Рыбный Мурман. 1988 г. Апрель.
^АКОНЧИЛ РАБОТУ V II съезд Всесоюзного об* щества изобретателей и ра ционализаторов. С одним из представителей многомилли онного отряда новаторов, на чальником отдела механиза ции и автоматизации произ водственных процессов тар ного комбината Л. А. АКИМО ВЫМ, беседует наш коррес пондент. поверьте, каким-то странным образом его исполнение хо рошо помогает в работе. — На съезде изобретателей и рац и о н а л и за то р о в п р и в о д и ли сь циф ры : в среднем о т идеи до ее воплощ ения п р о х о д и т 7— 9 лет. Б ол ьш ин с тво изобретений и с п о л ь з ую т с я на одном п р е д п р и я ти и . — Эти цифры обескуражи вают, но не удивляют. Можно ждать и дольше. Нужно не Страница рационализатора 7 ложения не оформляю. Неко гда. И деньги — далеко не главное. А крупные предложе ния требуют времени. Как-то мы обращались в патентную группу отдела проектирования новой техники и средств меха- Требуются... фанатики Строители перестройки — Леонид А ле кса нд р о в и ч , ч то по б уж д а е т вас за ним а ть ся рационали зацией? Стремление к сам о у тверж дению ? В о зм ож но с ть д опо л ни тел ьн о го п р и р а ботка? Особое со стояние д у ши?.. — Когда я подавал заявле ние в ряды КПСС, то а анке те на вопрос, почему вступаю в партию, написал: «Для того, чтобы создание материально- технической базы коммунизма было не только моим долгом, но и моей обязанностью». Грош цена мне будет как коммунисту, если от моих ре чей люди будут трудиться в два раза быстрее, с энтузиаз мом и даже с песнями, но по- прежнему с лопатой и кувал дой. — Эти убеж дения переросли в п о зи ц ию , стали ж и з н е н н о й у с та н о в ко й ■ зрелые годы . Но п о требнос ть в творче с тве по явилась гора здо раньш е . К о г да? — Сколько себя помню, столько же времени что-то пытаюсь усовершенствовать, что-то сделать свое. Сохрани лись дневниковые записи ран него детства. Тогда в 8—9 лет я строил . самолет. Конечно, из этой затеи ничего не могло получиться, но нашлось старое письмо, в котором я сообщал другу, чт0 сделал киль Для сборки летающего аппарата понадобилось читать специаль ную литературу. Помню, при шлось спрашивать у учитель ницы, что такое 0,5. Десятич ные д р о б и м ы т о г д а еще не п р о х о д и л и . Сохранились записи периода постройки аэросаней. Это уже в школе, в седьмом классе. Одновременно по ночам про бирался в школьные мастер ские, учился работать на то карном станке. В конце кон цов уроки стали казаться скучными, и после семи клас сов пришел на судоверфь, учеником токаря. А еще рань ше стал заниматься радиолю бительством. Совершенно не ожиданно. О радиоприемниках и принципах их работы не имел ни малейшего понятия. Но ночью приснилась схема, в основе которой была пробир- , ка с водой, а поверх нее на мотан провод. Собрал по та кой схеме приемник, который, конечно же, не работал. Но ведь пробирка (почему с во дой — непонятно) и провод — это, е принципе, катушка ин дуктивности. Примерно так же пришел к фотоделу: приснилось, что расстаемся с друзьями, а ни одной фотокарточки на память нет. В схожей где-то ситуации стал заниматься киноделом. Эти примеры — иллюстра ция того, что у мозга нет вы ходных. Он работает кругло суточно. Скажем, я беседую с сами, а параллельно перера батывается информация по лучшему устройству того или иного приспособления, узла, машины. Дома кульман не убирается, чертежи практиче ски постоянно лежат на полу... — П ри ход и т в го с ти те хн и ч е с к и гр а м о т ны й челове к, см о т р и т на ч е р теж и — и «уносит» с собой идею. — Пространственное раз мещение и вся машина у ме ня в голове. На чертежах — только компоновка. Так что гость (или даже «шпион») в лучшем случае может послу шать только песни Высоцкого. В моей фонотеке — более трехсот его произведений, и, ждать. Сегодня после рабо ты я пойду в цех, и мы со слесарем Виктором Киреевым будем изготовлять третий ва риант банкоукладочной маши ны. Многие узлы машин де лаю своими руками. Часто проще что-то . конструктивно новое сделать самому, чем объяснить, как это сдалать. А позже все-таки научить. — Что это за б а н ко у кл а д о ч ная машина? — Она будет открывать ящик, ставить прокладки, раз мещать банки и одевать обе чайки. Рабочими были и пер вые два варианта, но третий проще, эффективней. Про сматривается солидная эконо мическая выгода. — Человек с кува лд ой , рас пе вающ ий песни , герой не ва ш е го романа . Но и на тарном ком б и на те немало р у ч н о го тр уда . — У меня есть в голове, есть и на бумаге проработка автоматической линии, где ручного труда нет вообще. В Отпуске надо браться за де тализацию. Примите к сведению и та кую информацию: в бондар ном производстве для пяти важнейших операций промыш ленное оборудование вообще не выпускается. Так что меха низмы для проверки остова, для его обжига, эмалировки бочек, двусторонней осадки обручей, провесо-правильйой операции каждое предприятие п р и д у м ы з а е т с а м о д е я т е л ь н о . Изготавливаем такие машины и мы. — Сейчас д о кум е н ты п а р ти и и прави тел ьс тва о р и е н т и р ую т на вы ходы к п р и н ц и п и а л ь н о новым те хн ол о ги ям . По -види мому, в этом плане вам тож е не хо телось бы о статься на обочине про гресса . — Знаете, я бы огнес к про стейшим примерам неожидан но принципиально нового ре шения такое. У нас в стране принято лакировать весь лист жести, из которого штампуют ся крышки. Мы нашли возмож ность лакировать только про странство, занятое крышкой. Во-первых, достигается эконо мия лака. Во-вторых, так мы можем снимать олово с ме талла, которое из-под лака не добыть. Кстати, об олове. Раньше, когда его снимали с обрезков, в нем остазалось много желе за. И мы продавали его как несортовое, по 994 рубля за тонну. Сейчас разработали технически простое устройст во, которое позволяет от фильтровывать только олово. Оно стало марочным и прода ется по 20 тысяч рублей за тонну. Снимаем за год трина дцать тонн олова. Выгоду под считать несложно. Опробована стыковая свар ка обручей вместо сварки внахлестку. Она дает по ком бинату экономию 50 тонн ме талла. — Леонид А л е кса нд р о в и ч , ме нее к а п р и з н а я и более «ум ная» , чем и з ГДР. отбортовоч - ная м аш ина , а в том а ти ка для б о нд ар но -с тро гал ьно го , бон д ар но -ф у го вал ьно го с та н ко в , с т а н о к че ты р е х с тор о н н е й с т р о ж к и , те у со верш е н с твова ния , о н о то ры х шла речь вы ше, д р у ги е м аш и ны — бы вш ие и б уд ущ ие — это , по су ти , изобретения . Однако вы не имеете ни одно го па тен та . Ма ло то го , я слыш ал , что в п р о шлом год у вы оф ормили лиш ь одно рац пр ед л ож е ни е . Хотя с чи та ть и х м ож но д еся т кам и . — Видите, по мелочи, чтобы «сшибать червонцы», я пред- низации технологических про цессов ЦПКТБ с просьбой оформить документацию, предлагали заключить дого вор. В ответ услышали: «Вы нам напишите о том-то, опи шите то-то». — «Так вот же машина, перед вами», — гово рим мы. — «А правильно оформить — ваше дело». Словом, чтобы добиться тол ка, надо было связываться с массой бумаг. Тогда и рабо тать будет некогда. Изобре тать же ради изобретений не имеет смысла. — Пола гаю , н у ж н о че ткое разделение тр уд а . Есть люди , ко т о ры е п р и з в а ны п р и д ум ы вать ч то -то новое. Но долж ны бы ть и те, к т о в т а к и х лю дях заин тере сова н , к т о ищ ет связи с ним и . Причем заин тере сован не с то л ь ко морально , с к о л ь к о м а териально . — Именно так. В связи с перестройкой хозяйственного механизма отраслевая наука должна повернуться лицом к производству, поскольку стала работать на договорной осно ве. Но поворачивается она как-то робко, неуверенно. Хо телось бы видеть и большую заинтересованность отраслево го общества изобретателей и рационализаторов. — К с та ти , о ВОИР. В о тче т н ы х д о клада х п е р в и ч ны х о р га н и за ц и й зна ча тся повсю ду оп т и м и с ти ч ны е циф ры членов общества , а на деле к а р т и н а не столь р а д уж н а . — От болезни г и г а н т о м а н и и и п о к а з н о г о б л а г о п о л у ч и я не и з б а в л е н и н аш к о м б и н а т . Кто-то, когда-то, три пятилет ки назад, случайно подал предложение. И вот он уже получает нагрудный з н а к и кочует из пятилетки в пяти летку как «рационализатор ская единица». А по существу он уже давно нуль. Надо пе риодически проводить реви зию в обществе и от таких ну лей избавляться. На комбина те я могу назвать пять, от си лы десять человек, которые без творчества себя не мыс лят. Считаю, что прогресс дви гают вперед такие вот фанати ки. Остальные — сдатчики взносов. Зачем нам эта пока зуха? Есть и другой отряд, так сказать, рационализаторов. Этим всегда что-то нужно. Вспоминается эпизод из «За нимательной механики». Петру 1 предложили вечный двига тель. Он, естественно, оказал ся невечным: «не те мате риалы». Ссылки на «не те ма териалы» и теперь сплошь и рядом. А ты без всяких ссы лок докажи, что твоя идея жизнеспособна. Покажи идею в действии. Тогда можно иметь право что-то требовать. — Леонид А ле кса нд рови ч , ваш и р а зр а б о т ки , безусловно , д о л ж ны бы заин тере сова ть ра б о тн и ко в а н а л о ги ч ны х пред п р и я ти й . — Они их и интересуют. Часть информации мы переда вали. Как говорится, «за спа сибо». Сейчас подумываем о заключении договоров. Надо привыкать к мысли, что идеи имеют вполне реальную цену. С другой стороны, плохо то, что наша система информации о тех или иных новшествах настолько несовершенна, что узнаешь о них лишь тог да, когда они «обрастают бо родой». Расточительно это. Не по-хозяйски. — Спасибо , Леонид А л е кс а нд рович , за беседу. У спе хо в вам. им И честь— по заслугам -------------------------- Стимулы -------------------------- творческого труда Мне довелось участвовать в областной конференции ВОИР . Там я поделился с делегатами некоторыми мыслями об ор ганизации творческого труда в нашем траловом флоте. На деюсь, они небезынтересны и читателям еженедельника. Н А ЧН У с нашей брига ды по ремонту судовой автоматики. Организована она более девяти лет назад. Жизнь заставила — насы щенность траулеров новой точной техникой потребовала и создания участка по приве дению ее в порядок в случае выхода из строя. А ремонт подчас нужен оперативный — тут мы и оказываем по мощь рыбакам. Чтобы выпол нить большой объем судоре монта, нужна высокая произ водительность труда. Это в нашем коллективе достига ется благодаря рационализа торской работе: на счету бригады свыше 100 предло жений с экономическим эф фектом 260 тысяч рублей. Все наши новшества направ лены на повышение качест ва ремонта, сокращение его сроков. Однако внедрение предло жений, если говорить о фло те в целом, тормозит отсут ствие экспериментальной ба зы. Подчас долго разраба тывается и техническая до кументация по рацпредложе ниям. Надеемся, что эта ста рая «болезнь» в конце кон цов будет вылечена. Новато ры надеются, например, что многие проблемы будут ре шены с вводом в строй маши ностроительного завода, стро ительство которого начинает ся. Вот еще один из важных моментов творческого труда — полноценная информация о предложениях, подготовлен ных к внедрению. Сбор ее производится в ' советах ВОИР судов и береговых подразделениях флота. В итоге делаются подборки предложений, рекомендуемых к внедрению по типам судов. Издаются также плакаты по обмену опытом рационализа торской работы, сборник тем, которые ждут своего решения. Совет ВОИР фло та совместно с объединен ным советом рыбной про мышленности области под готовили и издали памятку молодому изобретателю. Раз работаны также положения: об общественном конструк- торско - технологическом бю ро, о клубе самодеятельного технического творчества. А ВОТ ЭТА НОВИНКА, уверен, привлечет вни мание новаторов многих пред приятий: наш совет ВОИР разработал и добился утвер ждения положения о звании «Заслуженный рационализа тор Мурманского тралового флота». В коллективах фло тов и береговых предприятий нашего рыбопромышленно го бассейна, это я подчерки ваю, такое звание вводится впервые. Уже изготовлены знаки, удостоверения лауре атов звания. Совет ВОИ Р на своем заседании 3 марта оп ределил кандидатуры первых лауреатов. Они получат зва ние «Заслуженный рациона лизатор» накануне нашего профессионального праздни ка — Дня рыбака. Будет по этому поводу приказ по фло ту. Вместе со знаком и удо стоверением лауреат получа- РЫБНЫЙМУРМАН ет денежное вознаграждение. Новаторы флота, конечно, одобрят такой весомый, мож но сказать — почетный, мо ральный и материальный сти мул в развитии технического творчества. Но мне хотелось бы вместе с тем отметить и явные минусы в этом деле. Хорошо бы совету ВОИР проявить побольше настойчи вости и принципиальности в улучшении жилищных усло вий рационализаторов, в о р ганизации творческих коман дировок инженерно-техннче- ских работников на междуна родные выставки (для рабо чих этот вопрос решен). Недавно я был делегатом конференции, на которой об суждался и был принят кол лективный договор. Так вот в этом важном документе не предусмотрено мер мораль ного* и материального стиму лирования труда новаторов, оказания им правовой и тех нической помощи. Хотелось бы видеть заинтересован ность нашего профсоюзного комитета в различного родэ поощрениях людей творче ской мысли, будь то льгот ная путевка, отпуск в летний период, внеочередное выделе ние квартиры. Такое поощре ние отличившихся вполне реально. И оно должно быть неотъемлемой частью взаим ных обязательств админист рации и профсоюзного коми тета. Уверен: новаторы нашего орденоносного флота еще немало сделают для обеспе чения высокоэффективной работы экипажей, внесут свой вклад в ускорение науч но-технического прогресса. Л. ВИНОКУРОВ, бригадир базы технического обслуживания Мурманско го тралового флота. НА СНИМКЕ: знак «Заслу женный рационализатор Мур манского тралового флота». В положении о нем , в частности , говорится о том, что соиска тель этого звания должен иметь стаж работы па флоте не менее пяти лет; иметь не менее 40 рационализаторских предложений, в том числе — не менее 20 за последние три года (или 10 рацпредложений и одно авторское свидетельст во па изобретение или поло жительные решения на пего); суммарный экономический эф фект от новшеств — не менее 50 тысяч рублей: должен ак тивно участвовать в жизни ВОИР. 29 апреля 1988 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz