Рыбный Мурман. 1988 г. Апрель.

п НастапеляхсолнечнойАдриатики I ПНРПЛПЕЛИ В странах социалистического содружества Мы уже рассказывали вам о добрых делах корабелов Поль­ ши, ГДР, об уникальных науч­ но-исследовательских судах, построенных в Финляндии. А сегодня побываем в гостях у кораблестроителей Югославии, которые в Москве имеют свое постоянное представительство в лице одного сотрудника, Ста­ нислава МОШНИ, и попросим рассказать его о том, как скла­ дывается сотрудничество меж ­ ду многочисленными верфя­ ми СФРЮ и советскими моря­ ками. ★ * + — Югославские суда хорошо иззестны морякам Советского Союза, рыбакам, любителям морских путешествий. Экспор­ тирует их Объединение юго­ славской судостроительной промышленности «Ядранброд», которое я и представляю. «Яд­ ранброд» уже 20 лет успешно сотрудничает с СССР, а кон­ кретно — с внешторговым объединением «Судоимпорт». За эти годы мы построили и передали ему около 140 судоз различного назначения и во­ доизмещения, которое достиг­ ло в общей сложности двух с половиной миллионов тонн. Но это не значит, что все вопро­ сы югославского судострое­ ния решает «Ядранброд». У нас есть и другое объедине­ ние судостроительных и судо­ ремонтных заводов, располо­ женных на реках, — «Дунай- брод». Мы же занимаемся только морским транспортом. Три самые большие верфи СФРЮ находятся в портах Пу­ ла, Риека и Сплит, а всего в объединении 22 судострои­ тельных и судоремонтных предприятия. Плюс к тому не­ сколько таких, что производят судокомплектующее оборудо­ вание и запчасти. Столь мощная индустриаль­ ная база и многозекозой опыт позволяют нашим корабелам строить любые типы плаз- средств: танкеры и сухогрузы, лесовозы и железнодорожные паромы, пассажирские лайне­ ры и вспомогательные суда. Самые интересные в техни­ ческом отношении были спу­ щены на воду в 1986 году. Это паромы «Советская Кирги­ зия», «Советская Нахичевань» И «Советская Белоруссия», эксплуатирующиеся сейчас между Варной и Ильичезском. Экспорт «Ядранброд» е СССР осуществляется г.о зака­ зу Министерств морского фло­ та, газозой промышленности, рыбного хозяйства, а «Дунай- брод» сотрудничает с Мини­ стерством речного флота, об­ новляющим свою материаль­ ную базу комфортабельными пассажирскими судами. Отлично налажено наше со­ трудничество и с проектиров­ щиками из ЦНИИ морского флота в Ленинграде, и с заво­ дами судовых двигателей, с которыми предполагает­ ся кооперация. В этом году нами будут пе­ реданы Советскому Союзу 6 танкеров, три малых пассажир­ ских судна, большой плавучий сухой док. Начинаем строи­ тельство самого сильного пла­ вучего крана, который будет работать на Каспии. Из-за его гигантских размеров кран от­ буксируют в Астрахань...^ за три раза, т. е. по частям, на баржах через Волго-Донской канал. Окончательная сборка будет осуществлена с по­ мощью специалистов Астрахан­ ского судостроительного зазо- да. Заканчивая беседу, товарищ Станислав Мошня передал са­ мый сердечный привет совет­ ским морякам, рыбакам, мор­ ским нефте- и газодобытчикам от судостроителей братской Югославии. Рассказ записал С. БРАТУ­ ХИН, наш внешт. корр. шмй> Н№ Факт из жизни США Альтруизм Дональда, радость Джорджа Ж и тел ь С а н -Ф р а н ц и с ко Дональд Маидональд , по проф ессии а р х и т е к т о р и д и зайнер , реш ил , что приш ел его черед за н я ть ся реш ением проблемы бездомности в СШ А . Все свободное время он по свя тил со зда нию «дома» для те х , к т о вы н уж д е н к о р о та т ь ночи под о т к р ы ты м небом. П р и с т у п а я к о с ущ е с тв ле н ию своего п р ое кта , М акдональд исходил и з след ующ и х кр и т е р и е в : е го изо ­ бретение д олж но бы ть недоро гим , с м а ксим ал ь ны м набором удобств , даж е комф ор табельным в к а к о й -т о степени , к о м п а к т ­ ным , теплым и на д еж ны м , п р о с ты м в сборке . Его у сил и я в с к о ­ ром времени м а териали зо вали сь со ор уж е н и ем длиной 2 метра 40 сан тим е тр о в и ш и р и н о й 1 метр 20 са н тим е тро в . На деревян ­ ном п о л у расстилается м а трац или е го зам ени тель , дверь з а к р ы ­ вается на зам о к , небольшое о кн о «дает сно сны й обзор» о к р у ­ ж аю щ е го пр о с тр а н с тва . Проведя серию э кс п е рим е н то в , М а кд о ­ нальд приш ел к вы воду об о п тим а л ь н о с ти вы б р ан н о го им в а ри ­ анта «дома». А главное , с чи тае т а р х и т е к т о р , ко гда т а к и х «домов» будет в городе м но го , и х ж и т е л и см о гу т « ор га н и зо вы в а ть целые к о м м у н ы , р а с п о л ож е н ны е вблизи т о р го в ы х цен тро в и сл уж б бы ­ та». Их м ож но будет у с та н а вл и в а ть «под а р ка м и мостов , в гор о д ­ с к и х п а р к а х и с кв е р а х , то есть везде, где нет надпи си «Частная соб ственность на землю» . И з го товив два п р о б ны х э к зем п л я р а э то го «Ноева ко в че га XX в е к а » , М а к д о н а л ь д о т п р а в и л с я н а п о и с к и п е р в о г о ж и т е л я . Д алеко ему хо д и ть не . п р иш л о с ь , и он п р и гл а с и л по сели ться в «доме» не кое го Д ж о р д ж а , по ч ти семь лет бессменно но чева вш е ­ го на а в то с то я н ке , где п а р к у е т с я м аш и н а М а кдональда . Д ж о р д ж нашел свое новое ж и л ь е пр е в о с ход ны м и вы р а зи л а в т о р у мас ­ с у б ла годарно стей . «Этот дом изменил всю мою ж и з н ь , — с к а ­ зал Д ж о р д ж . - - Ведь это на с тоящ ая проблема в С а н -Ф р а н ц и с ко для бе здом ны х н а й ти ночле г, да еще ч и с ты й и бе зопа сны й» . НА СНИМКЕ : с ча с тл и вы й Д ж о р д ж в своем «дворце». Фото Камера Пресс — ТАСС. партийной конференцией р е ц е п т о в мулировку: «Объявить выго­ вор за неправильное выступ­ ление на партсобрании». Как это понять? Где, как не на партсобрании, коммунист мо­ жет высказать личное мие- Не прав — убеди его, но не дави, не «закручивай гайки». Демократия не мо­ жет иметь два лица: одна — для моряка, другая — для администрации. Она — еди­ на для всех. К сожалению, командно-ад­ министраторский стиль рабо­ ты слишком глубоко в нас влез. И многие привыкли с этих позиций говорить с людьми. И тут я вспоминаю один не очень приятный эпи­ зод. Вернулась с промысла ры­ бомучная базачсРига». У мо­ ряков было немало спорных вопросов об оплате труда как к капитану, так* и к не­ которым специалистам из уп­ равления. Экипаж на собра­ нии высказал свои претен­ зии, но никто из администра­ ции к ним серьезно не от­ несся. После отгулов моряки вновь потребовали провести собрание, сказали, что будут ч жаловаться дальше, Честно говоря, я случайно узнал об этом собрании, пришел, по­ слушал. Люди взвинчены и — обоснованно.- Пришлось создавать комиссию и разби­ раться. Выяснилось: экипаж был прав; нашли возмож­ ность оплатить людям то, что им положено по труду. А на парткоме кое-кого из управ­ ленцев пришлось наказать. Сложное сейчас время. Переход на новые условия работы — процесс нелегкий, болезненный, и многие воп­ росы, к сожалению, на • ме­ стах не решаются. Когда «сверху» нам диктуют заве­ домо невыполнимые цифры плана, объяснять что-то лю­ дям тяжело. Судя по выступлениям центральной прессы, в целом по стране, в части * мини­ стерств и ведомств искажает­ ся суть перехода на новые условия хозяйствования. Гос­ заказ не оставляет резервов предприятию, а зачастую и перекрывает его возможно­ сти, не обеспечивается сырь­ ем, путем перераспределения прибыли «вытаскиваются» отстающие предприятия от­ расли, что порождает ижди­ венческие настроения у од­ них и отбивает желание до­ биваться лучших результатов у других. То же самое происходит и с управление^ «Севрыбхо- лодфлот». Перейдя на новые условия хозяйствования, мы получили из ВРПО «Севры­ ба» нормативы, по которым 91,5% прибыли уходит, от нас в бюджет ч вышестоя­ щим организациям, и только 8,5% остается в распоряже­ нии предприятия. Более того, на последующие годы пяти­ летки этот норматив сплани­ рован с уменьшением, не­ смотря на рост планируемой прибыли. То есть работать мы должны лучше, а полу­ чать меньше! Что это, как не выхолащивание, искажение принципов, заложенных в Законе о государственном предприятии, документах ЦК КПСС и правительства о пе­ рестройке хозяйственного ме­ ханизма? Особенно тревожит парт­ ком, что при таком, с позво­ ления сказать, «хозрасчете» «Севрыбхолодфлот» не мо­ жет в полной мере обеспе­ чить решение социальных вопросов: строительства жилья (а у нас около 2 ты­ сяч моряков стоит в очере­ ди), детских дошкольных уч­ реждений, баз отдыха, ре­ конструкции пионерлагеря в Анапе и т. д. Из-за недостатка средств «повисают в воздухе» мно­ гие проблемы сокращения ручного труда, технического перевооружения флота, а ведь у нас только на судах типа«Сибирь» ежегодно бо­ лее 300 тыс. тонн рыбопро­ дукции перерабатывается вручную. По тем же причи­ нам сокращение численности экипажей не может быть в достаточной степени подкреп­ лено материальным стимули­ рованием. Думаю, что без помощи вышестоящих партийных ор­ ганов самим нам проблему совершенствования норматив­ ной базы не решить. Конечно, мы не сидим сложа руки. Есть свои пред­ ложения у экономистов, у ад­ министрации. Задача партко­ ма — поддержать инициати­ ву хозяйственников, если она направлена на благое дело. Почему «Севрыбхолод­ флот» в прошлом году вы­ рвался из отстающих? Во многом потому, что исполь­ зовал новые, нетрадицион­ ные методы работы. Останов­ люсь лишь на некоторых. Во- первых, мы произвели заме­ ну экипажей 3-х плавбаз не в Мурманске, а в Клайпеде. Экономический эффект соста­ вил около 4 млн. рублей. Во- нятшштШГО вторых, первые использовали МТР «Малахитовый» и ТР «М. Ломоносов», УС «Еело- луцк» в производственном ва­ рианте, что обеспечило до­ полнительный выпуск продук­ ции на 1,5 млн. руб. Третье — начали активнее работать с инофирмами, ис­ пользовали элементы само­ стоятельности предприятия. Четвертое — внедрили но­ вые формы судоремонта, в результате чего почти в 5 раз сокращен срок ремонта ПБ «Алексей Хлобыстов», и она уже в 1987 году работа­ ла на промысле. Методом бригадного подряда досрочно отремонтирован ТР «Виль­ гельм Пик». Благодаря творческой ра­ боте службы эксплуатации, впервые в прошлом году при­ нес ’прибыль транспортный флот. Ну Ъ если говорить в це­ лом, хоть и сложно сейчас работать, но именно поэтому и интересно, нет готовых ре­ цептов, схем, а значит, есть простор, возможности для инициативы и творчества, и партком старается макси­ мально эти возможности ис­ пользовать. О. ЖИЛЯЕВ, секретарь партийного ко ­ митета управления «Сев­ рыбхолодфлот». 8 апреля 1988 года о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz