Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.

п 10 Страницы истории Памятники м о р с к о й с лавы «УЖЕ В X I I I ВЕКЕ ПО БЕРЕ ­ ГАМ И ОСТРОВАМ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА СТОЯЛИ РУССКИЕ ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ — ИСПОЛИНСКИЕ ОСЬ- МИКОНЕЧНЫЕ КРЕСТЫ. ПО- И ЕРЕЧИНЫ КРЕСТА АСТРОНО ­ МИЧЕСКИ ВЕРНО УКАЗЫВАЛИ НАПРАВЛЕНИЕ СТОРОН СВЕ ­ ТА». Борис Шергин. В Ж УРНАЛЕ «Северные просто­ ры» был помещен очерк «А р ­ хеолог в Арктике». Публикация эта сопровождалась двумя фотоснимками. На одном — раскопки на Шпицберге­ не, обнажившие нижние венцы рус­ ского дома XV века. На втором — •крест над морем. Тот самый «осьми- конечный крест» с косой переклади­ ной понизу. Его основание, «восьмой «онец», укреплен большими угловаты­ ми каменьями. Под снимком такая вот подпись: «Красные Щелки. Коль­ ский полуостров. 1915 год». И все. В очерке об этом историческом памятни­ ке тоже ни слова. Попробуй догадай­ ся — что за крест, кому? И — что за «Красные Щелки?» Место, что ли, где стоит этот памятник, или, может быть, название этого простого соору­ жения? В тексте, к которому «пристег­ нут» снимок, подробно говорится лишь о крестах, установленных на мо­ гилах первопроходцев Арктики. Чи­ татель неизбежно подумает, что и крест на снимке тоже могильный. Од­ нако поставлен он не погибшему, не усопшему. Почему я в том уверен? Потому что сам укреплял и фотогра­ фировал этот крест год назад. Да, преет на мысу Красные Щелки, в юго-восточной части Кольского полу­ острова, в районе села Сосновки, со­ хранился до наших дней. Надписи на нем т" вовсе не могильные. Они хотя и повыветрились, но читаются легко. Однако о них — позже. Поговорим о назначении русских крестов, стоящих над морем. И обра­ тимся к свидетельству минувших дней, заглянув в прелюбопытнейшее изда­ ние — «Памятную книжку Архангель. ской губернии», изданную в 1861 го­ ду; «Ставить ж е на острова и п р и море Иресты есть м естны й го с п о д с тв ующ и й обы чай . В ы д ерж и т ли мореход бла гопо ­ л у ч н о б урю — он едет на берег и с та ви т Т ут кр е с т . Ему удался лов зверя и ры бы он п р и о тпра влении домой , оставляя рла гословленно становищ е , с та в и т по се­ бе кр е с т . Иногда ж е , оставаясь долгое время на одном месте за п р о ти вны м ве т­ ром , с та в я т к р е с т о т безделья. Нередко э то т к р е с т зн ам е н уе т м о гил у у со пш е го или у т о п л е н н и к а . С па сенны й Провидени ­ ем и и с ку с с тв ом смелого лоцмана о т н р уш е н и я в б у рю на Белом море Петр I, войдя б ла гопо л учно в У н с к у ю г у б у и ж е ­ лая последовать в сем случае обычаю Н аш их северны х м ор я ко в , в пам я ть свое. f*o избавления от гро зи вш е й опасности т а к ж е поставил на бере гу д еревянны й нрест, сделанный им самим» . Попробуем взглянуть на наше побе_ режье глазами исследователей и лите­ раторов прошлого. Это нетрудно сде­ лать: в Мурманской областной библио­ теке собрано большое количество книг Ъ нашем крае, изданных в X IX и да. $ке XV III веках. Многие из них — в ксерокопиях, раздобытых дотошными сотрудниками, а половина — в пре­ красно сохранившихся оригиналах. На выставке в честь пятидесятилетия Мурманской области были представ. »дены труды И. Лепехина, Н. Озерец- новского, С. Максимова, В. Немиро. вича-Данченко, М. Рейнеке. Меня осо_ бенно заинтересовали книги последне. го автора, военного моряка, который исследовал и описал Мурманское по­ бережье сто пятьдесят "лет назад. Разумеется, добросовестнейший гидрограф не мог пропустить примет­ ных знаков на побережье, ни природ­ ных, ни тем более возведенных чело­ веческими руками: «Наши п р ом ы ш л е н н и ки с та вя т у свои х с та н о в ищ кр е с ты и кам е н ны е гр уды (ке - н у ры и гу р и и ), сл уж ащ ие прим е там и для всех входов. Но э ти з н а к и весьма едино ­ обра зны и не м о гу т бы ть о тличены и з­ дали». Итак, среди других ориентиров, по которым опознаются временные ры­ бацкие селения на не заселенном еще Лапландском берегу, Рейнеке первым упоминает кресты. И указывает, что служат они именно для определе­ ния курса захода в бухту или в про­ лив. Стало быть, русский восьмико. нечный крест мы можем считать глав­ ным поморским навигационным зна­ ком. Подробно описывая все губы, мысы и острова, лейтенант флота тщательно занес на карту местные названия. Тут и встречаем мы вновь сведения о тех же поморских крестах: 30сентябряШ8 года «Ивановы Крес ты есть один из но с ков ю ж н о го берега мыса Взглавье . Неко гда т у т было м но го д ер е вя нны х крес то в , до. н а зы в а вш и х достоинство с тановищ а , но ны не виден т о л ь ко один нрест» . В «Географическом словаре Коль­ ского полуострова», выпущенном в 1939 году в Ленинграде под редакци­ ей профессора Вощинина и ставшем нынче настоящим сокровищем для краеведов, есть такие строки: «Ивано­ вы Кресты, мыс 68° 10': 38е50'. На Мурманском берегу, у мыса Взглавье, между Нокуевеким заливом и губой Савихой. Рыбацкое становище «Ива­ нов Крест» упоминается в писцовых книгах 1608— 1611 гг.» Имея эти ко­ ординаты, нетрудно найти и совер­ шенно точное место крестов — по каменным грудам, полузаросшим мхом. Когда-то эти камни крепили ос­ нования крестов, вертикальные стол­ бы. Сообщаю этот ориентир столь под­ робно в надежде, что найдутся в Мур­ манске энтузиасты, которые доберутся до губы Савиха, восстановят здесь крест, а может быть — не один, что­ бы возродить исторический облик бе­ рега и увековечить память отважных мореходов, первопроходцев Лапланд­ ского берега. Может быть, за это возьмутся люди из Мурманского от­ деления фонда культуры? В одном только Кольском заливе мореходных крестов стояло больше десятка. В описании у Рейнеке отме­ чен «крест на краю ” мыса Елова». Мыс этот находится на западном бе­ регу Кольского залива, напротив же­ лезнодорожной станции Кола. Был крест на корге, на отмели к северо- западу от Кладбищенского острова. Стоявший на подходе к городу этот знак служил важным ориентиром для парусных судов. Надо, конечно же, «взять на при­ цел» и упомянутый в описании Рейне­ ке «крест на горе Соловараке». Мо­ жет быть, хоть на каком-то рисунке сохранился этот знак, осеняющий и гору, и город? ЛЯ ТОГО чтобы уяснить на­ значение поморских крестов и обычаи, с ними связанные, прислуша­ емся еще к одному голосу, донесше­ муся до нас из середины прошлого века: «Между подобного рода креста­ ми много йедва ли, впрочем, не большая часть таких, которые соору­ жались спасшимися». Это строки из книги «Год на Севе­ ре», которая впервые увидела свет в 1859 году. Ее автор, двадцатипятилет­ ний Сергей Максимов, со­ здал широкую и впечатляющую пано­ раму суровой и загадочной в ту пору окраины России — Лапландии, Бело- морья, Печорского края. Замечатель­ ный этот писатель был почти забыт, не издавался лет 70—-80, но в послед­ ние годы как бы воскрес из небытия. Мореходы, пишет Максимов, долго Ждут на островах попутного ветра. Они понимают возможность горькой смерти столько же от жажды, сколь­ ко и от голода. Промышленникам остается одно: быть верными завету своих праотцов и в сооружении дере­ вянного креста полагать всю надежду на лучшую долю... Целой артелью, меньше чем в сутки, сооружается крест и вырезается на нем надпись с именем страдавшего и годом сооруже­ ния. Такой и{е крест с мольбой о попут­ ном ветре, о поветерье, который мож­ но было бы еще в шестидесятые годы видеть на Канином Носе, упоминает М. Белов в книге «По следам поляр­ ных экспедиций». Как много говорит простая надпись на этом знаке: «Бо­ же, дай нам ветра. Поставили щеля- не». О поморских крестах писал К. Ба- дигин. Замечательные строки об этих знаках написала славная исследова­ тельница Севера Ксения Гемп. Упоми­ нает о мореходных крестах в своих документальных повестях мурманский писатель И. Чесноков. Однако отдель­ ной публикации об этих памятниках я не нашел, сколько ни перебирал ли­ сточки обширных библиотечных кар- точек. Вот о саамских сепдах, про­ стейших сооружениях из нескольких малых камней и огромного валуна, об этих культовых по своему предназна­ чению знаках, становящихся иногда еще и ориентирами, — о них и статей много, и снимков, и брошюра написа­ на. Художники сеиды весьма охотно изображают. А мореходные кресты — словно под запретом. Иллюстрируют наши графики исторические книги на местную тему, все нарисуют — избу, сети, лодку. Только крест позабудут. Это все равно что нарисовать село без церкви. Или, извините, Красную площадь без известного храма. Или прочитаем, товарищ, первые строки очерка Бориса Шергина «З а ­ печатленная слава», этой поэмы в прозе, которую надо бы включить в учебники истории вместо бесконечно­ го перечисления не задевающих душу «сил», «процессов», «достижений». Из очерка взят, кстати, и наш эпиграф. «Поморское сказание о Софии Новго­ родской» начинается так*: «По слову Великого Новгорода шли промышлен­ ные лодьи во все концы Студеного моря-океана.Лодьн Гостева сына Ива­ на ушли дальше всех. Иван оследил нехоженый берег. Тут поставил крест, избу и амбар». Вдумаемся, друзья, в эти слова — «оследил нехоженый берег». Почему мы, твердо усвоив, что предки наши шли за добычей, забываем, что их звал властный зов далеких, не откры­ тых еще земель? Вместе с деловым расчетом жило в сердце первопроходцев высокое духов­ ное начало, стре.мленье первым про­ ложить путь, пройти там, где человек еще не оставлял следа. Были и ра­ дость познания, преодоления, вольный дух искателей, гордость патриотов. Открыв новые земли, первопроходец ставил осьмиконечный крест как за­ явочный столб и русский опознава­ тельный-знак, и как символ веры, знак единства с теми, кто придет по­ сле. Ставился он на поклонение всем христианам. Крест этот, с резьбой, с вделанной иногда в вертикальный столб шпонкой, заменял часовню на этом пустынном арктическом берегу. И еще тот знак, с вырезанной на нем датой, именем и обращеньем к богу и людям, был уведомленьем для потом­ ков. Посланием будущим поколениям. Именно таков крест на мысу Крас­ ные Щелки в районе села Сосновка. Вырезав религиозные символы, начер­ тав сверху имя божье, мореход уве­ ренной рукой обозначил внизу свое имя и название родного села. Чтобы знали, кто поставил крест. И не про­ сто поставил, а «работал». В апреле (этот месяц обозначен на кресте), ког­ да Белое море во льдах, работа мог­ ла быть только одна — промысел морского зверя, занятие тяжелое и опасное. Название «Зимний берег», вырезанное на кресте, говорит. что" ставили его промышленники из за мо­ ря С южного побережья Белого мо­ ря они попали на северное через льды и разводья скорее всего не по своей воле, а после страшного мирского от­ носа. В благодарность богу за спасе­ ние и был поставлен этот крест. Хотя надо было благодарить за отвагу и выдержку кормщика. И — свою доб­ лесть. 0 МУЖЕСТВЕ, тяжкой борьбе за жизнь, о подвиге, о силе духа напоминает единственный сохранив­ шийся в целости поморский крест. И, может быть, единственной памятью о промышлявшем здесь семьдесят лет назад поморе осталась надпись на кре­ сте. Внизу, иод косой перекладиной, на нем отличным шрифтом грамотного человека вырезано: «Федор Ивановнц Ушаков». Да-да, вместо ожидаемого, «ч» в отчестве поставлено «ц», северное, а точнее, новгородское «ц». Вспомнив знаменитые берестяные грамоты, пе- . релистываю книгу «Культура Древней Руси», выпущенную под редакцией академика Д. Лихачева еще в 1967 году. Ага, вот: «Пришли мы целовек.х^ да пришли сороцицю, сороцнце забы- ле». Нет, не местная странность это северное цоканье, а отзвук, отголосок нашего общего прошлого. Выходит, прямой потомок древних новгородцев, сохранивший и речь, и обычаи своих предков, вырезал это самое «Ивано­ вич» на огромном осьмиконечном кре­ сте. Мореход поставил его на камен­ ном мшистом мысу и богу, и людям. Кресту предназначено было стать мо­ реходным знаком. Перекладины его были точно сориентированы от ночи на летник, с севера на юг. ...Но взглянем снова на нижние надписи креста. Под своим именем Федор Ушаков обозначил все той же глубокой резьбой: «1915 года апр. 29 д. Работали съ Знмнаго бер. д. Ручьи». Дальше три крупные — «ЯСГ». И еще ниже, со­ всем мелкими литерами, сантиметра полтора высотой, но все-таки отчет­ ливо вырезана еще одна строчка: «С. Ф . Ушаков». «С. Ф .» Сын, надо полагать. И еще одно сокращение, заключитель­ ное: «ГВГ». Рядом со славными именами Уша» ковых считаю за честь и за добрую-^ обязанность вспомнить однофамильца поморов — нашего замечательного краеведа Ивана Федоровича Ушако­ ва. И процитировать строки из его книги, написанной с любовью и теп­ лом, с интереснейшими" подробностя­ ми и глубокими мыслями: Я говорю про сборник исторических очерков «Кольская старина», не до конца, по- моему, оцененный, хотя тираж и разо­ шелся мгновенно. То, что написал в ней Иван Федорович Ушаков про Кольский крест, относится ко всем подобным сооружениям. К тем нз них, которые возведены над морем, — в особенности: «М но гим м ож е т п о ка за ть с я , что неза ­ чем х р а н и т ь с т а р и н ны й к р е с т , о статон о т в е р гн у т о го к у л ь т а . Р а с с уж д а ть т а к — з н а ч и т не у в а ж а т ь и с то р ию , не лю б и ть Родину . К о л ь с к и й к р е с т — уд и в и те л ь ны й , е ди н с твен ны й В своем роде п а м я тн и к ... Это п а м я т н и к н а ­ шим пред кам , бе звестным т р у ж е н и к а м : в течение ве ков о сваивавш им с у р о в ы * северные моря» . В. ЖДАНО член Союза журналистов СССР. 1. Таким изобразил мореходный крест художник прошлого века. 2. Крест на мысу Красные Щелки близ Сосновки. Фото Л. ОРЛОВСКОГО. рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz