Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.

* 14 Страница репортера Г ] ' I ' i I t 1 : Короткой — ------------------- строкой К б у д у щ е й в ы с т а в к е Зональная выставка «Совет­ ский Север» откроется в Мур­ манске осенью будущего года. В ней примут участие 9 горо­ дов Северо-Западной зоны. А вчера заседал выставком, ко­ торый отобрал лучшие работы мурманских художников, дал рекомендации на заключение творческих догэзэрэз. Н о в и н к а р ы б о к о м б и н а т а «Рыба океаническая в майо- незном соусе» буквально пре­ образила вкус ставриды. Ори ­ гинальная разработка «Севтех. рыбпрома», воплощенная pbii бообработчиками консервного завода в жизнь, рекламирова­ лась в магазине «Нептун» во время дегустации. Как выясни­ лось, новинка — удачный инг­ редиент многих салатоз. Н а г а с т р о л и в Р - о в а н и е м и Часть труппы Мурманского областного кукольного театра выехала ■ Финляндию по при­ глашению муниципалитета го- рода-побратима. Артисты уча­ ствуют ■ национальном празд­ нике «Осенняя ярмарка». О ч е р е д и с т а н у т к о р о ч е ? Исполком областного Сове­ та народных депутатов ра з ре ­ шил торговым организациям продавать сухие вина, шампан­ ское, коньяк и пиво в продо­ вольственных магазинах. Осень уходит... Таким общим заголовком можно объединить две эти фотогра­ фии нашего внештатного фотокорреспондента В. БАСОВА и В. КОРЕЦКОГО. Пустеют леса, все больше золотого и багряного наряда де­ ревьев остается на земле, все реже стало вот таких «вылазок» в лес. А уж грибников и вовсе не видать. Кончилось их время: заморозки.., ^ Ж Сч-Л 'У- ' . 4 ----------- Город и горожане --------------------- Спросите у Долинина — Остановка «Магазин «Океан». Переход на улицу Пономарева. Павел Акимович Пономарев — старейший по­ лярный капитан, первый ка­ питан атомного ледокола «Ленин». Голос из троллейбусного репродуктора заставил недо­ уменно оглянуться. Да, это говорил водитель. Странно. И положенных объявлений оста­ новок не всегда дождешься, а тут... Через пару минут новая неожиданность. — Товарищи пассажиры, в воскресенье «Радионяня» 'за­ дала ребятишкам загадку. По­ пробуйте ее отгадать. Вот эта загадка: что у цапли на носу, а у зайца на хвосте? Ответ я скажу на следующей остановке. Бог ты мой, что еще за ду­ рацкие цапли! Люди с рабо­ ты едут, голова забита: ре­ бенка из яслей забрать, хле­ ба купить, в прочечную ус­ петь, в мастерской наверняка очередь... Ломай еще бедную свою забитую голову над за­ гадками! Детскими! Взрослых загадок мало нам подкидыва­ ет жизнь... А в самом деле, что у этой несчастной цапли на носу? Ну-ка... Однако времени не хвата­ ет. Когда троллейбус откаты­ вает от следующей останов­ ки, вновь из репродуктора слышится голос водителя, по­ вторяющего загадку. — Ответ такой: у цапли на носу, а у зайца на хвосте — буква «ц». Не знаю, кому как, а мне с трудом удалось удержаться от смешка. Но — удалось. Как-то неудобно смеяться в общественном транспорте. Не­ привычно. Он нас приучил совсем к другим эмоциям. — Товарищи пассажиры, второго октября в стране от­ мечается День учителя. Не забудьте поздравить с празд­ ником своих любимых учите­ лей. Любимые учителя... Не­ вольно в памяти возникают лица, имена, голоса, которых не слышал ох как давно... Однако — стоп, приехали. Соскакиваешь с подножки под кислое сентябрьское небо. Впрочем, не такое уж оно и хмурое, как казалось пятна­ дцать минут назад. Не так зябок ветер, не так тоскливы предстоящие заботы! А что случилось? Да ничего. Не­ сколько слов, сказанных меж­ ду делом и не в ущерб ему. Немного доброжелательности и заботы. Так, оказывается, просто. В диспетчерской назвали имя водителя той самой «ше­ стерки» — Владимир Влади­ мирович Долинин. Ему три— дцать три года, водит трол-^ лейбус уже двенадцать лет. Но есть* и другие, поддержав­ шие, так сказать, почин. Это водители Лидия Михайловна Богачева, Андрей Владими­ рович Ступин, Владимир Иванович Дубинин. Не часто, правда, но приходят благо­ дарности этим людям. Конечно, на настроение мурманчан больше бы по­ влияло увеличение троллей­ бусов и автобусов на линиях. Это как* пить дать. Только и доброе слово имеет-такн це­ ну. А то что-то, .товарищи пассажиры, читатели, покупа- ■ тели и продавцы, контролеры и контролируемые, что-то ни­ как не можем мы уразуметь простенькую житейскую ф ор ­ мулу, выведенную века че­ тыре тому назад великим ис- ' панцем, автором «Дон Кихо- ’ та». В не столь давние годы ее можно было встретить *на плакатике чуть не в каждом магазине. А проку — чуть. Не запоминается. . т £ «Ничто не стоит так деше­ во и не ценится так дорого, как...» Как — что? Предупреж­ даю, к кооперативам это от­ ношения не имеет. Если попадете в троллей­ бус к Долинину, то на оста­ новке, так, чтобы не мешать никому, постучите в окошко, спросите ответ. Долинин знает. В. николин. Что за фильм? В ОДНУ из недавних суб­ бот по местному теле­ видению был ноказан доку­ ментальный фильм «И все-та­ ки море...» Фильм о рыбаках. Откровенный, может быть, да­ же непривычно резкий, он сразу нашел отклик в серд­ цах рыбаков. Онн к нам при­ ходили, делились впечатле­ ниями. Просили рассказать подробнее, как создавался фильм. Предлагаем вашему вниманию беседу нашего кор­ респондента с режиссером этого фильма Феликсом Бо­ рисовичем ШВАРЦЕМ . — Наше телевидение уж е со­ здавало фильмы о ры б а ка х . В чем, по -ваш ему, п р и н ц и п и а л ь ­ ное отличие ны н еш н е го фильма от тех? — Эта картина предельно откровенна. Раньше мы тоже снимали рыбаков, «пашу­ щих* под ледяными струями. Говорили об их трудностях. Но все это, образно говоря, под бравурный марш. Де­ скать. вот онн. наши молод­ цы. Выносливые, трудолюби­ вые, все им нипочем. Планам уделяли много .места. Выпол­ нили. мол, и перевыполнили. Этот фильм --- спокойней. Тяжелей. Идет рыбак в море — что имеет? Адский труд. Нелепое сокращение экипа­ жей. Устаревшую технику. Сошел рыбак на берег — что имеет? Тесное, норой небла­ «И все-таки море» гоустроенное жилье. Отвык­ ших от него за постоянные отлучки из дома детей. И за­ работок все меньше. Один ге­ рой говорит: «У меня есть Друг на берегу. Докером р а ­ ботает. Он больше меня полу­ чает. Или так же, как я, 600- 700 рублей в месяц»... — Мы в «Рыбном Мурмане» тоже стараемся не у п у с к а т ь эти проблемы из поля зрения . Да и сами м ор я ки не дадут нам о ни х забы ть . Тоже пиш ем обо всем. Но мы всегда предпола ­ гаем, что буд ут п р и н я ты ка ки е - то но н кре тны е меры . Ка кова цель ваше го фильма? — Знаете, меня, честно го­ воря, уже пугает шквал обли­ чительных и разоблачающих материалов. Думаю, поигра­ ем мы с гласностью, как из­ голодавшиеся, а дальше что? Вот вы пишете, а многое меняется? Не многое. Как рыбак ждал очередь на квар­ тиру по 20 лет. так и ждет. Наверное, наша с вами за­ дача (а наша уж точно) — обозначить проблему. Заост­ рить на чем-то внимание. Еще раз напомнить людям, как* живут, как тяжело жи­ вут и трудятся рыбаки. — К а к вы считаете , вы все свои за д ум ки реализовали ■ картине? Или что -то не удалось? Ч у в с тв ую по р а з го вор у , что вы работой в общем-то довольны ... — В общем-то — да. Но не до конца. До конца быть во всем довольным страшно. Сразу хочу уточнить: это не только .моя работа, нас был целый творческий коллектив: сценаристы Татьяна Василь­ евская, Валерий Мисников и я, оператор Евгений Абрамов, звукооператоры Валентин По­ пов и Виолетта Бородина. Так что доволен я нашей об­ щей работой. Что помешало — плохая пленка. Пленка — друг наш и вра/г наш. Много хорошего отсняли — и опять же много оказалось в браке. Жалко. Вот у нас был отснят раз­ говор с чрезвычайно интерес­ ным человеком — капитаном ПСТ «Зеленокумск» Нико­ лаем Артемьевичем Липи­ ным. Говорил заинтересован­ но. с болью. Большая часть этой пленки пропала. Что еще. Конечно, хоте­ лось бы побывать не только на ПСТ. но и на других су­ дах. не только в Баренцевом и Норвежском морях, но и в других районах промысла. — К а к у ю и с т и н у ли чно для себя вы уя снйли , ставя э т у к а р ­ тину? — Один герой, который рассказывал нам о проблемах рыбаков (о своих проблемах), сказал, что если бы знал о них и если бы пришлось все начать сначала, — снова бы выбрал море. Поэтому и на­ звание фильма — «И все-та­ ки море». Рыбак предан мо­ рю, болеет им — как бы тя­ жело ни было. А там ой как тяжело, и, никакая голая ро­ мантика не помогает. Поэто­ му истиной была наша ф ра ­ за. что романтика должна быть социально защищена. Я лично очень люблю мо­ ряков. Отношусь к ним тре­ петно. Был в Арктике, с ры­ баками в море. Когда у нас в стране не хватает того, се­ го, пятого, десятого, я еще могу примириться с мыслью, что не хватает инженерам, учителю, работнику телевиде­ ния. Но когда не хватает ры­ бакам. когда они ущемлены, они. которые и так полжизни проводят в экстремальных ус­ ловиях, — я этого принять не могу. Как это так — в ры­ бацком городе рыбак ждет квартиру 20 лет? Кто же тогда получает раньше? Один моторист (к сожалению, и этот кадр не попал в фильм) признался, что на флоте на­ до отработать 15 лет, и толь­ ко после этого с тобой нач­ нут разговаривать о жилье.?' Будучи в море, мы еще раз убедились, что сокращение экипажей — затея нелепая. Парадокс: этот метод хорош, когда нет рыбы. Если рыба пошла (не дай бог!), на паро- ходе не успеют ее обрабо­ тать. Не* смогут физически. — В фильме прин ял уча с тие М. И. Ка р гин ... * — Он высказывал инте­ ресные мысли по экологии, по судостроению. Действи- ; тельно, мы не развиваем соб- • ствениое судостроение. Поку­ паем пароходы за валюту, а что имеем? Вот недавно трал- флот пополнился супертрау­ лером «Александр Косарев». Проект его устарел. Ни авто­ матики. ни новейших прибо- • ров. Зачем мы это купили? — И последний вопрос. Ваша нар тина п р и н я та к п о ка з у на Центральном телевидении . Это обычная судьба работ м естны х авторов? — Пожалуй, да. А вот не- . обычность в том, что она при- » нята к тиражированию, — бу- . дет показываться на другнЛЫ местных телестудиях страны, j 23сентября1388года IРЫБНЫЙМУРМДН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz