Рыбный Мурман. 1988 г. Январь.
4 Решения XXV II съезда КПСС-ё жизнь! 22 января 1808 года Навстречу Всесоюзной партконференции 19 ударных декад Совет директоров и прези диумы Мурманского , Архан гельского и Карельского обко мов профсоюза работников рыбного хозяйства приняли по становление об инициативе трудовых коллективов бассей на по достойной встрече XIX Всесоюзной конференции КПСС. В нем говорится, что лучшие коллективы и передо вики производства, встретив трудовыми подарками 70-ле- тие Великого Октября, приня ли обязательства в честь пар тийной конференции, которая откроется 28 июня нынешнего года в Москве. Т а к , э к и п а ж БАТ «Марш ал Еременко» реш ил к э той дате вы п о л н и ть план 3,5 лет п я т и л е т ки по вы ло в у и в ы п у с к у пищ евой п р о д у к ц и и . Т р у ж е н и к и • к о п т и л ь н о го завода М у р м а н с ко го ры б о ком б и н а та наме тил и вы раб о та ть свер х плана 2,5 лет п я ти л е т ки 535 то н н де ли ка те сно й п р о д у к ц и и , а дни проведения ко нф е ре нц и и о тр а ботать на с э ко н ом л е н ны х мате р и а л ь ны х р е с у р са х . Судоре м о н т н и к и обязались на 10 с у т о к раньш е с р о ка вы п у с т и т ь на промы сел БМРТ «Заволжье» . Напряженные соцобязат ства приняли многие др коллективы. Все это будет собствовать тому, что выг нится обещание коллект бассейна — план трех лет тилетки по выпуску рьгбоп дукции улучшенного ассор мента — к 28 июня, а таь освоить опытно - промышл ный выпуск красной икры. Соревнование под девиз «XIX Всесоюзной конферен!. КПСС — 19 ударных дека, продолжается. в ШТОРМОВОМ ------ Интервью у трапа ------------- ЕГОДНЯ у нас премьера рубрики. Почему мы так ее назвали? Потому, что именно у трапа, на стыке, так сказать, моря и берега лучше всего видны узкие места и нерешенные проблемы взаимодействия промысловиков н работников береговых служб. Трап, конечно, условное место встречи с моряками, ведь многие экипажи летят на промысел и обратно на самолете. Но от этого суть наших бесед, разумеется, не меняется. Открывает рубрику интервью с делегатом XXVII съезда КПСС, капнтаном-директором БАТ «Маршал Еременко» Ни колаем Ивановичем ГУЦКАЛОВЫМ. Оптимальный экипаж Перестройка: слово коммуниста За безопасность 1 /Т О У НАС занимается еоп- * * росами безопасности мо реплавания? Вспомним: Регистр СССР, бассейновая госрыб- флотинспекция, портовый над зор, отдел мореплавания, свя зи и электрорадионавигации ВРПО, ЦПКТБ, служба наблю дения за флотом, служба мо реплавания флота. В течение последнего деся тилетия в поисках снижения аварийности на флоте шло упорное закручивание гаек всеми вышеупомянутыми ор ганизациями. Работа судово дителя сейчас почти наполови ну направлена на облегчение труда инспектирующих, как при обычной проверке, так и в случае ЧП. Спросите любого штурмана: зачем он, приходя на вахту, делает отметки времени на ленте курсографа при измене нии курса? И он вам не сразу ответит. А делается это, дабы подтвердить запись в основ ном документе —■ судовом журнале, — так предписывает наставление. Зачем дублиро вать, если при необходимости картина движения судов вос станавливается по курсографу без судозоцительских отметок. И это один пример из тысячи подобных, совершенно не нужных ни для безопасности мореплавания, ни для ведения промысла и отнюдь не упро щающих работу на мостике. Зато как удобно при любом расследовании — все сразу ясно! Правда, ясно не то, ка кие способности у работника, какие знания у него, а то, как на судне относятся к ведению бумаг. Поговорите откровенно с любым старпомом, и он вам расскажет, что множество ука заний, положений, приказов так связывают ему руки, что у него совершенно нет воз можности проявить в чем-либо инициативу. Хорошо, если это опытный командир, умеющий отличить первичное от бумаж ной шелухи, помочь молодым, направить их на то важное, без чего не обойтись в судо вождении. А если нет? Он ста новится одной из ступеней царствующего на флоте бю ро кратизма. Последнее время много го ворят о падении престижа ка питанской должности. Капи тан ,'м ол , пошел не тот, з ка бинеты отделов флота боч ком входит. А почему? Потому что везде он — проситель или экзаменуемый. Любой управ ленец может спросить с неп за работу судна. А ведь он настолько многогранна, что ке питан подчас и не догады вается, за что в этот ра «бить будут». Не согласен я с таким по ложением и никогда не-^ргла шусь. Капитан — первая фи гура на флоте, и ему решат, на сзоем судне, когда зани маться общесудовыми учения ми, когда судоводителям тре нироваться в работе с секста ном и есть ли в этом необхс димость на промысле. Но н» тут-то было: с берега все рас пишут, укажут, выставят сро ки, обяжут и будут ждать ин формацию с моря, чтобы еде лать отметки о выполнении Да. Безопасность морепла вания руками не потрогаешь тоннами не измеришь, в руб ли не переведешь, но случиа аварийное происшествие — тут тебе и тонны не вылов ленной рыбы, и рубли по терянной выгоды. Широко» поле деятельности на нив* безопасности! И вместе с не обходимым, наболевшим (раз витие на бассейне тренажеров работа УТС, освоение нозо* навигационной техники, курсь — Peiicy предшествовал длительный, около года, ре монт на Мурманской судо верфи. А затем почти пол рейса мы переделывали прак тически все ответственные узлы. Вот характерный при мер: установили нам гидро локатор «Симрад», эффек тивность этого прибора труд но переоценить. А он через пять дней сломался. Причи на — совершенно безграмот ная установка. — А у вас сокращенный штат... — Да, работали без 17 че ловек. — Трудно? — Не очень. Зато приучи лись ценить время, не рас трачивать его бесцельно. Скажем, когда нет рыбы или во время переходов, несколь ко матросов отправлялись в машинное отделение и дела ли все, что говорил главный или второй механик. Ведь у нас не было двух мотори стов. — Значит, необходимо, чтобы моряки владели не- с п е ц и а л ь н о с т я м и ? — Безусловно. В сокра щенном экипаже резко воз растает роль каждого моря ка, нет деления «мое — не мое», только «наше». — Как вы вообще оцени ваете переход на работу со кращенным штатом? — Однозначно ответить невозможно. Если на рыбо- фабрике нет механизации и автоматизации, о каком про грессе может идти речь? Ко нечно, малым числом людей, занятых ручным трудом, объем продукции не увели чишь. Если мы хотим отре монтировать отдельные ме ханизмы, но нечем, так тут хоть 200 человек включай в штат, толку не будет. Если на судне 30 матросов носят ящики на «пупке», то и в сокращенном варианте ниче го не меняется. То же са мое о перетаскивании на «горбу» снабжения, КИПов — какая уж .тут эффектив ность труда! Или: пять раз пришлось перекантовать в рейсе 100 тонн рыбмуки, поскольку не было на про мысле ТР. Что изменилось бы, будь у нас полный штат? Иными словами, пока не ре шатся эти проблемы на бе регу, будут страдать моряки всех, я подчеркиваю, всех судов. — Николай Иванович, по говорим о перестройке. Что сделано у вас на судне в этом плане? — Закончу сначала пре дыдущую мысль. Нет от дельной перестройки для флота, отдельной для бере га. Сколько можно говорить об одних и тех же пробле мах? Пора действовать! У нас на судне была уста новка на согласованность всех с целью повышения ка чества труда, то есть созда ние оптимального экипажа. Оборудовали комнату ' вахтенной службы: устано вили приборы общесудовой трансляции, УКВ, собрали документацию, нужную для вахты, номерник для пропу сков и так далее. Тем самым наполовину облегчили на грузки вахтенных, а качест во контроля улучшилось. Заканчиваем оборудование комнаты отдыха, где моряки будут за чашкой чая слу шать музыку, читать газеты, общаться. Есть мысль хоть немного облегчить тяжелый труд моряков: нужно приспо собление для подтаскивания гачков к местам подсушки тралов, хотим изготовить под весные трубы, чтобы стро пы с рыбой уже готовыми пе редвигать от места их форми рования под просвет трюма. Вместо ухманов будет ра ботать в трюме... электро шнур с двумя лампочками красного и зеленого цвета, он и предупредит: можно или нельзя вести грузовые опе рации. Думаем и над тем, как сплотить экипаж, как сде лать быт .моряна более уют ным. Например, хотим делать большие столы в са лоне команды на четырехме стные, накрыть их белыми скатертями. — Вы говорили о механи зации труда моряков. Когда все это сделают на берегу... — Я убежден, что здесь широкое поле деятельности для судовых умельцев. Да беда в том, что не хотят как следует платить за рациона лизацию. Думаю, если чело век придумал что-то, исклю чающее ручной труд несколь ких моряков, надо поощрить его, да не рублями, а сотня ми рублей! — Согласна с вами. А вот такой вопрос, Николай Ива нович: говорят, что у вас на судне настолько жесткая дис циплина, что моряки стонут. — Стонут? (смеется). Я перед вылетом домой провел «пресс-конференцию». Гово рю: сейчас мы расстанемся, пусть каждый скажет все, что желает, что, может, опа сался говорить в рейсе. Мно го было дельных предложе ний. Стонов, обид не слы шал. Да что там говорить: ни один, повторю, ни один моряк не списался с судна по собственному желанию. В следующий рейс пойдут во семь новых моряков и то лишь потому, что тем, кого они заменят, необходимо от гулять отпуск. Да ведь и заработки у нас довольно высокие: в минувшем рейсе на пай — 953 рубля, не счи тая премий. — И все-такн что для вас означают слова «демокра тия», «гласность»? — Не надо путать демо кратию с демагогией. «Нач ни с себя» — главное, по- моему, в любом аспекте пе рестройки. Беседовала И. БЕРЕЗЮК. Владимир Васильевич МАНЧЕНКО (на снимке — в центре), несмотря на свою моло дость, — пиртгрупорг смены, член Первомай ского райкома КПСС. Такую честь его же то варищи докеры оказали ему не случайно. Знают в первом грузовом районе рыбного пор та активный, напористый, принципиальный ха рактер Манченко. Быстро почувствовали это и в райкоме КПСС, поэтому спокойно поручают ему разбираться с жалобами людей, которые приходят в районный комитет партии, готовить вопросы на пленумы или бюро. Мы спросили Владимира Васильевича, по чему он не выступил на очередном пле^ие Первомайского райкома КПСС, неужели пе о чем было сказать? — Что оы, ко нечно , нет! Просто было очень м но го ж е л аю щ и х вы с т у п и т ь . П ож алуй , впер вые пленум проходил т а к б урно , ж и в о , ин те ресно . Он по ка зал , что люди веря т в пере с т р о й к у , надею тся на полож и тел ь ны е измене ния в наш ей ж и з н и , особенно на ул учш е н и е ж и л ищ н о -бы то вы х усло вий . Тр уд но п о к а у п о р т о в и к о в с ж ил ьем , м но гие еще ж и в у т в обще ж и т и я х , без удобств . А па р н и у нас в смене х о р ош и е , работать ум ею т.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz