Рыбный Мурман. 1988 г. Январь.
(С) I Имя на борту П РОСТОРЫ Мирового океана бороздит большой морозиль ный траулер Мурманского трало вого флота «Владимир Гаври лов». Он напоминает молодому поколению моряков о героизме и мужестве летчиков-торпедоносцев Северного флота, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины. К ОМСОМОЛЕЦ Владимир Гаври лов прибыл из Ленинграда в Заполярье осенью 1941 года после успешной учебы в Военно-морском авиационном училище. Командование морской авиации назначило его стрелком-бомбардиром в 118-й авиа полк морских разведчиков. В этом ^авиаполку сержанта Владимира Гав рилова направили в экипаж команди ра звена дальних разведчиков капи тана Андрея Андреевича Баштырко- ва. торпедоносцами «Хемпден». Андрею Баштыркову и Владимиру Гаврилову достался один из них. Во время пробных полетов Андрей Баштырков почувствовал, что «анг личанин» не выдерживает резких по воротов и больших кренов. Учеба морских разведчиков на торпедонос цах проходила напряженно. В эки паж Андрея Баштыркова прибыли воздушный стрелок-радист старшина Михаил Кузьмин и воздушный стре лок краснофлотец Николай Шпунтов. Капитану Андрею Баштыркову уда лось за короткий срок сплотить свой новый экипаж. У командования мин но-торпедного полка он добился, что бы сержант Владимир Гаврилов был на его торпедоносце штурманом. Такое доверие окрылило Владими ра. Значит, «молодо — не зелено!» Он еще глубже изучает особенности машины, ее поведение в полете, на боевом курсе. Тщательно знакомился штурман и с районами боевых дей ствий. Понимал: от его мастерства зависят выполнение боевых задач, полет к намеченной цели й благопо лучное возвращение экипажа на свой аэродром. Подвигу- 4 5 лет строем правого пеленга на северо-за пад. Через полчаса после взлета Анд рей Баштырков подал команду: — Воздушным стрелкам’ прове рить пулеметы! Михаил Кузьмин и Николай Шпун тов сделали по нескольку выстрелов из своих пулеметов. Вдруг далеко впереди Андрей Баштырков увидел над поверхностью моря черный дым. Это шел враже ский конвой в составе четырех тран спортов, эскадренного миноносца и трех сторожевых кораблей. По курсу торпедоносца выросли разрывы ‘ зе нитных снарядов. Штурман сержант Владимир Гаврилов увидел вспышки выстрелов корабельных орудий. Че рез несколько минут он передал Анд рею Баштыркову: . // БОЕВОГО Командир звена был уже опытным летчиком. В небе Заполярья он сра жался с 22 июня 1941 года. Капи тан Андрей Баштырков встретил мо лодого бомбардира доброжелательно и долго с ним занимался — прямо в кабине дальнего разведчика. Первый боевой вылет Владимир Гаврилов совершил в январе 1942 года. Морские разведчики получили приказ сбросить бомбы на порт Ли- нахамари, у причалов которого ско пились фашистские транспорты. Не смотря па плохую погоду, Владимир ^аврилов точно вывел свой самолет к цели. Когда дальний разведчик приблизился к Линахамари, молодой бомбардир услышал в переговорной трубе спокойный голос Андрея Баш тыркова. — Не волнуйся, Володя! Наводи меня на транспорт у стенки! Какое там — «не волнуйся!» Ведь это встреча с врагом, хотя и не ли цом к лицу. Но внизу были фашист ские транспорты, которые доставили подкрепления егерям, боеприпасы, боевую технику, которая может не сегодня-завтра нанести немалый урон нашим воинам на рубеже обо роны у хребта Муста-Тунтури, на За падной Лице... Не выйдет! Владимир приник к окуляру при цела, подправил боевой курс самоле та и нажал на кнопку бомбосбрасыва теля. Две фугасные бомбы весом по 250 килограммов попали в причал рядом с транспортом. Сильный взрыв повредил надстройку транспорта и вызвал на нем пожар. Огонь кора бельной артиллерии и зенитных бе реговых батарей повредил левую Плоскость нашего дальнего разведчи ка. Потребовалось немало усилий ко мандиру, чтобы раненую машину за ставить продолжать полет. Но опыт Андрея Баштыркова сыграл свою роль — самолет в его руках был по слушен. Вот и родной аэродром. По садка. Командир доложил о выпол нении боевого задания. А молодой бомбардир был доволен вдвойне — он открыл свой боевой счет — счет мести врагу. До октября 1942 года Андрей Баштырков и Владимир Гаврилов ле тали на поиск вражеских конвоев, бомбили -аэродромы. Данные авиа разведки передавались торпедным катерам и подводным лодкам. В середине октября 1942 года на Северном флоте был сформирован 24-й минно-торпедный авиаполк. Анд рей Баштырков и Владимир Гаври лов перевелись в этот полк. Отечест венных торпедоносцев «ДБ-ЗФ» на Северном флоте было мало, поэтому вторую и третью эскадрильи молодо го минно-торпедного полка командо вание морской авиации вооружило ^старыми тихоходными английскими КУРСА НЕ СВЕРНУЛ! В ноябре 1942 года Владимир Гав рилов успешно сбросил первую учеб ную торпеду по кораблю-мишени. В конце декабря сорок второго года тренировки торпедоносцев усилились. Бывшие морские разведчики усилен но готовились к торпедным ударам по конвоям врага. На занятиях Анд рей Баштырков многократно объяс нял обязанности каждого члена эки пажа при низком торпедометании. Во время тренировочных полетов он менял курс самолета, снижался к* неспокойной поверхности Баренцева моря и шел на высоте двадцать мет ров. В начале января 1943 года коман дир 24-го минно-торпедного авиапол ка подполковник Н. Н. Ведмеденко не сколько раз давал команду: «Экипа жу капитана Баштыркова пригото виться к боевому вылету!» Но нале тал снежный заряд, видимость ухуд шалась, и вылет отменялся. П ОГОДА 14 ЯНВАРЯ 1943 года была обычной для Заполярья: дул сильный ветер и над аэродромом морских летчиков проносились снеж ные заряды. Под брюхом торпедонос ца Андрея Баштыркова просматрива лась длинная сигара. На командном пункте авиаполка над морскими кар тами склонились подполковник Н. Н. Ведмеденко, капитаны В. Н. Кисе лев, Б. С. Громов и А. А. Баштыр ков. Они получили приказ командую щего авиацией Северного флота пе рехватить фашистский конвой, кото рый вышел из порта Варде и напра вился в Кнркенес. После короткого инструктажа под полковник Н. Н. Ведмеденко сказал: — Ведущим группы назначаю ка питана Василия Киселева. Желаю вам успеха, товарищи, и благополуч ного возвращения на наш аэродром! Он крепко пожал руки летчикам. Первым взлетел торпедоносец капи тана Василия Киселева. За ним по следовал Андреи Баштырков. Капи тан Борис Громов задержался на старте. Андрей Баштырков набрал высоту 400 метров. Видимость была плохой. Два советских торпедоносца шли — Командир, поворот вправо на 60 градусов! Торпеда к сбросу гото ва! Штурман мгновенно оценил обста новку. Его «подсказка» командиру была результатом точного расчета. Он понимал и то, что добиться успеха будет нелегко — уж очень плотным был заградительный огонь. Должно быть, очень дорожил враг грузом в трюмах транспортов. И, конечно, на деялись гитлеровцы на погоду и по лярную ночь. И ошиблись: советские летчики умели воевать! Андрей Баштырков решил атако вать конвои со стороны моря. Ему надо было выйти на оптимальный угол между направлением на левый борт большого транспорта в центре конвоя и курсом торпедоносца. — Курсовой угол 80 градусов! — закричал Владимир Гаврилов. — Пора поворачивать влево, командир! Дистанция до конвоя 3500 метров! Андрей Баштырков дрвернул вле во и наклонил нос торпедоносца к бурной поверхности Баренцева моря. Владимир Гаврилов отсчитывал из менение высоты полета: — Двести метров! Сто метров! Пятьдесят метров! Двадцать метров! Норма, командир! Перед носом торпедоносца пачка ми взрывались зенитные снаряды. Но Андрей Баштырков мужественно вел свой торпедоносец прямо на большой транспорт. Вдруг сильный удар по тряс торпедоносец. В правую пло скость самолета попал зенитный сна ряд. Сразу же загорелся мотор. С большим трудом Андрей Баштырков сумел удержать вспыхнувший торпе доносец на боевом курсе. Когда до борта транспорта осталось 500 мет ров, Владимир Гаврилов сбросил тор педу. Еще в воздухе у нее начали вращаться гребные винты. Погрузив шись по инерции на глубину десять метров, торпеда «переложила» гори зонтальные рули на глубину два мет ра и устремилась к транспорту вра га. У его левого борта взметнулся столб воды. Над морем прогрохотал взрыв. Вражеский корабль резко по валился на левый борт! А пылающий торпедоносец Андрея Баштыркова на развороте врезался в седые волны Баренцева моря и скрылся под во дой. К АППТАН Василий Киселев, по топив второй транспорт, видел гибель своих боевых товарищей. Бла гополучно приземлившись на своем аэродроме, он доложил подполковни ку Н. Н. Ведмеденко о подвиге эки пажа ведомого торпедоносца. Командующий Северным флотом наградил весь экипаж капитана Анд рея Баштыркова орденами Отечест венной войны 1 -й степени (посмерт но). ф о п р а л п Л П-1Г*. года . u a m v v u u y Андрею Андреевичу Баштыркову и сержанту Владимиру Николаевичу Гаврилову Указом Президиума Вер ховного Совета СССР было" присвое но звание Героя Советского Союза. Грамоты бесстрашных героев-северо- морцев экспонируются в зале № 6 музея Краснознаменного Северного флота. 22 мая 1964 года приказом Глав нокомандующего ВМФ СССР капи тан Андреи Баштырков и сержант Владимир Гаврилов навечно зачисле ны в списки личного состава одного из гвардейских полков авиации Се верного флота. Подвигу экипажа торпедоносца —- 45 лет. Но помнят его воины Совет ского Заполярья, имена героев Вели кой Отечественной войны звучат в : рассказах ветеранов на «Уроках му жества» в школах, в беседах с мо лодежью в цехах предприятий и в каютах судов. Лучший памятник ге роям — наш труд, наши достижения во имя любимой Родины! А. КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея Краснознаменного Северного флота. НА СНИМКАХ: В. Н. Гаврилов (вверху) и А. А. Баштырков. Фото из фондов музея КСФ . Репродукция Л. Раубе. 15 января 1988 года &
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz