Рыбный Мурман. 1988 г. Январь.

о / I ^ДЕКАБРЯ еженедельник рассказал * * о ре корде экипажа РТ 29 «Ки- >ов»: 50 лет назад он первым в мире 1обыл за год 60000 центнеров рыбы, юльшой вклад в это достижение внес­ ти капитаны Г. Г. Тисленко и А. И. 1трельбицкий. Мне хотелось бы пове­ дать о человеке, продолжившем их де ­ ло, — о К. Л. Буркове, с которым д о ­ велось работать на прославленном траулере. Преемники славных традиций 11 ОНСТАНТИН Лаврентьевич Буркоз родился 3 июля 1906 года в де ­ ревне Верховье в семье крестьянина- помора. Эта деревня входила в состаз села Патракеевка Архангельской губер­ нии. Село славилось многими опытны­ ми мореходами. Большая часть из них работала в рыбной промышленности Севера. Отец, Лаврентий Федорович, рыбачил в должности матроса, а затем засольщиком на рыболовных парусных судах. Сын помогал отцу. Уже в воз­ расте одиннадцати лет отец стал брать Константина в море и обучал его не­ легкому рыбацкому ремеслу. К о н с т а н ти н Б у р к о в о ко н ч и л се л ь с к ую и ^ф л у и тр и кла сса ш ко лы второй с т у ­ пени . Во время л е тн и х к а н и к у л в 1921 и 1922 годах он плавал к о к о м на п а р у с ­ ной ш х у н е «Андромеда» . Вот в те годы и начала с клады ва ться его м ор с ка я б и о ­ граф и я на этой с тарой , по тре п а нн о й п о ­ судине , ко тор а я весной ходила в Белое море за зверем , а летом пр и н им а л а р ы ­ б у на побереж ье М урм ана и доставляла ее в А р х а н ге л ь с к . Т р уд ны м и были эти р ей сы на ненадеж ном судне . Но моло ­ дой м о р я к вы держал все невзгоды . Это и определило дал ьнейш и й п у т ь в его ж и з н и . С ем надцатиле тним ю нош ей после о ко н ч а н и я ш ко лы он п о с т у п и л работать в тр ал о вы й флот. Пять лет, с 1923-го по 1928-й, ходил он в море матросом . За это .время п о с ти г азы ры б а ц ко й н а у к и . Потом е го на значили п ом ощ н и ком тр а л ­ мейстера . Работая в этой д олж но с ти , у п о р н о и зучал у с тр о й с тв о д о н ны х т р а ­ лов. Созетская власть дала право К. Л. Буркову на учебу. Он воспользовался этой возможностью и в 1931 году по­ ступил в Архангельский морской тех­ никум , который окончил в 1933 году, получив звание штурмана дальнего пла­ вания. После этого он продолжает ра­ боту в траловом флоте штурманом , а затем старшим помощником капитана. Два года ходил в море на рыболовных траулерах в этих должностях. А а 1935 году его назначили капитаном рыболов- но го - траулера РТ-309 «Мудьюжанин». ЗсМСа он командовал РТ-410 «Пеликан», РТ-412 «Колгуевец», РТ-84 «Гольфстрим». В 1938 году К. Л. Буркова назначили заместителем начальника управления Архангельского тралового флота. Не­ мно го позднее он исполнял обязанно­ сти начальника. 30 ноября 1939 года началась совет- с ко -ф и нл я нд сна я война . В п ервы е ж е д н и К. Л. Б у р ко в а м обили зовали и на ­ з н а ч и л и ком а нд и р ом военно го т р а л ьщ и ­ к а — бы вш е го ры б ол о вно го тра ул ера . Вместе с бы вш и м и ры б а кам и он п р и н и ­ мал у ч а с ти е в тр а л е н и и ф арватера в Пе- ч е н г с к о м заливе , обеспечив бе зопа сны й п р о х о д кораблей с десантом к п о р т у Л и н а х ам а р и . Затем и его кораб л ь у ч а ­ ствовал в десан тной о п ер а ци и . За у с ­ пеш ное вы полне ни е боевы х заданий к о ­ м анд о вания ком а н д и р т р а л ьщ и к а К . Л. Б у р к о в был на гр аж д е н орденом К р а с ­ н о го З нам ени . В 1940 год у он стал к о м ­ м у н и с то м . 12 марта 1940 года з а к о н ч и л ­ ся во е н ны й к о нф л и к т . К а п и т а н К . Л. Б у р к о в во звра тил ся в А р х а н ге л ь с к и й т р а л о вы й флот и снова начал лови ть ~*Т-412 «Н р ы б у на Р сКолгуевец». JJ А- ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ Великой Отече- ственной войны К. Л. Бурков вновь одел военную форму. Вместе с ним мобилизовали и личный состав РТ-412, который стал военным тральщиком Щ£-45. Командиром его назначили К%Л. Буркова. ТЩ-45 участвовал во многих боевых операциях в Баренцевом, Белом и Кар­ ском морях. Он конвоировал транспор­ ты, тралил фарватеры в районах мин­ ных полей, нес дозорную службу, пере­ брасывал десанты на побережье, заня­ тое фашистами, доставлял боеприпасы на полуостров Рыбачий. Нередко такие операции сопровождались тяжелыми боями с врагом. Немало тр уд н о с те й вы пало на долю К. Л. Б ур ко в а . При доставив снабж ения и б оеприпа сов на Ры бачий в 1943 год у на е го ко раб л ь напало 17 ф аш и с т с к и х самолетов . Они сбрасывали бомбы , об ­ стреливали из п уш е к и пулеме тов . Мо­ р я к и в с т у п и л и в н е ра в н ую с х в а т к у и о т ­ р а зили в о зд уш ны й налет. Ни одна из в р а ж е с к и х бомб не попала в корабль , х о тя они и в зры в ал и с ь побли зо с ти . При обстреле ко ра бля в М о товс ком заливе бере говой ар ти лле р и е й ка пи та н -л е й те - н а н т К . Л. Б у р к о в п о л у ч и л тяж елое ра ­ нение о т о с к о л к а снаряда . Ж и з н ь его о ка за л а с ь в о п а с н о с ти . В ра чи го с п и т а ­ ля дол го бо ро ли сь за то , чтобы он о с тал ­ ся ж и в , и сделали все в о зм ож ное . Не один м есяц он п р ол еж ал на го с п и т а л ь ­ ной к о й к е . После лечения стал и н в а л и ­ дом тр е ть е й г р у п п ы , но настоял на сво ­ ем п р и п о п ы т к е дем обили зова ть е го и остался в боевом строю . О сенью 1943 го ­ да п о л у ч и л новое на значение на д р у го й корабль . Т ОГДА ОН И ПРИНЯЛ под свое ко ­ мандование ТЩ-38 — бывший РТ- 29 «Киров». Опять стал нести свою не­ легкую боевую службу. Участвовал в ряде боевых операций. Так и воевал с врагом до конца войны.. После оконча ­ ния ее ТЩ-38 принимал активное уча­ стие в тралении минных полей. За отвагу и мужество, проявленные в борьбе за свободу и независимость на­ шей Родины, капитан-лейтенант К. Л. Бурков был удостоен боевых наград: ордена Отечественной войны перзой степени, двух орденов Красной Звезды, медалей «За отвагу», «За оборону Со­ ветского Заполярья», «За победу над Германией». Т оль ко во в торой половине 1946 года тра ул ер «Киров» передали обра тно в тр ал о вы й флот. К. Л. Б у р к о в остался на нем к а п и т а н о м . РТ-29 ср а зу ж е по с та ­ вили в рем он т и начали переоборудова ть для лова ры бы . Тогда перед ка пи та ном встал вопро с о к о м п л е к т а ц и и ли чно го состава . Д овоенны й э к и п а ж не со хр а ­ нил ся . От не го о сталось всего пя ть челове к: м аш и н и с т Платонов, м атросы Б о л ьш а ко в и М а р ты н е н ко , ноче гар Ба- р а кш и н и м аш и н и с т РМУ Борисов . Они вместе с кораблем п р ош л и с ур о вы й бое­ вой п у т ь в годы войны . Поздней осенью 1946 года капитан К. Л. Бурков повел траулер «Киров» в первый послевоенный рейс. В море пошли новые люди, которые не имели понятия о старых заслугах судна. Обла­ стная газета «Полярная правда» обра ­ тилась с письмом к новому экипажу. На своих страницах она рассказала м о ­ рякам о том, что им выпала честь идти в море на промысел на славном трау­ лере, который в довоенные годы до ­ бился рекордных уловов рыбы, старый экипаж его применял стахановские ме­ тоды работы- Газета призывала нозый экипаж к тому, чтобы траулер с пеовых дней промышлял так, как он . работал до войны, и чтобы он снова стал во главе тралового флота и повел его к новым производственным победам... рос перед ним, зная, что его поддер ­ жат. С первых дней года нзчалась настой­ чивая борьба за выполнение принятого обязательства. Запевалами в ней, в пер ­ вую очередь, явились коммунисты. В результате за 16 рейсов в 1947 году РТ-29 добыл 60278 центнеров рыбы з сырце, выполнив государственный план на 123 процента. Из добытой рыбы м о ­ ряки выработали 34318 центнзров полу­ фабриката, из них свежей — 16121 центнер. Годовой план был перевыпол­ нен по всем показателям. Траулер находился в море 309 суток. Междурейсовые стоянки в порту моря ­ ки сократили до минимума. Они соста­ вили в среднем 2,9 суток вместо 4,8 по БУРКОВ ПРОМЫСЕЛ В ПЕРВОМ РЕЙСЕ РТ- * * 29 вел в районе Канина. Сразу же встретилось немало трудностей в тех­ нике работы с тралом и в обработке рыбы. Новички не имели понятия о траловом лове. Их предстояло обучить рыбацкой профессии.Опытные матро­ сы Чернышев, Корнев, Ошурков, Муста­ фин учили новичков. В первые дни промысла на спуск-подъем трала ухо­ дило до 50 минут. К концу рейса время на эти операции уменьшилось. В среднем за рейс оно составило 39,8 минуты. Вначале медленно произво ­ дилась и обработка рыбы. Но постепен­ но дело налаживалось, улучшалась о р ­ ганизация труда, повышалась его про­ изводительность. В первом ж е рейсе э к и п а ж тра ул ера вы д ерж ал э кзам е н на зрелость , не •уронил былой славы с та х а н о в с ко го РТ-29. При плане 215 то н н м о р я ки до ­ с тавили в п о р т 219,5 то н ны ры бы . В 1947 году экипаж РТ-9 «Ролик» вы­ ступил инициатором социалистического соревнования в траловом флоте. Он взял обязательство выловить 60 тысяч центнеров рыбы. Почин его одним из первых поддержал экипаж РТ-29 «Ки­ ров». Прежде чем принять такое высокое обязательство, капитан посоветовался с коммунистами, с командным составом. — Сможем ли мы выловить за год 60 тысяч центнеров рыбы? — спросил он и сам ж е ответил: — М ож ем и должны ! Этот вопрос он задал морякам на общем собрании и относил его к штур­ манам, мастерам по добыче и обработ­ ке, матросам, механикам, кочегарам, без самоотверженной работы которых не добиться успеха. Он верил своему экипажу и впервые поставил такой воп­ плану. В море экипаж экономил каждую минуту драгоценного промыслового времени. Спуск и подъем трала произ ­ водился за 39,3 минуты вместо 45 минут по норме- Это позволило довести об­ щую продолжительность тралений до 19 часов в сутки. D ХОРОШЕЙ РАБОТЕ ТРАУЛЕРА большая заслуга принадлежит ка­ питану К. Л. Буркову. Ему потребовал­ ся всего один год для того, чтобы РТ- 29 м о г достичь довоенного мирового рекорда . РТ-29 снова стал лидером тра­ лового флота. — Ни одной минуты простоя при работе с тралом! — говорил капитан своим штурманам и тралмейстерам. — Необходимо ежедневно увеличивать ре­ жим траления и за счет этого наращи­ вать добычу рыбы! Слова его не расходились с делом. Он изучал промысловые сводки, анали­ зировал уловы траулеров, которые име­ ли более высокие результаты. В соот­ ветствии с этим он и строил работу своего экипажа. Не случайно киров­ цы в те годы занимали первое место по флоту. К. Л. Бурков умел ловить рыбу. Не зря его считали на флоте «уловистым» капитаном. Он был требовательным ко ­ мандиром, целеустремленным челове­ ком . Дисциплинированный, трудолюби ­ вый моряк не любил разгильдяев, а особенно тех, кто не хотел добросове ­ стно и честно работать. Он регулярно следил за тем, как работают матросы, мастера по добыче и обработке рыбы, консервщики. Он помогал им, учил луч­ шим приемам. Константин Лаврентьевич, неустанно заботился о своих подчинен­ ных, оказывал им помощь в том или дру гом вопросе. Среди экипажа он пользовался непререкаемым авторите­ том Моряки любили, уважали своего капитана. А ВТОРУ ЭТИХ СТРОК выпала честь работать на РТ-29 «Киров». В ян­ варе 1947 года меня направили на него матросом . В марте я ушел учиться, а в мае 1948 года меня вновь направили на траулер «Кироз» — уже третьим по ­ мощ ником капитана. Четыре промысло­ вых рейса я работал на нем а этой должности. Из каждо го экипаж Достав­ лял в порт полные трюмы рыбы. Для меня РТ-29 был как бы рыбацким «уни­ верситетом». На этом траулере мне пришлось осваивать технику работы с тралом, учиться тонкостям судовожде ­ ния. Первым моим учителем, первым наставником был капитан дальнего пла­ вания К. Л. Бурков. Он учил меня са­ мостоятельности, помог освоить азы рыбацкой профессии, полюбить ее, пе­ редал мне свой богатый опыт. Я бла­ годарил судьбу за то, что мне при­ шлось работать с таким опытным капи- таном -промысловиком . Я узнал его и как человека смелого, вдумчивого, серь­ езного , рассудительного. На службе Константин Лаврентьевич был строгим, взыскательным, а в жизни — доступ­ ным, справедливым, чутким челове­ ком... С РТ-29 «Киров» к а п и т а н К. Л. Б у р ­ ко в перешел с о сновной ча с тью э к и п а ­ ж а на РТ-7 «Семга». Этот тр а ул е р в то время чи слил ся в числе о т с таю щ и х . Он реш ил вы вести его в число передовы х . В п е р вы х рей сах дело не клеило сь , не­ мало было неудач , встре тило сь т р у д н о ­ стей. Но не та к о в был к о м м у н и с т К. Л. Б у р ко в , чтобы о т с т у п а т ь перед ним и . Он не любил пле стись в хво сте и был х о ­ зяином своего слова — в с коре м о р я ки «Семги» стали во звращ а ть ся в п о р т с бо га ты м и уловами , вы полн я я и п е ре вы ­ полняя рейсовые задания . А в начале 1950 года э к и п а ж РТ-7 обязался д о сро ч ­ но вы п о л н и ть годовой план по добыче ры бы . О тра ул ере «Семга» в то время за го в о ри л и на флоте, к а к о лидере со­ ц и а л и с ти ч е с ко го соревнования . Капитан К. Л. Бурков вел большую общественную работу. В 1949 году его избрали делегатом на II съезд проф ­ союзов, и на нем он стал членом ЦК профсоюза рабочих пищевой промыш ­ ленности. В М урманске его избрали членом городско го комитета партии, депутатом городско го Совета трех со- ЗЫ ЗО В. В д е к а б р е 1950 год а капитан К . Л. Бурков был отмечен высшей наградой Родины — орденом Ленина. Б о л е е д в а д ц а т и с е м и л е т отдал м орю К. Л. Бурков, из них пятна­ дцать лет он находился на мостике ры ­ боловного траулера. Трудна должность капитана. Вдвойне она сложна у капи- тана-промысловика. Бессонные ночи на мостике, сложные условия плавания, нервное напряжение, отсутствие нор ­ мального отдыха. Все это оказало свое действие на здоровье Константина Лав­ рентьевича. Отразилось на нем и тяже ­ лое ранение. Врачи стали ограничивать выход в море , а в 1950 году наложили «вето». И опытный капитан перешел ра­ ботать на берег. Его назначили началь­ ником промысловой разведки и одно ­ временно заместителем начальника объ­ единения «Мурманрыба». Здесь еще полнее раскрылись его организатор­ ские способности, сказалась высокая ответственность за порученное дело. Константин Лаврентьевич стал искать пути совершенствования поисков рыбы, разрабатывал маршруты поисковых траулеров, немало уделял внимания изучению и освоению новых районов промысла. В 1957 год у К. Л. Б у р к о в снова пере ­ шел в трал о вы й флот. Его на значили н а ч а л ь н и ком о тряда . В 1959 год у о т р я ­ ды у п р а зд н и л и . Он работал к а п и та н ом - н а с та в н и ком , затем к а п и та н ом т р а у л е ­ ров , н а х о д и вш и х с я в ремонте . По д о с ти ­ ж е н и и пе н си о н н о го во зра ста не ушел на з а с л уж е н ны й о тды х , я продолжал т р у д и т ь с я . Умер он 3 денабря 1964 г о ­ да по п у т и на рабо ту , не дойдя н е с ко л ь ­ к и х метров по п р и ч а л у до судна ... И МЯ КАПИТАНА Константина Лав­ рентьевича Буркова хорошо изве­ стно морякам-тралфлотовцам старшего поколения. Он внес немалый вклад в развитие рыбной промышленности за­ полярного края. Его трудовой и ж и з ­ ненный путь — достойный пример для молодых моряков Северного рыбопро ­ мыслового бассейна. Его именем на­ звана одна из улиц города-героя М ур ­ манска. Но почем у в с тр ою орденоно сно го тралово го флота нет тр а ул е р а с гордым именем «Киров»? Этим вопросом я и за ­ к о н ч у свой расс ка з . В. ДОРИЧЕ капитан дальнего плавания, ветеран войны и труда. РЫБНЫЙМУРМАН 8 января 198 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz