Рыбный Мурман. 1988 г. Январь.

\ . »■» П ЕРВАЯ УЛИЦА НАШЕГО ГОРОДА (НЕ СЧИТАЯ 1РИПОРТОВСКОЙ ТРАЛО- ЮЙ), НА КОТОРУЮ ВЫХОДЯТ 40РЯКИ ФЛОТОВ «СЕЗРЫБУ», НОСИТ ИМЯ ШМИДТА . БЫЛИ ГЛУЧАИ: ПУТАЛИ ДВУХ ЗНА ­ МЕНИТЫХ ОДНОФАМИЛЬЦЕВ, НАЗЫВАЯ ЭТУ МАГИСТРАЛЬ, СЕЙЧАС ДОВОЛЬНО ОЖИВ­ ЛЕННУЮ, УЛИЦЕЙ ОТТО ЮЛЬ­ ЕВИЧА ШМИДТА. ВСЕ МЫ С ДЕТСТВА ЗНАЕМ О РЕВОЛЮЦИОННОМ ПОД ­ ВИГЕ П. Л. ШМИДТА . СЕГО­ ДНЯ ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ ПУБЛИКУЕМ МАТЕРИАЛ О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ ЭТОГО МОРЯКА, ИМЯ КОТОРОГО и УВЕКОВЕЧЕНО В НАЗВАНИИ УЛИЦЫ, СОСЕДСТВУЮЩЕЙ С РЫБНЫМ ПОРТОМ. Имена i мз&аниях улиц . V::■) С ЕГОДНЯ, оглядываясь в прошлое, мы вспоми­ наем героические имена не только тех, кто в дни Октяб­ ря бесстрашно штурмовал Зимний. Помним мы и тех, кто на протяжении многих предшествующих десятилетий самоотверженно боролся с ца­ ризмом , стоял у истоков ос­ вободительного движения. В ряду славной когорты му­ жественных борцов за правое стоит и имя П. П. Шмидта — одной из ярких фигур первой русской рево­ люции. Петр Петрович Шмидт изве­ стен в первую очередь как военный моряк. А между тем лейтенант Шмидт, как его ча­ ще называют, немало отдал службе в торговом флоте. Он много плавал в морях Тихого океана и у Черноморского по­ бережья, не понаслышке был знаком со штормовой Балти­ кой, не раз бывал в Ревеле (Таллине), Риге, Либаве (Лие­ пае)... Был моряк связан с на­ шей Прибалтикой еще и глу­ бинными родовыми корнями... Петр Петрович Ш м ид т — вы­ ходец из морской потомствен­ ной семьи (его предки были связаны с флотом еще со вре­ мен Петра I. а отец моряка — герой обороны Севастополя, до. служился до чина контр-адми­ рала и умер градоначальником города Бердянска в 1888 году), родился 5 февраля 1897 го ­ да в Одессе. Его мать — Ека­ терина Яковлевна Шмидт (уро­ жденная фон Вагнер), происхо- д н и ш а я п з im n n c ii С к в и р с н и к — iiyrb ли не г е д с м и н о в а .о г о ро, йр-— обедневшей ветви древ­ нейших польских королевичей и великих литовских князей, навсегда увековечила свое имя сестры милосердия в числе ге­ роических защитников Сева­ стополя: в последний путь ее сопровождали эскорт военных моряков и троекратный ружей­ ный салют. Женщина с пере­ довыми демократичными взгля­ дами. всю свою недолгую жизнь тянувшаяся к революци­ онно-просветительской деятель­ ности. она. несомненно, оказа­ ла благотворное влияние на своего сына. С детских лет Петр Петрович Шмидт рос в атмосфере высоких помыслов и идеалов. В сентябре 1886 года о кон ­ чившему М орской кадетский корпус Петру Шмидту был присвоен первый офицерский чин — мичман. А уже через два с небольшим года мичман 8-го ранга Балтийского флот­ с ко го экипажа П. Шмидт, свя­ завший свою судьбу с военно­ революционной организацией еще в дни учебы в Петербур­ ге, неожиданно для всех ухо­ дит в отставку. Женится Имен- н<|^таким образом молодой офицер пытается протестовать против существующих зако­ нов, запрещавших питомцам военно -морского училища об ­ заводиться семьями не ранее трех лет после выпуска. В 1892 году Шмидт по хода­ тайству своего дяди, вице-ад­ мирала, снова возвращается на флот. В течение двух лет он плавает на военных судах в Балтийском море, а в мар­ те 1894 года его переводят в Тихоокеанскую эскадру. Однако сл уж ба в дальневос ­ то ч н ы х м орях для Ш мидта , с т о л кн у вш е го с я и здесь все с тем и ж е ом ер зи тельны м и к р е ­ п о с тн и ч е с ки м и по р яд кам и , о к а ­ залась непр од олж и тельной . Из- за н е сл ож и вш и х с я о тнош ени й с младшим фла гманом э с кадры кон тр -адм ирал ом Г. П. Ч у х н и - ным (с тем самым , ко т о ры й у т ­ вердит в будущ ем см ер тны й п р и го в о р П. П. Ш м и д т у и его со ра тнинам по во сс танию — Н. А . А н то н е н ко , А . Глад кову и С. Ч а с т н и к у в марте 1906 го ­ да), он вскоре вновь вы н уж д е н б уде т у й ти в о т с т а в к у . Т а к бы в ­ ш и й м ор с ко й офицер Петр Пет­ рович Ш м ид т о ка зы вае тся на ' д а х Д обровольно го флота и р у с с к о г о общества паро ходс т ­ ва и тор го вли (РОПиТ), где с сентября 1898 года началась е го новая м ор с ка я сл уж ба . Сначала Ш м ид т х о д и т вто ­ рым пом ощ ни ком на неболь­ ш ом пароходе «Кострома» , со ­ верш ая рейсы м еж д у Петер­ б ур гом и Владивосто ком , затем плавает с та рш им пом ощ ни ком н а пи та н а на д р у г и х о к е а н с к и х с удах по м а рш р у т у Одесса — Приморье . Н а конец , получае т на зна че ние на гр у зо в о й паро ­ ход «Диана» водоизмещением в 8 ты с я ч то н н , о б с л уж и в аю ­ щ и й транспортирую л и н ию Р и ­ га — Одесса. С пущ енная в К и ­ ле в 1898 год у , «Диана» при 1800 л. с. могла ра звива ть ход до 8,5 узла . Это было лучш ее по тем временам судно РОПиТа. Именно его ка п и та н ом и стал Петр Петрович Ш м ид т , т о л ь ко что ве р н у вш и й с я из полярно го плавания , к у д а е го одним из п е р вы х при гла сил адмирал С. О. М а каров , зад ум а вш и й на по строенном им ледоколе «Ер­ мак» прой ти к «Северному по ­ лю с у — напролом» . Х ар а ктер ­ но , что взаимная сим па тия и д р уж б а э ти х д в у х , ка зало сь бы , р а з ны х людей соединяла и х мно гие годы : впло ть до самой т р а ги ч е с к о й гибели адмирала С. О. М а карова на броненосце «П е тропавловск» . Тогда ж е , 31 марта 1904 года, вместе с п р о ­ славленным флотоводцем в шторма с севера, начальник Рижского порта приказал ме­ теорологический сигнальный знак опустить конусом вниз» — в очередной раз предупре­ ждал мореплавателей об ожи ­ давшейся буре «Рижский вест­ ник» 19 ноября 1903 года. Но «Дианы» к тому времени уже в порту не было, привычным курсом пароход следовал из Риги в Одессу... Более д в у х сутои не у ти хал к р е п ч а йш и й ш торм . И все это тр удное время ка п и та н «Диа­ ны» не по кидал м о с ти ка . Л иш ь ко гд а погода немно го у л у чш и ­ лась, Ш м ид т с п у с тил ся к себе в к а ю т у . И т у т ж е свалился м ер твец ким сном . «Не прош ло и д в у х часов, — свиде тельствуе т «М о р я к» ,— лища, дабы он мог учить мо­ лодых моряков «верности де­ лу морскому , мужеству и стойкости». Шмидту предложи­ ли должность начальника Риж­ ско го мореходного училища. «На днях состоялось мое наз­ начение, — телеграфировал он домой 28 января из Крон ­ штадта. — Приеду отдохнуть хотя бы на сутки».* Но Шмидт не приехал. С опозданием на два дня в Кронштадт пришло сообще­ ние: началась русско-японская война. «Я был при зван в дей стви ­ те льную с л уж б у с началом войны , — узнаем мы о даль­ нейшей судьбе П. Л. Шмидта из а р х и в ны х д о кум е н то в . — Лейтенант из легенды м о р с к ую п у ч и н у навсегда ушел и брат П. П. Ш мидта — Влади­ м ир Ш м ид т. Чудом удалось спа с ти сь лиш ь более младше­ м у из братьев Ш м ид тов — Л. П. Ш м и д т у — бы вш ем у флаг- а д ъ ю т д н т о м у а дм и р ал а С . О. М а к а р о в а . . . Что же касается самого П. П. Шмидта, то, плавая в торговом флоте, он и здесь, как когда-то в военном, отда­ вал всего себя без остатка по- любизшемуся делу. «Да будет вам и зве стно , — писал 2 ноября 1905 года Ш м ид т в одном из свои х п и ­ сем Зинаиде Р и збер г, хорош о зн а ком о й чи тателю по ф ильм у «П очтовы й роман» , — что я п о л ь зую сь репутацией л у чш е ­ го к а п и т а н а и о пы тн о го м оря ­ ка» *. А ч у ть позднее снова : «Если бы ты нем но го побыла в Одессе, ко тор а я наполнена мо­ р я кам и , ко то ры е сл уж и л и со мной и зависели о т меня , то , я зн аю , они бы тебе хорош о о тозвали сь обо мне» .** И это не было самолюбованием или саморекламой человека , к о т о ­ ро го ц а р с к и й суд б у кв а л ь н о через н е с кол ьно месяцев п р и ­ го в о р и т к виселице . Д ей с тви ­ тельно , все, к т о плавал в те годы со Ш мид том , не с к у п и ­ ли сь на добрые слова в его ад­ рес. В че р ном о р с ко й газете «Одесские новости» в номере от 20 ноября 1905 года были помещ ены во спом инания одно= го и з соплавателей Ш мидта , но торы й , н сож ал е нию , т а к и остался неи зве с тным , подпи сав ­ ш ись по -ф ло тски л а ко н и ч н о : «М оря к» . «П иш ущ и й эти с тр о ­ к и , — читаем мы в газете , — плавал пом ощ ни ком П. П. Ш м ид та , ко гд а он командовал «Дианой» . Не говоря о том , что мы все, е го со с л уж и в цы , гл у ­ б о ко у важ ал и и любили это го человека , мы смотрели на него , к а к на учи теля м ор с ко го дела. П ро свещ еннейш ий человек, Петр Петрович был просвещ ен ­ н ейш им ка п и та ном . Он поль зо ­ вался всеми но вейш им и п рие ­ мами в н а в и га ц и и и а с тро но ­ мии , и плавать под его ко м а н ­ дованием — э то была не зам е ­ нимая ш кола , тем более что Петр Петрович всегда , не ж а ­ лея времени и сил , учил всех к а к то варищ и д р у г» . ...Осенью 1903 года на Бал­ тике не проходило, пожалуй, и недели, чтобы ветры север­ ных румбов не приносили с собой штормовую непогоду. «Ввиду полученного из глав­ ной петербургской обсервато­ рии известия о приближении * Л ей тенан т П. П. Ш м ид т (во спом ина ния сестры ). Л., 1925, с. 159. ** Л ей тенан т П. П. Ш м ид т (во спом ина ния сестры ). Л., 1925, с. 173. к а к погода изменилась , нашел т ум ан . П ом ощ ни к, с то я вш и й на вахте , по непро сти тельной не ­ б реж но с ти не сообщил об этом к а п и т а н у и не разбудил его, и «Диана» налетела на подводную г р я д у к а м н е й , мак п о т о м в ы я с ­ нил о с ь , — у о с т р о в а М е н . С траш ны й удар о ка м н и , тр е с к все го ко р п у с а парохода за с та ­ вил вы беж а ть на палубу весь э к и п а ж . Темнота ночи , ш торм , ж е с т о к и е удары о кам н и , не­ и зве с тно с ть — все это вы зва ­ ло п а н и к у , команда шумела, начался беспорядок...» И вот в этот критический момент сквозь свист и грохот стихии до слуха моряков от­ четливо донесся необыкновен­ но твердый голос: — Всем оставаться на сво­ их местах, соблюдать спокой ­ ствие! Не прошло и двух минут, как в экипаже воцарилось спо­ койствие. Все вдруг почувст­ вовали, что на судне есть все­ знающий человек — капитан. И надо с ка за ть , что эта с по ­ ко й н а я уве ре ннос ть Ш мидта , т а к м а ги ч е с ки подействовав ­ шая на всех о с тал ьны х в к р и ­ т и ч е с к ую м и н у т у , не и зм е н и ­ ла ему и во все последующие тр уднейш ие дни . свя занны е с аварией «Дианы» . Это-то, по ­ ж а л у й , и спасло и людей , и судно . Заметили их л иш ь через не ­ скольно с у то к , ко гда шторм у т и х . «На тр е ти й день , — в спом и ­ нал «М оряк» , — пароход был в- полож е ни и опасном , и Петр Петрович пр и ка зал команде и п ом ощ ни кам садиться на ш лю п ­ к и и вы брасы ва ться на берег о. Мен. Он сам с п о ко й н о рас ­ поряж ал ся каж д ой ш лю п ко й , заботливо о тносясь не то л ь ко к людям , но и ка ж д ом у м ат­ р о с с ком у у з е л к у вещей. Он пе ­ редал нам свое с п о кой с тви е , и мы все бла гопол учно выбра ­ ли сь на берег». Когда же к Шмидту обрати­ лись с просьбой тоже сесть в шлюпку, то последовал катего­ рический отказ. 16 суток пробыл Шмидт на гибнущем пароходе, пока 14 декабря «Диану» не сняли окончательно с каменной бан­ ки. — Я капитан, — заявил Шмидт комиссии, скрупулезно разбиравшейся в обстоятельст­ вах этого кораблекрушения, — значит, я во всем один и ви- нозат... — «Не виновен!» — реши­ ли члены комиссии и предло­ жили назначить Шмидта на­ чальником мореходного учи­ В том я гл уб о ко не со ч ув ­ ствовал , но просился на те ­ а тр военны х действий , т а к к а к видел в войне беду, ко тор а я совесть побуждала работать с товарищ ам и . Пребы ­ вание в Л и б ав е (Ли епае ) в п р о ­ д о л ж е н и е в о с ь м и м е с я ц е в , во время при го то вления эскадры Р ож е с тв е н с ко го , я р к о вы све ти ­ ло те с траш ны е я звы б ю р о к р а ­ т и ч е с к о го строя , ко торы е я не мог видеть, сл уж а в Комм ер ­ ческом флоте...»** Итак, Либава, 1904 год. На­ чало июля... В одной из гава­ ней старого порта — уголь­ ный транспорт «Иртыш», кото­ рому вместе с эскадрой ад­ мирала 3. П. Рожестзенского предстояло идти на Дальний Восток. На него и был назна­ чен старшим офицером П. П. Шмидт. Здесь, в Либаве — колыбе­ ли русского подводного фло­ та, в числе первых морских офицеров оценив перспекти­ вы и большое будущее под­ водных лодок, Шмидт все де­ лает, чтобы его допустили на одну из них: для участия в прорыве блокады Порт-Арту­ ра и оказания помощи его оса­ жденным. Но все э ти и д р у ги е п о п ы т ­ к и — тщ е тны . Царская военная адм ини с трация остается гл у хо й не т о л ь ко к подобным па три о ­ ти ч е с ким поры вам . Х уж е то го : с пр е с т у п н о й пренебреж и тел ь ­ но с тью она не р е а ги р уе т даже и на т а к у ю , ка зал о сь бы , весь­ ма в а ж н ую необходимость . К о г ­ да ком а н д ующ и й 2-й Т и х о о ке ­ а н с к о й эс кадрой перед своим уходом с Б ал ти ки настоя тель ­ но просил на о с тающ ий ся здесь тр а н с п о р т «И р тыш » к р о ­ ме у гля , обм ундирования и д р у ­ го го военно го сн а р яж е н и я , по ­ гр у з и т ь еще и дополнительное количес тво а р ти л л е р и й с ки х снарядов , недо ста то к в ко т о р ы х на у хо д ящ и х нораблях ош ущ ал - ся особо, — и эта просьба ос ­ талась без вним ания . «Иртыш» же еще долго сто­ ял в Либаве с высоко обна­ женной над водой белой ва­ терлинией. Затем его, нако­ нец, поставили под по грузку— и то лишь одного угля. Одна­ ко время было упущено. Командир транспорта, пытаясь обмануть Рожественского, при­ казал Шмидту вместо угля за­ качать в балластные цистер­ ны забортную воду и тем са- . * Г. Самолис. Л ей тенан т Ш м ид т . М., 1982, с. 143. ** ЦГАВМФ . Ф . 417, оп. 1, д. 3 6 1 5 -3 6 1 6 , л. 16. мым изменить осадку судна. С тем, чтобы поскорее доло­ жить и поспеть в Ревель на императорский смотр. Шмидт отказался выполнять этот преступный приказ. Его арестовали. Но своего он все- таки добился. Транспорт за­ держался, а его вместитель­ ные трюмы оказались полнос­ тью загруженными необходи­ мым для эскадры углем. «С гл убоним горем в и ж у , — писал то гда ж е своим бли зким из Либавы П. П. Ш м ид т , — что если не последует в б л и ж а й ­ шем будущем ко р е н н о го пере , у с трой с тва всего наш е го го с у ­ д арственно го строя , то нас ж де т полны й по гром . Трудное время переживаем мы , т я ж к о пр и ходи тся расплачиваться р у с ­ с ко м у народу, расплачиваться за то, что его целое столетие и с к у с с т в е н н о удерж ивали в темноте и невежестве . Я ч у в с т ­ в ую бли зость гро зы , ч у в с тв ую давящее все общество удуш ье и д ум аю , что мы б л и з к и о т ве­ л и к и х и с то р и ч е с ки х собы ­ тий ...* ПРОРОЧЕСКИМИ оказались * * эти слова Шмидта. Таки­ ми событиями и такой грозой в будущем явилась, конечно же, первая русская революция — как следствие гнилости са­ модержавного строя. Списан­ н ы й ж е по б о л е з н и с « И р т ы ­ ша» в Порт-Саиде лейтенант Шмидт, случайно избежавший позора Цусимы, оказался пер­ воначально в Севастополе, а затем и в самом центре б ур ­ ных, потрясающих событий. Именно там, в главной базе Черноморского , флота, капитан 2 ранга в отста'вке (она после­ довала 7 ноября) П. П. Шмидт поднимет 14 ноября 1905 го ­ да на «Очакове» облетевший всю страну исторический сиг­ нал; «Командую флотом. Шмидт». Но силы были явно нерав­ ными, и восстание оказалось подавленным. Сотни моряков с революционной эскадры, на­ считывавшей в своем составе более десятка кораблей под красным флагом, были бро ­ шены в тюрьмы, отправлены на каторгу. Петра Петровича Шмидта заключили в Очаков­ скую крепость. Потом начался судебный процесс. На суде руководитель восстания бро ­ сил в лицо царским судьям: «Я знаю, что столб, у которо ­ го встану я принять смерть, будет водружен на грани двух разных исторических эпох на­ шей родины... Не горсть мат­ росов, нарушивших дисципли­ ну, чтобы остаться верной при­ сяге, и не гражданин Шмидт перед вами. Перед вами здесь, на скамье подсудимых, вся 100-миллионная Россия. Ей вы выносите свой приговор, она ждет вашего решения».** Ранним весенним утром 80 лет назад 6(19) марта 1906 го ­ да на острове Березань вин­ товочные залпы оборвали жизнь Шмидта и троих его то­ варищей. Руководил расстре­ лом Михаил Ставраки, одно ­ кашник Шмидта по морскому кадетскому корпусу... А. БЕРЕЖНОЙ, действительный член Геог­ рафического общества Латвийской ССР. * ЦГАОР. Ф . 1166, оп . 2. д. 11, л. 03. ** «Ком сом ольская правда», 16 февраля 1965 г. ЫБНЫИМУРМАН 22 января 1988 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz