Рыбный Мурман. 1988 г. Апрель.
12 Беседа с увлеченным человеком О БЫЧНАЯ КВАРТИРА, тесноватый, ка к во многих других, коридор. Стандартная ме бель, много книг. Но вот взгляд цепляется за ослепительно белые островки — словно зане сенные сюда ветром и не успевшие растаять снежные россыпи сияют в электрическом свето кружева. Они везде: в комнатах, в коридоре, в кухне... Ручаюсь, такой кухни вы еще не ви дели: скатерти и занавески отделаны красным рязанским кружевом , о котором многие из нас если и имеют представление, то весьма смут ное. Нижние занавески украшает ажурная «чайная композиция»: чашки на блюдечках, са харница, заварной чайник. Салфетка в виде са мовара украшает буфет. На стене — в кружев ной рамке — календарь. Вверху лампа под кружевным абажуром. Полотенца, передники — эти столь привычные для каждой хозяйки предметы, стали необычайно нарядными, отто го что их тоже украсили кружевом. И вся кух ня выглядит так, будто сегодня — самый глав ный праздник. А создан этот праздник руками Аделаиды Ивановны Рожковой ,, офтальмолога поликлиники медсанчасти ВРПО «Севрыба», а также руководителя клуба «Кружевница» Домз культуры моряков. Минувший год был для чле нов этого клуба особенным — они приняли участие в состоявшихся в Москве заключитель ных мероприятиях II Всесоюзного фестиваля народного творчества и стали его лауреатами. Работы самой Аделаиды Ивановны отмечены серебряной медалью ВДНХ СССР, а трех ее подруг по Клубу — бронзовыми. Что же такое кружево ! Что отличает, скажем, вологодские кружева от елецких! — с этих во просов начали мы с Аделаидой Ивановной раз говор об этом древнем народном искусстве. р§ш щ м ' • • ■ ** ,*;■-* -V х * - * i « — Кружевоплетение можно назвать узорным ткачеством. И освоить его, в общем, не сложно. В нем всего четыре элемента: полотнянка, сеточ ка, плетешок и насновка. По лотнянка — тоненькое, узенькое полотно, оно-то и образует рисунок. Полотнян ка и сеточка — основные элементы кружева, плетешок и насновка — дополнитель ные, соединяющие. В зависи мости от того, как располо жены элементы, и создается узор. Вот смотрите: правда, нарядная салфетка? А эле ментов всего два — полот нянка и сеточка. Теперь вы уже без труда различите, где какое кружево: для елец ких кружев типична сеточка, она придает изделию неж ность, воздушность. Вологод ское — более плотное пле тение, имеет более выражен ный рисунок, здесь шире используется полотнянка. А возможно и сочетание, все зависит от замысла, от фан тазии. Вот в музыке — ведь всего семь нот, а сколько создано произведений! — Что самое слож но е в процессе плетенил7 — Пожалуй, разглядеть за мысел художника. Ведь кру жево делается по особому рисунку, так называемому сколку. Художник этот ско лок уже проработал. Сделаешь по-своему — еще неизвест но, будет ли лучше. Вот я вам покажу две вещи: смот рите, эту я делала по рисун ку, который оказался без раппорта, то есть без описа ния, как надо выполнять пле тение. Сделала, а смотреть не могу. Ну, салфетка и сал фетка, никакой радости, ни какой ассоциации не вызыва ет. А плела я в рязанской манере. Потом попробовала повторить в вологодской — и видите, какой получился красивый подсолнух? Каждый лепесток будто дышит! — Сами вы создаете р и с у н ки ? — Да, конечно. Я покажу сейчас. Хотя тут бывают у меня и промашки! Задумала полотенце «Лапландия». Сде лала. Оно на выставке висе ло, вроде людям нравилось. Но вот подходит ко мне один товарищ и говорит: «Извините, я не специалист по кружеву, но я знаю, что северный олень так голову не поворачивает. У вас он больше на лань похож». Гля нула — а и вправду! Или вот в кухне «Матрешка север ная», обратили внимание? Аделаида Рожкова: Посмотрят — сложно, долго. На втором занятии, глядишь, только треть осталась, а потом и вовсе единицы. Ходили мы друг к другу до мой по очереди, но не всег да это удобно. А кружево ведь требует коллектива, в одиночестве им заниматься нельзя — творческого роста не будет. Мы сообща обсуж даем и технику, и качество. Или сколок кто-то достал, и уже каждый постарается его проплести по-своему. Потом смотришь, а как лучше? Знае те, у нас ведь немало чело век занимаются, но любого можно узнать по изделию, потому что у каждого своя манера... В общем, бродили мы, пока нас не приютил Дом культуры моряков. Года два просто собирались в его стенах, а потом мне предло жили вести курсы. Согласи лась. И вот теперь в нашем клубе уже более сорока че ловек. — И к а к о г о возраста , к а к и х проф ессий у вас люди? — Самых разных и возра стов, и профессий. От бабу шек до молодежи. Из тех, кто активно у нас занимается, могу назвать Елену Борисовну Успенскую, врача детской по ликлиники № 1, медсестру той же поликлиники Зою Ва сильевну Логинову, качество изделий которой было особо назвать произведением ис кусства? — Да нет, этой салф е ткой , поль зо ва ться , м я г к о говоря , неудобно . Она та ка я ж ел та я , неопр я тная ... — Вот именно! А ведь сто ила — 15 рублей в магазине. В чем дело? Капроновая нить. После первой же стир ки желтеет, и ни один от беливатель не возьмет ее. — Зачем ж е они работаю т с капроном? — А с чем еще? Хорошие нити — дефицит, а у них план. Разве можно спускать план на творчество? — Вы часто повторяете слово « творчество» . А не к а ж е т с я ли вам , ч то в о тн ош е н и и пр оф е с си о н а л ь ны х на ро д ны х ш ко л те п ер ь ум естнее слово «производство»? Ведь в и х и з делиях , н а к правило , п о в то р я ю тся одни и те ж е приемы , м о ти вы , р и с у н к и . К т о м у ж е , сами говори те , — план . — Нет, не кажется. Конеч но, есть определенная тради ция. Но есть и стремление к постоянному развитию, со вершенствованию, поиску но вых выразительных форм. И творческий человек всегда найдет возможность выра зить себя. Мне посчастливи лось познакомиться с худож ницей Дианой Алексеевной Смирновой, которая очень много сделала для развития этого промысла в Рязани. Ее заслуга в том, что она повернула кружево. Ведь ря занское кружево было тради ционно мерным, считалось, его нельзя повернуть: терял ся сразу, деформировался «КРУЖЕВО-ЭТО НАВСЕГДА» Тут пришлось много поду мать, как лицо прорисовать, челку, мех на шубке. И что вышло? Нравится? — Очень! — А ведь на саамских ма лицах разреза-то спереди не бывает! И орнамент у меня круглый, а это тоже непра вильно, должен быть квад ратный. Но это, конечно, не самое страшное. Главное — техника. Мы ведь технике где учимся? На готовых издели ях, тех, что в магазинах про дают. Пришли: посмотрели, перерисовали, дома сплели... Опять идем: смотрим, как сделали мы и как они. Вот елецкое кружево — к нам ведь из Ельца никто не при езжал, не учил. И смотришь в магазине: а вот тут у тебя грехи, они здесь не так вы полняют. И узор получился грубее. Неспециалист не поймет, но ты-то знаешь, что допустила технический брак. Ведь в том же Ельце или Вологде работают люди, ко торые из поколения в поко ление перенимают искусство. Там традиции веками скла дывались. А мы-то, считайте, самоучки. И учебников по кружеву нет. — К с та ти , к а к давно вы плетете? — С семьдесят девятого года. Мне всегда нравились кружевные изделия. Выши вать я вышиваю, вязать — вяжу, шью. Но чего-то тако го хотелось, для души. Бы ли, конечно, увлечения. Ког- да-то фотографией занима лась в студии «Норд». Нра вилось. Но все равно чего-то не хватало... А в кружеве — уже совсем другая отдача. Это мне намного интересней. Фотографию можно десять раз перепечатать. Здесь, чтобы сделать один раз, хо дишь, мыслишь, порой очень долго. Изделие проплетаешь, делаешь сколок, полгода, мо жет быть, тратишь на него, а выполнишь — тебя не удовлетворяет: нет того, что хотела. И уже все: ты изде лие не распустишь, не пере делаешь. В кружеве — как создано, так оно и останет ся... Я вот знала, что в нашем подъезде три женщины пле тут. Вышла к ним с коробкой ниток — братцы, прошу, помогите! А они засмеялись: ты что, думаешь, катушки — это коклюшки? И все: из них преподаватели-то — ноль! А уж потом, как говорится, не счастье помогло. Одна из них заболела , я ходила к ней у к о л ы делать. И пристала : «Александра Ивановна, ну покажи, как плести, у меня дочка сейчас дома сидит, бо леет, ей научиться хочется!». Какая там дочка, честно гово ря, — самой жутко хотелось! А та отвечает: да нужны ивовые коклюшки, да нужно сено для подушки... И вот я все окрестности облазала, на резала прутьев, сена мешок из отпуска везла — целая история! — Что , все это сами дела ли? — А кто же? Промышлен ность ведь не выпускает. Я только в книге одной за 1912 год читала, что раньше это в заводских условиях все делали. А теперь — са ми. Вот первые мои коклюш ки, специальные палочки для плетения. Из чего, думаете, сделаны? Из обыкновенных перьевых ручек! А потом уже начинаешь разбираться, уже предъявляешь к ко к люшкам определенные требо вания: из какого дерева сде лать, как с ними обращаться. Их ведь мыть надо периоди чески. Методы грунтовки, помню, сами искали. Кто-то подсказал, что их надо кипя тить... в растительном масле! Вот так постепенно до всего доходили. — К а к был создан ваш клуб? — После того как соседка показала мне азы плетения, узнаю как-то, что в Мурманск приехала и ищет работу быв шая вологодская кружевница Нина Вианоровна Лебедева. Она потом стала работать в Доме культуры железнодо рожников и согласилась за ниматься с теми, кто мечтал научиться плести. Нас таких набралось двенадцать чело век, год мы у нее учились. Потом я несколько раз пы талась создать клуб, но все как-то не выходило. Понача лу приходит много людей. отмечено на Всесоюзной вы ставке. Надежда ’Леонидовна ’Легкая — фельдшер, Елена Николаевна Виглиева — му зыкальный работник детского сада, Надежда Дмитриевна Зайцева — инженер, Елена Леонидовна Григорьева — рабочая хлебозавода, Раиса Васильевна Лопатникова — тоже фельдшер. Она, кстати, начала впервые плести, когда была в декретном отпуске. Теперь ее Димке уже четыре года; мы шутим, что он ро дился в нашем клубе. А она все это время приходила, теперь и сына иногда берет с собой. Вообще, у нас мно гие приходят на занятия с дочерьми. У молодых ведь реакция быстрее, они порой скорее обучаются, чем ма мы. Или вот сын Татьяны -Васильевны Лобовой как-то смотрел-смотрел: «Да скоро ли ты закончишь?». Она го ворит ему: «Что ты возму щаешься, сядь да сплети!». И что вы думаете? Ведь сел и сплел! Так что и молодые не остаются в стороне. А одна девочка-десятиклассни- ца к нам из Североморска приезжает на занятия. — Аделаида Ивановна , есть к а ко е -т о пр авило — и з к а к и х ни тей к а к о е к р у ж е в о плетет ся? — Нитки — это наш боль ной вопрос. Сравните вот эти два воротничка. Видите раз ницу? — Да, э то т более ж е с т к и й , бле с тящ ий . — Совершенно верно. По тому что сделан из лощеных нитей. Они прекрасно дер жат форму, и вид у изделия хороший. А этот — более матовый, и хотя еще ни разу не был в стирке, уже выгля дит, как мятый. Это обыкно венная хлопчатобумажная нить. Чтобы изделие из таких нитей выглядело красиво, мы нить крахмалим. Но, к сожа лению, это не дает полного эффекта: ведь после стирки крахмаление нужно повто рять. А лощеные нити, увы, бывают в продаже редко... Это не только наша беда. Из-за отсутствия хороших ни тей сейчас стал утрачивать свою былую славу даже во логодский промысел. Ну ска жите, разве вот это можно рисунок. А она сделала ря занское кружево сцепным. И теперь из него можно спле сти какое-то изделие. — Как вы познакомились со Смирновой? — Несколько лет назад прочитала в газете статью о р я з а н с к о м к р у ж е в е . В н е м , оказывается, в отличие от д р у г и х вид о в , за к о д и р о в а н глубокий смысл. Взгляните на это полотенце. Видите, этот рисунок означает: наши реки полны рыбы, в наших полях много цветов и хлеба, богаты наши леса. Даря та кое полотенце человеку, как бы желаешь ему счастья, достатка. Или вот знаменитая рязанская птица счастья. Подарив кружево с таким ри сунком, тем самым желаешь доброй перемены в жизни... После этой статьи я приехала в Рязань, и мы познакоми лись. Я вообще стараюсь как можно больше узнать о кру жеве, переписываюсь с энту зиастами со всей страны. Езжу, смотрю. Это очень ин тересно. Вот побывала у од ной старушки.. Ей тогда ис полнилось уже девяносто, и вся она как-то ' почернела: и одета в темное, и постель темным застелена. А вот раз- ^ вернула свое плетение — оно белизной так и вспыхну ло! Старушка кружева для Вологды плела, вроде как надомница. Похвалилась мне, что вот, дескать, на 38 руб лей сплела: мерное круже во, по рублю за метр. Внуч ка ее засмеялась: я, говорит, столько за день зарабаты ваю, а ты целый месяц уби валась. А старушка и отвеча ет: «Глупая, я ведь людям добро делаю. Я помру, кру жева мои останутся». И ведь правда! Когда человек шьет или вяжет, это хорошо, ко нечно. Но вот сшил он, по носил, да и выбросил. Свя зал — и распустил. Ну, мо жет, дети еще поносят. А кружево — оно надолго ос танется. И, как знать, может и мои внуки когда-нибудь вспомнят: «Вот это баба Ада плела!». Беседу вела Т. МЕДВЕДОВСКАЯ. Фото В. КОРЕЦКОГО. 1 апреля 1988 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz