Рыбный Мурман. 1988 г. Апрель.
6 О режиме рабочего бремени и отдыха плавсостава Обсуждаем проект 1 УЧЕСТЬ МОРСКУЮСПЕЦИФИКУ Более полувека рыбаки Мурмана приносят нашему государству громаднейшие материальные ценности — пищевую продукцию. Мы, моряки-добытчики, созда ем эти блага для народа, ка залось бы. и должны быть в центре внимания. А выходит — не всегда. У всех в стране 41-часовая рабочая неделя, а у нас ше стидневка. А ведь не секрет, что моряки на ПСТ во время промысла работают и по 16 часов в сутки, так почему в проекте указывается: «Мак симальная продолжитель- ность рабочего дня не долж на превышать 12 часов»? Значит, эти 12 часов уже узаконены? В море мы тру димся без выходных, будь рейс два месяца или пять. Арифметика простая: умно жаем 12 часов на 7 дней — 84 часа, а если умножить на 16 часов, — получается аст рономическая цифра. На судах типа ПСТ отсутствует какая бы то пи было механизация для обра ботки рыбы. «Нож, голово- руб, умение и труд все пере трут», — так говорят моря ки. Возможно, механизация когда-то и будет, вроде бьют ся над этой проблемой изо бретатели, но пока они лишь «быотся». Злополучные «потолки» не дают возможности труже никам моря получить сполна то. что они заработали. Наши предложения тако вы: — узаконить на промысле 41-часовую рабочую неделю с двумя выходными: — исключить оплату в размере 75 процентов, гаран тировать 100 процентов и в море, и в резерве; — производить начисление и выдачу зарплаты помесяч но; — начислять переработку отдельно, как на промысле, так и на переходе, а не вклю чать ее в стоимость рыбо продукции; — обеспечить 6-диевную междурейсовую стоянку су дам типа ПСТ согласно кол- договору; — морякам, отходившим в море 20 лет, обеспечить пен сионный возраст в 50 лет-. По поручению экипажа ПСТ «Курганинск» Мурман ского тралового флота В. ПОЛИВАНОВ. Строки из радиограмм Или пятидневка, или 12-часовой рабочий день с предоставле нием отгулсв в количестве, равном сроку пребывания в рейсе, как у морских нефтеразведчиков. После суточного дежурства предоставлять трое суток отгула. За каждый месяц пребывания в море — 2 дня дополнитель ного отпуска. При невозможности предоставить отгул за воскресенье или праздничный день прибавлять его к отпуску или к выходным. Убрать из проекта Положения предоставление отгула в море как насмешку над моряками. Работы, связанные с отходом судна и оформлением порто вых формальностей, не считать авральными и выполнять их в течение рабочего дня. Не назначать отходы в выходные, праздничные и предпразд ничные дни. По поручению экипажа ПСТ «Калачинск» председатель судового комитета профсоюза Ю. РУБЛЕВ. * «г * Все грузовые и хозяйственные работы следует оплачивать, а затраченное время исключать из промыслового. Не предостав лять отгулы в инпорту, считать все периодом рейса. Максимальные рейсы во всех районах должны длиться 105— 135 суток. Плавсоставу выход на пенсию — в 50 лет ПРИ стаже работы 15 лет. По поручению экипажа ППР «Апатит» капитан-дирек тор М. РУБЦОВ. ДОКУМЕНТ СТАНЕТ НАСТОЛЬНЫМ В основном мы поддержи ваем те предложения, кото рые содержалась в статье «Нужна коренная пере стройка» (<РМ», 1988, 18 марта). Наши дополнения и изменении следующие. Пунь'т 3. Мнения здесь разделились: многие счита ют, что нужна 6-дневная ра бочая неделя с 7-часовым рабочим днем, некоторые — за пятидневку объемом 41 рабочий час. Но не так, как в проекте Положения. Пункт 4. По нашему мне нию, просто ссылка на по становление ЦК КПСС, Сове та Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года № 1115 недопустима. Это постановление должно полностью войти в Поло/ке- ние. Дело в том. что, в отли чие от повсеместного обсуж дения условий соцсоревнова ния, постановление № 1115 судовладельцами тщательно замалчивается, и мало кто хорошо его знает. Считаем, что его необходимо включить в обсуждаемый проект. Пункт 5. Следует допол нить: решение об изменении работы экипажа, составление графиков подвахт должны исходить от судового комите та профсоюза и с согласия моряков, но никоим образом от профкома флота. Нельзя допускать случаев, когда эки паж и судком против продле нии рейса, а руководство флота при поддержке или бездействии профкома воле вым решением продлевает. Этим наносится моральный, а порой и материальный ущерб экипажу. Предлагаем: если произо шла ошибка в планировании или по халатности некоторых должностных лиц (например, не смогли своевременно ку пить билеты экипажу на са молет), и продление рейса не избежно, то по прибытии экипажа в порт надо инфор мировать его о причине про дления рейса, о тех, кто ви новат в этом и степени на казания виновных. И еще надо закрывать рейс для экипажа по всем показате лям, а на время продления радиограммой открывать но вый. Пункт 9. Думаем, доста точно двух дней отдыха по сле суточной вахты с допла той за переработку. В исклю чительных случаях допускать работу после суточной вахты, но не более двух часов в не делю. Согласны с мнением това рищей («Нужна коренная перестройка»), что слово «дежурство» пора заменить словом «вахта». Иного не может быть. Ведь приходит ся нести ответственность (вплоть до уголовной) за без опасность судна и жизнь лю дей и работать в полном смысле этого слова. Нельзя допускать случаев, когда человек, отстояв суточ ную вахту, остается на рабо чий день. А на отдых — всего сутки, причем никаких дополнительных доплат, а если судно в ремонте, опла та производится из расчета 90 процентов оклада. Пункт 12. Дополняем ав торов статьи «Нужна корен ная переработка»: — В целях недопущения порчи рыбы и рыбопродук ции капитан по согласованию с судовым комитетом проф союза может привлекать к подвахте всех без исключе ния, но на каждого моряка должно быть составлено рас писание выхода на уборку рыбы. Однако при плохих погодных условиях или пла новых ремонтах механиз мов надо освобождать специ алистов от подвахт, уведомив об этом судком. — Составить специальную сетку, где указать зависи мость количества членов под- пахты от величины улова. — Если создается угроза порчи рыбы из-за плохой ра боты производственной команды, вызывать . экипаж на подвахту. Но при этом составлять наряд-задание и выплачивать деньги членам подвахты из заработка произ водственной команды. Пункт 24. Необходимо, чтобы при утверждении По ложения со всеми дополне ниями оговаривалось: «ранее действовавшие инструкции, положения — их номера, да ты издания — отменяются». Хочется, чтобы в настоя щее Положение вошли все постановления, решения, ссылки на отдельные письма от М РХ и ВЦСПС по обсуж даемым вопросам. Не нужно бояться увели чения объема документа — пусть торжествует гласность. Й выпустить Положение на до тиражом, соответствую щим численности людей в рыбной промышленности. И пусть цена брошюры станет 2— 3 рубля, зато она станет настольной книгой для каж дого. Этим мы ударим по бюрократам и по тем, кто халатно относится к своим обязанностям. На флотах прекратятся разные слухи и домыслы, а хорошие поста новления и решения переста нут окутываться густым ту маном тайны. Поскольку со времено^ все изменяется, и обсуждае мое Поло/кепие ио должно оставаться неизменным. Предлагаю каждые 4 года на страницах печати прово дить обсуждение его. При этом одни пункты окажутся устаревшими, другие будут нуждаться в дополнениях. Таким образом получится гибкий документ, живо отра жающий все новое, прогрес сивное в жизни рыбаков. Мы — за гласность, мы — за демократию! И. НИКИТИН, второй меха ник Мурманского тралового флота, В. САБАЩУК, стар ший механик «Мурманрыб- прома», Ю. ГРИНЬКОВ, электромеханик Беломор ской базы гослова, Н. ЦЫ ГАНКОВ, второй помощник капитана «Архангельскрыб- прома» и еще 106 подписей судоводителей, механиков, матросов, мотористов, по варов, мастеров добычи р ь ^ бы всех флотов Северно»4^ бассейна. Где же забота о человеке? Считаем нужным внести в проект такие изменения. 1. На период порту Мурманск но предоставлять экипажу. 2. Отменить при начислении платы. стоянки в обязатель- подмену «потолки» заработной 3. За работу в выходные и праздничные дни оплачи вать из расчета среднего за работка. 4. При совмещении отпу сков с выходными днями в первую очередь предостав лять отпуск. 5. Запретить компенсацию выходных дней. 6. Предоставлять возмож ность специалистам «со сто роны» производить перерас четы заработной платы мо ряков за любой период ра боты. Хотим заметить, что в на стоящее время КПСС и Со ветское правительство изда ют и претворяют в жизнь документы, проникнутые за ботой о человеке. А при изу чении проекта Положения не трудно увидеть, что родное министерство подобной цели перед собой не ставило. Вносим наши предложе ния. Пункт 6. Максимальные сроки непрерывного пребыва ния экипажей производствен ных судов в море устанавли ваются Министерством здра воохранения СССР , но не более 90 суток при трех сменном и 45 суток при двухсменном режиме работы. А в районах промысла с тя желыми климатическими ус ловиями (Баренцево море, СВА, СЗА, АЧА ) и в райо нах, удаленных от порта ба зирования до 250 миль, про должительность рейсов не должна превышать 30 суток. Пункт 8. Дополнить: «...установить доплату за обеспечение стояпки группы судов». Пункт 15 — исключить. Пункт 17. Время ежеднев ного отдыха членов экипажа, независимо от характера вы полняемой ими работы, кро ме аварийных и авральных, не должно быть менее 16 ча сов при трехсменном и не менее 12 часов при двух сменном режиме. Пункт 23. Исключить па раграфы е), ж), з) как тра диционные работы. Второй абзац дополнить: «Оплату и премирование за выполнение авральных и аварийных ра бот по спасению других су дов производить в соответст вии с действующими между народными нормами». Пункт 24 подлежит без условному и необратимому исключению, как противоре чащий духу времени. Кроме того, предлагаем внести такой пункт: «При нахождении в море в тече ние шести месяцев необходи мо предоставлять непрерыв ный отдых длительностью три месяца». В. ЛЕБЕДЕВ, пе рвы й п о м о щ н и к капитана плавба зы « А р к т и ка » и ещ е 200 п о д п и с е й м о р я к о в . 22 апреля 1983 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz