Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.
п 10 Страницы истории Памятники м о р с к о й с лавы «УЖЕ В X I I I ВЕКЕ ПО БЕРЕ ГАМ И ОСТРОВАМ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА СТОЯЛИ РУССКИЕ ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ — ИСПОЛИНСКИЕ ОСЬ- МИКОНЕЧНЫЕ КРЕСТЫ. ПО- И ЕРЕЧИНЫ КРЕСТА АСТРОНО МИЧЕСКИ ВЕРНО УКАЗЫВАЛИ НАПРАВЛЕНИЕ СТОРОН СВЕ ТА». Борис Шергин. В Ж УРНАЛЕ «Северные просто ры» был помещен очерк «А р хеолог в Арктике». Публикация эта сопровождалась двумя фотоснимками. На одном — раскопки на Шпицберге не, обнажившие нижние венцы рус ского дома XV века. На втором — •крест над морем. Тот самый «осьми- конечный крест» с косой переклади ной понизу. Его основание, «восьмой «онец», укреплен большими угловаты ми каменьями. Под снимком такая вот подпись: «Красные Щелки. Коль ский полуостров. 1915 год». И все. В очерке об этом историческом памятни ке тоже ни слова. Попробуй догадай ся — что за крест, кому? И — что за «Красные Щелки?» Место, что ли, где стоит этот памятник, или, может быть, название этого простого соору жения? В тексте, к которому «пристег нут» снимок, подробно говорится лишь о крестах, установленных на мо гилах первопроходцев Арктики. Чи татель неизбежно подумает, что и крест на снимке тоже могильный. Од нако поставлен он не погибшему, не усопшему. Почему я в том уверен? Потому что сам укреплял и фотогра фировал этот крест год назад. Да, преет на мысу Красные Щелки, в юго-восточной части Кольского полу острова, в районе села Сосновки, со хранился до наших дней. Надписи на нем т" вовсе не могильные. Они хотя и повыветрились, но читаются легко. Однако о них — позже. Поговорим о назначении русских крестов, стоящих над морем. И обра тимся к свидетельству минувших дней, заглянув в прелюбопытнейшее изда ние — «Памятную книжку Архангель. ской губернии», изданную в 1861 го ду; «Ставить ж е на острова и п р и море Иресты есть м естны й го с п о д с тв ующ и й обы чай . В ы д ерж и т ли мореход бла гопо л у ч н о б урю — он едет на берег и с та ви т Т ут кр е с т . Ему удался лов зверя и ры бы он п р и о тпра влении домой , оставляя рла гословленно становищ е , с та в и т по се бе кр е с т . Иногда ж е , оставаясь долгое время на одном месте за п р о ти вны м ве т ром , с та в я т к р е с т о т безделья. Нередко э то т к р е с т зн ам е н уе т м о гил у у со пш е го или у т о п л е н н и к а . С па сенны й Провидени ем и и с ку с с тв ом смелого лоцмана о т н р уш е н и я в б у рю на Белом море Петр I, войдя б ла гопо л учно в У н с к у ю г у б у и ж е лая последовать в сем случае обычаю Н аш их северны х м ор я ко в , в пам я ть свое. f*o избавления от гро зи вш е й опасности т а к ж е поставил на бере гу д еревянны й нрест, сделанный им самим» . Попробуем взглянуть на наше побе_ режье глазами исследователей и лите раторов прошлого. Это нетрудно сде лать: в Мурманской областной библио теке собрано большое количество книг Ъ нашем крае, изданных в X IX и да. $ке XV III веках. Многие из них — в ксерокопиях, раздобытых дотошными сотрудниками, а половина — в пре красно сохранившихся оригиналах. На выставке в честь пятидесятилетия Мурманской области были представ. »дены труды И. Лепехина, Н. Озерец- новского, С. Максимова, В. Немиро. вича-Данченко, М. Рейнеке. Меня осо_ бенно заинтересовали книги последне. го автора, военного моряка, который исследовал и описал Мурманское по бережье сто пятьдесят "лет назад. Разумеется, добросовестнейший гидрограф не мог пропустить примет ных знаков на побережье, ни природ ных, ни тем более возведенных чело веческими руками: «Наши п р ом ы ш л е н н и ки с та вя т у свои х с та н о в ищ кр е с ты и кам е н ны е гр уды (ке - н у ры и гу р и и ), сл уж ащ ие прим е там и для всех входов. Но э ти з н а к и весьма едино обра зны и не м о гу т бы ть о тличены и з дали». Итак, среди других ориентиров, по которым опознаются временные ры бацкие селения на не заселенном еще Лапландском берегу, Рейнеке первым упоминает кресты. И указывает, что служат они именно для определе ния курса захода в бухту или в про лив. Стало быть, русский восьмико. нечный крест мы можем считать глав ным поморским навигационным зна ком. Подробно описывая все губы, мысы и острова, лейтенант флота тщательно занес на карту местные названия. Тут и встречаем мы вновь сведения о тех же поморских крестах: 30сентябряШ8 года «Ивановы Крес ты есть один из но с ков ю ж н о го берега мыса Взглавье . Неко гда т у т было м но го д ер е вя нны х крес то в , до. н а зы в а вш и х достоинство с тановищ а , но ны не виден т о л ь ко один нрест» . В «Географическом словаре Коль ского полуострова», выпущенном в 1939 году в Ленинграде под редакци ей профессора Вощинина и ставшем нынче настоящим сокровищем для краеведов, есть такие строки: «Ивано вы Кресты, мыс 68° 10': 38е50'. На Мурманском берегу, у мыса Взглавье, между Нокуевеким заливом и губой Савихой. Рыбацкое становище «Ива нов Крест» упоминается в писцовых книгах 1608— 1611 гг.» Имея эти ко ординаты, нетрудно найти и совер шенно точное место крестов — по каменным грудам, полузаросшим мхом. Когда-то эти камни крепили ос нования крестов, вертикальные стол бы. Сообщаю этот ориентир столь под робно в надежде, что найдутся в Мур манске энтузиасты, которые доберутся до губы Савиха, восстановят здесь крест, а может быть — не один, что бы возродить исторический облик бе рега и увековечить память отважных мореходов, первопроходцев Лапланд ского берега. Может быть, за это возьмутся люди из Мурманского от деления фонда культуры? В одном только Кольском заливе мореходных крестов стояло больше десятка. В описании у Рейнеке отме чен «крест на краю ” мыса Елова». Мыс этот находится на западном бе регу Кольского залива, напротив же лезнодорожной станции Кола. Был крест на корге, на отмели к северо- западу от Кладбищенского острова. Стоявший на подходе к городу этот знак служил важным ориентиром для парусных судов. Надо, конечно же, «взять на при цел» и упомянутый в описании Рейне ке «крест на горе Соловараке». Мо жет быть, хоть на каком-то рисунке сохранился этот знак, осеняющий и гору, и город? ЛЯ ТОГО чтобы уяснить на значение поморских крестов и обычаи, с ними связанные, прислуша емся еще к одному голосу, донесше муся до нас из середины прошлого века: «Между подобного рода креста ми много йедва ли, впрочем, не большая часть таких, которые соору жались спасшимися». Это строки из книги «Год на Севе ре», которая впервые увидела свет в 1859 году. Ее автор, двадцатипятилет ний Сергей Максимов, со здал широкую и впечатляющую пано раму суровой и загадочной в ту пору окраины России — Лапландии, Бело- морья, Печорского края. Замечатель ный этот писатель был почти забыт, не издавался лет 70—-80, но в послед ние годы как бы воскрес из небытия. Мореходы, пишет Максимов, долго Ждут на островах попутного ветра. Они понимают возможность горькой смерти столько же от жажды, сколь ко и от голода. Промышленникам остается одно: быть верными завету своих праотцов и в сооружении дере вянного креста полагать всю надежду на лучшую долю... Целой артелью, меньше чем в сутки, сооружается крест и вырезается на нем надпись с именем страдавшего и годом сооруже ния. Такой и{е крест с мольбой о попут ном ветре, о поветерье, который мож но было бы еще в шестидесятые годы видеть на Канином Носе, упоминает М. Белов в книге «По следам поляр ных экспедиций». Как много говорит простая надпись на этом знаке: «Бо же, дай нам ветра. Поставили щеля- не». О поморских крестах писал К. Ба- дигин. Замечательные строки об этих знаках написала славная исследова тельница Севера Ксения Гемп. Упоми нает о мореходных крестах в своих документальных повестях мурманский писатель И. Чесноков. Однако отдель ной публикации об этих памятниках я не нашел, сколько ни перебирал ли сточки обширных библиотечных кар- точек. Вот о саамских сепдах, про стейших сооружениях из нескольких малых камней и огромного валуна, об этих культовых по своему предназна чению знаках, становящихся иногда еще и ориентирами, — о них и статей много, и снимков, и брошюра написа на. Художники сеиды весьма охотно изображают. А мореходные кресты — словно под запретом. Иллюстрируют наши графики исторические книги на местную тему, все нарисуют — избу, сети, лодку. Только крест позабудут. Это все равно что нарисовать село без церкви. Или, извините, Красную площадь без известного храма. Или прочитаем, товарищ, первые строки очерка Бориса Шергина «З а печатленная слава», этой поэмы в прозе, которую надо бы включить в учебники истории вместо бесконечно го перечисления не задевающих душу «сил», «процессов», «достижений». Из очерка взят, кстати, и наш эпиграф. «Поморское сказание о Софии Новго родской» начинается так*: «По слову Великого Новгорода шли промышлен ные лодьи во все концы Студеного моря-океана.Лодьн Гостева сына Ива на ушли дальше всех. Иван оследил нехоженый берег. Тут поставил крест, избу и амбар». Вдумаемся, друзья, в эти слова — «оследил нехоженый берег». Почему мы, твердо усвоив, что предки наши шли за добычей, забываем, что их звал властный зов далеких, не откры тых еще земель? Вместе с деловым расчетом жило в сердце первопроходцев высокое духов ное начало, стре.мленье первым про ложить путь, пройти там, где человек еще не оставлял следа. Были и ра дость познания, преодоления, вольный дух искателей, гордость патриотов. Открыв новые земли, первопроходец ставил осьмиконечный крест как за явочный столб и русский опознава тельный-знак, и как символ веры, знак единства с теми, кто придет по сле. Ставился он на поклонение всем христианам. Крест этот, с резьбой, с вделанной иногда в вертикальный столб шпонкой, заменял часовню на этом пустынном арктическом берегу. И еще тот знак, с вырезанной на нем датой, именем и обращеньем к богу и людям, был уведомленьем для потом ков. Посланием будущим поколениям. Именно таков крест на мысу Крас ные Щелки в районе села Сосновка. Вырезав религиозные символы, начер тав сверху имя божье, мореход уве ренной рукой обозначил внизу свое имя и название родного села. Чтобы знали, кто поставил крест. И не про сто поставил, а «работал». В апреле (этот месяц обозначен на кресте), ког да Белое море во льдах, работа мог ла быть только одна — промысел морского зверя, занятие тяжелое и опасное. Название «Зимний берег», вырезанное на кресте, говорит. что" ставили его промышленники из за мо ря С южного побережья Белого мо ря они попали на северное через льды и разводья скорее всего не по своей воле, а после страшного мирского от носа. В благодарность богу за спасе ние и был поставлен этот крест. Хотя надо было благодарить за отвагу и выдержку кормщика. И — свою доб лесть. 0 МУЖЕСТВЕ, тяжкой борьбе за жизнь, о подвиге, о силе духа напоминает единственный сохранив шийся в целости поморский крест. И, может быть, единственной памятью о промышлявшем здесь семьдесят лет назад поморе осталась надпись на кре сте. Внизу, иод косой перекладиной, на нем отличным шрифтом грамотного человека вырезано: «Федор Ивановнц Ушаков». Да-да, вместо ожидаемого, «ч» в отчестве поставлено «ц», северное, а точнее, новгородское «ц». Вспомнив знаменитые берестяные грамоты, пе- . релистываю книгу «Культура Древней Руси», выпущенную под редакцией академика Д. Лихачева еще в 1967 году. Ага, вот: «Пришли мы целовек.х^ да пришли сороцицю, сороцнце забы- ле». Нет, не местная странность это северное цоканье, а отзвук, отголосок нашего общего прошлого. Выходит, прямой потомок древних новгородцев, сохранивший и речь, и обычаи своих предков, вырезал это самое «Ивано вич» на огромном осьмиконечном кре сте. Мореход поставил его на камен ном мшистом мысу и богу, и людям. Кресту предназначено было стать мо реходным знаком. Перекладины его были точно сориентированы от ночи на летник, с севера на юг. ...Но взглянем снова на нижние надписи креста. Под своим именем Федор Ушаков обозначил все той же глубокой резьбой: «1915 года апр. 29 д. Работали съ Знмнаго бер. д. Ручьи». Дальше три крупные — «ЯСГ». И еще ниже, со всем мелкими литерами, сантиметра полтора высотой, но все-таки отчет ливо вырезана еще одна строчка: «С. Ф . Ушаков». «С. Ф .» Сын, надо полагать. И еще одно сокращение, заключитель ное: «ГВГ». Рядом со славными именами Уша» ковых считаю за честь и за добрую-^ обязанность вспомнить однофамильца поморов — нашего замечательного краеведа Ивана Федоровича Ушако ва. И процитировать строки из его книги, написанной с любовью и теп лом, с интереснейшими" подробностя ми и глубокими мыслями: Я говорю про сборник исторических очерков «Кольская старина», не до конца, по- моему, оцененный, хотя тираж и разо шелся мгновенно. То, что написал в ней Иван Федорович Ушаков про Кольский крест, относится ко всем подобным сооружениям. К тем нз них, которые возведены над морем, — в особенности: «М но гим м ож е т п о ка за ть с я , что неза чем х р а н и т ь с т а р и н ны й к р е с т , о статон о т в е р гн у т о го к у л ь т а . Р а с с уж д а ть т а к — з н а ч и т не у в а ж а т ь и с то р ию , не лю б и ть Родину . К о л ь с к и й к р е с т — уд и в и те л ь ны й , е ди н с твен ны й В своем роде п а м я тн и к ... Это п а м я т н и к н а шим пред кам , бе звестным т р у ж е н и к а м : в течение ве ков о сваивавш им с у р о в ы * северные моря» . В. ЖДАНО член Союза журналистов СССР. 1. Таким изобразил мореходный крест художник прошлого века. 2. Крест на мысу Красные Щелки близ Сосновки. Фото Л. ОРЛОВСКОГО. рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz