Рыбный Мурман. 1989 г. Апрель.
Там, где бывают наши моряки / / 1 ГОЛНЕЧНЫМ МАРТОВСКИМ УТРОМ наш транспортный реф- ^ рижератор приближался к экзотическому острову з Кариб- ском море — Кюрасао. Если вы зрительно представляете карту, без труда выделите з северо-восточной части Кариб группу Больших Антильских островов: Куба, Гаити, Ямайка, Пуэрто-Рика, Гваделупа. А на юго-западе взгляду зацепиться не за что. Только в нескольких десятках миль от венесуэльского берега будто стряхнул кто-то невзначай три крохотные точки. Это Малые Антильские острова, владения Нидерландов, которые сохранили они в Вест-Индии. Западный остров, Аруба, отвоевал у моря всего 190 квадрат* ных километров суши. Восточному, Бонайре, досталось чуть больше. А между ними прочертил море узкой, с изгибом, по лоской — с одного берега виден другой —* самый крупный, Кюрасао, да и тот раз в триста меньше Кольского полуострова. Наш путь из Панамы пролегал через эти Малые, или Нидер ландские, как их еще называют, Антильские острова, и мы лихо радочно рылись в памяти и в судовой библиотеке в попытках отыскать что-нибудь об этих малоизвестных у нас уголках земли. Но и в том и в другом месте мало что находили. Только побы вав на Кюрасао, в его столице — Виллемстаде, обзаведясь ме стными изданиями (правда, были они на голландском и испан ском языках, которые и з нас никто не изучал), все же попол нили свои представления. ■>etV: ч—г. У ' V: :да:л:К: ж-яВ % •• . • у -.v. « r v ;-T ' Ж ШЩ Ж , Щ f : v-v-X*;. v Nv, .v ■'«'•' /'•у ' i'i ■ ' - £ i ' t Л С Т Р О В КЮ Р А С А О от i ” крыл в 1499 году ис панец Алонсо де Ойеда. G 1634 года он стал колонией Голландии. Затем эту и дру гие островные земли Кариб Прибрали к своим рукам раз бойничавшие на море англи чане и французы. Но по па рижскому соглашению 1807 года, ратифицированному в }813 году. МалыЗ Антилы рнова оказались и фактичес ки остаются поныне голлан дскими. Кюрасао замечается изда ли. Сначала над морем мед ленно поднимается округлая вершина Синт-Христоффел в западной части острова, хо- я гора далековата от бере- а и невысока — 372 метра. А когда подходим ближе, открываются три холма — Дри Гербрудерс. Зоркими стражами некогда стояли они у моря, далеко видели при ближающиеся суда. Но те, давние голландцы, высадив- .jk-Йшеся па Кюрасао, не дово льствовались этим, а постро или на входе в бухту мощ ные но тем временам форты — с толстенными стенами, узкими бойницами и настоя щими пушками* И сегодня они встречают пришельцев, только не суетится у лафе тов прислуга, а за фортом Амстердам из 12-этажной гостиницы глазеют вездесу щие туристы. Надо сказать о бухтах Кюрасао. Они уникальны: далеко врезаются в остров, разливаются множеством ру кавов. В б у х т у , бере га ко то р о й об любовали для с то л и ч н о го о с т р о в н о го города голландцы и нуда мы д е р ж им п у т ь , суда с моря входя т по у з к о м у к а н а л у С ин т -А н на . Он не ш и р е р у к о т в о р н о го П а нам с ко го , одна ко без ш лю зо в . Перед самым но сом судна н и з н и й мост н е о ж и д анно о тры ва е тся о т бере га , ра зв о р а ч и в а я сь , п лы ве т к дру гом у и п р и ж и м а е т с я к нем у во всю свою д л и н у . Д о с то п р и м ечательность Кю р а сао ! Пост- ^ р о е н н ы й по п р о е к т у а м е р и ка н - '" с к о г о и н ж е н е р а Л. Б. Смита , к о т о р ы й ж и л в то время е Голландии , мост в прош лом год у о тме тил свой с толе тнии юбилей и еще раз подтвердил не раз выверенное : все р а з у м ное — пр ос то . Здесь не т м ощ н ы х по дъ ем ни ков и х и т р о у м н ы х п о в о р о т ны х систем . Один к о н е ц моста за кре п л е н на рельсовом пол ура зворо те , а на д р у гом в м алень кой будочне сид и т моторист, или к а к он там по -и хнем у на зы вае тся , и т а к и м вот предельно с о кр ащ е н , ным ш та том управляется д в и ж о к с подводным вин том . К о гда надо п р о п у с т и т ь судно , мотор з а т а р а х т и т по ч ти по -на ш ем у , и 140-метровое с о о р уж е ние с а сф а л ь ти ро ва нно й доро гой , т р о т у а р а м и по обеим с то ронам в с чи та н ны е м и н у ты от- нроет не к а к ую -н и б у д ь ча с ть п р и р од н о го канал а , а весь его , о т берега до бере га . П еш ехо дов в это время (ко торое , к а к и зве стно , д ен ь ги ) перево зят м ал е нь ки е ка те р а с обоих бе ре го в , причем беспла тно . Та к ж е бы с тр о мост за ним ае т свое м есто на воде, и вот уж е о пя ть тече т по нем у лю д с ко й по то к, м ча тся м о тороллеры . В 1939 год у мост р е ко н с т р у и р о в а л и , и он п р и н я л со в рем е н ны й вид. П ол уд у гам и по ви сли на нем ги р л я н ды э л е к т р и ч е с к и х лам п , ^ и вечером вместе со своим ко - ^ лег»лк щ им ся о тр аж е н и ем в во- Н Ю Р А С А О де п р и д аю т о ни с к а з о ч н ы й вид ц е н т р у города . Наш огромный транспорт медленно проплывает мимо обеих частей города — Бун ды Й Отробанды. На набе режных гуляют тысячи лю дей, они машут нам руками — не часто видят советский флаг. •«? А вот и дворец губерна тора. Мы узнаем его по со лидности постройки и часо вым у входа. С 1954 года Нидерландские Антильские острова (в административном отношении, кроме уже наз ванных, они включают" еще маленькие острова Саба, Синт-Эстатитус и часть ост рова Святого Мартина) фор мально являются автономной частью королевства Нидер ландов. имеют внутреннее самоуправление. Только вне шнюю • политику и оборону оставила за собой метропо- .лия. Но глава исполнитель ной власти — королева Ни дерландов. не сама по себе, конечно, а представленная губернатором, дворец кото рого выходит на набережную. Чтобы не казалось жителям, что вся класть у этого чело века, образовали Совет ми нистров. И на э т и х н р о х о т н ы х о с тр о вах б уш у ю т п о л и ти ч е с ки е с тр а с ти . П очти на каж д ом к л о ч к е с уш и д е й с т в ую т свои п а р ти и . На острове А р уб а , на пр им е р — Народная , П а трио т и ч е с ка я , И збирательное д ви ж е н и е народа ; на Бонайре — Д ем о кр а ти ч е с ка я и П а трио т и ч е с к и й сою з ; на С ен т-М арте не, Сабе и С ин т -Э с та ти тусе — Д ем о кр а ти ч е с ка я . С т а к и м ж е на зва нием з а р е ги с тр и р о в а н а п а р ти я , но со своим ц е н тр а л ь ным р у ко в о д с тв ом , и на К ю расао . Есть и, т а к с ка за ть , о б щ е н а ц и о н а л ь н ы е объединения : Новое А н ти л ь с ко е д в иж е ни е , Н ацио нал ьная н а родная п а р ти я , Рабочий ф рон т о свобож дения . Естественно , за более чем ко р о тн о е время по з н а ком и т ь с я к а к и м -т о образом с и х пр о гр ам м ам и не было в о зм ож н о с ти . Но, если з а гл я н у т ь в м а териалы н а ш и х п а р т и й н ы х съездов , на чи на я с X X II, м ож но увид е ть , ч то р у к о водители н е к о т о р ы х из н и х были го с т ям и н аш и х п а р т и й н ы х ф орумов . Активно действовало по следние годы Избирательное движение народа на острове -Аруба. Партия выступала за отделение этого клочка зем ли не только от Голландии, как другие, но и от Нидер ландских Антилл, и добилась своего — с 1 января 1986 года провозглашена незави симость острова Арубы. Ко нечно, нам трудно предста вить образовавшееся госу дарство, которое занимает территорию меньшую, чем нынешний Мурманск, и где населения всего несколько десятков тысяч человек. Кстати, о населении. Все го па Нидерландских Антиль ских островах насчитывается около 300 тысяч жителей, нз них половина — на ост- Г ове Кюрасао и примерно 10 тысяч-- в его столи це Виллемстаде. В основном это негры и мулаты. Евро пейцев мало. Русского, да и то давно родившегося здесь, мы встретили лишь одного. Но мы увлеклись, судно наше еще э канале. Оно ка жется невероятно громадным на фоне двух-, трех-, редко четырехэтажных, ярких, раз нохарактерных по стилю, ка жущихся игрушечными, до мишек. Перед нами еще один мост, автомобильный, на металлических опорах,. Наш транспорт с высочей-. ными надстройками с «запа сом» проплавает под ним* В бухте медленно разво рачиваемся. С мостика вид но. как она удобна и уютна* Причалы не вытянуты в ли нию, а у каждого рукава свой. II не нумеруются они, как у нас, а носят названия набережных: Вестверф, Гро- тенверф, Клейнверф, Монте- верф, Ньюверф, Ораньеверф, Прннс-Хендрнкверф, Де-Виль- де, Хапделенден и совсем неожиданная — Матей. К причалу нас буквально втискивают портовые букси ры между двумя английски ми военными кораблями — сторожевым катером и огром ным танкером.; При швартов ке аккуратно, сноровисто ра ботают па берегу черноко жие мужчины. Доволен ка питан и местным лоцманом. На подходе к Виллемста ду вместе с нами дожида лись лоцманов еще два суд на: пассажирский лайнер и танкер. Они как бы сразу представили нам главные от расли экономики островов. Туризм дает около 53 про центов национального дохо да. государственный и част ный сектор на островах и в столице подчинены ему. Бо лее полумиллиона любозна тельных иностранных граж дан обслуживают здесь за год. Добраться сюда, в общем- то, ие сложно. Кюрасао свя зан постоянными воздуш ными трассами почти " со всеми странами Карибскогэ бассейна, с Северной и Юж ной Америкой и с Европой. В Виллемстаде много го стиниц. Наиболее крупные комплексы — «Коралловый берег», «Карибское Кюра сао», «Плаца», «Голлан дия», «Авила Беах». Здесь не только удобные жилые помещения с непременными кондиционерами, ресторана ми и барами, но и ультра современные супермаркеты, казино, сауны, бассейны, пункты проката легковых ав томобилей, прогулочные ка тера и яхты, страховые и прочие конторы. В гостини цах номера двух типов: ев ропейского и " местного — йорой весьма экзотичные, но не менее изысканные. Стои- ! 'гость колеблется по сезонам* }от несколько цифр, кото рые • дают «зрительное» представление. Я выписал их из рекламного проспекта. За простенький номер в самой дешевой гостинице турист уплатит в сутки от 28 до 130 долларов, в других оте лях — от 84 до 194 долла ров. Есть и по 280 долларов за сутки ночлега. Это в меж сезонье. Оставляем вам са мим возможность предста вить оплату во время наплы ва туристов. Туристам есть что и по смотреть. За два-три часа можно объехать весь остров по периметру — длина его около 60 километров и доро ги автомобильные хорошие. Их ждут музеи: культуры и истории Кюрасао, Симона Боливара. Есть театр («Ди Темпель»). Магазины и учреждения работают с 8 утра до 18 ве чера, с двухчасовым переры вом в середине жаркого дня (с 14 до 16). В качестве оп латы принимаются как мест ные флорины, так и амери канские доллары (один дол лар — 1,8 флорина). Поэто му на товарах чаще всего два ценника. Но цены «кусачие», как выразительно заметили на ши моряки. Телестудия маленького острова имеет 8 каналов, пять из них — собственные программы, которые ведутся на английском, голландском, испанском и местном диа лекте — папнаменто. Во всех гостиницах и у людей побогаче в частных домах еще и кабелыгый канал телевидения. Две программы на местном радио. Выходит несколько газет на пяти-ше- сти языках. Вывозить с Кюрасао раз решается практически все купленное, а на ввоз есть запреты: на человека не бо лее 400 сигарет (20 пачек), 50 сигар: ограничен также ввоз крепких спиртных на питков и вина. Вероятно, это требования местных фирм, которые не хотят ви деть конкурентов даже среди туристов. Действуют церкви, в ос новном католические, есть молельный дом адвентистов седьмого дня. Туризму на Нидерланд ских Антильских островах придают столь серьезное значение, что не скупятся на содержание собственных ту ристских представительств во многих странах мира. Ви дели мы туристские конто ры разных государств и р Виллемстаде. Похоже, их по больше, чем консульств. Хо< тя дипломатических предста вительств этого ранга удш вительно много на острова* даже европейских, а не толь ко обоих американских кон* тинентов. Вторая отрасль экономи ки — нефть. Собственных е& природных запасов здесь нет (добывают в небольшом ко« личестве лишь фосфаты 0 соль). Нефть привозят Taif керами из Венесуэлы и пе рерабатывают на заводах около 40 миллионов тонн ф год. Здесь заправляются то пливом и туристские лайне ры, и транспортные суда, н рыбацкие, и военные. Хозяй ничают в этой отрасли не« безызвестные иностранные монополии — американская «Эксон» и англо-голландская «Шелл».; Нефтепереработка дает Кюрасао 20 процен тов валового национального дохода* Сельское хозяйство разви то слабо. Острова холмистые, растительность скудная, по чва неплодородная. Выра щиваются в небольшом ко« личестве сорго, алоэ, сизаль, кукуруза, сахарный трост ник, бобы, овощи, цитрусо вые. Скота тоже немного: около 9 тысяч голов крупно го рогатого, 8 тысяч свиней и столько же овец, 21 тыся ча коз. Удивительно, но и рыбы добывается мало, около 2 тысяч тонн в год (6,5 кило грамма на человека, у нас — 17— 18 килограммов)* В обслуживании и торгов ле на Кюрасао работает око ло половины занятого насе ления, в то время как в промышленности — 10 про центов. Высок уровень без работицы — около 15 про центов. И сож ал е нию , из-за к о р о т к о й с то я н и и нам не удалось п о го во ри ть с п р о с ты м и лю дьм и , п о ра с спр о си ть , к а к они ж и в у т . Но мы заме тили , что в м а га з и н а х и х мало — не все там по к а рм а н у , рабо тающ ие в п о р т у ш в а р то вщ и н и , ка рщ и н и * ш оф еры , з а п р а вщ и к и одеты бедно , м но гие в з а н ош е н ны х и за л а та н ны х б р ю к а х и р у б аш к а х , с т о п т а н н ы х баш м ана х . На обед они у с тр а и в а л и с ь на к а к и х -н и б у д ь я щ и к а х в те н и , вы та с ки в а л и за хв а ч ен ны е и з дома бутерброды и доволь ствовались э тим . Р естораны , бары и кафе не для н и х . Мы видели, к а к они , не за ботясь , что под ум аю т и н о с т ранцы , п е ре тр я хи в ал и п у с ты е короС ки и д р у го й хл ам , вы бро ш е н ны й на бере г с а н гл и й с к о го военно го кораб л я , в н адеж де о т ы а и т ь ч то -ниб уд ь н у ж ное. Махали нам руками, когда мы покидали Виллемстад, эти люди, а не те, которые раскатывали по городу и порту в огромных сверкаю щих лимузинах. С. ДАЩИНСКИЙ. Фото автора. г. Виллемстад, Кюрасао . Март 1989 года , 7 апреля 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz