Рыбный Мурман. 1988 г. Январь.

Решетя XXV II съезда КПСС- i жизнь! 5 Донкерман Донкерман — профессия очень важная, работа донкерма'на сложна и ответственна. Какой сорт топлива принять или выдать тому или иному судну, какой сорт масла. И при том строго сле­ дить за грамотным заполнением танков, ведь от этого зависит остойчивость судна. И при том не пролить ни капли, дабы не за­ грязнить морскую гладь. Еще сложней становится задача при бункеровке разных судов, поскольку везде разные патрубки, шланги, не говоря уже о том, что каждому судну нужен опре­ деленный сорт и топлива, и масла. . Все эти хитрости в совершенстве знает Александр Никитович СРЕБРЛНЕЦ. 33 года ходит он в море в должности донкерма- иа . И за все эпл три с лишним десятилетия у него одни лишь благодарности за добросовестное отношение к делу. Работает А .гсксанс?р //и ка го о и и о т р е т ь е м с м е ш ю м э к и п а ж е «Сепры 6 x 0 . 100 - флота». А это значит, что каждый месяц ему ирихиОитсл нани­ маться бункеровкой трех, а то и пяти судов. Фото В. КОРЕЦКОГО. Возвращаясь к напечатанному В защиту акустического давления 18 декабря 1987 года в материале «Кому нужно акусти­ ческое давление?» радиомеханик Н. Островой одной из при­ чин нехватки судов на промысле назвал обязательное для всех судов «проведение ежегодных измерений параметров и калибровки гидролокаторов». «Эти параметры, — пишет он, — практическую пользу имеют весьма сомнительную... Более того, ежегодное измерение, кроме траты средств, никакой эффективности в работе не принесет». В полемику с Н. Островым вступает начальник отдела мореплавания, связи и электрорадионавигации ВРПО «Севрыба» П. В. ВИ­ НОГРАДОВ. -Д' ЛЯ СОВРЕМЕННОГО рыбопромыслов о г о судна гидроакустические при­ боры — гидролокатор, эхо­ лот, траловый зонд — это . один из основных источни­ ков информации, на основе которой судоводитель оцени­ вает подводную ситуацию и принимает решения, от ко­ торых зависят улов и затра­ ты времени на поиск рыбы и маневрирование судна. . Снижение таких техничес­ ких характеристик рыбопоис­ ковой станции, как звуковое давление, коэффициент уси­ ления, несоответствие частот­ ных характеристик передаю­ щего и приемных трактов, прямо приводит к тому, что судоводитель «не видит ры­ бу» там, где ее регистриру­ ет станция с номинальными параметрами. Практика неоднократно подтверждала подобные си­ туации, когда одни суда ВРПО «Севрыба» вынужде­ ны были «ходить» за други­ ми судами в ожидании, когда те бросят трал, и каждый раз контроль, проводимый спе­ циалистами ПИНРО, убеж­ дал .'1 что станция тте соответ- стиуст п а с п о р т ны м д а н ны м . По заданию Минрыбхоза СССР в 1984 году институт провел выборочный контроль гидроакустической техники ВРПО «Севрыба», который показал, что около 40 про­ центов техники имеет пара­ метры значительно ниже нор­ мы, то есть практически не пригодные к использованию станции. Следствием этого был вывод: затраты на при­ обретение этой аппаратуры и ее эксплуатацию при отсут­ ствии текущего контроля тех­ нических параметров являют­ ся неоправданными. Поэтому руководст в о м ВРПО «Севрыба» было при­ нято решение организовать специальную службу, на ко­ торую возлагался бы экс­ пресс-контроль техники для судов, выходящих из ремон­ та и отходящих на промысел. В результате организацион­ но - технических мероприя­ тий в 1987 году начало фун­ кционировать специальное контрольно - измеритель и о е судно (КИС), проверяющее вначале выборочно, а затем все суда, выходящие из пор­ та на промысел. Кроме кон­ троля гидролокаторов, на КИС возложены настройка и агре­ гатный. ремонт. Введение новых, ранее не НЫ Н О .'Ш НПШ Н Х СП м е р о п р и я ­ тий, потребовало от судовла­ дельцев дополнительных за­ трат. Конечно, значительно проще отправить технику в море, проверив, мигают ли лампочки и бегает ли перо, чем обеспечивать качествен­ ное техническое обслужива­ ние с его контролем. В то же время убытки, которые несет «слепой» корабль, — это уже проблемы другой службы. Восстановление работоспо­ собности гидроакустических станций позволяет ожидать экономию затрат судовла­ дельца при вылове рыбы, ко­ торая перекроет те потери, которые он несет, оплачивая контроль и гарантированную настройку. Система контроля пара­ метров гидроакустической техники на Северном рыбо­ промысловом бассейне созда­ ется впервые в отрасли. Ес­ тественно, в этом случае имеются определенные слож­ ности и ошибки. Однако се­ годня уже ясно, что стои­ мость контроля одного гидро­ локатора достаточно высока, а надо еще контролировать эхолот и траловый зонд. По­ этому по заданию ВРПО «Севрыба» ПИНРО и Мур­ манская судоверфь проводят работы по механизации и ав­ томатизации измерений на базе микроЭВМ с тем, что­ бы увеличить объем контро­ ля, но при этом суммарную стоимость оставить на преж­ нем уровне или даже сни­ зить. Сегодня, когда отрасль пе­ реходит на хозрасчет, нель­ зя подходить к проблеме кон­ троля техники с позиций уз- ксч1 спгчтд1г \-т г гпш 'т . г\ о.-ю;\у ет рассматривать конечный результат — надежное обна­ ружение рыбных скоплений. управления производством гие из которых находятся (с точки зрения механизации тру­ да) на почти первобытном уровне, вряд ли позволит при слиянии двух флотов намного сократить количество управ­ ленцев. А если судить по ра­ нее приведенной схеме, то их количество возрастет. Посмот­ рим только одну цепочку: за­ меститель по безопасности мо ­ реплавания (главный капитан) — служба главного капитана — отдел главного капитана — отдел мореплавания — отдел флагманских специалистов — отдел связи и ЭРН. Это в ОФ . Но ведь такая ж е служба ос­ танется и в ВРПО! Координи ­ ровать действия подобных служб всех флотов надо! А в ВРПО любителей «администра­ тивной координации» и сейчас хватает. Я уж не говорю о трех па­ раллельных службах для каж ­ дой группы судов, в том чис­ ле и таких, которые надо со­ здавать заново. Внимательное рассмотрение всех функциональных цепочек порождает огромное количест­ во вопросов, при этом чаще всего возникает такой: «А за­ чем?» Еще древние говорили, что в подобных случаях надо почаще спрашивать: «Кому это выгодно?» Выводы неутеши­ тельные. Приведенная схема является образчиком того, как, все переделав, можно ничего не изменить. Никто не будет отрицать, что к управлению производст­ вом необходим научный под­ ход, но если итогом работы является неприменимый в ре­ альной жизни «продукт», воз­ никают по меньшей мере два вывода: или данный метод ненаучен, или в данной ситуа­ ции, применительно к данному объекту исследования, он не­ приемлем. В утешение остает­ ся одно: отрицательный ре­ зультат в науке — это тоже полезный результат. После всего сказанного о первом этапе перестройки уп­ равления, получив весьма сом­ нительный результат, два по­ следующих-этапа организации фирмы «Север» отодвигаются за пределы нынешней пяти­ летки, а возможно , и вообще, если и будут проведены, то в другой последовательности. Мне, конечно, могут задать вопрос: «А что вы предлагае­ те? Критиковать все могут!» Ну что ж , согласен и попыта­ юсь ответить. По моему мнению (и по мне­ нию многих работников фло­ та), перестройку системы уп­ равления ВРПО надо начинать с ВРПО. И, строго говоря, на­ до перестраивать не систему управления, а методы. Для та­ ко го вывода есть веские осно­ вания. С 1 января все пред­ приятия отрасли перешли на самофинансирование, самооку­ паемость, самоуправление. Од­ новременно вступил в силу Закон СССР «О государствен­ ном предприятии (объедине­ нии)». В этих условиях значи­ тельно расширяются их права и ответственность, причем эти права передаются от вышесто­ ящих органов. Вряд ли надо объяснять важность и необхо­ димость этого шага. Но одно­ временно стало очевидным, что для более успешной ра­ боты необходимо и освобо­ дить предприятия от несвойст­ венных им ‘функций. Если ра­ зобраться, то сейчас многие предприятия имеют подразде­ ления, которые в силу их спе­ цифики требуют объединения. И Положение о ГПО как раз дает путь решения этих об­ щих для всех проблем. Только один пример. Каза­ лось бы, сейчас предприятия имеют все возможности для быстрого решения жилищного вопроса. Но это только кажет­ ся. Для превращения денег в новые квартиры и дома необ­ ходимы: материалы (а они фондируема), техника (а ее негде купить), люди (и в пер­ вую очередь — специалисты). И все это для того, чтобы по­ строить 100 квартир в год? Но ведь рядом подобные пред­ приятия тоже хотят строить жилье для «своих» работни­ ков. Выход есть: создать мощ ­ ный строительный трест в рамках ВРПО, объединив си­ лы и средства смежников. По­ добных, общих для них про­ изводств, может быть несколь­ ко. ГПО прежде всего и при­ звано решать вопросы объеди­ нения инфраструктуры. Поэто­ му речь и должна идти в пер­ вую очередь об изменении стиля и методов рукозодства отраслью со стороны аппара­ та ВРПО, а для него это не­ просто. Гораздо проще смот­ реть, как поведут себя пред­ приятия во время эксперимен­ та по объединению, хотя из приведенной схемы ясно, что это ни к чему хорошему не приведет. Интересны и такие факты. В декабре на партийном собра­ нии коммунистов аппарата уп­ равления М урманского трало­ вого флота обсуждались воп­ росы совершенствования струк­ туры управления флота и ВРПО. Докладчик Н. И. Деми - триченкова, главный бухгалтер ВРПО, отвечая на многочислен­ ные вопросы, сказала и 0 том» что экономического обоснова­ ния пока нет, и о том, что не ожидается какого-либо сокра­ щения управленческого пер­ сонала. И вдруг на собрании партхозактива (через два дня) говорится, что есть и экономи ­ ческий эффект, и есть сокра ­ щение управленческого персо­ нала на 150 человек. Откуда? И каков этот экономический эффект? Думай, читатель, что хочешь, если даже у руковод ­ ства ВРПО четкого представ­ ления об этом нет. По моему мнению, этот экономический эффект будет со знаком ми­ нус. Не могут стоять в стороне от этого важного дела и со­ ветские органы. Мощный ры ­ бообрабатывающий комплекс будет оказывать все возраста­ ющее воздействие на всю со­ циальную атмосферу не толь­ ко Мурманской области, но и соседей — Карелии и Архан­ гельской области. Как приве­ сти в соответствие интересы предприятий и территорий? Вопрос сложный, и решение его требует времени и нема­ лых усилий. Не все предприя­ тия (а тем более мелкие) мо­ гут строить в год 100 и более квартир. У них для этого и средств не будет, да и воз­ можности ограниченны. Значит, местные органы должны взять на себя заботу об этом за счет средств предприятий. А развитие социальной инфра­ структуры? И еще один вопрос. К 2000 году ставится задача решить жилищный вопрос. А кто бу­ дет его решать в 2001-м? Или строительство ликвидируется? А куда денутся строители? А их производственная база? Значит ли это, что строитель­ ные подразделения промыш ­ ленных предприятий будут ли­ квидированы через 10— 12 лет? А зачем их тогда создазать? Может, лучше реконструиро ­ вать существующие, чтобы они могли справиться теми же си­ лами с большим объемом ра­ бот и в короткие сроки? Что об этом думают городской и областной исполкомы? Что об этом думают строители? А промышленники? И такие вопросы возникают не только по строительству. Для рыбаков не менее важны и вопросы судоремонта, и воп­ росы сырьевых ресурсов и их использования. Учитывают ли все это в ВРПО и в советских и партий­ ных органах? Рыбаки вправе спросить об этом и ждать от­ вета на все эти «горячие» воп­ росы. Д . МЕЛЬНИКОВ первый помощник капитана М урманского тралового флота. РЫБНЫЙМУРМАН ода &

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz