Рыбный Мурман. 1988 г. Январь.
рыбный мурман Заметки журналиста ЕЛОМ бы заняться, хоть каким — вагоны разгружать, болванку то чить, рыбу ловить... Всем, чем угодно, — лишь бы не маяться от неопреде ленности. А Москва не принимала. Все столич ные аэропорты были закрыты. Види мость — 100 метров, густой туман. Са молеты не взлетали и не садились. 21 октября должны были вылетать из М урманска в Москву экипажи БМРТ «Аскания», БАТов «Генерал Чистяков» и «Константин Душенов», а на другое утро — из Москвы в Буэнос-Айрес. Рейс переносили изо дня в день. Вот х р о н и к а ож ид а н и я . 21 о к т я б р я сбор э к и п а ж а в М урм а н ском а э р о п о р т у в 17 часов. Рейс 2344 отлож ен до 22-х. В 23.00 объявили : по домам . 22 он тября . К 9 часам у тр а в а эропор т пр ибы л и все. Ждем час, д р у гой ... В 18.00 дана команда — р а зъ е зж а ть ся . 23 о к тя б р я . Вновь сбор, теперь уже оноло отдела кадров тралфлота в 9.00. Постояли , п о к у р и л и . Через 15 м и н у т у зн а л и последнюю новость : бы ть в а эро п о р т у в 13.00. «За горали» мы еще долго. И т о л ь ко в ноль часов 24 о к тя б р я о торвались от взле тной полосы . Итак, больше суток «чистого» време ни торчали моряки в М урманском аэро порту. Да, считали углы, с нетерпени ем поглядывая на информационное табло, замирали при голосе диктора, который ничем не радовал. И ждали. Но не маялись. Не было раздражаю щих факторов. После первого дня, ко г да нельзя было и протолкнуться, неко торая часть пассажиров, если не боль шая, сдала, билеты и двинулась к ж е лезнодорожному вокзалу. «Дышать» стало легче. Да и притулиться было * цг. у ж vac % оворю о т о р о м этажг а э р о п о р т а , но и поч ти ка з с е м п е р в о м были установлены скамейки. Ни толкот ни, ни усталости в ногах... Два постоян но работающих цветных телевизора разгоняли скуку , скрашивали томление. К услугам были рестораны, столовая, бар, аптечные,, газетно-книжные киоски. Словом, все было на аэрофлотовской высоте, разве что газеты быстро рас хватывали и явно ощущался их дефи цит. Убаюканные мурманским сервисом, мы и представить себе не могли, какие тяготы, муки придется вынести в злато главой столице. В 2 часа 15 минут 24 октября наш ТУ приземлился в Шереметьево-1. Вот уж где был рожденный погодой и не умелыми наземными службами Аэро флота современный Вавилон! Оказа лось, что неделю были закрыты все московские аэропорты. В них скопились десятки тысяч людей. Куда же нам, мурманским морякам , деваться? Чемоданы, сумки — в кучу, толпи лись около стеклянных дверей, ибо ря дышком ровненькими рядами около здания стояли чистенькие автобусы для авиапассажиров — ведь нам надо было как-то добираться в Шереметьево-2. Первый помощник капитана «Аскании» Владимир Константинович Сверчков на брал номер телефона «Соврыбфлота» (организации, ведающей в том числе и перевозками моряков). Там, видимо, все спали. Куда ехать, когда, на чем — не известно. Толкнулся он к диспетчеру по пере возкам аэропорта. «Нет автобусов, и вообще — закройте дверь», — таков был ответ на законную просьбу. Как — нет, вот они — ждущие, но, видимо, не утомленных мурманчан. Автобусы приходили, отходили, а мы стояли, хо дили, курили. Ни одной скамейки (как будто бы их специально в эту критиче скую ситуацию вынесли бог весть куда). Сквозняки, холодные стены. Равноду шие, длившееся четыре часа. В шесть утра диспетчер, выспавшись, снизошла: «Берите вон те автобусы» (с глаз долой, из сердца вон). Тронулись в Шереметьево-2. Немного заняло времени это «путешествие», мно го нервов отняли будущие часы, часы неопределенности. Ну уж в этом, для иностранцев, аэро порту все должно быть на высшем уровне, лелеяли мечту. Оставь надеж ды, всяк туда входящий... Раз-два кре сел, скамеек... Нам-то не дозволено, а зарубежные гости, не стесняясь, «о кку пировали» пол. Спали, подоткнув под себя куртки, еще какое-то барахло. Мы же или мерили километры, или, устав, прислонялись к колоннам. Боль ш и е о с е к п о в е з л о у б о р щ и ц е н а ш е г о э к и - пажа Галине Геннадьевне Шашалевич — она где-то отыскала стул. А рядышком вместе с ящиками и на ящиках с медицинскими препаратами прикорнула жена нашего доктора Ген надия Николаевича Горохова, вместе с ребеночком . Провожала, бедная, супру га, надеялась, видимо, что недолгими будут проводы, а они вон как затяну лись. К усталости прибавилось утром и чуз- ство голода. Ах, как бы я хотел, чтобы вместе с нами был и начальник Главно го управления авиационных работ и пе ревозок Министерства гражданской авиации Л. Ильчук, который, рассказы вая о мерах, предпринятых его ведом ством в эти аномальные дни, сообщил газете «Московские новости»: «Для то го, чтобы обеспечить людей горячим питанием, развернули дополнительные торговые точки». Точек не было в Шереметьево-2. Бы ли одни «запятые». В единственном буфете на первом этаже — не протолк нуться, да и торговали там лишь сока ми. Пошли на третий этаж, в столовую. Как на марсиан посмотрела на нас кас сирша, заставившая положить на место вторую порцию сосисок: «Многр тут вас ходит, а у нас рабочая столовая. Ра-бо-чая. Понятно?» Нам было непонятно. «Да не связы вайтесь, — остановили меня моряки . — Скажите спасибо, что хоть чем-то на кормили». Спасибо я не сказал: оно застряло у меня в горле вместе со злополучной московской сосиской. К 12 часам проснулся «Соврыбфлот». Подали автобусы и повезли в гостиницу «Россия». Видно, за все наши страдания решили «наградить» суперномерами а центре столицы. Подъехали. Подтащили чемоданы и прошли к входу. Да оказалось, не здесь нам место. Гуськом потянулись к др у го му входу, вокруг мощного здания. Ру ки были уже чужими, а ноги... Что о них говорить, гудевших, чугунных, по чти не своих... Отдать бы администраторше судовую роль, взять бы ключи и — на покой. Отнюдь. Записывали, выписывали, оформляли добрых три часа. И кому нужна была эта бюрократическая пере страховка! В своей стране мы были как чужие. Кто же отвечает за встречу, отдых, отлеты-отъезды моряков? Где эти люди? Наверняка, есть такие, и с хо рошими окладами. Но их около нас не было. Разошлись, наконец-то, по номерам. Но не все: уехал в Измайловский комп лекс, в «Соврыбфлот», второй помощник капитана Владимир Иванович Голенко за талонами на питание. Вернулся около восьми часов вечера. Пока раздали та лоны, поели... А отдыхать-то уже почти некогда — в два часа ночи 25 октября намечен отъезд в аэропорт. ...Долго нас проверяли таможенники, пограничники. Почти три часа суровые молодые пограничники, казалось, до дыр перелистывали мой паспорт. Потом жесткими, немигающими глазами рас сматривали мой анфас, профиль. Под их взглядами перестал уж сам себе ве рить: я это или не я? Кто знает, мо жет, они физиономисты и насквозь ви дят душу — черную или белую, тайные помыслы? Не нашли среди нас они ни и з м е н н и к о в , ни к о н т р а б а н д истов . Т а к о вых и не б ы л о . Но какое-то чувство незаслуженного недоверия Осталось? Обидеть можно не только словом, но и взглядом. Недоброжелательным, трех часовым. Ну, все мытарства позади. Мягкое кресло ИЛ-86, симпатичные стюардес сы, мягкая музыка. Впереди — сутки перелета, сна, заждавшегося отдыха и... вкусной пищи. Да, не оскудела рука Аэрофлота. В воздухе кормили нас четыре раза — завтраком, обедом , ужином и еще од ним ужином (или ранним завтраком — не знаю, как сказать, ибо то был уже час ночи). Курица, колбаса, сыр, ф рук ты, соки, вода, красная (!) икра и даже легкое сухое вино смогли удовлетво рить, по-моему, вкусы самого изысканного гурмана. И даже в момент пересечения экватора каждого пассажи ра облагодетельствовали ф ужером шам панского. Фантастика! К а к с ка зал и мне с тю ардессы , билет из М о с квы в Б уэно с -А йре с с то и т 1542 р убля , из н и х 3 процен та , то есть 46 р уб лей 26 ко п е е к , идет на пи та ни е . Уместно здесь на пом н и ть , ч то ни к о п е й к и наши м о р я ки не т р а т я т и з л и ч н о го нармана на э ти пое зд ки . Все и з д е р ж к и б ер у т на себя р ы б а ц ки е ф ло ты . Сон, еда, по сад ки . И х было че тыре : в городе А лж и р е , на острове Сал (острова Зеленого Мыса), городе Салвадор (Бра зилия ) и в ко н е ч ном п у н к т е — Б уэнос - Айпеее . Скучно в самолете. Равномерный гул | моторов убаюкивает, но не всех: кому- то попался говорливый собеседник, а - кое -кто ведет переговоры со стюардес сами. «Ой, — всплеснула руками одна из них, Наташа (почему-то убоявшаяся на звать свою фамилию), — вы-то, северя не, молодцы, ведете себя в оснозном хорошо, а вот от балтийцев и черно морцев (моряков «Запрыбы» и «Азчэр- рыбы») покоя нет. Наберут пива, вина, водки и накачиваются, пристают к нам, всякие границы переходят. Может быть, они в море дичают?» Потом уж е , в Б уэно с -А йресе , сотрудник пред с та ви тельс тва М и н ры б х о за СССР Ю рий М ихайлович Л е з ги нц е в сназал мне, что и у ры б а ко в «Севрыбы» не все лад но с д и сц и п л и н о й . По его словам , она х р ом а е т во время перелетов , особенно у м о р я ко в «М урм а нры б пром а» . Заморские аэропорты... Что можно о них сказать? В принципе — ничего. Не больше часа были мы в каждом . Но скамеек и кресел везде вдоволь, а в Салвадоре в помещении для транзит ных пассажироз было аж четыре цвет ных телевизора, не в пример москов ским аэропортам. И буквально везде — напоминание о Родине. На острове Сал — п о с а д о ч ны е ^ талоны отпечатаны в Тамбовской типо графии, в Салвадоре — на экранах те левизоров советские космонавты. Знают нас, считаются с нами. Пусть не везде любят, но ведь и мы порой себя ста вим в такие условия, когда стыдно ста новится за державу... ...Двадцать четыре часа перелета за кончились. Аргентина. Буэнос-Айрес. Те перь куда? Стоим в здании аэрозокза- ла, кого -то ждем . Кого и сами не зна ем. Вдруг раздается гортанный крик: «Асканыя» — налэво, «Хэнэрал Чышта- ков» — направо». Аргентинец (кто и что он?) командовал «парадом» — встречей экипажей. Он трудно объяс нялся по-русски , мож но сказать — никак. Но командиры кое-что поняли, отправи лись к властям. Вся официальная про цедура прохождения «границы» отняла не более получаса (вспомним почти трехчасовую проверку в Москве). А теперь куда? В автобусы. Где они? Там... Проливной, тропический дождь намо чил до нитки. С чемоданом (или с че моданами) не разбежишься. Стоит ко лонна автобусов. Вроде кто-то скэпал з этот садиться. Топпа хлынула, запол нила салон. А по стеклу застучали: « Э т о ^ не наш, наш в конце колонны». Бежим, тащимся, не разбирая глубоких луж (темно, не видно!), еще метров сто. На мокли. Продрогли. Моряки ругаются (и поделом) на тех, кто ответствен за встречу, проводы морских рыбацких экипажей. Я спросил того же Ю. М. Лезгинце- ва: «Неужели трудно кому -то из со трудников представительства встретить экипаж, или это не входит в ваши обя занности?» Юрий Михайлович невозмутимо отве тил, мол, в этом году (1987-м) Аэрофлот перевезет в Буэнос-Айрес и обратно примерно 30 тысяч моряков . «А нас здесь, в представительстве, — продол жал он, — работает всего 3 человека. Не разорваться нам, но зато мы...» И он долго рассказывал, ка кую заботу проявляют их сотрудники о моряках, ремонтирующих суда в Буэнос-Айресе. Я его слушал «через пятое на деся тое». Потому что от этой «заботы» в ко нец устал, потому что на себе испытал «еженощное внимание» к рыбакам род ного Министерства рыбного хозяйства СССР. ^ А. наш спецкор . Мурманск — Москва — Буэнос-Айрес.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz