Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.
* 14 Страница репортера Г ] ' I ' i I t 1 : Короткой — ------------------- строкой К б у д у щ е й в ы с т а в к е Зональная выставка «Совет ский Север» откроется в Мур манске осенью будущего года. В ней примут участие 9 горо дов Северо-Западной зоны. А вчера заседал выставком, ко торый отобрал лучшие работы мурманских художников, дал рекомендации на заключение творческих догэзэрэз. Н о в и н к а р ы б о к о м б и н а т а «Рыба океаническая в майо- незном соусе» буквально пре образила вкус ставриды. Ори гинальная разработка «Севтех. рыбпрома», воплощенная pbii бообработчиками консервного завода в жизнь, рекламирова лась в магазине «Нептун» во время дегустации. Как выясни лось, новинка — удачный инг редиент многих салатоз. Н а г а с т р о л и в Р - о в а н и е м и Часть труппы Мурманского областного кукольного театра выехала ■ Финляндию по при глашению муниципалитета го- рода-побратима. Артисты уча ствуют ■ национальном празд нике «Осенняя ярмарка». О ч е р е д и с т а н у т к о р о ч е ? Исполком областного Сове та народных депутатов ра з ре шил торговым организациям продавать сухие вина, шампан ское, коньяк и пиво в продо вольственных магазинах. Осень уходит... Таким общим заголовком можно объединить две эти фотогра фии нашего внештатного фотокорреспондента В. БАСОВА и В. КОРЕЦКОГО. Пустеют леса, все больше золотого и багряного наряда де ревьев остается на земле, все реже стало вот таких «вылазок» в лес. А уж грибников и вовсе не видать. Кончилось их время: заморозки.., ^ Ж Сч-Л 'У- ' . 4 ----------- Город и горожане --------------------- Спросите у Долинина — Остановка «Магазин «Океан». Переход на улицу Пономарева. Павел Акимович Пономарев — старейший по лярный капитан, первый ка питан атомного ледокола «Ленин». Голос из троллейбусного репродуктора заставил недо уменно оглянуться. Да, это говорил водитель. Странно. И положенных объявлений оста новок не всегда дождешься, а тут... Через пару минут новая неожиданность. — Товарищи пассажиры, в воскресенье «Радионяня» 'за дала ребятишкам загадку. По пробуйте ее отгадать. Вот эта загадка: что у цапли на носу, а у зайца на хвосте? Ответ я скажу на следующей остановке. Бог ты мой, что еще за ду рацкие цапли! Люди с рабо ты едут, голова забита: ре бенка из яслей забрать, хле ба купить, в прочечную ус петь, в мастерской наверняка очередь... Ломай еще бедную свою забитую голову над за гадками! Детскими! Взрослых загадок мало нам подкидыва ет жизнь... А в самом деле, что у этой несчастной цапли на носу? Ну-ка... Однако времени не хвата ет. Когда троллейбус откаты вает от следующей останов ки, вновь из репродуктора слышится голос водителя, по вторяющего загадку. — Ответ такой: у цапли на носу, а у зайца на хвосте — буква «ц». Не знаю, кому как, а мне с трудом удалось удержаться от смешка. Но — удалось. Как-то неудобно смеяться в общественном транспорте. Не привычно. Он нас приучил совсем к другим эмоциям. — Товарищи пассажиры, второго октября в стране от мечается День учителя. Не забудьте поздравить с празд ником своих любимых учите лей. Любимые учителя... Не вольно в памяти возникают лица, имена, голоса, которых не слышал ох как давно... Однако — стоп, приехали. Соскакиваешь с подножки под кислое сентябрьское небо. Впрочем, не такое уж оно и хмурое, как казалось пятна дцать минут назад. Не так зябок ветер, не так тоскливы предстоящие заботы! А что случилось? Да ничего. Не сколько слов, сказанных меж ду делом и не в ущерб ему. Немного доброжелательности и заботы. Так, оказывается, просто. В диспетчерской назвали имя водителя той самой «ше стерки» — Владимир Влади мирович Долинин. Ему три— дцать три года, водит трол-^ лейбус уже двенадцать лет. Но есть* и другие, поддержав шие, так сказать, почин. Это водители Лидия Михайловна Богачева, Андрей Владими рович Ступин, Владимир Иванович Дубинин. Не часто, правда, но приходят благо дарности этим людям. Конечно, на настроение мурманчан больше бы по влияло увеличение троллей бусов и автобусов на линиях. Это как* пить дать. Только и доброе слово имеет-такн це ну. А то что-то, .товарищи пассажиры, читатели, покупа- ■ тели и продавцы, контролеры и контролируемые, что-то ни как не можем мы уразуметь простенькую житейскую ф ор мулу, выведенную века че тыре тому назад великим ис- ' панцем, автором «Дон Кихо- ’ та». В не столь давние годы ее можно было встретить *на плакатике чуть не в каждом магазине. А проку — чуть. Не запоминается. . т £ «Ничто не стоит так деше во и не ценится так дорого, как...» Как — что? Предупреж даю, к кооперативам это от ношения не имеет. Если попадете в троллей бус к Долинину, то на оста новке, так, чтобы не мешать никому, постучите в окошко, спросите ответ. Долинин знает. В. николин. Что за фильм? В ОДНУ из недавних суб бот по местному теле видению был ноказан доку ментальный фильм «И все-та ки море...» Фильм о рыбаках. Откровенный, может быть, да же непривычно резкий, он сразу нашел отклик в серд цах рыбаков. Онн к нам при ходили, делились впечатле ниями. Просили рассказать подробнее, как создавался фильм. Предлагаем вашему вниманию беседу нашего кор респондента с режиссером этого фильма Феликсом Бо рисовичем ШВАРЦЕМ . — Наше телевидение уж е со здавало фильмы о ры б а ка х . В чем, по -ваш ему, п р и н ц и п и а л ь ное отличие ны н еш н е го фильма от тех? — Эта картина предельно откровенна. Раньше мы тоже снимали рыбаков, «пашу щих* под ледяными струями. Говорили об их трудностях. Но все это, образно говоря, под бравурный марш. Де скать. вот онн. наши молод цы. Выносливые, трудолюби вые, все им нипочем. Планам уделяли много .места. Выпол нили. мол, и перевыполнили. Этот фильм --- спокойней. Тяжелей. Идет рыбак в море — что имеет? Адский труд. Нелепое сокращение экипа жей. Устаревшую технику. Сошел рыбак на берег — что имеет? Тесное, норой небла «И все-таки море» гоустроенное жилье. Отвык ших от него за постоянные отлучки из дома детей. И за работок все меньше. Один ге рой говорит: «У меня есть Друг на берегу. Докером р а ботает. Он больше меня полу чает. Или так же, как я, 600- 700 рублей в месяц»... — Мы в «Рыбном Мурмане» тоже стараемся не у п у с к а т ь эти проблемы из поля зрения . Да и сами м ор я ки не дадут нам о ни х забы ть . Тоже пиш ем обо всем. Но мы всегда предпола гаем, что буд ут п р и н я ты ка ки е - то но н кре тны е меры . Ка кова цель ваше го фильма? — Знаете, меня, честно го воря, уже пугает шквал обли чительных и разоблачающих материалов. Думаю, поигра ем мы с гласностью, как из голодавшиеся, а дальше что? Вот вы пишете, а многое меняется? Не многое. Как рыбак ждал очередь на квар тиру по 20 лет. так и ждет. Наверное, наша с вами за дача (а наша уж точно) — обозначить проблему. Заост рить на чем-то внимание. Еще раз напомнить людям, как* живут, как тяжело жи вут и трудятся рыбаки. — К а к вы считаете , вы все свои за д ум ки реализовали ■ картине? Или что -то не удалось? Ч у в с тв ую по р а з го вор у , что вы работой в общем-то довольны ... — В общем-то — да. Но не до конца. До конца быть во всем довольным страшно. Сразу хочу уточнить: это не только .моя работа, нас был целый творческий коллектив: сценаристы Татьяна Василь евская, Валерий Мисников и я, оператор Евгений Абрамов, звукооператоры Валентин По пов и Виолетта Бородина. Так что доволен я нашей об щей работой. Что помешало — плохая пленка. Пленка — друг наш и вра/г наш. Много хорошего отсняли — и опять же много оказалось в браке. Жалко. Вот у нас был отснят раз говор с чрезвычайно интерес ным человеком — капитаном ПСТ «Зеленокумск» Нико лаем Артемьевичем Липи ным. Говорил заинтересован но. с болью. Большая часть этой пленки пропала. Что еще. Конечно, хоте лось бы побывать не только на ПСТ. но и на других су дах. не только в Баренцевом и Норвежском морях, но и в других районах промысла. — К а к у ю и с т и н у ли чно для себя вы уя снйли , ставя э т у к а р тину? — Один герой, который рассказывал нам о проблемах рыбаков (о своих проблемах), сказал, что если бы знал о них и если бы пришлось все начать сначала, — снова бы выбрал море. Поэтому и на звание фильма — «И все-та ки море». Рыбак предан мо рю, болеет им — как бы тя жело ни было. А там ой как тяжело, и, никакая голая ро мантика не помогает. Поэто му истиной была наша ф ра за. что романтика должна быть социально защищена. Я лично очень люблю мо ряков. Отношусь к ним тре петно. Был в Арктике, с ры баками в море. Когда у нас в стране не хватает того, се го, пятого, десятого, я еще могу примириться с мыслью, что не хватает инженерам, учителю, работнику телевиде ния. Но когда не хватает ры бакам. когда они ущемлены, они. которые и так полжизни проводят в экстремальных ус ловиях, — я этого принять не могу. Как это так — в ры бацком городе рыбак ждет квартиру 20 лет? Кто же тогда получает раньше? Один моторист (к сожалению, и этот кадр не попал в фильм) признался, что на флоте на до отработать 15 лет, и толь ко после этого с тобой нач нут разговаривать о жилье.?' Будучи в море, мы еще раз убедились, что сокращение экипажей — затея нелепая. Парадокс: этот метод хорош, когда нет рыбы. Если рыба пошла (не дай бог!), на паро- ходе не успеют ее обрабо тать. Не* смогут физически. — В фильме прин ял уча с тие М. И. Ка р гин ... * — Он высказывал инте ресные мысли по экологии, по судостроению. Действи- ; тельно, мы не развиваем соб- • ствениое судостроение. Поку паем пароходы за валюту, а что имеем? Вот недавно трал- флот пополнился супертрау лером «Александр Косарев». Проект его устарел. Ни авто матики. ни новейших прибо- • ров. Зачем мы это купили? — И последний вопрос. Ваша нар тина п р и н я та к п о ка з у на Центральном телевидении . Это обычная судьба работ м естны х авторов? — Пожалуй, да. А вот не- . обычность в том, что она при- » нята к тиражированию, — бу- . дет показываться на другнЛЫ местных телестудиях страны, j 23сентября1388года IРЫБНЫЙМУРМДН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz