Рыбный Мурман. 1988 г. Январь.
Социальная сфера Телеф онная и с то р и я ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ ПОД ЗНАКОМ МИЛОСЕРДИЯ ПОДДЕРЖИ В ОЧЙГЕ ОГОНЬ! Пора было уходить, а я все оттягивала прощание. Слуша ла благодарности: «Спасибо, что пришли. За внимание спа сибо», — а на душе кошки скребли. За что спасибо? За оцин-единственный визит к одинокому, беспомощному че ловеку? За полчаса, что про вела в этой комнате? Лишь позднее поняла, за что благодарила Анастасия Владимировна Лазарэва. Она не спрашивала — кто я, отку да, почему пришла к ней. Главное, что с ней сидел че ловек, которому можно позе- дать о жизни, о хворях, одо левающих ее, о многом др у гом. Поэтому так торопилась выложить свою боль, пони мая: сейчас щелкнет замок и останется одна в четырех сте нах. А стены — не живая ду ша. Анастасия Владимировна не сетовала на жизнь. Каждому из нас, сказала, уготована своя судьба. Кого-то обогрзет, а кого и плакать заставит. Ее она не обогрела, но до живать век надо. — Зажилась я, — тяжело вздыхала старушка. — 85 год ков стукнуло. Ни в магазин, ни в аптеку сходить не могу. Родных нет, одна, совсем од на. Но не зря говорят: мир не без добрых людей. Для А. В. Лазаревой светом в окош ке стали соседки, тоже пенсио нерки, но помоложе . Они продукты и лекарства прине сут, за квартиру заплатят, вы полнят другие поручения. Так что ей в этом смысле п о в е з л о . Н у о как бы т ь т е м одиноким престарелым лю дям, которые контакта с со седями не нашли и сами се бя обслужить не в состоя нии. Им что делать? Соби раться в дом престарелых? Но далеко не каждый решится расстаться с родными стена ми, рассуждая так: пусть ху же, но дома. Теперь старые люди могут быть спокойны за свое буду щее. В О ктябрьском райиспол коме Мурманска создано от деление социальной помощи на дому одиноким , престаре лым, нетрудоспособным граж данам. — Когда мы дали объявле ние в газете, что нам требу ются работники, волновались — найдутся ли желающие, — говорит заведующая отделом социального обеспечения Га лина Александровна Чернышо ва. — И, как оказалось, на прасно. Человек пятьдесят предложили свои услуги. Ото брали восьмерых. С каждым был разговор. Га лина Александровна не пуга ла, но предупреждала: работа очень тяжелая. Даже не пото му, что придется за день пе ределать кучу дел, прошагать десятки километров. Прежде всего потому, что потребует ся найти контакт с больными, одинокими людьми. А они по рой бывают капризны, необос нованно требовательны. По нять, разделить их нелегкое бремя — вот главная задача. После таких предупреждений те, кого прельщал свободный режим работы, отсеялись. За то остались женщины, нерав нодушные к чужой беде. Одну из них, Валентину Ни колаевну Торочкину, я спро сила — чем вызвано желание работать здесь? — Я сама инвалид, поэтому мне понятно, что пережива ют больные люди, чувствуя свою ненужность, беспомощ ность. Хочу приносить им счастье, дарить добро, — ответила она. Что ж, такое стремление похвально. — Знаете, я ведь сомнева лась в Валентине Николаевне, — говорит Г. А . Чернышова. — Отговаривала ее: вам же трудно будет! А она напори сто так: буду работать, моя инвалидность не помеха. Д у маю, не ошиблась, взяв ее. Вечером дала всем списки тех, кого предстоит обслужи вать. А на следующий день утром она уже рассказывала о своих подопечных. Оказыва ется, вечером по квартирам ходила. Работа женщинам предстоит большая. Каждой надо обслу жить 12 человек. Перечень оказываемых услуг довольно обширный: принести прод ук ты, лекарства, вызвать врача, а в случае необходимости со проводить к нему, сдать в прачечную белье, вещи в хим чистку, помочь написать пись ма близким, оплатить комм у нальные услуги, вызвать сле саря. Это то, что официально входит в перечень. А как быть, если попросят приготовить обед? Случись — заболеет старушка, к плите не подойти, а есть надо. — И приготовим, — опять же отвечает В. Н. Торочкина. — Нам работы на час, зато человеку какое облегчение. Хочется верить, что так все и будет. Сейчас же пока пред стоит решить различные орга низационные вопросы. Трудно стей впереди немало. И работ ники уже столкнулись с ними. Отделение социальной помо щи должно обслуживать лишь одиноких людей. А как посту пить в такой ситуации? Ста рушка живет одна, хотя у нее есть сыновья, если их можно так назвать. Живут в Перво майском районе, но где — матери неведомо. Оставить ее один на один с болью или часть хлопот взять на себя? В о п р о с о в п о к а б о л ь ш е , ч е м ответов. И все-таки первый шаг навстречу одиноким лю дям сделан. Очень хочется верить, что больше Анастасия Владими ровна Лазарева и ее сверст ницы не произнесут горьких и страшных слсз: «Зажились мы на этом свете». Е. ПОНОМАРЕВА. Не люблю анонимщиков. Очень не люблю . Но, к сожалению, приходится иметь с ними дело: не у всех хватает смелости и са моуважения подписаться (в прямом и переносном смысле) под информацией своим именем. Но все по порядку. В реплике «Только факты» («РМ» № 51 1987 г.) мы сообщали об анонимных телефонных звонках следующего содержания: 27 нояб ря инженер жилищно-эксплуатационного участка № 1 ЖКО рыб ного порта Лидия Яковлевна Камашкина находилась на работе в нетрезвом виде, скандалила, но до сих пор (звонки были 8, 9 и 10 декабря) никаких мер к ней не принято. Пришлось идти в ЖЭУ узнавать, так ли все было на самом де ле. Выяснилось, как говорят в таких случаях, «факты имели место». В тот же день в редакцию позвонила Камашкина: «Вы собирае тесь писать об этом?.. М ожет быть, не надо, я раскаиваюсь, сожа лею...» В трубке звучал очень расстроенный, «с виноватинкой» го лос. А 14 декабря Валерия Дмитриевна Смирнова, начальник ЖКО рыбного порта, сообщила: — По делу К а м аш к и н о й я хо тел а о гр а н и ч и т ь с я вы го в о р ом — все- т а к и первое н а р уш е н и е . Но к о м и с с и я по борьбе с п ь я н с т в ом с т а к и м реш ением не со гла сила сь : К а м аш н и н о й на зна че н ш траф в р а з мере 100 рублей , в табеле за п и са н п р о г у л , перед а дм и н и с тра ц и е й поставлен вопрос об у в о л ь н е н и и . 18 декабря все это было опубликовано. И снова зазвонил теле фон: в течение примерно трех часов Людмила Яковлевна Камаш кина кричала в трубку : «Вранье все это, клевета! Я на вас управу найду, вы у меня наплачетесь! Дайте вашего начальника! Вы что, думаете, что я пьяная?» Голос метался в диапазоне между у л ^ р а - и инфразвуком, рубленые, увесистые фразы сменялись неразбор чивым шепотом, но «виноватинки» уже не чувствовалось. Здесь бы и точку стазить, но опять зазвонил телефон: — Вот вы пиш е те , что К а м а ш к и н у у в о л ь н я т ь б у д у т , ш траф ей вы писали , а она у ж е ув о лил а сь — по со б с тве нном у ж е л а н ию (р а з н и ц у м еж д у 31-й и 33-й с та ть ям и КЗоТа знаете , наверное?) и ш траф не опла тила . Конечно , ни че го здесь с т р а н н о го не т, если уче с ть «осо бые о тнош ения» м еж д у К а м аш к и н о й и См ирновой ... И о п я т ь не т у п р а вы на п ь я н и ц — ч у т ь ч то : .«К ам аш ки н а ш траф не за пла тила , а с меня требуе те , где ж е равноправие?» Ну что ж , опять беремся за телефонную трубку. В отделе кад ров подтверждают: уволилась по собственному желанию . В бух галтерии ЖКО сказали: «О том, уплачен ли штраф, м ож но узнать у председателя комиссии по борьбе с пьянством. Кто председа тель? В. Д. Смирнова, начальник ЖКО...» П. БОЛЫЧЕВ. СНИМОК В КОНВЕРТЕ ЛЮБОПЫТНЫЕ. Фото В. СЕМАКОВА. ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ ^ \ ВЫ помогите нам, — от- рываясь от бумаг, про говорил начальник отдела пас сажирских перевозок объедине ния «Мурманскавтотранс» A. JI. Носов, — записывайте номера этих машин, а уж мы... Но я помогать отказалась. Не стала служить «правому делу», а способствовала усилению част нособственнических интересов несознательных водителей. Что есть, то есть. Но для меня, да и для многих потенциальных пассажиров автобуса № 29, то мящихся на остановке у кино театра «Мурманск», эти несо знательные были самые что ни на есть сознательными. Они жа лели отчаянно «голосующую» мать с ребенком и довозили «до Скальной». А был случай,, когда водитель подогнал к оста новке маленький фургончик и крикнул: — Кому до конечной 29-го? Желающих оказалось много. Конечно, грех хвалить «лева ков», но я специально не пишу о них черной краской. Вспом ните, когда они появляются? •Когда в сфере обслуживания возникает вакуум. Окно. Когда .что-то кем-то забыто и упуще но. Или не использовано в должной мере. Вернемся к нашим автобусам № 29. В ноябре прошлого года в еженедельнике были опубли кованы письма читателей. Но не просто жалобы, а конкрет ные предложения. Одно — про длить маршрут № 7 до оста новки «Скальная» (ведь от ни- Надеяться на «левака»? нотеатра «Мурманск» до конеч ной даже в часы пик «семер ка» идет полупустая). Другое предложение — пустить марш рутное такси от кинотеатра до конечной 29-го маршрута. Р ед а кция о зн а ком и л а с ь с о тве том и з объединения «М у р м а н с к а в то тран с» . «С момента о т к р ы т и я ав тоб у с но го м а рш р у т а № 29, — сообщ а , ет зам е с ти тел ь н а ч а л ь н и ка по п а с с а ж и р с к и м п ере во з кам С. С. Епифанов , — ко л и ч е с тв о рабо та ю щ и х а в тоб усо в п о с то я н н о ув е л и чивалось и доведено с 4 -х до 9 единиц . С 5 де кабря 1987 года м а р ш р у т продлен до у л и цы М и ра и введено два д е т с к и х рейса в у тр е н н и е часы п и к . Кроме то го , в п ом ощ ь м а рш р у т у № 29 в вечернее время для р а з г р у з к и п а с с а ж и р о п о т о к а на ос т а н о в к а х у ки н о т е а тр а «Родина» , по ули це Софьи П ер овс кой изме нено направление д в иж е н и я а в тобусов м а рш р у то в № 7 и № 1 1 . С 28 декабря 1987 года на м а р ш р у те вводится новое р а с п и с а ние д в иж е н и я на 12 автобусов , ко тор о е пр ед у см а три в а е т с о к р а щ ение ин тервала д в иж е н и я в ча сы п и к до 3 —4 м и н у т , с 19 часов до 21 часа , вводятся д опо л ни тел ь но два д е т с к и х рейса в вечернее время . Продление м а рш р у то в № 7, Ns 11 до у л и цы М ира п л а н и р у е т ся по о к о н ч а н и и с трои тел ьс тва а в тодоро ги по ули цам С тарос ти на и М ира . В настоящ ее время о т к р ы т ь д виж е ни е м а рш р у т н о го т а к с и п а с с а ж и р с к о е АТП не имеет в о зм о ж ности из-за о т с у т с т в и я м и к р о а в т о бусов . С пол учением и х в 1988 го ду и после о ко н ч а н и я р е к о н с т р у к ции д оро ги по ули це К . М ар кса объединением будет рассм о трен вопро с о р га н и з а ц и и д в иж е н и я м а рш р у т н о го т а к с и о т ки н о т е а тр а «М урм а н с к» до ул и цы Мира» . Итак, вместо четырех автобу сов работают 12. Руководители объединения «Мурманскавто транс» сочли возможным снять несколько машин с других маршрутов и «укрепить» № 29. Удивительно мы иногда посту паем! Сами усложняем себе жизнь. Теперь ведь пассажиры и других маршрутов завозмуща- ются: не проще ли было про длить «семерку»? Хотя бы в часы пик? — Нет, — отвечает А. Л. Носов, — продление «семерки» увеличит интервалы на марш руте. Неубедительно. Ведь если изменили маршрут «семерки» к кинотеатру «Родина», зна чит, это не.повлияло на интер валы или повлияло незначи тельно? Странно: изменили маршрут, но совсем не так, как это было бы удобно пассажи рам. Как возник этот вариант? Изучался ли он досконально? У противников продления маршрута «семерки» есть еще один довод: не закончено строи тельство дороги по улице Ста ростина. Дескать, когда сдела ют, тогда и закольцуем новые маршруты. Но позвольте. Бук вально месяц назад «двадцать девятый» еще разворачивался на своей бывшей конечной. «Семерке» же это сделать по чему-то невозможно. Короче, вопросы с получе нием ответа не исчезают. Меньше всего мне хотелось бы, чтобы в объединении «Мур манскавтотранс» восприняли эту статью, как ругательную. Нет, мы вместе с читателями предлагаем свои варианты, к которым просим прислушаться. Ведь наверняка ни руководите ли объединения, ни начальник отдела пассажирских перевозок регулярно 29-м маршрутом не пользуются. Иначе бы они чет ко знали, что введение в часы пик детских рейсов — фикция. Толпа, доведенная до крайно сти, не желает разбирать, дет ский это рейс или нет. Рвутся все... И водитель ничего не в состоянии сделать. Насторожил и тот факт, что одна из работниц отдела (она- то как раз и составляла ответ) настойчиво убеждала меня, что теперь на этом маршруте ста ло полегче. «Ну, в один авто бус не попадете, в другой вле зете. Они же идут через пять— семь минут». Я спросила ее: «А вы знаете, что такое — влезть в 29-й?» Она пожала плечами: «Но мы делаем все возмож ное...» Может, от этой убежденности страдают люди? Правда, начальник отдела A. JI. Носов тут же поправил коллегу: «Мы стараемся делать все возможное и будем решать этот вопрос дальше». Многое зависит от дороги. Когда ее построят, в отделе мне сказать не могли. Следова тельно, неизвестно, когда будут продлевать маршруты № 11 и № 7, чтобы их «закольцевать». Да и потом, стоит ли изменять сразу оба маршрута? Не обде лим ли мы других жителей Во сточного района? Теплится надежда на мар шрутные такси. «Мурманск- автотрансу» выгодно ставить их на так называемое «короткое плечо». Но будут ли машины? Заявка есть. Неизвестно, при дут ли «рафики». Пока все эти проблемы жи вут, жители Восточного района терпеливо (или не очень) ждут их решения. Мерзнут на оста новках, тратят деньги на такси не гнушаются «частником». Да и это. А что делать? Выруча ют. Поэтому, если какой-нибуд! из них остановится возле кино театра «Мурманск» и согласит ся довезти меня до дома, я ж буду записывать его номер, f скажу ему спасибо. С. С А Щ А * 15 января 198 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz