Рыбный Мурман. 1988 г. Апрель.

1 2 Социальная сфера О б ы к н о в е н н ы е мальчиш­ ки и дезчснки. На пер­ вый взгляд, ничем не отлича­ ются от «домашних». И асе же — страна близнецов: одинако­ вые шубки, одинаковые платья, подчас одного и того же раз­ мера — на старших и млад­ ших, одинаковые глаза. Глаза... В каждом взгляде — немой вопрос: «Вы не мой па­ па?.. Вы пришли не за мной?» И если замечают, что с кем-то разговариваешь дольше, чем с другим, сразу осторожно спра­ шивают: «Наташа, это не тзой папа? Он тебя заберет отсю­ да?» Наташа, зажмурив глаза, отрицательно качает головой. А из глаз медленно катятся слезы... Она не помнит своих родителей. Они бросили ее, когда девочке было несколько недель от роду. С тех пор прошел не один год. Она уже многое понимает. Кроме одно­ го — почему у нее нет мамы? Самый светлый и желанный праздник в детском доме — это день, когда приезжают ро­ дители. Он так и зовется «ро­ дительский день». День, когда на лицах ребят появляются счастливые улыбки и слезы... Слез, пожалуй, больше, чем улыбок. Ведь не ко всем при­ езжают мамы и папы. Ну а для воспитателей, пе­ дагогов этот день скорее пас­ мурный. Это и понятно. Попро­ буйте объяснить ребенку, по­ чему мама не забирает его домой, почему она не приеха­ ла, почему у Оли мама хоть изредка приезжает, а Света свою не видела с рожденья? А ведь ждет, ждет уже деся­ тый год. Подолгу всматривает­ ся в каждую незнакомую жен­ щину, пытаясь отыскать ту единственную, с которой так тепло, без которой так холод­ но. На все эти «почему» надо ответить, объяснить, чтобы не ранить еще больнее и без то­ го искалеченные детские ду­ ши. В ОДИН из таких дней я пришел з Кандалакш­ ский детский дом № 6, чтобы ближе познакомиться с так на­ зываемыми «родителями». Их было немало. Они подобост­ растно заглядывали в глаза директору детского дома Та­ маре Кирилловне Чуракозой, ведь от нее зависело — дать или нет разрешение на свида­ ние с ребенком. А когда вос­ питатели приводили ребят, они так же заискивающе смотрели в глаза сзоих детей, как бы боясь найти в них немой укор, сдерживаемый изо всех сил крик. Но нет, напрасно они всмат­ ривались в ясные глаза детей — того, чего они так опаса­ лись, в них не было. Не было в эту минуту, потому что: «Приехала мама!!!» Только за­ гляни они в них чуть позже, когда в детском доме насту­ пает тишина и ребята ложатся в свои одинаковые кроватки, накрызаются одинакозыми одеяльцами, — они бы ужас­ нулись! Ужаснулись той бес­ человечности, с которой отня­ ли у сзоих детей самое дорогое — тепло род­ ного очага. Вздрогнули бы от ночных крикса, бессозна­ тельно срывающихся с дет­ ских губ: «Мама, мама, мамоч­ ка!» И даже сейчас, лихора­ дочно пихая в маленькие ру­ ки конфеты, книжки, часы, они словно бы старались откупить­ ся подарками от своих детей, не понимая того, что нужда­ ются ребятишки в другом — в материнской ласке. У Вален­ тины Смирновой из Мончегор­ ска дзое детей в детском до­ ме. Задаю вопрос ей: — Почему они оказались здесь? Она силится что-то сказать, но голос ее срывается, и до меня доносятся только обрь;.з- ки слов: — Я... мы... потому.:; Трудно найти оправдание. — Вы думаете забрать детей домой? — спрашиваю после паузы. Она с радостью хватается за вопрос, как утопающий за со­ ломинку, и торопливо произ­ носит: — Да, конечно, заберу, не место им здесь, мне бы вот только заработать характери­ стику, проработать на одном мэсте год... Больше ей нечего сказать. Из личного дела Смирновой явствует, что она лишена ро­ дительских праз за амораль­ ный образ жизни, систематиче­ ское пьянство, тунеядство. Следы этих разгульных оргий, «Родительский» день «веселой» жизни и сейчас за­ метны на ее лице. Детей сво­ их посещениями не балует, приезжает один раз в два ме­ сяца. А они ждут, ждут, когда приедет мама. Ждут, когда она (вспомнит о своем долге и приложит усилия для того, что­ бы дети не росли сиротами. Татьяна Зотова приехала к своему сыну из Мурманска, ей тридцать два года. На зид — около пятидесяти. На мои ао- просы отвечать отказалась, по­ нятно, почему. Не так давно была приговорена народным судом к четырем годам лише­ ния свободы, но — амнистиро­ вана. Как следует из пригсзо- ра, она лишила жизни своего новорожденного ребенка. За полгода, что находится ее сын Сережа в детском доме, наве­ стила его только раз. Да и ка­ ких материнских чувстз можно ждать от подобной женщины. Но, как ни странно, родитель­ ских праз на перзого ребенка она не лишена. Лариса Б. приехала к дочери из Кировска. На мой вопрос, почему дочь находится в дет­ ском доме, ответила, что хоть сейчас бы ее забрала, но не позволяет жилплощадь. Как оказалось, здесь же, в дет­ ском доме, находится и ее сзодный брат. Его она не ви­ дела с рождения. Когда я спросил, а где же их мать, она заплакала и со злобой вы­ крикнула: «Бросила она нас!» Да и у самой Ларисы Б. ото­ брали ребенка отнюдь не за ангельское позедение. Но как видно, она очень глубоко пе- рзжизает зз дочь. Хотя сейчас, пока находится на учете у пси­ хиатра, дочь ей никто не от­ даст. Но в противовес этим лю­ дям с простуженными душами, так называемым родителям, с испитыми лицами, блуждающи­ ми взглядами — нашелся и челсзек с добрым сердцем. Наделенный душевной тепло­ той, милосердием. Это житель­ ница Кандалакши Вера Тимофе­ евна Чекушкина. Она пришла к внуку Саше. Собственно, ни­ какой он ей не внук. Просто Светлана Владимировна Хари- на, мать Саши, была замужем за сыном Веры Тимофеевны, потом развод, вышла замуж вторично. Сейчас она лишена праз на дочь Оксану и сына Сашу. Девочку Чекушкины взя­ ли из детского дома к себе, а вот Саша от второго брака, и прав на него у них нет. Но она все-таки навещает его, а вот Светлана Владимировна за­ была про своих детей. З ДЕСЬ приведены краткие биографии лишь некото­ рых родителей, чьи дети нахо­ дятся в детском доме. А их, мальчиков и девочек, в детдо­ ме 150 душ, и только у двоих нет ни отца, ни матери. К большинству же сирот при жи ­ вых родителях не приезжает вообще никто. Пока они, так называемые «мамы 'И папы» пьянствуют, во­ руют, сидят по тюрьмам, госу­ дарство воспитывает их детей. Детей, появившихся на свет по воле случая, не видевших ма­ теринской ласки и участия, не ведающих тепла родного до­ ма. Детей, обездоленных сво­ ими горе-родителями. Конечно, нельзя сказать, что здесь ребята жизут плохо. Созданы все услозия для того, чтобы они не чувствовали себя брошенными. В каждой группе стоит цветной телевизор, мно­ го зелени, зкусная пища, спортзал, современная мебель, свой врач, зубопротезный ка­ бинет. Ребятишки практически не болеют простудными забо­ леваниями, этому способствуют большая профилактическая ра­ бота, занятия в различных спортизных секциях, закалива­ ние, два раза в неделю ребята посещают плавательный бас­ сейн. Не забывают их и ше­ фы. Четыре года, как шефст­ вуют над детским домом ра­ ботники Кольской атомной электростанции. Благодаря их заботе здесь появились тен­ нисные столы, велосипеды, гимнастические лестницы, и многое из этого куплено ше­ фами на личные деньги. В течение многих лет прояв­ ляют заботу о детях работни­ ки городского универсального торга, они приходят к ребятам на праздники, сажают вместе с ними деревья, читают худо­ жественную литературу, игра­ ют. В общем, заботятся все. Кро­ ме так называемых мам и пап. Хорошо еще, что люди трудят­ ся здесь неравнодушные. Та­ кие, как, например, Тамара Михайловна Сергеева. Работает в детском доме со дня его открытия поваром. Ребятам очень нравятся приготовлен­ ные ею пирожки, булочки, блинчики. Более 15 лет тру­ дится здесь и логопед Людми­ ла Николаевна Коварнина. Мно­ го душевной теплоты отдают ребятам воспитатели Зинаида Федоровна Смыслова, Людми­ ла Евгеньевна Проскурина. М ОЖНО назвать и другие имена. Но все же... Все же сколь бы добросовестным ни был труд этих людей, в жизни детского дома есть и еще одна сторона, которая не может не внушать тревогу. Об­ щественность лишь недавно — при помощи центральной прес­ сы, документального фильма «Без оркестра» — обнаружила ее. Да, внешне эта сторона не­ приметна, но в формировании .личности человека она играет огромную роль. Я говорю о коммуникабельности, адапта­ ции ребятишек после «теплич­ ных» условий детского дома к так называемой реальной, взрослой жизни со всеми ее противоречиями и проблема­ ми. Поделюсь своими скром­ ными наблюдениями на этот счет. В Доме ребенка, где ребят содержат до трех-четырех лет, они живут, как на острове. У воспитателей нет возможности и сил с каждым индивидуаль­ но заниматься, играть, выхо­ дить на прогулку, разговари­ вать и т. д. То есть создавать условия, максимально прибли­ женные к условиям воспитания в семье. «Домашний» ребенок каж­ дую минуту, час после своего рождения получает информа­ цию от родителей, бабушек и дедушек. И уже после года он начинает гозорить отдельные фразы, понимает человеческую речь. В Доме ребенка зсе об ­ стоит иначе. Ребят группами выводят на прогулку, группами с ними занимаются. С самого рождения малыши живут по казарменному распорядку, ко­ торый тормозит их развитие. Поэтому, когда они попадают в детский дом, там только раз­ водят руками: многие из ма­ лышей не только не умеют го­ ворить, но и плохо понимают, боятся окружающего их мира. Таким образом, с самого нача­ ла в окружающей их среде за­ ложена потенциальная пред­ расположенность к умственной отсталости. И, попадая в дет­ ский дом, по существу ничем не отличающийся от Дома ре­ бенка, они продолжают бессо­ знательно катиться по наклон­ ной. Детский дом тоже отнюдь 1 не свободен от казарменных уложений. Ребенок здесь, как заводная игрушка, оловянный солдатик. Он должен делать только то, что должен — при­ мерно так можно сформули­ ровать основной принцип вос­ питания. Подобные методы на­ кладывают определенный от­ печаток и на психику. Здесь процветает воровство, жалуют­ ся воспитатели. Может быть, это слишком резкое, неуместное слово, но ребятишки тащат все, что по- • падает на глаза, — просто так. Тащат не оттого, что плохо живут, а чтобы иметь личное, не одинаковое, не как у всех. Иметь же в личных шкафчиках болты, гайки, тряпочки, стек­ ляшки, вызывающие особый интерес у малышей, в детском доме недозволено. Постоян­ ное вытряхивание и выгреба­ ние «личных» вещей тоже да­ ет определенную реакцию. В детском доме хватаются за го­ лову: мол, дети не берегут щи, корежат и портят ме­ бель. Это неудивительно, ведь в доме у них все общее и все — ничье... . Большинство ребят, которые проходят весь путь от Дома ребенка -до школы-интерната, не знают, как пользоваться деньгами и для чего они нуж­ ны. То есть в детском доме упускается такая важная де­ таль, как подготовка ребят к самостоятельной жизни. И по­ этому, когда ребята пересту­ пают его порог, попадают во взрослую жизнь, организован­ ную по незнакомым законам, они теряются. И здесь очень важно, кто протянет им руку помощи. Хорошо, если найдут­ ся добрые люди, но ведь есть и другие. И нередко именно «другие» начинают учить ре­ бят «жизни»... Я ОБРИСОВАЛ проблемы воспитания в детском доме в общих чертах. Б е з у в ^ лсзно, они многограннее, сложнее, но если мы сейчас не будем стараться разрешить их, завтра уже будет поздно. Мы, общество, потеряем мно­ гих из тех маленьких граждан нашей страны, от которых с самого рождения отказались так называемые родители. И думается, совершенствова­ ние условий жизни з детских домах, внедрение и распрост­ ранение таких методов воспи­ тания, которые способствовали бы действительно полнокров­ ному раззитию юных лично­ стей, должно быть на постоян­ ном прицеле Детского фонда имени В. И. Ленина, областная организация которого была недавно создана и в нашем крае. В. ШПРИНГЕР. г. Кандалакша. Фото автора^- 22 апреля 1988 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz