Рыбный Мурман. 1989 г. Апрель.

4 Экономическая политика: —у Чрезвычайная ситуация К л к м ы у ж е сооб- Щ А Л И в прошлом но­ мере газеты, из промысло­ вого района Центрально-Во­ еточной Атлантики 26 мар­ та экипажи группы судоз Северного бассейна обрати­ лись в центральные и мест­ ные партийные органы, Мин- рыбхоз, средства массовой информации, к руководству БПО, флотов и предприятии с радиограммой, в которxi выражается недовольство ус­ ловиями труда, оплаты ры­ баков. Вот о чем они пишут: «Вынуждены обратиться по всем инстанциям для оказа­ ния срочной помощи моря­ кам, в частности, морякам района ЦВА. Пока аналогич­ ные обращения в министер­ ство Н. И. Котляру, БПО — М. И. Каргину, в обществен­ ные организации положитель­ ных результатов не дали. Промысловая обстановка в ЦВА полностью не использу­ ется, выловленная рыба, вы­ работанная продукция систе­ ме Минрыбхоза не нужна. Ми­ нистерство неспособно совме­ стно с «Соврыбфлотом», БПО организовать сбыт нашей про­ дукции с пользой для госу­ дарства, флотов, работающих в море людей. Как отмеча­ лось в прежних наших радио­ граммах в ноябре, декабре, январе, а также и в феврале, флот только Северного бас­ сейна в ЦВА потерял более 2 миллионов рублей из-за про­ стоя судов в ожидании вы­ грузки. По этим же причинам недолов составил более 50JQ тонн, недодано на народный стол более 3000 тонн рыбо­ продукции. Согласно сообще­ ниям берега, в апреле пред­ полагаются очередные про­ стои судов в ожидании вы грузки, проблемы со снабже­ нием, топливом. Такое поло­ жение в данном районе по­ вторяется регулярно, из года в год, да и в других районах промысла положение не луч­ ше. Нам не понятно: зачем стро ить дорогостоящие суда, за­ чем посылать тысячи людей в море, если выловленная ры ­ ба не нужна государству! М о ­ ряки не получают не только заслуженного материального вознаграждения, но и мо­ рального удовлетворения ст своей работы. Существующая кок, хотя от представителей различных иностранных фирм предложения о выходе ка флоты давно уже получают прямой контакт, минуя по­ средников. К примеру, по нашим сведениям, рыба, вы­ ловленная в районе ЦВА, всег­ да пользуется повышенный спросом в Египте, Бразилии, Марокко, других странах. Нам же постоянно твердят, что за­ держка с вывозом рыбопро- прессу, радио сообщить нал о принимаемых мерах, а так­ же фамилии конкретных лиц, виновных в настоящем бедст- венном положении моряков всех бассейнов». Обращение подписали капитанов судов Сезерного бассейна. О В СЛЕД за этой радио­ граммой почта принес­ ла другие, в которых привь мость судов за последние И год выросла в 10 раз при по чти той же производительно­ сти. Сроки и стоимость ре ­ монта увеличились мно го кр * ;- но при катастрофическом ухудшении его качества, тех­ нического состояния. Имен .о здесь кроются причины низ­ кой рентабельности работы рыбодобывающих судов. Укоренившаяся система ва­ ловых показателей при посто- «Вынуждены обратиться» система оплаты труда рыба­ ков не отражает фактических трудозатрат и моральных издержек. Рабочий день м о ­ ряков превышает 12 часов в сутки, они оторваны от домз, семей на долгие месяцы, но компенсации за вынужденные простои — никакой. В социальном плане моряки находятся в наиболее бедст­ венном положении по сравне­ нию с береговыми работника­ ми, очереди на получение жилья вынуждены ждать г.о 15—-20 лет. Плохо решаются проблемы послерейсового от­ дыха, профилактического ле­ чения. В это время «деятели» Мил- рыбхоза, «Соврыбфлота >, БПО, устроив себе сверхвысо­ кие оклады, совершенно не заинтересованы в сбыте рыбо­ продукции, они ничего не по­ теряют, если даже весь флот заляжет в дрейф. Всякая самостоятельная ини­ циатива флота по поискам рынков сбыта натыкается »»а запреты со стороны БПО и «Соврыбфлота». Указанные организации всячески препят­ ствуют самостоятельному вы­ ходу флотов на внешний ры- дукции обусловлена отсутст­ вием сбыта. Моряки выража­ ют полное недоверие М«-»- рыбхозу, БПО, которые явля­ ются тормозом на пути раз­ вития рыбной отрасли. Увере­ ны, что без кардинальной лом* ки этой системы сегодняшнее недостатки будут и завтра, кэи они были вчера. Продоволь ственная программа страны остается всего-навсего деклз- рацией, о ней в системе ми­ нистерства вспоминают на больших собраниях, в выступ­ лениях различных должност­ ных лиц в прессе. Моряки ожидают конкрет­ ных мер по наведению порядка на флоте рыб­ ной промышленности СССР, кардинального пересмот­ ра системы заработной пла­ ты моряков, дифференци­ рованной, олражающей в:е трудовые и моральные из­ держки и трудозатраты, нуж ­ но сдвинуть с мертвой точчи решение застаревших соци­ альных проблем моряков. Тре­ буем исключения простоез судов в море из-за нерадивых плановиков. Просим через Центральное телевидение. дптел немало подобных фактов. Вот одна из них из ЮВТО, за подписью 75 ка­ питанов, секретарей партор­ ганизаций, председателей профкомов бассейна (приво­ дим некоторые выдержки).; / «Отмеченные ими (в выше­ приведенной радиограмме) недостатки являются лишь следствием необоснованной, теоретически несостоятельной системы планирования, орга­ низации труда и управления производством в системе рыб­ ного хозяйства СССР. По­ пытка реорганизации ее путем создания БПО — яркий при­ мер старой бюрократической смены вывески без изменения основ самой системы. Зкономика отрасли, осно­ ванная на Баловых показате­ лях, ставит целью производ­ ства не выпуск дешевой улуч­ шенной пищевой продукции, а увеличение затрат, в чем ле заинтересованы никто — ст министра до матроса-уборщи- ка. И только в экономии зар­ платы заинтересованы работ­ ники всех ступеней управле­ ния. В результате этого стои­ янном снижении сдельных расценок привела к п о м ы » / сырьевой базы в Северном бассейне, искажению эконо­ мических отношений между добывающим флотом и бере­ гом, стала основой силовых методов руководства целы­ ми регионами-бассейнами и флотами, нанесла огромный ущерб нашим рыбакам в меж ­ дународном плане. По уров­ ню заработной платы моряки советского рыболовного фло­ та находятся на одном из по следних мест в мире, х о ч большинство из них по своему образовательному и профес­ сиональному уровню могут быть отнесены к элите миро ­ вого мореплавания. Дошло до того, что заработная плата рабочего средней квалифика­ ции в порту и на судорем оп - ных заводах выше, чем у штурманов и механиков н; промысловых судах, не говэ- ря уж о матросах и моторь стах». © Д АЛЕЕ Э К И П А Ж А по­ вторяя предыдущ ую радиограмму, говорят о не справедливом 12-часовом р. В ОТ И РОД Н ОИ при­ чал. Или родной аэро­ порт. Ведь неважно, каким образом моряк прибывает в Мурманск. Важно, что всег­ да вслед за прибытием сле­ дует встреча: администрация флота, партком, профком приходят к экипажу, чтобы, поздравив с приходом, по­ желав хорошего отдыха, от-. ветить на вопросы моряков. К РАСИВЫЕ . ЗАГОРЕ ­ ЛЫЕ (в основном про­ мысел идет в южных широ­ тах) парни заполняют зал. Капитан с первым помощни­ ком сидят в «президиуме». Представители служб по очереди встают и рассказы­ вают то ли об обстановке на флоте, то ли о новых норма­ тивных документах, появив­ шихся в службе. А дальше.?.; Если вы, читатель, моряк, то нет надобности рассказы­ вать о психологическом на­ строе сидящих в зале. Для «неморяков» чуть поясню: здесь, в зале, безмерно уставшие люди. Уставшие от физических перегрузок, от штормов, от замкнутого пространства в течение дол­ гих месяцев. А еще более — от замкнутого круга бю­ рократических нелепостей, из которого, получается, нет выхода. От этого бессилил моряки то взрываются злы­ ми репликами, то нервно смеются в ответ на беспо­ мощный лепет кого-то нз представителей флота, то демонстративно отворачива­ ются от них. З а м к н у т ы й к р у г А теперь представьте се­ бя, отвечающим на вопросы этих людей! Самое страш­ ное в том, что ведь беспо­ мощный лепет идет не от некомпетентности специали­ ста, а от того, что и он в том же замкнутом круге.; Пример: транспортов не хватает и улучшения не предвидится. Каким образом вывозить рыбопродукцию, скажем, из района Ю ВА , куда в основном транспор­ ты лишь «заворачивают» на пути в другие районы или из них. Ложиться в дрейф в ожидании лучших времен? Идти в порт? Но рейс не закончен, каждые сутки кру­ тится план по выпуску пи­ щевой по «валу» и ассорти­ менту. А сроки реализации продукции истекают.; Как быть? Печальней же всего то, что в этом клубке проб­ лем накрепко перепутаны интересы моряков: снизи­ лось качество продукции — под угрозой премия (а то и часть зарплаты); потери вре­ мени в ожидании транспорта — план не выполняется, вытекающие отсюда послед­ ствия ясны. Примеры можно приво­ дить бесконечно долго. По­ тому н долго тянутся эти собрания, что вопросов у экипажа — море.; А как от­ вечают па них представите- . ли служб? Ссылаются на су­ ществующую систему па бассейне и в Миирыбхозг. когда решение любого вопро­ са тонет в десятках запрети­ тельных инструкций. С точки зрения «берега» ниче­ го изменить нельзя. С точки зрения моряков — «а зачем тогда вы тут сидите?» Идет собрание экипажа БМРТ «Валдай» Мурман­ ского тралового флота. Мо­ ряки задают вопросы. Об отсутствии на промысле баз, о потерях времени из-за ожидания топлива и вообще, когда же будет комплексная обработка судов? Ответ: «Да, положение трудное и з ближайшее время лучше пе будет, поскольку транспор­ тов и танкеров не хватает^ Мы ставили этот вопрос пл- ред министерством, улучше­ ния не ожидается»..; Вопрос: почему корректи­ ровка рейсового плана из-за потерь времени производит­ ся по возвращении экипажа, причем надо для этого со­ брать множество докумен­ тов. Ведь можно по радио­ грамме капитана скорректи­ ровать сразу, тогда экипаж придет с выполненным за­ данием.; Этот вопрос остал­ ся без ответа. «Вы говорите, транспор­ тов пе прибавится. Так, мо­ жет, не надо отправлять про­ мысловое судно в заведомо «прогарный» рейс?» Ответ: возможно, так и будет, но платить морякам будут по резерву, «Должно ли корректиро­ ваться задание, если судно технически не готово к ра­ боте? Месяц мучались, ра­ ботая только одной кабель­ но-вытяжной лебедкой». Ответ заместителя на­ чальника планово-экономи­ ческого отдела В. П.: Сукрое- вой: «В механико-судовой службе по этому поводу зч- писаио: скорректировать оД' ни сутки».: Всплеск возмущения в зале: «Это же абсурд!» — Оценку технического состояния плановый отдел не дает, — продолжает Ва­ лентина Петровна. — Раз Регистр считает состояние вашего судна удовлетвори­ тельным и выпускает вас в рейс, значит, о корректиров­ ке речи нет. Отмечу: почему-то пред­ ставители механико-судовой службы и отдела технологи­ ческого оборудования не лю­ бят ходить на такие ветреш с моряками. Странно, конеч­ но. ведь даже непосвящен­ ному ясно, что от техсостол- ния механизмов зависит практически все. И вопро­ сов к представителям этих служб не меньше, чем отделу организации труда заработной платы. Вернулся из первого ре са РТМ-к-с «Александр Ь сарев». Экипаж спрашивав — Техника на рыбофа рике практически весь pei не работала, полрейса пр стоял консервный цех, Плг пе выполнен.- И з "* чье; кармана будет оплата? И снова вопрос ад£*еовс не специалистам, а Валеит не Петровне. И она отвечае — Отдел главного техи лога, отдел технологическо оборудования дали заключ пие, что все работает, пл. выполнять можно. Вопрос: в Ю ВТО рёж» промысла — 6— 8 часов сутки. Откуда же немые/* мые цифры плана? Ответ отдела органнзац труда: — Вы знаете, сколь стоит ваш траулер? Пос вили усовершеиствовапн; технику — стоимость в^ росла. Отсюда — объ плана, А как только захо,а речь о заработках, особен об оплате труда в ночи часы, за простои пе по i пе экипажа и так далее, вет прост до примитивиз: 14 апреля 1989 года рыбный мурма

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz