Рыбный Мурман. 1988 г. Апрель.

4 Хозяйственный механизм перестройки: Золотые руки моряков Северного бассейна ------------------------ Навстречу X IX Всесоюзной партийной конференции --------------------------- Что ни день — в редакцию приходят десятки радиограмм- рапортов моряков о трудовых достижениях. «13 апреля выполнили план полугодия по вылову рыбы», — сообщают моряки БАТ «Маршал Якубовский)» Мур­ манского тралового флота. «Встав на трудовую ударную вахту в честь X IX Всесоюзной партконференции, экипаж ТР «Изумрудный берег» управле­ ния «Севрыбхолодфлот>» при­ нял дополнительные соцобяза­ тельства. Намечено задание полугодия по грузоперевозкам выполнить к Дню Победы», Во многих радиограммах на­ званы имена лучших моряков, передовиков соцсоревнования. Вот только две из них. «31 марта, на 21 день опере­ жая плановые сроки, экипаж БМРТ «Буран» объединения «Мурманрыбпром» выполнил рейсовое задание по всем пока­ зателям». Во внутрисудовом соревнова­ нии впереди — вахты мастера добычи А. И. Карелина и вто­ рого механика С. В. Неизвест­ ных. В индивидуальном сорев­ новании чаще других называют имена матросов X. Г. Адилова, П. И. Воробьева, Д. Д. Шура, А. И. Едуша, А. В. Подойницы- на, рыбмастера М. А. Бондаре­ ва, машиниста РМУ А. М. Ени­ на, моториста О. С. Магеррамо- ва, котельного машиниста А. С. Голополосова, электрогазосвар­ щика Б. М. Денисова, началь­ ника радиостанции В. 10. Ко- шечкина. Умело руководят службами старший механик А. М. Томашевич и старший помощник капитана В. К. Алев- ров». «Экипаж СТМ «Николай Репников>» выполнил план пер­ вого квартала по вылову на 123 процента, выпуску — 126, стои­ мости товарной — 105 процен­ тов». Среди лучших следует отме­ тить коммунистов: рефмеханика A. В. Коцаренко, старшего ме­ ханика Р. 3. Суликаева, секре­ таря парторганизации токаря B. А. Штукера, второго помощ­ ника капитана ветерана судна П. А. Боровикова, матросов И. А. Цибаевского, Г. М. Суше- вича, И. В. Чепа, В. П. Воро­ бей». --------------------- Интервью у трапа ----------------------- Мечта?— Веление времени! IT ОРОТКОЙ БЫЛА СТОЯНКА плавбазы «Полярная звезда»: * * заменив часть экипажа, команда ушла 8 море. В этот пе­ риод состоялась беседа нашего корреспондента с первым по­ мощником капитана Виктором Александровичем ДОЛУДОЙ и начальником производственной лаборатории Александром Дмит­ риевичем ЯКОВЛЕВЫМ. — Помнится, в прошлом го­ ду ваш экипаж работал сокра­ щенным штатом и добился ус­ пеха. А сейчас! Долуда. Сейчас штат был полным. Дело в том, что по­ сле того рейса,, в управлении флота решили серьезно про­ анализировать, выгодна ли «со- кращенка». И пока руководст­ во флота разбиралось, мы уш­ ли е полном составе. Но и тог­ да, и сейчас работали без под- вахт, в этом рейсе всего три раза вызывали подзахту. * , — А какую продукцию вы­ пускали! Яковлев. _ Мороженую на экспорт и на внутренний ры­ нок, ассорти слабосоленое, различные пресервы з мелкой расфасовке из филе океаниче­ ских рыб, которые пользуют­ ся широким спросом. — То есть продукция до­ вольно трудоемкая. Яковлев. Конечно, если еще учесть уровень механизации нашей рыбофабрики. Сорти­ ровка вручную, как говорится, полбеды. Куда сложней про­ цесс зачистки черной пленки с филейчиксв. — Но хоть выпуск ассорти и пресервов механизирован! Яковлев. Отчасти. Как я сказал, зачистка черной плен­ ки, пересыпание фйлейчикоа специями, укладка а противни — все вручную. Это — для ассорти. Разумеется, выпуск пресерзоз тоже не до конца механизирсзан. — Зато — продукция повы­ шенного спроса, выгодная и экипажу, и флоту. Долуда. Выгодная для фло­ та, поскольку выполняется за­ дание п<э аыпуску новой про­ дукции. Для экипажа тоже, так как трудоемкость — нормо- часы — хорошо оплачивается. Но было бы ещэ выгодней, если бы плазбаза оборудова­ лась специально для изготов­ ления ассорти и пресервоз. У нас же получаются встречные потоки: из кормозой части судна а носозую перетаскива­ ем филе для просализания, обратно — готовое филе для заключительной обработки. В мае плазбаза встанет на переоборудование и потом бу­ дет работать а консерзном ва­ рианте. — Давайте поговорим о ка­ честве продукции. Яковлев. 0 5 этом думали сразу по выходе а рейс. Тех­ ническая учеба, работа групп качества, комиссий, созета ма­ стеров и другие организацион­ но-технические мероприятия дали хороший результат: вся продукция сдана без малей­ ших претензий. С середины января мы работали в услови­ ях госприемки. На судне на­ ходился главный инспектор «Севрыбинспекции» J1. А. Сима- гин и осматривал практически всю рыбопродукцию. Замеча­ ний не было. Строго следили за тем, чтобы рыба сразу же шла на обработку. В связи' с этим решили уменьшить время заготовки пикши до 4—6 часов, трески — до 6 часов, то есть почти на треть. Предложили также сокращать сроки трале­ ния. Не раз высказывали на­ ши предложения на промсове- тах. Но это болезненно вос­ принимали и промысловики, и руководство промыслом: до сих пор главное — аал. Но ведь на БМРТ рыба сразу по­ сле разделки направляется на заморозку, почему же на плавбазе должны отходить от технологии, ведь ГОСТы для всех едины? — Значит, выпускали про­ дукцию улучшенного ассорти­ мента высокого качества, к тому же немалую долю про­ цессов вручную. Яковлев. Выполнение плана по выпуску продукции улуч­ шенного ассортимента соста­ вило 143,5 процента. — Понятно, что это — за­ слуга всех. Но хоть некоторых назовите. Долуда. Из молодых ребят можно выделить Володю Бой- чева, матроса пресерзного це­ ха, комсорга Андрея Никули- чева, его не раз награждали почетными грамотами комите­ та комсомола, физорга Сергея Трошксза, третьего дизельно­ го механика Александра Тка- чука, матроса Олега Дарзина — называть можно еще долго. Возглавлял экипаж один из старейших, заслуженных капи­ танов Александр Изанович Чу- рилсз, главный Алеханик — Ле­ онид Моисеевич Алгйнер, то­ же опытнейший специалист. — Заметили ли в экипаже переход флота на хозрасчет! Долуда. Честно говоря, нет. Рейс у нас был переходный, то есть часть а прошлом году, часть в нынешнем. — Ну хоть какой-то процент прибыли остался в экипаже! Долуда. Но мы же не на хозрасчете работали. Хотя план по прибыли выполнили на 138,9 процента. Если бы экипаж распоряжался всеми деньгами на судне! Пока это только мечта. — Как вы себе это пред­ ставляете! Долуда. Не брали бы раз­ ное оборудование «на всякий случай». Сокращая экипаж, оставили бы сэкономленные деньги на поощрение передо­ виков и большую оплату тру­ доемких работ. Беседовала И. БЕРЕЗЮК. Фирма «Север». Какой ей быть? Радиограммы с моря «Рыбный Мурман» опубликовал более 30 откликов на выне­ сенные для всеобщего обсуждения схемы нового государствен­ ного производственного объединения и объединенного флота («РМ» N2 52 от 25 декабря 1987 г* № 2 от 8 января с. г.). Ана­ лиз почты показывает, что в основном читатели не согласны с предлагаемыми структурами, выражают беспокойство по по­ воду возможной утраты хозрасчетной самостоятельности пред­ приятий, увеличения многоступенчатости управления, отсутствия взаимоувязанности личных интересов с общественными. О том говорят и публикуемые сегодня радиограммы. Зто- нарушение закона Включение «Севрыбхолод- флота» а фирму «Север» явля­ ется нарушением Закона о государственном предприятии, лишающим флот экономичес­ кой самостоятельности. Это по­ влечет снижение производи­ тельности труда. Накопленный опыт показывает, что транс­ портно-танкерный флот в та­ ком случае будет эксплуати­ роваться н е эф ф е к т и в н о . По поручению трудового коллектива Н. ДРУЖКОВ, капитан-директор ТР «Хи­ бинские горы». На основе хозрасчета Ознакомившись с материа­ лами предлагаемой структу­ ры ГПО «Север», рабочее собрание не одобряет предла­ гаемую схему, как не соответ­ ствующую решениям партии и правительства по перестройке хозяйственного механизма. Считаем, что на первом эта­ пе необходимо упразднение ВРПО «Севрыба». Флоты дол­ жны замыкаться на МРХ СССР, при этом министерство осуще­ ствляет только стратегию уп­ равления. Оперативные вопро­ сы взаимодействия флотов ре­ шает директорат флотов. На этом этапе все флоты, береговые предприятия Север­ ного бассейна в своих коллек­ тивах проводят коренную реор­ ганизацию в соответствии с Законом о государственном предприятии на основе рен­ табельности, хозрасчета, са­ м о ф и н а н с и р о в а н и я . В а ж н о о с ­ вобождаться от и з л и ш к о в уп­ равленческого аппарата, пере­ ходить на автоматизированные системы управления. Должны отмирать искусственно создан­ ные и нерентабельные органи­ зации, лишние звенья управле­ ния. Это асе необходимо вести под контролем коллективов. Главное звено флота: ко ­ рабль — экипаж должно быть на хозрасчете. Здесь необхо­ димо установить зависимость фонда зарплаты плавсостава в процентном отношении от сум­ мы реализуемой продукции и экономии материальных ре­ сурсов, что позволит упро­ стить и повысить заработок пл&зсостаза, снизить себестои­ мость выпускаемой продукции. На втором этапе создать фирму «Север». Председатель собрания ма­ трос В. АНАНЕНКО, секре­ тарь матрос В. РЕДЧУК, ка- питан-директор БМРТ «Се­ мен Лапшенков» В. ДЬЯ­ КОВ. Без лишних звеньев Экипаж БМРТ «Высоковск», внимательно изучив проект со­ здания ГПО «Север», выступа­ ет против объединения флотов и предлагает. Первое. ВРПО «Севрыба» ликвидировать, как промежу­ точное звено. Второе. Расширить права уп­ равлений согласно Закону о трудовых коллективах, зам­ кнув их непосредственно министерство. Третье. Для координации ра­ боты смежных предприятий при промышленных отделах горисполкома создать посто­ янно действующий совет ди­ ректоров. Тем самым будет усилена руководящая роль Со­ ветов народных депутатов. По поручению экипажа ка­ питан-директор БМРТ «Вы­ соковск» В. ГОЛИЗДРА, члены совета трудового коллектива объединения «Мурманрыбпром» первый помощник капитана В. КО­ СТИН, рефмеханик Р. ГА- РИФЬЯНОВ. Эконом ическое е у п у с т и т ь Как уже сообщалось, Все­ союзное рыбопромышленное объединение в первом квар­ тале выполнило госзаказ по объему валовой, товарной, реализованной продукции, производству консервов, кор­ мовой муки. Перевыполнение плана марта по объему про­ изводства позволило всем промышленным предприяти­ ям перекрыть программу по росту производительности труда. Однако ВРПО не справи­ лось с госзаказом марта по выпуску пищевой продукции в натуральном выражении, отставание составило 4,3 ты­ сячи тонн. Лишь «Севрыбхо- лодфлот», рыбокомбинат, «Ка- релрыбпром» и «Севрыбпром- разведка» сумели достичь на­ меченных рубежей по этому показателю. В чем же причина? Нема­ ло остатков рыбопродукции не было задействовано в про­ изводство и в море, и на бе­ регу. К тому же, в частности, тралфлот недоловил опреде-’ ленное количество рыбы, а «Мурманрыбпром» выпустил больше, чем планировалось продукции глубокой разделки (спинки путассу и фарша). И все-таки основная беда — не­ рациональное использование улова на пищевые цели. Вот цифра: в марте на выпуск пищевой было направлено около 60 процентов сырья, таким образом, недо­ получено около 3,5 тысячи тонн пищевой. Сократился по сравнению с прошлым го­ дом выпуск рыбопродукции из путассу, ставриды. К сожалению, есть факты, когда сырье идет не по наз­ начению. Так, суда ББГЛ вы­ работали десятки тонн моро­ женой тушки палтуса. За ­ чем? По мнению объединения «Карелрыбпром», тушка пал­ туса — продукция рента­ бельная. Посмотрим материа­ лы рентабельности. На каж­ дом центнере тушки палтуса «Карелрыбпром.» имеет §£8 рублей прибыли, но вместе с тем на каждом центнере пал­ туса холодного копчения, включая балыки, прибыль со­ ставляет около 259 рублей. О какой же выгоде идет речь, трудно понять. Тем более сейчас предприятия «Карел- рыбпрома» испытывают де­ фицит балычного сырья. Больше того, на выпуск ба­ лычных изделий приходится направлять ставриду, а это уже действительно работа в убыток. И в результате вы­ пуска тушки упущенная при­ быль составит около 70 ты­ сяч рублей. В первом квартале наибо­ лее высоких результатов до­ билось управление «Севрыб- холодфлот» благодаря успе­ шной работе с инофирмами. Активная деятельность предприятий по выпуску про­ фильной номенклатуры, ме­ ры принятые по ее вывозки доставке в порт, позволь?*! 22 апреля 1988 года --- ---------- РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz