Рыбный Мурман. 1988 г. Январь.
6 лет З АВТРА исполняется 50 лет со дня основания Северной промысловой раз ведки. 16 января 1938 года народный комиссар пищевой промышленности СССР А. И. Микоян подписал приказ о создании на Мурмане первой в стране рыбацкой организа ции, чья задача — поиск. Наш корреспондент попросил рассказать о зарождении про мысловой разведки, основ ных этапах ее развития на чальника управления «Сев рыбпромразведка» Г. А. СТО- РОЖЕВА. РО Н. А. Маслов. Ю. Ю. Марти, Б. П. Мантейфель, Л. А. Зенкевич и другие. В результате уже в 1939 году был открыт богатый район промысла крупной сельди «полярного залома» около острова Медвежий и Шпицбергенского архипела га. На донном промысле в кратчайшие сроки вводятся в эксплуатацию Демидовская банка, Мурманский язык. Се верное Новоземельское, Юж ное Новоземельское, Печор ское и Вайгачевское мелко водья. Специалисты Мурман ской промысловой разведки впервые в мировой практике организовали поиск сельди на основе взаимодействия мор ских судов и авиации. В процессе постоянного по иска прогрессивных форм ра ло сделано в 60-е и первой половине 70-х годов, когда осваивались сырьевые ресур сы материковых шельфов и склонов Исландии, Гренлан дии, Северной и Южной Аме рики, Африки. С установле нием многими государства ми 200 -мильных экономиче ских зон основные усилия научно - поискового флота ориентированы на открытые части Мирового океана и ра циональное использование ресурсов в традиционных районах рыболовства. Харак терная особенность: если раньше с момента открытия нового района до его про мыслового освоения проходи ли годы, то теперь эти гра ни буквально стираются. Не сравненно возросли требова ния и к оперативному обе- -Ф АКТИЧЕСКИ заро ждение промысловой разведки концентраций рыб началось более ста лет- назад — еще с исследования се верных морей Н. М. Книпо- вичем. Николай Михайлович, хорошо понимая сложность и важность всестороннего изу чения Баренцева моря, про вел в 1883 году экспедицию на парусном судне «Помор», которую назвал разведочной. С интенсивным ^ростом флота, организацией кругло годичного промысла все на сущнее вставала задача обе спечения рыбаков устойчи вой сырьевой базой. Требова лась разработка научной ме тодической основы поиска. В 1930— 1932 годах стали вы деляться траулеры специаль но для поиска. И хотя их работа сводилась к контро лированию появления скоп лений в том или ином райо не, это был большой шаг вперед. Но только после ян варя 1938 г., после создания специализированного подраз- ислолтя промысловой par*. ведки, при объединении Всегда в поиске «Мурманрмба» началось ме тодичное, систематическое изучение биологических ре сурсов северных морей. ' Северная промысловая раз ведка стала по сути родона чальным флотом в сфере раз ведывания рыбных запасов Мирового океана и определе ния перспектив развития рыб ной промышленности страны. Уже в те далекие годы в ос нову деятельности лег прин цип единения науки и прак тики. Не случайно новое де ло возглавили А. Ф. Таран — один из опытнейших, иници ативных капитанов, и видный советский ихтиолог, предста витель старейшего поколе ния русских ученых профес сор М. Г1. Сомов. На поиско вых судах вышли в море зна токи Баренцева моря капита ны И. Н. Демидов. А. Н. Ионо/килон. Д. А . Стрелков, 1 >. 11. Хохлин, ученые ШШ - боты уже тогда были зало жены основные традиции со ветских промысловых раз ведчиков: восприимчивость ко всему новому, оперативность, нацеленность на конечный результат. — Очевидно, наиболее ши роко поиск развернулся тог да, когда качественно обно вился флот? — Да, с получением круп нотоннажных судов с боль шой автономностью плавания, более совершенной навига ционной и поисковой аппара турой, рефрижераторными ус тановками география дея тельности разведчиков рас ширилась на многие тысячи миль. В 50-е годы поиско вые суда вышли за пределы Баренцева моря и начали ос воение Восточной и Северо- Западной Атлантику. Наи большее число открытий 6 ы- спечению непосредственно на промысле. — Геннадий Анисимович, известно, что нашим развед чикам принадлежит мировой приоритет в использовании авиации для поиска рыбы. Есть ли еще начинания, в ко торых мурманчане были пер выми? — Впервые в мировой практике поисковые суда Се верного бассейна начали ос воение больших глубин Ат лантики, эффективно прово дили траления на глубинах до 1200— 1300 метров, раз рабатывали технологию глу бинного лова. Сегодня на вооружении «Севрыбпром- разведки» своя летающая лаборатория-самолет, первое ее плавучее научно-ис следовательское с у д н о - и п с т и - тут «Артемида». Сложность и масштабность тематики, квалификация со трудников промысловой раз ведки не уступают таковым в бассейновых рыбохозяйст венных институтах. В резуль тате многолетней работы «Севрыбпромразведка» выра ботала свои собственные, присущие только ей научные методы, исключающие парал лелизм с ПИНРО. Они по зволяют добиваться постав ленных целей с высоким ко нечным результатом. Кол лектив промразведки стал подлинной кузницей научных кадров, здесь подготовлено семь кандидатов наук: Л. И. Шепель, Ф. М. Трояновский, В. Е. Кеменов, Б. Д. Куд рин, В. К. Зиланов, А. В. Родин, Г. И. Лука. — Какие проблемы сей час стоят перед промысло вой разведкой, каким вы ви дите будущее СРПР? — Главная проблема — организационная перестройка. В предлагаемой нам структу ре ГПО «Север» промразвед ка должна войти в состав объединенного флота. Поло жительное в этом для наше- го коллектива — централи зованное решение финансо вых и социальных вопросов. Но вызывает беспокойство то, что основная сфера деятель ности разведки — научно поисковая и информацион ная — может оказаться ис кусственно оторванной от обеспечения бассейна сырье вой базой. Например, под уг розой может оказаться пер спективная разведка, форми рующая основу промысла в будущем. Целесообразнее было бы сохранить структурную самостоятельность поискови ков. Но самой лучшей фор мой решения множества про блем было бы создание на бассейне научно - производ ственного объединения, в со став которого вошли бы «Сев рыбпромразведка и П И Н РО . Беседу вел В. ЗИНИН. Фоторепортаж i Сегодня на помощь специалистам уп равления «Севрыбпромразведка» при шла новая современная техника. В их распоряжении воздушные лайнеры, на учно - исследовательские суда, оснащен ные современным оборудованием. НА СНИМКАХ : (вверху) — самолет- лаборатория ИЛ-18; (внизу) — за об работкой поступающих данных следит руководитель полетов, заместитель на чальника флота А. В. РОДИН : (справа вверху) ,— капитан судна «ПИНРО» В. Я. АЛЕКСАНДРОВ ; (внизу) — на чальник вычислительного центра Ю. В. КАМЫШИН и помощник капитана по научной работе ИИС «ПИНРО» Р. Ш. КУРМАЕВ в «мозговом центре» судна — у ЭВМ. Фото В. КОНОНОВА и В. КОРЕЦКОГО. В небесах и на море в Vxy.ji.V: s ►;\ • у ||pvv ■mm : шшфмшшжтт .. . . ш т 15 января 1888 года гамитмил
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz