Рыбный Мурман. 1989 г. Апрель.
4 Экономическая политика: —у Чрезвычайная ситуация К л к м ы у ж е сооб- Щ А Л И в прошлом но мере газеты, из промысло вого района Центрально-Во еточной Атлантики 26 мар та экипажи группы судоз Северного бассейна обрати лись в центральные и мест ные партийные органы, Мин- рыбхоз, средства массовой информации, к руководству БПО, флотов и предприятии с радиограммой, в которxi выражается недовольство ус ловиями труда, оплаты ры баков. Вот о чем они пишут: «Вынуждены обратиться по всем инстанциям для оказа ния срочной помощи моря кам, в частности, морякам района ЦВА. Пока аналогич ные обращения в министер ство Н. И. Котляру, БПО — М. И. Каргину, в обществен ные организации положитель ных результатов не дали. Промысловая обстановка в ЦВА полностью не использу ется, выловленная рыба, вы работанная продукция систе ме Минрыбхоза не нужна. Ми нистерство неспособно совме стно с «Соврыбфлотом», БПО организовать сбыт нашей про дукции с пользой для госу дарства, флотов, работающих в море людей. Как отмеча лось в прежних наших радио граммах в ноябре, декабре, январе, а также и в феврале, флот только Северного бас сейна в ЦВА потерял более 2 миллионов рублей из-за про стоя судов в ожидании вы грузки. По этим же причинам недолов составил более 50JQ тонн, недодано на народный стол более 3000 тонн рыбо продукции. Согласно сообще ниям берега, в апреле пред полагаются очередные про стои судов в ожидании вы грузки, проблемы со снабже нием, топливом. Такое поло жение в данном районе по вторяется регулярно, из года в год, да и в других районах промысла положение не луч ше. Нам не понятно: зачем стро ить дорогостоящие суда, за чем посылать тысячи людей в море, если выловленная ры ба не нужна государству! М о ряки не получают не только заслуженного материального вознаграждения, но и мо рального удовлетворения ст своей работы. Существующая кок, хотя от представителей различных иностранных фирм предложения о выходе ка флоты давно уже получают прямой контакт, минуя по средников. К примеру, по нашим сведениям, рыба, вы ловленная в районе ЦВА, всег да пользуется повышенный спросом в Египте, Бразилии, Марокко, других странах. Нам же постоянно твердят, что за держка с вывозом рыбопро- прессу, радио сообщить нал о принимаемых мерах, а так же фамилии конкретных лиц, виновных в настоящем бедст- венном положении моряков всех бассейнов». Обращение подписали капитанов судов Сезерного бассейна. О В СЛЕД за этой радио граммой почта принес ла другие, в которых привь мость судов за последние И год выросла в 10 раз при по чти той же производительно сти. Сроки и стоимость ре монта увеличились мно го кр * ;- но при катастрофическом ухудшении его качества, тех нического состояния. Имен .о здесь кроются причины низ кой рентабельности работы рыбодобывающих судов. Укоренившаяся система ва ловых показателей при посто- «Вынуждены обратиться» система оплаты труда рыба ков не отражает фактических трудозатрат и моральных издержек. Рабочий день м о ряков превышает 12 часов в сутки, они оторваны от домз, семей на долгие месяцы, но компенсации за вынужденные простои — никакой. В социальном плане моряки находятся в наиболее бедст венном положении по сравне нию с береговыми работника ми, очереди на получение жилья вынуждены ждать г.о 15—-20 лет. Плохо решаются проблемы послерейсового от дыха, профилактического ле чения. В это время «деятели» Мил- рыбхоза, «Соврыбфлота >, БПО, устроив себе сверхвысо кие оклады, совершенно не заинтересованы в сбыте рыбо продукции, они ничего не по теряют, если даже весь флот заляжет в дрейф. Всякая самостоятельная ини циатива флота по поискам рынков сбыта натыкается »»а запреты со стороны БПО и «Соврыбфлота». Указанные организации всячески препят ствуют самостоятельному вы ходу флотов на внешний ры- дукции обусловлена отсутст вием сбыта. Моряки выража ют полное недоверие М«-»- рыбхозу, БПО, которые явля ются тормозом на пути раз вития рыбной отрасли. Увере ны, что без кардинальной лом* ки этой системы сегодняшнее недостатки будут и завтра, кэи они были вчера. Продоволь ственная программа страны остается всего-навсего деклз- рацией, о ней в системе ми нистерства вспоминают на больших собраниях, в выступ лениях различных должност ных лиц в прессе. Моряки ожидают конкрет ных мер по наведению порядка на флоте рыб ной промышленности СССР, кардинального пересмот ра системы заработной пла ты моряков, дифференци рованной, олражающей в:е трудовые и моральные из держки и трудозатраты, нуж но сдвинуть с мертвой точчи решение застаревших соци альных проблем моряков. Тре буем исключения простоез судов в море из-за нерадивых плановиков. Просим через Центральное телевидение. дптел немало подобных фактов. Вот одна из них из ЮВТО, за подписью 75 ка питанов, секретарей партор ганизаций, председателей профкомов бассейна (приво дим некоторые выдержки).; / «Отмеченные ими (в выше приведенной радиограмме) недостатки являются лишь следствием необоснованной, теоретически несостоятельной системы планирования, орга низации труда и управления производством в системе рыб ного хозяйства СССР. По пытка реорганизации ее путем создания БПО — яркий при мер старой бюрократической смены вывески без изменения основ самой системы. Зкономика отрасли, осно ванная на Баловых показате лях, ставит целью производ ства не выпуск дешевой улуч шенной пищевой продукции, а увеличение затрат, в чем ле заинтересованы никто — ст министра до матроса-уборщи- ка. И только в экономии зар платы заинтересованы работ ники всех ступеней управле ния. В результате этого стои янном снижении сдельных расценок привела к п о м ы » / сырьевой базы в Северном бассейне, искажению эконо мических отношений между добывающим флотом и бере гом, стала основой силовых методов руководства целы ми регионами-бассейнами и флотами, нанесла огромный ущерб нашим рыбакам в меж дународном плане. По уров ню заработной платы моряки советского рыболовного фло та находятся на одном из по следних мест в мире, х о ч большинство из них по своему образовательному и профес сиональному уровню могут быть отнесены к элите миро вого мореплавания. Дошло до того, что заработная плата рабочего средней квалифика ции в порту и на судорем оп - ных заводах выше, чем у штурманов и механиков н; промысловых судах, не говэ- ря уж о матросах и моторь стах». © Д АЛЕЕ Э К И П А Ж А по вторяя предыдущ ую радиограмму, говорят о не справедливом 12-часовом р. В ОТ И РОД Н ОИ при чал. Или родной аэро порт. Ведь неважно, каким образом моряк прибывает в Мурманск. Важно, что всег да вслед за прибытием сле дует встреча: администрация флота, партком, профком приходят к экипажу, чтобы, поздравив с приходом, по желав хорошего отдыха, от-. ветить на вопросы моряков. К РАСИВЫЕ . ЗАГОРЕ ЛЫЕ (в основном про мысел идет в южных широ тах) парни заполняют зал. Капитан с первым помощни ком сидят в «президиуме». Представители служб по очереди встают и рассказы вают то ли об обстановке на флоте, то ли о новых норма тивных документах, появив шихся в службе. А дальше.?.; Если вы, читатель, моряк, то нет надобности рассказы вать о психологическом на строе сидящих в зале. Для «неморяков» чуть поясню: здесь, в зале, безмерно уставшие люди. Уставшие от физических перегрузок, от штормов, от замкнутого пространства в течение дол гих месяцев. А еще более — от замкнутого круга бю рократических нелепостей, из которого, получается, нет выхода. От этого бессилил моряки то взрываются злы ми репликами, то нервно смеются в ответ на беспо мощный лепет кого-то нз представителей флота, то демонстративно отворачива ются от них. З а м к н у т ы й к р у г А теперь представьте се бя, отвечающим на вопросы этих людей! Самое страш ное в том, что ведь беспо мощный лепет идет не от некомпетентности специали ста, а от того, что и он в том же замкнутом круге.; Пример: транспортов не хватает и улучшения не предвидится. Каким образом вывозить рыбопродукцию, скажем, из района Ю ВА , куда в основном транспор ты лишь «заворачивают» на пути в другие районы или из них. Ложиться в дрейф в ожидании лучших времен? Идти в порт? Но рейс не закончен, каждые сутки кру тится план по выпуску пи щевой по «валу» и ассорти менту. А сроки реализации продукции истекают.; Как быть? Печальней же всего то, что в этом клубке проб лем накрепко перепутаны интересы моряков: снизи лось качество продукции — под угрозой премия (а то и часть зарплаты); потери вре мени в ожидании транспорта — план не выполняется, вытекающие отсюда послед ствия ясны. Примеры можно приво дить бесконечно долго. По тому н долго тянутся эти собрания, что вопросов у экипажа — море.; А как от вечают па них представите- . ли служб? Ссылаются на су ществующую систему па бассейне и в Миирыбхозг. когда решение любого вопро са тонет в десятках запрети тельных инструкций. С точки зрения «берега» ниче го изменить нельзя. С точки зрения моряков — «а зачем тогда вы тут сидите?» Идет собрание экипажа БМРТ «Валдай» Мурман ского тралового флота. Мо ряки задают вопросы. Об отсутствии на промысле баз, о потерях времени из-за ожидания топлива и вообще, когда же будет комплексная обработка судов? Ответ: «Да, положение трудное и з ближайшее время лучше пе будет, поскольку транспор тов и танкеров не хватает^ Мы ставили этот вопрос пл- ред министерством, улучше ния не ожидается»..; Вопрос: почему корректи ровка рейсового плана из-за потерь времени производит ся по возвращении экипажа, причем надо для этого со брать множество докумен тов. Ведь можно по радио грамме капитана скорректи ровать сразу, тогда экипаж придет с выполненным за данием.; Этот вопрос остал ся без ответа. «Вы говорите, транспор тов пе прибавится. Так, мо жет, не надо отправлять про мысловое судно в заведомо «прогарный» рейс?» Ответ: возможно, так и будет, но платить морякам будут по резерву, «Должно ли корректиро ваться задание, если судно технически не готово к ра боте? Месяц мучались, ра ботая только одной кабель но-вытяжной лебедкой». Ответ заместителя на чальника планово-экономи ческого отдела В. П.: Сукрое- вой: «В механико-судовой службе по этому поводу зч- писаио: скорректировать оД' ни сутки».: Всплеск возмущения в зале: «Это же абсурд!» — Оценку технического состояния плановый отдел не дает, — продолжает Ва лентина Петровна. — Раз Регистр считает состояние вашего судна удовлетвори тельным и выпускает вас в рейс, значит, о корректиров ке речи нет. Отмечу: почему-то пред ставители механико-судовой службы и отдела технологи ческого оборудования не лю бят ходить на такие ветреш с моряками. Странно, конеч но. ведь даже непосвящен ному ясно, что от техсостол- ния механизмов зависит практически все. И вопро сов к представителям этих служб не меньше, чем отделу организации труда заработной платы. Вернулся из первого ре са РТМ-к-с «Александр Ь сарев». Экипаж спрашивав — Техника на рыбофа рике практически весь pei не работала, полрейса пр стоял консервный цех, Плг пе выполнен.- И з "* чье; кармана будет оплата? И снова вопрос ад£*еовс не специалистам, а Валеит не Петровне. И она отвечае — Отдел главного техи лога, отдел технологическо оборудования дали заключ пие, что все работает, пл. выполнять можно. Вопрос: в Ю ВТО рёж» промысла — 6— 8 часов сутки. Откуда же немые/* мые цифры плана? Ответ отдела органнзац труда: — Вы знаете, сколь стоит ваш траулер? Пос вили усовершеиствовапн; технику — стоимость в^ росла. Отсюда — объ плана, А как только захо,а речь о заработках, особен об оплате труда в ночи часы, за простои пе по i пе экипажа и так далее, вет прост до примитивиз: 14 апреля 1989 года рыбный мурма
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz