Рыбный Мурман. 1988 г. Апрель.

п больше заботы о людях, больше внимания к их труду и быту « Р ж а в а я в о д а » Получен ответ В статье под таким заголов­ ком («РМ» № 6 от 12 февраля) освещались вопросы труда, быта, здоровья моряков, мо> рально-психологического кли­ мата в экипажах. «Статья внимательно рас­ смотрена в управлении «Сев­ рыбхолодфлот». На плазбазе «Маточкин Шар» планируется заменить морозильные камеры на более современные, улуч­ шить вентиляцию консервного цеха. Будут модернизированы и другие плавбазы. Так, в этом году намечаются дообо­ рудование рыбофабрики на «Полярной звезде», замена морозильных камер с установ­ кой дополнительных охлаждае­ мых бункеров для приемки и хранения рыбы на «Севрыбе». В течение двенадцатой и три­ надцатой пятилеток на всех производственных судах будут установлены линии производ­ ства концентрата рыбного бел­ ка, освоена рафинация рыбжи- ра с целью получения ветери­ нарного жира из технического. Факт некорректного ведения предотходного собрания на транспортном рефрижераторе «•Пролив Дианы» заместителем н а чал ьн и ка флота по э к с п л у а ­ та ц и и А . Ф . Л евановым п о д т ­ вердился . С е кретарем п а р т к о ­ ма О. И. Ж и ляе вы м проведена беседа с А . Ф . Л евановы м , в х о ­ де ко то р о й он пр е д у п р еж д е н о необходим ости более взвеш ен ­ но под ход и ть к о свещ ению проблем рабо ты флота в но вы х у с л о в и я х , н е д о п у с тим о с ти р а з ­ говора с э к и п а ж а м и на п о вы ­ ш е н ны х то н а х . В п а р т ко м е проведено сове­ щ ание с р у ко в о д ящ им составом флота , на ко то р ом обсуждень ; проблемы в за им оо тн ош ен и й ра ­ б о тн и ко в у п р а в л е н и я с с уд о вы ­ ми э к и п а ж а м и , подн я ты е в статье «Рж авая вода». В целях более полного отра­ жения морально-политических качеств моряков загранплаза- ния отделом кадров флота в 1985 году была разработана и распространена на суда типо­ вая форма справки-характери- стики, которая по ряду пози­ ций не соответствует требова­ ниям сегодняшнего дня. В настоящее время разраба­ тывается новая форма бланка служебного отзыва на специа­ листа. И. СИБИРСКИЙ, заместитель начальника управления, В. БРЕЗГИН, заместитель секретаря парткома управ­ ления «Севрыбхолодфлот». Хоть трава не расти... Фотообвинение Из года в год — знакомая картина: минросвалки на террито­ рии рыбного порта. Многократно мы обращались к руководству рыбокомбината, просили навести порядок на подведомственных предприятиях. Результаты таких обращений нулевые. Этот снимок сделан на территории завода технической продук­ ции у центральной проходной, не лучше санитарное состояние и около цехов коптильного завода, на других объектах. Большой фантазией надо обладать, чтобы назвать эту захлам­ ленную местность зеленой зоной. Но — назвали. А . ШАДРИН, начальник цеха обслуживания рыбного порта. шутка в старом ДМО— ские снабженцы разнообрази­ е м не балуют: лишь цемент да кирпич выдают периодиче­ ски. Ремонтники по-прежне­ му на правах солдата, кото­ рый из топора кашу варил. Где кусок трубы утянут, где перекрытием ’ от списанного дома разживутся, где что с пароходов удастся выманить. Плохо, что все добытое попе­ рек стандартов ложится... В свое время столовую «посватал» ремстройучастку заместитель начальника «Севрыбы» по капстроитель- ству А. А. Фагок. Ремонтни­ ки хором закричали: «Горь­ ко». Однако зам. начальника обнадежил: — Не огорчайтесь, будем помогать материалами. Кро­ ме того, часть работ, на 50 тысяч рублей, возьмет на се­ бя СМУ «Севрыбы». Но разговор такой проис­ ходил тоже в районе апре­ ля. Шутка. Ни гвоздя, ни гайки не получил участок с помощью объединения. А в ^ С М У «Севрыбы» и того изящней отпрыгнули в сторо­ ну: — Наши идеи — ваши ма­ териалы. Остряки. И снова весенняя капель точит древнюю крышу. Изво­ ротливые ремонтники ведра подставляют: авось удастся дистиллированную воду на сантехническую фасонину об­ менять. На худой конец, тот же цемент можно развести. Чувство меры — вот что еще отличает настоящий классический юмор от шутов­ ства. В прошлом году прош­ лый заместитель начальника тралфлота по капитальному строительству произнес: — К концу года ремонт будет закончен. Шутка была свежей и не­ ожиданной. Раздались апло­ дисменты. Комичность ситуа­ ции дополнялась еще тем, что заявление было сделано при замкнутых дверях ре­ монтируемой столовой: на объекте не было ни души. Нынче, в честь 1 апреля, опять раздалось: — К концу года ремонт будет закончен. Это уже шутка, повторен­ ная дважды. Не смешно. Горько. В. МИЛЮТИН. (Наш корр.). Два взгляда на одну проблему С т а р ш и й м а с т е р н е о б х о д и м ! Нужен ли на СТМ стар­ ший мастер обработки рыбы? Не нужен, считают многие руководители. Необходим, полагаю я. Во-первых, материальную ответственность должен не­ сти один специалист, а не два мастера обработки — по одному в смену. Во-вторых, кому-то необ­ ходимо заниматься сбором информации, например, о том, где сегодня плавбаза, какое. количество ПРОДУКЦИИ там возьмут, какая лишняя рыборазделочная техника есть на судне, уходящем в порт, в каком она состоянии, каким снабжением могут по­ делиться с нами коллеги и так далее* •• В-третьих, требуется со­ гласованность взаимодейст­ вия служб. Без старшего ма­ стера приходится все вопро­ сы решать во внерабочее время, ведь на вахте неког­ да. А рабочий день — 12 ча­ сов, как минимум. В-четвертых, необходимо постоянно контролировать соблюдение технологии и качества продукции, вести со­ ответствующие журналы, ор ­ ганизовывать рейды и тому подобное. В-пятых, остаются без по­ мощи и контроля мастера об­ работки. Более того, некому помочь становлению молодых специалистов. Ну и, наконец, коли есть служба, должен быть началь­ ник, который решает, какой вид продукции выпускать. Мне могут возразить: кто же вам не дает? Берите в штат хоть двадцать старших мастеров, ваше право, лишь бы не выходили за рамки фонда заработной платы. Вот тут-то и весь узел проблем. Для производственной команды крайне важна каж­ дая пара рабочих рук. Рабо­ чих, а не руководящих, ибо от этого зависит количество выпускаемой продукции. По­ этому расчет прост: лучше взять «лишнего» матроса, чем старшего мастера обра­ ботки, тем паче у последнего оклад выше, стало быть, есть возможность сэкономить ф'онд зарплаты. Хочу повторить то, что бы­ ло тысячу раз сказано дру­ гими моряками: сокращение экипажей не всегда оправда­ но. Повышение окладов не столь значительное, а потерн флота, бассейна огромны. Примером может. служить наш минувший рейс: пере­ выполнив планы по всем по­ казателям, сколько мы не­ додали продукции! Причем продукции улучшенного ас­ сортимента. Сокращение было бы впол­ не оправданным после меха­ низации труда. Но об этом тоже говорилось немало, тол- ку-то! Ведь уже не экспери­ мент — узаконено сокраще­ ние. Нелепость. Более то­ го, письм0 ВРПО «Севрыба» гласит: на судах, где работа рыбофабрики идет в одну смену, в штатном расписании — один мастер обработки. Интересно, где это на рыбо- фабрике одна смена? Правда, если судно идет в Баренцево море или Северо- Восточную Атлантику, в штат вводится старшин ма­ стер обработки. А почему его в другие районы нельзя брать? Неизвестно. Может, ВРПО другое пись­ мо напишет? П. САДОВСКИЙ, мастер обработки рыбы СТМ «Мария Мелентьева» Мурманского тралового флота. Е д и н с т в о целей Службу добычи и службу обработки рыбы на промыс­ ловых судах называют про­ изводственной командой или комплексной бригадой. Этим подчеркивается нераздели- мость производственного про­ цесса, необходимость совме­ стного труда. Однако в силу сложивших­ ся традиций между этими службами немало противоре­ чий: добытчики не хотят ид­ ти на рыбофабрнку, а обра­ ботчики — на промысловую палубу. Чаще всего это про­ исходит потому, что в службе От редакции обработки работают матросы более низкой квалификации, не имеющие навыков обслу­ живания орудий лова и про­ мысловых механизмов. Тем не менее в современных ус­ ловиях необходима единая организация, подчиненная од­ ному человеку. Мы сокращаем экипажи, а потом ломаем головы над тем, как в этих условиях обеспечить выполнение пла­ на. Так, может быть (как один из вариантов), объеди­ нить в одном человеке __ помощнике капитана по про­ изводству — старшего ма­ стера добычи и старшего ма­ стера обработки? Но этим специалистом должен быть старший мастер добычи. Поясню. Орудия лова — сложное инженерное соору­ жение Их настройка, ремонт требуют инженерной подго­ товки. А механизмы рыбо­ фабрики обслуживает машин­ ная команда, "технологию же рыбной продукции не так* уж- сложно освоить самому: ли­ тературы достаточно. Чего достигнем мы в ре­ зультате? Сократим одну должность. Устраним тради­ ционный антагонизм между «палубой» и «фабрикой». Ведь помощник капитана по производству будет держать в одних руках всю техноло­ гическую цепочку от вылова рыбы до загрузки трюмов. У него появится возможность варьировать людьми, скажем, две недели моряки занима­ ются выловом, две недели — обработкой рыбы. Значит, не так будет сказываться утомление от однообразия труда, следовательно, повы­ сится производительность труда. Бесспорно, в таком экипаже должны работать квалифицированные матро­ сы, дабы переход с одного производственного участка на другой был безболезнен­ ным. Главное, в чем не прихо­ дится сомневаться, — на промысловых судах единство производственного процесса должно обеспечиваться един­ ством целей судовых служб, его обеспечивающих. И, на мой взгляд, объединение служб добычи и обработки будет этому способствовать. В. САМСОНОВ, капитан дальнего плавания. К вопросу о сокращенных экипажах Наш комментарий. Пробле­ мы, поднятые авторами этих публикаций, волнуют, конечно же, не их одних. Особенно сейчас, когда на судах раз­ мышляют, как наиболее без­ болезненно сократить экипаж. Поэтому еще до опубликова­ ния мы решили обсудить эти проблемы с группой капитанов Мурманского тралового флота: Николаем Львовичем Шинка- руком, Геннадием Александро­ вичем Шаниным, Александром Герасимовичем Трюханом, Ива­ ном Ивановичем Сысоевым. Наибольшее их внимание при­ влекла статья В. И. Самсонова. — Идея хороша, — сказал Н. Л. Шинкарук. — Если бы я пошел сейчас в море (Нико- лай Львович — капитан-настав- ник флота. — И. Б.), непре­ менно осуществил бы пред­ ложение В. И. Самсонова. Хо­ тя сейчас крайне сложно при­ менить такое. Во-первых, ме­ шает психологический барь­ ер, во-вторых, сегодня глгз- ное — качество продукции со всеми вытекающими от­ сюда последствиями. Хо­ тя, если вспомнить, раньше У нас были капитаны-тралмейсте- ры, прекрасно справлялись. Думается, надо преодолеть множество бюрократических препон, в частности, отменить всяческие устаревшие инст­ рукции, ГОСТы. И жизнь ско­ рей всего заставит прийти к такому решению, о котором и пишет В. И. Самсонов. — Пока юридически не уза­ конена коллективная ответст­ венность за качество продук­ ции, — вступает в разговор И. И. Сысоев, — отвечают за все капитан и технолог. В принципе идея приемлема, но мы, действительно, из-за древ­ них инструкций не можем мыслить и действовать широ­ ко и эффективно. По-хозяй- скн. — А я бы сделал по-друго- му, — гозорит А. Г. Трюхан. — Я бы убрал среднее ззено комсостеза. Вместо двух ма­ стеров обработки рыбы поста­ вил старших матросоз, конеч­ но, при соответствующей опла­ те. И при контроле технолога. Убрать лишнюю писанину — и можно обойтись не только без четвертого, но и без третьего помощника капи­ тана. Вообще при высокой квалификации экипажа и тех­ нической оснащенности можно оставить лишь старших: по­ мощника капитана, механика, мастера добычи и мастера об­ работки рыбы. — Пока не автоматизирован процесс производства, сокра­ щение штата не имеет смыс­ ла, — дополняет Г. А. Шанин. — Слишком устают люди, и эта усталость накапливается. Вот если бы после полугодо­ вого рейса дали, в частности, капитану полгода-год побыть на берегу... * ' * * Как видим, от конкретной темы капитаны перешли к разговору о наболевшем. И это понятно. Ибо нет ни одно­ го вопроса в работе экипажа, который бы не был озязан ту­ гим морским узлом с десят- ком-сотней других. Хотелось бы узнать мнение моряков всех флотез по пово­ ду этих проблем. И. БЕРЕЗЮК. РЫБНЫЙМУРМАН I апреля 188 года &

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz