Рыбный Мурман. 1988 г. Январь.

8 Афганистан: взгляд изнутри Ы ПРОДОЛЖАЕМ публиковать записки старшего препо­ давателя Мурманского пединститута Ю. ТРОШИНА, ко­ торый два года провел в Афганистане. М В стране два государственных организаций, о существовании та- языка — дари и пушту, но боль- ких организаций з стенах инсти- ше распространен на официаль- тута знают многие студенты. Каж - ном уровне дари, например, в 70 дый десятый высказался за изу- Т СТАРОГО РЕЖИМА Афгани- Первый день в институте, пер- процентах школ преподавание чение теологии, стан унаследовал множество вое знакомство с афганскими идет на дари, хотя таджики со- о многих политических событи- проблем . Одна из них — сплош- коллегами, преподавателями ка- стевляют лишь пятую часть насе- ях современности н е ко т о ры е с т у - ная неграмотность населения федры истории. Оказалось, что ления. Впрочем, О (90—95%) и в целом плачевное лишь один из них знает русский пуштунов и других народностей состояние системы образования, язык, но он не историк, три го - знают язык дари. В 1978 году (год Апрельской ре- да проучился в МГУ на факуль- Вообще с переводом на , _ волюции) в стране было 3843 тете политэкономии. Не было много проблем, недаром персид- богатых семей? Многие 7ф<Гподава" й исто - Е” ” 1'!. Я?Н?.____ - тели прошли подготовку в стра- б о л ьш и н с тао Де н ты им ею т и с ка ж е н н о е пред ­ ставление . Это и не уди ви тел ьно — ч тобы п о с т у п и т ь з и н с т и т у т , надо о к о н ч и т ь лицей . А это п р - вил е ги р о в а н ны е , к а к правило , дари ш нолы D н и х у ч а т с я дети из школы. Обучалось около миллио- специалистов по новейше nv.iv пцрр, «йпачний у п п п т ппп rTU ..ки <т и ^ и ш п ; о на учащихся — примерно 20% рии. Не было и учебников по хов, для патетических речей, до у й б т ж а м 3' и зд а нны м там ^же ” П° ____ х __~__~_____________ ___ ____ „ г , о i/ftTftnL,v -эАг-или.! iinnuinuA учеининам, изданным там же. детей соответствующего возра- этим дисциплинам. В библиотеке которых афганцы большие люби- ста. обнаружил лишь изданные в тел и. Тот же социологический опрос В' последующие годы, несмотря 6 0 -7 0 -е годы на Западе и е Ира- д Г н ? Г ; е Ч" м о т р я Т ° полГическ^е ' на все усилия правительства, в не, составленные тенденциозно, роЛи ораторов. Начинают импро- « в т и в не смотрят политические условиях гражданской воины и в антисозетском духе. визировать, излагать на свой ма- передачи афганского телевиде- империалистической агрессии, " Решили так: я буду вести кур - “ c V ^ n . ИЛ£ л и ! Z u ^ tob " ' регулярно положение еще более ухудши- сы с помощью преподавателей- этой проблемой сталкиваются rn vm , ™ р ! 1/ д регулярно лось: в 1984 году действовали переводчиков и параллельно го - многие иностранные специалисты слУшают «гадио каоула», в то же только 1086 школ. Сотни из них товить афганских коллег к препо- “ Вр6МЯ слушают и контрреволюци - были уничтожены контрреволю - даванию этих дисциплин. Недо- чественного,’ адекватного перево- д "Г уЮ Радиос,ани-и^ «Свободный ционными бандами, другие за- стающих преподавателей рассчи- да. Л у чш е всего говорить предель- Афганистан», Ьи-Ьи-Си и «I о- крылись из-за нехватки учителей, тывали найти в ближайшее вре- четноКфНоИрЧм ^ Л° С с‘рики>>> Число школьников сократилось мя, но это оказалось непросто, перевод шел синхронно и была Осенью 1985 года в пединсти- до 645 тысяч. Из 35 тысяч учите- Желающих работать на кафедре видна непосредственная реакция туте было лишь 85 членов орга- лей, работавших до революции, находилось много : экономисты , аудитории на сназанное. низации ДОМ А из 1435 студен- ля. Есть энтузиасты, люди пере­ довых взглядов, честно относя­ щиеся к делу. Приятно, например, было видеть таких людей в ш ко - g ” " политэконом , переквалифи- ле имени Мухаммада Этиоора. г т Ш кола ютится в полураззалив- шихся помещениях, куда даже осталось 22 тысячи. Многие были инженеры, энергетики с готов- Впоследствии мне повезло — тов. Ее влияние в институте было запуганы, стали жертвами душма- ностью брались преподавать исто- на кафедру пришла работать вы- слабым. Однако в последующие нов. Часть учителей эмигрирова­ ла за границу. На весь Афгани­ стан осталось лишь 35 учителей с высшим образованием . Более половины педагогов не имеют пе­ дагогического образования, а в сельских школах их около 95 про ­ центов. Мне не раз приходилось бывать в афгансних школах, присутство­ вать на уроках . Первые впечатле­ ния просто кошмарны. Занятия идут в совершенно не приспособ­ ленных помещениях, иногда в ава­ рийных зданиях. Никакого отопле­ ния нет, а в Кабуле бывает и до­ вольно холодно, особенно в тени, — город находится на высоте поч­ ти двух тысяч метров. Но еще бо­ лее поразила «методика». Учи ­ тель заунывно читает что-то из учебника, не отрывая глаз, затем кто-нибудь один или все хором повторяют дословно прочитанное Спра1£ив^пНСпоое учебные Рию/ это в их представлении бы- пускница Киевского института ино- месяцы работа радикально изме- планы, программы. Даже дирек- ло так легко — ведь все умеют странных языков, молодая пуш- нилась, молодеж ную организацию тора разводили руками — ничего читать. Но лишь на следующий тунка Спужмай. Она безупречно возглавил выпускник МГУ, моло - э т о г о нет . у ч е б н ы й г о д у д а л о с ь найти д в у х г о в о р и л а по-русски , а п е р е в о д и л а д о й п р е п о д а в а т е л ь К а ю м . Э т о Конечно, разные бывают учи.--- д е в у Ш е к > окончивших советские настолько быстро и четко, что очень способный, обаятельный и I. Есть энтузиасты, люди пеое- Ву З Ы < порой я забызал, что читал лек- энергичный человек. Сам он из А в первый год моим постоян- ции на чужом для публики язы- бедной рабочей семьи, но сумел ным партнером-переводчиком ке. окончить лицей и добился на- Афганские студенты — необы- правления на учебу в СССР. В цировавшийся в историка, моло- чайно любознательны. Иногда короткое время возрос автори- дой преподаватель по имени чуть ли не половину времени при- тет ДОМ А среди студентов, уже г Тафсир. Очень интересный чело- ходилось отвечать на вопросы, к весне организация увеличилась страшно входить. Стены и потол- родом из богатой пуштун- часто никак не связанные с темой до 280 человек. По ее инициати- ки с зияющими дырами, какие-то с к 0 - семьИ/ он ещ е до револю - лекции. Но уклоняться от отве- ве стали решаться некоторые деревянные подпорки . о педа- в школьные годы, вступил в тов нельзя — это тоже традиция, важные для студентов вопросы, готический коллектив пр изв д ц д п а , принимал участие в рево- Были и вопросы враждебные, ан- Открылась студенческая столо­ неожиданно приятное вп - ЛЮцИОННЫХ событиях. Тафсир от- тисоветского характера. Иногда вая, организовано дежурство во- нГпелчостьН энепИгичн1ГйР ,делово^ личался неукротимым , решитель- студенты даже предварительно кр у г территории института, инте- р е д к и ч ь н » и • ным характером, что не раз при- спрашивали, не обижусь ли я. ресно стали проводиться массо- b этой ш к о л е чувствуешь тепл ту, водило к конфликтам с админи- Политические настроения сту- вые мероприятия, вечера, кон- люоозь к детям, за оту о них. страцией института. Он не при- дентов пединститута изучала со- церты (в них участвовали и со- « У р е т и ^ ^ ш ко ла х ° „знавал компромиссов ни в ж и з - циологическая группа из ЦК ветские специалисты). В 1987 го- М но гие у ч и т е л я — случайные лю- & и , ни в политике, открыто назы- ДОМ А (молодежной организации ду организация ДОМ А пединсти- ди . С чи тае тся , что работа у ч и те - £ал себя атеистом. Даже мне НДПА). Опрашивалась группа в тута признана лучшей среди учеб- специал и с т о м ^ д о с т а т о ч н о 3^ 0 ум*еть приходилось предостерегать его 558 человек. Из них, например, ных заведений Кабула и была на­ ч и т а т ь . Министр просвещения на этот счет. 134 признались, что являются граждена ценным подарком — ДРА тов. Каюми рассказывал нам, Официально занятия в институ- членами антиправительственных видеомагнитофоном, что министерство завалено заяв- те начинаются с 1 сен тября , но л е н и ям и примерно такого содер- в первую неделю студентов фак- жания : «Прошу принять на рабо- тически не было. Нам объяснили, т у учителем, та к ка к у меня мно- что это обычное явление. Здесь го работы по дому, по уходу за не п р и н я т о подавать звонни, это мужем и детьми» . Нередни слу- о с ко р б л я е т гордых афганцев. Они чаи, когда учителя вообще не хо- не выносят принуждения и на дят на уроки . Уровень профессио- занятия являются с опозданием на л ьн о й подготовки их нрайне минут на 20—25. Впрочем, и пре- низок. Разделение на учителей- подаватели не торопятся на лек- предметников весьма условно , ции в это время. О пы тны е люди многим все равно, какой предмет предостерегли: нельзя делать вести, в зависимости от расписа- замечания и порицания студен- ния уроков берут с полкй учеб- там — обидятся. В Афганистане н и к и идут читать в класс. вообще крити ка не в чести, тако- В последние годы правительст- вы национальные традиции. Си- во Афганистана принимает мерь, ^ Г к ^ Г у с З я х ^ ^ ^ з м о ж с н "нор* для радикального улучшения под- мальный учебный процесс? готовки учителей. В стране сейчас Особенно памятна первая 14 педагогических колледжей, встреча со студентами. Смотрят Уж е несколько лет работает Ка- с интересом, но настороженно, бульский педагогический инсти- лица — бодрые, веселые, но у тут. С 1985 года он получил офи- некоторых за улыбками чувстзу- циа^ьный статус высшего учебно- ешь иронию , а то и враждебное го заведения. Стал четвертым ву- отношение. После первых же зом в Кабуле после университета, фраз переводчика прерызают, медицинско го и политехнического возникает шум, все наперебой институтов. Зимой 1987 года от- что-то говорят. Тафсир горячится, крыты еще два пединститута в спорит. Прошу объяснить, что городах Мазари-Шериф и Герат, происходит, из-за чего сыр-бор. Мне , как созетнику-консультан- С большим трудолл восстаназли- ту, предстояло оказызать помощь вается относительное спокойст- в организации учебного процесса вие. Тафсир, пуштун по нацио- на кафедре истории кабульского нальности, плохо знает язык да- пединститута в разработке ри, на котором идет преподава- ' программ , учебных пособий, ние. Студенты его с удозольст- учебников, в подготовке афган- вием поправляют на каждом сло- ских преподавателей по историче- ве. Он возмущен, почему пушту- ским дисциплинам, прочитать ны должны говорить на дари, цикл показательных лекций по не- ведь Афганистан — их страна, которым курсам . пусть они сами учат язык пушту! П ол и тиче с кие на с трое ни я , ре­ л и ги о зны е ч ув с тва с туден тов , к о ­ нечно ж е , п р и хо д и л о сь по с тоянно у ч и ты в а т ь . С больш ой о с т о р о ж н о ­ с тью п р и с т у п и л я, н а пр им е р , к ч те н ию цинла л е кц и й , по с вящ е н ­ н ы х соврем енным проце ссам в и сл ам с ком мире , в ча с тн о с ти , «Ис­ л ам с ко й револю ци и» в Иране . Тем более ч то среди студ ен то в были лю ди , эм и гр и р о в а вш и е из Ирана , есть и ш и и ты по рел и ги о зн ой п р и н а д л еж н о с ти . Правда , к том у врем ени к о н т а к т со студен там и был п о л ны й , о тн ош е н и я д о с та то ч ­ но о т к р о в е н ны м и , д о в е р и те л ь ны ­ м и . Я не с кры в а л свои х взглядов и те р пе л и в о вы сл уш и в а л и х -g ? п- росы , старался о твеча ть о б ъ е к ти в ­ но. Афганцы отнюдь не фанатики в том смысле, что не восприни­ мают аргументы, противополож ­ ные их собственным взглядам. Наоборот, их национальная черта — приверженность к справедливо­ сти, в данном случае она прояв­ ляется ка к раз в объективной оценке аргументов противопо­ ложной в споре стороны. Не раз приходилось наблюдать за реак­ цией афганских студентов на но­ вые для них факты и аргументы. Они сразу признавались, что не знали об этом, и теперь, конеч­ но, точку зрения нужно пересмат­ ривать с учетом новых фактов. Ес­ ли кто-то продолжал настаивать на прежней трактовке вопроса, студенты, еще недавно соглашаз- шиеся с ним, бурно протестова­ ли. Такие дискуссии возникали по­ стоянно и всегда доставляли мне, в конечном счете, большое удо ­ влетворение. Усвоил для себя я и несколько правил: не отвергать с порога чужд ую тебе точку з р е н и я ,^ з а ­ жать и понимать аргументы, ход мыслей оппонента, ни в коем случае не отрицать, пусть непри­ ятные для тебя, но действитель­ ные факты, терпеливо разъяснять собственную позицию . Среди афганских студентоз не­ мало людей с большим жизнен­ ным опытом, в возрасте 30—35 лет и даже старше. Как-то во время лекции, посвященной Ира­ ну, меня вдруг прервал один из них: «То, что вы говорите, проис­ ходило совсем не так, я сам участвовал в этой демонстра­ ции...» Мне, конечно, тоже было интересно узнать о недазних исторических событиях со слов очевидца и даже участника тех событий. НА СНИМКЕ : политинформация в одном из женских лицеев в Мазари-Шарифе. Фотохроника ТАСС. 1 января года 1 рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz