Рыбный Мурман. 1988 г. Январь.
п В с тр е ч и ----------- на промы сле Учиться у моря Два латышских поэта, Арманд Мел- налкснис и Модрис Аузиньш , недавно открыли для себя море Баренцево. А многочисленные экипажи рыбацких су дов -открывали для себя море иное — море латышской национальной культуры. Открывали народные дайны, поэзию Александра Чака, Иманта Зие- дониса. Сменялись вахты, шла рыба, читались стихи — вот, вероятно, точная хроника событий в районе промысла. «Такие выступления необходимы. Они учат лю дей чувству братства, они нужны наше м у единению», — писали в своих отзы вах первые помощники капитанов ТР «Иван Шишкин» и плавбазы «Севрыба» A. М . Васильев и С. А. Васильев. А когда человеческая поддерж ка потре бовалась уже Арманду Мелналкснису, коллектив «Севрыбы» ее оказал, и весь экипаж пожимал ему руку, когда с земли пришла на борт радиограмма: «Все в порядке , Арманд . Дочка зд оро ва, находится дома». — Ты знаешь, — сказал мне Модрис Аузиньш, — это был наш дом . Мы че стно работали в нем. Рыбаки ведь от земли не оторваны. Они живут ее про блемами, в том числе и социальными. Я никогда не думал, что мне придется держать ответ за все наши общегосу дарственные трудности. Но с нас спра шивали так, как если бы у нас был в кармане рецепт лечения этих болезней. Но, может быть, это и правильно: ли тература должна духовно опережать реальную жизнь. Так размышляли они о себе. Но при шлось им столкнуться и с резким отка зом . «Нам тут писатели не нужны», — ответил по радио первый помощник ка питана плавбазы «Алексей Хлобыстов» B. Т. Круглий. И хотя двое суток стояп транспорт у борта плавбазы, помполит не позволил прозести ни единого вы ступления перед ее экипажем . «Горел» ли план, «горела» ли воспи тательная работа, да только стихи и честный разговор о литературе, о ж и з ни ни плану, никакой иной работе по мехой, думается, быть не могут. Иным жаль сделанного, иным несде ланного жаль. Вот к этой, второй кате гории людей и причисляют себя Мел- налкснис с Аузиньшем. А. ЭДОКОВ, директор бю ро пропаганды художе ственной литературы при М урман ской писательской организации. Как отдыхаешь, рыбак? 13 СОЛЫПИНСТВО кораблей этой ** флотилии, достигнув порта на значения, Мурманска, расплываются потом по квартирам знакомых, дру зей Юрия Борисовича Зырянова. А одна черноморская шхуна-дубок даже отправилась вновь вокруг Европы — прямо из интерклуба, где проходила встреча с болгарскими моряками. Зы рянову приятно делать эти подарки: ведь не какие-нибудь впопыхах куп ленные в магазине сувенирчики. В корабли, которые он строит уже две надцать лет, вложены и кропотливый труд, и изрядное мастерство, и не увядшее романтическое отношение к морю, чье величие и красоту не за стят для него даже многие годы буд ничной рыбацкой работы. Та же история и с картинами. — Если надоедает с моделями во- зиться, бросаю клич: кому что надо? Несите фанеру, картон, заказывайте! Только одно условие — самостоятельно загрунтовать. И желающие всегда нахо дятся: кому пейзаж, кому портрет. Правда, портреты по фотокарточкам я Что было, что будет ... не очень люблю делать, это не работа для художника. Но ведь понимаешь: принесли-то изображение самого люби мого человека, так что соглашаешься. Впрочем , есть среди к а р т и н Зы рянова и та ки е , ч то п р и н ад л еж а т не совсем о бы чном у ж а н р у — ф а н та с ти ке . Это уж е з а к а з д уш и . Ю рий Борисович — п о к л о н н и к н а у ч н о -ф а н та с ти ч е с ко й ли тер а т уры : Лема , С т р у га ц к и х , К л а р ка , Ефремова. —- Не знаю, как другие, а я, когда читаю, то очень ясно все себе представ ляю. II хочется запечатлеть увиденное, остановить мгновенье... Н аписанная по лем овс ким мотивам к а р т и н а «С тарт к С а турну» на послед ней областной вы с та в ке самодеятельны х х у д о ж н и к о в была единственным п р о и з ведением на ф а н та с ти ч е с к ую тем у . Хоть и ко см и ч е с ки й в е к на дворе , одна ко ред к о п о к а за го р аю т с я х у д о ж н и к и зве здны ми сю ж е там и . К а к ж е уж и в аю т с я в д у ше ры б а ка два т а к и х , ка залось бы , п р о т и в о п о л о ж ны х п р и с тр а с ти я — к плав н ы м о б в о д а м с т а р и н н ы х п а р у с н и к о в и х и щ н о - с т р е м и т е л ь н ы м о ч е р т а н и я м м е ж зв е зд ны х ракет? К зеленой , и сполненной ж и з н и пло ти моря и че р ны м , м ер твым пр о с тр а н с твам космоса? — А очень просто. — Юрий Борисо вич отвечает немедля, чувствуется, сам задавался таким вопросом. — Меня волнует то, чего нет. Парусники, старин ный флот — это из минувшего и невоз- Л юди увлеченны е вратного. А картины на фантастические сюжеты — представление о том,, какая будет жизнь . То, что исчезло, и . то, что еще не пришло... Да ведь и среди с т а р и н ны х судов п р и вле каю т Зы рянова больше ред кие , с и зю м и н к о й . Н ачинал -то он трад ицио нно : с подачи своего то варищ а и учи теля в судомоделировании построил в одном из рейсов двенадцать лет назад Колум бову каравелл у «Санта -Мария» . С ко л ь ким мо р я кам помо гла «Санта -Мария» най ти свое увлечение ! Потом приш ел в к у с к неизбитым т р о п к а м . Вот, на пр им е р , од на и з нем н о ги х , о с та вш и х ся у создателя моделей, — р и м с к и й зерновоз, средизем ном ор с кое гру зовое судно , из те х , что бороздили а н ти чны е волны две ты ся чи лет назад. — Триеры, униремы или биремы, эти грекп-римскис суда многие, делают. А вот зерновоза л ни у кого не встречал. Или в зя ть сам ую к р у п н у ю из со х р а н е н ны х моделей — в о сем над ц а тип уш е ч ны й а н гл и й с к и й галеон «Золотая лань» . Этот кораб л ь п р и в л е к Юрия Борисовича своими не за ур яд ны м и м оре ходным и к а чествами («Шедевр судостроения !» ) и б урной и с торией , вы павш ей на ко н ец ш е стнадца то го века . — Тогда Англия боролась с Испани ей за первенство на море. II Френсис Дрейк, у которого были свои счеты с испанцами, отправился на трех кораб лях с задачей потрепать их колонии в Южной Америке. А судно за ходкость, за те сокровища, что были привезены на нем, переименовали из «Пеликана» в с Золотую лань». ...Мы встретились с моряком тра лового флота Зыряновым буквально за несколько часов до его ухода в море. Ему предстояло нагнать свое судно, ППР «Магнит», и вновь оку нуться в рыбацкие будни. — Юрий Борисович, какие у вас планы на рейс? — Поработать хорошо, чтобы суд но с планом было. — вот главный план! А ь сьиОоднис ьрздш — чш ж... Фильмов я обычно на судне не смот рю, заняться всегда есть чем. Беру с собой картон: хочу порисовать на этот раз айсберги. Беру материал для мо делей... А там посмотрим. В. николин . Фото В. КОРЕЦКОГО. «Бу-бу-бу» за 22 тысячи рублей -такую сумму выплачивает флот за магинтофильмы сомнительного качества Сейчас много говорят о вне дрении в быт рыбацких экипажей видеотехники. Разумеется, любой из моряков обеими руками — «за». Чем больше станет в рейсе возможностей для культурной и просветительной работы, тем луч ше. Однако видео у нас пока в самом зачаточном состоянии и, судя по всему, получит широкое распространение не скоро . В осо бенности заставляет быть песси мистом то, что мы до сих пор не м ож ем довести, как говорится, до ума значительно более про стое дело — обеспечение экипа жей магнитофильмами. Катушки с магнитофонными за писями поступают на суда со сту дии звукозаписи, которая принад лежит областному комитету по телевидению и радиовещанию. Только вот качество предлагае мых нам программ весьма невы сокое . Впрочем, надо рассказать об этом поподробнее. В последнем рейсе на БМРТ «Внуково» мы получили на отхо де 12 магнитофильмов, затем почтой в море — еще 6. Пример но треть из них содержали му зыкальные программы , остальные — записи идеологического или познавательного характера. Моря ки проявляют большой интерес ко всему, что происходит в стра не и за рубежом . А тут — ж и вое слсзо, лекция компетентного человека! Цены не было бы этим записям, если бы... Если бы их м ож но было слушать иначе, как в принудительном порядке. Большей частью обзоры меж дународной жизни и другие иде ологические программы содер жат всем известные факты, очень редко попадается в них что-ни будь новое, действительно инте ресное, подталкивающее челове ка к размышлениям. Но даже и когда доносится свежая струйка, дело губит низкий уровень ис полнения. Создается впечатление, что делаются эти программы без души: так монотонно, и, возьму на себя смелость заявить, непро фессионально они читаются, буд то чтецу опостылело все на сеете. Попробуйте этим унылым «бу-бу- бу» заинтересовать современно го моряка ! Обзоры и лекции нам необхо димы. Но передачи должны зву чать интересно, живо, увлекатель но. Если рыбаки испытывают оп ределенный «информационный голод», это вовсе не значит,, что они готовы проглотить все что угодно . А кажется, именно под таким углом зрения смотрят ра ботники студии звукозаписи на свою продукцию . Ни оригиналь ных форм подачи материала, ни продуманного музыкального оформления: сойдет, мол, и так... Да нет, не сойдет. Потому что в результате большая часть по лученных нами кассет оказыза- ется мертзым грузом . И, кстати, недешевым грузом . Зздь один час записи обходится профкодлу флота в 14 рублей, а за год на это «бу-бу-бу» тратится 22 тыся- ею не будет: универсальная го - жительную студию. Без особых чи рублей. Солидные деньги! ловка стоит 60 рублей да плюс усилий можно было бы тиражи- Вот, казалось бы, программу плата за ремонт... А то, что су- ровать наиболее интересные и «Для любителей рок-музыки» довые магнитофоны портятся, значительные ззукозаписи пере- должны слушать многие моряки : прокручивая «наждак», видно, там дач телевидения, Всесоюзного молодежь, известно, увлекается никого не волнует. Применение радио, радиостанции «Атлантика» современными ритмами. Подбор- более дорогой пленки увеличи- и оперативно отправлять их на ка вроде неплохая: рассказано ло бы ее сро к службы, а главное промысел. М ожно переписывать об истории жанра, о современ- — срок службы судовой аппара- и размножать музыкальные за- ных группах. Запускаем в удоб- туры. Скупой платит дважды — писи новых популярных пласти- ное для экипажа время програм - пора задуматься над этой расхо- нок. А сами пластинки, к слову, И что же? жей истиной. потом использовать для поощре- Мало того, даже музыкальные ния передовиков, активных уча- му в трансляцию После опроса выясняется: слу- I • I т I U S I w I w I V / j # I * w 0 • ' * w ^0 шал ее один-единственный чело- программы , в которых техниче- стников самодеятельности, поое- век, мастер лова. Почему? А по- ское качество звучания и содер- дителей спортивных состязаний, тому что запись — некачествен- жание просто неотделимы дру г отказавшись от матрешек, «крас ная, многое при воспроизведе- от друга, записываются на скоро - ных крокодилоз» и других горе нии теряется, и вызывает она у сти 9 5 сантиметра в секунду, а сувениров. знатоков только кривую усмешку. не ^ как СЛедовало бы. «Эконо- Это, конечно, только оощие на- Поэтому невозможно использо- мия» оборачивается тем, что та- метки. Но думается, деньги, ко вать этот музыкальный материал кие прОГраммы тоже оказывают- торые проф ком платит студии и при подготовке судовых диско- ся рыбакам не нужны, пример ззукозаписи за третьесортную г продукцию , можно использовать с большим толком . Если, конеч- тек, вечерез отдыха Вообще о техническом уровне записей нужно поговорить отдель- тому приводился. ------------------- Ещеп “ O' проявить предприимчивость. но. Уже не в первый раз подни- с запозданием, _П° С™ " Р зву к0вые Сегодня подобные вопросы проф- мается эта тема. Помнится пос- к м м е ^ ^ близких Ко - ком и коллектив предприятия „«ои» гтипиа письма от родных и близких. К вполне в состоянии решать само- нечно, они всегда радостны и стоятельно Опыт М урманского долгожданны. Но ведь дорога ле очередного упрека студия звукозаписи дала отзет проф ко му «Мурманрыбпрома», что, мол, она использует везее не пленку «тип-6», а студийную плен- ? мореходного училища, организо- ложка к обеду, не так ли. вавшего собственную студию зву- Словом, считаю, студии звуко - КОЗаписи, это подтверждает. От- ку... Но простите, чем они отли- записи следует в корне менять зывь, «Севрыбхолодфлота» на ее чаются дру г от друга? Названием? свою работу — в соответствии с музыкальную продукцию весьма Качество-то ведь одно. М ежду запросами рыбаков, с уровнем положительные. Только не нужно собой владельцы магнитофонов требований современного чело- откладывать принципиальное ре г ! называют эту пленку «наждаком», века. так губительно она действует на Впрочем, возможен и другой звукозаписызающие голозки . Уве- путь. Затратиз те же деньги, рен, дома никто из работников профсоюзный комитет флота мог студии звукозаписи пользоваться бы создать на своей базе мно- ИЛМИШМИИ шение в долгии ящик. И. ИВАНОВ-СМОЛЕНСКИЙ, первы й п о м о щ н и к напитана о б ъ е д и н е н и я «М у р м а н р ы б п р ом » . 22 января 1988 года А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz