Рыбный Мурман. 1988 г. Апрель.
п НастапеляхсолнечнойАдриатики I ПНРПЛПЕЛИ В странах социалистического содружества Мы уже рассказывали вам о добрых делах корабелов Поль ши, ГДР, об уникальных науч но-исследовательских судах, построенных в Финляндии. А сегодня побываем в гостях у кораблестроителей Югославии, которые в Москве имеют свое постоянное представительство в лице одного сотрудника, Ста нислава МОШНИ, и попросим рассказать его о том, как скла дывается сотрудничество меж ду многочисленными верфя ми СФРЮ и советскими моря ками. ★ * + — Югославские суда хорошо иззестны морякам Советского Союза, рыбакам, любителям морских путешествий. Экспор тирует их Объединение юго славской судостроительной промышленности «Ядранброд», которое я и представляю. «Яд ранброд» уже 20 лет успешно сотрудничает с СССР, а кон кретно — с внешторговым объединением «Судоимпорт». За эти годы мы построили и передали ему около 140 судоз различного назначения и во доизмещения, которое достиг ло в общей сложности двух с половиной миллионов тонн. Но это не значит, что все вопро сы югославского судострое ния решает «Ядранброд». У нас есть и другое объедине ние судостроительных и судо ремонтных заводов, располо женных на реках, — «Дунай- брод». Мы же занимаемся только морским транспортом. Три самые большие верфи СФРЮ находятся в портах Пу ла, Риека и Сплит, а всего в объединении 22 судострои тельных и судоремонтных предприятия. Плюс к тому не сколько таких, что производят судокомплектующее оборудо вание и запчасти. Столь мощная индустриаль ная база и многозекозой опыт позволяют нашим корабелам строить любые типы плаз- средств: танкеры и сухогрузы, лесовозы и железнодорожные паромы, пассажирские лайне ры и вспомогательные суда. Самые интересные в техни ческом отношении были спу щены на воду в 1986 году. Это паромы «Советская Кирги зия», «Советская Нахичевань» И «Советская Белоруссия», эксплуатирующиеся сейчас между Варной и Ильичезском. Экспорт «Ядранброд» е СССР осуществляется г.о зака зу Министерств морского фло та, газозой промышленности, рыбного хозяйства, а «Дунай- брод» сотрудничает с Мини стерством речного флота, об новляющим свою материаль ную базу комфортабельными пассажирскими судами. Отлично налажено наше со трудничество и с проектиров щиками из ЦНИИ морского флота в Ленинграде, и с заво дами судовых двигателей, с которыми предполагает ся кооперация. В этом году нами будут пе реданы Советскому Союзу 6 танкеров, три малых пассажир ских судна, большой плавучий сухой док. Начинаем строи тельство самого сильного пла вучего крана, который будет работать на Каспии. Из-за его гигантских размеров кран от буксируют в Астрахань...^ за три раза, т. е. по частям, на баржах через Волго-Донской канал. Окончательная сборка будет осуществлена с по мощью специалистов Астрахан ского судостроительного зазо- да. Заканчивая беседу, товарищ Станислав Мошня передал са мый сердечный привет совет ским морякам, рыбакам, мор ским нефте- и газодобытчикам от судостроителей братской Югославии. Рассказ записал С. БРАТУ ХИН, наш внешт. корр. шмй> Н№ Факт из жизни США Альтруизм Дональда, радость Джорджа Ж и тел ь С а н -Ф р а н ц и с ко Дональд Маидональд , по проф ессии а р х и т е к т о р и д и зайнер , реш ил , что приш ел его черед за н я ть ся реш ением проблемы бездомности в СШ А . Все свободное время он по свя тил со зда нию «дома» для те х , к т о вы н уж д е н к о р о та т ь ночи под о т к р ы ты м небом. П р и с т у п а я к о с ущ е с тв ле н ию своего п р ое кта , М акдональд исходил и з след ующ и х кр и т е р и е в : е го изо бретение д олж но бы ть недоро гим , с м а ксим ал ь ны м набором удобств , даж е комф ор табельным в к а к о й -т о степени , к о м п а к т ным , теплым и на д еж ны м , п р о с ты м в сборке . Его у сил и я в с к о ром времени м а териали зо вали сь со ор уж е н и ем длиной 2 метра 40 сан тим е тр о в и ш и р и н о й 1 метр 20 са н тим е тро в . На деревян ном п о л у расстилается м а трац или е го зам ени тель , дверь з а к р ы вается на зам о к , небольшое о кн о «дает сно сны й обзор» о к р у ж аю щ е го пр о с тр а н с тва . Проведя серию э кс п е рим е н то в , М а кд о нальд приш ел к вы воду об о п тим а л ь н о с ти вы б р ан н о го им в а ри анта «дома». А главное , с чи тае т а р х и т е к т о р , ко гда т а к и х «домов» будет в городе м но го , и х ж и т е л и см о гу т « ор га н и зо вы в а ть целые к о м м у н ы , р а с п о л ож е н ны е вблизи т о р го в ы х цен тро в и сл уж б бы та». Их м ож но будет у с та н а вл и в а ть «под а р ка м и мостов , в гор о д с к и х п а р к а х и с кв е р а х , то есть везде, где нет надпи си «Частная соб ственность на землю» . И з го товив два п р о б ны х э к зем п л я р а э то го «Ноева ко в че га XX в е к а » , М а к д о н а л ь д о т п р а в и л с я н а п о и с к и п е р в о г о ж и т е л я . Д алеко ему хо д и ть не . п р иш л о с ь , и он п р и гл а с и л по сели ться в «доме» не кое го Д ж о р д ж а , по ч ти семь лет бессменно но чева вш е го на а в то с то я н ке , где п а р к у е т с я м аш и н а М а кдональда . Д ж о р д ж нашел свое новое ж и л ь е пр е в о с ход ны м и вы р а зи л а в т о р у мас с у б ла годарно стей . «Этот дом изменил всю мою ж и з н ь , — с к а зал Д ж о р д ж . - - Ведь это на с тоящ ая проблема в С а н -Ф р а н ц и с ко для бе здом ны х н а й ти ночле г, да еще ч и с ты й и бе зопа сны й» . НА СНИМКЕ : с ча с тл и вы й Д ж о р д ж в своем «дворце». Фото Камера Пресс — ТАСС. партийной конференцией р е ц е п т о в мулировку: «Объявить выго вор за неправильное выступ ление на партсобрании». Как это понять? Где, как не на партсобрании, коммунист мо жет высказать личное мие- Не прав — убеди его, но не дави, не «закручивай гайки». Демократия не мо жет иметь два лица: одна — для моряка, другая — для администрации. Она — еди на для всех. К сожалению, командно-ад министраторский стиль рабо ты слишком глубоко в нас влез. И многие привыкли с этих позиций говорить с людьми. И тут я вспоминаю один не очень приятный эпи зод. Вернулась с промысла ры бомучная базачсРига». У мо ряков было немало спорных вопросов об оплате труда как к капитану, так* и к не которым специалистам из уп равления. Экипаж на собра нии высказал свои претен зии, но никто из администра ции к ним серьезно не от несся. После отгулов моряки вновь потребовали провести собрание, сказали, что будут ч жаловаться дальше, Честно говоря, я случайно узнал об этом собрании, пришел, по слушал. Люди взвинчены и — обоснованно.- Пришлось создавать комиссию и разби раться. Выяснилось: экипаж был прав; нашли возмож ность оплатить людям то, что им положено по труду. А на парткоме кое-кого из управ ленцев пришлось наказать. Сложное сейчас время. Переход на новые условия работы — процесс нелегкий, болезненный, и многие воп росы, к сожалению, на • ме стах не решаются. Когда «сверху» нам диктуют заве домо невыполнимые цифры плана, объяснять что-то лю дям тяжело. Судя по выступлениям центральной прессы, в целом по стране, в части * мини стерств и ведомств искажает ся суть перехода на новые условия хозяйствования. Гос заказ не оставляет резервов предприятию, а зачастую и перекрывает его возможно сти, не обеспечивается сырь ем, путем перераспределения прибыли «вытаскиваются» отстающие предприятия от расли, что порождает ижди венческие настроения у од них и отбивает желание до биваться лучших результатов у других. То же самое происходит и с управление^ «Севрыбхо- лодфлот». Перейдя на новые условия хозяйствования, мы получили из ВРПО «Севры ба» нормативы, по которым 91,5% прибыли уходит, от нас в бюджет ч вышестоя щим организациям, и только 8,5% остается в распоряже нии предприятия. Более того, на последующие годы пяти летки этот норматив сплани рован с уменьшением, не смотря на рост планируемой прибыли. То есть работать мы должны лучше, а полу чать меньше! Что это, как не выхолащивание, искажение принципов, заложенных в Законе о государственном предприятии, документах ЦК КПСС и правительства о пе рестройке хозяйственного ме ханизма? Особенно тревожит парт ком, что при таком, с позво ления сказать, «хозрасчете» «Севрыбхолодфлот» не мо жет в полной мере обеспе чить решение социальных вопросов: строительства жилья (а у нас около 2 ты сяч моряков стоит в очере ди), детских дошкольных уч реждений, баз отдыха, ре конструкции пионерлагеря в Анапе и т. д. Из-за недостатка средств «повисают в воздухе» мно гие проблемы сокращения ручного труда, технического перевооружения флота, а ведь у нас только на судах типа«Сибирь» ежегодно бо лее 300 тыс. тонн рыбопро дукции перерабатывается вручную. По тем же причи нам сокращение численности экипажей не может быть в достаточной степени подкреп лено материальным стимули рованием. Думаю, что без помощи вышестоящих партийных ор ганов самим нам проблему совершенствования норматив ной базы не решить. Конечно, мы не сидим сложа руки. Есть свои пред ложения у экономистов, у ад министрации. Задача партко ма — поддержать инициати ву хозяйственников, если она направлена на благое дело. Почему «Севрыбхолод флот» в прошлом году вы рвался из отстающих? Во многом потому, что исполь зовал новые, нетрадицион ные методы работы. Останов люсь лишь на некоторых. Во- первых, мы произвели заме ну экипажей 3-х плавбаз не в Мурманске, а в Клайпеде. Экономический эффект соста вил около 4 млн. рублей. Во- нятшштШГО вторых, первые использовали МТР «Малахитовый» и ТР «М. Ломоносов», УС «Еело- луцк» в производственном ва рианте, что обеспечило до полнительный выпуск продук ции на 1,5 млн. руб. Третье — начали активнее работать с инофирмами, ис пользовали элементы само стоятельности предприятия. Четвертое — внедрили но вые формы судоремонта, в результате чего почти в 5 раз сокращен срок ремонта ПБ «Алексей Хлобыстов», и она уже в 1987 году работа ла на промысле. Методом бригадного подряда досрочно отремонтирован ТР «Виль гельм Пик». Благодаря творческой ра боте службы эксплуатации, впервые в прошлом году при нес ’прибыль транспортный флот. Ну Ъ если говорить в це лом, хоть и сложно сейчас работать, но именно поэтому и интересно, нет готовых ре цептов, схем, а значит, есть простор, возможности для инициативы и творчества, и партком старается макси мально эти возможности ис пользовать. О. ЖИЛЯЕВ, секретарь партийного ко митета управления «Сев рыбхолодфлот». 8 апреля 1988 года о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz