Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.

I • г Перспективы развития Северного бассейна ~ 7 В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ нередко можно было слышать мнение о бесперспективности Север, но.го бассейна в связи с оскудением запасов Барен­ цева моря, бурным развитием новых отраслей но раз­ ведке и добыче нефти н газа. Мнение это поддерживалось и нашими централь­ ными отраслевыми институтами, в частности, недав­ но ликвидированным ЦНИИТЭИРХом , который предлагал ограничить сферу деятельности «Севры- бы» только районами Северо-Восточной и Северо- Западной Атлантики и запланировать на перспекти­ ву самые низкие темпы развития по сравнению с другими бассейнами. Сразу должен сказать, что это мнение ошибочно. Новый импульс развитию бассейна дало посещение Мурманска "Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым осенью 1987 года и последовав­ шее вскоре постановление ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССР «О мерах по ускорению экономнче- Сырьевая база Для наращивания объемов производства преж­ де всего нужна сырьевая база. Где же она? Сразу скажу — она в Южной Атлантике. Однако для развертывания широкомасштабного промысла необходимы новые технологии перера­ ботки сырья, технические средства добычи и об­ работки, включая отдельные машины, комплекс­ но-механизированные и автоматизированные ли­ нии, специализированные суда с безотходной тех­ нологией. Данные направления являются приори­ тетными для «Севрыбы» и в первую очередь должны обеспечиваться финансовыми и матери­ альными ресурсами. Важными районами промысла останутся СВА и СЗА , начиная с 14-й пятилетки прогнозируется постепенное увеличение добычи в Баренцевом, .мо­ ре. В СВА предусматривается организация раци­ онального рыболовства, а в Баренцевом море — введение сбалансированного, исключающего под­ рыв запасов ценных видов рыбы. Не утрачивают свое значение и районы Ю ЗА , ЮВТО, ЮЗТО. Предусматривается интенсификация промысла в экономических зонах Гренландии, Канады, США , стран Африки и Латинской Америки путем созда­ ния ряда смешанных предприятий, организации обменных операций, расширения и укрепления связей с инофирмами. Этим станет заниматься фтепгнеторговая фирма «Севрыбы». Планируется также создание на базе <Карел- рыбпрома» и «Мурманрыбпрома» промышленно­ го управления по аква- и марикультуре. Переработка Таким образом, сырьевая база есть, и она поз­ воляет на.м прогнозировать увеличение вылова в полтора раза. При этом удельный вес малоценной и мелкой рыбы, морепродукта в общем объеме возрастет до 70 процентов. В связи с этим наме­ чается значительное (более чем в 2 раза) увели­ чение производства рыбной муки на судах и стро­ ительство специализированных жиромучных су­ дов. Предполагается резкий рост, в 13 раз, про­ дукции на основе рыбного фарша и белка, прет жде всего колбас, имитированной красной и чер­ ной икры, аналогов столовой, лососевой рыбы, Ч^ульонных концентратов и других новых продук- Для этого предусмотрено создание и установка на судах более 750 комплексно-механизирован­ ных и автоматизированных линий для разделки рыбы, получения фарша, белка, консервов. Уже начато строительство первой очереди машино­ строительного завода «Севтехрыбпрома» на 5 млн. руб. продукции, проектируется вторая очередь на 10 миллионов, Планируется строительство второй и третьей очередей завода белковых про­ дуктов, цеха по производству сосисок и ветчины, цеха по выпуску красной икры, цеха мороженых полуфабрикатов, новых заводов по производству хитозана, аналогов столовой и лососевой рыбы, рыбного белка из малоценного сырья, детского питания. Впереди — полная реконструкция главного производственного корпуса Мурманского рыбокомбината, Кандалакшского рыбозавода со строительством холодильника на 2000 тонн, Умб- ского рыбозавода, завода технической рыбной продукции, техперевооружение коптильных и кон­ сервного завода, а также строительство новых цехов, рыбообрабатывающих предприятий «Ар- хангельскрыбпрома» и « Карелрыбпрома», холо- дильйиков в Северодвинске, Котласе, Нарьян-Ма­ ре, Беломорске, Видлице, Чупе, Водлозере, Сор­ тавале, Софпороге. Значительное увеличение про­ дукции, выпускаемой в мелкой расфасовке и в красочной упаковке, потребует реконструкции и перевооружения Мурманского тарного комбината. РЕЗЕРВЫ ЕСТЬ! Флот Теперь о флоте. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР предусмотрено выделе­ ние Северному бассейну до 2000 года добываю­ щих судов общей мощностью по добыче 1,4 мил­ лиона тонн рыбы, рыбообрабатывающих судов об­ щей мощностью по приему 300 тысяч тонн сырья, транспортных рефрижераторных судов суммар­ ным дедвейтом 230 тысяч тонн. За этими цифрами — качественное обновле­ ние флота, в том числе крупными судами типа «Mooнзvнд» (ГДР) — 12 единиц до конца 12-й пятилетки, большими сУДами БМРТ типа «Атлан- тик-401» (ГДР) — 91 единица в 13— 15-й пяти­ летках, БМРТ типа «Пулковский меридиан» (СССР) — 43 единицы в 13— 14-й пятилетках. В 13-й пятилетке начнется проектирование спе­ циализированного судна, оснащенного линиями комплексной переработки сырья в высокоэффек­ тивный белок на пищевые цели и муку из кри­ ля, мезопелагических и других мелких рыб. По; ступление их на бассейн намечается в 14— 15-й пятилетках. Из среднетоннажных судов будут приходить СРТМ проекта 05025 (СССР) — 61 единица в 13— 15-й, МРТ типа «Балтика» (СССР) по 5 единиц в 12— 13-й пятилетках, 10 ярусоловов. Будет также возобновлено строитель­ ство ПСТ типа «Баренцево море», СТР типа «Альпинист», З Р С типа «Зверобой», взамен спи­ сываемых до возрасту. При наличии значитель­ ного отряда действующих судов постройки 70— 80-х годов (типа «Горизонт», «Иван Бочков», 394АМ, «Орленок», «Алтай») с учетом нового пополнения добывающий флот «Севрыбы» ста­ новится способным обеспечить выполнение всех перспективных задач. Из транспортных судов и плавбаз предусмотрено поступление ТР типа «Кристалл-2» и «Кристалл-3 > постройки ГДР около 30 единиц и 10 плавбаз типа «Советская Конституция» (ПНР). Потребуется разработка новых систем техниче­ ской эксплуатации, обслуживания и ремонта. Предусмотрено широкое внедрение ЭВМ в про­ цесс планирования и управления технической экс­ плуатацией, планомерное сокращение трудоза­ трат на техобслуживание в условиях сокращенной численности экипажей за счет повышения на­ дежности и долговечности СТС, применения встроенных и переносных средств технической диагностики, бортовых вычислительных комплек­ сов для оптимизации режимов работы. Суда осна­ стятся средствами малой механизации. Широкое развитие получит сервисное обслуживание судов зарубежной постройки и консигнационная форма обеспечения. Судоремонт Намечена реконструкция и техперевооружение судоремонтных предприятий, в частности, на Мурманской судоверфи радиоэлектронного и электроремонтного производства, причальной ли­ нии, складского хозяйства,- корпусно сварочного производства, цеха топливной аппаратуры, ли­ тейного цеха с организацией сталеплавильного от­ деления, инженерных сетей и коммуникаций, об­ новление станочного парка, в том числе станка­ ми с ЧПУ. На СРЗ-1 предусматривается строи­ тельство сдаточно достроечного причала, расши­ рение корпусно-сварочного цеха, расширение и реконструкция цеха МРТО, на СРЗ-2 — рекон­ струкция слесарно-монтажного и корпусного про­ изводства, котельной, трансформаторной. Не за­ быты и судоремонтные предприятия «Мурман­ рыбпрома», «Архангельскрыбпрома» и «Ка- ского и социального развития Мурманской области в 1988— 1990 годах и в период до 2005 года». На основе этого постановления специалистами «Севрыбы» разработаны «Основные направления на­ учно-технического прогресса в рыбном хозяйстве Се­ верного бассейна на период до 2010 года», которые недавно рассмотрены коллегией Мннрыбхоза СССР и ЦК профсоюза работников рыбного хозяйства и утверждены в качестве программы выполнения по­ становления ЦК КПСС и Совмина СССР . К 2010 году предстоит увеличить по сравнению с 1985 годом объем производства товарной продук­ ции на 66,5 процента, в том числе пищевой на 16, вылов рыбы во всех районах Мирового океана и внутренних водоемах на 52,4 процента. Повысить уровень рентабельности с 13,8 до 25,3 процента, производительность труда на 72,1 процента, при­ быль в 2,6 раза. релрыбпрома». С целыо повышения качества ре­ монта, сокращения сроков переводятся, начиная с 1988 года, судоремонтные предприятия на под­ рядно-технологический поточный ремонт судов с организацией специализированных участков по ремонту судовой техники и- оборудования, ис­ пользующих современные технологические про цессы. Будут организованы автоматизированны;* рабочие места заводских мастеров, технологов, прорабов, конструкторов, внедрена АСУТП на ба­ зе мини ЭВМ. Для технического обслуживания судов в отдаленных районах будет создан на Мур­ манской судоверфи плавучий морской цех. Для улучшения обслуживания и ускорения об­ работки судов планируется реконструкция суще­ ствующих и строительство новых причалов в рыбных портах Мурманска и Архангельска. В Мурманском порту предусмотрено строитель­ ство высокомеханизированных холодильников на 41 тысячу тонн, обновление всей портовой тех­ ники. Станут развиваться береговые средства ра­ диосвязи и навигации, включая строительство центра приема и обработки спутниковой метео­ информации, центра морской спутниковой связи, реконструкция АТС и радиоцентра. Механизация В области механизации ручного труда при об­ работке судов ставится задача увеличить произ­ водительность с 499,6 тонны на человека в год до 1000 тонн в 2000 году и до 1500 тонн в 2010 году. Одним из наиболее прогрессивных направ­ лений выбрана перевозка грузов от изготовителя до потребителя в крупнотоннажных изотермиче­ ских контейнерах. Предполагается разработка та­ кой системы для Мурманского рыбного порта, для чего потребуется наладить производство кон­ тейнеров, оборудование в порту контейнерных терминалов, модернизация транспортных судов под перевозку контейнеров, оснащение подвиж­ ного состава системами их энергопитания. Планируется значительное расширение собст­ венной машиностроительной базы. Помимо уже упоминавшихся двух заводов «Севтехрыбпрома», начнется строительство в Мурманске приборо­ строительного завода на 4 миллиона рублей про­ дукции в год, базы полимерных изделий на та­ кую сумму, второй очереди Кандалакшского опытного механического завода на 15,2 миллиона рублей, механического завода в Архангельске по производству.средств комплексной механизации на 10 миллионов рублей, машиностроительного цеха в Беломорске на миллион рублей, реконст­ рукция и техперевооружение машиностроительно­ го цеха Мурманской судоверфи с доведением мощности до 6,3 миллиона рублей. Создание ма­ шиностроительной базы по выпуску рыбообраба­ тывающей техники позволит увеличить уровень механизации в рыбообработке с 45,5 до 72,3 про­ цента. Управление научно-техническим прогрессом бу­ дет осуществляться на основе комплексных це­ левых программ с широким применением малых и персональных ЭВМ для их отслеживания. Ста­ вится также задача автоматизировать все основ­ ные процессы и функции управления производст­ венно-хозяйственной деятельностью бассейна на всех уровнях. Для финансирования мероприятий научно-тех­ нического прогресса, а также обеспечения нор­ мальной работы предприятий в условиях самофи­ нансирования и полного хозрасчета, предполага­ ется добиться от Мннрыбхоза СССР права на увеличение доли прибыли, оставляемой в распо­ ряжении предприятий бассейна: в 13-й пятилетке до 42 процентов, в 14-й — до 44-х. в 15-й — до 45 по сравнению с 32— 35 процентами в текущей пятилетке. РЫБНЫЙ мурман А . ЗУЕВ, главный конструктор ЦПКТБ. 30сентября1988года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz