Рыбный Мурман. 1988 г. Апрель.

12 Беседа с увлеченным человеком О БЫЧНАЯ КВАРТИРА, тесноватый, ка к во многих других, коридор. Стандартная ме­ бель, много книг. Но вот взгляд цепляется за ослепительно белые островки — словно зане­ сенные сюда ветром и не успевшие растаять снежные россыпи сияют в электрическом свето кружева. Они везде: в комнатах, в коридоре, в кухне... Ручаюсь, такой кухни вы еще не ви­ дели: скатерти и занавески отделаны красным рязанским кружевом , о котором многие из нас если и имеют представление, то весьма смут­ ное. Нижние занавески украшает ажурная «чайная композиция»: чашки на блюдечках, са­ харница, заварной чайник. Салфетка в виде са­ мовара украшает буфет. На стене — в кружев­ ной рамке — календарь. Вверху лампа под кружевным абажуром. Полотенца, передники — эти столь привычные для каждой хозяйки предметы, стали необычайно нарядными, отто­ го что их тоже украсили кружевом. И вся кух­ ня выглядит так, будто сегодня — самый глав­ ный праздник. А создан этот праздник руками Аделаиды Ивановны Рожковой ,, офтальмолога поликлиники медсанчасти ВРПО «Севрыба», а также руководителя клуба «Кружевница» Домз культуры моряков. Минувший год был для чле­ нов этого клуба особенным — они приняли участие в состоявшихся в Москве заключитель­ ных мероприятиях II Всесоюзного фестиваля народного творчества и стали его лауреатами. Работы самой Аделаиды Ивановны отмечены серебряной медалью ВДНХ СССР, а трех ее подруг по Клубу — бронзовыми. Что же такое кружево ! Что отличает, скажем, вологодские кружева от елецких! — с этих во­ просов начали мы с Аделаидой Ивановной раз­ говор об этом древнем народном искусстве. р§ш щ м ' • • ■ ** ,*;■-* -V х * - * i « — Кружевоплетение можно назвать узорным ткачеством. И освоить его, в общем, не­ сложно. В нем всего четыре элемента: полотнянка, сеточ­ ка, плетешок и насновка. По­ лотнянка — тоненькое, узенькое полотно, оно-то и образует рисунок. Полотнян­ ка и сеточка — основные элементы кружева, плетешок и насновка — дополнитель­ ные, соединяющие. В зависи­ мости от того, как располо­ жены элементы, и создается узор. Вот смотрите: правда, нарядная салфетка? А эле­ ментов всего два — полот­ нянка и сеточка. Теперь вы уже без труда различите, где какое кружево: для елец­ ких кружев типична сеточка, она придает изделию неж­ ность, воздушность. Вологод­ ское — более плотное пле­ тение, имеет более выражен­ ный рисунок, здесь шире используется полотнянка. А возможно и сочетание, все зависит от замысла, от фан­ тазии. Вот в музыке — ведь всего семь нот, а сколько создано произведений! — Что самое слож но е в процессе плетенил7 — Пожалуй, разглядеть за­ мысел художника. Ведь кру­ жево делается по особому рисунку, так называемому сколку. Художник этот ско­ лок уже проработал. Сделаешь по-своему — еще неизвест­ но, будет ли лучше. Вот я вам покажу две вещи: смот­ рите, эту я делала по рисун­ ку, который оказался без раппорта, то есть без описа­ ния, как надо выполнять пле­ тение. Сделала, а смотреть не могу. Ну, салфетка и сал­ фетка, никакой радости, ни­ какой ассоциации не вызыва­ ет. А плела я в рязанской манере. Потом попробовала повторить в вологодской — и видите, какой получился красивый подсолнух? Каждый лепесток будто дышит! — Сами вы создаете р и ­ с у н ки ? — Да, конечно. Я покажу сейчас. Хотя тут бывают у меня и промашки! Задумала полотенце «Лапландия». Сде­ лала. Оно на выставке висе­ ло, вроде людям нравилось. Но вот подходит ко мне один товарищ и говорит: «Извините, я не специалист по кружеву, но я знаю, что северный олень так голову не поворачивает. У вас он больше на лань похож». Гля­ нула — а и вправду! Или вот в кухне «Матрешка север­ ная», обратили внимание? Аделаида Рожкова: Посмотрят — сложно, долго. На втором занятии, глядишь, только треть осталась, а потом и вовсе единицы. Ходили мы друг к другу до­ мой по очереди, но не всег­ да это удобно. А кружево ведь требует коллектива, в одиночестве им заниматься нельзя — творческого роста не будет. Мы сообща обсуж­ даем и технику, и качество. Или сколок кто-то достал, и уже каждый постарается его проплести по-своему. Потом смотришь, а как лучше? Знае­ те, у нас ведь немало чело­ век занимаются, но любого можно узнать по изделию, потому что у каждого своя манера... В общем, бродили мы, пока нас не приютил Дом культуры моряков. Года два просто собирались в его стенах, а потом мне предло­ жили вести курсы. Согласи­ лась. И вот теперь в нашем клубе уже более сорока че­ ловек. — И к а к о г о возраста , к а к и х проф ессий у вас люди? — Самых разных и возра­ стов, и профессий. От бабу­ шек до молодежи. Из тех, кто активно у нас занимается, могу назвать Елену Борисовну Успенскую, врача детской по­ ликлиники № 1, медсестру той же поликлиники Зою Ва­ сильевну Логинову, качество изделий которой было особо назвать произведением ис­ кусства? — Да нет, этой салф е ткой , поль зо ва ться , м я г к о говоря , неудобно . Она та ка я ж ел та я , неопр я тная ... — Вот именно! А ведь сто­ ила — 15 рублей в магазине. В чем дело? Капроновая нить. После первой же стир­ ки желтеет, и ни один от­ беливатель не возьмет ее. — Зачем ж е они работаю т с капроном? — А с чем еще? Хорошие нити — дефицит, а у них план. Разве можно спускать план на творчество? — Вы часто повторяете слово « творчество» . А не к а ­ ж е т с я ли вам , ч то в о тн ош е н и и пр оф е с си о н а л ь ны х на ро д ны х ш ко л те п ер ь ум естнее слово «производство»? Ведь в и х и з ­ делиях , н а к правило , п о в то р я ­ ю тся одни и те ж е приемы , м о ти вы , р и с у н к и . К т о м у ж е , сами говори те , — план . — Нет, не кажется. Конеч­ но, есть определенная тради­ ция. Но есть и стремление к постоянному развитию, со­ вершенствованию, поиску но­ вых выразительных форм. И творческий человек всегда найдет возможность выра­ зить себя. Мне посчастливи­ лось познакомиться с худож­ ницей Дианой Алексеевной Смирновой, которая очень много сделала для развития этого промысла в Рязани. Ее заслуга в том, что она повернула кружево. Ведь ря­ занское кружево было тради­ ционно мерным, считалось, его нельзя повернуть: терял­ ся сразу, деформировался «КРУЖЕВО-ЭТО НАВСЕГДА» Тут пришлось много поду­ мать, как лицо прорисовать, челку, мех на шубке. И что вышло? Нравится? — Очень! — А ведь на саамских ма­ лицах разреза-то спереди не бывает! И орнамент у меня круглый, а это тоже непра­ вильно, должен быть квад­ ратный. Но это, конечно, не самое страшное. Главное — техника. Мы ведь технике где учимся? На готовых издели­ ях, тех, что в магазинах про­ дают. Пришли: посмотрели, перерисовали, дома сплели... Опять идем: смотрим, как сделали мы и как они. Вот елецкое кружево — к нам ведь из Ельца никто не при­ езжал, не учил. И смотришь в магазине: а вот тут у тебя грехи, они здесь не так вы­ полняют. И узор получился грубее. Неспециалист не поймет, но ты-то знаешь, что допустила технический брак. Ведь в том же Ельце или Вологде работают люди, ко­ торые из поколения в поко­ ление перенимают искусство. Там традиции веками скла­ дывались. А мы-то, считайте, самоучки. И учебников по кружеву нет. — К с та ти , к а к давно вы плетете? — С семьдесят девятого года. Мне всегда нравились кружевные изделия. Выши­ вать я вышиваю, вязать — вяжу, шью. Но чего-то тако­ го хотелось, для души. Бы­ ли, конечно, увлечения. Ког- да-то фотографией занима­ лась в студии «Норд». Нра­ вилось. Но все равно чего-то не хватало... А в кружеве — уже совсем другая отдача. Это мне намного интересней. Фотографию можно десять раз перепечатать. Здесь, чтобы сделать один раз, хо­ дишь, мыслишь, порой очень долго. Изделие проплетаешь, делаешь сколок, полгода, мо­ жет быть, тратишь на него, а выполнишь — тебя не удовлетворяет: нет того, что хотела. И уже все: ты изде­ лие не распустишь, не пере­ делаешь. В кружеве — как создано, так оно и останет­ ся... Я вот знала, что в нашем подъезде три женщины пле­ тут. Вышла к ним с коробкой ниток — братцы, прошу, помогите! А они засмеялись: ты что, думаешь, катушки — это коклюшки? И все: из них преподаватели-то — ноль! А уж потом, как говорится, не­ счастье помогло. Одна из них заболела , я ходила к ней у к о л ы делать. И пристала : «Александра Ивановна, ну покажи, как плести, у меня дочка сейчас дома сидит, бо­ леет, ей научиться хочется!». Какая там дочка, честно гово­ ря, — самой жутко хотелось! А та отвечает: да нужны ивовые коклюшки, да нужно сено для подушки... И вот я все окрестности облазала, на­ резала прутьев, сена мешок из отпуска везла — целая история! — Что , все это сами дела­ ли? — А кто же? Промышлен­ ность ведь не выпускает. Я только в книге одной за 1912 год читала, что раньше это в заводских условиях все делали. А теперь — са­ ми. Вот первые мои коклюш­ ки, специальные палочки для плетения. Из чего, думаете, сделаны? Из обыкновенных перьевых ручек! А потом уже начинаешь разбираться, уже предъявляешь к ко к ­ люшкам определенные требо­ вания: из какого дерева сде­ лать, как с ними обращаться. Их ведь мыть надо периоди­ чески. Методы грунтовки, помню, сами искали. Кто-то подсказал, что их надо кипя­ тить... в растительном масле! Вот так постепенно до всего доходили. — К а к был создан ваш клуб? — После того как соседка показала мне азы плетения, узнаю как-то, что в Мурманск приехала и ищет работу быв­ шая вологодская кружевница Нина Вианоровна Лебедева. Она потом стала работать в Доме культуры железнодо­ рожников и согласилась за­ ниматься с теми, кто мечтал научиться плести. Нас таких набралось двенадцать чело­ век, год мы у нее учились. Потом я несколько раз пы­ талась создать клуб, но все как-то не выходило. Понача­ лу приходит много людей. отмечено на Всесоюзной вы­ ставке. Надежда ’Леонидовна ’Легкая — фельдшер, Елена Николаевна Виглиева — му­ зыкальный работник детского сада, Надежда Дмитриевна Зайцева — инженер, Елена Леонидовна Григорьева — рабочая хлебозавода, Раиса Васильевна Лопатникова — тоже фельдшер. Она, кстати, начала впервые плести, когда была в декретном отпуске. Теперь ее Димке уже четыре года; мы шутим, что он ро­ дился в нашем клубе. А она все это время приходила, теперь и сына иногда берет с собой. Вообще, у нас мно­ гие приходят на занятия с дочерьми. У молодых ведь реакция быстрее, они порой скорее обучаются, чем ма­ мы. Или вот сын Татьяны -Васильевны Лобовой как-то смотрел-смотрел: «Да скоро ли ты закончишь?». Она го­ ворит ему: «Что ты возму­ щаешься, сядь да сплети!». И что вы думаете? Ведь сел и сплел! Так что и молодые не остаются в стороне. А одна девочка-десятиклассни- ца к нам из Североморска приезжает на занятия. — Аделаида Ивановна , есть к а ко е -т о пр авило — и з к а к и х ни тей к а к о е к р у ж е в о плетет­ ся? — Нитки — это наш боль­ ной вопрос. Сравните вот эти два воротничка. Видите раз­ ницу? — Да, э то т более ж е с т к и й , бле с тящ ий . — Совершенно верно. По­ тому что сделан из лощеных нитей. Они прекрасно дер­ жат форму, и вид у изделия хороший. А этот — более матовый, и хотя еще ни разу не был в стирке, уже выгля­ дит, как мятый. Это обыкно­ венная хлопчатобумажная нить. Чтобы изделие из таких нитей выглядело красиво, мы нить крахмалим. Но, к сожа­ лению, это не дает полного эффекта: ведь после стирки крахмаление нужно повто­ рять. А лощеные нити, увы, бывают в продаже редко... Это не только наша беда. Из-за отсутствия хороших ни­ тей сейчас стал утрачивать свою былую славу даже во­ логодский промысел. Ну ска­ жите, разве вот это можно рисунок. А она сделала ря­ занское кружево сцепным. И теперь из него можно спле­ сти какое-то изделие. — Как вы познакомились со Смирновой? — Несколько лет назад прочитала в газете статью о р я з а н с к о м к р у ж е в е . В н е м , оказывается, в отличие от д р у г и х вид о в , за к о д и р о в а н глубокий смысл. Взгляните на это полотенце. Видите, этот рисунок означает: наши реки полны рыбы, в наших полях много цветов и хлеба, богаты наши леса. Даря та­ кое полотенце человеку, как бы желаешь ему счастья, достатка. Или вот знаменитая рязанская птица счастья. Подарив кружево с таким ри­ сунком, тем самым желаешь доброй перемены в жизни... После этой статьи я приехала в Рязань, и мы познакоми­ лись. Я вообще стараюсь как можно больше узнать о кру­ жеве, переписываюсь с энту­ зиастами со всей страны. Езжу, смотрю. Это очень ин­ тересно. Вот побывала у од­ ной старушки.. Ей тогда ис­ полнилось уже девяносто, и вся она как-то ' почернела: и одета в темное, и постель темным застелена. А вот раз- ^ вернула свое плетение — оно белизной так и вспыхну­ ло! Старушка кружева для Вологды плела, вроде как надомница. Похвалилась мне, что вот, дескать, на 38 руб­ лей сплела: мерное круже ­ во, по рублю за метр. Внуч­ ка ее засмеялась: я, говорит, столько за день зарабаты­ ваю, а ты целый месяц уби­ валась. А старушка и отвеча­ ет: «Глупая, я ведь людям добро делаю. Я помру, кру ­ жева мои останутся». И ведь правда! Когда человек шьет или вяжет, это хорошо, ко­ нечно. Но вот сшил он, по­ носил, да и выбросил. Свя­ зал — и распустил. Ну, мо­ жет, дети еще поносят. А кружево — оно надолго ос­ танется. И, как знать, может и мои внуки когда-нибудь вспомнят: «Вот это баба Ада плела!». Беседу вела Т. МЕДВЕДОВСКАЯ. Фото В. КОРЕЦКОГО. 1 апреля 1988 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz