Рыбный Мурман. 1988 г. Апрель.

а 5—6 АПРЕЛЯ В СЕВАСТОПОЛЕ ПО ИНИЦИАТИВЕ СО- BETA КАПИТАНОВ «АЗЧЕРРЫБЫ» СОСТОЯЛАСЬ ОТ­ РАСЛЕВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КАПИТАНОВ СУДОВ ФЛО­ ТА МИНРЫБХОЗА СССР И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВСЕСО­ ЮЗНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ. ТЕ­ МА — ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ КАПИТАНОВ В ОРГАНИЗА­ ЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ФЛОТА И ОБЕС­ ПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. В РАБОТЕ КОНФЕРЕН- ЦИИ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ 190 ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВСЕХ РЫБАЦКИХ ФЛОТОВ СТРАНЫ. РУКОВОДИТЕЛИ МИ­ НИСТЕРСТВ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР И РСФСР, СОТРУДНИКИ НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. Заметки журналиста 7 М. Л. Зпельман: «Нет у нас нормального хозрасчета, есгь оппозиция берегового аппарата к морякам». Гозорилось и такое: «Хозрасчет диктует выпуск про­ дукции, пользующейся спросом. Каким образом выпу­ скать ее на судах, которым 20—30 лет, рыбофабрики на них все разные (самодельные), их бы вырезать да выбросить, а чем заменить?» Мне представляется все это так: к колеснице отрас- Д Е М О К Р А Т И Я Разрешить часть сверхплановой продукции сбы­ вать инофирмам, при этом определенную сум­ му использовать на приобретение ЗИП. * * ★ Не считать основанием для привлечения капи­ тана к уголовной ответственности перевод про­ дукции из 1-го во 2-й сорт. * ★ * Необходимо дать капитанам возможность 10 процентов от суммы, выделяемой на капремонт судна, использовать для договоров со сторонни­ ми организациями и кооперативами. Q9 Эб а> со Z'' ЕВАСТОПОЛЬ встретил нас бело-розовым цветень- ^ ем абрикосов и миндаля, нежной зеленью травы в скверах, раскрывающимися почками. И доброй пред­ упредительностью организаторов конференции. Она проходила в большом зале прекрасного Дворца рыба­ ков. Прежде чем подробно рассказывать о конференции, мне хотелось бы поделиться общими впечатлениями, теми мыслями, которые родились в итоге трехдневной работы. -фтот форум был созван впервые в отрасли. Причем вместо привычного «начальство вещает, подчиненные внимают» дали слово -всем желающим выступить. И это в основном были капитаны, а представители ми­ нистерства, первые руководители флотов слушали, что- то записывали в блокнотах, сопоставляли сказанное с положением дел в отрасли, у себя на бассейне. Таи что отметим первый положительный момент: демокра­ тический подход организаторов совещания к его про­ ведению. Во-вторых, каждый из стоящих на трибуне высказал все наболевшее, порой даже отдаляясь от темы сове­ щания. В перерывах многие капитаны рассуждали: «К чему этот плач Ярославны? Надо конкретно, по теме. Хотя почему бы и нет? Когда еще будет возможность у капитана встретиться глаза в глаза с замминистра и выложить все, что на душе!» Тем более что каждое предложение моряков фиксировалось для дальнейшей работы над ним «в верхах». В-третьих, трудно переоценить важность такого об­ щения людей одной профессии, бьющихся по сути над одними и теми же проблемами, испытывающих одни и те же тяготы. И в профессиональном, и чисто человеческом плане конференция была весьма полез­ ной. Однако финал ее не оправдал надежд моряков. Но об этом позже. j f ОНФЕРЕНЦИЮ ОТКРЫЛ заместитель министра рыб- ” ного хозяйства СССР Е. Д. Ширяев. Говоря об ито^^- работы отрасли за 1987 год и за два года пяти- ле?ки, отмечая досрочность выполнения планоз, он подчеркнул: благополучие это обеспечено отдельными коллективами, а не повсеместно. И если мы не сдела­ ем должных выводов, то 1989 год для нас может не наступить по причине полного банкротства, сказал до­ кладчик. Думается, чтобы избежать этого, нужно в корне пе­ рестроить работу отрасли. А центральная фигура у нас — капитан, ибо в море, на судне, и только там, вер­ шится судьба плана. Стало быть, необходимо пере­ смотреть статус капитана, всячески помочь ему, облег­ чить его работу, дать возможность полноценно отдох­ нуть на берегу. И ведь министерство вроде не стоит в стороне от этих проблем, многое делается. К сожа­ лению, бюрократическая колесница, старательно стро­ ившаяся десятилетиями, катится по флотам и бассей­ нам, давит по ходу инициативу и предприимчивость, укорачивает жизнь капитанам. Я уж не говорю о дав­ но забытой романтике профессии капитана, о ее пре­ стиже. Как остановить эту колесницу? Судя по выступлени­ ям участников конференции, сегодня остановить не­ возможно. Но можно затормозить, выдергивая отдель­ ные спицы. Одной из таких «спиц» является проблема, которую назовем так: финансово-экономическая политика отрас­ ли и роль в ней капитана. £\ТРАСЛЬ работает в новых экономических услови- ^ > л х . Вроде бы — в условиях хозрасчета. Но — вро­ де бы. Поскольку сегодня назвать отношения экипажа и берега хозрасчетными просто смешно. Вот только два высказывания представителей ВРПО «Запрыба». В. В. Кудрявцев: «Не может быть хозрасчета на фло­ те без полного хозрасчета на судне», ли приладили новое колесо, назвали его хозрасчетом. о Нужен ежегодный информационный бюллетень обо всех изменениях в приказах и других нор- х мативных документах. о * * * ез: Регламентируем рейс: 135—-150 суток. А зачем! о . Можно, исходя из промобстановки, отозвать суд- = но, например, на ремонт. со Надо пересмотреть инструкцию о расходова­ нии инвалютных средств. * * Пора централизованно упорядочить систему контейнерных перевозок. * ★ Внести в новый Устав службы: совет капитанов в отношении судоводителей обладает правами совета трудового коллектива. Новый Устав служ­ бы должен быть основан на Законе о государ­ ственном предприятии (объединении). И Б Ю Р О К Р А Т И Я Инна БЕРЕЗЮК, наш специальный корреспондент Но такое «транспортное средство» изначально снабже­ но множеством бюрократических колес. И новое, есте­ ственно, пробуксовывает. Почему так получилось? Кто виноват в том, что те­ легу поставили впереди лошади: не продумав хозрас­ чета на судне (основа флота), ввели хозрасчет на флотах и бассейнах и взяли под козырек: «Выполне­ но». Недавно в разговоре с одним из моряков я услы­ шала такое: — Перестройка? А как же! У нас на судне пере­ стройка: сократили аж 12 человек. Примерно в той же отдаленности от понимания эко­ номики находятся немало руководителей. Конечно, кое-что можно изменить на местах. И на конференции не раз подчеркивались возможности ру­ ководителей бассейнов. Но ведь стратегия экономиче­ ской политики отрасли формируется в министерстве. Впрочем, довольно часто не только стратегия. А что же в этих услоаиях делать исполнителю — капитану? Он и его экипаж остается, так сказать, тет- а-тет со всеми нерешенными и в Москве, и на бассей­ не, и на флоте проблемами. Наверное, не от хорошей жизни родились более че­ тырехсот капитанских предложений на конференции. Вдумайтесь: четыреста! И ведь, готовя их к Севасто­ полю, каждый выбирал лишь самые-самые. _ Т1ЮБАЯ АВАРИЯ — конечный результат комплекса упущений не только командиров судна, но и работников отделов флота, и руководителей пром- района, — говорил, выступая на конференции, капи­ тан-директор АДурманского тралового флота В. М. Бу­ латов. — Одна из причин аварийности — политика экстенсивных методов хозяйствования, где главное — производственная деятельность, а не обеспечение без­ опасности плавания — минимум расходов. Капитан — доверенное лицо государства, представи­ тель флота — поставлен в зависимость от рядовых со­ трудников отделов управления. Поэтому чуть ли не в каждом выступлении делегатов конференции звучало, как крик души, предложение: «Пусть дают указания и требуют отчета лишь первый руководитель и его за­ мы». Капитану крайне необходимо доверие флота и государства, тем более в условиях самостоятельности. Надо отменить штрафные санкции за реальный про­ изводственный риск, поскольку выход в море — уже риск. Но наши нормативные документы начисто лиша­ ют капитана такого права. И получается, что капитан вынужден постоянно нарушать какой-либо пункт. Ре­ зультат — лишение диплома, объяснение у следовате­ ля, выплата энной суммы за причиненный ущерб. Ох уж эти документы! Вроде бы сократили немалую их честь. Но... — Сократили «бумаги» только устаревшие, а милли­ он отчетов сохранили. — Давайте проверять капитана не по отчетам, а по фактическим делам. — Давайте оттащим комсостав от пишущих машинок, избавим их от 7—8 килограммов отчетов. Ну сколько же можно об этом? Наш еженедельник бьется над этой проблемой более семи лет. Пробук­ совываем! Письменно и устно обращаются флоты в Минрыбхоз. Бег на месте! Одна надежда: новый Устав службы вместит и новые положения, в том числе о сокращении «бумаг». Види­ мо, будет в этом документе узаконено принципиально новое отношение к капитану. D ЗАЛЕ ДВОРЦА рыбаков капитаны конца двадца- * * того века. А где-то уже поглядывают на голу­ бые пятна на карте капитаны века будущего. Они сейчас школьники, но пройдет десяток-другой лет и... Какими они станут — проблема сегодняшнего дня. Хотя и нынешним молодым специалистам без повыше­ ния квалификации уже не прожить. — Надо ввести обязательные 10-месячные курсы анг­ лийского языка и экономики. — Нужна система непрерывного повышения квали­ фикации, свободной от формализма и показухи. Тести­ рование выявило, что низок уровень компетентности капитанов в вопросах морского права, управления про­ изводством, принятия решений в экстремальных усло­ виях. — Надо внедрять научные разработки по морской психологии и социологии. Как на судне все взаимосвязано! Мы говорим па­ раллельно о шкерочных ножах и морской психологии, о компьютеризации и бумажном море, о безопасности мореплавания и надбавках за выслугу лет капитанам. И каждую из этих и еще сотни проблем надо решать сегодня, завтра для многих из них «поезд уйдет». На- РЫБНЫЙМУРМАН пример, суда, которые мы строим для сегодня и завт­ ра, устарели еще вчера, сколько же они породят но­ вых сложностей! Надо решать и социальные вопросы, беречь капита­ нов от преждевременных инфарктов, заботиться о том, как они живут, отдыхают. — Запретить выход в море экипажа, который не смог полноценно отдохнуть. — Ввели льготный срок ухода на пенсию капитанов в 55 лет. А северянам что от этого? — Наша отрасль все оглядывается на морской флот. А в Аэрофлоте пилоты уходят на пенсию в 50 лет и получают 150 рублей. — Надо ввести надбавки за выслугу лет: после 10 лет безаварийной работы в размере 30 процентов. АЧЕНЬ МНОГО, целый узел проблем связан с су- ” доремонтом. — Одна из причин аварийности — низкое качество ремонта. Флот стареет, а материалов и запчастей мало. Надо менять систему обеспечения ремонта. — На судовых умельцах держится флот. Какова це­ на такой технической политики? — Лучше ориентироваться на строительство новых судов, затраты на ремонт чаще всего не оправдыва­ ются. — В каждой графе судоремонтной ведомости — «поставка судовладельца». Зачем такой «сервис»? — Судовладелец оплачивает ремонт независимо от его сроков и качества. Надо менять такую систему. — Острейшая проблема — недостаток лакокрасоч­ ных материалов. В результате несем политические убытки. Много предложений было по страхованию судов. Действительно, парадокс: у нас страхуется все — лю­ ди, дома, имущество — а рыболовные суда нет. А ведь это могло бы стать серьезным экономическим рычагом. П РОЕКТ РЕШЕНИЯ мы получили вместе с програм­ мой конференции еще при регистрации. Но — да здравствует демократия! — делегация каждого бас­ сейна скомплектовала свои предложения отдельно и передала их представителям министерства. И на тре­ тий день нашей работы собралась рабочая группа для выработки нового проекта решения. Обсуждение этого документа на бассейнах и окон­ чательное решение Министерства рыбного хозяйства СССР впереди. А сейчас несколько слов о той неудовлетворенности, чтобы не сказать горечи, которая родилась на фини­ ше конференции. Выступает заместитель начальника Госрыбфлотин- спекции Л. Н. Гулин: — Руководящие документы созданы не на пустом месте, а включают в себя богатейший опыт промыс­ ловиков. Они в значительной степени основаны на тех трагедиях, которые были в отрасли. Конечно, мы за- регулировались, порядок наводить следует. Надо по­ ручить Гипрорыбфлоту переработать некоторые доку ­ менты. А что касается инспектирования (предполага­ лось его кардинально упростить — И. Б.), то его надо проводить еще жестче. Наверное, не надо объяснять, что это выступление перечеркивает и сокращение бумаг, и упрощение си­ стемы контроля. _ __ Говорит Е. И. Куликов, начальник управления ООТи.3 министерства: — Положения постановления № 1115 — это основа, поскольку теперь из бюджета средства не выделяются. Поясним: это постановление предусматривает накоп­ ление средств для повышения окладов экипажам. До ­ стигается оно путем сокращения штатов, но там уже указаны величины должностных окладов. Насколько не продумана эта система, говорит такое: у старшего мастера добычи, человека, от которого на 70 процен­ тов зависит успех экипажа, оклад 200 рублей, как / боцмана. У других судовых специалистов — от 2.0 до 290 рублей. Говорил Евгений Иванович о «потопках»: вопрос рас­ сматривается. О пятидневке: если ее узаконить, потре­ буются дополнительно 40 тысяч человек. Вот это ощущение недодуманности решении руковод­ ства министерства и оставило горечь в душе. Конференция показала, до чего мы дошли и до дойдем, если не изменим стратегию. По-старому рабо­ тать нельзя. И если на каком-то этапе перестройки от­ расли еще можно ограничиться выдергиванием отдель­ ных спиц, то в ближайшем будущем придется-таки ос­ тановить бюрократическую колесницу. Севастополь — Мурманск• 1 22 апреля 1988 года Ф

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz