Рыбный Мурман. 1988 г. Январь.

рыбный мурман Заметки журналиста ЕЛОМ бы заняться, хоть каким — вагоны разгружать, болванку то ­ чить, рыбу ловить... Всем, чем угодно, — лишь бы не маяться от неопреде­ ленности. А Москва не принимала. Все столич­ ные аэропорты были закрыты. Види­ мость — 100 метров, густой туман. Са­ молеты не взлетали и не садились. 21 октября должны были вылетать из М урманска в Москву экипажи БМРТ «Аскания», БАТов «Генерал Чистяков» и «Константин Душенов», а на другое утро — из Москвы в Буэнос-Айрес. Рейс переносили изо дня в день. Вот х р о н и к а ож ид а н и я . 21 о к т я б р я сбор э к и п а ж а в М урм а н ­ ском а э р о п о р т у в 17 часов. Рейс 2344 отлож ен до 22-х. В 23.00 объявили : по домам . 22 он тября . К 9 часам у тр а в а эропор т пр ибы л и все. Ждем час, д р у гой ... В 18.00 дана команда — р а зъ е зж а ть ся . 23 о к тя б р я . Вновь сбор, теперь уже оноло отдела кадров тралфлота в 9.00. Постояли , п о к у р и л и . Через 15 м и н у т у зн а л и последнюю новость : бы ть в а эро ­ п о р т у в 13.00. «За горали» мы еще долго. И т о л ь ко в ноль часов 24 о к тя б р я о торвались от взле тной полосы . Итак, больше суток «чистого» време­ ни торчали моряки в М урманском аэро­ порту. Да, считали углы, с нетерпени­ ем поглядывая на информационное табло, замирали при голосе диктора, который ничем не радовал. И ждали. Но не маялись. Не было раздражаю ­ щих факторов. После первого дня, ко г­ да нельзя было и протолкнуться, неко ­ торая часть пассажиров, если не боль­ шая, сдала, билеты и двинулась к ж е ­ лезнодорожному вокзалу. «Дышать» стало легче. Да и притулиться было * цг. у ж vac % оворю о т о р о м этажг а э р о п о р т а , но и поч ти ка з с е м п е р в о м были установлены скамейки. Ни толкот­ ни, ни усталости в ногах... Два постоян­ но работающих цветных телевизора разгоняли скуку , скрашивали томление. К услугам были рестораны, столовая, бар, аптечные,, газетно-книжные киоски. Словом, все было на аэрофлотовской высоте, разве что газеты быстро рас­ хватывали и явно ощущался их дефи­ цит. Убаюканные мурманским сервисом, мы и представить себе не могли, какие тяготы, муки придется вынести в злато­ главой столице. В 2 часа 15 минут 24 октября наш ТУ приземлился в Шереметьево-1. Вот уж где был рожденный погодой и не­ умелыми наземными службами Аэро ­ флота современный Вавилон! Оказа­ лось, что неделю были закрыты все московские аэропорты. В них скопились десятки тысяч людей. Куда же нам, мурманским морякам , деваться? Чемоданы, сумки — в кучу, толпи­ лись около стеклянных дверей, ибо ря­ дышком ровненькими рядами около здания стояли чистенькие автобусы для авиапассажиров — ведь нам надо было как-то добираться в Шереметьево-2. Первый помощник капитана «Аскании» Владимир Константинович Сверчков на­ брал номер телефона «Соврыбфлота» (организации, ведающей в том числе и перевозками моряков). Там, видимо, все спали. Куда ехать, когда, на чем — не­ известно. Толкнулся он к диспетчеру по пере­ возкам аэропорта. «Нет автобусов, и вообще — закройте дверь», — таков был ответ на законную просьбу. Как — нет, вот они — ждущие, но, видимо, не утомленных мурманчан. Автобусы приходили, отходили, а мы стояли, хо­ дили, курили. Ни одной скамейки (как будто бы их специально в эту критиче­ скую ситуацию вынесли бог весть куда). Сквозняки, холодные стены. Равноду­ шие, длившееся четыре часа. В шесть утра диспетчер, выспавшись, снизошла: «Берите вон те автобусы» (с глаз долой, из сердца вон). Тронулись в Шереметьево-2. Немного заняло времени это «путешествие», мно ­ го нервов отняли будущие часы, часы неопределенности. Ну уж в этом, для иностранцев, аэро­ порту все должно быть на высшем уровне, лелеяли мечту. Оставь надеж­ ды, всяк туда входящий... Раз-два кре ­ сел, скамеек... Нам-то не дозволено, а зарубежные гости, не стесняясь, «о кку ­ пировали» пол. Спали, подоткнув под себя куртки, еще какое-то барахло. Мы же или мерили километры, или, устав, прислонялись к колоннам. Боль­ ш и е о с е к п о в е з л о у б о р щ и ц е н а ш е г о э к и - пажа Галине Геннадьевне Шашалевич — она где-то отыскала стул. А рядышком вместе с ящиками и на ящиках с медицинскими препаратами прикорнула жена нашего доктора Ген­ надия Николаевича Горохова, вместе с ребеночком . Провожала, бедная, супру­ га, надеялась, видимо, что недолгими будут проводы, а они вон как затяну­ лись. К усталости прибавилось утром и чуз- ство голода. Ах, как бы я хотел, чтобы вместе с нами был и начальник Главно­ го управления авиационных работ и пе­ ревозок Министерства гражданской авиации Л. Ильчук, который, рассказы­ вая о мерах, предпринятых его ведом­ ством в эти аномальные дни, сообщил газете «Московские новости»: «Для то­ го, чтобы обеспечить людей горячим питанием, развернули дополнительные торговые точки». Точек не было в Шереметьево-2. Бы­ ли одни «запятые». В единственном буфете на первом этаже — не протолк­ нуться, да и торговали там лишь сока­ ми. Пошли на третий этаж, в столовую. Как на марсиан посмотрела на нас кас­ сирша, заставившая положить на место вторую порцию сосисок: «Многр тут вас ходит, а у нас рабочая столовая. Ра-бо-чая. Понятно?» Нам было непонятно. «Да не связы­ вайтесь, — остановили меня моряки . — Скажите спасибо, что хоть чем-то на­ кормили». Спасибо я не сказал: оно застряло у меня в горле вместе со злополучной московской сосиской. К 12 часам проснулся «Соврыбфлот». Подали автобусы и повезли в гостиницу «Россия». Видно, за все наши страдания решили «наградить» суперномерами а центре столицы. Подъехали. Подтащили чемоданы и прошли к входу. Да оказалось, не здесь нам место. Гуськом потянулись к др у го ­ му входу, вокруг мощного здания. Ру­ ки были уже чужими, а ноги... Что о них говорить, гудевших, чугунных, по­ чти не своих... Отдать бы администраторше судовую роль, взять бы ключи и — на покой. Отнюдь. Записывали, выписывали, оформляли добрых три часа. И кому нужна была эта бюрократическая пере­ страховка! В своей стране мы были как чужие. Кто же отвечает за встречу, отдых, отлеты-отъезды моряков? Где эти люди? Наверняка, есть такие, и с хо­ рошими окладами. Но их около нас не было. Разошлись, наконец-то, по номерам. Но не все: уехал в Измайловский комп ­ лекс, в «Соврыбфлот», второй помощник капитана Владимир Иванович Голенко за талонами на питание. Вернулся около восьми часов вечера. Пока раздали та­ лоны, поели... А отдыхать-то уже почти некогда — в два часа ночи 25 октября намечен отъезд в аэропорт. ...Долго нас проверяли таможенники, пограничники. Почти три часа суровые молодые пограничники, казалось, до дыр перелистывали мой паспорт. Потом жесткими, немигающими глазами рас­ сматривали мой анфас, профиль. Под их взглядами перестал уж сам себе ве­ рить: я это или не я? Кто знает, мо ­ жет, они физиономисты и насквозь ви­ дят душу — черную или белую, тайные помыслы? Не нашли среди нас они ни и з м е н н и к о в , ни к о н т р а б а н д истов . Т а к о ­ вых и не б ы л о . Но какое-то чувство незаслуженного недоверия Осталось? Обидеть можно не только словом, но и взглядом. Недоброжелательным, трех­ часовым. Ну, все мытарства позади. Мягкое кресло ИЛ-86, симпатичные стюардес­ сы, мягкая музыка. Впереди — сутки перелета, сна, заждавшегося отдыха и... вкусной пищи. Да, не оскудела рука Аэрофлота. В воздухе кормили нас четыре раза — завтраком, обедом , ужином и еще од ­ ним ужином (или ранним завтраком — не знаю, как сказать, ибо то был уже час ночи). Курица, колбаса, сыр, ф рук ­ ты, соки, вода, красная (!) икра и даже легкое сухое вино смогли удовлетво­ рить, по-моему, вкусы самого изысканного гурмана. И даже в момент пересечения экватора каждого пассажи­ ра облагодетельствовали ф ужером шам­ панского. Фантастика! К а к с ка зал и мне с тю ардессы , билет из М о с квы в Б уэно с -А йре с с то и т 1542 р убля , из н и х 3 процен та , то есть 46 р уб ­ лей 26 ко п е е к , идет на пи та ни е . Уместно здесь на пом н и ть , ч то ни к о п е й к и наши м о р я ки не т р а т я т и з л и ч н о го нармана на э ти пое зд ки . Все и з д е р ж к и б ер у т на себя р ы б а ц ки е ф ло ты . Сон, еда, по сад ки . И х было че тыре : в городе А лж и р е , на острове Сал (острова Зеленого Мыса), городе Салвадор (Бра ­ зилия ) и в ко н е ч ном п у н к т е — Б уэнос - Айпеее . Скучно в самолете. Равномерный гул | моторов убаюкивает, но не всех: кому- то попался говорливый собеседник, а - кое -кто ведет переговоры со стюардес­ сами. «Ой, — всплеснула руками одна из них, Наташа (почему-то убоявшаяся на­ звать свою фамилию), — вы-то, северя­ не, молодцы, ведете себя в оснозном хорошо, а вот от балтийцев и черно­ морцев (моряков «Запрыбы» и «Азчэр- рыбы») покоя нет. Наберут пива, вина, водки и накачиваются, пристают к нам, всякие границы переходят. Может быть, они в море дичают?» Потом уж е , в Б уэно с -А йресе , сотрудник пред с та ви тельс тва М и н ры б х о за СССР Ю рий М ихайлович Л е з ги нц е в сназал мне, что и у ры б а ко в «Севрыбы» не все лад ­ но с д и сц и п л и н о й . По его словам , она х р ом а е т во время перелетов , особенно у м о р я ко в «М урм а нры б пром а» . Заморские аэропорты... Что можно о них сказать? В принципе — ничего. Не больше часа были мы в каждом . Но скамеек и кресел везде вдоволь, а в Салвадоре в помещении для транзит­ ных пассажироз было аж четыре цвет­ ных телевизора, не в пример москов­ ским аэропортам. И буквально везде — напоминание о Родине. На острове Сал — п о с а д о ч ны е ^ талоны отпечатаны в Тамбовской типо­ графии, в Салвадоре — на экранах те­ левизоров советские космонавты. Знают нас, считаются с нами. Пусть не везде любят, но ведь и мы порой себя ста­ вим в такие условия, когда стыдно ста­ новится за державу... ...Двадцать четыре часа перелета за­ кончились. Аргентина. Буэнос-Айрес. Те­ перь куда? Стоим в здании аэрозокза- ла, кого -то ждем . Кого и сами не зна­ ем. Вдруг раздается гортанный крик: «Асканыя» — налэво, «Хэнэрал Чышта- ков» — направо». Аргентинец (кто и что он?) командовал «парадом» — встречей экипажей. Он трудно объяс­ нялся по-русски , мож но сказать — никак. Но командиры кое-что поняли, отправи­ лись к властям. Вся официальная про ­ цедура прохождения «границы» отняла не более получаса (вспомним почти трехчасовую проверку в Москве). А теперь куда? В автобусы. Где они? Там... Проливной, тропический дождь намо­ чил до нитки. С чемоданом (или с че­ моданами) не разбежишься. Стоит ко ­ лонна автобусов. Вроде кто-то скэпал з этот садиться. Топпа хлынула, запол­ нила салон. А по стеклу застучали: « Э т о ^ не наш, наш в конце колонны». Бежим, тащимся, не разбирая глубоких луж (темно, не видно!), еще метров сто. На­ мокли. Продрогли. Моряки ругаются (и поделом) на тех, кто ответствен за встречу, проводы морских рыбацких экипажей. Я спросил того же Ю. М. Лезгинце- ва: «Неужели трудно кому -то из со­ трудников представительства встретить экипаж, или это не входит в ваши обя­ занности?» Юрий Михайлович невозмутимо отве­ тил, мол, в этом году (1987-м) Аэрофлот перевезет в Буэнос-Айрес и обратно примерно 30 тысяч моряков . «А нас здесь, в представительстве, — продол ­ жал он, — работает всего 3 человека. Не разорваться нам, но зато мы...» И он долго рассказывал, ка кую заботу проявляют их сотрудники о моряках, ремонтирующих суда в Буэнос-Айресе. Я его слушал «через пятое на деся­ тое». Потому что от этой «заботы» в ко ­ нец устал, потому что на себе испытал «еженощное внимание» к рыбакам род ­ ного Министерства рыбного хозяйства СССР. ^ А. наш спецкор . Мурманск — Москва — Буэнос-Айрес.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz