимым обратить внимание на некорректное цитирование выступления т. Кирсанова. Т- к, в статье записано: «Про ект судна «Атлантик-488»... ко нечно устаревший», а на са мом деле в протоколе такая запись: «Проект судна «Ат лантик-488» в части радиона вигационного, рыбопоисково го, а также технологического оборудования, конечно уста ревший». Надеемся, что в дальней- го оборудования» старые, то можно ли назвать совреме <- ным проект судна? Смешно и грустно читать такие ответы. А вот и первое письмо — начальника радиостанции Г. Г. Кузнецова, которое может в какой-то мере служить ком ментарием к ответу В. Г. Руд никова. В публикациях «Как прини мают пароходы» и «А паро ходы уплывают...» корреспон дентом И. Березюк поставле ны очень давно назревшие вопросы об упуш.ениях в ра боте группы наблюдения Мин рыбхоза СССР в Штральзуч- де. Считаю публикации очень важными, так как в них под нят вопрос практически не об упущениях, а о много лет назад создавшейся нездоро вой системе в работе группы наблюдения при строительст ве судов и за рубежом, и на наших судостроительных заво дах. Мне, неоднократно при нимавшему участие в прием ке новых судов, это хорошо известно. А ведь раньше, кро ме бодрых фраз о приемке нового судна и о его якобы первоклассном оснащении, больше ничего не печаталось в наших газетах. Считаю, что корреспонден том И. Березюк проявлена не только принципиальность при объективном показе обстанос- ки, но и личное мужество. Не секрет, что группы наблюде ния Минрыбхоза СССР за ру бежом являются удобными креслами для руководителей, которым приходится оставлять свои прежние посты в Мин- рыбхозе СССР или в бассей новых управлениях. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть список лиц, воз главлявших ранее группы на блюдения за рубежом. Дня судовых приемных экипажей противостоять бывшим «ав торитетам» практически не возможно. Выступление И. Бе резюк является первой сер - езной заявкой, которая, воз можно, побудит пересмотреть отношения, существующие между заводами — строителя ми судов и судовладельцами при участии МРХ СССР. Считаю, что вопросы строи тельства и приемки судов должны и впредь появляться на страницах газеты в таком же объективном освещении, как в этих статьях. Г. КУЗНЕЦОВ. 14 апреля 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz