Рыбный Мурман. 1988 г. Январь.
1 Родной дом моряка У Александра Владимировича Чернова, электрика БМРТ «Пинагорий» объединения «Мурманрыбпром», морской стаж уже немалый — 13 лет. Здесь, на флоте, он стал членом КПСС, а недавно коммунисты судна из брали его заместителем секретаря партийной организации. За годы плаваний, как и любому другому моряку, бывать с семьей на берегу удавалось нечасто. Вот и на этот раз, буквально накануне Нового года, опять надолго расстаются с родным человеком жена Валюта, пер воклассник Вовка и маленький Максимка. Наш фотокорреспондент застал их всех вместе в тот день, когда они «заочно» встречали 1988 ' год в своей новой, просторной двухкомнатной квартире. И елку вместе наряжали ( она за кадром), и песни пели, и устраивали веселые домашние игры. Ничего, что Александр Владимирович сегодня, в первый день Нового ^рда, так далеко от Мурманска. Его в родном доме всегда ждут с нетер- * пением.:.. Как ждут с нетерпением и радостью в тысячах других семей мурман чан отцов, мужей, братьев, которые большую часть своей жизни прово дят вдали от них, в ецровых штормовых морях. Л. ПАНТЮХИНА. Фото В. КОРЕЦКОГО. Перестройка: опыт и проблемы “J Партийная жизнь: отчеты перед коммунистами П ОСЛЕ собрания с Николаем Е мы вышли горовичем на улицу. Вдоль гаража выст роились грузовики и автока ры: им ночевать на улице привычно. Дождь ли, мороз — места в нескольких боксах все равно хватит только той технике, которую необходимо ремонтировать. — А представьте, каково здесь утром. Ребята чуть не до одиннадцати ползают под КамАЗами с паяльными лам пами — иначе ведь не заве дешь на холоде-то! — сказал Севастьянов, поворачивая ключ в з а м к е и р а спа хивая ,- створки п о р о г . — В о т о н о , н а ш е х о зяйство... В свете, заглядывавшем с улицы, виднелись силуэты ав- когда у водителя для ремон та обычного ключа нет, — это дисциплина?! ...На собрании коммунистов отдела материально-техниче ско го снабжения объединения «Мурманрыбпром», посвящен ном вопросу о работе парт бю ро по руководству пере стройкой, выступление води теля Н. Е. Севастьянова было самым коротким . Он всего-то сумел сказать три-четыре фразы, да так разволновался, что махнул рукой : «Не могу я больше об. этом!» — и вер нулся на место. Вообще, собрание не было р о в ны м да тихим . Раз даже п р е д с е д а т е л ь с т в у ю щ и й в м е - шался: «Без эмоций, товари щи! Давайте поспокойнее!» Негоже тылам /Г гомобилей, застывших над смотровыми ямами. В даль нем углу притулился видав ший виды автобус. — Мой это, — откликнулся Николай Егорович. — Ему лет двадцать уже, списывать пора. Никто не хотел возиться, ну а я взял, отремонтировал, вожу вот теперь... Только я не об этом. Вы посмотрите — в ка ких условиях работаем! Хо лод постоянный, запчастей не хватает, инструментов — и тех нет. Смех и грех: порой от вертку или ключ не можешь достать. А в яме — как рабо тать, если нельзя фонарь под тянуть, потому что обычной переноски не имеешь? А ко г да двигатель пробуешь, — тут вообще хоть святых выноси, невозможно находиться. Но ведь работаем — куда де нешься... На каждом собра нии твердим-твердим об этом. Только ничего не меняется. — Николай Егорович, а вот в докладе было сказано, что вы, мол, слабо боретесь за дисциплину и много у води телей накопилось нарушений. — Это, наверное, потому, что я ругаться не люблю... Я люблю по-человечески пого ворить. Пожилой уже — чего я грубить буду? Дисциплина, конечно, — первое дело. Толь ко и вы сначала условия со здайте для нормальной рабо ты, чтобы человеком себя чувствовать! А то только сло вами воспитываем... Ну вот, отставать Потом пришлось услышать мнение: дескать, потому люди и заговорили, что почувство вали перемены к лучшему, что им могут помочь... Не спешил бы подписываться под этим суждением. Атмосферу глас ности отнюдь не в «Мурман- рыбпроме» создали. А вот что бы гласность активно влияла на положение цел, — это, ко нечно, зависит от трудовых коллективов и их руководите лей, от коммунистов. П ар тийная о р га н и зац и я ОМТС — молодая, ей и спо л нилось лиш ь семь месяцев. И с е кр е та р ь па р тбю ро г р у з ч и к А . П. Алексеев — челове к в ко л л е к ти ве у в аж аем ы й — впер вые и сполн яе т столь о тве тс т венны е обя занно с ти . Тем в а ж нее, думается , добиваться пол но го единод уш ия членов этой небольшой п а р т о р га н и за ц и и во взгляде на сл о ж ны й ком пл е кс проблем , с то ящ и х перед ко л ле кти в ом отдела в столь т р у д ны й для флота период . Д алеко не все из вы с т у п а в ш и х поддержали п р о зв у ч а вш и й в докладе те зис о н ам е ти вш и х ся в деятельности отдела пе ременах . Член па р тбю ро кл а довщ ица Л. А . К р а с и ко в а , на п р им ер , говоря о п л о хи х бы то вы х и рабочих у сло вия х на третьем складе , наоборот, о тре зала : «Ниче го не меняется . Т оль ко одна пи са н и н а в ре зул ь тате» . Г р у з ч и к п я то го склада Ф. А. У до ви к , нста ти , член проф ком а объединения , под че р ки вая необходимость выде ли ть бы товы е помещ ения , за метил: «О с уш и л к а х мы уж е даже не мечтаем». Проблем на собрании было поднято более чем достаточно. О том, что мешает коллекти ву ОМТС всегда качественно выполнять свои обязанности — полностью и в срок снабжать необходимым суда флота, — говорил каждый, кто брал сло во. Но, к сожалению, полного единогласия не получилось. Частенько вразнобой звучали голоса. Руководство — все больше о заботах, так сказать, переднего края: об автомати зации контроля и учета, о перспективах развития склад ской базы, о неликвидах, скап ливающихся мертвым грузом . А рабочие — о том, что по стоянно перед глазами: о не годных условиях труда, о крас ке, стынущей под открытым ТТё&(ШГ плохой обеспеченно сти т е х н и к о й , а в т о б у с е , к о т о р о го по часу приходится ждать после работы, о необходимо сти серьезной аттестации ра бочих мест, тех же гаражах, вернее, их отсутствии... Язык не поворачивается назвать эти темы второстепенными. Тыло выми — пожалуй, да. Посколь ку не всем они видны. По скольку моряки, ведущие про мысел, прежде всего почувст вуют на себе результаты авто матизации учета материальных ценностей, повышения качества комплектации поставок, а не строительства и оборудования бытовок на складах. Но что может передний край без крепко го , надежного тыла? Вопрос, конечно, риториче ский. Отстающий тыл не даст далеко продвинуться и перед нему краю. И в выступлениях заместителей генерального ди ректора объединения А. Н. Ба- рышенского и В. М . Сорокопу- дова, начальника ОМТС А. А. Шавалдина, разумеется, гово рилось о необходимости улуч шить условия труда рабочих отдела. Только четкой про граммы строительства быто вок и гаражей предложено не было. «Давайте хозспособом. Давайте вместе, сообща...» — вряд ли такой план отличает ся конкретностью и убеди тельностью. А ведь именно по тому, изменятся ли их усло вия работы, появится ли воз можность трудиться с полной отдачей, будут судить и ком мунист Н. Е. Савастьянов, и беспартийные его товарищи водители о перестройке в ОМТС, во всем «Мурманрыб- проме». Вновь вернусь к разговору с Николаем Егоровичем после собрания. • — Знаете, был у нас началь ник — Виктор Андреевич, фа милию не помню, — вздохнул водитель. — Всем наобещал, наговорил — и ничего не сде лал, ушел... Люди ждут дела. В БЕЛЯЕВ. Правду не веянии скажет... Среди коммунистов партийной организации Дома междурей сового отдыха моряков тралового флота недавно проведено ан кетирование. Предлагалось честно высказать свое мнение о работе партийного бюро , ответив на несколько конкретных воп росов. Ответы оказались самые противоположные. Около тре ти коммунистов предпочли вообще отмолчаться, хотя анкетиро вание было анонимным. Партийное собрание длилось уже около двух часов, а коли чество желающих выступить не убавлялось. Создавалось впе чатление, что люди специаль но ждали этого собрания, что бы вот сейчас, не таясь, разом выплеснуть все. Я не услыша ла гладких, обкатанных, как бильярдные шары, ничего не значащих фраз, коими неред ко грешат партийные собра ния, когда и обидеть кого-то боятся или попросту не име ют собственного мнения. Н. П. Кравченко, электрик, вызвав улыбку у своих товари щей, без обиняков так и ска зал: — Знаете, я ведь тоже не стал заполнять анкету. Свою точку зрения не решился вы сказать. А сейчас вот вижу, что зря. Потому и говорю , что в нашей партийной организа ции народ зашевелился, стал смелее высказывать собствен ное мнение, а не мнение ад министрации. Значит, толк бу дет, я так понимаю? Народ че го боится? Попасть под сокра щение, вот и сидят молчком по углам. «С колько наш новы й ДМО стоит , с толь ко и м учаем ся с ремонтом» , — э ти слова швеи К . Я. Лазаревой , члена п а р т и й но го бюро , всех п р и с у т с т в ую щ и х задели за ж и во е . М ожно п о н я ть о б сл уж и в ающ и й т е х н и ч е с ки й персонал го с ти н и цы , вы н уж д е н ны й ла та ть «огрехи» н е соверш енны х к о н с т р у к ц и й здания , причем п р и по с тоянной не хва т ке то го или ино го обо р удования . П ом ощ н и ку началь н и ка флота И. И. Ф р у ц к о м у , п р и с у т с т в ую щ ем у здесь, п р и шлось ста ть своего рода гром о отводом ибо пре тен зии в ад рес п ло хо го снабж ения ДМО были справедливы . «На каж д ом па р ти й н ом со брании п р и с у т с т в ую т пред ста вители тралово го флота, а тол - н у о т ни х н и ка н о го . Чего ходя т без дела-то? Не верю я э тим ходо кам ни на грош . К а к мая лись с ремонтом т а к и продол жаем маяться . А наш ем у п а р т бюро пона стойчивее бы ть надо! Коль в пр о то ко л впи сали ре шение , — требуй те и сполнения . Если надо, не гре х и началь ство флота п о тр я с ти , а то все б у м а ж к и п иш у т !» Так ки р иж о и сирди ю иы- с т у п и л не т о л ь ко С. И. Д еулин , слесарь ДМО. Слова старо го к о м м у н и с т а , челове ка весьма п о ч те нн о го во зраста , м ногие поддерж али . Нет, партийное собрание не превратилось в производствен ное совещание и взаимные упреки между работниками гостиницы моряков и флотом. Речь шла именно о роли пар тийного бю ро по руководству перестройкой, о том, как рабо тать всему коллективу в но вых условиях хозяйствования. А это время уже наступило. Сегодня, 1 января 1988 года, когда люди, как говорится, по ставлены перед фактом обяза тельного перехода на хозрас чет. Факты — упрямая вещь, с ними не поспоришь... Скрупулезно рассчитав все до мелочей, экономисты ДМО пришли к выводу: гостиница пока не сможет себя окупать полностью, а значит, о перехо де на полный хозрасчет гово рить сейчас сложно. Доходы не покрывают расходы. Многое улучшилось за про шедший год в гостинице мо ряков. И не только потому, что критическая статья «Со шел моряк на берег» в цент ральной прессе заставила и ад министрацию ДМО , и руковод ство флота под другим углом взглянуть на нужды моряков , их законные просьбы, удов летворить которые не состави ло такого уж большого труда. Изменилось отношение- людей к своей работе, появилось ж е лание переиначить то, что раньше казалось просто нере альным, неосуществимым де лом в силу собственной инерт ности мышления. Или в силу того, что не всегда хочется говорить правду, чтоб не про слыть критиканом, стать не угодным начальству. Молчать многим было выгоднее, но время требует перемен. И в коллективе это поняли. Л. ТАРТАКОВСКАЯ. . 1 января М гсда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz