Рыбный Мурман. 1988 г. Январь.
Решетя XXV II съезда КПСС- i жизнь! 5 Донкерман Донкерман — профессия очень важная, работа донкерма'на сложна и ответственна. Какой сорт топлива принять или выдать тому или иному судну, какой сорт масла. И при том строго сле дить за грамотным заполнением танков, ведь от этого зависит остойчивость судна. И при том не пролить ни капли, дабы не за грязнить морскую гладь. Еще сложней становится задача при бункеровке разных судов, поскольку везде разные патрубки, шланги, не говоря уже о том, что каждому судну нужен опре деленный сорт и топлива, и масла. . Все эти хитрости в совершенстве знает Александр Никитович СРЕБРЛНЕЦ. 33 года ходит он в море в должности донкерма- иа . И за все эпл три с лишним десятилетия у него одни лишь благодарности за добросовестное отношение к делу. Работает А .гсксанс?р //и ка го о и и о т р е т ь е м с м е ш ю м э к и п а ж е «Сепры 6 x 0 . 100 - флота». А это значит, что каждый месяц ему ирихиОитсл нани маться бункеровкой трех, а то и пяти судов. Фото В. КОРЕЦКОГО. Возвращаясь к напечатанному В защиту акустического давления 18 декабря 1987 года в материале «Кому нужно акусти ческое давление?» радиомеханик Н. Островой одной из при чин нехватки судов на промысле назвал обязательное для всех судов «проведение ежегодных измерений параметров и калибровки гидролокаторов». «Эти параметры, — пишет он, — практическую пользу имеют весьма сомнительную... Более того, ежегодное измерение, кроме траты средств, никакой эффективности в работе не принесет». В полемику с Н. Островым вступает начальник отдела мореплавания, связи и электрорадионавигации ВРПО «Севрыба» П. В. ВИ НОГРАДОВ. -Д' ЛЯ СОВРЕМЕННОГО рыбопромыслов о г о судна гидроакустические при боры — гидролокатор, эхо лот, траловый зонд — это . один из основных источни ков информации, на основе которой судоводитель оцени вает подводную ситуацию и принимает решения, от ко торых зависят улов и затра ты времени на поиск рыбы и маневрирование судна. . Снижение таких техничес ких характеристик рыбопоис ковой станции, как звуковое давление, коэффициент уси ления, несоответствие частот ных характеристик передаю щего и приемных трактов, прямо приводит к тому, что судоводитель «не видит ры бу» там, где ее регистриру ет станция с номинальными параметрами. Практика неоднократно подтверждала подобные си туации, когда одни суда ВРПО «Севрыба» вынужде ны были «ходить» за други ми судами в ожидании, когда те бросят трал, и каждый раз контроль, проводимый спе циалистами ПИНРО, убеж дал .'1 что станция тте соответ- стиуст п а с п о р т ны м д а н ны м . По заданию Минрыбхоза СССР в 1984 году институт провел выборочный контроль гидроакустической техники ВРПО «Севрыба», который показал, что около 40 про центов техники имеет пара метры значительно ниже нор мы, то есть практически не пригодные к использованию станции. Следствием этого был вывод: затраты на при обретение этой аппаратуры и ее эксплуатацию при отсут ствии текущего контроля тех нических параметров являют ся неоправданными. Поэтому руководст в о м ВРПО «Севрыба» было при нято решение организовать специальную службу, на ко торую возлагался бы экс пресс-контроль техники для судов, выходящих из ремон та и отходящих на промысел. В результате организацион но - технических мероприя тий в 1987 году начало фун кционировать специальное контрольно - измеритель и о е судно (КИС), проверяющее вначале выборочно, а затем все суда, выходящие из пор та на промысел. Кроме кон троля гидролокаторов, на КИС возложены настройка и агре гатный. ремонт. Введение новых, ранее не НЫ Н О .'Ш НПШ Н Х СП м е р о п р и я тий, потребовало от судовла дельцев дополнительных за трат. Конечно, значительно проще отправить технику в море, проверив, мигают ли лампочки и бегает ли перо, чем обеспечивать качествен ное техническое обслужива ние с его контролем. В то же время убытки, которые несет «слепой» корабль, — это уже проблемы другой службы. Восстановление работоспо собности гидроакустических станций позволяет ожидать экономию затрат судовла дельца при вылове рыбы, ко торая перекроет те потери, которые он несет, оплачивая контроль и гарантированную настройку. Система контроля пара метров гидроакустической техники на Северном рыбо промысловом бассейне созда ется впервые в отрасли. Ес тественно, в этом случае имеются определенные слож ности и ошибки. Однако се годня уже ясно, что стои мость контроля одного гидро локатора достаточно высока, а надо еще контролировать эхолот и траловый зонд. По этому по заданию ВРПО «Севрыба» ПИНРО и Мур манская судоверфь проводят работы по механизации и ав томатизации измерений на базе микроЭВМ с тем, что бы увеличить объем контро ля, но при этом суммарную стоимость оставить на преж нем уровне или даже сни зить. Сегодня, когда отрасль пе реходит на хозрасчет, нель зя подходить к проблеме кон троля техники с позиций уз- ксч1 спгчтд1г \-т г гпш 'т . г\ о.-ю;\у ет рассматривать конечный результат — надежное обна ружение рыбных скоплений. управления производством гие из которых находятся (с точки зрения механизации тру да) на почти первобытном уровне, вряд ли позволит при слиянии двух флотов намного сократить количество управ ленцев. А если судить по ра нее приведенной схеме, то их количество возрастет. Посмот рим только одну цепочку: за меститель по безопасности мо реплавания (главный капитан) — служба главного капитана — отдел главного капитана — отдел мореплавания — отдел флагманских специалистов — отдел связи и ЭРН. Это в ОФ . Но ведь такая ж е служба ос танется и в ВРПО! Координи ровать действия подобных служб всех флотов надо! А в ВРПО любителей «администра тивной координации» и сейчас хватает. Я уж не говорю о трех па раллельных службах для каж дой группы судов, в том чис ле и таких, которые надо со здавать заново. Внимательное рассмотрение всех функциональных цепочек порождает огромное количест во вопросов, при этом чаще всего возникает такой: «А за чем?» Еще древние говорили, что в подобных случаях надо почаще спрашивать: «Кому это выгодно?» Выводы неутеши тельные. Приведенная схема является образчиком того, как, все переделав, можно ничего не изменить. Никто не будет отрицать, что к управлению производст вом необходим научный под ход, но если итогом работы является неприменимый в ре альной жизни «продукт», воз никают по меньшей мере два вывода: или данный метод ненаучен, или в данной ситуа ции, применительно к данному объекту исследования, он не приемлем. В утешение остает ся одно: отрицательный ре зультат в науке — это тоже полезный результат. После всего сказанного о первом этапе перестройки уп равления, получив весьма сом нительный результат, два по следующих-этапа организации фирмы «Север» отодвигаются за пределы нынешней пяти летки, а возможно , и вообще, если и будут проведены, то в другой последовательности. Мне, конечно, могут задать вопрос: «А что вы предлагае те? Критиковать все могут!» Ну что ж , согласен и попыта юсь ответить. По моему мнению (и по мне нию многих работников фло та), перестройку системы уп равления ВРПО надо начинать с ВРПО. И, строго говоря, на до перестраивать не систему управления, а методы. Для та ко го вывода есть веские осно вания. С 1 января все пред приятия отрасли перешли на самофинансирование, самооку паемость, самоуправление. Од новременно вступил в силу Закон СССР «О государствен ном предприятии (объедине нии)». В этих условиях значи тельно расширяются их права и ответственность, причем эти права передаются от вышесто ящих органов. Вряд ли надо объяснять важность и необхо димость этого шага. Но одно временно стало очевидным, что для более успешной ра боты необходимо и освобо дить предприятия от несвойст венных им ‘функций. Если ра зобраться, то сейчас многие предприятия имеют подразде ления, которые в силу их спе цифики требуют объединения. И Положение о ГПО как раз дает путь решения этих об щих для всех проблем. Только один пример. Каза лось бы, сейчас предприятия имеют все возможности для быстрого решения жилищного вопроса. Но это только кажет ся. Для превращения денег в новые квартиры и дома необ ходимы: материалы (а они фондируема), техника (а ее негде купить), люди (и в пер вую очередь — специалисты). И все это для того, чтобы по строить 100 квартир в год? Но ведь рядом подобные пред приятия тоже хотят строить жилье для «своих» работни ков. Выход есть: создать мощ ный строительный трест в рамках ВРПО, объединив си лы и средства смежников. По добных, общих для них про изводств, может быть несколь ко. ГПО прежде всего и при звано решать вопросы объеди нения инфраструктуры. Поэто му речь и должна идти в пер вую очередь об изменении стиля и методов рукозодства отраслью со стороны аппара та ВРПО, а для него это не просто. Гораздо проще смот реть, как поведут себя пред приятия во время эксперимен та по объединению, хотя из приведенной схемы ясно, что это ни к чему хорошему не приведет. Интересны и такие факты. В декабре на партийном собра нии коммунистов аппарата уп равления М урманского трало вого флота обсуждались воп росы совершенствования струк туры управления флота и ВРПО. Докладчик Н. И. Деми - триченкова, главный бухгалтер ВРПО, отвечая на многочислен ные вопросы, сказала и 0 том» что экономического обоснова ния пока нет, и о том, что не ожидается какого-либо сокра щения управленческого пер сонала. И вдруг на собрании партхозактива (через два дня) говорится, что есть и экономи ческий эффект, и есть сокра щение управленческого персо нала на 150 человек. Откуда? И каков этот экономический эффект? Думай, читатель, что хочешь, если даже у руковод ства ВРПО четкого представ ления об этом нет. По моему мнению, этот экономический эффект будет со знаком ми нус. Не могут стоять в стороне от этого важного дела и со ветские органы. Мощный ры бообрабатывающий комплекс будет оказывать все возраста ющее воздействие на всю со циальную атмосферу не толь ко Мурманской области, но и соседей — Карелии и Архан гельской области. Как приве сти в соответствие интересы предприятий и территорий? Вопрос сложный, и решение его требует времени и нема лых усилий. Не все предприя тия (а тем более мелкие) мо гут строить в год 100 и более квартир. У них для этого и средств не будет, да и воз можности ограниченны. Значит, местные органы должны взять на себя заботу об этом за счет средств предприятий. А развитие социальной инфра структуры? И еще один вопрос. К 2000 году ставится задача решить жилищный вопрос. А кто бу дет его решать в 2001-м? Или строительство ликвидируется? А куда денутся строители? А их производственная база? Значит ли это, что строитель ные подразделения промыш ленных предприятий будут ли квидированы через 10— 12 лет? А зачем их тогда создазать? Может, лучше реконструиро вать существующие, чтобы они могли справиться теми же си лами с большим объемом ра бот и в короткие сроки? Что об этом думают городской и областной исполкомы? Что об этом думают строители? А промышленники? И такие вопросы возникают не только по строительству. Для рыбаков не менее важны и вопросы судоремонта, и воп росы сырьевых ресурсов и их использования. Учитывают ли все это в ВРПО и в советских и партий ных органах? Рыбаки вправе спросить об этом и ждать от вета на все эти «горячие» воп росы. Д . МЕЛЬНИКОВ первый помощник капитана М урманского тралового флота. РЫБНЫЙМУРМАН ода &
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz