Рыбный Мурман. 1988 г. Апрель.

6 О режиме рабочего бремени и отдыха плавсостава Обсуждаем проект 1 УЧЕСТЬ МОРСКУЮСПЕЦИФИКУ Более полувека рыбаки Мурмана приносят нашему государству громаднейшие материальные ценности — пищевую продукцию. Мы, моряки-добытчики, созда­ ем эти блага для народа, ка­ залось бы. и должны быть в центре внимания. А выходит — не всегда. У всех в стране 41-часовая рабочая неделя, а у нас ше­ стидневка. А ведь не секрет, что моряки на ПСТ во время промысла работают и по 16 часов в сутки, так почему в проекте указывается: «Мак­ симальная продолжитель- ность рабочего дня не долж­ на превышать 12 часов»? Значит, эти 12 часов уже узаконены? В море мы тру­ димся без выходных, будь рейс два месяца или пять. Арифметика простая: умно­ жаем 12 часов на 7 дней — 84 часа, а если умножить на 16 часов, — получается аст­ рономическая цифра. На судах типа ПСТ отсутствует какая бы то пи было механизация для обра­ ботки рыбы. «Нож, голово- руб, умение и труд все пере­ трут», — так говорят моря­ ки. Возможно, механизация когда-то и будет, вроде бьют­ ся над этой проблемой изо­ бретатели, но пока они лишь «быотся». Злополучные «потолки» не дают возможности труже­ никам моря получить сполна то. что они заработали. Наши предложения тако­ вы: — узаконить на промысле 41-часовую рабочую неделю с двумя выходными: — исключить оплату в размере 75 процентов, гаран­ тировать 100 процентов и в море, и в резерве; — производить начисление и выдачу зарплаты помесяч­ но; — начислять переработку отдельно, как на промысле, так и на переходе, а не вклю­ чать ее в стоимость рыбо­ продукции; — обеспечить 6-диевную междурейсовую стоянку су­ дам типа ПСТ согласно кол- договору; — морякам, отходившим в море 20 лет, обеспечить пен­ сионный возраст в 50 лет-. По поручению экипажа ПСТ «Курганинск» Мурман­ ского тралового флота В. ПОЛИВАНОВ. Строки из радиограмм Или пятидневка, или 12-часовой рабочий день с предоставле­ нием отгулсв в количестве, равном сроку пребывания в рейсе, как у морских нефтеразведчиков. После суточного дежурства предоставлять трое суток отгула. За каждый месяц пребывания в море — 2 дня дополнитель­ ного отпуска. При невозможности предоставить отгул за воскресенье или праздничный день прибавлять его к отпуску или к выходным. Убрать из проекта Положения предоставление отгула в море как насмешку над моряками. Работы, связанные с отходом судна и оформлением порто­ вых формальностей, не считать авральными и выполнять их в течение рабочего дня. Не назначать отходы в выходные, праздничные и предпразд­ ничные дни. По поручению экипажа ПСТ «Калачинск» председатель судового комитета профсоюза Ю. РУБЛЕВ. * «г * Все грузовые и хозяйственные работы следует оплачивать, а затраченное время исключать из промыслового. Не предостав­ лять отгулы в инпорту, считать все периодом рейса. Максимальные рейсы во всех районах должны длиться 105— 135 суток. Плавсоставу выход на пенсию — в 50 лет ПРИ стаже работы 15 лет. По поручению экипажа ППР «Апатит» капитан-дирек­ тор М. РУБЦОВ. ДОКУМЕНТ СТАНЕТ НАСТОЛЬНЫМ В основном мы поддержи­ ваем те предложения, кото­ рые содержалась в статье «Нужна коренная пере­ стройка» (<РМ», 1988, 18 марта). Наши дополнения и изменении следующие. Пунь'т 3. Мнения здесь разделились: многие счита­ ют, что нужна 6-дневная ра­ бочая неделя с 7-часовым рабочим днем, некоторые — за пятидневку объемом 41 рабочий час. Но не так, как в проекте Положения. Пункт 4. По нашему мне­ нию, просто ссылка на по­ становление ЦК КПСС, Сове­ та Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года № 1115 недопустима. Это постановление должно полностью войти в Поло/ке- ние. Дело в том. что, в отли­ чие от повсеместного обсуж­ дения условий соцсоревнова­ ния, постановление № 1115 судовладельцами тщательно замалчивается, и мало кто хорошо его знает. Считаем, что его необходимо включить в обсуждаемый проект. Пункт 5. Следует допол­ нить: решение об изменении работы экипажа, составление графиков подвахт должны исходить от судового комите­ та профсоюза и с согласия моряков, но никоим образом от профкома флота. Нельзя допускать случаев, когда эки­ паж и судком против продле­ нии рейса, а руководство флота при поддержке или бездействии профкома воле­ вым решением продлевает. Этим наносится моральный, а порой и материальный ущерб экипажу. Предлагаем: если произо­ шла ошибка в планировании или по халатности некоторых должностных лиц (например, не смогли своевременно ку­ пить билеты экипажу на са­ молет), и продление рейса не­ избежно, то по прибытии экипажа в порт надо инфор­ мировать его о причине про­ дления рейса, о тех, кто ви­ новат в этом и степени на­ казания виновных. И еще надо закрывать рейс для экипажа по всем показате­ лям, а на время продления радиограммой открывать но­ вый. Пункт 9. Думаем, доста­ точно двух дней отдыха по­ сле суточной вахты с допла­ той за переработку. В исклю­ чительных случаях допускать работу после суточной вахты, но не более двух часов в не­ делю. Согласны с мнением това­ рищей («Нужна коренная перестройка»), что слово «дежурство» пора заменить словом «вахта». Иного не может быть. Ведь приходит­ ся нести ответственность (вплоть до уголовной) за без­ опасность судна и жизнь лю­ дей и работать в полном смысле этого слова. Нельзя допускать случаев, когда человек, отстояв суточ­ ную вахту, остается на рабо­ чий день. А на отдых — всего сутки, причем никаких дополнительных доплат, а если судно в ремонте, опла­ та производится из расчета 90 процентов оклада. Пункт 12. Дополняем ав­ торов статьи «Нужна корен­ ная переработка»: — В целях недопущения порчи рыбы и рыбопродук­ ции капитан по согласованию с судовым комитетом проф­ союза может привлекать к подвахте всех без исключе­ ния, но на каждого моряка должно быть составлено рас­ писание выхода на уборку рыбы. Однако при плохих погодных условиях или пла­ новых ремонтах механиз­ мов надо освобождать специ­ алистов от подвахт, уведомив об этом судком. — Составить специальную сетку, где указать зависи­ мость количества членов под- пахты от величины улова. — Если создается угроза порчи рыбы из-за плохой ра­ боты производственной команды, вызывать . экипаж на подвахту. Но при этом составлять наряд-задание и выплачивать деньги членам подвахты из заработка произ­ водственной команды. Пункт 24. Необходимо, чтобы при утверждении По­ ложения со всеми дополне­ ниями оговаривалось: «ранее действовавшие инструкции, положения — их номера, да­ ты издания — отменяются». Хочется, чтобы в настоя­ щее Положение вошли все постановления, решения, ссылки на отдельные письма от М РХ и ВЦСПС по обсуж­ даемым вопросам. Не нужно бояться увели­ чения объема документа — пусть торжествует гласность. Й выпустить Положение на­ до тиражом, соответствую­ щим численности людей в рыбной промышленности. И пусть цена брошюры станет 2— 3 рубля, зато она станет настольной книгой для каж­ дого. Этим мы ударим по бюрократам и по тем, кто халатно относится к своим обязанностям. На флотах прекратятся разные слухи и домыслы, а хорошие поста­ новления и решения переста­ нут окутываться густым ту­ маном тайны. Поскольку со времено^ все изменяется, и обсуждае­ мое Поло/кепие ио должно оставаться неизменным. Предлагаю каждые 4 года на страницах печати прово­ дить обсуждение его. При этом одни пункты окажутся устаревшими, другие будут нуждаться в дополнениях. Таким образом получится гибкий документ, живо отра­ жающий все новое, прогрес­ сивное в жизни рыбаков. Мы — за гласность, мы — за демократию! И. НИКИТИН, второй меха­ ник Мурманского тралового флота, В. САБАЩУК, стар­ ший механик «Мурманрыб- прома», Ю. ГРИНЬКОВ, электромеханик Беломор­ ской базы гослова, Н. ЦЫ­ ГАНКОВ, второй помощник капитана «Архангельскрыб- прома» и еще 106 подписей судоводителей, механиков, матросов, мотористов, по­ варов, мастеров добычи р ь ^ бы всех флотов Северно»4^ бассейна. Где же забота о человеке? Считаем нужным внести в проект такие изменения. 1. На период порту Мурманск но предоставлять экипажу. 2. Отменить при начислении платы. стоянки в обязатель- подмену «потолки» заработной 3. За работу в выходные и праздничные дни оплачи­ вать из расчета среднего за­ работка. 4. При совмещении отпу­ сков с выходными днями в первую очередь предостав­ лять отпуск. 5. Запретить компенсацию выходных дней. 6. Предоставлять возмож­ ность специалистам «со сто­ роны» производить перерас­ четы заработной платы мо­ ряков за любой период ра­ боты. Хотим заметить, что в на­ стоящее время КПСС и Со­ ветское правительство изда­ ют и претворяют в жизнь документы, проникнутые за­ ботой о человеке. А при изу­ чении проекта Положения не­ трудно увидеть, что родное министерство подобной цели перед собой не ставило. Вносим наши предложе­ ния. Пункт 6. Максимальные сроки непрерывного пребыва­ ния экипажей производствен­ ных судов в море устанавли­ ваются Министерством здра­ воохранения СССР , но не более 90 суток при трех­ сменном и 45 суток при двухсменном режиме работы. А в районах промысла с тя­ желыми климатическими ус­ ловиями (Баренцево море, СВА, СЗА, АЧА ) и в райо­ нах, удаленных от порта ба­ зирования до 250 миль, про­ должительность рейсов не должна превышать 30 суток. Пункт 8. Дополнить: «...установить доплату за обеспечение стояпки группы судов». Пункт 15 — исключить. Пункт 17. Время ежеднев­ ного отдыха членов экипажа, независимо от характера вы­ полняемой ими работы, кро­ ме аварийных и авральных, не должно быть менее 16 ча­ сов при трехсменном и не менее 12 часов при двух­ сменном режиме. Пункт 23. Исключить па­ раграфы е), ж), з) как тра­ диционные работы. Второй абзац дополнить: «Оплату и премирование за выполнение авральных и аварийных ра ­ бот по спасению других су­ дов производить в соответст­ вии с действующими между­ народными нормами». Пункт 24 подлежит без­ условному и необратимому исключению, как противоре­ чащий духу времени. Кроме того, предлагаем внести такой пункт: «При нахождении в море в тече­ ние шести месяцев необходи­ мо предоставлять непрерыв­ ный отдых длительностью три месяца». В. ЛЕБЕДЕВ, пе рвы й п о м о щ н и к капитана плавба зы « А р к т и ка » и ещ е 200 п о д п и с е й м о р я к о в . 22 апреля 1983 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz