Рыбный Мурман. 1988 г. Январь.

Решения XXV II съезда К П С С -6 жизнь! 5 Оставить Л ЗНАКОМИВШИСЬ с v опубликованными в пе­ чати материалами по пере­ стройке рыбной отрасли Се­ вера, считаю необходимым на этот счет высказать неко­ торые соображения. Исходя из своего длитель­ ного опыта работы в рыбной отрасли, считаю, что «Сев­ рыбхолодфлот» должен вхо­ дить в фирму как самостоя­ тельное предприятие, а не находиться, как это преду­ смотрено новой структурой, в подчинении гигантского промыслового флота, управ­ лению которого только-толь­ ко впору разобраться с про­ мысловыми судами. Ведь .. для эффективной работы по- добного флота необходимо обязательно дойти до каждо­ го капитана-директора, стар­ шего механика, технолога, а это колоссальный и трудно­ выполнимый объем работы. А без него вряд ли можно будет добиться хорошего ре­ зультата. * Чтобы обосновать это по­ ложение, следует вспомнить историю развития рыбной промышленности Севера. По­ сле удачного эксперименталь­ ного рейса в Северо-Запад-, ную Атлантику дизель-элект­ рохода, рефрижератора «Ир­ кутск» в 1956 году, когда выявилась возможность рез­ ко повысить эффективность работы БМРТ за счет пе­ регрузки мороженой рыбы в открытом море на транспорт­ ные рефрижераторы, с попут­ ным снабжением их для воз­ можности продолжения рей­ са, был решен вопрос о мас­ совом строительстве тран­ спортных рефрижераторов. Для того чтобы освобо- фдить промысловиков от забот и хлопот по несвойственным им транспортным функциям и сосредоточить все свое вни­ мание на главном — добыче рыбы, было принято решение создать на Севере и других бассейнах страны приемо­ транспортные рефрижератор­ ные флоты. Это соответство­ вало экономической политике, специализации производства, флот Фирма «Север». Какой ей быть? самостоятельным то есть обеспечивало сосре­ доточение всех рефрижера­ торных и производственных судов в одних руках, что должно было определить бо­ лее эффективное использова­ ние технических средств. Но при обязательном условии надежности поставок по коо­ перации со своими смежни­ ками. К сожалению, по це­ лому ряду причин чисто ор­ ганизационного характера довольно' часто производст­ венные суда находились на • «голодном пайке», не полу­ чая достаточного количества положенного сырья. Следует отметить, что не­ которые работники Мурман­ ского тралового флота, и особенно технологической службы, очень агрессивно выступали против «Севрыб- холодфлота» (в. создании ко­ торого я принимал непосред 1 ственное участие). Вначале мы не могли понять, чем лее это вызвано? В первый же год работы все прояснилось — при подобной схеме обна­ жались скрытые недостатки производственной работы, не заметные в общем котле. Как оказалось, на некоторых БМРТ в погоне за валовыми показателями рыбу только «пропускали» через моро­ зильные аппараты, направляя ее прямым ходом в трюм для доморозки. При сдаче рыбы в море на рефрижератор этот и другие недоработки становились явными: сраба­ тывал фактор, несколько схо­ жий с госприемкой. Команды рефрижераторов, строго руководствуясь техно­ логической инструкцией, ры­ бу с пониженной температу­ рой отказывались принимать, и начиналась радиоперепал­ ка в эфире между берегом и морем. Заканчивалась она тем, что зам. начальника главка «Севрыба» по обра­ ботке рыбы в конце концов давал рефрижератору указа­ ние принять недоморожен- ную рыбу, а тралфлоту — строго наказать виновников допущенного брака. Но тогда «Севрыбхолодфлот» подчи­ нялся главку «Севрыба» и мог устоять под нажимом промысловиков. А как же это будет выглядеть теперь — при новой структуре под­ чинения? • Соединение рыбопромысло­ вых, да и других предприя­ тий — рентабельных с убы­ точными, — имеет свои нега­ тивные стороны и чисто пси­ хологического • характера. Ведь сейчас все обязательно будут изучать экономику, и работники подразделений в конце концов поймут, что они трудятся с большой отдачей не только для получения вы­ сокого конечного результата, но и для покрытия убытков своего ...нерентабельного со­ седа. А это снизит их стимул для.высокоэффективной ра­ боты. Кроме того, у коллек­ тива отстающего предприя­ тия ’ это может породить не­ здоровые иждивенческие на­ строения. По-видимому, уже хватит товарищам из Мурманского тралового флота считать се­ бя «бедной Золушкой», кото рую все обижают. Ведь вез­ де только и можно слышать их сетования на высокие транспортные тарифы «Сев- рыбхолодфлота» и низкие внутренние расчетные цены. Но ведь при тех же тарифах и расчетных ценах в 1986 году тралфлот дал 30 мил­ лионов прибыли! (Статья на­ чальника •отдела добычи тралфлота С. Серова «Поче­ му у промысловиков «чемо­ данное настроение» в «По­ лярной правде» за 03.01. 88 г.). Кстати, о тарифах: чтобы знали, тарифы «Севрыбхо- лодфлота» за транспортиров­ ку грузов ниже средних по рыбной отрасли. Причем транспортные рефрижерато­ ры типа «Сибирь» (суда по­ завчерашнего дня), которых на флоте большинство, убы­ точны. И покрывают, и даюг небольшой «приварок» толь­ ко крупнотоннажные рефри­ жераторы типа «Прибой» и «Поляр-Кристалл». Танкеры работают примерно «по ну­ лям». Так кто же и кого оби­ рает? Причину своих неудач Мурманскому траловому фло­ ту следует искать у себя, а не где-то на стороне. На Дальнем Востоке и в Западном бассейне на первом, этапе перестройки вроде решили производственные су­ да передать добывающим флотам для комплексной их работы с промысловыми су­ дами на один наряд. А по­ чему бы и северянам на на­ чальном периоде не исполь­ зовать подобную схему? Г. БОРОДУЛИН, ветеран рыбной промыш ­ ленности Северного бассей­ на. РЕДАКЦИЯ ПЛАНИРУЕТ ПРОДОЛЖИТЬ ПУБЛИКАЦИЮ МАТЕ­ РИАЛОВ ПОД РУБРИ КАМ И «ФИРМ А «СЕВЕР»». КАКОЙ Ей БЫТЬ?», «ОБСУЖДАЕМ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ». ЧИ­ ТАТЕЛЬСКАЯ ПОЧТА ПЕРВЫХ НЕДЕЛЬ НАСТУПИВШЕГО ГОДА ПО­ КА ЗЫ ВАЕТ , ЧТО ЭТИ ВОПРОСЫ ВОЛНУЮТ ПРАКТИЧЕСКИ К АЖ ­ ДОГО РАБОТНИКА РЫБНОЙ ОТРАСЛИ НАШЕГО РЕГИОНА. Д УМ А ­ ЕТСЯ, ЧТО КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ А КТУАЛ ЬНЫ Х ТЕМ ПОМОЖЕТ ВЫБОРУ ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА НОВОЙ ОРГАНИ ­ ЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ . ЖДЕМ НОВЫХ ПИСЕМ С КОНКРЕТНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ И АНАЛИЗОМ РАБОТЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ «СЕВРЫБЫ». мореплавания БУМАЖНОМ МОРЕ повышения квалификации, английского языка) насаждал­ ся бюрократизм , показушная шумиха, дублирование контро­ ля за деятельностью судоводи­ телей. D СВЯЗИ С ЭТИМ хочется * * остановиться на пробле­ мах работы флагманских спе­ циалистов. Понятно, что уже само слово «флагманский» го ­ ворит о том, что он — спе­ циалист высокого класса. Но с 1980 года в «Севрыбе» было решено привлечь их к инспек­ тированию судов в плане без­ опасности мореплавания. Сом­ неваюсь, что безопасность от этого повысилась, а что каса­ ется оказания непосредствен­ ной помощи экипажам в море, то здесь наверняка — прои г­ рыш: им некогда было и за­ ниматься этим делом, посколь­ ку ежедекадно требовалось проводить инспектирование да- же в тех случаях, когда спе­ циалист не имел возможности менять суда. Ясно, что проверять проще, чем работать самому. В ми­ нувшем году в ВРПО издан приказ, упразднивший «Вре­ менное руководство флагман­ ским специалистам по провер­ ке на судах обеспечения без­ опасности мореплавания». Вве­ ден «Перечень вопросов для инспектирующих лиц по про­ ведению проверок на судах». Упорядочили, стало быть, рас­ писали вопросы в зависимо­ сти от специальности прове­ ряющих. Но запущенная семь лет назад машина проверок продолжает крутиться. Пример. Вторая декада но­ ября 1987 года. БМРТ «Котель- нич». Замечания: 1. Журнапы технического состояния меха­ нико-судовой службы и стар­ шего помощника не ведутся с начала рейса. 2. Отсутствует журнал у командира носозой аварийной партии. 3. Отсутст­ вуют записи в судовом и ма­ шинном журналах о проведе­ нии судовых учений. БМРТ «Полесье». Чернозой журнал ведется с нарушением правил. Первая декада декабря 1987 года. ППР «Зеленоборск». 1. Отсутствует ряд отметок исполнения в журнале замеча­ ний инспектирующих лиц. 2. Не ведется техучеба... Этот перечень мож но про ­ должить, хотя и так видно, что перечисленные замечания не настолько серьезны, чтобы вести о них разговор вне суд­ на, да и касаются они в ос­ новном ведения «бумаг». Но машина крутится, и данная ин­ формация поступает в ВРПО, «Сезгосрыбфлотинспек ц и ю», ЦПКТБ, руководству промрайо- на, в службу мореплазания флота. Я уж не говорю , что подчас эта информация высосана из пальца. Зато в отделах на бе­ регу начинается работа по ее «переработке». В море идут радиограммы с требованием устранить замечания s такой- то срок. Капитан пишет отчет об устранении. Ненужная пе­ реписка, засоряющая эфир, уносит на ветер сотни рублей. А ведь есть еще один до ­ кумент: «Методическое р у ко ­ водство по проведению ин­ спекторских проверок судов флота рыбного хозяйства СССР, по которому любого ка­ питана можно призлечь к ад­ министративной ответственно­ сти. Хотя бы по 13-му разделу «Предпосылки к азарии». Вдумайтесь: предпосылкой служит нарушение Кодекса торгового мореплавания СССР — 309 статей, Устава службы на судах рыбной промышлен­ ности СССР — 457 парагра­ фов, международных конвен­ ции и межправительственных соглашений по мореплаванию и рыболовству — подсчету не поддается, бесконечность. И 13 подобных документов плюс 22 самостоятельных пункта. Проверяющий же может трак­ товать каждый в зависимости от собственного настроения. И новая структура ГПО «Севрыба» и объединенного флота ничего кардинально не меняет. Более того, там отку ­ да-то взялся отдел флагман­ ских специалистов. Осталась многоступенчатость, при ко ­ торой никто не берет на себя ответственность за решение массы вопросов, касающихся работы капитанов. Нет, я не хочу сказать, что у морских инспекторов или капитаноз-наставников мало работы. Но что касается не­ обходимости ее, то на 70 про ­ центов они занимаются не­ нужным флоту делом, не ви­ дя подчас за бумагами ниче­ го, кроме бумаг. Забыто, что задачи безопасности морепла­ вания решаются прежде всего не в порту, не в теплых каби­ нетах, а в море, на капитан­ ском мостике. А на берегу — только подготовка к этой ра­ боте и ее анализ. А. ГРИГОРЬЕВ, капитан-директор М ур ­ манского тралоЕого флота. Мнение ВЗЯТКИ МЩИ Сейчас многое меняется. Пе­ ремены видны, как говорится, невооруженным глазом. Боль­ шинство их идет на пользу делу. Но есть и такие, которых лучше бы не было. К примеру, «Севрыбсбыт» передал свои функции по контролю за качеством по груз ­ ки вагонов рыбокомбинату. Этим делом стали заниматься мастера комбината. И стало их значительно больше, чем было в «Севрыбсбыте». По грузку же рыбопродукции стали вести докеры рыбного порта. Как выясняется, при всех этих перестановках не уменьшается количество ре к ­ ламаций (их число перевалило уже за полторы тысячи в год), не обеспечивается и полновес­ ная загрузка вагонов. В недавние времена брига­ да грузчиков числилась за «Севрыбсбытом». Порядка бы­ ло гораздо больше. Я предлагаю передать эту бригаду рыбокомбинату. Воз­ главляет ее опытный бригадир Василий Иванович Смирнов. Все умеют водить электропо­ грузчики, хорошо знают заво­ ды комбината, умеют грамот­ но размещать груз в вагоне. Что греха таить, сейчас этому делу внимания уделяется ма­ ло. Ушел вагон, «увез воздух», ну и ладно. Сойдет. В эту бригаду с ее согласия надо передать столько масте- ров-весовщиков, сколько она сама определит. Они должны быть вписаны в бригадный на­ ряд. Коллективу передать и ф он д зар а бо тн о й п л а т ы . Г \ о скромным подсчетам, количе­ ство мастеров о этом случае сократится вдвое. Качество по грузки улучшит­ ся, а главное, значительно уве­ личится и количество по гру ­ женной продукции . И если по­ ток претензий от потребителей не сойдет на нет, то сократит­ ся наверняка. Исчезнут и трения между предприятиями. Ведь с утра до вечера курсируют телефоно­ граммы между диспетчерами порта, рыбокомбината и «Сев- рыбебыта». Бригада будет заинтересова­ на в конечном результате, она будет ответственна за свое де­ ло. Встает вопрос о нормах и расценках. Здесь решение должно быть однозначным: увеличивать их не нужно. Со­ кращение количества мастеров должно привести к тому, что заработок в бригаде увели­ чится. Так и должно быть: за ударный труд и оплата должна быть соответствующей. Если уж мы начали пере­ страиваться, то и дело надо доводить до логического за­ вершения, чтобы был виден конечный результат. А у нас сейчас такая неразбериха, что и ответственного не найти. Грузят вагоны докеры пор­ та, но с них взятки гладки. Рекламации идут в «Севрыб- сбыт». В такой кутерьме ваго­ ны ходят полупустыми (а ведь есть приказ Министерства пу­ тей сообщения о перегрузе рефрижераторных вагонов на 2—4 тонны, а крытых — от двух до восьми тонн). Зачастую груз теряется в дороге, не доходит до потре­ бителя. Все эти потери — от безответственности. И. АЛЕКСЕЕВ, мастер «Севрыбсбыта». 22 января 1008 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz