Рыбный Мурман. 1988 г. Январь.

Социальная сфера Телеф онная и с то р и я ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ ПОД ЗНАКОМ МИЛОСЕРДИЯ ПОДДЕРЖИ В ОЧЙГЕ ОГОНЬ! Пора было уходить, а я все оттягивала прощание. Слуша­ ла благодарности: «Спасибо, что пришли. За внимание спа­ сибо», — а на душе кошки скребли. За что спасибо? За оцин-единственный визит к одинокому, беспомощному че­ ловеку? За полчаса, что про­ вела в этой комнате? Лишь позднее поняла, за что благодарила Анастасия Владимировна Лазарэва. Она не спрашивала — кто я, отку­ да, почему пришла к ней. Главное, что с ней сидел че­ ловек, которому можно позе- дать о жизни, о хворях, одо­ левающих ее, о многом др у ­ гом. Поэтому так торопилась выложить свою боль, пони­ мая: сейчас щелкнет замок и останется одна в четырех сте­ нах. А стены — не живая ду­ ша. Анастасия Владимировна не сетовала на жизнь. Каждому из нас, сказала, уготована своя судьба. Кого-то обогрзет, а кого и плакать заставит. Ее она не обогрела, но до­ живать век надо. — Зажилась я, — тяжело вздыхала старушка. — 85 год­ ков стукнуло. Ни в магазин, ни в аптеку сходить не могу. Родных нет, одна, совсем од­ на. Но не зря говорят: мир не без добрых людей. Для А. В. Лазаревой светом в окош ке стали соседки, тоже пенсио­ нерки, но помоложе . Они продукты и лекарства прине­ сут, за квартиру заплатят, вы­ полнят другие поручения. Так что ей в этом смысле п о в е з л о . Н у о как бы т ь т е м одиноким престарелым лю­ дям, которые контакта с со­ седями не нашли и сами се­ бя обслужить не в состоя­ нии. Им что делать? Соби­ раться в дом престарелых? Но далеко не каждый решится расстаться с родными стена­ ми, рассуждая так: пусть ху­ же, но дома. Теперь старые люди могут быть спокойны за свое буду­ щее. В О ктябрьском райиспол­ коме Мурманска создано от­ деление социальной помощи на дому одиноким , престаре­ лым, нетрудоспособным граж ­ данам. — Когда мы дали объявле­ ние в газете, что нам требу­ ются работники, волновались — найдутся ли желающие, — говорит заведующая отделом социального обеспечения Га­ лина Александровна Чернышо­ ва. — И, как оказалось, на­ прасно. Человек пятьдесят предложили свои услуги. Ото­ брали восьмерых. С каждым был разговор. Га­ лина Александровна не пуга­ ла, но предупреждала: работа очень тяжелая. Даже не пото­ му, что придется за день пе­ ределать кучу дел, прошагать десятки километров. Прежде всего потому, что потребует­ ся найти контакт с больными, одинокими людьми. А они по­ рой бывают капризны, необос­ нованно требовательны. По­ нять, разделить их нелегкое бремя — вот главная задача. После таких предупреждений те, кого прельщал свободный режим работы, отсеялись. За­ то остались женщины, нерав­ нодушные к чужой беде. Одну из них, Валентину Ни­ колаевну Торочкину, я спро­ сила — чем вызвано желание работать здесь? — Я сама инвалид, поэтому мне понятно, что пережива­ ют больные люди, чувствуя свою ненужность, беспомощ ­ ность. Хочу приносить им счастье, дарить добро, — ответила она. Что ж, такое стремление похвально. — Знаете, я ведь сомнева­ лась в Валентине Николаевне, — говорит Г. А . Чернышова. — Отговаривала ее: вам же трудно будет! А она напори­ сто так: буду работать, моя инвалидность не помеха. Д у ­ маю, не ошиблась, взяв ее. Вечером дала всем списки тех, кого предстоит обслужи­ вать. А на следующий день утром она уже рассказывала о своих подопечных. Оказыва­ ется, вечером по квартирам ходила. Работа женщинам предстоит большая. Каждой надо обслу­ жить 12 человек. Перечень оказываемых услуг довольно обширный: принести прод ук ­ ты, лекарства, вызвать врача, а в случае необходимости со­ проводить к нему, сдать в прачечную белье, вещи в хим­ чистку, помочь написать пись­ ма близким, оплатить комм у ­ нальные услуги, вызвать сле­ саря. Это то, что официально входит в перечень. А как быть, если попросят приготовить обед? Случись — заболеет старушка, к плите не подойти, а есть надо. — И приготовим, — опять же отвечает В. Н. Торочкина. — Нам работы на час, зато человеку какое облегчение. Хочется верить, что так все и будет. Сейчас же пока пред­ стоит решить различные орга­ низационные вопросы. Трудно­ стей впереди немало. И работ­ ники уже столкнулись с ними. Отделение социальной помо ­ щи должно обслуживать лишь одиноких людей. А как посту­ пить в такой ситуации? Ста­ рушка живет одна, хотя у нее есть сыновья, если их можно так назвать. Живут в Перво­ майском районе, но где — матери неведомо. Оставить ее один на один с болью или часть хлопот взять на себя? В о п р о с о в п о к а б о л ь ш е , ч е м ответов. И все-таки первый шаг навстречу одиноким лю­ дям сделан. Очень хочется верить, что больше Анастасия Владими­ ровна Лазарева и ее сверст­ ницы не произнесут горьких и страшных слсз: «Зажились мы на этом свете». Е. ПОНОМАРЕВА. Не люблю анонимщиков. Очень не люблю . Но, к сожалению, приходится иметь с ними дело: не у всех хватает смелости и са­ моуважения подписаться (в прямом и переносном смысле) под информацией своим именем. Но все по порядку. В реплике «Только факты» («РМ» № 51 1987 г.) мы сообщали об анонимных телефонных звонках следующего содержания: 27 нояб­ ря инженер жилищно-эксплуатационного участка № 1 ЖКО рыб­ ного порта Лидия Яковлевна Камашкина находилась на работе в нетрезвом виде, скандалила, но до сих пор (звонки были 8, 9 и 10 декабря) никаких мер к ней не принято. Пришлось идти в ЖЭУ узнавать, так ли все было на самом де­ ле. Выяснилось, как говорят в таких случаях, «факты имели место». В тот же день в редакцию позвонила Камашкина: «Вы собирае­ тесь писать об этом?.. М ожет быть, не надо, я раскаиваюсь, сожа­ лею...» В трубке звучал очень расстроенный, «с виноватинкой» го ­ лос. А 14 декабря Валерия Дмитриевна Смирнова, начальник ЖКО рыбного порта, сообщила: — По делу К а м аш к и н о й я хо тел а о гр а н и ч и т ь с я вы го в о р ом — все- т а к и первое н а р уш е н и е . Но к о м и с с и я по борьбе с п ь я н с т в ом с т а ­ к и м реш ением не со гла сила сь : К а м аш н и н о й на зна че н ш траф в р а з ­ мере 100 рублей , в табеле за п и са н п р о г у л , перед а дм и н и с тра ц и е й поставлен вопрос об у в о л ь н е н и и . 18 декабря все это было опубликовано. И снова зазвонил теле­ фон: в течение примерно трех часов Людмила Яковлевна Камаш­ кина кричала в трубку : «Вранье все это, клевета! Я на вас управу найду, вы у меня наплачетесь! Дайте вашего начальника! Вы что, думаете, что я пьяная?» Голос метался в диапазоне между у л ^ р а - и инфразвуком, рубленые, увесистые фразы сменялись неразбор­ чивым шепотом, но «виноватинки» уже не чувствовалось. Здесь бы и точку стазить, но опять зазвонил телефон: — Вот вы пиш е те , что К а м а ш к и н у у в о л ь н я т ь б у д у т , ш траф ей вы­ писали , а она у ж е ув о лил а сь — по со б с тве нном у ж е л а н ию (р а з н и ц у м еж д у 31-й и 33-й с та ть ям и КЗоТа знаете , наверное?) и ш траф не опла тила . Конечно , ни че го здесь с т р а н н о го не т, если уче с ть «осо­ бые о тнош ения» м еж д у К а м аш к и н о й и См ирновой ... И о п я т ь не т у п р а вы на п ь я н и ц — ч у т ь ч то : .«К ам аш ки н а ш траф не за пла тила , а с меня требуе те , где ж е равноправие?» Ну что ж , опять беремся за телефонную трубку. В отделе кад­ ров подтверждают: уволилась по собственному желанию . В бух­ галтерии ЖКО сказали: «О том, уплачен ли штраф, м ож но узнать у председателя комиссии по борьбе с пьянством. Кто председа­ тель? В. Д. Смирнова, начальник ЖКО...» П. БОЛЫЧЕВ. СНИМОК В КОНВЕРТЕ ЛЮБОПЫТНЫЕ. Фото В. СЕМАКОВА. ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ ^ \ ВЫ помогите нам, — от- рываясь от бумаг, про­ говорил начальник отдела пас­ сажирских перевозок объедине­ ния «Мурманскавтотранс» A. JI. Носов, — записывайте номера этих машин, а уж мы... Но я помогать отказалась. Не стала служить «правому делу», а способствовала усилению част­ нособственнических интересов несознательных водителей. Что есть, то есть. Но для меня, да и для многих потенциальных пассажиров автобуса № 29, то­ мящихся на остановке у кино­ театра «Мурманск», эти несо­ знательные были самые что ни на есть сознательными. Они жа­ лели отчаянно «голосующую» мать с ребенком и довозили «до Скальной». А был случай,, когда водитель подогнал к оста­ новке маленький фургончик и крикнул: — Кому до конечной 29-го? Желающих оказалось много. Конечно, грех хвалить «лева­ ков», но я специально не пишу о них черной краской. Вспом­ ните, когда они появляются? •Когда в сфере обслуживания возникает вакуум. Окно. Когда .что-то кем-то забыто и упуще­ но. Или не использовано в должной мере. Вернемся к нашим автобусам № 29. В ноябре прошлого года в еженедельнике были опубли­ кованы письма читателей. Но не просто жалобы, а конкрет­ ные предложения. Одно — про­ длить маршрут № 7 до оста­ новки «Скальная» (ведь от ни- Надеяться на «левака»? нотеатра «Мурманск» до конеч­ ной даже в часы пик «семер­ ка» идет полупустая). Другое предложение — пустить марш­ рутное такси от кинотеатра до конечной 29-го маршрута. Р ед а кция о зн а ком и л а с ь с о тве ­ том и з объединения «М у р м а н с к ­ а в то тран с» . «С момента о т к р ы т и я ав тоб у с ­ но го м а рш р у т а № 29, — сообщ а , ет зам е с ти тел ь н а ч а л ь н и ка по п а с с а ж и р с к и м п ере во з кам С. С. Епифанов , — ко л и ч е с тв о рабо та ­ ю щ и х а в тоб усо в п о с то я н н о ув е л и ­ чивалось и доведено с 4 -х до 9 единиц . С 5 де кабря 1987 года м а р ш р у т продлен до у л и цы М и ­ ра и введено два д е т с к и х рейса в у тр е н н и е часы п и к . Кроме то го , в п ом ощ ь м а рш р у ­ т у № 29 в вечернее время для р а з г р у з к и п а с с а ж и р о п о т о к а на ос ­ т а н о в к а х у ки н о т е а тр а «Родина» , по ули це Софьи П ер овс кой изме ­ нено направление д в иж е н и я а в ­ тобусов м а рш р у то в № 7 и № 1 1 . С 28 декабря 1987 года на м а р ­ ш р у те вводится новое р а с п и с а ­ ние д в иж е н и я на 12 автобусов , ко тор о е пр ед у см а три в а е т с о к р а ­ щ ение ин тервала д в иж е н и я в ча ­ сы п и к до 3 —4 м и н у т , с 19 часов до 21 часа , вводятся д опо л ни тел ь ­ но два д е т с к и х рейса в вечернее время . Продление м а рш р у то в № 7, Ns 11 до у л и цы М ира п л а н и р у е т ­ ся по о к о н ч а н и и с трои тел ьс тва а в тодоро ги по ули цам С тарос ти ­ на и М ира . В настоящ ее время о т к р ы т ь д виж е ни е м а рш р у т н о го т а к с и п а с ­ с а ж и р с к о е АТП не имеет в о зм о ж ­ ности из-за о т с у т с т в и я м и к р о а в т о ­ бусов . С пол учением и х в 1988 го ­ ду и после о ко н ч а н и я р е к о н с т р у к ­ ции д оро ги по ули це К . М ар кса объединением будет рассм о трен вопро с о р га н и з а ц и и д в иж е н и я м а рш р у т н о го т а к с и о т ки н о т е а тр а «М урм а н с к» до ул и цы Мира» . Итак, вместо четырех автобу­ сов работают 12. Руководители объединения «Мурманскавто­ транс» сочли возможным снять несколько машин с других маршрутов и «укрепить» № 29. Удивительно мы иногда посту­ паем! Сами усложняем себе жизнь. Теперь ведь пассажиры и других маршрутов завозмуща- ются: не проще ли было про­ длить «семерку»? Хотя бы в часы пик? — Нет, — отвечает А. Л. Носов, — продление «семерки» увеличит интервалы на марш­ руте. Неубедительно. Ведь если изменили маршрут «семерки» к кинотеатру «Родина», зна­ чит, это не.повлияло на интер­ валы или повлияло незначи­ тельно? Странно: изменили маршрут, но совсем не так, как это было бы удобно пассажи­ рам. Как возник этот вариант? Изучался ли он досконально? У противников продления маршрута «семерки» есть еще один довод: не закончено строи­ тельство дороги по улице Ста­ ростина. Дескать, когда сдела­ ют, тогда и закольцуем новые маршруты. Но позвольте. Бук­ вально месяц назад «двадцать девятый» еще разворачивался на своей бывшей конечной. «Семерке» же это сделать по­ чему-то невозможно. Короче, вопросы с получе­ нием ответа не исчезают. Меньше всего мне хотелось бы, чтобы в объединении «Мур­ манскавтотранс» восприняли эту статью, как ругательную. Нет, мы вместе с читателями предлагаем свои варианты, к которым просим прислушаться. Ведь наверняка ни руководите­ ли объединения, ни начальник отдела пассажирских перевозок регулярно 29-м маршрутом не пользуются. Иначе бы они чет­ ко знали, что введение в часы пик детских рейсов — фикция. Толпа, доведенная до крайно­ сти, не желает разбирать, дет­ ский это рейс или нет. Рвутся все... И водитель ничего не в состоянии сделать. Насторожил и тот факт, что одна из работниц отдела (она- то как раз и составляла ответ) настойчиво убеждала меня, что теперь на этом маршруте ста­ ло полегче. «Ну, в один авто­ бус не попадете, в другой вле­ зете. Они же идут через пять— семь минут». Я спросила ее: «А вы знаете, что такое — влезть в 29-й?» Она пожала плечами: «Но мы делаем все возмож­ ное...» Может, от этой убежденности страдают люди? Правда, начальник отдела A. JI. Носов тут же поправил коллегу: «Мы стараемся делать все возможное и будем решать этот вопрос дальше». Многое зависит от дороги. Когда ее построят, в отделе мне сказать не могли. Следова­ тельно, неизвестно, когда будут продлевать маршруты № 11 и № 7, чтобы их «закольцевать». Да и потом, стоит ли изменять сразу оба маршрута? Не обде­ лим ли мы других жителей Во­ сточного района? Теплится надежда на мар­ шрутные такси. «Мурманск- автотрансу» выгодно ставить их на так называемое «короткое плечо». Но будут ли машины? Заявка есть. Неизвестно, при­ дут ли «рафики». Пока все эти проблемы жи­ вут, жители Восточного района терпеливо (или не очень) ждут их решения. Мерзнут на оста новках, тратят деньги на такси не гнушаются «частником». Да и это. А что делать? Выруча ют. Поэтому, если какой-нибуд! из них остановится возле кино театра «Мурманск» и согласит ся довезти меня до дома, я ж буду записывать его номер, f скажу ему спасибо. С. С А Щ А * 15 января 198 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz