Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.
I • г Перспективы развития Северного бассейна ~ 7 В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ нередко можно было слышать мнение о бесперспективности Север, но.го бассейна в связи с оскудением запасов Барен цева моря, бурным развитием новых отраслей но раз ведке и добыче нефти н газа. Мнение это поддерживалось и нашими централь ными отраслевыми институтами, в частности, недав но ликвидированным ЦНИИТЭИРХом , который предлагал ограничить сферу деятельности «Севры- бы» только районами Северо-Восточной и Северо- Западной Атлантики и запланировать на перспекти ву самые низкие темпы развития по сравнению с другими бассейнами. Сразу должен сказать, что это мнение ошибочно. Новый импульс развитию бассейна дало посещение Мурманска "Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым осенью 1987 года и последовав шее вскоре постановление ЦК КПСС и Совета Ми нистров СССР «О мерах по ускорению экономнче- Сырьевая база Для наращивания объемов производства преж де всего нужна сырьевая база. Где же она? Сразу скажу — она в Южной Атлантике. Однако для развертывания широкомасштабного промысла необходимы новые технологии перера ботки сырья, технические средства добычи и об работки, включая отдельные машины, комплекс но-механизированные и автоматизированные ли нии, специализированные суда с безотходной тех нологией. Данные направления являются приори тетными для «Севрыбы» и в первую очередь должны обеспечиваться финансовыми и матери альными ресурсами. Важными районами промысла останутся СВА и СЗА , начиная с 14-й пятилетки прогнозируется постепенное увеличение добычи в Баренцевом, .мо ре. В СВА предусматривается организация раци онального рыболовства, а в Баренцевом море — введение сбалансированного, исключающего под рыв запасов ценных видов рыбы. Не утрачивают свое значение и районы Ю ЗА , ЮВТО, ЮЗТО. Предусматривается интенсификация промысла в экономических зонах Гренландии, Канады, США , стран Африки и Латинской Америки путем созда ния ряда смешанных предприятий, организации обменных операций, расширения и укрепления связей с инофирмами. Этим станет заниматься фтепгнеторговая фирма «Севрыбы». Планируется также создание на базе <Карел- рыбпрома» и «Мурманрыбпрома» промышленно го управления по аква- и марикультуре. Переработка Таким образом, сырьевая база есть, и она поз воляет на.м прогнозировать увеличение вылова в полтора раза. При этом удельный вес малоценной и мелкой рыбы, морепродукта в общем объеме возрастет до 70 процентов. В связи с этим наме чается значительное (более чем в 2 раза) увели чение производства рыбной муки на судах и стро ительство специализированных жиромучных су дов. Предполагается резкий рост, в 13 раз, про дукции на основе рыбного фарша и белка, прет жде всего колбас, имитированной красной и чер ной икры, аналогов столовой, лососевой рыбы, Ч^ульонных концентратов и других новых продук- Для этого предусмотрено создание и установка на судах более 750 комплексно-механизирован ных и автоматизированных линий для разделки рыбы, получения фарша, белка, консервов. Уже начато строительство первой очереди машино строительного завода «Севтехрыбпрома» на 5 млн. руб. продукции, проектируется вторая очередь на 10 миллионов, Планируется строительство второй и третьей очередей завода белковых про дуктов, цеха по производству сосисок и ветчины, цеха по выпуску красной икры, цеха мороженых полуфабрикатов, новых заводов по производству хитозана, аналогов столовой и лососевой рыбы, рыбного белка из малоценного сырья, детского питания. Впереди — полная реконструкция главного производственного корпуса Мурманского рыбокомбината, Кандалакшского рыбозавода со строительством холодильника на 2000 тонн, Умб- ского рыбозавода, завода технической рыбной продукции, техперевооружение коптильных и кон сервного завода, а также строительство новых цехов, рыбообрабатывающих предприятий «Ар- хангельскрыбпрома» и « Карелрыбпрома», холо- дильйиков в Северодвинске, Котласе, Нарьян-Ма ре, Беломорске, Видлице, Чупе, Водлозере, Сор тавале, Софпороге. Значительное увеличение про дукции, выпускаемой в мелкой расфасовке и в красочной упаковке, потребует реконструкции и перевооружения Мурманского тарного комбината. РЕЗЕРВЫ ЕСТЬ! Флот Теперь о флоте. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР предусмотрено выделе ние Северному бассейну до 2000 года добываю щих судов общей мощностью по добыче 1,4 мил лиона тонн рыбы, рыбообрабатывающих судов об щей мощностью по приему 300 тысяч тонн сырья, транспортных рефрижераторных судов суммар ным дедвейтом 230 тысяч тонн. За этими цифрами — качественное обновле ние флота, в том числе крупными судами типа «Mooнзvнд» (ГДР) — 12 единиц до конца 12-й пятилетки, большими сУДами БМРТ типа «Атлан- тик-401» (ГДР) — 91 единица в 13— 15-й пяти летках, БМРТ типа «Пулковский меридиан» (СССР) — 43 единицы в 13— 14-й пятилетках. В 13-й пятилетке начнется проектирование спе циализированного судна, оснащенного линиями комплексной переработки сырья в высокоэффек тивный белок на пищевые цели и муку из кри ля, мезопелагических и других мелких рыб. По; ступление их на бассейн намечается в 14— 15-й пятилетках. Из среднетоннажных судов будут приходить СРТМ проекта 05025 (СССР) — 61 единица в 13— 15-й, МРТ типа «Балтика» (СССР) по 5 единиц в 12— 13-й пятилетках, 10 ярусоловов. Будет также возобновлено строитель ство ПСТ типа «Баренцево море», СТР типа «Альпинист», З Р С типа «Зверобой», взамен спи сываемых до возрасту. При наличии значитель ного отряда действующих судов постройки 70— 80-х годов (типа «Горизонт», «Иван Бочков», 394АМ, «Орленок», «Алтай») с учетом нового пополнения добывающий флот «Севрыбы» ста новится способным обеспечить выполнение всех перспективных задач. Из транспортных судов и плавбаз предусмотрено поступление ТР типа «Кристалл-2» и «Кристалл-3 > постройки ГДР около 30 единиц и 10 плавбаз типа «Советская Конституция» (ПНР). Потребуется разработка новых систем техниче ской эксплуатации, обслуживания и ремонта. Предусмотрено широкое внедрение ЭВМ в про цесс планирования и управления технической экс плуатацией, планомерное сокращение трудоза трат на техобслуживание в условиях сокращенной численности экипажей за счет повышения на дежности и долговечности СТС, применения встроенных и переносных средств технической диагностики, бортовых вычислительных комплек сов для оптимизации режимов работы. Суда осна стятся средствами малой механизации. Широкое развитие получит сервисное обслуживание судов зарубежной постройки и консигнационная форма обеспечения. Судоремонт Намечена реконструкция и техперевооружение судоремонтных предприятий, в частности, на Мурманской судоверфи радиоэлектронного и электроремонтного производства, причальной ли нии, складского хозяйства,- корпусно сварочного производства, цеха топливной аппаратуры, ли тейного цеха с организацией сталеплавильного от деления, инженерных сетей и коммуникаций, об новление станочного парка, в том числе станка ми с ЧПУ. На СРЗ-1 предусматривается строи тельство сдаточно достроечного причала, расши рение корпусно-сварочного цеха, расширение и реконструкция цеха МРТО, на СРЗ-2 — рекон струкция слесарно-монтажного и корпусного про изводства, котельной, трансформаторной. Не за быты и судоремонтные предприятия «Мурман рыбпрома», «Архангельскрыбпрома» и «Ка- ского и социального развития Мурманской области в 1988— 1990 годах и в период до 2005 года». На основе этого постановления специалистами «Севрыбы» разработаны «Основные направления на учно-технического прогресса в рыбном хозяйстве Се верного бассейна на период до 2010 года», которые недавно рассмотрены коллегией Мннрыбхоза СССР и ЦК профсоюза работников рыбного хозяйства и утверждены в качестве программы выполнения по становления ЦК КПСС и Совмина СССР . К 2010 году предстоит увеличить по сравнению с 1985 годом объем производства товарной продук ции на 66,5 процента, в том числе пищевой на 16, вылов рыбы во всех районах Мирового океана и внутренних водоемах на 52,4 процента. Повысить уровень рентабельности с 13,8 до 25,3 процента, производительность труда на 72,1 процента, при быль в 2,6 раза. релрыбпрома». С целыо повышения качества ре монта, сокращения сроков переводятся, начиная с 1988 года, судоремонтные предприятия на под рядно-технологический поточный ремонт судов с организацией специализированных участков по ремонту судовой техники и- оборудования, ис пользующих современные технологические про цессы. Будут организованы автоматизированны;* рабочие места заводских мастеров, технологов, прорабов, конструкторов, внедрена АСУТП на ба зе мини ЭВМ. Для технического обслуживания судов в отдаленных районах будет создан на Мур манской судоверфи плавучий морской цех. Для улучшения обслуживания и ускорения об работки судов планируется реконструкция суще ствующих и строительство новых причалов в рыбных портах Мурманска и Архангельска. В Мурманском порту предусмотрено строитель ство высокомеханизированных холодильников на 41 тысячу тонн, обновление всей портовой тех ники. Станут развиваться береговые средства ра диосвязи и навигации, включая строительство центра приема и обработки спутниковой метео информации, центра морской спутниковой связи, реконструкция АТС и радиоцентра. Механизация В области механизации ручного труда при об работке судов ставится задача увеличить произ водительность с 499,6 тонны на человека в год до 1000 тонн в 2000 году и до 1500 тонн в 2010 году. Одним из наиболее прогрессивных направ лений выбрана перевозка грузов от изготовителя до потребителя в крупнотоннажных изотермиче ских контейнерах. Предполагается разработка та кой системы для Мурманского рыбного порта, для чего потребуется наладить производство кон тейнеров, оборудование в порту контейнерных терминалов, модернизация транспортных судов под перевозку контейнеров, оснащение подвиж ного состава системами их энергопитания. Планируется значительное расширение собст венной машиностроительной базы. Помимо уже упоминавшихся двух заводов «Севтехрыбпрома», начнется строительство в Мурманске приборо строительного завода на 4 миллиона рублей про дукции в год, базы полимерных изделий на та кую сумму, второй очереди Кандалакшского опытного механического завода на 15,2 миллиона рублей, механического завода в Архангельске по производству.средств комплексной механизации на 10 миллионов рублей, машиностроительного цеха в Беломорске на миллион рублей, реконст рукция и техперевооружение машиностроительно го цеха Мурманской судоверфи с доведением мощности до 6,3 миллиона рублей. Создание ма шиностроительной базы по выпуску рыбообраба тывающей техники позволит увеличить уровень механизации в рыбообработке с 45,5 до 72,3 про цента. Управление научно-техническим прогрессом бу дет осуществляться на основе комплексных це левых программ с широким применением малых и персональных ЭВМ для их отслеживания. Ста вится также задача автоматизировать все основ ные процессы и функции управления производст венно-хозяйственной деятельностью бассейна на всех уровнях. Для финансирования мероприятий научно-тех нического прогресса, а также обеспечения нор мальной работы предприятий в условиях самофи нансирования и полного хозрасчета, предполага ется добиться от Мннрыбхоза СССР права на увеличение доли прибыли, оставляемой в распо ряжении предприятий бассейна: в 13-й пятилетке до 42 процентов, в 14-й — до 44-х. в 15-й — до 45 по сравнению с 32— 35 процентами в текущей пятилетке. РЫБНЫЙ мурман А . ЗУЕВ, главный конструктор ЦПКТБ. 30сентября1988года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz