Рыбный Мурман. 1988 г. Январь.

п В с тр е ч и ----------- на промы сле Учиться у моря Два латышских поэта, Арманд Мел- налкснис и Модрис Аузиньш , недавно открыли для себя море Баренцево. А многочисленные экипажи рыбацких су­ дов -открывали для себя море иное — море латышской национальной культуры. Открывали народные дайны, поэзию Александра Чака, Иманта Зие- дониса. Сменялись вахты, шла рыба, читались стихи — вот, вероятно, точная хроника событий в районе промысла. «Такие выступления необходимы. Они учат лю ­ дей чувству братства, они нужны наше­ м у единению», — писали в своих отзы­ вах первые помощники капитанов ТР «Иван Шишкин» и плавбазы «Севрыба» A. М . Васильев и С. А. Васильев. А когда человеческая поддерж ка потре­ бовалась уже Арманду Мелналкснису, коллектив «Севрыбы» ее оказал, и весь экипаж пожимал ему руку, когда с земли пришла на борт радиограмма: «Все в порядке , Арманд . Дочка зд оро ­ ва, находится дома». — Ты знаешь, — сказал мне Модрис Аузиньш, — это был наш дом . Мы че­ стно работали в нем. Рыбаки ведь от земли не оторваны. Они живут ее про­ блемами, в том числе и социальными. Я никогда не думал, что мне придется держать ответ за все наши общегосу­ дарственные трудности. Но с нас спра­ шивали так, как если бы у нас был в кармане рецепт лечения этих болезней. Но, может быть, это и правильно: ли­ тература должна духовно опережать реальную жизнь. Так размышляли они о себе. Но при­ шлось им столкнуться и с резким отка­ зом . «Нам тут писатели не нужны», — ответил по радио первый помощник ка­ питана плавбазы «Алексей Хлобыстов» B. Т. Круглий. И хотя двое суток стояп транспорт у борта плавбазы, помполит не позволил прозести ни единого вы­ ступления перед ее экипажем . «Горел» ли план, «горела» ли воспи­ тательная работа, да только стихи и честный разговор о литературе, о ж и з ­ ни ни плану, никакой иной работе по­ мехой, думается, быть не могут. Иным жаль сделанного, иным несде­ ланного жаль. Вот к этой, второй кате­ гории людей и причисляют себя Мел- налкснис с Аузиньшем. А. ЭДОКОВ, директор бю ро пропаганды художе ­ ственной литературы при М урман ­ ской писательской организации. Как отдыхаешь, рыбак? 13 СОЛЫПИНСТВО кораблей этой ** флотилии, достигнув порта на­ значения, Мурманска, расплываются потом по квартирам знакомых, дру­ зей Юрия Борисовича Зырянова. А одна черноморская шхуна-дубок даже отправилась вновь вокруг Европы — прямо из интерклуба, где проходила встреча с болгарскими моряками. Зы­ рянову приятно делать эти подарки: ведь не какие-нибудь впопыхах куп­ ленные в магазине сувенирчики. В корабли, которые он строит уже две­ надцать лет, вложены и кропотливый труд, и изрядное мастерство, и не­ увядшее романтическое отношение к морю, чье величие и красоту не за­ стят для него даже многие годы буд­ ничной рыбацкой работы. Та же история и с картинами. — Если надоедает с моделями во- зиться, бросаю клич: кому что надо? Несите фанеру, картон, заказывайте! Только одно условие — самостоятельно загрунтовать. И желающие всегда нахо­ дятся: кому пейзаж, кому портрет. Правда, портреты по фотокарточкам я Что было, что будет ... не очень люблю делать, это не работа для художника. Но ведь понимаешь: принесли-то изображение самого люби­ мого человека, так что соглашаешься. Впрочем , есть среди к а р т и н Зы рянова и та ки е , ч то п р и н ад л еж а т не совсем о бы чном у ж а н р у — ф а н та с ти ке . Это уж е з а к а з д уш и . Ю рий Борисович — п о к л о н ­ н и к н а у ч н о -ф а н та с ти ч е с ко й ли тер а т уры : Лема , С т р у га ц к и х , К л а р ка , Ефремова. —- Не знаю, как другие, а я, когда читаю, то очень ясно все себе представ­ ляю. II хочется запечатлеть увиденное, остановить мгновенье... Н аписанная по лем овс ким мотивам к а р т и н а «С тарт к С а турну» на послед­ ней областной вы с та в ке самодеятельны х х у д о ж н и к о в была единственным п р о и з ­ ведением на ф а н та с ти ч е с к ую тем у . Хоть и ко см и ч е с ки й в е к на дворе , одна ко ред­ к о п о к а за го р аю т с я х у д о ж н и к и зве здны ­ ми сю ж е там и . К а к ж е уж и в аю т с я в д у ­ ше ры б а ка два т а к и х , ка залось бы , п р о ­ т и в о п о л о ж ны х п р и с тр а с ти я — к плав ­ н ы м о б в о д а м с т а р и н н ы х п а р у с н и к о в и х и щ н о - с т р е м и т е л ь н ы м о ч е р т а н и я м м е ж ­ зв е зд ны х ракет? К зеленой , и сполненной ж и з н и пло ти моря и че р ны м , м ер твым пр о с тр а н с твам космоса? — А очень просто. — Юрий Борисо­ вич отвечает немедля, чувствуется, сам задавался таким вопросом. — Меня волнует то, чего нет. Парусники, старин­ ный флот — это из минувшего и невоз- Л юди увлеченны е вратного. А картины на фантастические сюжеты — представление о том,, какая будет жизнь . То, что исчезло, и . то, что еще не пришло... Да ведь и среди с т а р и н ны х судов п р и ­ вле каю т Зы рянова больше ред кие , с и зю м и н к о й . Н ачинал -то он трад ицио нно : с подачи своего то варищ а и учи теля в судомоделировании построил в одном из рейсов двенадцать лет назад Колум бову каравелл у «Санта -Мария» . С ко л ь ким мо ­ р я кам помо гла «Санта -Мария» най ти свое увлечение ! Потом приш ел в к у с к неизбитым т р о п к а м . Вот, на пр им е р , од­ на и з нем н о ги х , о с та вш и х ся у создателя моделей, — р и м с к и й зерновоз, средизем ­ ном ор с кое гру зовое судно , из те х , что бороздили а н ти чны е волны две ты ся чи лет назад. — Триеры, униремы или биремы, эти грекп-римскис суда многие, делают. А вот зерновоза л ни у кого не встречал. Или в зя ть сам ую к р у п н у ю из со х р а ­ н е н ны х моделей — в о сем над ц а тип уш е ч ­ ны й а н гл и й с к и й галеон «Золотая лань» . Этот кораб л ь п р и в л е к Юрия Борисовича своими не за ур яд ны м и м оре ходным и к а ­ чествами («Шедевр судостроения !» ) и б урной и с торией , вы павш ей на ко н ец ш е стнадца то го века . — Тогда Англия боролась с Испани­ ей за первенство на море. II Френсис Дрейк, у которого были свои счеты с испанцами, отправился на трех кораб­ лях с задачей потрепать их колонии в Южной Америке. А судно за ходкость, за те сокровища, что были привезены на нем, переименовали из «Пеликана» в с Золотую лань». ...Мы встретились с моряком тра­ лового флота Зыряновым буквально за несколько часов до его ухода в море. Ему предстояло нагнать свое судно, ППР «Магнит», и вновь оку­ нуться в рыбацкие будни. — Юрий Борисович, какие у вас планы на рейс? — Поработать хорошо, чтобы суд­ но с планом было. — вот главный план! А ь сьиОоднис ьрздш — чш ж... Фильмов я обычно на судне не смот­ рю, заняться всегда есть чем. Беру с собой картон: хочу порисовать на этот раз айсберги. Беру материал для мо­ делей... А там посмотрим. В. николин . Фото В. КОРЕЦКОГО. «Бу-бу-бу» за 22 тысячи рублей -такую сумму выплачивает флот за магинтофильмы сомнительного качества Сейчас много говорят о вне­ дрении в быт рыбацких экипажей видеотехники. Разумеется, любой из моряков обеими руками — «за». Чем больше станет в рейсе возможностей для культурной и просветительной работы, тем луч­ ше. Однако видео у нас пока в самом зачаточном состоянии и, судя по всему, получит широкое распространение не скоро . В осо­ бенности заставляет быть песси­ мистом то, что мы до сих пор не м ож ем довести, как говорится, до ума значительно более про ­ стое дело — обеспечение экипа­ жей магнитофильмами. Катушки с магнитофонными за­ писями поступают на суда со сту­ дии звукозаписи, которая принад­ лежит областному комитету по телевидению и радиовещанию. Только вот качество предлагае­ мых нам программ весьма невы­ сокое . Впрочем, надо рассказать об этом поподробнее. В последнем рейсе на БМРТ «Внуково» мы получили на отхо­ де 12 магнитофильмов, затем почтой в море — еще 6. Пример­ но треть из них содержали му­ зыкальные программы , остальные — записи идеологического или познавательного характера. Моря ­ ки проявляют большой интерес ко всему, что происходит в стра­ не и за рубежом . А тут — ж и ­ вое слсзо, лекция компетентного человека! Цены не было бы этим записям, если бы... Если бы их м ож но было слушать иначе, как в принудительном порядке. Большей частью обзоры меж ­ дународной жизни и другие иде­ ологические программы содер­ жат всем известные факты, очень редко попадается в них что-ни­ будь новое, действительно инте­ ресное, подталкивающее челове­ ка к размышлениям. Но даже и когда доносится свежая струйка, дело губит низкий уровень ис­ полнения. Создается впечатление, что делаются эти программы без души: так монотонно, и, возьму на себя смелость заявить, непро­ фессионально они читаются, буд­ то чтецу опостылело все на сеете. Попробуйте этим унылым «бу-бу- бу» заинтересовать современно­ го моряка ! Обзоры и лекции нам необхо­ димы. Но передачи должны зву­ чать интересно, живо, увлекатель­ но. Если рыбаки испытывают оп­ ределенный «информационный голод», это вовсе не значит,, что они готовы проглотить все что угодно . А кажется, именно под таким углом зрения смотрят ра­ ботники студии звукозаписи на свою продукцию . Ни оригиналь­ ных форм подачи материала, ни продуманного музыкального оформления: сойдет, мол, и так... Да нет, не сойдет. Потому что в результате большая часть по­ лученных нами кассет оказыза- ется мертзым грузом . И, кстати, недешевым грузом . Зздь один час записи обходится профкодлу флота в 14 рублей, а за год на это «бу-бу-бу» тратится 22 тыся- ею не будет: универсальная го - жительную студию. Без особых чи рублей. Солидные деньги! ловка стоит 60 рублей да плюс усилий можно было бы тиражи- Вот, казалось бы, программу плата за ремонт... А то, что су- ровать наиболее интересные и «Для любителей рок-музыки» довые магнитофоны портятся, значительные ззукозаписи пере- должны слушать многие моряки : прокручивая «наждак», видно, там дач телевидения, Всесоюзного молодежь, известно, увлекается никого не волнует. Применение радио, радиостанции «Атлантика» современными ритмами. Подбор- более дорогой пленки увеличи- и оперативно отправлять их на ка вроде неплохая: рассказано ло бы ее сро к службы, а главное промысел. М ожно переписывать об истории жанра, о современ- — срок службы судовой аппара- и размножать музыкальные за- ных группах. Запускаем в удоб- туры. Скупой платит дважды — писи новых популярных пласти- ное для экипажа время програм - пора задуматься над этой расхо- нок. А сами пластинки, к слову, И что же? жей истиной. потом использовать для поощре- Мало того, даже музыкальные ния передовиков, активных уча- му в трансляцию После опроса выясняется: слу- I • I т I U S I w I w I V / j # I * w 0 • ' * w ^0 шал ее один-единственный чело- программы , в которых техниче- стников самодеятельности, поое- век, мастер лова. Почему? А по- ское качество звучания и содер- дителей спортивных состязаний, тому что запись — некачествен- жание просто неотделимы дру г отказавшись от матрешек, «крас­ ная, многое при воспроизведе- от друга, записываются на скоро - ных крокодилоз» и других горе­ нии теряется, и вызывает она у сти 9 5 сантиметра в секунду, а сувениров. знатоков только кривую усмешку. не ^ как СЛедовало бы. «Эконо- Это, конечно, только оощие на- Поэтому невозможно использо- мия» оборачивается тем, что та- метки. Но думается, деньги, ко ­ вать этот музыкальный материал кие прОГраммы тоже оказывают- торые проф ком платит студии и при подготовке судовых диско- ся рыбакам не нужны, пример ззукозаписи за третьесортную г продукцию , можно использовать с большим толком . Если, конеч- тек, вечерез отдыха Вообще о техническом уровне записей нужно поговорить отдель- тому приводился. ------------------- Ещеп “ O' проявить предприимчивость. но. Уже не в первый раз подни- с запозданием, _П° С™ " Р зву к0вые Сегодня подобные вопросы проф- мается эта тема. Помнится пос- к м м е ^ ^ близких Ко - ком и коллектив предприятия „«ои» гтипиа письма от родных и близких. К вполне в состоянии решать само- нечно, они всегда радостны и стоятельно Опыт М урманского долгожданны. Но ведь дорога ле очередного упрека студия звукозаписи дала отзет проф ко ­ му «Мурманрыбпрома», что, мол, она использует везее не пленку «тип-6», а студийную плен- ? мореходного училища, организо- ложка к обеду, не так ли. вавшего собственную студию зву- Словом, считаю, студии звуко - КОЗаписи, это подтверждает. От- ку... Но простите, чем они отли- записи следует в корне менять зывь, «Севрыбхолодфлота» на ее чаются дру г от друга? Названием? свою работу — в соответствии с музыкальную продукцию весьма Качество-то ведь одно. М ежду запросами рыбаков, с уровнем положительные. Только не нужно собой владельцы магнитофонов требований современного чело- откладывать принципиальное ре г ! называют эту пленку «наждаком», века. так губительно она действует на Впрочем, возможен и другой звукозаписызающие голозки . Уве- путь. Затратиз те же деньги, рен, дома никто из работников профсоюзный комитет флота мог студии звукозаписи пользоваться бы создать на своей базе мно- ИЛМИШМИИ шение в долгии ящик. И. ИВАНОВ-СМОЛЕНСКИЙ, первы й п о м о щ н и к напитана о б ъ е д и н е н и я «М у р м а н р ы б ­ п р ом » . 22 января 1988 года А

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz