Рыбный Мурман. 1988 г. Апрель.
п JO На трибуну партийного пленума В последние голы мы вес чаще вспоминаем о че ловеческом факторе, как об одном из решающих судьбу перестройки. Говорим и о социальных проб лемах, влияющих на потенциал этого человеческого фактора. Подготовленность к труду, квалификация, обще ственно-политическая и гражданская зрелость — это то, что человек готов отдать производству. А что он получит взамен? Совпадут ли его интересы и воз можности с интересами и возможностями производ ства? Ведь именно от этого зависит, насколько проч на взаимосвязь человека и производства. Конечно, идеальным был бы такой вариант, при котором человек, однажды пришедший на производ ство, оставался бы на нем долгое время, не испыты вая ни морального, ни материального неудобства. Если благополучие работника и успешная произ водственная деятельность предприятия тесн0 связа ны, то и работа будет ладиться, и человек останется довольным. Как нельзя более причастен к поднятой проблеме вопрос о комплексной региональной подго товке, переподготовке и повышении квалификации кадров в рамках отрасли. Пересматривать системы подготовки кадров надо было еще вчера, сегодня мы с трудом, но можем догнать набирающий скорость поезд, завтра же ри скуем безнадежно опоздать. Медлить нельзя. Пото му что без принципиальной реорганизации всей си стемы подготовки кадров не стоит и подступаться к социальным проблемам перестройки рыбной от расли Северного бассейна. Почему? Да потому, что система подготовки кад ров, построенная разумно, сообразно с фактически ми потребностями производства, связывает челове ка с этим производством неразрывными узами, вы свечивая перспективу и человеку, и производству. То есть необходима последовательная, или как ее часто называют, ступенчатая подготовка кадров всех уровней квалификации, система которая при госу дарственном подходе может обеспечить решение мно гих производственных проблем без каких-либо до полнительных ассигнований. Ведь до сих пор никто не знает, сколько специалистов и каких именно по требуется бассейну завтра или послезавтра. Давайте же с помощью цифр посмотрим правде в глаза. В 1985 году на 1558 штатных должностей для специалистов с высшим образованием на бассей не работали 2558 инженеров, ю есть 1000 инжене ров занимали должности, где требовались всего лишь техники! А наше МВИМУ продолжает строить ся вширь и вглубь за счет других учебных заведе ний отрасли. Именно за счет других, поскольку кар ман один — госбюджетный, отраслевой. Не это ли глубокий социальный просчет?! «Рыбный Мурман» уже поднимал этот вопрос. .Напомню, публикация 4 апреля 1987 года называ лась «Жизнь обязывает к смелости». Безнравственно обрекать выпускника вуза на кон куренцию с техником. Это не только прямое разба заривание сил и средств, но и огромный урон пре стижу инженерного труда. Однако ни на областном, ни на бассейновом уровне позиция нашего училища не получила поддержки. В то время лишь один Минвуз СССР отнесся с вниманием к выступлению газеты, заверив, что под нятые в статье вопросы будут учтены. И действи тельно, в новых правилах приема в вузы появились дополнительные требования к поступающим на спе циальность «Профессиональное обучение и техниче ские дисциплины». Теперь абитуриенты должны не пременно иметь рабочую профессию по профилю подготовки, подтвержденную квалификационным разрядом. И все же, думаю, что и к этим прави лам мы с МВИМУ отнесемся по-разному. Мы за то, чтобы в вуз поступали только техники по на правлениям флотов на ускоренное обучение. И еще один аспект ступенчатой подготовки. Если подойти к решению этого вопроса по-деловому, по- хозяйски, то для подготовки необходимого числа специалистов любой квалификации нам вполне до статочно тех учебных заведений, которые есть. На до лишь объединить их материально-техническую ба зу. Вот тот самый случай, когда организационно правовые изменения без дополнительных капвложе ний могут положительно сработать на экономику региона. Очень важен для нас и другой вопрос: на какой основе строить подготовку кадров для отрасли. ^Профессия моряка предъявляет к человеку особые требования. Ошибка в выборе чревата неприятно стями как для .молодого человека, так и для отрас ли. Поэтому комплектовать мореходное училище нужно подростками, окончившими 8 классов средней школы, тогда у курсантов будет время на адапта цию, а у училища — на проверку и отбор. Теперь об организационных вопросах. Вне всякого сомнения, ступенчатая система подго товки должна быть региональной и отраслевой. Схема обеспечения отрасли кадрами сложилась в период экстенсивного развития нашей экономики и, естественно, отражает особенности такого развития. Производство у нас совершенно не связано с учебными заведениями экономически. Ну а что мо жет дать административный рычаг? Безликое отчис ление от предприятий в госбюджет и фонд отрасли, а затем централизованное финансирование учебных Обращение Мурманского горкома КПСС Уважаемые читатели! На апрель ском пленуме горкома КПСС будут обсуждаться задачи городской партий ной организации по претворению в жизнь решений февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС «О ходе пере стройки средней и высшей школы и з а дачах партии по ее осуществлению». Свои предложения вы можете на править по адресу: Мурманск, пр. Ле нина, 54, горком КПСС или выска зать по телефонам 5-83-07 и 7-84-06 14 и 15 апреля с 15 до 19 часов. заведений привело к их полной разобщенности. Про изводство оказалось не способным влиять на дея тельность учебных заведений, и они, лишенные всякой информации о потребностях флотов и бере га, выпускали и выпускают специалистов по своему разумению. Кому это выгодно? Сейчас в связи с обновлением техники, измене нием зон и объектов промысла, возрастает роль пе реподготовки и повышения квалификации кадров. Но никакого сводного прогнозирования трудовых ресурсов, никакого планирования их подготовки, переподготовки и повышения квалификации как не было, так и нет. Кто этим будет заниматься? Пред приятия? Но они не способны, да и не должны ре шать эти вопросы внутри производства. В свою же очередь, учебные заведения вполне можно было бы освободить от несвойственных им хозяйственно-эко номических функций, оставив за ними лишь задачи подготовки и воспитания кадров. Кроме того, учебные заведения нуждаются в информационных связях, которые исключили бы параллелизм и дублирование, в постоянном контак те с наукой и производством. Итак, что мы имеем сейчас. Штаты и материальная база учебных заведений используются нерационально и неэкономно, т. к. не имеют хозрасчетных стимулов; требования к каче ству «бесплатной» подготовки кадров по той же при чине, да и сама подготовка не всегда выдерживает критику. Где же выход? Может быть, в создании регио нального центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров? Тогда на него должно распространяться действие Закона о госу дарственном предприятии с частичной самоокупае мостью на первом этапе. Этот центр должен вхо дить в состав регионального государственного про изводственного объединения. Поскольку именно ГПО сможет осуществлять финансирование учебных заведений, а они, в свою очередь, возьмут на себя заботу об обеспечении производства кадрами. Что практически даст такая перестройка? Во-первых, экономию от сокращения штатов за счет централизации ряда распорядительно-хозяйст венных функций и более рациональное использова ние материальных и трудовых ресурсов; во-вторых, повышение качества самой подготовки кадров, кото рая станет платной. Ну и в-третьих, центр сможет мобильно реагировать на потребности производства. Центр объединит Архангельское и Мурманское мо реходные училища, учебно-курсовой комбинат, мор ские ГПТУ, отряд учебных судов и бассейновый тре нажерный центр. Руководить центром должен совет директоров че рез генерального директора центра. В предлагаемой структуре центра нет вуза. х& тя по логике он должен бы там присутствовать. J£- нашему мнению, это — вопрос будущего. Эконом;^ ческне отношения центра с вузом, равно как и вуза с предприятиями, могут успешно строиться на финансово-договорной основе. Особое внимание, конечно же, следует уделить финансированию деятельности центра. Одним из источников будут фонды регионального объедине-. ния. Их можно использовать для капвложений и капремонтов, для специального и общеобразова тельного обучения курсантов после восьмилетки, для сверхплановой подготовки кадров по заданию отрасли. При частичной самоокупаемости центра предприятия, для которых готовя^ кадры, будут оплачивать эту работу. То есть они возьмут на се бя зарплату преподавателям, расходы на практику, ремонт оборудования, стипендии и питание курсан тов и т. д. и т. п. Кроме того, вполне возможно оказание платных услуг и предприятиям, и населению. Основой деловых отношений между предприятия ми и центром может быть долгосрочный договор. Оценивать, как выполнен договор по качеству под готовки специалистов, будет Государственная экза менационная квалификационная комиссия, правом решающего голоса в которой пользуются представи тели предприятий-заказчиков. ^ Сэкономленные денежные средства и материаль ные ресурсы должны расходоваться на развитие социальной сферы, улучшение быта и условий жиз ни учащихся и работников. Экономия фонда заработной платы может исполь зоваться на премирование работников объединения и учебных заведений. Совершенно ясно, что предлагаемая перестройка системы региональной подготовки кадров будет иметь успех, существовать и развиваться при одном условии: установлении оплаты за подготовку специа листов с высшим образованием, а также переподго товку и повышение квалификации в вузах. Считаю, что создание объединения и его станов ление должно проходить поэтапно. Сначала центр сможет взять на себя лишь часть административно распорядительных и методических функций, а при мерно через год объединение должно функциониро вать по полной схеме. Надеюсь, понятно, что высказанные предложения надо рассматривать как приглашение заинтересован ных людей к разговору. Отмалчиваться больше не льзя. А. ШУСТЕР, секретарь партбюро ММУ им. И. И. Месяцева. 8 апреля 1988 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz