Рыбный Мурман. 1988 г. Январь.

(С) I Имя на борту П РОСТОРЫ Мирового океана бороздит большой морозиль­ ный траулер Мурманского трало­ вого флота «Владимир Гаври­ лов». Он напоминает молодому поколению моряков о героизме и мужестве летчиков-торпедоносцев Северного флота, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины. К ОМСОМОЛЕЦ Владимир Гаври­ лов прибыл из Ленинграда в Заполярье осенью 1941 года после успешной учебы в Военно-морском авиационном училище. Командование морской авиации назначило его стрелком-бомбардиром в 118-й авиа­ полк морских разведчиков. В этом ^авиаполку сержанта Владимира Гав­ рилова направили в экипаж команди­ ра звена дальних разведчиков капи­ тана Андрея Андреевича Баштырко- ва. торпедоносцами «Хемпден». Андрею Баштыркову и Владимиру Гаврилову достался один из них. Во время пробных полетов Андрей Баштырков почувствовал, что «анг­ личанин» не выдерживает резких по­ воротов и больших кренов. Учеба морских разведчиков на торпедонос­ цах проходила напряженно. В эки­ паж Андрея Баштыркова прибыли воздушный стрелок-радист старшина Михаил Кузьмин и воздушный стре­ лок краснофлотец Николай Шпунтов. Капитану Андрею Баштыркову уда­ лось за короткий срок сплотить свой новый экипаж. У командования мин­ но-торпедного полка он добился, что­ бы сержант Владимир Гаврилов был на его торпедоносце штурманом. Такое доверие окрылило Владими­ ра. Значит, «молодо — не зелено!» Он еще глубже изучает особенности машины, ее поведение в полете, на боевом курсе. Тщательно знакомился штурман и с районами боевых дей­ ствий. Понимал: от его мастерства зависят выполнение боевых задач, полет к намеченной цели й благопо­ лучное возвращение экипажа на свой аэродром. Подвигу- 4 5 лет строем правого пеленга на северо-за­ пад. Через полчаса после взлета Анд­ рей Баштырков подал команду: — Воздушным стрелкам’ прове­ рить пулеметы! Михаил Кузьмин и Николай Шпун­ тов сделали по нескольку выстрелов из своих пулеметов. Вдруг далеко впереди Андрей Баштырков увидел над поверхностью моря черный дым. Это шел враже­ ский конвой в составе четырех тран­ спортов, эскадренного миноносца и трех сторожевых кораблей. По курсу торпедоносца выросли разрывы ‘ зе­ нитных снарядов. Штурман сержант Владимир Гаврилов увидел вспышки выстрелов корабельных орудий. Че­ рез несколько минут он передал Анд­ рею Баштыркову: . // БОЕВОГО Командир звена был уже опытным летчиком. В небе Заполярья он сра­ жался с 22 июня 1941 года. Капи­ тан Андрей Баштырков встретил мо­ лодого бомбардира доброжелательно и долго с ним занимался — прямо в кабине дальнего разведчика. Первый боевой вылет Владимир Гаврилов совершил в январе 1942 года. Морские разведчики получили приказ сбросить бомбы на порт Ли- нахамари, у причалов которого ско­ пились фашистские транспорты. Не­ смотря па плохую погоду, Владимир ^аврилов точно вывел свой самолет к цели. Когда дальний разведчик приблизился к Линахамари, молодой бомбардир услышал в переговорной трубе спокойный голос Андрея Баш­ тыркова. — Не волнуйся, Володя! Наводи меня на транспорт у стенки! Какое там — «не волнуйся!» Ведь это встреча с врагом, хотя и не ли­ цом к лицу. Но внизу были фашист­ ские транспорты, которые доставили подкрепления егерям, боеприпасы, боевую технику, которая может не сегодня-завтра нанести немалый урон нашим воинам на рубеже обо­ роны у хребта Муста-Тунтури, на За­ падной Лице... Не выйдет! Владимир приник к окуляру при­ цела, подправил боевой курс самоле­ та и нажал на кнопку бомбосбрасыва­ теля. Две фугасные бомбы весом по 250 килограммов попали в причал рядом с транспортом. Сильный взрыв повредил надстройку транспорта и вызвал на нем пожар. Огонь кора­ бельной артиллерии и зенитных бе­ реговых батарей повредил левую Плоскость нашего дальнего разведчи­ ка. Потребовалось немало усилий ко­ мандиру, чтобы раненую машину за­ ставить продолжать полет. Но опыт Андрея Баштыркова сыграл свою роль — самолет в его руках был по­ слушен. Вот и родной аэродром. По­ садка. Командир доложил о выпол­ нении боевого задания. А молодой бомбардир был доволен вдвойне — он открыл свой боевой счет — счет мести врагу. До октября 1942 года Андрей Баштырков и Владимир Гаврилов ле­ тали на поиск вражеских конвоев, бомбили -аэродромы. Данные авиа­ разведки передавались торпедным катерам и подводным лодкам. В середине октября 1942 года на Северном флоте был сформирован 24-й минно-торпедный авиаполк. Анд­ рей Баштырков и Владимир Гаври­ лов перевелись в этот полк. Отечест­ венных торпедоносцев «ДБ-ЗФ» на Северном флоте было мало, поэтому вторую и третью эскадрильи молодо­ го минно-торпедного полка командо­ вание морской авиации вооружило ^старыми тихоходными английскими КУРСА НЕ СВЕРНУЛ! В ноябре 1942 года Владимир Гав­ рилов успешно сбросил первую учеб­ ную торпеду по кораблю-мишени. В конце декабря сорок второго года тренировки торпедоносцев усилились. Бывшие морские разведчики усилен­ но готовились к торпедным ударам по конвоям врага. На занятиях Анд­ рей Баштырков многократно объяс­ нял обязанности каждого члена эки­ пажа при низком торпедометании. Во время тренировочных полетов он менял курс самолета, снижался к* неспокойной поверхности Баренцева моря и шел на высоте двадцать мет­ ров. В начале января 1943 года коман­ дир 24-го минно-торпедного авиапол­ ка подполковник Н. Н. Ведмеденко не­ сколько раз давал команду: «Экипа­ жу капитана Баштыркова пригото­ виться к боевому вылету!» Но нале­ тал снежный заряд, видимость ухуд­ шалась, и вылет отменялся. П ОГОДА 14 ЯНВАРЯ 1943 года была обычной для Заполярья: дул сильный ветер и над аэродромом морских летчиков проносились снеж­ ные заряды. Под брюхом торпедонос­ ца Андрея Баштыркова просматрива­ лась длинная сигара. На командном пункте авиаполка над морскими кар­ тами склонились подполковник Н. Н. Ведмеденко, капитаны В. Н. Кисе­ лев, Б. С. Громов и А. А. Баштыр­ ков. Они получили приказ командую­ щего авиацией Северного флота пе­ рехватить фашистский конвой, кото­ рый вышел из порта Варде и напра­ вился в Кнркенес. После короткого инструктажа под­ полковник Н. Н. Ведмеденко сказал: — Ведущим группы назначаю ка­ питана Василия Киселева. Желаю вам успеха, товарищи, и благополуч­ ного возвращения на наш аэродром! Он крепко пожал руки летчикам. Первым взлетел торпедоносец капи­ тана Василия Киселева. За ним по­ следовал Андреи Баштырков. Капи­ тан Борис Громов задержался на старте. Андрей Баштырков набрал высоту 400 метров. Видимость была плохой. Два советских торпедоносца шли — Командир, поворот вправо на 60 градусов! Торпеда к сбросу гото­ ва! Штурман мгновенно оценил обста­ новку. Его «подсказка» командиру была результатом точного расчета. Он понимал и то, что добиться успеха будет нелегко — уж очень плотным был заградительный огонь. Должно быть, очень дорожил враг грузом в трюмах транспортов. И, конечно, на­ деялись гитлеровцы на погоду и по­ лярную ночь. И ошиблись: советские летчики умели воевать! Андрей Баштырков решил атако­ вать конвои со стороны моря. Ему надо было выйти на оптимальный угол между направлением на левый борт большого транспорта в центре конвоя и курсом торпедоносца. — Курсовой угол 80 градусов! — закричал Владимир Гаврилов. — Пора поворачивать влево, командир! Дистанция до конвоя 3500 метров! Андрей Баштырков дрвернул вле­ во и наклонил нос торпедоносца к бурной поверхности Баренцева моря. Владимир Гаврилов отсчитывал из­ менение высоты полета: — Двести метров! Сто метров! Пятьдесят метров! Двадцать метров! Норма, командир! Перед носом торпедоносца пачка­ ми взрывались зенитные снаряды. Но Андрей Баштырков мужественно вел свой торпедоносец прямо на большой транспорт. Вдруг сильный удар по­ тряс торпедоносец. В правую пло­ скость самолета попал зенитный сна­ ряд. Сразу же загорелся мотор. С большим трудом Андрей Баштырков сумел удержать вспыхнувший торпе­ доносец на боевом курсе. Когда до борта транспорта осталось 500 мет­ ров, Владимир Гаврилов сбросил тор­ педу. Еще в воздухе у нее начали вращаться гребные винты. Погрузив­ шись по инерции на глубину десять метров, торпеда «переложила» гори­ зонтальные рули на глубину два мет­ ра и устремилась к транспорту вра­ га. У его левого борта взметнулся столб воды. Над морем прогрохотал взрыв. Вражеский корабль резко по­ валился на левый борт! А пылающий торпедоносец Андрея Баштыркова на развороте врезался в седые волны Баренцева моря и скрылся под во­ дой. К АППТАН Василий Киселев, по­ топив второй транспорт, видел гибель своих боевых товарищей. Бла­ гополучно приземлившись на своем аэродроме, он доложил подполковни­ ку Н. Н. Ведмеденко о подвиге эки­ пажа ведомого торпедоносца. Командующий Северным флотом наградил весь экипаж капитана Анд­ рея Баштыркова орденами Отечест­ венной войны 1 -й степени (посмерт­ но). ф о п р а л п Л П-1Г*. года . u a m v v u u y Андрею Андреевичу Баштыркову и сержанту Владимиру Николаевичу Гаврилову Указом Президиума Вер­ ховного Совета СССР было" присвое­ но звание Героя Советского Союза. Грамоты бесстрашных героев-северо- морцев экспонируются в зале № 6 музея Краснознаменного Северного флота. 22 мая 1964 года приказом Глав­ нокомандующего ВМФ СССР капи­ тан Андреи Баштырков и сержант Владимир Гаврилов навечно зачисле­ ны в списки личного состава одного из гвардейских полков авиации Се­ верного флота. Подвигу экипажа торпедоносца —- 45 лет. Но помнят его воины Совет­ ского Заполярья, имена героев Вели­ кой Отечественной войны звучат в : рассказах ветеранов на «Уроках му­ жества» в школах, в беседах с мо­ лодежью в цехах предприятий и в каютах судов. Лучший памятник ге­ роям — наш труд, наши достижения во имя любимой Родины! А. КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея Краснознаменного Северного флота. НА СНИМКАХ: В. Н. Гаврилов (вверху) и А. А. Баштырков. Фото из фондов музея КСФ . Репродукция Л. Раубе. 15 января 1988 года &

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz