Рыбный Мурман. 1988 г. Апрель.
п больше заботы о людях, больше внимания к их труду и быту « Р ж а в а я в о д а » Получен ответ В статье под таким заголов ком («РМ» № 6 от 12 февраля) освещались вопросы труда, быта, здоровья моряков, мо> рально-психологического кли мата в экипажах. «Статья внимательно рас смотрена в управлении «Сев рыбхолодфлот». На плазбазе «Маточкин Шар» планируется заменить морозильные камеры на более современные, улуч шить вентиляцию консервного цеха. Будут модернизированы и другие плавбазы. Так, в этом году намечаются дообо рудование рыбофабрики на «Полярной звезде», замена морозильных камер с установ кой дополнительных охлаждае мых бункеров для приемки и хранения рыбы на «Севрыбе». В течение двенадцатой и три надцатой пятилеток на всех производственных судах будут установлены линии производ ства концентрата рыбного бел ка, освоена рафинация рыбжи- ра с целью получения ветери нарного жира из технического. Факт некорректного ведения предотходного собрания на транспортном рефрижераторе «•Пролив Дианы» заместителем н а чал ьн и ка флота по э к с п л у а та ц и и А . Ф . Л евановым п о д т вердился . С е кретарем п а р т к о ма О. И. Ж и ляе вы м проведена беседа с А . Ф . Л евановы м , в х о де ко то р о й он пр е д у п р еж д е н о необходим ости более взвеш ен но под ход и ть к о свещ ению проблем рабо ты флота в но вы х у с л о в и я х , н е д о п у с тим о с ти р а з говора с э к и п а ж а м и на п о вы ш е н ны х то н а х . В п а р т ко м е проведено сове щ ание с р у ко в о д ящ им составом флота , на ко то р ом обсуждень ; проблемы в за им оо тн ош ен и й ра б о тн и ко в у п р а в л е н и я с с уд о вы ми э к и п а ж а м и , подн я ты е в статье «Рж авая вода». В целях более полного отра жения морально-политических качеств моряков загранплаза- ния отделом кадров флота в 1985 году была разработана и распространена на суда типо вая форма справки-характери- стики, которая по ряду пози ций не соответствует требова ниям сегодняшнего дня. В настоящее время разраба тывается новая форма бланка служебного отзыва на специа листа. И. СИБИРСКИЙ, заместитель начальника управления, В. БРЕЗГИН, заместитель секретаря парткома управ ления «Севрыбхолодфлот». Хоть трава не расти... Фотообвинение Из года в год — знакомая картина: минросвалки на террито рии рыбного порта. Многократно мы обращались к руководству рыбокомбината, просили навести порядок на подведомственных предприятиях. Результаты таких обращений нулевые. Этот снимок сделан на территории завода технической продук ции у центральной проходной, не лучше санитарное состояние и около цехов коптильного завода, на других объектах. Большой фантазией надо обладать, чтобы назвать эту захлам ленную местность зеленой зоной. Но — назвали. А . ШАДРИН, начальник цеха обслуживания рыбного порта. шутка в старом ДМО— ские снабженцы разнообрази е м не балуют: лишь цемент да кирпич выдают периодиче ски. Ремонтники по-прежне му на правах солдата, кото рый из топора кашу варил. Где кусок трубы утянут, где перекрытием ’ от списанного дома разживутся, где что с пароходов удастся выманить. Плохо, что все добытое попе рек стандартов ложится... В свое время столовую «посватал» ремстройучастку заместитель начальника «Севрыбы» по капстроитель- ству А. А. Фагок. Ремонтни ки хором закричали: «Горь ко». Однако зам. начальника обнадежил: — Не огорчайтесь, будем помогать материалами. Кро ме того, часть работ, на 50 тысяч рублей, возьмет на се бя СМУ «Севрыбы». Но разговор такой проис ходил тоже в районе апре ля. Шутка. Ни гвоздя, ни гайки не получил участок с помощью объединения. А в ^ С М У «Севрыбы» и того изящней отпрыгнули в сторо ну: — Наши идеи — ваши ма териалы. Остряки. И снова весенняя капель точит древнюю крышу. Изво ротливые ремонтники ведра подставляют: авось удастся дистиллированную воду на сантехническую фасонину об менять. На худой конец, тот же цемент можно развести. Чувство меры — вот что еще отличает настоящий классический юмор от шутов ства. В прошлом году прош лый заместитель начальника тралфлота по капитальному строительству произнес: — К концу года ремонт будет закончен. Шутка была свежей и не ожиданной. Раздались апло дисменты. Комичность ситуа ции дополнялась еще тем, что заявление было сделано при замкнутых дверях ре монтируемой столовой: на объекте не было ни души. Нынче, в честь 1 апреля, опять раздалось: — К концу года ремонт будет закончен. Это уже шутка, повторен ная дважды. Не смешно. Горько. В. МИЛЮТИН. (Наш корр.). Два взгляда на одну проблему С т а р ш и й м а с т е р н е о б х о д и м ! Нужен ли на СТМ стар ший мастер обработки рыбы? Не нужен, считают многие руководители. Необходим, полагаю я. Во-первых, материальную ответственность должен не сти один специалист, а не два мастера обработки — по одному в смену. Во-вторых, кому-то необ ходимо заниматься сбором информации, например, о том, где сегодня плавбаза, какое. количество ПРОДУКЦИИ там возьмут, какая лишняя рыборазделочная техника есть на судне, уходящем в порт, в каком она состоянии, каким снабжением могут по делиться с нами коллеги и так далее* •• В-третьих, требуется со гласованность взаимодейст вия служб. Без старшего ма стера приходится все вопро сы решать во внерабочее время, ведь на вахте неког да. А рабочий день — 12 ча сов, как минимум. В-четвертых, необходимо постоянно контролировать соблюдение технологии и качества продукции, вести со ответствующие журналы, ор ганизовывать рейды и тому подобное. В-пятых, остаются без по мощи и контроля мастера об работки. Более того, некому помочь становлению молодых специалистов. Ну и, наконец, коли есть служба, должен быть началь ник, который решает, какой вид продукции выпускать. Мне могут возразить: кто же вам не дает? Берите в штат хоть двадцать старших мастеров, ваше право, лишь бы не выходили за рамки фонда заработной платы. Вот тут-то и весь узел проблем. Для производственной команды крайне важна каж дая пара рабочих рук. Рабо чих, а не руководящих, ибо от этого зависит количество выпускаемой продукции. По этому расчет прост: лучше взять «лишнего» матроса, чем старшего мастера обра ботки, тем паче у последнего оклад выше, стало быть, есть возможность сэкономить ф'онд зарплаты. Хочу повторить то, что бы ло тысячу раз сказано дру гими моряками: сокращение экипажей не всегда оправда но. Повышение окладов не столь значительное, а потерн флота, бассейна огромны. Примером может. служить наш минувший рейс: пере выполнив планы по всем по казателям, сколько мы не додали продукции! Причем продукции улучшенного ас сортимента. Сокращение было бы впол не оправданным после меха низации труда. Но об этом тоже говорилось немало, тол- ку-то! Ведь уже не экспери мент — узаконено сокраще ние. Нелепость. Более то го, письм0 ВРПО «Севрыба» гласит: на судах, где работа рыбофабрики идет в одну смену, в штатном расписании — один мастер обработки. Интересно, где это на рыбо- фабрике одна смена? Правда, если судно идет в Баренцево море или Северо- Восточную Атлантику, в штат вводится старшин ма стер обработки. А почему его в другие районы нельзя брать? Неизвестно. Может, ВРПО другое пись мо напишет? П. САДОВСКИЙ, мастер обработки рыбы СТМ «Мария Мелентьева» Мурманского тралового флота. Е д и н с т в о целей Службу добычи и службу обработки рыбы на промыс ловых судах называют про изводственной командой или комплексной бригадой. Этим подчеркивается нераздели- мость производственного про цесса, необходимость совме стного труда. Однако в силу сложивших ся традиций между этими службами немало противоре чий: добытчики не хотят ид ти на рыбофабрнку, а обра ботчики — на промысловую палубу. Чаще всего это про исходит потому, что в службе От редакции обработки работают матросы более низкой квалификации, не имеющие навыков обслу живания орудий лова и про мысловых механизмов. Тем не менее в современных ус ловиях необходима единая организация, подчиненная од ному человеку. Мы сокращаем экипажи, а потом ломаем головы над тем, как в этих условиях обеспечить выполнение пла на. Так, может быть (как один из вариантов), объеди нить в одном человеке __ помощнике капитана по про изводству — старшего ма стера добычи и старшего ма стера обработки? Но этим специалистом должен быть старший мастер добычи. Поясню. Орудия лова — сложное инженерное соору жение Их настройка, ремонт требуют инженерной подго товки. А механизмы рыбо фабрики обслуживает машин ная команда, "технологию же рыбной продукции не так* уж- сложно освоить самому: ли тературы достаточно. Чего достигнем мы в ре зультате? Сократим одну должность. Устраним тради ционный антагонизм между «палубой» и «фабрикой». Ведь помощник капитана по производству будет держать в одних руках всю техноло гическую цепочку от вылова рыбы до загрузки трюмов. У него появится возможность варьировать людьми, скажем, две недели моряки занима ются выловом, две недели — обработкой рыбы. Значит, не так будет сказываться утомление от однообразия труда, следовательно, повы сится производительность труда. Бесспорно, в таком экипаже должны работать квалифицированные матро сы, дабы переход с одного производственного участка на другой был безболезнен ным. Главное, в чем не прихо дится сомневаться, — на промысловых судах единство производственного процесса должно обеспечиваться един ством целей судовых служб, его обеспечивающих. И, на мой взгляд, объединение служб добычи и обработки будет этому способствовать. В. САМСОНОВ, капитан дальнего плавания. К вопросу о сокращенных экипажах Наш комментарий. Пробле мы, поднятые авторами этих публикаций, волнуют, конечно же, не их одних. Особенно сейчас, когда на судах раз мышляют, как наиболее без болезненно сократить экипаж. Поэтому еще до опубликова ния мы решили обсудить эти проблемы с группой капитанов Мурманского тралового флота: Николаем Львовичем Шинка- руком, Геннадием Александро вичем Шаниным, Александром Герасимовичем Трюханом, Ива ном Ивановичем Сысоевым. Наибольшее их внимание при влекла статья В. И. Самсонова. — Идея хороша, — сказал Н. Л. Шинкарук. — Если бы я пошел сейчас в море (Нико- лай Львович — капитан-настав- ник флота. — И. Б.), непре менно осуществил бы пред ложение В. И. Самсонова. Хо тя сейчас крайне сложно при менить такое. Во-первых, ме шает психологический барь ер, во-вторых, сегодня глгз- ное — качество продукции со всеми вытекающими от сюда последствиями. Хо тя, если вспомнить, раньше У нас были капитаны-тралмейсте- ры, прекрасно справлялись. Думается, надо преодолеть множество бюрократических препон, в частности, отменить всяческие устаревшие инст рукции, ГОСТы. И жизнь ско рей всего заставит прийти к такому решению, о котором и пишет В. И. Самсонов. — Пока юридически не уза конена коллективная ответст венность за качество продук ции, — вступает в разговор И. И. Сысоев, — отвечают за все капитан и технолог. В принципе идея приемлема, но мы, действительно, из-за древ них инструкций не можем мыслить и действовать широ ко и эффективно. По-хозяй- скн. — А я бы сделал по-друго- му, — гозорит А. Г. Трюхан. — Я бы убрал среднее ззено комсостеза. Вместо двух ма стеров обработки рыбы поста вил старших матросоз, конеч но, при соответствующей опла те. И при контроле технолога. Убрать лишнюю писанину — и можно обойтись не только без четвертого, но и без третьего помощника капи тана. Вообще при высокой квалификации экипажа и тех нической оснащенности можно оставить лишь старших: по мощника капитана, механика, мастера добычи и мастера об работки рыбы. — Пока не автоматизирован процесс производства, сокра щение штата не имеет смыс ла, — дополняет Г. А. Шанин. — Слишком устают люди, и эта усталость накапливается. Вот если бы после полугодо вого рейса дали, в частности, капитану полгода-год побыть на берегу... * ' * * Как видим, от конкретной темы капитаны перешли к разговору о наболевшем. И это понятно. Ибо нет ни одно го вопроса в работе экипажа, который бы не был озязан ту гим морским узлом с десят- ком-сотней других. Хотелось бы узнать мнение моряков всех флотез по пово ду этих проблем. И. БЕРЕЗЮК. РЫБНЫЙМУРМАН I апреля 188 года &
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz