Рыбный Мурман. 1988 г. Январь.
п Решения XXV II съезда КПСС -в жизнь! 5 РЫБОЛОВСТВО И РЫБОВОДСТВО (по страницам норвежских газет) Палтус... с фермы В 1990 году Норвегия, вероятно, будет продавать палтус, выращенный в искусственных условиях на рыбоводных фермах. В следующем году 2—5 рыбоводных предприятия начнут выращивание этого вида. Успешные опыты по аквакультуре на станции Аустеволл, проводимые в последние годы, показыва ют, что скоро в Норвегии начнется производство нескольких сот тысяч молоди палтуса. Уже в 1990 году эта молодь до стигнет промыслового веса — 5 — 10 килограммов. На промысле моллюска Норвежское судно «Холберг» вело успешный промысел мол люсков в Баренцевом море. Оно вернулось домой с полным грузом — 65 тонн. На вопрос корреспондента газеты «Фискарен», достаточно ли будет моллюсков, чтобы работали суда в течение двух ближай ших месяцев, капитан ответил, что в настоящее время количе ство моллюсков достаточно, но как велики эти концентрации — Неизвестно. На вопрос, нашли ли ученые новые районы обитания, капи тан ответил отрицательно. Ученые по-прежнему утверждают, что большие концентрации моллюсков зарегистрированы у Ян-Майе- на. «Но это — не новость», — отметил он. Креветочные отходы До настоящего времени они были источником загрязнения среды в районе Рекефьорд. Теперь будут служить хорошей до бавкой в рыбную муку для корма рыб в рыбоводных хозяйст вах. Продукт имеет ценное качество: он является источником белка и содержит, красящее вещество. Завод по производству муки из креветочных отходов планирует, по предварительным данным, получить хорошую прибыль от сбыта своей продукции. Мидии и водоросли Исследовательский совет при норвежском научно-техническом обществе утверждает, что, если Норвегия сможет производить в год 200 000 тонн мидий, то она получит от сбыта 2 миллиар да крон. Самая большая проблема в искусственном разведении мидий в Норвегии — ядовитые водоросли. Два типа этих водорослей оккупировали с прошлого года большую часть хозяйств по раз ведению мидий в Южном и Западном Вестланне. н a п е ч и Внедрим внутризаводской бригадный хозрасчет во всем основном производстве — 1.5—2 миллиона прибыли. Переведем третий коптиль ный завод на работу в три смены по сквозному скользя щему графику — еще 1,5—2 миллиона рублей. Откажемся от услуг «Сев- рыбсбыта» и перейдем на пря мые хозяйственные связи с потребителями — опять же 1.5—2 миллиона рублей. Организуем свой межобла стной пункт розлива жира где-нибудь о центральной ча сти России и не будем гнать по рож ня к через всю страну — еще миллион наберется. Откажемся от услуг грузчи ков рыбного порта при достав- f e полуфабриката из ЦУПРа а свои заводы — еще 100— 150 тысяч. Сокращение заболеваемости наших рабочих хотя бы напо ловину — это по меньшей ме ре еще 250— 300 тысяч рублей потерянной прибыли, не счи тая социального блага — здо ровья людей. По самым скромным под счетам, в результате — свыше 17 миллионов рублей прибы ли. Но. Соленую рыбопродукцию с моря все равно везут и везут — куда денешься? Сырьевой комплекс организовать — да согласия нет: кому-то денег жалко . Оптимальные програм мы в оперативном управлении позарез нужны, да АСУП не развита, компьютеров нет и стоят они недешево. Хранили ще под жир крайне нужно : за аренду танков на судах трало- еого флота, рыбного порта, «Севрыбхолодфлота» платим больше 2 миллионов в год. Но большие емкости непросто достать, и проекта нет, и кто строить будет — неизвестно. Внедрить бы бригадный хоз расчет повсеместно, но ведь он плохую организацию труда не потерпит так же , ка к и сбоев в работе технологиче ского оборудования, неритмич ного снабжения сырьем. Пере вести бы коптильный завод на замкнутый цикл и три рабо чие смены, но тогда надо срочно решать вопрос с ясля ми и детскими садами, со столовой, транспортом, да и с людьми — не каждо го такой режим устроит. Отказаться бы от услуг «Севрыбсбыта», ко торые нам обходятся в 2,5 миллиона рублей, и перейти на прямые связи, и ни один ки лограмм нашей продукции не исчезал бы в «Бермудском треугольнике»: «Севрыбсбыт» — железная доро га — полу чатель, — как исчезают сейчас многие тонны, да кто разре шит? А заболеваемость рабо чих сократить — это вообще из области фантастики. Вот и полеживаем себе на печи, благо печь еще не сов сем остыла* А дрова-то ря дом ! Для того, чтобы решить все эти вопросы, чтобы пробудить от дремы лежебок, и нужна перестройка. Да и самим, не мешкая, надо сбрасывать ру кавицы и по русском у обычаю, засучив рукава, приниматься за работу. Ю. МАНАНКОВ, заместитель генерального директора М урманского рыбокомбината по эконо мике. -------------- Перестройка: конкретные шаги ------------- Где взять миллион? ...За закрытыми дверями ка бинета начальника оператиз- ной группы Беломорской базы гослова собрались трое: на чальник механико-судовой службы Н. П. Куксин, главный инженер базы А. Г. Грунин и бывший в то время хозяин ка бинета А. С. Носницын. Обсудили. Прикинули. Дело выгодное, миллионы сами про сятся в руки. Для осуществления заду манного потребовались соуча стники. И они нашлись. В / со став группы вошли замести тель начальника МСС И. И. Алексеев, групповой электро механик С. В. Филимонов, групповой рефмеханик С. М. Арутюнян, старший механик СТМ «Онцозеро» В. А. Стрел ков, бригадир слесарей С. М. Галтелов. Но без представите ля м орско го надзорного орга на дело тормозилось. Руководитель участка ин спекции Регистра СССР П. Ф . Виноградский не заставил се бя уговаривать. Он сам давно вынашивал эту идею. Но без подходящих, энергичных парт неров осуществить ее не мог. И вот они нашлись. Каждый участник организо ванной группы развивал твор ческую мысль соответственно своим должностным функциям. Опыт показал, что после че тырех лет эксплуатации нозых рыболовных траулеров типа «Атлантик-333» их механизмы не подвергаются значительно му износу. И когда стал в ремонт на продление класса Регистра СТМ «Ондозеро», при ступили к осуществлению раз работанной операции. Получи лось. Теперь обратимся к требова нию закона, который никто не отменял и не пересматривал. Освидетельствование на про дление класса Регистра сопря жено со средним ремонтом судна. И техпроцесс требует при этом обязательной полной разборки механизмов. Ради безопасности плавания пред ставитель Регистра должен осмотреть их именно в таком виде — разобранном. При ремонте траулеров про екта 696, или как их проззали на Мурмане по головному суд ну — «Омулей», это требование закона с целью выгоды было дер зко нарушено. Из двух главных двигателей каждо го судна разобрали толь ко один. Освидетельствовал их сам П. Ф . Виноградский, предъявляли соучастники по операции. Потому на другом двигателе выкатили выборочно лишь один рамовый подшип ник. При освидетельствовании рамовых шпилек ограничились осмотром резьбы, в то время как их положено полностью обмерять. Не разбирали моты- левые подшипники и головные соединения шатунно-поршне вой группы. Остались не окину тыми строгим надзорным гла зом и цилиндровые втулки, так как они спокойно продол жали оставаться в своих гнез дах внутри стальной громади ны дизеля. Не претерпели опе рации разборки демпферы двигателей. Специалисты и инспектор ограничились осмот ром их через смотровые люч ки. А ведь демпфер — шту ка сложная и . серьезная. Его задача — гасить крутильные колебания коленвала. Через лючки того же назна чения были замерены радиаль ные и осевые зазоры в глаз ном редукторе. Крод\е того, его состояние определипи лишь по наружному зацепле нию зубьев. И это вместо то го, чтобы раскидать те самые редукторы и демпферы до га ечки. Та же участь постигла и под шипники валовой линии. Они в течение всего «ремонта» оставались в покое. Из двухсот сорока электро моторов траулера разобраны для осмотра всего... четыре! Вся сложная система автома тики была подвергнута не бо лее чем регулировке . Лишь температурные датчики про шли надлежащую проверку. Не стали утруждать себя ме ханики и представитель над зорно го ведомства и в рефри жераторном отделении, загля нули в «нутро» одному ком п рессору, одному насосу хлада гента, одному водяному насо су, на том и «пошабашили» в сложном хозяйстве. , Свои действия Н. П. Куксин и П. Ф . Виноградский, ка к и другие члены поправшей тре бования закона группы, объяс нили так. Главные двигатели (и не только они) «Омулей» созданы конструкторами фирмы-по ставщика с учетом причин ава рий и недостатков их прото типов. Поэтому они намного надежнее своих «предков», установленных на других мо розильных траулерах. Это уже известно из практики. Кроме того, учтен и опыт проверок состояния старых NVD — дви- гателей-«дедушек». Например, у их фундаментных болтов и клиньев ни разу не обнаружи вались дефекты. На нозых двигателях приме няются тонкостенные вклады ши подшипников с толщиной заливки всего 0,7 миллимет ра. Нет касания шеек ко ленвала о верхние вкладыши рамовых подшипников. Колен чатый вал двигателя значитель но лучше уравновешен. То же и по электрической части, и по рефрижераторной. Электромоторы разбирали выборочно, а механизмы — только те из однотипных, ко торые работали в наиболее тя желых услозиях. Но позвольте заметить: как- то гладко все получается. Ни поломок не было, ни неисправ ностей. А между тем были повреж дения мотылевых подшипни ков, терялся натяг. Были отка зы демпферов. Выходил из строя главный редуктор , раз рушались подшипники качения. И все это в первые же годы работы «Омулей» в Барен цевом -море. Никто не спорит. Было. М о - тылевые подшипники имели признаки ненадежности. Те ряли натяг. База предъявила фирме претензию. И изгото вители признали ее справед ливость, уделили серьезное внимание этому недостатку. Сейчас его не существует. А обжатие мотылевых болтов строго контролируется. Не отличались надежностью и демпферы V790. После 12 тысяч часов работы происхо дил перекос его планшайбы. Механики ББГЛ установили причину. Взяли разъемы на сварку. Так что проблема га сителя колебаний изучена. И причина отказов главного редуктора установлена: отсут ствие соосности гнезд подшип ников ведомого вала правого борта. Механико-судовая служ ба Беломорской базы разра ботала свою технологию ис правления этого дефекта мето дом прокладок. Фирма ж е при несла свои извинения. Брак до пустил станок с цифровым программным управлением в результате ошибки в электрон ной системе. И подшипники качения боль ше не разрушаются, потому что их пластмассовые сепара- ционные кольца заменили бронзовыми. Надежность узлов, исправ ленных в процессе эксплуата ции «Омулей», не вызызает сомнения. Вполне мож но при контроле состояния однотип ных двигателей и механизмов ограничиться разборкой лишь одного из них. Тогда подведем итоги. В ре зультате нарушения закона творческая группа в составе Н. П. Куксина, А. Г. Грунина, П. Ф . Виноградского, А. С. Носницына (ушедшего нынче на пенсию), И. И. Алексеева, С. В. Филимонова, С. М. А р у - тюняна, В. А. Стрелкова и С. М. Галтелова положила более трех миллионоз рублей в кар ман, в государственный кар ман, разумеется. Это только за счет сокраще ния ремонтного времени все го четырех судов. Норма тако вого на ремонт под класс Ре гистра составляет 229 суток. СТМ «Ондозеро» уложился в 83, СТМу «Оланга» потребо валось 87, СТМ «Омь» вышел из ремонта на 113-е сутки, СТМ «Ома» — через 98. В среднем при ремонте каж дого из этих траулеров сэко номлено по 152 суток. Это больше продолжительности рейса. Так что положим на счет новаторов еще прибыль от выловленной экипажами за это время рыбы. Прибавим сэкономленные • условные за траты На реМОНТ. И ВЫГОДЫ Пе р ев ал я т д а л е к о п а д е ся то к миллионов рублей. Но это еще не все. Опытные механики знают, что всякая разборка механизма или узла сокращает его ресурс: нару шается приработка деталей. В сложной современной технике неизбежна при этом разной степени деформация тонких деталей. И наконец, само со бой понятно, продление клас са без полной разборки по зволяет избежать трудоемких работ, что влечет за собой высвобождение рабочей силы, нужной для ускорения ремон та других судов. Все четыре судна после под писания акта на годность к плаванию переведены на си стему непрерывного классифи кационного освидетельствова ния (СНКО). Она заключается в том, что машины, механизмы и системы будут предъявлять ся инспекции Регистра в тече ние эксплуатации поочередно по графику. И по истечении четырех лет достаточно прой ти только докование. В свидетельстве на рациона лизаторское предложение № 98 от первого декабря 1986 года новшество названо «Изменение технологии ре монта судов типа «Атлантика- 333». Несомненно, опыт возьмут на вооружение и другие фло ты рыбного хозяйства, распо лагающие «Омулями». Как же тогда закон? Да в том-то и дело, что на современном уровне развития корабельной техники и в ны нешних услозиях старые адми нистративно-технические тре бования потеряли свой смысл. И это доказали инициаторы новой технологии ремонта. А что до строгого надзорного органа, то освидетельствование без полной разборки не про тиворечит требованиям Реги стра СССР. А. ЕВГЕНЬЕВ, наш внешт. корр . РЫБНЫЙМУРМАН 15 января 1S8B года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz