Рыбный Мурман. 1989 г. Апрель.

Там, где бывают наши моряки / / 1 ГОЛНЕЧНЫМ МАРТОВСКИМ УТРОМ наш транспортный реф- ^ рижератор приближался к экзотическому острову з Кариб- ском море — Кюрасао. Если вы зрительно представляете карту, без труда выделите з северо-восточной части Кариб группу Больших Антильских островов: Куба, Гаити, Ямайка, Пуэрто-Рика, Гваделупа. А на юго-западе взгляду зацепиться не за что. Только в нескольких десятках миль от венесуэльского берега будто стряхнул кто-то невзначай три крохотные точки. Это Малые Антильские острова, владения Нидерландов, которые сохранили они в Вест-Индии. Западный остров, Аруба, отвоевал у моря всего 190 квадрат* ных километров суши. Восточному, Бонайре, досталось чуть больше. А между ними прочертил море узкой, с изгибом, по­ лоской — с одного берега виден другой —* самый крупный, Кюрасао, да и тот раз в триста меньше Кольского полуострова. Наш путь из Панамы пролегал через эти Малые, или Нидер­ ландские, как их еще называют, Антильские острова, и мы лихо­ радочно рылись в памяти и в судовой библиотеке в попытках отыскать что-нибудь об этих малоизвестных у нас уголках земли. Но и в том и в другом месте мало что находили. Только побы­ вав на Кюрасао, в его столице — Виллемстаде, обзаведясь ме­ стными изданиями (правда, были они на голландском и испан­ ском языках, которые и з нас никто не изучал), все же попол­ нили свои представления. ■>etV: ч—г. У ' V: :да:л:К: ж-яВ % •• . • у -.v. « r v ;-T ' Ж ШЩ Ж , Щ f : v-v-X*;. v Nv, .v ■'«'•' /'•у ' i'i ■ ' - £ i ' t Л С Т Р О В КЮ Р А С А О от i ” крыл в 1499 году ис­ панец Алонсо де Ойеда. G 1634 года он стал колонией Голландии. Затем эту и дру­ гие островные земли Кариб Прибрали к своим рукам раз­ бойничавшие на море англи­ чане и французы. Но по па­ рижскому соглашению 1807 года, ратифицированному в }813 году. МалыЗ Антилы рнова оказались и фактичес­ ки остаются поныне голлан­ дскими. Кюрасао замечается изда­ ли. Сначала над морем мед­ ленно поднимается округлая вершина Синт-Христоффел в западной части острова, хо- я гора далековата от бере- а и невысока — 372 метра. А когда подходим ближе, открываются три холма — Дри Гербрудерс. Зоркими стражами некогда стояли они у моря, далеко видели при­ ближающиеся суда. Но те, давние голландцы, высадив- .jk-Йшеся па Кюрасао, не дово­ льствовались этим, а постро­ или на входе в бухту мощ­ ные но тем временам форты — с толстенными стенами, узкими бойницами и настоя­ щими пушками* И сегодня они встречают пришельцев, только не суетится у лафе­ тов прислуга, а за фортом Амстердам из 12-этажной гостиницы глазеют вездесу­ щие туристы. Надо сказать о бухтах Кюрасао. Они уникальны: далеко врезаются в остров, разливаются множеством ру­ кавов. В б у х т у , бере га ко то р о й об ­ любовали для с то л и ч н о го о с т ­ р о в н о го города голландцы и нуда мы д е р ж им п у т ь , суда с моря входя т по у з к о м у к а н а л у С ин т -А н на . Он не ш и р е р у к о ­ т в о р н о го П а нам с ко го , одна ко без ш лю зо в . Перед самым но ­ сом судна н и з н и й мост н е о ж и ­ д анно о тры ва е тся о т бере га , ра зв о р а ч и в а я сь , п лы ве т к дру­ гом у и п р и ж и м а е т с я к нем у во всю свою д л и н у . Д о с то п р и ­ м ечательность Кю р а сао ! Пост- ^ р о е н н ы й по п р о е к т у а м е р и ка н - '" с к о г о и н ж е н е р а Л. Б. Смита , к о т о р ы й ж и л в то время е Голландии , мост в прош лом год у о тме тил свой с толе тнии юбилей и еще раз подтвердил не раз выверенное : все р а з у м ­ ное — пр ос то . Здесь не т м ощ ­ н ы х по дъ ем ни ков и х и т р о у м ­ н ы х п о в о р о т ны х систем . Один к о н е ц моста за кре п л е н на рельсовом пол ура зворо те , а на д р у гом в м алень кой будочне сид и т моторист, или к а к он там по -и хнем у на зы вае тся , и т а к и м вот предельно с о кр ащ е н , ным ш та том управляется д в и ­ ж о к с подводным вин том . К о ­ гда надо п р о п у с т и т ь судно , мотор з а т а р а х т и т по ч ти по -на ­ ш ем у , и 140-метровое с о о р уж е ­ ние с а сф а л ь ти ро ва нно й доро ­ гой , т р о т у а р а м и по обеим с то ­ ронам в с чи та н ны е м и н у ты от- нроет не к а к ую -н и б у д ь ча с ть п р и р од н о го канал а , а весь его , о т берега до бере га . П еш ехо ­ дов в это время (ко торое , к а к и зве стно , д ен ь ги ) перево зят м ал е нь ки е ка те р а с обоих бе ­ ре го в , причем беспла тно . Та к ж е бы с тр о мост за ним ае т свое м есто на воде, и вот уж е о пя ть тече т по нем у лю д с ко й по то к, м ча тся м о тороллеры . В 1939 год у мост р е ко н с т р у и р о в а л и , и он п р и н я л со в рем е н ны й вид. П ол уд у гам и по ви сли на нем ги р л я н ды э л е к т р и ч е с к и х лам п , ^ и вечером вместе со своим ко - ^ лег»лк щ им ся о тр аж е н и ем в во- Н Ю Р А С А О де п р и д аю т о ни с к а з о ч н ы й вид ц е н т р у города . Наш огромный транспорт медленно проплывает мимо обеих частей города — Бун­ ды Й Отробанды. На набе­ режных гуляют тысячи лю­ дей, они машут нам руками — не часто видят советский флаг. •«? А вот и дворец губерна­ тора. Мы узнаем его по со­ лидности постройки и часо­ вым у входа. С 1954 года Нидерландские Антильские острова (в административном отношении, кроме уже наз­ ванных, они включают" еще маленькие острова Саба, Синт-Эстатитус и часть ост­ рова Святого Мартина) фор­ мально являются автономной частью королевства Нидер­ ландов. имеют внутреннее самоуправление. Только вне­ шнюю • политику и оборону оставила за собой метропо- .лия. Но глава исполнитель­ ной власти — королева Ни­ дерландов. не сама по себе, конечно, а представленная губернатором, дворец кото­ рого выходит на набережную. Чтобы не казалось жителям, что вся класть у этого чело­ века, образовали Совет ми­ нистров. И на э т и х н р о х о т н ы х о с тр о ­ вах б уш у ю т п о л и ти ч е с ки е с тр а с ти . П очти на каж д ом к л о ч к е с уш и д е й с т в ую т свои п а р ти и . На острове А р уб а , на ­ пр им е р — Народная , П а трио ­ т и ч е с ка я , И збирательное д ви ­ ж е н и е народа ; на Бонайре — Д ем о кр а ти ч е с ка я и П а трио ­ т и ч е с к и й сою з ; на С ен т-М арте ­ не, Сабе и С ин т -Э с та ти тусе — Д ем о кр а ти ч е с ка я . С т а к и м ж е на зва нием з а р е ги с тр и р о в а н а п а р ти я , но со своим ц е н тр а л ь ­ ным р у ко в о д с тв ом , и на К ю ­ расао . Есть и, т а к с ка за ть , о б щ е н а ц и о н а л ь н ы е объединения : Новое А н ти л ь с ко е д в иж е ни е , Н ацио нал ьная н а ­ родная п а р ти я , Рабочий ф рон т о свобож дения . Естественно , за более чем ко р о тн о е время по ­ з н а ком и т ь с я к а к и м -т о образом с и х пр о гр ам м ам и не было в о зм ож н о с ти . Но, если з а гл я ­ н у т ь в м а териалы н а ш и х п а р ­ т и й н ы х съездов , на чи на я с X X II, м ож но увид е ть , ч то р у к о ­ водители н е к о т о р ы х из н и х были го с т ям и н аш и х п а р т и й ­ н ы х ф орумов . Активно действовало по­ следние годы Избирательное движение народа на острове -Аруба. Партия выступала за отделение этого клочка зем­ ли не только от Голландии, как другие, но и от Нидер­ ландских Антилл, и добилась своего — с 1 января 1986 года провозглашена незави­ симость острова Арубы. Ко­ нечно, нам трудно предста­ вить образовавшееся госу­ дарство, которое занимает территорию меньшую, чем нынешний Мурманск, и где населения всего несколько десятков тысяч человек. Кстати, о населении. Все­ го па Нидерландских Антиль­ ских островах насчитывается около 300 тысяч жителей, нз них половина — на ост- Г ове Кюрасао и примерно 10 тысяч-- в его столи­ це Виллемстаде. В основном это негры и мулаты. Евро­ пейцев мало. Русского, да и то давно родившегося здесь, мы встретили лишь одного. Но мы увлеклись, судно наше еще э канале. Оно ка­ жется невероятно громадным на фоне двух-, трех-, редко четырехэтажных, ярких, раз­ нохарактерных по стилю, ка­ жущихся игрушечными, до­ мишек. Перед нами еще один мост, автомобильный, на металлических опорах,. Наш транспорт с высочей-. ными надстройками с «запа­ сом» проплавает под ним* В бухте медленно разво­ рачиваемся. С мостика вид­ но. как она удобна и уютна* Причалы не вытянуты в ли­ нию, а у каждого рукава свой. II не нумеруются они, как у нас, а носят названия набережных: Вестверф, Гро- тенверф, Клейнверф, Монте- верф, Ньюверф, Ораньеверф, Прннс-Хендрнкверф, Де-Виль- де, Хапделенден и совсем неожиданная — Матей. К причалу нас буквально втискивают портовые букси­ ры между двумя английски­ ми военными кораблями — сторожевым катером и огром­ ным танкером.; При швартов­ ке аккуратно, сноровисто ра­ ботают па берегу черноко­ жие мужчины. Доволен ка­ питан и местным лоцманом. На подходе к Виллемста­ ду вместе с нами дожида­ лись лоцманов еще два суд­ на: пассажирский лайнер и танкер. Они как бы сразу представили нам главные от­ расли экономики островов. Туризм дает около 53 про­ центов национального дохо­ да. государственный и част­ ный сектор на островах и в столице подчинены ему. Бо­ лее полумиллиона любозна­ тельных иностранных граж­ дан обслуживают здесь за год. Добраться сюда, в общем- то, ие сложно. Кюрасао свя­ зан постоянными воздуш­ ными трассами почти " со всеми странами Карибскогэ бассейна, с Северной и Юж­ ной Америкой и с Европой. В Виллемстаде много го­ стиниц. Наиболее крупные комплексы — «Коралловый берег», «Карибское Кюра­ сао», «Плаца», «Голлан­ дия», «Авила Беах». Здесь не только удобные жилые помещения с непременными кондиционерами, ресторана­ ми и барами, но и ультра­ современные супермаркеты, казино, сауны, бассейны, пункты проката легковых ав­ томобилей, прогулочные ка­ тера и яхты, страховые и прочие конторы. В гостини­ цах номера двух типов: ев­ ропейского и " местного — йорой весьма экзотичные, но не менее изысканные. Стои- ! 'гость колеблется по сезонам* }от несколько цифр, кото­ рые • дают «зрительное» представление. Я выписал их из рекламного проспекта. За простенький номер в самой дешевой гостинице турист уплатит в сутки от 28 до 130 долларов, в других оте­ лях — от 84 до 194 долла­ ров. Есть и по 280 долларов за сутки ночлега. Это в меж­ сезонье. Оставляем вам са­ мим возможность предста­ вить оплату во время наплы­ ва туристов. Туристам есть что и по­ смотреть. За два-три часа можно объехать весь остров по периметру — длина его около 60 километров и доро­ ги автомобильные хорошие. Их ждут музеи: культуры и истории Кюрасао, Симона Боливара. Есть театр («Ди Темпель»). Магазины и учреждения работают с 8 утра до 18 ве­ чера, с двухчасовым переры­ вом в середине жаркого дня (с 14 до 16). В качестве оп­ латы принимаются как мест­ ные флорины, так и амери­ канские доллары (один дол­ лар — 1,8 флорина). Поэто­ му на товарах чаще всего два ценника. Но цены «кусачие», как выразительно заметили на­ ши моряки. Телестудия маленького острова имеет 8 каналов, пять из них — собственные программы, которые ведутся на английском, голландском, испанском и местном диа­ лекте — папнаменто. Во всех гостиницах и у людей побогаче в частных домах еще и кабелыгый канал телевидения. Две программы на местном радио. Выходит несколько газет на пяти-ше- сти языках. Вывозить с Кюрасао раз­ решается практически все купленное, а на ввоз есть запреты: на человека не бо­ лее 400 сигарет (20 пачек), 50 сигар: ограничен также ввоз крепких спиртных на­ питков и вина. Вероятно, это требования местных фирм, которые не хотят ви­ деть конкурентов даже среди туристов. Действуют церкви, в ос­ новном католические, есть молельный дом адвентистов седьмого дня. Туризму на Нидерланд­ ских Антильских островах придают столь серьезное значение, что не скупятся на содержание собственных ту­ ристских представительств во многих странах мира. Ви­ дели мы туристские конто­ ры разных государств и р Виллемстаде. Похоже, их по­ больше, чем консульств. Хо< тя дипломатических предста­ вительств этого ранга удш вительно много на острова* даже европейских, а не толь­ ко обоих американских кон* тинентов. Вторая отрасль экономи­ ки — нефть. Собственных е& природных запасов здесь нет (добывают в небольшом ко« личестве лишь фосфаты 0 соль). Нефть привозят Taif керами из Венесуэлы и пе­ рерабатывают на заводах около 40 миллионов тонн ф год. Здесь заправляются то­ пливом и туристские лайне­ ры, и транспортные суда, н рыбацкие, и военные. Хозяй­ ничают в этой отрасли не« безызвестные иностранные монополии — американская «Эксон» и англо-голландская «Шелл».; Нефтепереработка дает Кюрасао 20 процен­ тов валового национального дохода* Сельское хозяйство разви­ то слабо. Острова холмистые, растительность скудная, по­ чва неплодородная. Выра­ щиваются в небольшом ко« личестве сорго, алоэ, сизаль, кукуруза, сахарный трост­ ник, бобы, овощи, цитрусо­ вые. Скота тоже немного: около 9 тысяч голов крупно­ го рогатого, 8 тысяч свиней и столько же овец, 21 тыся­ ча коз. Удивительно, но и рыбы добывается мало, около 2 тысяч тонн в год (6,5 кило­ грамма на человека, у нас — 17— 18 килограммов)* В обслуживании и торгов­ ле на Кюрасао работает око­ ло половины занятого насе­ ления, в то время как в промышленности — 10 про­ центов. Высок уровень без­ работицы — около 15 про­ центов. И сож ал е нию , из-за к о р о т к о й с то я н и и нам не удалось п о го ­ во ри ть с п р о с ты м и лю дьм и , п о ра с спр о си ть , к а к они ж и в у т . Но мы заме тили , что в м а га ­ з и н а х и х мало — не все там по к а рм а н у , рабо тающ ие в п о р т у ш в а р то вщ и н и , ка рщ и н и * ш оф еры , з а п р а вщ и к и одеты бедно , м но гие в з а н ош е н ны х и за л а та н ны х б р ю к а х и р у б аш ­ к а х , с т о п т а н н ы х баш м ана х . На обед они у с тр а и в а л и с ь на к а к и х -н и б у д ь я щ и к а х в те н и , вы та с ки в а л и за хв а ч ен ны е и з дома бутерброды и доволь ­ ствовались э тим . Р естораны , бары и кафе не для н и х . Мы видели, к а к они , не за ­ ботясь , что под ум аю т и н о с т ­ ранцы , п е ре тр я хи в ал и п у с ты е короС ки и д р у го й хл ам , вы бро ­ ш е н ны й на бере г с а н гл и й с к о ­ го военно го кораб л я , в н адеж ­ де о т ы а и т ь ч то -ниб уд ь н у ж ­ ное. Махали нам руками, когда мы покидали Виллемстад, эти люди, а не те, которые раскатывали по городу и порту в огромных сверкаю­ щих лимузинах. С. ДАЩИНСКИЙ. Фото автора. г. Виллемстад, Кюрасао . Март 1989 года , 7 апреля 1989 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz