Рыбный Мурман. 1988 г. Январь.

4 Решения XXV II съезда КПСС-ё жизнь! 22 января 1808 года Навстречу Всесоюзной партконференции 19 ударных декад Совет директоров и прези­ диумы Мурманского , Архан­ гельского и Карельского обко ­ мов профсоюза работников рыбного хозяйства приняли по­ становление об инициативе трудовых коллективов бассей­ на по достойной встрече XIX Всесоюзной конференции КПСС. В нем говорится, что лучшие коллективы и передо­ вики производства, встретив трудовыми подарками 70-ле- тие Великого Октября, приня­ ли обязательства в честь пар­ тийной конференции, которая откроется 28 июня нынешнего года в Москве. Т а к , э к и п а ж БАТ «Марш ал Еременко» реш ил к э той дате вы п о л н и ть план 3,5 лет п я т и ­ л е т ки по вы ло в у и в ы п у с к у пищ евой п р о д у к ц и и . Т р у ж е н и ­ к и • к о п т и л ь н о го завода М у р ­ м а н с ко го ры б о ком б и н а та наме ­ тил и вы раб о та ть свер х плана 2,5 лет п я ти л е т ки 535 то н н де­ ли ка те сно й п р о д у к ц и и , а дни проведения ко нф е ре нц и и о тр а ­ ботать на с э ко н ом л е н ны х мате ­ р и а л ь ны х р е с у р са х . Судоре­ м о н т н и к и обязались на 10 с у ­ т о к раньш е с р о ка вы п у с т и т ь на промы сел БМРТ «Заволжье» . Напряженные соцобязат ства приняли многие др коллективы. Все это будет собствовать тому, что выг нится обещание коллект бассейна — план трех лет тилетки по выпуску рьгбоп дукции улучшенного ассор мента — к 28 июня, а таь освоить опытно - промышл ный выпуск красной икры. Соревнование под девиз «XIX Всесоюзной конферен!. КПСС — 19 ударных дека, продолжается. в ШТОРМОВОМ ------ Интервью у трапа ------------- ЕГОДНЯ у нас премьера рубрики. Почему мы так ее назвали? Потому, что именно у трапа, на стыке, так сказать, моря и берега лучше всего видны узкие места и нерешенные проблемы взаимодействия промысловиков н работников береговых служб. Трап, конечно, условное место встречи с моряками, ведь многие экипажи летят на промысел и обратно на самолете. Но от этого суть наших бесед, разумеется, не меняется. Открывает рубрику интервью с делегатом XXVII съезда КПСС, капнтаном-директором БАТ «Маршал Еременко» Ни­ колаем Ивановичем ГУЦКАЛОВЫМ. Оптимальный экипаж Перестройка: слово коммуниста За безопасность 1 /Т О У НАС занимается еоп- * * росами безопасности мо ­ реплавания? Вспомним: Регистр СССР, бассейновая госрыб- флотинспекция, портовый над­ зор, отдел мореплавания, свя­ зи и электрорадионавигации ВРПО, ЦПКТБ, служба наблю­ дения за флотом, служба мо ­ реплавания флота. В течение последнего деся­ тилетия в поисках снижения аварийности на флоте шло упорное закручивание гаек всеми вышеупомянутыми ор ­ ганизациями. Работа судово­ дителя сейчас почти наполови­ ну направлена на облегчение труда инспектирующих, как при обычной проверке, так и в случае ЧП. Спросите любого штурмана: зачем он, приходя на вахту, делает отметки времени на ленте курсографа при измене­ нии курса? И он вам не сразу ответит. А делается это, дабы подтвердить запись в основ­ ном документе —■ судовом журнале, — так предписывает наставление. Зачем дублиро­ вать, если при необходимости картина движения судов вос­ станавливается по курсографу без судозоцительских отметок. И это один пример из тысячи подобных, совершенно не нужных ни для безопасности мореплавания, ни для ведения промысла и отнюдь не упро ­ щающих работу на мостике. Зато как удобно при любом расследовании — все сразу ясно! Правда, ясно не то, ка­ кие способности у работника, какие знания у него, а то, как на судне относятся к ведению бумаг. Поговорите откровенно с любым старпомом, и он вам расскажет, что множество ука­ заний, положений, приказов так связывают ему руки, что у него совершенно нет воз­ можности проявить в чем-либо инициативу. Хорошо, если это опытный командир, умеющий отличить первичное от бумаж ­ ной шелухи, помочь молодым, направить их на то важное, без чего не обойтись в судо­ вождении. А если нет? Он ста­ новится одной из ступеней царствующего на флоте бю ро ­ кратизма. Последнее время много го ­ ворят о падении престижа ка­ питанской должности. Капи­ тан ,'м ол , пошел не тот, з ка­ бинеты отделов флота боч­ ком входит. А почему? Потому что везде он — проситель или экзаменуемый. Любой управ ленец может спросить с неп за работу судна. А ведь он настолько многогранна, что ке питан подчас и не догады вается, за что в этот ра «бить будут». Не согласен я с таким по ложением и никогда не-^ргла шусь. Капитан — первая фи гура на флоте, и ему решат, на сзоем судне, когда зани маться общесудовыми учения ми, когда судоводителям тре нироваться в работе с секста ном и есть ли в этом необхс димость на промысле. Но н» тут-то было: с берега все рас пишут, укажут, выставят сро ки, обяжут и будут ждать ин формацию с моря, чтобы еде лать отметки о выполнении Да. Безопасность морепла вания руками не потрогаешь тоннами не измеришь, в руб ли не переведешь, но случиа аварийное происшествие — тут тебе и тонны не вылов ленной рыбы, и рубли по терянной выгоды. Широко» поле деятельности на нив* безопасности! И вместе с не обходимым, наболевшим (раз витие на бассейне тренажеров работа УТС, освоение нозо* навигационной техники, курсь — Peiicy предшествовал длительный, около года, ре­ монт на Мурманской судо­ верфи. А затем почти пол­ рейса мы переделывали прак­ тически все ответственные узлы. Вот характерный при­ мер: установили нам гидро­ локатор «Симрад», эффек­ тивность этого прибора труд­ но переоценить. А он через пять дней сломался. Причи­ на — совершенно безграмот­ ная установка. — А у вас сокращенный штат... — Да, работали без 17 че­ ловек. — Трудно? — Не очень. Зато приучи­ лись ценить время, не рас­ трачивать его бесцельно. Скажем, когда нет рыбы или во время переходов, несколь­ ко матросов отправлялись в машинное отделение и дела­ ли все, что говорил главный или второй механик. Ведь у нас не было двух мотори­ стов. — Значит, необходимо, чтобы моряки владели не- с п е ц и а л ь н о с т я м и ? — Безусловно. В сокра­ щенном экипаже резко воз­ растает роль каждого моря­ ка, нет деления «мое — не мое», только «наше». — Как вы вообще оцени­ ваете переход на работу со­ кращенным штатом? — Однозначно ответить невозможно. Если на рыбо- фабрике нет механизации и автоматизации, о каком про­ грессе может идти речь? Ко­ нечно, малым числом людей, занятых ручным трудом, объем продукции не увели­ чишь. Если мы хотим отре­ монтировать отдельные ме­ ханизмы, но нечем, так тут хоть 200 человек включай в штат, толку не будет. Если на судне 30 матросов носят ящики на «пупке», то и в сокращенном варианте ниче­ го не меняется. То же са­ мое о перетаскивании на «горбу» снабжения, КИПов — какая уж .тут эффектив­ ность труда! Или: пять раз пришлось перекантовать в рейсе 100 тонн рыбмуки, поскольку не было на про­ мысле ТР. Что изменилось бы, будь у нас полный штат? Иными словами, пока не ре­ шатся эти проблемы на бе­ регу, будут страдать моряки всех, я подчеркиваю, всех судов. — Николай Иванович, по­ говорим о перестройке. Что сделано у вас на судне в этом плане? — Закончу сначала пре­ дыдущую мысль. Нет от­ дельной перестройки для флота, отдельной для бере­ га. Сколько можно говорить об одних и тех же пробле­ мах? Пора действовать! У нас на судне была уста­ новка на согласованность всех с целью повышения ка­ чества труда, то есть созда­ ние оптимального экипажа. Оборудовали комнату ' вахтенной службы: устано­ вили приборы общесудовой трансляции, УКВ, собрали документацию, нужную для вахты, номерник для пропу­ сков и так далее. Тем самым наполовину облегчили на­ грузки вахтенных, а качест­ во контроля улучшилось. Заканчиваем оборудование комнаты отдыха, где моряки будут за чашкой чая слу­ шать музыку, читать газеты, общаться. Есть мысль хоть немного облегчить тяжелый труд моряков: нужно приспо­ собление для подтаскивания гачков к местам подсушки тралов, хотим изготовить под­ весные трубы, чтобы стро­ пы с рыбой уже готовыми пе­ редвигать от места их форми­ рования под просвет трюма. Вместо ухманов будет ра­ ботать в трюме... электро­ шнур с двумя лампочками красного и зеленого цвета, он и предупредит: можно или нельзя вести грузовые опе­ рации. Думаем и над тем, как сплотить экипаж, как сде­ лать быт .моряна более уют­ ным. Например, хотим делать большие столы в са­ лоне команды на четырехме­ стные, накрыть их белыми скатертями. — Вы говорили о механи­ зации труда моряков. Когда все это сделают на берегу... — Я убежден, что здесь широкое поле деятельности для судовых умельцев. Да беда в том, что не хотят как следует платить за рациона­ лизацию. Думаю, если чело­ век придумал что-то, исклю­ чающее ручной труд несколь­ ких моряков, надо поощрить его, да не рублями, а сотня­ ми рублей! — Согласна с вами. А вот такой вопрос, Николай Ива­ нович: говорят, что у вас на судне настолько жесткая дис­ циплина, что моряки стонут. — Стонут? (смеется). Я перед вылетом домой провел «пресс-конференцию». Гово­ рю: сейчас мы расстанемся, пусть каждый скажет все, что желает, что, может, опа­ сался говорить в рейсе. Мно­ го было дельных предложе­ ний. Стонов, обид не слы­ шал. Да что там говорить: ни один, повторю, ни один моряк не списался с судна по собственному желанию. В следующий рейс пойдут во­ семь новых моряков и то лишь потому, что тем, кого они заменят, необходимо от­ гулять отпуск. Да ведь и заработки у нас довольно высокие: в минувшем рейсе на пай — 953 рубля, не счи­ тая премий. — И все-такн что для вас означают слова «демокра­ тия», «гласность»? — Не надо путать демо­ кратию с демагогией. «Нач­ ни с себя» — главное, по- моему, в любом аспекте пе­ рестройки. Беседовала И. БЕРЕЗЮК. Владимир Васильевич МАНЧЕНКО (на снимке — в центре), несмотря на свою моло­ дость, — пиртгрупорг смены, член Первомай­ ского райкома КПСС. Такую честь его же то­ варищи докеры оказали ему не случайно. Знают в первом грузовом районе рыбного пор­ та активный, напористый, принципиальный ха­ рактер Манченко. Быстро почувствовали это и в райкоме КПСС, поэтому спокойно поручают ему разбираться с жалобами людей, которые приходят в районный комитет партии, готовить вопросы на пленумы или бюро. Мы спросили Владимира Васильевича, по­ чему он не выступил на очередном пле^ие Первомайского райкома КПСС, неужели пе о чем было сказать? — Что оы, ко нечно , нет! Просто было очень м но го ж е л аю щ и х вы с т у п и т ь . П ож алуй , впер ­ вые пленум проходил т а к б урно , ж и в о , ин те ­ ресно . Он по ка зал , что люди веря т в пере ­ с т р о й к у , надею тся на полож и тел ь ны е измене ­ ния в наш ей ж и з н и , особенно на ул учш е н и е ж и л ищ н о -бы то вы х усло вий . Тр уд но п о к а у п о р ­ т о в и к о в с ж ил ьем , м но гие еще ж и в у т в обще­ ж и т и я х , без удобств . А па р н и у нас в смене х о р ош и е , работать ум ею т.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz