Рыбный Мурман. 1988 г. Январь.
6 Заметки журналиста Б ИЛО СОЛНЦЕ по глазам, молодым, крепким телам. Радостные воп ли моряков разносились далеко по параллелям и меридианам Атлантики. Они, вот уже который час, плескались в бассейне. Транспортный рефрижератор важно шел с промысла. Пошабашили. Теперь месяц (ну, чуть меньше, пока не упрем ся в Англию) в бассейне не протолк нуться. Глядел я на них, веселых, отдыхаю щих, и (вначале непонятное) — появи лось чувство горечи. Успокоился и понял что к чему. Вспомнил других моря ков — очень многих, имя которым '— Рыбаки. Нет у них бассейна. И воды порой нет месяц, а то и два. Не то что искупаться — умыться нечем. На с ко р лупках-суденышках раскачивающихся, на палубе даже в нормальную (впрочем, бывает ли «нормальная» в океане) по году стоящими растопыренными — не дай бог качнет, вмиг за бортом. За бывшими, чт0 такое нормальный сон. Нет у них ни выходных, нет у них отдыха. Работа, работа, работа... До серого , исхлестанного ветром и солены ми брызгами лица да колом стоящей робы. До тяжести физической, душев ной. А тут, на транспорте — курорт. Да, поработали на промысле три недели. И все. А рыбаки? Полгода. Изо дня в день. По 12— 14, зачастую болзе, из нурительного труда. Смотреть на жизнерадостных транс портников после таких мыслей мне больше не хотелось. Ушел к себе в каюту перелистывать блокнот и вспоми нать тех, кто ежечасно по -мужски , без нытья работает не щадя себя. Настоя щих моряков , рыбаков. Экипаж БМРТ «Аскания», о котором х о ч ^ рассказать, уходил в зоны конвер генции, зоны схождения поверхностных течений Мирового океана и опускания вод, которые формируются на стыке теплых и холодных вод и где находит ся один из промысловых районов. Но не только зачастую стыкуются, переходя из одного качества в другое, морские воды. Сосуществуют и в жизни разные те чения, разные мнения, разные позиции — вчерашние, застойные, и сегодняш ние — прогрессивные. Да, они пока уживаются в одинаковых социалистиче ских условиях. Но отбор всего лучше го и лучших, что и кто у нас есть, про изойдет. На том и стоим. А эти заметки — о трудностях. КОВАРНАЯ «СТРАТЕГИЯ» — А почему у нас на пароходе столь ко бездельников, например, помполит, технолог? — спросил моторист. Зал замер. Ведущий предотходное собрание, начальник отдела по работе с моряками загранплавания тралфлота И. М. Морозов , чуть замешкавшись, произнес тираду о роли первых помощ ников, других специалистов' на судне... «Ну, — подумалось, — едва ли этот любознательный пойдет в рейс». Ошиб ся, глубоко я ошибся, по-старому оце нивая ситуацию, когда «возмутителей спокойствия» часто оставляли за бор том. «За что ж е его с п и сы в а т ь ? За прав д у ? А если на самом деле ем у попадались бол тливы е п ом п о л и ты и неумелые тех- 1ШЛ01 \Л ~1 -- иопросом Mi* иопрос ответил у ж е в рейсе п е р вы й п о м ощ н и к н а п и т а на Владимир К о н с та н ти н о в и ч С верчков . — «И потом , — продолж ал он , — не те времена , чтобы ущ ем ля ть человека за вы с ка за н н о е мнение». В море довелось п о го в о р и ть мне с этим м о торис том . О казался борцом за справедливость . Ходил на БАТ, написал в выш е с то ящ и е о р га ны о небла говидны х делах , там т в о р ящ и х с я . Вместо то го , чтобы ра зобраться , человека с «белого» паро хода н а пра вили на « рж а вы й» «Ал тай» . Вот о т куд а обозленность ! А работ н и к -т о — б е з у п р е ч ны й , и на т а к и х , к а к о н , держ ал ся впоследствии э к и п а ж «Ас- ка н и и » . Т а к что дальновидным о казал ся п о м п о л и т В. К . С верчков . Но вернемся к собранию . На скорую руку, как бы впопыхах, выступили перед экипажем представи тели разных отделов флота. Много вопросов задавали им моряки . Получи ли ли удовлетворение от ответов? М я г ко говоря, я не уверен. Более катего рично высказались моряки : «Отговори лись управленцы и разбежались». Оста лась неудовлетворенность. Нет, не зря беспокоились люди. Прак тически без ответа остался вопрос ка- питана-директора Леонида Ивановича Иконникова: «В прошлом рейсе мы бук вально побирались промвооружением , взяли, к примеру, трал у «Эльбруса». Не получится ли так и в этом?» Его заверили, ему пообещали... А когда вышли в море, то провидцем оказался капитан. Опять просили, опять клянчи ли... Об этом я сообщал с промысла. Факты, как говорится, налицо. Но зачем, с какой целью пытался их впоследствии опровергнуть начальник отдела добычи флота С. Ф . Серов в своем послании в редакцию по следам морских материа лов? Только одно нахожу тому объяс нение: в преддверии перехода на хоз расчет, а значит, и сокращения управ ленческого аппарата показать свою нуж ность, компетентность, забыв, видимо, при этом, что некомпетентность в лю бом случае не спрячешь, не скроешь от взгляда рыбаков, которые в первую очередь страдают от непрофессиональ ных действий управленцев* Зато И. М. Морозов (тоже, видимо, куда-то спешил) одного за другим под- д нимал руководителей служб судна, за давая им один вопрос: «Вы готовы к работе?» Я понимаю, если бы «Аскания» стоя ла в порту, и тогда этот вопрос был уместен. Но траулер-то в Буэнос-Айре се! И как м ож но спрашивать о том, что не видно? ЗОНА Понимая никчемность вопроса, такие же (дабы скорее закончился этот «ма скарад») ответы и раздавались: «Да, да...» Боком вышла эта пародия на серь езный, деловой разговор . Как уже со общалось в «Рыбном Мурмане» (№ 45, 6 ноября 1987 г. в материале «Жаркий отход»), судно лишние сутки простояло в порту из-за отсутствия на борту стар шего электромеханика — никто из мо лодых электромехаников не мог запу стить гребной электродвигатель. Разве так надо готовить судно к про мыслу? Разве наспех проводятся такие серьезные мероприятия? Почти два ме сяца прошло после публикации, но ни кто из тралфлота не удосужился отве тить газете: наказаны ли виновные за такое отношение к подбору экипажа. И очень удивили слова И. М. М о ро зова на том злополучном собрании, мол, главный инженер Ю. И. Коношен- ко не смог прийти сюда, так как он занимается стратегическими вопросами развития флота. Возможно, и великие проблемы решал в тот день Юрий Иванович, не спорю, потому что не знаю. Но тут я поневоле вспомнил слова: «Всякий прогресс реакционен, если рушится человек». А у людей, если не рухнула, то, по крайней мере, упала вера (в очередной раз) в руководите лей, которым безразличны заботы, судьба моряков , идущих в рейс. В конечном счете всякую стратегию ре шает моряк, и не видеть его за лесом идей — значит обречь будущее на по ражение. * БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ Нельзя совершить только одну ошиб ку. По закону катящегося вниз снежно го кома, она тащит за собой массу больших и малых просчетов. Так и .на этот раз. Отход в Буэнос-Айресе задержался на сутки. Ремонтно-подменная коман да, сдав наспех судно основному эки пажу, поставила массу проблем. Пять суток мы шли на промысел. И все это время на «Аскании» никто (!) не продохнул — работы было невпро ворот. Крепко досталось всем, но осо бенно машинной команде. Где-то через пару дней после отхо да помполит спросил капитана: «Может быть, проведем совещание командно го состава?» «Ты что, не видишь, люди с ног ва лятся, а «дед» из машины не вылеза ет». Что верно, то верно. «Дед» — стар ший механик, лицом изменился, по чернел. Вот уж точно, порой фамилия — отражение человека. А фамилия его Двухжилов. Анатолий Васильевич. Две надцать лет с небольшим перерызом на «Аскании», знает «душу» машины. Но и он порой, качая головой, дивился тому, с чем пришлось столкнуться ему и его подчиненным. То обнаружилась течь коленчатого вала, то надо обкатать четвертый дви гатель, то внезапно обесточились... Молодые электромеханики еще не до конца поняли, как включить гребной электродвигатель. Но шли сутки, в кон це концов им стало ясно что к чему. Крутились же они, себя не щадя. По ка четвертый электромеханик Юрий Па- лагин стоял вахту на центральном посту управления, второй и третий — Сергей Воробьев и Александр Запорожец — приводили «в чувство» ваерный ком плекс. В нерабочем состоянии он ока зался. Электродвигатель искрил, не включался. Бились с ним ребята долго. И... напрасно, не получалось. «Наверное, придется на промысле с какого-нибудь БМРТ брать человека, на страивать», — сокрушался капитан. И «Вы знаете , п о чем у мы п ош л и в этот заведомо « п р о га р ны й » рейсТ На этом добитом «чуде», но то р ом у д авно пора в утиль? Тан вот: п о том у ч то за ход обе щ аю т на К а н а ры . Там о то в а р им ся — ^ будь здоров» . Я и не спорил : мы —■ м а териали с ты . Но досада взяла : не о т то го ли мы ста ли в н у тре н н е беднее, что бо гом стал рубль . Нет, не вы с т у п аю за е го о тм е н у . Р а т ую за то , чтобы сумма за р а б о та н ны х д е н зн а ко в была равна ко л и ч е с т в у со вести. «Я ВЕРЮ В МОРЯКОВ» И все же этот разговор с м оря ком навел на размышление: откуда такой пессимизм? Ведь еще и не работали на промысле, а уже руки опустились. Не оттого ли, что в свое время обесцени лись высокие фразы? А за громкими словами была вечная пустота? В принципе так оно и оказалось. По листал я на судне кое-какие до кум ен ты и нашел любопытную радиограмму. В прош лом рейсе , 16 мая 1987 года , ее о тпра вил в управл ение флота к а п и тан « А с ка н и и » А . А . Абаимов в к у п е с о с тал ьным и членами ч е ты р е х у го л ь н и к а . В ней от имени э к и п а ж а дается обещ а ние вы п о л н и ть план года и д в у х лет п я тил е ти и по зам о р о з ке , с тоим о с ти т о варной . «П р о к у ка р е к а л » , а там х о т ь и не рассве тай . И не рассвело . Ко гда это т , ны н еш н и й э к и п а ж , п р и н я л дела в ко н ц е о к тя б р я , то о ка зал о сь , п о ка за те л и вы полнены все го -то на... 70 проце н тов . Часть м о р я ко в из п р еж н е го э к и п а ж а сейчас идет в рейс. Запом нили они и-"-* не уместны е л и та в ры , и «неумение» , по и х словам , бы вш е го к а п и т а н а ло ви ть ры бу , и бессмы сленны е п р и к а зы б ы в ш е го пом пол и та . Все это они к р е п к о за пом нил и . М ож е т бы ть , п о э том у был в э к и п а ж е элемент неверия и даж е обо- зленности? По-моему, все это очень хорошо по- ОНВЕРГЕНЦИИ опять, как в воду глядел, — в промрай- оне к ним пересел специалист. Внозь потери времени... «Но мы-то не виноваты, что никогда не имели дела с лебедками!» — рас страивался С. Ю. Воробьев. — «Когда я о том промолвился начальнику элек троотдела флота Маклакову, то он за верил, что на судне есть специалисты по ваерному комплексу, имел в виду Запорожца. А Сашу на прежнем суд н е и б л и з к о к н е м у н е д о п у с к а л и » . И на рыбофабрике было жарко . Регу лировали, смазывали транспортеры, ремонтировали пресс-формы... «Успее те к промыслу?» — спросил я механи ка-наладчика Юрия Федоровича Жа рикова. «Костьми ляжем, а сделаем»,— ответил. Обычно такие слова расцени ваются, как бравада, постукивание себя в грудь: «Вот мы какие». Ничего подоб ного. Тон был иной: серьезный, жест кий, мужской . «ТОЛЬКО НЕ МОЛЧИТЕ» За трое суток до промысла стало я<> но: готово ли судно к работе? (Вот когда пришло время опросить специа листов, а не во время сборов в М ур манске, две недели назад, где такой вопрос звучал издевательски.) Подтянутый, строгий Леонид Ивано вич Иконников коро тко обрисовал об становку в промрайоне и сделал ак цент вот на чем: «Это собрание прово дим не для «галочки». Что не так — го ворите. Только не молчите! От того, на сколько мы будем честными и откро венными др у г перед другом , зависит моральный климат. Чтобы моряки по верили нам, мы — им. И в первую оче редь командиры должны показывать пример. Все силы в первую очередь вы должны отдавать работе. Вы! Тогда лю ди вам поверят. Значит, и дело пойдет. Не молчите, прошу вас». Коротко , ясно, от сердца говорил ка питан. И слова нашли отклик у старше го механика А. В. Двухжилова, рефме- ханика Н. И. Забуги, механика-наладчи ка Ю. Ф . Жарикова, второго электро механика С. Ю. Воробьева, старшего мастера добычи Г. Н. Сизова, технолога В. Д. Маруненко , второго помощника капитана В. И. Голенко, фельдшера Г. Н. Горохова, помполита В. К. Сверч- кова... Да, они сказали о «железках», пока «непокоренной» ваерной лебедке, отсутствии пелагических тралов. Но прозвучало и главное: на судне не должно быть нервотрепки. Чтоб было взаимопонимание, коллективная ответ ственность за все и за всех, чтоб моло дежь находилась всегда рядом с вете ранами, и чтоб никто не сомневался: рейс станет удачным. В других условиях, в другой обстанов ке я бы посчитал эти слова из лекси кона «высокого штиля» — архйбаналь- ными. Тут, в море, они звучали, как за клинания. «Ч епуха , все болтовня» , — м а хн ул в раз говоре со мной один и з м о р я ко в . — нимал Леонид Иванович. Не кричал он, не суетился, не дергал людей. Нес вах ту (судно ушло в рейс без старпома, тот внезапно заболел, а дру го го долж ны были прислать через месяц), учил молодых штурманов, вникал во все тонкости судовой жизни. И моряки ста рались. На палубе до темноты чинили промвооружение , приводили его в по рядок матросы под руководством трал мейстера Г. М. Сизова, не чурающегося н и к а к о й p d б о ты , у ал с / ю г о р ы б а к а . С 14 лет ходил с отцом, дедом по А з о в с к о - с му морю , горький рыбацкий хлеб в к у ^ ^ сил рановато и дело знает отменно. Днем — на палубе, вечером — в ка юте сидел допоздна, считал, рассчиты вал, примерялся: где, на каких породах лучше поставить тот или иной трал. Он думал. И был спокоен. Я уже не говорю про машинную команду, штурманов... Изо всех сил старался старший по вар Михаил Яковлевич Еськов. «Вкус но?» — как-то спросил он. — «Завтра еще лучше приготовим». Сумел капитан за несколько суток влить в экипаж добрый заряд веры и оптимизма. Каюта его была открыта целый день. Заходи, моряк, делись наболевшим. И еще он верил и верит в людей. М но го и зачастую незаслуженно стра дал... По всем литературным канонам надо бы сейчас привести факты. Но уж такой у меня с Леонидом Ивановичем был уговор : все, что он говорит, оста ется между нами. Слово надо дер жать... Одно только скажу : после того как его потрепала жизнь, мож но власть и в отчаяние, и в пессимизм. Однако вот—^ не сломила судьба, не зачерствело й сердце. Разве что морщины на лице грубоваты, взгляд тяжелый да улыба ется нечасто. — Редкостной души человек Иконни ков, — поделился я с начальником тралфлота Г. В. Тишковым. — А у нас все такие капитаны, — обобщил он. — Так уж и все? — Ну, не все, но большинство, — слегка тот поправился. За всех не говорю . Речь веду об од ном. Который не любит славу, который страдает за моряков , который честен и на словах, и в помыслах. Как я хотел, чтобы ему, экипажу по везло в этом рейсе! Чтоб хоть на этот раз над ним стоящие увидели одного из тех, на ком держится славный тра ловый флот, — капитана-директора МБ- 0114 «Аскания» Леонида Ивановича Иконникова! * * * Буквально перед Новым годом я спросил у Г. В. Тишкова, как сейчас ра ботает 114-й. «Молодцы!» — был кра ток начальник флота. А. ВИЛОВ. 4 Атлантический океан — Мурманск. 1 января 1988 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz