Рыбный Мурман. 1988 г. Январь.

п Решения XXV II съезда КПСС -в жизнь! 5 РЫБОЛОВСТВО И РЫБОВОДСТВО (по страницам норвежских газет) Палтус... с фермы В 1990 году Норвегия, вероятно, будет продавать палтус, выращенный в искусственных условиях на рыбоводных фермах. В следующем году 2—5 рыбоводных предприятия начнут выращивание этого вида. Успешные опыты по аквакультуре на станции Аустеволл, проводимые в последние годы, показыва­ ют, что скоро в Норвегии начнется производство нескольких сот тысяч молоди палтуса. Уже в 1990 году эта молодь до­ стигнет промыслового веса — 5 — 10 килограммов. На промысле моллюска Норвежское судно «Холберг» вело успешный промысел мол­ люсков в Баренцевом море. Оно вернулось домой с полным грузом — 65 тонн. На вопрос корреспондента газеты «Фискарен», достаточно ли будет моллюсков, чтобы работали суда в течение двух ближай­ ших месяцев, капитан ответил, что в настоящее время количе­ ство моллюсков достаточно, но как велики эти концентрации — Неизвестно. На вопрос, нашли ли ученые новые районы обитания, капи­ тан ответил отрицательно. Ученые по-прежнему утверждают, что большие концентрации моллюсков зарегистрированы у Ян-Майе- на. «Но это — не новость», — отметил он. Креветочные отходы До настоящего времени они были источником загрязнения среды в районе Рекефьорд. Теперь будут служить хорошей до­ бавкой в рыбную муку для корма рыб в рыбоводных хозяйст­ вах. Продукт имеет ценное качество: он является источником белка и содержит, красящее вещество. Завод по производству муки из креветочных отходов планирует, по предварительным данным, получить хорошую прибыль от сбыта своей продукции. Мидии и водоросли Исследовательский совет при норвежском научно-техническом обществе утверждает, что, если Норвегия сможет производить в год 200 000 тонн мидий, то она получит от сбыта 2 миллиар­ да крон. Самая большая проблема в искусственном разведении мидий в Норвегии — ядовитые водоросли. Два типа этих водорослей оккупировали с прошлого года большую часть хозяйств по раз­ ведению мидий в Южном и Западном Вестланне. н a п е ч и Внедрим внутризаводской бригадный хозрасчет во всем основном производстве — 1.5—2 миллиона прибыли. Переведем третий коптиль­ ный завод на работу в три смены по сквозному скользя ­ щему графику — еще 1,5—2 миллиона рублей. Откажемся от услуг «Сев- рыбсбыта» и перейдем на пря ­ мые хозяйственные связи с потребителями — опять же 1.5—2 миллиона рублей. Организуем свой межобла ­ стной пункт розлива жира где-нибудь о центральной ча­ сти России и не будем гнать по рож ня к через всю страну — еще миллион наберется. Откажемся от услуг грузчи ­ ков рыбного порта при достав- f e полуфабриката из ЦУПРа а свои заводы — еще 100— 150 тысяч. Сокращение заболеваемости наших рабочих хотя бы напо­ ловину — это по меньшей ме­ ре еще 250— 300 тысяч рублей потерянной прибыли, не счи­ тая социального блага — здо ­ ровья людей. По самым скромным под­ счетам, в результате — свыше 17 миллионов рублей прибы ­ ли. Но. Соленую рыбопродукцию с моря все равно везут и везут — куда денешься? Сырьевой комплекс организовать — да согласия нет: кому-то денег жалко . Оптимальные програм ­ мы в оперативном управлении позарез нужны, да АСУП не развита, компьютеров нет и стоят они недешево. Хранили­ ще под жир крайне нужно : за аренду танков на судах трало- еого флота, рыбного порта, «Севрыбхолодфлота» платим больше 2 миллионов в год. Но большие емкости непросто достать, и проекта нет, и кто строить будет — неизвестно. Внедрить бы бригадный хоз­ расчет повсеместно, но ведь он плохую организацию труда не потерпит так же , ка к и сбоев в работе технологиче­ ского оборудования, неритмич­ ного снабжения сырьем. Пере­ вести бы коптильный завод на замкнутый цикл и три рабо­ чие смены, но тогда надо срочно решать вопрос с ясля­ ми и детскими садами, со столовой, транспортом, да и с людьми — не каждо го такой режим устроит. Отказаться бы от услуг «Севрыбсбыта», ко ­ торые нам обходятся в 2,5 миллиона рублей, и перейти на прямые связи, и ни один ки ­ лограмм нашей продукции не исчезал бы в «Бермудском треугольнике»: «Севрыбсбыт» — железная доро га — полу­ чатель, — как исчезают сейчас многие тонны, да кто разре­ шит? А заболеваемость рабо­ чих сократить — это вообще из области фантастики. Вот и полеживаем себе на печи, благо печь еще не сов­ сем остыла* А дрова-то ря­ дом ! Для того, чтобы решить все эти вопросы, чтобы пробудить от дремы лежебок, и нужна перестройка. Да и самим, не мешкая, надо сбрасывать ру­ кавицы и по русском у обычаю, засучив рукава, приниматься за работу. Ю. МАНАНКОВ, заместитель генерального директора М урманского рыбокомбината по эконо ­ мике. -------------- Перестройка: конкретные шаги ------------- Где взять миллион? ...За закрытыми дверями ка­ бинета начальника оператиз- ной группы Беломорской базы гослова собрались трое: на­ чальник механико-судовой службы Н. П. Куксин, главный инженер базы А. Г. Грунин и бывший в то время хозяин ка­ бинета А. С. Носницын. Обсудили. Прикинули. Дело выгодное, миллионы сами про ­ сятся в руки. Для осуществления заду­ манного потребовались соуча­ стники. И они нашлись. В / со­ став группы вошли замести­ тель начальника МСС И. И. Алексеев, групповой электро­ механик С. В. Филимонов, групповой рефмеханик С. М. Арутюнян, старший механик СТМ «Онцозеро» В. А. Стрел­ ков, бригадир слесарей С. М. Галтелов. Но без представите­ ля м орско го надзорного орга­ на дело тормозилось. Руководитель участка ин­ спекции Регистра СССР П. Ф . Виноградский не заставил се­ бя уговаривать. Он сам давно вынашивал эту идею. Но без подходящих, энергичных парт­ неров осуществить ее не мог. И вот они нашлись. Каждый участник организо­ ванной группы развивал твор­ ческую мысль соответственно своим должностным функциям. Опыт показал, что после че­ тырех лет эксплуатации нозых рыболовных траулеров типа «Атлантик-333» их механизмы не подвергаются значительно­ му износу. И когда стал в ремонт на продление класса Регистра СТМ «Ондозеро», при ­ ступили к осуществлению раз­ работанной операции. Получи­ лось. Теперь обратимся к требова­ нию закона, который никто не отменял и не пересматривал. Освидетельствование на про ­ дление класса Регистра сопря­ жено со средним ремонтом судна. И техпроцесс требует при этом обязательной полной разборки механизмов. Ради безопасности плавания пред­ ставитель Регистра должен осмотреть их именно в таком виде — разобранном. При ремонте траулеров про­ екта 696, или как их проззали на Мурмане по головному суд­ ну — «Омулей», это требование закона с целью выгоды было дер зко нарушено. Из двух главных двигателей каждо го судна разобрали толь­ ко один. Освидетельствовал их сам П. Ф . Виноградский, предъявляли соучастники по операции. Потому на другом двигателе выкатили выборочно лишь один рамовый подшип­ ник. При освидетельствовании рамовых шпилек ограничились осмотром резьбы, в то время как их положено полностью обмерять. Не разбирали моты- левые подшипники и головные соединения шатунно-поршне­ вой группы. Остались не окину­ тыми строгим надзорным гла­ зом и цилиндровые втулки, так как они спокойно продол­ жали оставаться в своих гнез­ дах внутри стальной громади­ ны дизеля. Не претерпели опе­ рации разборки демпферы двигателей. Специалисты и инспектор ограничились осмот­ ром их через смотровые люч­ ки. А ведь демпфер — шту­ ка сложная и . серьезная. Его задача — гасить крутильные колебания коленвала. Через лючки того же назна­ чения были замерены радиаль­ ные и осевые зазоры в глаз­ ном редукторе. Крод\е того, его состояние определипи лишь по наружному зацепле­ нию зубьев. И это вместо то­ го, чтобы раскидать те самые редукторы и демпферы до га­ ечки. Та же участь постигла и под ­ шипники валовой линии. Они в течение всего «ремонта» оставались в покое. Из двухсот сорока электро­ моторов траулера разобраны для осмотра всего... четыре! Вся сложная система автома­ тики была подвергнута не бо ­ лее чем регулировке . Лишь температурные датчики про ­ шли надлежащую проверку. Не стали утруждать себя ме ­ ханики и представитель над­ зорно го ведомства и в рефри­ жераторном отделении, загля­ нули в «нутро» одному ком п ­ рессору, одному насосу хлада­ гента, одному водяному насо­ су, на том и «пошабашили» в сложном хозяйстве. , Свои действия Н. П. Куксин и П. Ф . Виноградский, ка к и другие члены поправшей тре­ бования закона группы, объяс­ нили так. Главные двигатели (и не только они) «Омулей» созданы конструкторами фирмы-по­ ставщика с учетом причин ава­ рий и недостатков их прото­ типов. Поэтому они намного надежнее своих «предков», установленных на других мо ­ розильных траулерах. Это уже известно из практики. Кроме того, учтен и опыт проверок состояния старых NVD — дви- гателей-«дедушек». Например, у их фундаментных болтов и клиньев ни разу не обнаружи­ вались дефекты. На нозых двигателях приме­ няются тонкостенные вклады­ ши подшипников с толщиной заливки всего 0,7 миллимет­ ра. Нет касания шеек ко ­ ленвала о верхние вкладыши рамовых подшипников. Колен­ чатый вал двигателя значитель­ но лучше уравновешен. То же и по электрической части, и по рефрижераторной. Электромоторы разбирали выборочно, а механизмы — только те из однотипных, ко ­ торые работали в наиболее тя­ желых услозиях. Но позвольте заметить: как- то гладко все получается. Ни поломок не было, ни неисправ­ ностей. А между тем были повреж ­ дения мотылевых подшипни­ ков, терялся натяг. Были отка­ зы демпферов. Выходил из строя главный редуктор , раз­ рушались подшипники качения. И все это в первые же годы работы «Омулей» в Барен­ цевом -море. Никто не спорит. Было. М о - тылевые подшипники имели признаки ненадежности. Те­ ряли натяг. База предъявила фирме претензию. И изгото­ вители признали ее справед­ ливость, уделили серьезное внимание этому недостатку. Сейчас его не существует. А обжатие мотылевых болтов строго контролируется. Не отличались надежностью и демпферы V790. После 12 тысяч часов работы происхо­ дил перекос его планшайбы. Механики ББГЛ установили причину. Взяли разъемы на сварку. Так что проблема га­ сителя колебаний изучена. И причина отказов главного редуктора установлена: отсут­ ствие соосности гнезд подшип­ ников ведомого вала правого борта. Механико-судовая служ ­ ба Беломорской базы разра­ ботала свою технологию ис­ правления этого дефекта мето­ дом прокладок. Фирма ж е при ­ несла свои извинения. Брак до ­ пустил станок с цифровым программным управлением в результате ошибки в электрон­ ной системе. И подшипники качения боль­ ше не разрушаются, потому что их пластмассовые сепара- ционные кольца заменили бронзовыми. Надежность узлов, исправ­ ленных в процессе эксплуата­ ции «Омулей», не вызызает сомнения. Вполне мож но при контроле состояния однотип­ ных двигателей и механизмов ограничиться разборкой лишь одного из них. Тогда подведем итоги. В ре ­ зультате нарушения закона творческая группа в составе Н. П. Куксина, А. Г. Грунина, П. Ф . Виноградского, А. С. Носницына (ушедшего нынче на пенсию), И. И. Алексеева, С. В. Филимонова, С. М. А р у - тюняна, В. А. Стрелкова и С. М. Галтелова положила более трех миллионоз рублей в кар­ ман, в государственный кар­ ман, разумеется. Это только за счет сокраще­ ния ремонтного времени все­ го четырех судов. Норма тако­ вого на ремонт под класс Ре­ гистра составляет 229 суток. СТМ «Ондозеро» уложился в 83, СТМу «Оланга» потребо­ валось 87, СТМ «Омь» вышел из ремонта на 113-е сутки, СТМ «Ома» — через 98. В среднем при ремонте каж ­ дого из этих траулеров сэко­ номлено по 152 суток. Это больше продолжительности рейса. Так что положим на счет новаторов еще прибыль от выловленной экипажами за это время рыбы. Прибавим сэкономленные • условные за­ траты На реМОНТ. И ВЫГОДЫ Пе­ р ев ал я т д а л е к о п а д е ся то к миллионов рублей. Но это еще не все. Опытные механики знают, что всякая разборка механизма или узла сокращает его ресурс: нару­ шается приработка деталей. В сложной современной технике неизбежна при этом разной степени деформация тонких деталей. И наконец, само со­ бой понятно, продление клас­ са без полной разборки по­ зволяет избежать трудоемких работ, что влечет за собой высвобождение рабочей силы, нужной для ускорения ремон ­ та других судов. Все четыре судна после под ­ писания акта на годность к плаванию переведены на си­ стему непрерывного классифи­ кационного освидетельствова­ ния (СНКО). Она заключается в том, что машины, механизмы и системы будут предъявлять­ ся инспекции Регистра в тече­ ние эксплуатации поочередно по графику. И по истечении четырех лет достаточно прой­ ти только докование. В свидетельстве на рациона­ лизаторское предложение № 98 от первого декабря 1986 года новшество названо «Изменение технологии ре ­ монта судов типа «Атлантика- 333». Несомненно, опыт возьмут на вооружение и другие фло­ ты рыбного хозяйства, распо­ лагающие «Омулями». Как же тогда закон? Да в том-то и дело, что на современном уровне развития корабельной техники и в ны­ нешних услозиях старые адми­ нистративно-технические тре­ бования потеряли свой смысл. И это доказали инициаторы новой технологии ремонта. А что до строгого надзорного органа, то освидетельствование без полной разборки не про ­ тиворечит требованиям Реги­ стра СССР. А. ЕВГЕНЬЕВ, наш внешт. корр . РЫБНЫЙМУРМАН 15 января 1S8B года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz