Рыбный Мурман. 1988 г. Апрель.
1 2 Социальная сфера О б ы к н о в е н н ы е мальчиш ки и дезчснки. На пер вый взгляд, ничем не отлича ются от «домашних». И асе же — страна близнецов: одинако вые шубки, одинаковые платья, подчас одного и того же раз мера — на старших и млад ших, одинаковые глаза. Глаза... В каждом взгляде — немой вопрос: «Вы не мой па па?.. Вы пришли не за мной?» И если замечают, что с кем-то разговариваешь дольше, чем с другим, сразу осторожно спра шивают: «Наташа, это не тзой папа? Он тебя заберет отсю да?» Наташа, зажмурив глаза, отрицательно качает головой. А из глаз медленно катятся слезы... Она не помнит своих родителей. Они бросили ее, когда девочке было несколько недель от роду. С тех пор прошел не один год. Она уже многое понимает. Кроме одно го — почему у нее нет мамы? Самый светлый и желанный праздник в детском доме — это день, когда приезжают ро дители. Он так и зовется «ро дительский день». День, когда на лицах ребят появляются счастливые улыбки и слезы... Слез, пожалуй, больше, чем улыбок. Ведь не ко всем при езжают мамы и папы. Ну а для воспитателей, пе дагогов этот день скорее пас мурный. Это и понятно. Попро буйте объяснить ребенку, по чему мама не забирает его домой, почему она не приеха ла, почему у Оли мама хоть изредка приезжает, а Света свою не видела с рожденья? А ведь ждет, ждет уже деся тый год. Подолгу всматривает ся в каждую незнакомую жен щину, пытаясь отыскать ту единственную, с которой так тепло, без которой так холод но. На все эти «почему» надо ответить, объяснить, чтобы не ранить еще больнее и без то го искалеченные детские ду ши. В ОДИН из таких дней я пришел з Кандалакш ский детский дом № 6, чтобы ближе познакомиться с так на зываемыми «родителями». Их было немало. Они подобост растно заглядывали в глаза директору детского дома Та маре Кирилловне Чуракозой, ведь от нее зависело — дать или нет разрешение на свида ние с ребенком. А когда вос питатели приводили ребят, они так же заискивающе смотрели в глаза сзоих детей, как бы боясь найти в них немой укор, сдерживаемый изо всех сил крик. Но нет, напрасно они всмат ривались в ясные глаза детей — того, чего они так опаса лись, в них не было. Не было в эту минуту, потому что: «Приехала мама!!!» Только за гляни они в них чуть позже, когда в детском доме насту пает тишина и ребята ложатся в свои одинаковые кроватки, накрызаются одинакозыми одеяльцами, — они бы ужас нулись! Ужаснулись той бес человечности, с которой отня ли у сзоих детей самое дорогое — тепло род ного очага. Вздрогнули бы от ночных крикса, бессозна тельно срывающихся с дет ских губ: «Мама, мама, мамоч ка!» И даже сейчас, лихора дочно пихая в маленькие ру ки конфеты, книжки, часы, они словно бы старались откупить ся подарками от своих детей, не понимая того, что нужда ются ребятишки в другом — в материнской ласке. У Вален тины Смирновой из Мончегор ска дзое детей в детском до ме. Задаю вопрос ей: — Почему они оказались здесь? Она силится что-то сказать, но голос ее срывается, и до меня доносятся только обрь;.з- ки слов: — Я... мы... потому.:; Трудно найти оправдание. — Вы думаете забрать детей домой? — спрашиваю после паузы. Она с радостью хватается за вопрос, как утопающий за со ломинку, и торопливо произ носит: — Да, конечно, заберу, не место им здесь, мне бы вот только заработать характери стику, проработать на одном мэсте год... Больше ей нечего сказать. Из личного дела Смирновой явствует, что она лишена ро дительских праз за амораль ный образ жизни, систематиче ское пьянство, тунеядство. Следы этих разгульных оргий, «Родительский» день «веселой» жизни и сейчас за метны на ее лице. Детей сво их посещениями не балует, приезжает один раз в два ме сяца. А они ждут, ждут, когда приедет мама. Ждут, когда она (вспомнит о своем долге и приложит усилия для того, что бы дети не росли сиротами. Татьяна Зотова приехала к своему сыну из Мурманска, ей тридцать два года. На зид — около пятидесяти. На мои ао- просы отвечать отказалась, по нятно, почему. Не так давно была приговорена народным судом к четырем годам лише ния свободы, но — амнистиро вана. Как следует из пригсзо- ра, она лишила жизни своего новорожденного ребенка. За полгода, что находится ее сын Сережа в детском доме, наве стила его только раз. Да и ка ких материнских чувстз можно ждать от подобной женщины. Но, как ни странно, родитель ских праз на перзого ребенка она не лишена. Лариса Б. приехала к дочери из Кировска. На мой вопрос, почему дочь находится в дет ском доме, ответила, что хоть сейчас бы ее забрала, но не позволяет жилплощадь. Как оказалось, здесь же, в дет ском доме, находится и ее сзодный брат. Его она не ви дела с рождения. Когда я спросил, а где же их мать, она заплакала и со злобой вы крикнула: «Бросила она нас!» Да и у самой Ларисы Б. ото брали ребенка отнюдь не за ангельское позедение. Но как видно, она очень глубоко пе- рзжизает зз дочь. Хотя сейчас, пока находится на учете у пси хиатра, дочь ей никто не от даст. Но в противовес этим лю дям с простуженными душами, так называемым родителям, с испитыми лицами, блуждающи ми взглядами — нашелся и челсзек с добрым сердцем. Наделенный душевной тепло той, милосердием. Это житель ница Кандалакши Вера Тимофе евна Чекушкина. Она пришла к внуку Саше. Собственно, ни какой он ей не внук. Просто Светлана Владимировна Хари- на, мать Саши, была замужем за сыном Веры Тимофеевны, потом развод, вышла замуж вторично. Сейчас она лишена праз на дочь Оксану и сына Сашу. Девочку Чекушкины взя ли из детского дома к себе, а вот Саша от второго брака, и прав на него у них нет. Но она все-таки навещает его, а вот Светлана Владимировна за была про своих детей. З ДЕСЬ приведены краткие биографии лишь некото рых родителей, чьи дети нахо дятся в детском доме. А их, мальчиков и девочек, в детдо ме 150 душ, и только у двоих нет ни отца, ни матери. К большинству же сирот при жи вых родителях не приезжает вообще никто. Пока они, так называемые «мамы 'И папы» пьянствуют, во руют, сидят по тюрьмам, госу дарство воспитывает их детей. Детей, появившихся на свет по воле случая, не видевших ма теринской ласки и участия, не ведающих тепла родного до ма. Детей, обездоленных сво ими горе-родителями. Конечно, нельзя сказать, что здесь ребята жизут плохо. Созданы все услозия для того, чтобы они не чувствовали себя брошенными. В каждой группе стоит цветной телевизор, мно го зелени, зкусная пища, спортзал, современная мебель, свой врач, зубопротезный ка бинет. Ребятишки практически не болеют простудными забо леваниями, этому способствуют большая профилактическая ра бота, занятия в различных спортизных секциях, закалива ние, два раза в неделю ребята посещают плавательный бас сейн. Не забывают их и ше фы. Четыре года, как шефст вуют над детским домом ра ботники Кольской атомной электростанции. Благодаря их заботе здесь появились тен нисные столы, велосипеды, гимнастические лестницы, и многое из этого куплено ше фами на личные деньги. В течение многих лет прояв ляют заботу о детях работни ки городского универсального торга, они приходят к ребятам на праздники, сажают вместе с ними деревья, читают худо жественную литературу, игра ют. В общем, заботятся все. Кро ме так называемых мам и пап. Хорошо еще, что люди трудят ся здесь неравнодушные. Та кие, как, например, Тамара Михайловна Сергеева. Работает в детском доме со дня его открытия поваром. Ребятам очень нравятся приготовлен ные ею пирожки, булочки, блинчики. Более 15 лет тру дится здесь и логопед Людми ла Николаевна Коварнина. Мно го душевной теплоты отдают ребятам воспитатели Зинаида Федоровна Смыслова, Людми ла Евгеньевна Проскурина. М ОЖНО назвать и другие имена. Но все же... Все же сколь бы добросовестным ни был труд этих людей, в жизни детского дома есть и еще одна сторона, которая не может не внушать тревогу. Об щественность лишь недавно — при помощи центральной прес сы, документального фильма «Без оркестра» — обнаружила ее. Да, внешне эта сторона не приметна, но в формировании .личности человека она играет огромную роль. Я говорю о коммуникабельности, адапта ции ребятишек после «теплич ных» условий детского дома к так называемой реальной, взрослой жизни со всеми ее противоречиями и проблема ми. Поделюсь своими скром ными наблюдениями на этот счет. В Доме ребенка, где ребят содержат до трех-четырех лет, они живут, как на острове. У воспитателей нет возможности и сил с каждым индивидуаль но заниматься, играть, выхо дить на прогулку, разговари вать и т. д. То есть создавать условия, максимально прибли женные к условиям воспитания в семье. «Домашний» ребенок каж дую минуту, час после своего рождения получает информа цию от родителей, бабушек и дедушек. И уже после года он начинает гозорить отдельные фразы, понимает человеческую речь. В Доме ребенка зсе об стоит иначе. Ребят группами выводят на прогулку, группами с ними занимаются. С самого рождения малыши живут по казарменному распорядку, ко торый тормозит их развитие. Поэтому, когда они попадают в детский дом, там только раз водят руками: многие из ма лышей не только не умеют го ворить, но и плохо понимают, боятся окружающего их мира. Таким образом, с самого нача ла в окружающей их среде за ложена потенциальная пред расположенность к умственной отсталости. И, попадая в дет ский дом, по существу ничем не отличающийся от Дома ре бенка, они продолжают бессо знательно катиться по наклон ной. Детский дом тоже отнюдь 1 не свободен от казарменных уложений. Ребенок здесь, как заводная игрушка, оловянный солдатик. Он должен делать только то, что должен — при мерно так можно сформули ровать основной принцип вос питания. Подобные методы на кладывают определенный от печаток и на психику. Здесь процветает воровство, жалуют ся воспитатели. Может быть, это слишком резкое, неуместное слово, но ребятишки тащат все, что по- • падает на глаза, — просто так. Тащат не оттого, что плохо живут, а чтобы иметь личное, не одинаковое, не как у всех. Иметь же в личных шкафчиках болты, гайки, тряпочки, стек ляшки, вызывающие особый интерес у малышей, в детском доме недозволено. Постоян ное вытряхивание и выгреба ние «личных» вещей тоже да ет определенную реакцию. В детском доме хватаются за го лову: мол, дети не берегут щи, корежат и портят ме бель. Это неудивительно, ведь в доме у них все общее и все — ничье... . Большинство ребят, которые проходят весь путь от Дома ребенка -до школы-интерната, не знают, как пользоваться деньгами и для чего они нуж ны. То есть в детском доме упускается такая важная де таль, как подготовка ребят к самостоятельной жизни. И по этому, когда ребята пересту пают его порог, попадают во взрослую жизнь, организован ную по незнакомым законам, они теряются. И здесь очень важно, кто протянет им руку помощи. Хорошо, если найдут ся добрые люди, но ведь есть и другие. И нередко именно «другие» начинают учить ре бят «жизни»... Я ОБРИСОВАЛ проблемы воспитания в детском доме в общих чертах. Б е з у в ^ лсзно, они многограннее, сложнее, но если мы сейчас не будем стараться разрешить их, завтра уже будет поздно. Мы, общество, потеряем мно гих из тех маленьких граждан нашей страны, от которых с самого рождения отказались так называемые родители. И думается, совершенствова ние условий жизни з детских домах, внедрение и распрост ранение таких методов воспи тания, которые способствовали бы действительно полнокров ному раззитию юных лично стей, должно быть на постоян ном прицеле Детского фонда имени В. И. Ленина, областная организация которого была недавно создана и в нашем крае. В. ШПРИНГЕР. г. Кандалакша. Фото автора^- 22 апреля 1988 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz