Рыбный Мурман. 1988 г. Январь.
о / I ^ДЕКАБРЯ еженедельник рассказал * * о ре корде экипажа РТ 29 «Ки- >ов»: 50 лет назад он первым в мире 1обыл за год 60000 центнеров рыбы, юльшой вклад в это достижение внес ти капитаны Г. Г. Тисленко и А. И. 1трельбицкий. Мне хотелось бы пове дать о человеке, продолжившем их де ло, — о К. Л. Буркове, с которым д о велось работать на прославленном траулере. Преемники славных традиций 11 ОНСТАНТИН Лаврентьевич Буркоз родился 3 июля 1906 года в де ревне Верховье в семье крестьянина- помора. Эта деревня входила в состаз села Патракеевка Архангельской губер нии. Село славилось многими опытны ми мореходами. Большая часть из них работала в рыбной промышленности Севера. Отец, Лаврентий Федорович, рыбачил в должности матроса, а затем засольщиком на рыболовных парусных судах. Сын помогал отцу. Уже в воз расте одиннадцати лет отец стал брать Константина в море и обучал его не легкому рыбацкому ремеслу. К о н с т а н ти н Б у р к о в о ко н ч и л се л ь с к ую и ^ф л у и тр и кла сса ш ко лы второй с т у пени . Во время л е тн и х к а н и к у л в 1921 и 1922 годах он плавал к о к о м на п а р у с ной ш х у н е «Андромеда» . Вот в те годы и начала с клады ва ться его м ор с ка я б и о граф и я на этой с тарой , по тре п а нн о й п о судине , ко тор а я весной ходила в Белое море за зверем , а летом пр и н им а л а р ы б у на побереж ье М урм ана и доставляла ее в А р х а н ге л ь с к . Т р уд ны м и были эти р ей сы на ненадеж ном судне . Но моло дой м о р я к вы держал все невзгоды . Это и определило дал ьнейш и й п у т ь в его ж и з н и . С ем надцатиле тним ю нош ей после о ко н ч а н и я ш ко лы он п о с т у п и л работать в тр ал о вы й флот. Пять лет, с 1923-го по 1928-й, ходил он в море матросом . За это .время п о с ти г азы ры б а ц ко й н а у к и . Потом е го на значили п ом ощ н и ком тр а л мейстера . Работая в этой д олж но с ти , у п о р н о и зучал у с тр о й с тв о д о н ны х т р а лов. Созетская власть дала право К. Л. Буркову на учебу. Он воспользовался этой возможностью и в 1931 году по ступил в Архангельский морской тех никум , который окончил в 1933 году, получив звание штурмана дальнего пла вания. После этого он продолжает ра боту в траловом флоте штурманом , а затем старшим помощником капитана. Два года ходил в море на рыболовных траулерах в этих должностях. А а 1935 году его назначили капитаном рыболов- но го - траулера РТ-309 «Мудьюжанин». ЗсМСа он командовал РТ-410 «Пеликан», РТ-412 «Колгуевец», РТ-84 «Гольфстрим». В 1938 году К. Л. Буркова назначили заместителем начальника управления Архангельского тралового флота. Не мно го позднее он исполнял обязанно сти начальника. 30 ноября 1939 года началась совет- с ко -ф и нл я нд сна я война . В п ервы е ж е д н и К. Л. Б у р ко в а м обили зовали и на з н а ч и л и ком а нд и р ом военно го т р а л ьщ и к а — бы вш е го ры б ол о вно го тра ул ера . Вместе с бы вш и м и ры б а кам и он п р и н и мал у ч а с ти е в тр а л е н и и ф арватера в Пе- ч е н г с к о м заливе , обеспечив бе зопа сны й п р о х о д кораблей с десантом к п о р т у Л и н а х ам а р и . Затем и его кораб л ь у ч а ствовал в десан тной о п ер а ци и . За у с пеш ное вы полне ни е боевы х заданий к о м анд о вания ком а н д и р т р а л ьщ и к а К . Л. Б у р к о в был на гр аж д е н орденом К р а с н о го З нам ени . В 1940 год у он стал к о м м у н и с то м . 12 марта 1940 года з а к о н ч и л ся во е н ны й к о нф л и к т . К а п и т а н К . Л. Б у р к о в во звра тил ся в А р х а н ге л ь с к и й т р а л о вы й флот и снова начал лови ть ~*Т-412 «Н р ы б у на Р сКолгуевец». JJ А- ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ Великой Отече- ственной войны К. Л. Бурков вновь одел военную форму. Вместе с ним мобилизовали и личный состав РТ-412, который стал военным тральщиком Щ£-45. Командиром его назначили К%Л. Буркова. ТЩ-45 участвовал во многих боевых операциях в Баренцевом, Белом и Кар ском морях. Он конвоировал транспор ты, тралил фарватеры в районах мин ных полей, нес дозорную службу, пере брасывал десанты на побережье, заня тое фашистами, доставлял боеприпасы на полуостров Рыбачий. Нередко такие операции сопровождались тяжелыми боями с врагом. Немало тр уд н о с те й вы пало на долю К. Л. Б ур ко в а . При доставив снабж ения и б оеприпа сов на Ры бачий в 1943 год у на е го ко раб л ь напало 17 ф аш и с т с к и х самолетов . Они сбрасывали бомбы , об стреливали из п уш е к и пулеме тов . Мо р я к и в с т у п и л и в н е ра в н ую с х в а т к у и о т р а зили в о зд уш ны й налет. Ни одна из в р а ж е с к и х бомб не попала в корабль , х о тя они и в зры в ал и с ь побли зо с ти . При обстреле ко ра бля в М о товс ком заливе бере говой ар ти лле р и е й ка пи та н -л е й те - н а н т К . Л. Б у р к о в п о л у ч и л тяж елое ра нение о т о с к о л к а снаряда . Ж и з н ь его о ка за л а с ь в о п а с н о с ти . В ра чи го с п и т а ля дол го бо ро ли сь за то , чтобы он о с тал ся ж и в , и сделали все в о зм ож ное . Не один м есяц он п р ол еж ал на го с п и т а л ь ной к о й к е . После лечения стал и н в а л и дом тр е ть е й г р у п п ы , но настоял на сво ем п р и п о п ы т к е дем обили зова ть е го и остался в боевом строю . О сенью 1943 го да п о л у ч и л новое на значение на д р у го й корабль . Т ОГДА ОН И ПРИНЯЛ под свое ко мандование ТЩ-38 — бывший РТ- 29 «Киров». Опять стал нести свою не легкую боевую службу. Участвовал в ряде боевых операций. Так и воевал с врагом до конца войны.. После оконча ния ее ТЩ-38 принимал активное уча стие в тралении минных полей. За отвагу и мужество, проявленные в борьбе за свободу и независимость на шей Родины, капитан-лейтенант К. Л. Бурков был удостоен боевых наград: ордена Отечественной войны перзой степени, двух орденов Красной Звезды, медалей «За отвагу», «За оборону Со ветского Заполярья», «За победу над Германией». Т оль ко во в торой половине 1946 года тра ул ер «Киров» передали обра тно в тр ал о вы й флот. К. Л. Б у р к о в остался на нем к а п и т а н о м . РТ-29 ср а зу ж е по с та вили в рем он т и начали переоборудова ть для лова ры бы . Тогда перед ка пи та ном встал вопро с о к о м п л е к т а ц и и ли чно го состава . Д овоенны й э к и п а ж не со хр а нил ся . От не го о сталось всего пя ть челове к: м аш и н и с т Платонов, м атросы Б о л ьш а ко в и М а р ты н е н ко , ноче гар Ба- р а кш и н и м аш и н и с т РМУ Борисов . Они вместе с кораблем п р ош л и с ур о вы й бое вой п у т ь в годы войны . Поздней осенью 1946 года капитан К. Л. Бурков повел траулер «Киров» в первый послевоенный рейс. В море пошли новые люди, которые не имели понятия о старых заслугах судна. Обла стная газета «Полярная правда» обра тилась с письмом к новому экипажу. На своих страницах она рассказала м о рякам о том, что им выпала честь идти в море на промысел на славном трау лере, который в довоенные годы до бился рекордных уловов рыбы, старый экипаж его применял стахановские ме тоды работы- Газета призывала нозый экипаж к тому, чтобы траулер с пеовых дней промышлял так, как он . работал до войны, и чтобы он снова стал во главе тралового флота и повел его к новым производственным победам... рос перед ним, зная, что его поддер жат. С первых дней года нзчалась настой чивая борьба за выполнение принятого обязательства. Запевалами в ней, в пер вую очередь, явились коммунисты. В результате за 16 рейсов в 1947 году РТ-29 добыл 60278 центнеров рыбы з сырце, выполнив государственный план на 123 процента. Из добытой рыбы м о ряки выработали 34318 центнзров полу фабриката, из них свежей — 16121 центнер. Годовой план был перевыпол нен по всем показателям. Траулер находился в море 309 суток. Междурейсовые стоянки в порту моря ки сократили до минимума. Они соста вили в среднем 2,9 суток вместо 4,8 по БУРКОВ ПРОМЫСЕЛ В ПЕРВОМ РЕЙСЕ РТ- * * 29 вел в районе Канина. Сразу же встретилось немало трудностей в тех нике работы с тралом и в обработке рыбы. Новички не имели понятия о траловом лове. Их предстояло обучить рыбацкой профессии.Опытные матро сы Чернышев, Корнев, Ошурков, Муста фин учили новичков. В первые дни промысла на спуск-подъем трала ухо дило до 50 минут. К концу рейса время на эти операции уменьшилось. В среднем за рейс оно составило 39,8 минуты. Вначале медленно произво дилась и обработка рыбы. Но постепен но дело налаживалось, улучшалась о р ганизация труда, повышалась его про изводительность. В первом ж е рейсе э к и п а ж тра ул ера вы д ерж ал э кзам е н на зрелость , не •уронил былой славы с та х а н о в с ко го РТ-29. При плане 215 то н н м о р я ки до с тавили в п о р т 219,5 то н ны ры бы . В 1947 году экипаж РТ-9 «Ролик» вы ступил инициатором социалистического соревнования в траловом флоте. Он взял обязательство выловить 60 тысяч центнеров рыбы. Почин его одним из первых поддержал экипаж РТ-29 «Ки ров». Прежде чем принять такое высокое обязательство, капитан посоветовался с коммунистами, с командным составом. — Сможем ли мы выловить за год 60 тысяч центнеров рыбы? — спросил он и сам ж е ответил: — М ож ем и должны ! Этот вопрос он задал морякам на общем собрании и относил его к штур манам, мастерам по добыче и обработ ке, матросам, механикам, кочегарам, без самоотверженной работы которых не добиться успеха. Он верил своему экипажу и впервые поставил такой воп плану. В море экипаж экономил каждую минуту драгоценного промыслового времени. Спуск и подъем трала произ водился за 39,3 минуты вместо 45 минут по норме- Это позволило довести об щую продолжительность тралений до 19 часов в сутки. D ХОРОШЕЙ РАБОТЕ ТРАУЛЕРА большая заслуга принадлежит ка питану К. Л. Буркову. Ему потребовал ся всего один год для того, чтобы РТ- 29 м о г достичь довоенного мирового рекорда . РТ-29 снова стал лидером тра лового флота. — Ни одной минуты простоя при работе с тралом! — говорил капитан своим штурманам и тралмейстерам. — Необходимо ежедневно увеличивать ре жим траления и за счет этого наращи вать добычу рыбы! Слова его не расходились с делом. Он изучал промысловые сводки, анали зировал уловы траулеров, которые име ли более высокие результаты. В соот ветствии с этим он и строил работу своего экипажа. Не случайно киров цы в те годы занимали первое место по флоту. К. Л. Бурков умел ловить рыбу. Не зря его считали на флоте «уловистым» капитаном. Он был требовательным ко мандиром, целеустремленным челове ком . Дисциплинированный, трудолюби вый моряк не любил разгильдяев, а особенно тех, кто не хотел добросове стно и честно работать. Он регулярно следил за тем, как работают матросы, мастера по добыче и обработке рыбы, консервщики. Он помогал им, учил луч шим приемам. Константин Лаврентьевич, неустанно заботился о своих подчинен ных, оказывал им помощь в том или дру гом вопросе. Среди экипажа он пользовался непререкаемым авторите том Моряки любили, уважали своего капитана. А ВТОРУ ЭТИХ СТРОК выпала честь работать на РТ-29 «Киров». В ян варе 1947 года меня направили на него матросом . В марте я ушел учиться, а в мае 1948 года меня вновь направили на траулер «Кироз» — уже третьим по мощ ником капитана. Четыре промысло вых рейса я работал на нем а этой должности. Из каждо го экипаж Достав лял в порт полные трюмы рыбы. Для меня РТ-29 был как бы рыбацким «уни верситетом». На этом траулере мне пришлось осваивать технику работы с тралом, учиться тонкостям судовожде ния. Первым моим учителем, первым наставником был капитан дальнего пла вания К. Л. Бурков. Он учил меня са мостоятельности, помог освоить азы рыбацкой профессии, полюбить ее, пе редал мне свой богатый опыт. Я бла годарил судьбу за то, что мне при шлось работать с таким опытным капи- таном -промысловиком . Я узнал его и как человека смелого, вдумчивого, серь езного , рассудительного. На службе Константин Лаврентьевич был строгим, взыскательным, а в жизни — доступ ным, справедливым, чутким челове ком... С РТ-29 «Киров» к а п и т а н К. Л. Б у р ко в перешел с о сновной ча с тью э к и п а ж а на РТ-7 «Семга». Этот тр а ул е р в то время чи слил ся в числе о т с таю щ и х . Он реш ил вы вести его в число передовы х . В п е р вы х рей сах дело не клеило сь , не мало было неудач , встре тило сь т р у д н о стей. Но не та к о в был к о м м у н и с т К. Л. Б у р ко в , чтобы о т с т у п а т ь перед ним и . Он не любил пле стись в хво сте и был х о зяином своего слова — в с коре м о р я ки «Семги» стали во звращ а ть ся в п о р т с бо га ты м и уловами , вы полн я я и п е ре вы полняя рейсовые задания . А в начале 1950 года э к и п а ж РТ-7 обязался д о сро ч но вы п о л н и ть годовой план по добыче ры бы . О тра ул ере «Семга» в то время за го в о ри л и на флоте, к а к о лидере со ц и а л и с ти ч е с ко го соревнования . Капитан К. Л. Бурков вел большую общественную работу. В 1949 году его избрали делегатом на II съезд проф союзов, и на нем он стал членом ЦК профсоюза рабочих пищевой промыш ленности. В М урманске его избрали членом городско го комитета партии, депутатом городско го Совета трех со- ЗЫ ЗО В. В д е к а б р е 1950 год а капитан К . Л. Бурков был отмечен высшей наградой Родины — орденом Ленина. Б о л е е д в а д ц а т и с е м и л е т отдал м орю К. Л. Бурков, из них пятна дцать лет он находился на мостике ры боловного траулера. Трудна должность капитана. Вдвойне она сложна у капи- тана-промысловика. Бессонные ночи на мостике, сложные условия плавания, нервное напряжение, отсутствие нор мального отдыха. Все это оказало свое действие на здоровье Константина Лав рентьевича. Отразилось на нем и тяже лое ранение. Врачи стали ограничивать выход в море , а в 1950 году наложили «вето». И опытный капитан перешел ра ботать на берег. Его назначили началь ником промысловой разведки и одно временно заместителем начальника объ единения «Мурманрыба». Здесь еще полнее раскрылись его организатор ские способности, сказалась высокая ответственность за порученное дело. Константин Лаврентьевич стал искать пути совершенствования поисков рыбы, разрабатывал маршруты поисковых траулеров, немало уделял внимания изучению и освоению новых районов промысла. В 1957 год у К. Л. Б у р к о в снова пере шел в трал о вы й флот. Его на значили н а ч а л ь н и ком о тряда . В 1959 год у о т р я ды у п р а зд н и л и . Он работал к а п и та н ом - н а с та в н и ком , затем к а п и та н ом т р а у л е ров , н а х о д и вш и х с я в ремонте . По д о с ти ж е н и и пе н си о н н о го во зра ста не ушел на з а с л уж е н ны й о тды х , я продолжал т р у д и т ь с я . Умер он 3 денабря 1964 г о да по п у т и на рабо ту , не дойдя н е с ко л ь к и х метров по п р и ч а л у до судна ... И МЯ КАПИТАНА Константина Лав рентьевича Буркова хорошо изве стно морякам-тралфлотовцам старшего поколения. Он внес немалый вклад в развитие рыбной промышленности за полярного края. Его трудовой и ж и з ненный путь — достойный пример для молодых моряков Северного рыбопро мыслового бассейна. Его именем на звана одна из улиц города-героя М ур манска. Но почем у в с тр ою орденоно сно го тралово го флота нет тр а ул е р а с гордым именем «Киров»? Этим вопросом я и за к о н ч у свой расс ка з . В. ДОРИЧЕ капитан дальнего плавания, ветеран войны и труда. РЫБНЫЙМУРМАН 8 января 198 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz