Рыбный Мурман. 1988 г. Январь.
\ . »■» П ЕРВАЯ УЛИЦА НАШЕГО ГОРОДА (НЕ СЧИТАЯ 1РИПОРТОВСКОЙ ТРАЛО- ЮЙ), НА КОТОРУЮ ВЫХОДЯТ 40РЯКИ ФЛОТОВ «СЕЗРЫБУ», НОСИТ ИМЯ ШМИДТА . БЫЛИ ГЛУЧАИ: ПУТАЛИ ДВУХ ЗНА МЕНИТЫХ ОДНОФАМИЛЬЦЕВ, НАЗЫВАЯ ЭТУ МАГИСТРАЛЬ, СЕЙЧАС ДОВОЛЬНО ОЖИВ ЛЕННУЮ, УЛИЦЕЙ ОТТО ЮЛЬ ЕВИЧА ШМИДТА. ВСЕ МЫ С ДЕТСТВА ЗНАЕМ О РЕВОЛЮЦИОННОМ ПОД ВИГЕ П. Л. ШМИДТА . СЕГО ДНЯ ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ ПУБЛИКУЕМ МАТЕРИАЛ О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ ЭТОГО МОРЯКА, ИМЯ КОТОРОГО и УВЕКОВЕЧЕНО В НАЗВАНИИ УЛИЦЫ, СОСЕДСТВУЮЩЕЙ С РЫБНЫМ ПОРТОМ. Имена i мз&аниях улиц . V::■) С ЕГОДНЯ, оглядываясь в прошлое, мы вспоми наем героические имена не только тех, кто в дни Октяб ря бесстрашно штурмовал Зимний. Помним мы и тех, кто на протяжении многих предшествующих десятилетий самоотверженно боролся с ца ризмом , стоял у истоков ос вободительного движения. В ряду славной когорты му жественных борцов за правое стоит и имя П. П. Шмидта — одной из ярких фигур первой русской рево люции. Петр Петрович Шмидт изве стен в первую очередь как военный моряк. А между тем лейтенант Шмидт, как его ча ще называют, немало отдал службе в торговом флоте. Он много плавал в морях Тихого океана и у Черноморского по бережья, не понаслышке был знаком со штормовой Балти кой, не раз бывал в Ревеле (Таллине), Риге, Либаве (Лие пае)... Был моряк связан с на шей Прибалтикой еще и глу бинными родовыми корнями... Петр Петрович Ш м ид т — вы ходец из морской потомствен ной семьи (его предки были связаны с флотом еще со вре мен Петра I. а отец моряка — герой обороны Севастополя, до. служился до чина контр-адми рала и умер градоначальником города Бердянска в 1888 году), родился 5 февраля 1897 го да в Одессе. Его мать — Ека терина Яковлевна Шмидт (уро жденная фон Вагнер), происхо- д н и ш а я п з im n n c ii С к в и р с н и к — iiyrb ли не г е д с м и н о в а .о г о ро, йр-— обедневшей ветви древ нейших польских королевичей и великих литовских князей, навсегда увековечила свое имя сестры милосердия в числе ге роических защитников Сева стополя: в последний путь ее сопровождали эскорт военных моряков и троекратный ружей ный салют. Женщина с пере довыми демократичными взгля дами. всю свою недолгую жизнь тянувшаяся к революци онно-просветительской деятель ности. она. несомненно, оказа ла благотворное влияние на своего сына. С детских лет Петр Петрович Шмидт рос в атмосфере высоких помыслов и идеалов. В сентябре 1886 года о кон чившему М орской кадетский корпус Петру Шмидту был присвоен первый офицерский чин — мичман. А уже через два с небольшим года мичман 8-го ранга Балтийского флот с ко го экипажа П. Шмидт, свя завший свою судьбу с военно революционной организацией еще в дни учебы в Петербур ге, неожиданно для всех ухо дит в отставку. Женится Имен- н<|^таким образом молодой офицер пытается протестовать против существующих зако нов, запрещавших питомцам военно -морского училища об заводиться семьями не ранее трех лет после выпуска. В 1892 году Шмидт по хода тайству своего дяди, вице-ад мирала, снова возвращается на флот. В течение двух лет он плавает на военных судах в Балтийском море, а в мар те 1894 года его переводят в Тихоокеанскую эскадру. Однако сл уж ба в дальневос то ч н ы х м орях для Ш мидта , с т о л кн у вш е го с я и здесь все с тем и ж е ом ер зи тельны м и к р е п о с тн и ч е с ки м и по р яд кам и , о к а залась непр од олж и тельной . Из- за н е сл ож и вш и х с я о тнош ени й с младшим фла гманом э с кадры кон тр -адм ирал ом Г. П. Ч у х н и - ным (с тем самым , ко т о ры й у т вердит в будущ ем см ер тны й п р и го в о р П. П. Ш м и д т у и его со ра тнинам по во сс танию — Н. А . А н то н е н ко , А . Глад кову и С. Ч а с т н и к у в марте 1906 го да), он вскоре вновь вы н уж д е н б уде т у й ти в о т с т а в к у . Т а к бы в ш и й м ор с ко й офицер Петр Пет рович Ш м ид т о ка зы вае тся на ' д а х Д обровольно го флота и р у с с к о г о общества паро ходс т ва и тор го вли (РОПиТ), где с сентября 1898 года началась е го новая м ор с ка я сл уж ба . Сначала Ш м ид т х о д и т вто рым пом ощ ни ком на неболь ш ом пароходе «Кострома» , со верш ая рейсы м еж д у Петер б ур гом и Владивосто ком , затем плавает с та рш им пом ощ ни ком н а пи та н а на д р у г и х о к е а н с к и х с удах по м а рш р у т у Одесса — Приморье . Н а конец , получае т на зна че ние на гр у зо в о й паро ход «Диана» водоизмещением в 8 ты с я ч то н н , о б с л уж и в аю щ и й транспортирую л и н ию Р и га — Одесса. С пущ енная в К и ле в 1898 год у , «Диана» при 1800 л. с. могла ра звива ть ход до 8,5 узла . Это было лучш ее по тем временам судно РОПиТа. Именно его ка п и та н ом и стал Петр Петрович Ш м ид т , т о л ь ко что ве р н у вш и й с я из полярно го плавания , к у д а е го одним из п е р вы х при гла сил адмирал С. О. М а каров , зад ум а вш и й на по строенном им ледоколе «Ер мак» прой ти к «Северному по лю с у — напролом» . Х ар а ктер но , что взаимная сим па тия и д р уж б а э ти х д в у х , ка зало сь бы , р а з ны х людей соединяла и х мно гие годы : впло ть до самой т р а ги ч е с к о й гибели адмирала С. О. М а карова на броненосце «П е тропавловск» . Тогда ж е , 31 марта 1904 года, вместе с п р о славленным флотоводцем в шторма с севера, начальник Рижского порта приказал ме теорологический сигнальный знак опустить конусом вниз» — в очередной раз предупре ждал мореплавателей об ожи давшейся буре «Рижский вест ник» 19 ноября 1903 года. Но «Дианы» к тому времени уже в порту не было, привычным курсом пароход следовал из Риги в Одессу... Более д в у х сутои не у ти хал к р е п ч а йш и й ш торм . И все это тр удное время ка п и та н «Диа ны» не по кидал м о с ти ка . Л иш ь ко гд а погода немно го у л у чш и лась, Ш м ид т с п у с тил ся к себе в к а ю т у . И т у т ж е свалился м ер твец ким сном . «Не прош ло и д в у х часов, — свиде тельствуе т «М о р я к» ,— лища, дабы он мог учить мо лодых моряков «верности де лу морскому , мужеству и стойкости». Шмидту предложи ли должность начальника Риж ско го мореходного училища. «На днях состоялось мое наз начение, — телеграфировал он домой 28 января из Крон штадта. — Приеду отдохнуть хотя бы на сутки».* Но Шмидт не приехал. С опозданием на два дня в Кронштадт пришло сообще ние: началась русско-японская война. «Я был при зван в дей стви те льную с л уж б у с началом войны , — узнаем мы о даль нейшей судьбе П. Л. Шмидта из а р х и в ны х д о кум е н то в . — Лейтенант из легенды м о р с к ую п у ч и н у навсегда ушел и брат П. П. Ш мидта — Влади м ир Ш м ид т. Чудом удалось спа с ти сь лиш ь более младше м у из братьев Ш м ид тов — Л. П. Ш м и д т у — бы вш ем у флаг- а д ъ ю т д н т о м у а дм и р ал а С . О. М а к а р о в а . . . Что же касается самого П. П. Шмидта, то, плавая в торговом флоте, он и здесь, как когда-то в военном, отда вал всего себя без остатка по- любизшемуся делу. «Да будет вам и зве стно , — писал 2 ноября 1905 года Ш м ид т в одном из свои х п и сем Зинаиде Р и збер г, хорош о зн а ком о й чи тателю по ф ильм у «П очтовы й роман» , — что я п о л ь зую сь репутацией л у чш е го к а п и т а н а и о пы тн о го м оря ка» *. А ч у ть позднее снова : «Если бы ты нем но го побыла в Одессе, ко тор а я наполнена мо р я кам и , ко то ры е сл уж и л и со мной и зависели о т меня , то , я зн аю , они бы тебе хорош о о тозвали сь обо мне» .** И это не было самолюбованием или саморекламой человека , к о т о ро го ц а р с к и й суд б у кв а л ь н о через н е с кол ьно месяцев п р и го в о р и т к виселице . Д ей с тви тельно , все, к т о плавал в те годы со Ш мид том , не с к у п и ли сь на добрые слова в его ад рес. В че р ном о р с ко й газете «Одесские новости» в номере от 20 ноября 1905 года были помещ ены во спом инания одно= го и з соплавателей Ш мидта , но торы й , н сож ал е нию , т а к и остался неи зве с тным , подпи сав ш ись по -ф ло тски л а ко н и ч н о : «М оря к» . «П иш ущ и й эти с тр о к и , — читаем мы в газете , — плавал пом ощ ни ком П. П. Ш м ид та , ко гд а он командовал «Дианой» . Не говоря о том , что мы все, е го со с л уж и в цы , гл у б о ко у важ ал и и любили это го человека , мы смотрели на него , к а к на учи теля м ор с ко го дела. П ро свещ еннейш ий человек, Петр Петрович был просвещ ен н ейш им ка п и та ном . Он поль зо вался всеми но вейш им и п рие мами в н а в и га ц и и и а с тро но мии , и плавать под его ко м а н дованием — э то была не зам е нимая ш кола , тем более что Петр Петрович всегда , не ж а лея времени и сил , учил всех к а к то варищ и д р у г» . ...Осенью 1903 года на Бал тике не проходило, пожалуй, и недели, чтобы ветры север ных румбов не приносили с собой штормовую непогоду. «Ввиду полученного из глав ной петербургской обсервато рии известия о приближении * Л ей тенан т П. П. Ш м ид т (во спом ина ния сестры ). Л., 1925, с. 159. ** Л ей тенан т П. П. Ш м ид т (во спом ина ния сестры ). Л., 1925, с. 173. к а к погода изменилась , нашел т ум ан . П ом ощ ни к, с то я вш и й на вахте , по непро сти тельной не б реж но с ти не сообщил об этом к а п и т а н у и не разбудил его, и «Диана» налетела на подводную г р я д у к а м н е й , мак п о т о м в ы я с нил о с ь , — у о с т р о в а М е н . С траш ны й удар о ка м н и , тр е с к все го ко р п у с а парохода за с та вил вы беж а ть на палубу весь э к и п а ж . Темнота ночи , ш торм , ж е с т о к и е удары о кам н и , не и зве с тно с ть — все это вы зва ло п а н и к у , команда шумела, начался беспорядок...» И вот в этот критический момент сквозь свист и грохот стихии до слуха моряков от четливо донесся необыкновен но твердый голос: — Всем оставаться на сво их местах, соблюдать спокой ствие! Не прошло и двух минут, как в экипаже воцарилось спо койствие. Все вдруг почувст вовали, что на судне есть все знающий человек — капитан. И надо с ка за ть , что эта с по ко й н а я уве ре ннос ть Ш мидта , т а к м а ги ч е с ки подействовав шая на всех о с тал ьны х в к р и т и ч е с к ую м и н у т у , не и зм е н и ла ему и во все последующие тр уднейш ие дни . свя занны е с аварией «Дианы» . Это-то, по ж а л у й , и спасло и людей , и судно . Заметили их л иш ь через не скольно с у то к , ко гда шторм у т и х . «На тр е ти й день , — в спом и нал «М оряк» , — пароход был в- полож е ни и опасном , и Петр Петрович пр и ка зал команде и п ом ощ ни кам садиться на ш лю п к и и вы брасы ва ться на берег о. Мен. Он сам с п о ко й н о рас поряж ал ся каж д ой ш лю п ко й , заботливо о тносясь не то л ь ко к людям , но и ка ж д ом у м ат р о с с ком у у з е л к у вещей. Он пе редал нам свое с п о кой с тви е , и мы все бла гопол учно выбра ли сь на берег». Когда же к Шмидту обрати лись с просьбой тоже сесть в шлюпку, то последовал катего рический отказ. 16 суток пробыл Шмидт на гибнущем пароходе, пока 14 декабря «Диану» не сняли окончательно с каменной бан ки. — Я капитан, — заявил Шмидт комиссии, скрупулезно разбиравшейся в обстоятельст вах этого кораблекрушения, — значит, я во всем один и ви- нозат... — «Не виновен!» — реши ли члены комиссии и предло жили назначить Шмидта на чальником мореходного учи В том я гл уб о ко не со ч ув ствовал , но просился на те а тр военны х действий , т а к к а к видел в войне беду, ко тор а я совесть побуждала работать с товарищ ам и . Пребы вание в Л и б ав е (Ли епае ) в п р о д о л ж е н и е в о с ь м и м е с я ц е в , во время при го то вления эскадры Р ож е с тв е н с ко го , я р к о вы све ти ло те с траш ны е я звы б ю р о к р а т и ч е с к о го строя , ко торы е я не мог видеть, сл уж а в Комм ер ческом флоте...»** Итак, Либава, 1904 год. На чало июля... В одной из гава ней старого порта — уголь ный транспорт «Иртыш», кото рому вместе с эскадрой ад мирала 3. П. Рожестзенского предстояло идти на Дальний Восток. На него и был назна чен старшим офицером П. П. Шмидт. Здесь, в Либаве — колыбе ли русского подводного фло та, в числе первых морских офицеров оценив перспекти вы и большое будущее под водных лодок, Шмидт все де лает, чтобы его допустили на одну из них: для участия в прорыве блокады Порт-Арту ра и оказания помощи его оса жденным. Но все э ти и д р у ги е п о п ы т к и — тщ е тны . Царская военная адм ини с трация остается гл у хо й не т о л ь ко к подобным па три о ти ч е с ким поры вам . Х уж е то го : с пр е с т у п н о й пренебреж и тел ь но с тью она не р е а ги р уе т даже и на т а к у ю , ка зал о сь бы , весь ма в а ж н ую необходимость . К о г да ком а н д ующ и й 2-й Т и х о о ке а н с к о й эс кадрой перед своим уходом с Б ал ти ки настоя тель но просил на о с тающ ий ся здесь тр а н с п о р т «И р тыш » к р о ме у гля , обм ундирования и д р у го го военно го сн а р яж е н и я , по гр у з и т ь еще и дополнительное количес тво а р ти л л е р и й с ки х снарядов , недо ста то к в ко т о р ы х на у хо д ящ и х нораблях ош ущ ал - ся особо, — и эта просьба ос талась без вним ания . «Иртыш» же еще долго сто ял в Либаве с высоко обна женной над водой белой ва терлинией. Затем его, нако нец, поставили под по грузку— и то лишь одного угля. Одна ко время было упущено. Командир транспорта, пытаясь обмануть Рожественского, при казал Шмидту вместо угля за качать в балластные цистер ны забортную воду и тем са- . * Г. Самолис. Л ей тенан т Ш м ид т . М., 1982, с. 143. ** ЦГАВМФ . Ф . 417, оп. 1, д. 3 6 1 5 -3 6 1 6 , л. 16. мым изменить осадку судна. С тем, чтобы поскорее доло жить и поспеть в Ревель на императорский смотр. Шмидт отказался выполнять этот преступный приказ. Его арестовали. Но своего он все- таки добился. Транспорт за держался, а его вместитель ные трюмы оказались полнос тью загруженными необходи мым для эскадры углем. «С гл убоним горем в и ж у , — писал то гда ж е своим бли зким из Либавы П. П. Ш м ид т , — что если не последует в б л и ж а й шем будущем ко р е н н о го пере , у с трой с тва всего наш е го го с у д арственно го строя , то нас ж де т полны й по гром . Трудное время переживаем мы , т я ж к о пр и ходи тся расплачиваться р у с с ко м у народу, расплачиваться за то, что его целое столетие и с к у с с т в е н н о удерж ивали в темноте и невежестве . Я ч у в с т в ую бли зость гро зы , ч у в с тв ую давящее все общество удуш ье и д ум аю , что мы б л и з к и о т ве л и к и х и с то р и ч е с ки х собы тий ...* ПРОРОЧЕСКИМИ оказались * * эти слова Шмидта. Таки ми событиями и такой грозой в будущем явилась, конечно же, первая русская революция — как следствие гнилости са модержавного строя. Списан н ы й ж е по б о л е з н и с « И р т ы ша» в Порт-Саиде лейтенант Шмидт, случайно избежавший позора Цусимы, оказался пер воначально в Севастополе, а затем и в самом центре б ур ных, потрясающих событий. Именно там, в главной базе Черноморского , флота, капитан 2 ранга в отста'вке (она после довала 7 ноября) П. П. Шмидт поднимет 14 ноября 1905 го да на «Очакове» облетевший всю страну исторический сиг нал; «Командую флотом. Шмидт». Но силы были явно нерав ными, и восстание оказалось подавленным. Сотни моряков с революционной эскадры, на считывавшей в своем составе более десятка кораблей под красным флагом, были бро шены в тюрьмы, отправлены на каторгу. Петра Петровича Шмидта заключили в Очаков скую крепость. Потом начался судебный процесс. На суде руководитель восстания бро сил в лицо царским судьям: «Я знаю, что столб, у которо го встану я принять смерть, будет водружен на грани двух разных исторических эпох на шей родины... Не горсть мат росов, нарушивших дисципли ну, чтобы остаться верной при сяге, и не гражданин Шмидт перед вами. Перед вами здесь, на скамье подсудимых, вся 100-миллионная Россия. Ей вы выносите свой приговор, она ждет вашего решения».** Ранним весенним утром 80 лет назад 6(19) марта 1906 го да на острове Березань вин товочные залпы оборвали жизнь Шмидта и троих его то варищей. Руководил расстре лом Михаил Ставраки, одно кашник Шмидта по морскому кадетскому корпусу... А. БЕРЕЖНОЙ, действительный член Геог рафического общества Латвийской ССР. * ЦГАОР. Ф . 1166, оп . 2. д. 11, л. 03. ** «Ком сом ольская правда», 16 февраля 1965 г. ЫБНЫИМУРМАН 22 января 1988 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz