Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.

4 Хозяйственный механизм перестройки: Плоды застоя «НЕ РЕКОМЕНДУЕМ, МО... ШВАРТУЙСЯ» Влияние погодных факторов на конечный результат работы многих отраслей народного хо­ зяйства ни у кого не вызыза- ет сомнений. От них во мно­ гом зависит и процесс добычи рыбы. И все же, влекомый ма­ нией величия и безграничных технических . возможностей, стремлением во что бы то ни стало избавиться от этого вли­ яния, кто-то когда-то одним росчерком пера сумел-таки во­ плотить свое желание ■жизнь. И отныне рыбаки вынуждены вести лов, невзирая ни на ка­ кие штормы, ибо из плана по добыче «штормовые» часы ; и даже недели не выбрасывают­ ся. А коль зарплата напрямую зависит от выполнения • этого показателя, то вынужденно приходится идти на риск. Время от времени в рейсе рыбаки просто вынуждены за­ ниматься грузовыми операция­ ми в открытом море. Деже в условиях портов они отнимают значительное количество вре­ мени и оплачиваются по до­ вольно высоким тарифным ставкам. В этом процессе уча­ ствует масса специальных меха­ низмов и людей. Для них уста­ новлены погодные критерии. Но все та же властная рука, тем же росчерком того же пе­ ра включила выполнение этой работы в круг служебных обя­ занностей рыбаков, совершен­ но «забыв» об оплате за ра­ боту и о том, что на ее выпол­ нение требуются долгие часы. Одним махом все включили в промысловую деятельность. «По щучьему ли велению» в море переваливаются с одного судна на другое сотни тысяч тонн груза? Заметьте, совер­ шенно бесплатно и без потерь промыслового времени. Ожи­ дание транспортов, швартовки, невозможность последней из- за все тех же погодных усло­ вий и так далее и тому подоб­ ное... Все входит в промысло­ вую работу. Нет, все же есть, оказывает­ ся/ чудеса на свете. «Благода­ ря» им, рыбаки часто рассчи­ тываются за чью-то несостоя­ тельность, а то и просто за чье-то откровенное головотяп- стзо. Морская практика относит швартовные операции в откры­ том море к явлению исключи­ тельному и крайне нежелатель­ ному. Цитирую един из документов: ^Швартовка управляемое столкновение, способное выйти яз-под контроля вследствие сте­ чения множества обстоятельств, предвидеть все без исключения которые не представляется воз­ можным». Как видим, риск — огромен. Именно поэтому лю­ бой моряк, выполнивший хотя бы несколько ус­ пешных ШвартОЕОК в открытом море, считается специалистом высокого класса. Профессионализм наших ры­ баков справедливо ценится во всем мире. Однако сценка его у нас весьма своеобразная. Требования существующих и действующих на флоте рыбной промышленности нерматизных руководящих документов наи- лучшим образом отражают ее. Разрешая швартовку, они в то же время не рекомендуют проведение ее в открытом мо­ ре. Исполнитель искусстзенно ставится в весьма щекотлизое положение^ не рекомендуем, но швартуйся. И немудрено, что заходы в родной порт ча­ сто превращаются в кошмар. Целая армия проверяющих и инспектирующих не покидает судно с момента шзартсски к причалу до самого отхода. Им нет никакого дела до того, что рыбаки пришли отдохнуть. Они отрабатывают свою зарплату: тщательно перелистывают де­ сятки журналов, ведущихся на судне, сверяют записи, смот­ рят акты и мероприятия. Упа­ си бог не предъявить какие- либо бумажки или же допус­ тить описку хотя бы в одном из журналов. Подобное тут же классифицируется как «предпо­ сылка к аварии», и незамедли­ тельно следуют соответствую­ щие оргвыводы. Невольно приходится восхи­ щаться изобретательностью людей, которые, оказавшись под угрозой остаться без ра ­ боты, придумали этот термин. ' Теперь они «без хлеба не останутся». Ведь к «предпо­ сылке» можно отнести все, на­ чиная от отсутствия какой-ли­ б о записи в журнале и кончая тем, что человек вообще нахо­ дится на судне в морских ус­ ловиях. Дело дошло до абсурда: ес­ ли принимать во внимание все вскрытые «предпосылки», то создается впечатление, что на флоте — одни преступники и безответственные люди, так и норовящие топить суда, жечь их или калечить личный состав. Большая часть проверенных су­ дов должна непременно уто­ нуть, не отходя от причала, и уж выходить рыбаку в море ни-ни. Спору нет: на флоте еще далеко до идеального благополучия. Всем это хоро ­ шо известно. В сложном судо­ вом хозяйстве море бумаг, в котором «утонешь», и всегда при желании можно найти что- то да не то. И находят. Ну а если случается, что не нашли, то винят в этом проверяющих: плохо работали. В самом деле: требования руководящих документов тако­ вы, что сплошь и рядом выпол­ няя одно, человек уже просто физически не в состоянии за­ ниматься другим. Особенно тя­ жело судоводителям. Изучив несколько десятков подобных инструкций, приказов, поста­ новлений, каждый и3 которых по объему равен книге сред­ них размеров, штурманов уже не покидает чувство постоян­ ной виновности. Всегда прихо­ дится что-то, да забывать. С о ­ здается впечатление, что раз ­ работчики, сотворяя каждую бумагу в отдельности, абсо ­ лютно не интересовались со ­ держанием других действую­ щих документов. Таким об р а ­ зом, мы имеем дело не с ди­ летантами и неучами, не же­ лающими выполнять возложен­ ные на них обязанности, а с искусственно созданной ситуа­ цией, в которой исполнитель непременно будет виновником в любом случае. Это очень удобно для всех, кроме самих исполнителей. Правовая неза­ щищенность и откровенная с о ­ циальная несправедливость по отношению к рыбаку сегодня очезидиы. После публикации серии ста­ тей начальника промрайона И. Е. Дегтярева и выступления на страницах «Рыбного Мурма­ на» председателя Мурманско­ го горисполкома В. И. Горяч­ кина, побывавшего в районе промысла, рыбаки позер или: их чаяния, тревоги, заботы и нужды, наконец, став достоя­ нием широкого круга общест­ венности, отныне — не «глас вопиющих в пустыне». Они на­ деются на скорые перемены. М . ЛУКАШЕВИЧ, капитан СТМ «Онежский» Мурманского тралового флота. З АДУМЫВАЯСЬ об от­ расли в целом, специа­ листы ЦПКТБ думают преж­ де всего о нынешней, десяти­ летиями сложившейся струк­ туре инженерно-конструктор­ ского обеспечения ремонта, модернизации и эксплуата­ ции флота. Сегодня в этом направле­ нии работают вместе с судо­ владельцами и ЦПКТБ. и Мурманское отделение и н ­ ститута « Гипрорыбфлот». Непосредственное подчи­ нение «Севрыбе> часто за­ ставляет ЦПКТБ работать в напряженном темпе оператив­ ных заданий, стиль же гииро- рыбфлотовцев более акаде­ мичен. Но работу делают .род­ ственную. а подчас и одина­ ковую. Например, поблему дооборудования судов средст­ вами ПЗМ вели параллельно, осуществляя проекты на уста­ новку одинакового оборудо­ вания на различные суда. Та­ ким ше образом разрабаты­ вались и рагзрабатываются проекты на модернизацию систем водоснабжения, заме­ ну судовых электростанции, средств радиосвязи и навига­ ции и тому подобное. Есть ли конкурентность, состязательность в этой ра­ боте? На мой взгляд, вряд ли, ибо модернизация прово­ дится при неуклонном соблю­ дении правил Регистра СССР и других надзорных органов, а однозначность поставлен­ ной задачи заставляет ре­ шать ее одним, технически верным и целесообразным пу­ тем. Издержки же от подоб­ ного параллелизма зачастую бывают налицо, особенно ко­ гда на одном и том же ко­ рабле одновременно внедря­ ются проекты, изготовлен­ ные в разных организациях. Современная обстановка складывается так, что боль­ шого поступления судов из новострол не предвидится, а многие работающие ныне бу­ дут эксплуатироваться даже в XX I веке. Для поддержа­ ния их потребуется значи­ тельный объем модерниза­ ции. Вот здесь и встанет со всей очевидностью вопрос о консолидации конструктор- Только сообща «Слабости мощного кулака» — так называлась статья ди­ ректора Мурманского отделения института «Гипрорыбфлот» Е. И. Покромкина («РМ» № 26 от 5 августа). В ней он вы­ ступал против слияния этой организации с ЦПКТБ. Сегод­ ня мы публикуем иное мнение. ских сил, об исключении вся­ кого дублирования. Заставляет задуматься и кадровый вопрос. Было вре- Л 1 я, когда конструкторские организации рыбной отрасли были единственными в го­ роде, что, естественно, при­ вязывало люден к своему кульману почти навечно. По­ явившиеся в последние годы в Мурманске различные про­ ектные, конструкторские и даже научно-исследователь­ ские организации других ми­ нистерств и ведомств вызва­ ли отток специалистов из на­ шей промышленности. Кон­ структоры .высоких катего­ рий за это время постарели и многие подходят к пенсион­ ному рубежу. А тут еще по­ явились и ограничении на прием из других городов. Рассматривая проблему всесторонне, следует отме­ тить, что у единой организа­ ции будут большие возмож-. ности для решения социаль­ ных вопросов: из заработан­ ных средств делать отчисле­ ния на строительство жилья, дошкольных учреждений и пионерских лагерей, а может быть, и построить специаль­ но здание для организации, которого до сих пор не име­ ют ни ЦПКТБ, ни Мурман­ ское отделение института « Гипрорыбфлот». Еще один, может быть, не­ ожиданный аспект проблемы. Переход на самофинанси­ рование и самоокупаемость ударил по портфелю конст­ рукторских организаций — предприятия <.Севрыбы» ста­ ли заказывать меньше работ. И поэтому ее ищут за преде­ лами Мурманска, в частно­ сти, гнпрорьгбфлотовцы за­ ключают договоры с пред­ приятиями «Дальрыбы» и направляют на Дальний Во­ сток специалистов. Поэтому, может быть, сле­ дует рассмотреть вопрос о создании единого проектно- конструкторского объедине­ ния Северного региона? Что­ бы, не выезжая в поисках работы за пределы области, квалифицированно, оператив­ но и па высоком уровне до. шать возникающие проблемы по модернизации и ремонту флотов рыбаков, геологов, нефтяников и т. п. Ведь это позволит, кроме сокращения административно - управлен­ ческого, в том числе' и бюро­ кратического аппарата, объе­ динить и усилить информа­ ционные службы, архивы тех­ нической документации, с большим эффектом заняться компьютеризацией, словом, более полно использовать по­ тенциал конструкторского, инженерно-технического кор­ пуса на нужды города и об­ ласти. Трудно будет перестраи­ ваться? Д а / трудно: нару­ шать привычныи уклад, от­ казываться от стереотипов, впитывать новое. Но пусть сам смысл, заложенный в слово «конструктор», позво­ лит осуществить эту работу с наименьшими издержками и наибольшим эффектом, при заинтересованном у ч а с т ^ сторон и поддержке «вер­ хов». Г. м о х о в , заведующий сектором мо ­ дернизации судов и судо­ вых систем, председатель совета трудового коллекти­ ва ЦПКТБ. I f ОЭФФИЦИЕНТ безуча- стия» — так называлась статья («РМ» № 24 от 22 ию ­ ля), в которой рассказывалось о проблемах становления под ­ рядных хозрасчетных участков ка Мурманской судоверфи. Хочу продолжить эту тему, исходя из собственного опыта, накопленного во время работы в подрядном хозрасчетном участке (ПХУ). Начну с конференции, на ко­ торой обобщались результаты работы подрядных коллективов с привлечением экипажей су­ дов. Проходила она на судо­ верфи в начале июня. Стран­ ным показалось, что организа­ тором этого форума была «Севрыба», но ни одного пред­ ставителя от объединения не было. Вообще, А',не кажется, не получилась она, как задумы­ валась. Не было подробного анализа работы ПХУ на уже ушедших в море судах. У участников кон­ ференции осталось чувство не­ удовлетворенности. По многим проблемам их мнения раздели­ лись, но в одном сошлись представители судовых экипа­ жей — «Временное положение» о подрядных коллективах их не устраивает. Сейчас родилось новое положение, но опять же в недрах ОТиЗ головного пред­ приятия, без участия флотов. От предыдущего ничем не от­ личается. В газете «Судоре­ монтник» оно публиковалось, но не как проект, не в порядке обсуждения, а как истина в по- К вопросу о становлении подрядных Камни следней инстанции. Как руко­ водство к неукоснительному исполнению. Мне удалось-таки познакомиться с документом пораньше, и я категорически был против некоторых положе­ ний. Одним из камней преткнове­ ния, как уже отмечалось в еже ­ недельнике, стал коэффициент трудового участия. Поскольку бумагу сочиняли люди, близкие к судоремонту, то они психо­ логически не были готовы к тому, чтобы экипажи подклю­ чить к работе в полную силу. Положение отводит членам экипажа подсобную роль. Так командирам судовых команд базовый коэффициент — 0,25, рядовым — 0,5, а судоремонт­ никам — 1. Мы же в своем подрядном коллективе все переиначили. И, несмотря на упорное сопро ­ тивление ОТиЗа головного предприятия, на бригадном с о ­ брании установили всем б а з о ­ вый коэффициент, равный еди­ нице. Не только весь подряд­ ный коллектив, но и звенья имели право распределять КТУ по своему усмотрению. К при­ меру, в звене — 8 человек.4 Двое из них — в отпуске. При выполнении плана, рассчитан­ ного на это количество людей, звено делит КТУ на 8 единиц. Хотелось бы остановиться на комплектации бригады. Идеаль­ ный случай, когда в составе экипажа участвуют те, кто пой­ дет на ремонтируемом трауле­ ре в море. Но подобрать такой состав практически невозмож­ но. И только потому, что моря ­ ки не знают специфики судо­ ремонта, его технологии, взаиТ^ моотношений с судоремонт­ ным предприятием, с системой снабжения. Могу уверенно сказать, что нашему подрядному коллекти­ ву удалось решить значитель­ ную часть проблем из тех, что не решались в предыдущих хозрасчетных участках. А р а б о ­ тать приходится в условиях, да­ леких от идеальных. Трудно сравнивать услозия на голов­ ном предприятии и на СРЗ-1. Дело в том, что завод до сих пор занимается лишь межрей- совым ремонтом. А став на ка­ питальный с объемом в 313 ты­ сяч сметных часов, мы вынуж­ дены были качественно менять на заводе решение многих во­ просов. Ни о какой «зеленой» дороге для нас нет и не было речи. Многое из того, что можно решать быстро, опера­ тивно, требует нудного и дол­ гого согласования. По-прежне­ му в этом задействована масса людей, которые не дают сло­ мать годами сложившуюся бю- ^ рократическую машину.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz