Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.

мнения > убеждетт щенки •,>г• САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МНИШ 5 И ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ Разговор вокруг хозяйственных проблем Мурманского рыбоком­ бината («РМ» № 28 от 26 азгуста «Три ступени свободы») убеди­ тельно показывает, насколько глу­ боко въелась в наше сознание привычка и мыслить, и управлять по-старому, сообразуясь с инст­ рукцией или просто мнением на­ чальства, даже вопреки действию Закона о государственном пред­ приятии. Возьмем , к пр им ер у , проблему уста новле ния п р ям ы х связей м е ж ­ ду пр ед п р и я ти ям и . С лож но с ть ее вы звана тем , что на п у ти и х со­ глаш ения в с таю т ин тересы выш е ­ с то ящ и х ор га н о в у п р а вл е н и я . К а к , в ча с тн о с ти , реали зова ть на п р а к ­ т и к е предлож ения .ры б о ко м б и н а та , .р е ш а ю щ и е да ть эфф е кт в два с л иш н им миллиона рублей , но заде ­ вающ ие ин тересы М инры б хо за СССР, ВРПО «Севрыба» и област­ н о го упр а в л е н и я тор говли? П ря ­ мо с ка ж ем , в о д и н о ч к у ко л л е к т и в у ком б и н а та с т а к и м и п р о ти в н и к ам и не с пр а в и ть ся . Здесь, н у ж н а непо ­ средственная помощ ь обществен -. • но с тй , * *■с о в е т с ки х , • п а р т и й н ы х и - п р а в о вы х -о р га н о в . Пр'ичем не ^ .только к о л л е к т и в у пр е д п р и я ти я , но и р аб о тн и кам а п п а р а та у п р а в ­ ления . Помочь управленцам изба. ' виться от их иллюзий может гла- ' сностьг Поэтому полезно прина- • родно и до конца выяснить, на­ пример, ‘что мешает областному управлению торговли не просто разрешить'— нет, сегодня этого мало, — а оказать активную по­ мощь рыбокомбинату в осущест­ влении его предложения о нала­ живании в Териберке коптильного производства, в результате чего потребители получили бы 300 тонн вкусной продукции, а комбинат и общество — прибыль вместо убытка в 300 тысяч рублей. Если это не особые интересы потреби­ телей и не государственная выго­ да, а, что вероятнее всего, узко­ ведомственные интересы, то дол­ жна в Мурманск ой области най­ тись сила, которая заставила бы их подчиниться интересам обще­ ства. То же с предложением комби­ ната отказаться от услуг «Севрыб- сбыта», сэкономив на этом 2 мил­ лиона (миллиона!) рублей. Если в его расчетах нет ошибки, то сдерживать реализацию этого предложения — значит совершать экономическое преступление. По­ нятно, что это ударяет по интере­ сам «Севрыбсбыта». Можно пред­ полагать, что, по разным с о об р а ­ жениям, это не выгодно «Севры- бе». Важно, чтобы это было вы­ годно обществу. Но «патриотично» ли ряди вы­ годы одного коллектива созда­ вать трудности другому? Прилич­ но ли стремление .к «получению прибыли любой ценой»,' как гово­ рят работники «Сев рыбы»? Да, патриотично, прилично и- объек­ тивно необходимо. Разумеется, если способы получения прибыли не противоречат действующему законодательству. Статья 1-я За ­ кона о предприятии гласит, что удовлетворение потребностей на­ родного хозяйства и граждан при минимальных затратах является главной задачей предприятия. А статья 9-я добавляет, что выше­ стоящий орган обязан обеспечи­ вать условия для их эффектив­ ной работы, строго соблюдая данные им права. «Закон о государственном пред­ приятии в настоящее время не действует в полной мере», — констатирует представитель ВРПО «Севрыба» в том же номере га­ зеты. Но почему? Неправильно связывать это с тем, что Гос­ план, Госкомтруд и другие ве­ домства еще не закончили пере­ смотр устаревших решений. Они должны были сделать эту работу до 1 января 1988 года, и если не успели — это их забота. С вступ­ лением Закона о предприятии в силу все инструкции, приказы и другие подзаконные акты по об ­ щему правилу в той мере, в ка­ кой они противоречат закону, ав­ томатически являются незаконны­ ми. Те же лица, которые равня­ ются на эти инструкции, а не не закон, становятся правонарушите­ лями со всеми вытекающими от­ сюда последствиями. Не говоря уж о том, что допускающие та­ кие проступки коммунисты явля­ ются нарушителями партийной дисциплины. В. ЛОСКУТОВ, преподаватель ММУ им. И. И. Месяцееа. Правофланговые За два десятка лет сдо-сталь хлебнул боцман морской во­ дицы, И на бортооичках ходил в море, и на больших авто­ номных. Хозяйственный человек Александр Иванович МАИ- ДРЫКПН . О его добросовестном отношении к своему делу говорят многочисленные благодарности. Ныне он — старший матрос на буксире «Быстрый». И в том, что буксир — один из лучших в иортофлоте, в том, что он действительно быстрый, немалая заслуга ветерана. Фото В. КОРЕЦКОГО. хозрасчетных судоремонтных участков преткновения Практически ни одна серьез­ ная работа не была принята с первого захода на головном предприятии. На каждый заказ требуются сопроводительная технология, чертежи, которых на СРЗ-1 нет и которые нужно па^азывать на головном пред­ приятии. Там они имеются в неограниченном количестве. Как пример можно привести изготовление контроттяжек для грузового устройства. Четыре с половиной месяца верфь от­ делывалась отписками. Нако­ нец постаоила еще одно усло­ вие — предоставить трос оп­ ределенного размера. А трос этот лежит на складе у судоре ­ монтников. И все же, несмотря на пре­ пятствия, освобождаясь от па­ лок в колесах, работоспособ­ ная бригада выполняет и пере­ выполняет задание. Удалось создать дружный коллектив из судоремонтников и членов эки­ пажа. На первом же собрании всем подробно рассказали о том, какие общие задачи, что требуется от каждого. Создали 11 звеньев на судне. Руководи­ ли ими начальники служб и опытные судоремонтники. С о ­ здали совет бригады из 11 че­ ловек: 8 представителей завода и 3 члена экипажа. После ме- ^ : я ц а работы, чтобы все вопро- *сы решались максимально де­ мократично, вышли из совета я и старший механик. При той несовершенной о р ­ ганизации судоремонта, о кото­ рой я говорил выше, от коман­ дира требуется не только уме­ ние работать, но и не бояться принимать ответственные реше­ ния. Нужны находчивость, ини­ циатива, недюжинные организа­ торские способности. И такие люди у нас есть. Это старший механик А. Семенисов, меха­ ник-наладчик Е. Флиднер, реф- механик А. Третьяков. Отлично зарекомендовал себя звенье­ вой В. Сигаев, который вошел в коллектив со своей бригадой слесарей. Много добрых слов заслужи­ вают наш парторг звеньевой Б. Щербачев, слесари И. Суч­ ков, В. Скулин, X. Ильдерханов, И. Стрельский, электромонтаж­ ник Н. Шорин, председатель совета бригады газозлектро- сварщиков Е. Зобанов. Но при комплектации брига­ ды некоторые начальники це­ хов пошли проторенной до­ рожкой: спроЕадили в нее тех, от кого хотели избавиться. Не­ удовлетворительно было по­ добрано звено судокорпусни- ков. Не было в нем лидера, специалиста высокого класса. Многие имели грубые наруше­ ния дисциплины, пьянствовали. Не случайно в течение трех месяцев из-за этого звена ли­ хорадило всю бригаду. К при­ меру, направили в бригаду су- докорпусника А. Мигунова. По­ ка он прогуливал, лечился то по справке, то по бюллетеню, накопилась пачка извещений из милиции, из общежития о том, что рабочий систематически пьет. Сейчас он уволен по со ­ ответствующей статье. Исправ­ ляется и положение в звене. Руководить им поручили А. Щербакову, который, судя по тому, как взялся за дело, порядок наведет. Срок выхода большого мо­ розильного траулера из ремон­ та первоначально был опреде­ лен 28 марта будущего года. При дефектации объем ремон­ та удалось несколько сокра­ тить. Выход из ремонта пере­ двинулся на начало февраля. Но коллектив бригады взял за ориентир еще более сжатые сроки. Предпосылки для до­ срочного окончания ремонта есть. План подрядный коллек­ тив значительно перевыполня­ ет. Опасение, правда, вызывает снабжение. Не секрет, что го­ ловное предприятие снабжает свой филиал по остаточному принципу. Так сказать, кроха­ ми «с барского стола». Поэто­ му СРЗ-1, по моему мнению, должен иметь прямой выход на управление материально- технического снабжения «Сев- , рыбы». Уверен, что, если на заводе до конца решить вопросы ма­ териального и инженерного обеспечения, то флотам ремон­ тировать на нем суда будет много выгоднее, так как стои­ мость сметного часа здесь на три рубля меньше, чем на го­ ловном предприятии. При больших объемах это вылива­ ется в миллионы рублей эко­ номии. По-видимому, чтобы сметный час «похудел» и на головном предприятии, там на­ до как следует потрясти мощ­ ный производственный и адми­ нистративный аппарат. И последнее. Как ни пара­ доксально, но судоремонтники, несмотря на сравнительно вы­ сокие заработки, в подрядные бригады не рвутся. Потому что в цехах заработок даже выше. За счет того, что ремонтиру­ ются суда с небольшими объ­ емами работ, и это позволяет регулярно получать премии за досрочность. А на таких траулерах, как наш, премия еще когда будет, да и будет ли, да и сумма ее чуть больше той, которую они получают намного чаще. Б о б ­ ще/л, есть над чем подумать. Главное же в том, что даже при таком прогрессивном ме­ тоде ремонта не работает в полную силу противозатратный механизм. Нужно пробовать переходить ко второй форме хозрасчета. Получится! Г. ЛЕЙБОВ, капитан'бригздир ПХУ-28 (БМРТ «Николай Кононсз»). Пришел ответ «Ка к я стал лишним» Под т а к и м за голов ком («РМ» N? 26 от 5 а в гу с та ) р а с с ка зы в а ­ лось о бе здуш ном о тнош ении к к у р с а н т у Р. Н. Моисееву в у п р а в ­ лении «Севрыбхолодфлот» . «Факты, изложенные d заме тке , проверены на судне и и отделе кадров. Списание на отходе с TP «Виктор Лягин» матроса P. II. Мо­ исеева. курсанта МЙИМУ. действи­ тельно имело место. Он был н а ­ правлен на ТР «Виктор Лягни* 7. толя отделом кадров без з а я в к и судовой администрации. ' В данном случае не было ука­ зано, что Р. Н. Моисеев — кур­ сант-практикант и вместо кого из членов экипажа он направляет­ ся. Такая неопределенность пред­ определила свободу действий су­ довой администрации. По состоянию на 7 июля м ор­ ской штат палубной команды ТР «Виктор Лягин» был укомплекто­ ван. Дополнительная судовая роль, в которую включили матроса 2-го класса P. II. Моисеева, поступила на судно в день отхода, т. е. 8 июля. К этому времени в составе палубной команды находилось 5 курсантов МВИМУ. направленных ранее — 5 июля, и все Л штатные должности матросов 2-го класса были заняты. Старший помощник капитана ТР «Виктор Лягин» Ф. С. Хромов не провел индивидуальной работы с вновь поступившим членом эки­ пажа, проявил голое администри­ рование. Действия старшего помощника капитана Ф. С. Хромова обсужде­ ны в службе мореплавания, он строго предупрежден, дальнейшая его работа взята на контроль. Сектору подготовки <Н. П. Под- жаров) при отделе кадров сделано предупреждение и указано на не­ согласованные действия с судовой администрацией. на серьезные упущения в работе с практиканта» В. ПОЛТАВЕЦ,. заместитель начальника уп­ равления «Севрыбхолодфлот». Уточнение Слухи, слухи... Пишу вам но поводу статьи каиитана-директора ППР «Про­ копьевск» В. Ройка «На гребне прошлого» в № 30 «Рыбного Мурмана» от 16 сентября этого года. Не берусь судить о всем, как говорится, не тот уровень, я всего лишь моторист и не могу знать всей обстановки в АЧА , о чем пишет В. Роик. Даже на­ верняка статья правильная. Ме­ ня задели некоторые неточности (мягко говоря) в отношении НИС «Артемида». В о -первы х , ка п и т а н должен бы зна ть р а з н и ц у м еж д у по и с ко вы м и на учно -исследова тельским судном , к а ко вы м и являе тся «Артемида» . В ее задачу не входила о пера тив ­ ная развед ка , и напра сно н а пи та н обижается на нас. И н у ж н ы ли эти работы го с уд а р с тв у — р еш а ть не одном у ему. Если за п л а н и р о в а ны , значи т , н у ж н ы . В о -вторы х , удивил соверш енно п рои звол ьны й набор неизвестно о ткуд а в зя ты х сведений . Б у к в а л ь ­ но: «Последнее (имеется в виду «Артемида») ум уд рило сь за пол то ­ ра месяца дважды побы ва ть в ин - пор та х на заходах» . Ну, то вар ищ и , нельзя ж е т а к ! Люди , чи тающ и е «Ры бны й М урман» , а это и ры ба ­ ми, и и х семьи , больше половины города, м о гу т подум а ть , что на «Артемиде» одни бе здельни ки и рвачи . Давайте посчитаем . Мы выш ли из М урм ан с ка б но ­ ября , н а ка н у н е пр а зд н и ка . Полто­ ра месяца переход , полмесяца ра­ бота — и за п л а н и р о в а н ны й заход в Монтсеидео для отды ха э к и п а ж а 5, С, 7 ян вар я . Затем сно ­ ва работа, переход , и в ко н ц е мар ­ та заход в Лас -Пальмас. К а к види ­ те, за о месяцев два захода , а не за полтора , к а к у тв е рж д а е т В. Ро­ и к . М ожет бы ть , он имел в виду заход в Б ра зилию в феврале, к о ­ торы й планировался , но не состо ­ ялся? Ко нельзя ж е сл у хи выда­ вать за дей стви тел ьно сть . Сегодня «Артемида» ушла в очередной рейс (кстати, без за­ хода в инпорт), и из того экипа­ жа я, возможно, сейчас один на берегу, поэтому счел необходи­ мым внести ясность в некото­ рые моменты статьи капитана В. Ройка. С уважением В. СИВКОВ, моторист НИС «Артемида» уп­ равления ссСеврыбпромразвед. как. 1 30сентябряI960 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz